Биографии Характеристики Анализ

Любовная лирика Маяковского. Любовная лирика в творчестве Маяковского

Реферат

на тему: «Лирика Маяковского»

Выполнил: Гордиевский Андрей

Решив написать о Маяковском и его лирике, я расскажу, что такое лирика. Лирика - это содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах, который охватывает множество стихотворных жанров, например.: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

Через четыре года

здесь будет

город-сад!

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"(1926г.) и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает...в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"(1929 г). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта

Итак, лирика не мыслится Маяковским вне поэзии, вне стиха. Настоящего стиха, настоящей поэзии нет вне лирики. В лирике, в лирическом начале - подлинная суть поэзии. А лирческое начало - это для Маяковского действенное начало, лирическая - наиболее активный по отношению к читателю род художественного творчества. Предельную активность подлинной лирики Маяковского и называет «тенденцией», или «агитацией».

Поэзия, ничего не утверждающая, не возбуждающая, а лишь констатирующая и регистрирующая впечатления и эмоции (вспомним: «Все входящие срифмуют впечатления и печатают в журнале в исходящем»), для Маяковского не поэзия, потому что она не лирика. В этом суть приведенного выше полемического тезиса. Этот тезис отрицание, а, напротив, предельное утверждение лирического начала, как начала, формирующего стих. Требуя от поэзии «тенденции», Маяковский, по существу, требует от нее силы лирического утверждения своего идеала, высокой поэтической действенности, иначе говоря, высокой степени нормативности. Разумеется, нормативность (соотнесения с «нормой», с должным, высоким, прекрасным присуща не только лирике, но вообще искусству. Однако в лирике, в поэзии, в стихе она, как правило, выражена обнаженнее, непосредственнее, чем в эпосе, в повествовании, в прозе. Полушутливой ссылкой на Лермонтова Маяковский подчеркивает, что его стихи отличаются от стихов классиков не тем, что в них есть «тенденция» т.е. активное утверждения «идеала», некоей высокой нормы человеческого мировосприятия и поведения (это есть и у поэтов прошлого), а тем, какова эта «тенденция», тем, что идеал, норма, представление о прекрасном для него неразрывно связаны с идеей коммунизма, воспринимаемой не только в социально- этическом плане, но и в эстетическом:

Я меряю по коммуне стихов сорта,

в коммуну душа потому влюблена,

что коммуна, по-моему, огромная высота.

Что коммуна, по-моему, глубочайшая глубина.

У Маяковского есть три типа лирики: лирика на тему революция, патриотическая лирика и лирика на тему труда. На пике острейших социально-политических перемен, связанных с революционными событиями, поэт выдвигает тему революции на передний план. Так у Маяковского рождается революционная лирика. Поэт стремится быть нужным своему народу и большевистской партии, которая, в его понимании, воплощает и отстаивает народные интересы.

В.Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника». Как видим, Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные истирико-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенномти-поэтическая0 хроника может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

Многочисленные повторы призваны подчеркнуть эту важнейшую мысль в стихотворении. Последняя же строфа произведения полемично направлена в адрес тех, кто считал социалистические идеи ересью и отказывался верить в их быстрое воплощение. Подобные же мотивы слышны в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей. Сделав пропаганду коммунистических идей одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог, не мог писать о руководителе большевиков. В.И.Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений. Автор пытался больше осветить не биографию вождя, а ленинское дело. Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью. В заключение поэмы Маяковский описывает горе утраты, которое испытал советский народ в 1924 году, когда Ленина не стало. В творчестве Маяковского революция отождествляется с прекрасной и долгожданной весной, с новой эрой в истории человечества. Право занять достойное место в ряду классиков связанно не с политическими убеждениями Маяковского, а с его художественным мастерством, способным создать литературные произведения, обладающие необыкновенной эстетической выразительностью.

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, таки литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы. Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Есть и стихотворения о родине малой:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я- грузин.

Маяковский, как известно, родился в грузинском селении Багдади и вырос на Кавказе. В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует вкрапления грузинских фраз. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной стороны; размаха строительства; развития промышленности:

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

В отдельных исследованиях о поэте отмечается, что Маяковский ощущал себя гражданином Вселенной и не был так трогательно привязан к родному русскому пейзажу, как например, С.Есенин. В доказательство этому приводится стихотворение о «России», где есть строка: « Я не твой, снеговая уродина.». Маяковский придавал колоссальное значение в рифме, и сам факт того, что в стихотворении в названии «Родина» есть рифма «уродина - родина», наводит на определенные выводы. Однако эти столь очевидные выводы окажутся все-таки чересчур поспешными, ибо стихотворение это шуточное, фантастическое и искать в нем отголоски патриотической линии было бы не верным. Здесь по-иному расставлены акценты. Лирический герой - теплолюбивая, южная птица:

Вот иду я,

Заморский страус,

В перьях строф, размеров и рифм.

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами. Кровавый карнавал боевых действий изображен в театрально-мистических мотивах, но ужасные подобности не становятся от этого привлекательнее. Их не завуалируют метафорические красивости («небо мерить выбежавшей»). Ужасающе натуралистично показаны действительные события: смерть, кровь. «желтолистая на клумбах из убитых гангрена». Война представляется страшной, недетской сказкой.

Патриотическая направленность Маяковского устремлена в будущее. В стихотворении «Красная зависть» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

Но что можно сказать про трудовую лирику Маяковского? Начнем с того, что в противоречивую эпоху 20 века коренным образом менялись общественные взгляды на социальные проблемы, на устройство государственной жизни, на стиль отношений между людьми. Поменялся стиль собственности на средства производства. В корне должно было изменится отношение каждого человека к своей работе и к труду людей. Маяковский был сторонником радикальных изменений в общественной жизни. Считая себя «мобилизованным и призванным» на борьбу с косностью, отсталостью и всем тем, что мешало стране вырваться на передовые рубежи технического прогресса, кардинально повысить уровень жизни, поэт целый пласт своего творчества посветил пропаганде программы социально-экономических реформ, целью которых, в конечном счете, должно было стать создание коммунистического государства, где вообще не будет экономических трудностей и проблем, а основным принципом распределения материальных благ станет девиз: « От каждого по способностям - каждому по потребностям».

Тема труда - одна из важнейших в творчестве Маяковского. Поэта занимает вопрос соотношения затрат на честный труд и величины вознаграждения за него. В стихотворении «Теплое слово кое-каким пророкам» автор пишет о том, что одни зарабатывают в поте лица деньги кропотливым трудом, а другие могут, сыграв в азартные игры, обогатится быстрее и легче.

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти, -

иронично заявляет поэт.

Маяковский часто сравнивает социалистическое отношение к труду. Где труд приравнен к боевому подвигу, и работу в мире капитала. Работа во имя светлого будущего идет в тяжелейших условиях, но вопреки холоду и голоду люди выигрывают схватку с тайгой. Для дела главное не технологии и новейшие материалы, а люди, их сильные характеры, их убежденная решимость преобразовывать земной лик.

Маяковского отличало стремление быть на переднем крае важнейших исторических событий. В стихотворении «Марш ударных бригад» сильно публицистическое начало (много восклицательных предложений, лозунгов, призывов, агитации). Ударное трудовое решение, по мысли автора, должно ширится, разрастаться, набирать скорость:

От ударных бригад к ударным цехам,

от цехов к ударным заводам.

Этот рефрен важен в стихотворении как в содержательном, так и в композиционном плане. Поэт призывает трудящихся опереться на технические достижения, на электрификацию, но главный козырь - энтузиазм. Работа без прогулов и праздников. В стихотворении все время звучит мотив состязания двух формаций - революционеров и буржуев, коммунистов и капиталистов. Поэт живет стремлением догнать, перегнать, показать и доказать преимущества коллективного ведения хозяйства. Мотив борьбы подчеркивает мятежная лексика военных действий: баррикады, рабочие взводы. В стихотворении важна диалектика тьмы и света (тьма символизирует мрачное прошлое, свет - радостное будущее; он связан с образами индустриального мира (лампы, фабричное сияние радужное). Но главный мотив - мотив движения: в стихотворении много глаголов повелительного наклонения. Стихотворение в большей степени обращено к рабочему классу, который, согласно марксистко-ленинскому учению, является движущей силой исторического прогресса, но Маяковский не забывает и о крестьянстве:

Трактор туда, где корпела соха, хлеб

штурмуй колхозным походом.

Поэт стремится к максимальной четкости и лаконичности. Маяковский учил по-хозяйски относится к родной земле. Однако трудиться - не значит выслуживаться, продвигаться по карьерной лестнице. Маяковский подчеркнуто разводит эти два момента. Герои стихотворения «Который из них!» - два товарища, которые вместе служили, пополам делили все жизненные невзгоды. Один пошел не легкий трудовой путь, не встретив особых наград и признаний. Другой пробился в начальство, не без усилий заняв теплое местечко. Через какое-то время судьба привела первого в кабинет ко второму с просьбой о помощи. Колоритно описывает поэт эту встречу:

У второго взгляд -

хоть на лыжах скользи.

Сидит собакой дворовой.

Подлинным гимном человеческого величия подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, альтруистах, похожих на горьковского Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Маяковскому удалось передать через изменение пейзажа рождения новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображаются беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие». Поэт не романтизирует путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждый миг которой наполнен необходимостью преодоления тех или иных невзгод. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде. Они живут мечтой лишь о том, что «через четыре года здесь будет город - сад». И ради этого «города - сада», крылатой мечты миллионов, ради лучшей доли для своих детей рабочие готовы посветить все эти четыре года своей уникальной, бесценной и неповторимой жизни строительству металлургического гиганта. Во имя поэтизации этой мечты Маяковский не жалеет изобразительно - выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения, чтобы еще раз подчеркнуть свою уверенность в том, что светлая мечта рабочих обязательно осуществится, Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю - город будет,

я знаю - саду цвесть,

когда такие люди в стране

в советской есть!

Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на так называемом человеческом факторе. Именно высокие моральные качества строителей новой жизни позволят вопреки тяжелейшем условиям притворить в жизнь масштабные планы. Упомянутый в названии стихотворения Хренов - реальное лицо, знакомый Маяковского И.П.Хренов, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Он и рассказал поэту об этом исторически важном событии.

Читая строки Маяковского, нельзя не восхищаться мужеством и доблестью строителей коммунизма, однако вот эта самая опора на человеческий фактор без учёта реальных экономических условий, так страстно воспеваемая поэтом, сыграла во многом и отрицательную роль. То самое поколение, во имя которого отцы и деды провели свою жизнь в многочасовом, порой непосильном и бескорыстном труде, провозгласило иные ценности и подходы. Если у читателя середины 20 века подобные стихи рождали лишь гордость за свою великую родину и её трудолюбивых граждан, то современные жители страны более скептически смотрят на подобные истории. Им непонятен беспредельный фанатизм голодных рабочих, которые отдали свои силы во имя идеи, хотя и осуществившиеся, но торжествовавшей недолго.

Традиции Маяковского в воплощении темы труда были подхвачены поэтами - шестидесятниками в годы, когда кровопролитной победы в Великой Отечественной войне, в условиях небывалого общественного подъема Советский Союз воплотил в жизнь гигантские хозяйственные проекты, так называемые «стройки века». Евтушенко, Вознесенский, Рождественский стремились запечатлеть этот трудовой подвиг. Что во многом им удалось. Хочется верить, что вопреки существующей в современном мире тенденции покидать свою страну во имя сытой и комфортной жизни на чужбине. Современное поколение воспримет заветы Маяковского и посвятит свой труд родной земле.

В заключение могу сказать, что для Маяковского было важно отделять главное от второстепенного. Соотнося лирику Маяковского с творчеством его предшественников, следует иметь в виду поэтическую перекличку и полемику, намеренное обращение к традиционным образам и возникновение общности, объективно обусловленной близостью творческих задач, решаемых, однако, в разные исторические эпохи. Значительность лирического стихотворения определяется не темой, а человеческим и общественным качеством выраженной в нем эмоции. Не случайно в написанном в 1927 году стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии» Маяковский одинаково отрицательно расценивает стихи Молчанова и на любовную, и на политическую тему. Он высмеивает молчановское стихотворение « У обрыва» отнюдь не за то, что это любовная лирика, а за то, что эта лирика мелкая, не утверждающая (как должное, прекрасное, т.е. как «идеал», «норму») полное, большое чувство, а регистрирующая чувства, независимо от их этического и социального качества:

…Плох ваш роман,

И стих неказист,

Вот так любил бы

любой гимназист.

Поэт не вправе быть безразличным и безличным. Поэт - это личность, облеченная высоким общественным доверием и обязанная это доверие оправдать.

Используемая литература:

маяковский лирический творчество

(В.О.Перцова, В.Ф.Земскова)

(К.Г. Петросов)

В. В. Маяковский. Литературная критика.

Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

...через четыре года

здесь будет город-сад!.

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"/1926г./ и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках

спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает

...в пароходы,

в строчки,

и в другие долгие

дела.

Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"/1929 г./. Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.

И вдруг,

как будто

ожогом

скривило

господину.

Это господин чиновник

берет

мою краснокожую паспортину.

Мирное течение нарушено. "Жандармская каста" готова кинуться на поэта, но в его руках -

"молоткастый, серпастый, советский паспорт",

за ним- страна социализма. Маяковский горд за свою могучую Родину:

"Читайте,

завидуйте, я - гражданин

Советского Союза!"

Много стихов посвятил Маяковский и поэзии /"Юбилейное", "Сергею Есенину", "Во весь голос" и др./ Он пишет "о месте поэта в рабочем строю", о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью..

Средняя оценка: 3.6

В.В. Маяковский - певец революции, в своих лирических произведениях он передает мысли и чувства, нового человека - строителя социалистического общества. Лирика Маяковского богата и разнообразна. Основные темы его лирических произведений - патриотизм советских людей, героика социалистического труда, идеи мировой революции, борьба с пережитками прошлого, укрепление мощи страны. Слитые воедино, они формируют облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу.

Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать «естество и плоть» коммунизма, каждого зажечь желанием «думать, дерзать, хотеть, сметь». Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед. Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье.

На какое бы важнейшее событие современности не откликнулся Маяковский, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом, отражая в стихах собственные чувства и эмоции, вызванные этим событием. Своей искренностью Маяковский утверждал новое понимание лирики, в котором настроение отдельного советского человека является частицей эмоционального фона всего народа молодого социалистического государства.

Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди, создающие новую жизнь на обломках старого, разрушенного революцией мира. Так, в «Рассказе о Кузнецкстрое», речь идет о советских строителях: эти мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но их «губы упрямо шепчут в лад: через четыре года здесь будет город-сад».

Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - «Товарищу Нетте пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте».

«Товарищу Нетте пароходу и человеку» - дань уважения и памяти о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча автора с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход словно одушевляется и перед поэтом возникает образ живого человека, который был другом Маяковского.

«...
Это он - я узнаю его
В блюдечках-очках спасательных кругов.
Здравствуй, Нетте!
...»

Затем следуют будничные воспоминание о Нетте. Они сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка советского человека, который для иностранцев являлся полномочным представителем Советсткого союза. Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Маяковский отмечает место Нетте в истории: «след героя светел и кровав». Такие как Нетте не умирают - память о них народ живет в названиях пароходов, улиц, городов. О них складывают стихи и песни, в честь их называют детей.

Гимном социалистической Родине звучит и другое лирическое произведение В.В. Маяковского - «Стихи о советском паспорте", написанное в 1929 г. Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки документов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. Поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который «не переставая кланяться», «с почтеньем» берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта. И вдруг, «... как будто ожогом рот скривило господину..». Это господин чиновник берет «мою краснокожую паспортину». Ход типового протокольного мероприятия нарушен: «жандармская каста» готова кинуться на поэта, но в его руках - «молоткастый, серпастый, советский паспорт». А это означает, что за ним - великая и могучая социалистическая держава. Маяковский горд за свою Родину: «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!»

Особую роль в своих лирических произведениях Маяковский отводит месту поэта и поэзии в рабочем строю. («Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос» и др.). В своих стихах на эту тему он рассуждает о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью.

Лирика Маяковского

Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства,
вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй
мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества.
Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика
социалистического строительства, превосходство социалистического строя над
капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и
поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.
Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека,
горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога
открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть"
коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции
Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал,
требовал идти вперед.
Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы
важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко
лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения
советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского -
обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое") . Во время
строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают,
впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:
... через четыре года здесь будет город-сад!.
Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил
патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте пароходу и
человеку"/1926г./ и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение воспоминание о
советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного
долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя
прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом
возникает образ человека.
Это он -я узнаю его
В блюдечках-очках спасательных кругов.
Здравствуй, Нетте!
Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти
будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием
героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки
стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до
мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ
воплощает... в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела.
Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского -
"Стихи о советском паспорте"/1929 г./. Стихотворение начинается с незначительного
события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия
поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая
кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение
при виде польского паспорта.
И вдруг, как будто ожогом рот скривило господину.
Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину.
Мирное течение нарушено.
"Жандармская каста" готова кинуться на поэта, но в его руках - "молоткастый,
серпастый, советский паспорт", за ним страна социализма.
Маяковский горд за свою могучую Родину: "Читайте, завидуйте, я - гражданин
Советского Союза! " Много стихов посвятил Маяковский и поэзии /"Юбилейное", "Сергею
Есенину", "Во весь голос" и др./ Он пишет "о месте поэта в рабочем строю", о значении
поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность
поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и
народностью.

Яковлев Г.Н.

Интерес к этой теме неиссякаем.

Маяковского принято считать прежде всего поэтом-трибуном. Но он не отказывался писать о любви, да и не мог не писать о ней, однако эта тема занимает в его революционной поэзии более скромное место, чем у других поэтов. Причину он объяснял сам:

Я буду писать
и про то,
и про это,
но нынче
не время
любовных ляс.
Я
всю свою
звонкую силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс.

Но «про это» Маяковский не забывал. Для него любовь никогда не была чем-то второстепенным, несущественным в жизни. «Любовь - это сердце всего,- писал поэт.- Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным». О нем можно смело сказать, что любовь он бережно пронес через всю жизнь:

Если
я
чего написал, если
чего
сказал, тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.
(«Хорошо!»)

Конечно, творчество послеоктябрьского Маяковского отличается от его творчества до революции: он был наделен исключительным чувством эпохи, пульса времени. Коренная ломка общественно-политического уклада в России определила иное мироощущение поэта, выдвинула перед ним новые морально-этические проблемы. Но есть нечто незыблемое, нетленное в любовных стихах Маяковского разных эпох: распахнутость, откровенность, порой, я бы сказал, громогласная интимность («Облако в штанах» и Др.), глубокое и чистое чувство, исключающее какие бы то ни было компромиссы, расчеты, диктуемые благополучным «благоразумием» («Вовеки не придет ко мне позорное благоразумие», - напишет он незадолго до смерти). Но именно на расчете основана буржуазно-обывательская «любовь», покупаемая людьми, готовыми «любимую на деньги и славу выменять». Подобные человеческие отношения Маяковский в своих дореволюционных произведениях с отвращением отвергал («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек» и др.) и говорил о высоком и бескорыстном чувстве:

А мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.

Это стихотворение «Лиличка! Вместо письма» (1916), в котором и по прошествии почти семидесяти лет ни одно слово не кажется затасканным, заштампованным, каждая строка заучит сильно, свежо, самобытно. В его стихах 1915-1916 гг. - и ощущение трагизма, одиночества, и готовность к самосожжению во имя любви:

И только боль моя острей - стою,
огнем обвит, на несгорающем костре немыслимой любви
(«Человек»),

и море нежности:

последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.

(«Лиличка! Вместо письма»)

«Он был очень добр... необыкновенно мягкий, очень ласковый... Резким он был только на эстраде», - вспоминала о поэте Лиля Юрьевна Брик.

В поэме «Люблю» (1922), проклиная продажную «любовь» буржуазного общества, поэт славит любовь раскрепощенную, свободную от власти денег, но не от понятий чести, порядочности, благородства. Теории мимолетной, «свободной любви» («стакана воды»), получившей распространение в 20-е годы, Маяковский противопоставляет любовь верную:

Не смоют любовь ни ссоры, ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
клянусь -
люблю
неизменно и верно!

Поэма «Люблю» появилась в период нэпа, когда в печать хлынул поток низкопробных, слащавых, пошлых или декадентски надрывных стихов о любви, рассчитанных на мещанский вкус. Сентиментально плаксивые и умиленно сюсюкающие названия сборников говорили сами за себя: «Больная любовь», «Голубая спаленка», «Любовный бред» и т. п. Маяковский иронизировал по этому поводу:

В вашем квартирном
маленьком мирике
для спален
растут
кучерявые лирики.
(«Люблю»)
Так что же: долой интим? Да здравствует барабан? Отныне и навеки? Да нет, конечно же, нет:
Разнообразны
души наши.
Для боя - гром,
для кровати -
шепот.
А у нас
для любви и для боя -
марши.
Извольте под марш
к любимой
шлепать!
(«Передовая передового»)

Но Поэт революции не замыкался в узком квартирном мирке, мыслил и чувствовал масштабно. Это и отличало его, большого поэта и настоящего человека, от некоторых собратьев по перу.

Маяковскому было ненавистно любое загрязнение поэзии обывательскими страстишками, излияниями мелких душ, жаждавших «изячной» жизни и любви. Доставалось и неплохим, но оступившимся современным ему поэтам. Маяковский критиковал Ивана Молчанова и других авторов, не умевших за «косынкой цвета синьки» разглядеть человеческую сущность и скатывавшихся к той же мещанской пошлости. Поэту, ценителю истинной женской красоты, всегда была чужда подмена глубоких и красивых чувств животной страстью или принципом купли-продажи. Вспомним его стихотворение «Красавицы» или «Письмо к Татьяне Яковлевой»:

Я не люблю
парижскую любовь: любую самочку
шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю,
сказав -
тубо
собакам
озверевшей страсти.

При всей публицистической широковещательности, ораторской мощи поэтического голоса Маяковского необычайно привлекает подчеркнутая сдержанность, даже застенчивость названий его поэм «Люблю», «Про это». В его поэмах личное, интимное неразрывно переплетается с общественным, выражена мечта о будущем, когда ко всем людям придет настоящая любовь:

Чтоб не было любви - служанки замужеств,
похоти,
хлебов.
Постели прокляв,
встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь.
(«Про это»)

Но если «любовь - это сердце всего», то понятно, что она несет и страдание, и счастье, вызывает сложнейший комплекс переживаний. Горькие, с оттенком самоиронии слова о любви рассыпаны в различных стихотворениях Маяковского:

Вот и любви пришел каюк, дорогой Владим Владимыч

(«Юбилейное»),
Видано ль,
чтоб человек
с такою биографией
был бы холост
и старел невыданный?!
(«Прощание»),
Любви я заждался,
мне 30 лет.
(«Тамара и демон»)

Грустно звучит и шутливое стихотворение, пронизанное мотивом тоски и одиночества, - «Разговор на одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия» (1926). Не складывалась личная жизнь поэта так, как ему хотелось...

Новая большая любовь пришла к Маяковскому в последние годы жизни. В Париже в 1928 г. он встретился с Татьяной Яковлевой, выехавшей туда в 1925 г. к дяде-художнику. Это была, судя по всему, умная и красивая девушка (в стихах Маяковский называет ее красавицей). Очевидно, любовь была взаимная. В письмах к матери в Россию Татьяна рассказывала о поэте и отношениях с ним: «Он изумительно ко мне относился... Он звонил из Берлина, и это был сплошной вопль. Я получаю каждый день телеграммы и каждую неделю цветы. Он распорядился, чтобы каждое воскресенье, утром, мне посылали бы розы до его приезда. У нас все заставлено цветами. Это очень симпатично и, главное, так на него похоже. Очень мне было тяжело, когда он уезжал. Это самый талантливый человек, которого я встречала»; «Бесконечная доброта и заботливость... Здесь нет людей его масштаба. В его отношениях к женщинам (и ко мне в частности) он абсолютный джентльмен»; «Люди, с которыми я встречаюсь, большей частью «светские», без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию... я чуть не вернулась. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня».

Существует красивая легенда о грузинском художнике Пиросманишвили, осыпавшем любимую розами, легенда, послужившая основой известного стихотворения А. Вознесенского, которое стало популярной песней. Но то легенда. Перед нами же прекрасная быль, обнажающая нежную, любящую, красивую, ранимую душу поэта, которого многие представляют себе не иначе, как каменную глыбу, непробиваемый монолит, как неисправимо грубого и резкого человека. Многие месяцы получала Татьяна Яковлева корзины цветов из парижского розария от уехавшего в СССР Маяковского. Им были заготовлены милые стихотворные записки, которые вкладывались в букеты и корзины, например:

Мы посылаем эти розы вам, чтоб жизнь казалась в свете розовом. Увянут розы... а затем мы к стопам повергнем хризантемы.

Ей, Татьяне, адресовал Маяковский стихотворное письмо, которое явно не предназначалось для печати и долго не публиковалось. Тем ценнее для нас то, что и в этом интимном послании поэт ни в чем не изменил себе: он чист, честен и благороден как любящий мужчина и как гражданин своей великой Родины.

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.

Это начало стихотворения, в котором неразрывно сочетаются и боль за истерзанную трудностями страну, и преданность ей, и полное человеческого достоинства и нескрываемой нежности обращение к любимой женщине («Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук», «Я все равно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем»).

Хрестоматийным стало и другое стихотворение, также связанное с именем Татьяны Яковлевой, - «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Произведение и серьезное, и шутливое, причем эта двойственность, как подмечено исследователями, чувствуется уже в заглавии: соседство слов «Париж» и «любовь» традиционно вызывает представление о легком увлечении, и в то же время рассуждение «о сущности любви» - это нечто вроде серьезного философского трактата. Но в полушутливой форме Маяковский высказывал в нем и свой заветные мысли. Он всегда считал, что настоящая (а тем более взаимная) любовь должна вдохновлять человека, вызывать подъем творческих сил. В одном из писем поэт утверждал: «Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее». Об этом-то и говорится в светлом, бодром, жизнеутверждающем стихотворении. Детальному анализу «Письма товарищу Кострову...» посвящена статья Д. Устюжанина «Громада - любовь». И как всегда, Маяковский гордится своей страной, где он знаменит как поэт. В лирическом стихотворении, изобилующем яркими сравнениями, неповторимой поэтической образностью, прежде всего поведано о глубине и силе «простой человеческой» любви:

Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен -
еле-еле волочусь.

На основании рассмотренных произведений нетрудно сделать вывод о том, что невозможно отделить любовную лирику Маяковского от его гражданской, политической лирики. Цельность натуры Маяковского, определенность его жизненной позиции обусловили нерасторжимость в его творчестве личного и общественного.

В заключение хотелось бы обратиться к словам Д.И. Писарева: «...Подумайте все-таки, что такое лирика? Ведь это просто публичная исповедь человека? Прекрасно. А на что же нам нужна публичная исповедь такого человека, который решительно ничем, кроме своего желания исповедоваться, не может привлечь к себе наше внимание?.. Лирика есть самое высокое и самое трудное проявление искусства. Лириками имеют право быть только первоклассные гении, потому что только колоссальная личность может приносить обществу пользу, обращая его внимание на свою собственную частную и психическую жизнь».

В том, что Маяковский был колоссальной личностью, сомнений нет. Но он считал, что время стихов о любви еще не настало, однако эта эпоха непременно придет. Остается только пожалеть, что Владимир Маяковский не дожил до другого времени. Но и то, что он успел написать о любви, представляет большую моральную и художественную ценность.

Ключевые слова: Владимир Маяковский, кубо-футуризм, критика на творчество Владимира Маяковского, критика на стихи Владимира Маяковского, анализ стихов Владимира Маяковского, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века