Биографии Характеристики Анализ

Женщина — не человек, а всего лишь самка (величие коммунистической идеи). Коммунистка-нимфоманка коллонтай об эмансипации женщин

С 1 января 1918 года было отменено право на постоянное владение женщины, достигшей семнадцати лет. Любая комсомолка обязана была отдаться любому комсомольцу по первому его требованию. Для этого комсомолец должен был регулярно вносить членские взносы и заниматься полезно-общественным трудом. Любой член партии имел возможность получить талоны в БабРаспреде на три или более женщины в соответствии с его вкладом в построение коммунизма. Это не утопия, не наговоры врагов Советской власти и не выдумки извращённой фантазии - это выписки из декретов, вступивших в силу в 1918 году и с восторгом принятыми союзами революционной молодёжи. В это трудно поверить, но в молодой Советской России были и секс-вечеринки в клубах, и нудистские пляжи, и даже оргии на дачах госслужащих являлись обыденным явлением. Заграничные ученики Фрейда с упоением писали о России, как о самой свободной в сексуальном плане стране. Но вдруг что то произошло и в 1921 году сексуальную революцию объявили грандиозной ошибкой и попытались стереть из памяти народа.

Из первой редакции Устава комсомола 1918 года, статьи, просуществовавшие до конца 20-х годов:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе её сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой.

За оформление отношений особенно ратовали девушки. Потому как чаще всего оказывались страдающей стороной. Остряки говорили, что в отношениях между полами свобода и равенство дополняются не братством по классической формуле Великой французской революции: «свобода, равенство, братство», а «материнством».

Девушки в один голос кричали: «Загс необходим! Если мы воображаем, что живем в коммунистическом обществе, то в таком случае ясно, что регистрация уже не нужна. Уж больно зазорны наши ребята, если брак ограничивался только любовью. Ну тогда туда-сюда, а то ведь каждый старается любовь девушки использовать на 100% и получить все 24 удовольствия. В результате у девушки через девять месяцев появляется «результат«, и после этого парень начинает выявлять отрицательные стороны этой девушки и в конце концов заявляет: мы, мол, с тобой не сошлись в характерах. Парню сказать легко, а каково девке — приюта нет, яслей тоже, а во-вторых, общественный взгляд, даже и нашей комсы, будет уже другой на эту девку».

Действительно, результаты «сексуальной революции» в столице Сибири были очень даже плачевные. Матери-одиночки из-за нищеты и позора решались на убийство своих собственных детей.

Перед судом проходили десятки таких дел. Чаще всего беда случалась с деревенскими девушками, которые приходили на заработки в Новониколаевск. Боясь сплетен и гнева родителей, они поначалу утягивали свой живот, а потом уходили рожать в поле, в лес и там приводили в исполнение страшный приговор своему младенцу. Живого малыша зарывали: кто в снег, кто в землю, кто топил в канаве с водой, а совсем уж бессердечные мамаши даже бросали на растерзание собакам или свиньям.

Подбрасывали младенцев на улице: осенью 1926 года в Новосибирске ежедневно подбирали одного-двух малышей. Всего за 1926 год через дом матери и ребенка прошли 122 подкидыша, 49 детей, принадлежащих кормилицам, и 63 родительских ребенка. Смертность в детских домах была очень высокой. Только за один месяц 1925 года в новосибирском доме матери и ребенка умер 31 младенец. Так или иначе, матери приговаривали своих детей к смерти.

«Социализм — могила проституции»

Следствием дезорганизации традиционного брачно-семейного уклада, социальной эмансипации женщин, ослабления института брака и основанной на нем сексуальной морали явились резкое увеличение числа абортов, рост проституции и венерических заболеваний.

Хотя советская власть была за высокую рождаемость, она первая в Европе в 1920 году узаконила искусственные аборты. Это была вынужденная мера для борьбы с крайне опасными для жизни нелегальными абортами. Риск умереть от инфекции в результате аборта был в 60-120 раз выше, чем в результате родов. Бабушки-акушерки чаще всего орудовали прокаленными на огне вязальными спицами. Новосибирские газеты 20-х годов описывали все ужасы подобных «пыток».

Однако легальные массовые аборты сами по себе тоже представляли проблему. В 1926 году в России в больницах было сделано 102709 искусственных абортов.
Ист.

Ответ на женский вопрос, который предлагала "сексуально эмансипированная коммунистка" А.Коллонтай более радикален не только по сравнению с феминистским проектом, но, прежде всего, по сравнению с тем, что было в теоретическом запасе марксизма, безусловной сторонницей которого она была.

Что про-женского (феминистического) было к началу 20 в. у марксистов? Очень старая - платоновская, через французский социализм дошедшая до научногоко ммунизма - идея упразднения семьи ("общности жен"?) как одного их основных институтов угнетения женщины. Она хорошо вписывалась в более солидную идею классовой борьбы пролетариата за социализм посредством социалистической революции, автоматически упраздняющей и все социальные основы женского угнетения (Энгельс, Бебель, Лафарг, Цеткин, Ленин, Крупская). В большевистском варианте марксизма судьба женского вопроса была определена четко: он решался с победой социалистической революции. А.Коллонтай предложила более развернутый проект, радикальность которого состояла в том, что социалистическая революция есть лишь (необходимое) условие для дальнейших революционных преобразований в обществе. Соглашаясь, что социализм создает благоприятные условия для женского освобождения, Коллонтай в то же время считала, что новая (социалистическая) форма организации производства сама по себе не приведет к равноправию полов. То, что еще нужно сделать - это создавать новые "социальные отношения".

Еще в "Социальных основах женского вопроса" она писала, что до того как любые идеалистические идеи свободной любви будут реализованы, необходимы фундаментальные реформы всех социальных отношений между людьми. В этом реформистском процессе после победы революции именно мужчинам предстояло учиться жить по-новому, а ведущей силой в этом процессе будут организованные женщины, использующие государственно-партийные механизмы для достижения феминистских целей ("государственный феминизм"?). Может быть, поэтому Коллонтай боролась за женотделы, в распоряжении которых могли находиться те или иные рычаги госдарственной эмансипационной политики. Очень даже радикальный проект: избавиться посредством революции (при опоре на силу) от устаревших буржуазных структур, поддерживающих не только классовое и национальное неравенство, но также половое, и одновременно – при непосредственном и активном участии (лидерстве?) самих женщин – создавать новые социальные основы для коллективной жизни эмансипированных женщин и мужчин. Хотя сама Коллонтай так не считала (не писала, не говорила), но многие ее тексты “говорят”, что ее проект объединял марксизм и феминизм (в 70-е годы 20 века Хартман написала на эту тему). Марксистский дискурс пополняется понятиями "любовь", "дружба", "психология женщины", "свободный союз полов".

Рассуждая о семье, она подчеркивает необходимость для мужчин учиться быть внимательными к чувствам других, ценить личность женщины. "Женщины всегда учились этому, а мужчинам не было нужды; и покуда они не разовьют в себе способности к коллективной жизни, требующей этих качеств, не может быть хорошего социалистического брака". Правда, из концепции "новой женщины" Коллонтай следует, что женщинам также предстоит огромная работа по самоизменению. А.Коллонтай являлась автором довольно оригинальных идей относительно возможностей и препятствий женского освобождения, связанных с особенностями культурных представлений общества в целом и женщин в частности о природе "женского."

Так, например, по мнению Коллонтай, реальная сложность реализации культурной революции в отношении женщин не ограничивалась лишь необходимостью преодоления их более высокого уровня неграмотности, а была связана также со сложным и противоречивым процессом изменения их представлений о самих себе, своих возможностях и ответственности. Согласно Коллонтай, женщины в культурной революции имели особую качественную задачу, которая могла быть реализована только в результате их собственной активности, о чем фактически не упоминалось в выступлениях революционеров-мужчин.

Она писала, например: Эмоциональность была одним из типичных свойств женщины прошлого, она служила одновременно и украшением и недостатком женщины…. Чтобы отстоять у жизни свои еще незавоеванные права, женщине приходится совершать над собой гораздо большую воспитательную работу, чем мужчине (Коллонтай, 1919, с.17) “Эмоциональность” оказывается здесь чем-то близким к идеалистическим построениям философов, качеством, погружающим женщину в мир переживаний и препятствующим практической реализации ее желаний, преградой для овладения женщиной своими правами. Женская эмоциональность не может исчезнуть в результате превращения всех женщин, выходцев из трудящегося класса, в работниц, для ее преодоления необходима большая внутренняя работа, возможная лишь в процессе реального участия женщин в реализации политического управления. (Признание психологических сложностей “введения” женского равноправия, которые могут поставить под угрозу саму возможность существования этого равноправия, существенно отличают теорию женского освобождения Коллонтай от общих теоретических построений большевистских лидеров.

Однако, даже в случае Коллонтай, мы сталкиваемся с тем, что основное направление изменений "женского" сводилось прежде всего к отказу от качеств, считавшихся традиционно "женскими" и замене их "мужскими"). С точки зрения А.Коллонтай, в создаваемом путем социалистической революции государстве не могут автоматически исчезнуть и многие черты мужчин, приобретенные ими в исторических условиях господства частной собственности - ревность, уверенность в праве собственности на душу и тело женщины, мужской эгоизм, неумение заботиться о других, без которого невозможно жить в коллективе ("Половая мораль и социальная борьба"). Изменений в социальной структуре недостаточно, должны происходить личностные изменения и в женщинах, и в мужчинах. В этой работе по самоизменению А.Коллонтай видит ведущую роль государственных женских организаций - женотделов.

По сути, она возрождает идею Клары Цеткин и добивается легализации организованной женской деятельности: через женотделы женщины будут учиться социалистическим способам решения проблем ухода за детьми, труда, домашнего хозяйства, сексуальных отношений. Коллонтай делает эти и другие "женские " вопросы значимыми для социализма, достойными социалистической теории. Для нее было также важно, что изменения в социальных отношениях должны происходить "снизу", благодаря гражданской активности масс(женщин), а не с помощью бюрократических распоряжений "сверху". Феминизм, который А.Коллонтай носила в себе, проявился, когда не осталось феминистских организаций. А.Коллонтай уходит далеко за пределы официального марскистского взгляда на женский вопрос как вопрос, подчиненный задачам пролетарской борьбы за социализм. Она пытается раскрыть, что значит (для нее) социализм с точки зрения участия в нем обоих полов, соединить классовый подход к женскому вопросу с гендерным подходом к социалистической политике (?)

Коллонтай обращает внимание на различия женских и мужских характеров и отдает предпочтение женскому лидерству на пути к социализму. Особенно в более поздних произведениях она возвращается к образу "новой" (одинокой) женщины, лидирующей в процессе социалистического строительства). В начале 20-х гг. Александра Коллонтай написала несколько интересных статей и очерков (может быть, наиболее интересных и "феминистских" из всего ею написанного), посвященных женской эмансипации, проблемам семьи и сексуальных отношений. Среди этих работ: Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений, О "драконе" и "белой птице", Дорогу крылатому Эросу. Сегодня идеи, отраженные в этих статьях, воспринимаются как вполне умеренные, но в те годы - годы НЭПа - это был явно радикальный феминизм. Не интеграция женских требований в новую политику правительства, которую она не принимала, а радикальное освобождение женщин на фоне победившей мировой революции.

Освобождение от чего? Прежде всего, от семейно-бытового "буржуазного" наследства, от привязанности к мужчине (в лекции "Революция быта" особенно четко это показано); от буржуазной морали, ограничивающей женщину материнскими функциями. А.Коллонтай одна из первых теоретиков феминизма начала писать о психологии женской эмансипации. А.Коллонтай была убеждена, что полное женское равноправие требует коренной ломки семейных отношений, которое даст женщине экономическую независимость, участие в производстве. Задачу советской власти Коллонтай видела в том, чтобы поставить женщину в такие условия, когда бы её труд уходил не на непроизводственную работу по дому и уходу за детьми, а шел бы на создание новых благ, на государство, на трудовой коллектив. (“Надо сберечь силы женщин от непроизводительных затрат на семью, чтобы разумнее использовать их для коллектива”). Революция быта была одним из главных условий эмансипации женщин. Домашний труд, по мнению наркома, должен был замениться общественным сервисом, а государство должно взять на себя заботу о детях. “Кухни, закабалявшие женщину, - пишет Коллонтай, - перестают быть необходимым условием существования семьи”. Единственной обязанностью женщины оставалось рожать здоровых детей и вскармливать их до яслей.

При непосредственном участии Коллонтай в России в 1917 г были приняты самые революционные в мире на тот момент законы о семье: “Об отмене брака”, “О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния”, которые устанавливали уравнение в правах супругов, признание всех детей законными, возможность женщине оставить после брака свою фамилию. Однако реальный процесс трансформации семейно-брачных отношений в России в 20-е гг оказался совсем не таким, каким он представлялся Коллонтай. Женщины не могли пользоваться своими правами из-за неграмотности, они не желали расторгать брак, отдавать государству детей. В “Тезисах о коммунистической морали в обществе”, А.Коллонтай признает “выделение брачной пары в обособленную ячейку” - семью. Ее "Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений" были опубликованы в 1921 г. в журнале "Коммунистка", и в этом же году она прочитала серию публичных лекций по проблемам женщин в экономике и в семье в университете имени Свердлова в Москве.

В самом начале 20-х официального отпора "освободительным" идеям А.Коллонтай не было (в 1920г. она возглавила Женотдел в партии), но уже в конце 1922 - начале 1923 г., после опубликования в журнале "Молодая гвардия""Писем к трудовой молодежи" на страницах этого же, очень популярного журнала и на страницах женского журнала "Коммунистка" появляются первые признаки официального сопротивления про-феминистским идеям Коллонтай. Так, публикация статьи "Дорогу крылатому Эросу" в рубрике "Вопросы жизни" сопровождается огромными знаками вопроса, а публикация статьи "О "драконе" и "белой" птице - редакционным примечанием, что статья публикуется в дискуссионном порядке, что "целый ряд мест в статье т.Коллонтай" считается спорным. В №4 журнала "Молодая гвардия" за 1923 публикуются сразу два ответа на обе статьи А.Коллонтай. В статье "Граж.Ахматова и тов. Коллонтай" некто Б.Арватов критикует теорию сексуальности А.Коллонтай, выступает против одобрительного отношения со стороны Коллонтай к творчеству Ахматовой, обвиняет Коллонтай в феминизме, который усматривает в акценте на психологическом развитии женской личности.

Там же еще одна критическая публикация - "Эрос из рогожно-симоновского района" (мысли вслух о статье тов.Коллонтай "Дорогу крылатому Эросу") . Но самым ярким примером критики в адрес идей А.Коллонтай является статья "Вопросы морали, пола, быта и тов. Коллонтай", написанная Полиной Виноградской, молодой коллегой А.Коллонтай по работе в Женотделе. Она обвиняет Коллонтай в анархизме, мелкобуржуазности, "жоржсандизме" и определяет ее как женщину-коммунистку "с солидной дозой феминистского мусора" .

Таким образом, А.Коллонтай не просто "увидела" несоответствие марксистской теории феминистическим целям, но предприняла попытку "расширения" классовой социалистической теории за счет включения в нее на равных категории "пол" и т.п., за счет теории сексуальной революции. Но ее феминистская и рабочая оппозиция, полагание на инициативу масс, на организованность женщин и их лидерство в процессе формирования новых социальных отношений (включая отношения полов), постановка нетрадиционных для марксизма вопросов (психологии женщин, изменения мужских установок, половая мораль) НЕ ОТВЕЧАЛИ ВОЗМОЖНОСТЯМ общества (войны, революции, разруха - "страшная" Коллонтай, отбирающая младенцев у матерей; отвлекающая общественной работой от привычных домашних забот); НЕ ОТВЕЧАЛИ ПОТРЕБНОСТЯМ нового, но старого патриархального государства, быстро осознавшего материальную выгоду от внедрения в практику концепции Коллонтай "новая женщина" ("трудящаяся женщина-мать"). Для того времени это был слишком радикальный проект, интересный и понятный разве что самой Коллонтай.

Насколько он радикален и интересен сегодня?

Вот здесь, где речка наша Пискала среди дубовых зарослей текла тому назад, пожалуй, триста лет. Мой первый предок дал святой обет: Пеньки сжигать и в поле сеять рожь и дом срубить среди дубовых рощ.

Тот предок слово данное сдержал и здесь село большое основал. Под сенью дуба избы и дворы, а в избах много разной детворы... Да было здесь двенадцать ветряков, пятьсот дворов и много кабаков.

А от села сосновый, синий бор идёт до самых Жигулёвских гор. И здесь в бору зверья было не счесть (зайчишки, правда, и поныне есть). А речки той, где предок рыб ловил. Теперь уж вовсе нет - песок замыл.

За удаль предков стоит похвалить, в бою кулачном не смогли их сбить. Пришлось бывать на многих им фронтах, но шли с войны - вся грудь их в орденах, а их потомки за Отчизну-мать остались вечно во земле лежать.

Но если б предок из могилы встал, он впрямь села б родного не узнал.

Дома в селе все новые стоят. На солнце свежей краской крыш блестят.

Поля без меж - массив большой един. Не труд ручной, а голоса машин. Таких хлебов дед не знавал вовек! И хлеб ссыпают все в один сусек. Народ дожил до лучших своих дней: В поле едет с песней, с поля - с ней.

Хвала тому, кто жил здесь в старину. В лесах сохою поднял целину.

Но трижды тем, кто жизнь отдал свою за долю светлую в моём краю...

А нам, потомкам, в стороне отцов преображать земли своей лицо.

Александр Сурудин

Первое упоминание о селе Пискалы относится к началу XVIIIвека, приблизительно, 1730-е годы. Тогда оно представляло собой небольшую деревеньку, окружённую девственным лесом. Местность, где поселились люди нашего и соседних сёл, была густо поросшая лесом, изобиловала ручьями и речками, болотами и прудами. Поэтому первым поселенцам было трудно найти достаточное количество годной для пашни земли. Они выбрали для жилья высокий, сухой берег бурной речки Пискалки - отсюда и название села. Речка делила село на две части. Население в основном - мордовское - неграмотное. Занималось лесным хозяйством и земледелием.

Другой берег речки, заросший густым лесом, не заселялся несколько лет. Так вспоминали старожилы. Сначала селение было небольшим и малочисленным. С годами оно разрасталось в сторону села Новое Ерёмкино, увеличивалось, жилища начались строиться и на другом берегу. На месте современного Дома культуры раньше находилась местная деревянная церковь в честь святого Дмитрия Солунского с колокольней, построенная в 1871 году.

Через речку Пискалку был проложен мост. Строили мосты и через овраги, чтобы пройти в поле к делянкам. Дорогу через село жители называли Большой или Столбовой. Через неё проходил путь из Ставрополя в Самару и дальше.

Лес в жизни сельчан играл большую роль. Рубкой леса на зиму человек мог заработать 10 рублей, перевозкой на лошадях - 5 рублей. Лошадь в то время стоила 20 рублей.

Лес вырубали не только на вывоз. Его применяли на строительство домов, мельниц, использовали на дрова. Корни деревьев шли на уголь, дёготь. В пискалинский лес приезжали за древесиной из соседних сёл: Ташлы, Мусорки, Старой Бинарадки. В окрестностях села

Пискалы есть поляны, места прежних вырубок, на которых до сих пор растёт лесная ягода, грибы. Между асфальтовой дорогой на село Новое Ерёмкино и прудом на краю оврага находится дубовая роща, которую называют Черемладка. Это тоже остаток от того богатого лeca.

В сборнике статистических сведений по Самарской губернии отражено, к чему привело истребление лесов. В значительной степени это повлияло с одной стороны на изменение климата - стал более суров, с другой - произошло обмеление рек и речушек, берега и склоны которых, обнажённые от всякой растительности, постепенно обваливались, вследствие чего русло рек засорялось песком и илом. Существование многих речушек зависело лишь от запруды навозом. И действительно, многие речушки и озёра в настоящее время или совершенно иссякли, или превратились в ничтожные ручейки. Среди крестьянских наделов появилось много небывалых прежде обвалов (оврагов). Реки: Грязнуха, Хмелёвка, Чална, Кирмала, Пискалка и другие, обозначенные на карте Самарской губернии, изданной в 1867 году членами Статистического комитета, давно не существуют. В результате чего многие селения испытывают недостаток в крестьянских угодьях.

Документы подтверждают тот факт, что оврагов сначала в селе и на полях не было, а образовались они в результате потоков воды при таянии снега. В те годы снега было много, таяние проходило очень интенсивно, широкими бурными ручьями текла вода с полей. Происходили отвалы земли большими глыбами в Дмитриевском овраге. Сельские старушки по сей день вспоминают с восторгом и гордостью, как, будучи молодыми девчонками, высаживали саженцы сосен, спасая землю от обвалов. Теперь это стал большой сосновый бор. Лес и теперь называют «сосёнками». Он оградил сельчан от бывших песчаных бурь, выручал и во время войны, и в мирное время дарами своими.

В дореволюционное время всё население села Пискалы делилось на богатых и бедных. Те, что богаче имели добротные дома. До 1930-х годов материальные недостатки имели место. Большинство домов в селе были деревянными с соломенной крышей. Печи - глинобитные, обстановка в избе очень простой: стол в переднем углу, вдоль стен - лавки. На кроватях спали только старики, а остальные - на полатях.

В больших семьях насчитывалось по 10-15 человек, приходилось спать и на полу. Постелью на полу служила солома, которая утром шла на отопление дома. Бани в деревне отсутствовали. Люди мылись сначала в печке, потом в печном чулане, где было теплее, чем дома. Первые бани появились у богачей. В них мылись несколько семей поочерёдно.

Одежда была тоже простой. Мужчины носили длинные домотканые рубахи, брюки одевали только в церковь и по праздникам. Женщины ходили в самотканых широких юбках и сатиновых сарафанах. Повседневной обувью служили лапти. В церковь и по праздникам надевали мужчины сапоги, а женщины «коты» (боты, ботинки).

Богачи же имели добротные дома, многие - кирпичные.

Население Пискалов с давних пор пользовалось земельными наделами. Но земли было мало, так как большая часть её принадлежала окружающим сёлам Н.Матюшкино, Н. Ерёмкино, Новой и Старой Бинарадкам. Границы их полей подходили близко к селу Пискалы. Кроме того, богатым сельчанам доставалось на человека земли больше в три раза (по 5 гектаров), чем бедным (один - три гектара).

Для обеспечения себя землёй, крестьяне выкорчёвывали пни, удаляли корни, деревьев после вырубки леса. Обработка земли велась сохой и бороной. Выращивали рожь, пшеницу, просо, гречку, горох, лён, коноплю, подсолнух, арбузы, дыни, тыкву. В своих хозяйствах сельчане держали скот, птицу. Так как земельные наделы были невелики, мужчины уходили на заработки к лесопромышленникам и в Самару, где некоторые оставались на постоянное место жительства.

Доходов с урожая не хватало для семьи, и сельчане кроме земледелия занимались ремёслами и промыслом. Например, Лапшины строили дома, Авдонины - мельницы, Зорин изготовлял колёса, Тарасов был сапожником, Ерыков А. - кузнецом, Дерябин - извозчиком, Ромодины - валяльщиками.

По вторникам на центральной улице был базарный день. Торговали рыбой, железоскобяными изделиями, дёгтем, сбруей, бочками, другими товарами для крестьянского хозяйства. Излишки продукции крестьяне возили для продажи в Ставрополь и вверх по Волге в города: Казань, Ярославль, Рыбинск и другие.

Победа Великой Октябрьской революции всколыхнула народные массы и в селе Пискалы. Люди собирались на площади перед церковью, митинговали, обсуждали свершившиеся события. В конце концов, в Пискалах была установлена Советская власть. Первым представителями Советской власти на селе были: Ефим Васильевич Матвеев - председатель сельского Совета, Илья Сергеевич Барышкин - товарищ председателя, Пётр Тимофеевич Елисеев - секретарь сельского Совета. Все беспартийные, но горячо сочувствующие новой власти.

Председателями сельского Совета в разные годы были:
Гавриков СИ., Матвеев П.А.,
с 1944 по 1948 г. - Дмитриев Ф.Р.,
с 1948 - Селиваткин П.Н., Дмитриев Ф.Я, Калабин B.C., Калинкин А.С.,
с 1971 по 1972 г. - Новикова Л.Ф.,
с 1972 по 1975 г. - Витин Л.Н.,
с 1975 года по настоящее время - Рыблёнков В.Н.

Секретарями сельского Совета назначались: Елисеев П.,
с 1947 по 1974 годы - Николаев A.M.,
с 1974по 1987г. - Лях-Ватаман Л.В.,
с 1987 по июнь 2005 г. - Антонова Т.В.,
с июля 2005 года - Нагайцева О.А.

Фролов Игнатий руководил советом бедноты. К нему со всех окрестных сёл по его требованию привозили имущество и скот, а он распределял это среди бедных.

В годы Гражданской войны жители с. Писклы не остались в стороне. Они приняли активное участие в защите молодой республики. Белочехи арестовывали всех активистов, например мужа гр. Гавриловой, и отправляли их в поезде «смерти» в Сибирь, где они погибали. Многие сельчане не вернулись в Пискалы после Первой мировой войны, а остались в рядах Красной Армии, сражались на фронтах Гражданской войны. Все кузнецы были мобилизованы в автомобильные мастерские армии Михаила Васильевича Фрунзе.

Во времена НЭПа в Пискалах оживилась частная торговля. Открылись новые лавки, магазины. Началась скупка земли у бедных крестьян. Построены новые ветряные и паровые мельницы. Началось выселение на пустующие земли.

В архивных документах имеются некоторые фамилии мельников того времени: братья Павловы, Афанасий Клочков, Филипп Панфилов, Семён Богаев, Варлам Пантелеев, Григорий Панфилов, Кирилл Тимофеевич Панфилов, Леон Афанасьевич Сабатеев, Макар Рассадин, Прокофий Евдокимович Рассадин, товарищество Варламовых.

Держали маслобойки: Алексей Иванович Земцов, Иван Алексеевич Фролов.

Большим спросом в селе пользовался дёготь. Одним из мастеров его производства был Упырин Илларион.

В 1929 году началась коллективизация. Первыми организаторами колхоза - активистами на селе были: Яков и Марк Сурудины, Сергей Котаркин, Иван и Павел Калабины. Все они были из бедноты.

В селе имелась комсомольская ячейка. Секретарём ячейки был Красиков Михаил - сирота, воспитывался у богача Фролова Назара. Марка Сурудина застрелили в Бинарадке как активиста.

Первым председателем колхоза был Верясов, затем - Бражкин. Оба они были родом из Санчелеева. Бухгалтером назначен Николай Фёдорович Галкин. Он и его жена проводили большую общественную работу.

Создавшийся колхоз назвали «Красные Горки». После он разделился на два хозяйства: колхоз имени Кирова и колхоз «Красные Горки». Первыми коммунистами на селе были Яков Сурудин и братья Калабины. Первая женщина-коммунистка - Малышева Елизавета Николаевна. Первая женщина-трактористка - Клюева Ефросинья Алексеевна.

Большим и важным событием на селе стало появление первого трактора в 1930 году. Его, с развивающимся красным флагом, пригнал Фёдор Трофимов.

Кулаки всячески мешали организации колхозов. Они травили скот (уничтожили 40 коров и 60 лошадей), заманивали бедняков на тайные собрания, где агитировали против Советской власти, жгли общественный хлеб, преследовали активистов, ранили уполномоченного из Ставрополя.

Но колхозы выстояли, начали развиваться. Жизнь крестьян улучшалась, больше появлялось продуктов для жителей, в селе имелись две школы, больница.

Колхоз «Красные Горки» в предвоенное время был передовым в районе. В двух хозяйствах (колхоз «Красные Горки» и колхоз имени Кирова) имелись две бригады: полеводческая и животноводческая. Создали тракторные отряды. Бригадиром отряда долгое время работал Евстифеев Матвей Иванович, в отряд входили колхозники: Григорий Егоров, Фёдор Трофимов, Павел Алексеевич Гашняков и другие.

1941 год. Вспоминает Рябова-Федосеева Пелагея Терентьевна, 1915 года рождения: «В ночь с 21 на 22 июня в нашем селе шёл сильный проливной дождь, а наутро была ясная солнечная погода. Многие колхозники, а наше хозяйство называлось колхозом имени Кирова, были в поле, так как с весны до глубокой осени работали днём и ночью, редко видели своих детей, стариков. Председателем колхоза тогда был Носанов Федот Никифорович. К обеду, когда все женщины обедали и отдыхали, к ним в поле приехал учётчик - Иван Носанов:

Девчата, я вам печальную весть принёс.

Война! Война! Многим вашим мужикам из райвоенкомата принесли повестки.

У нас и руки опустились. Кто заорал, кто заплакал. Раньше районным центром у нас был Новый Буян, там и находился райвоенкомат, откуда провожали мы наших мужей и сыновей. Многим же дали бронь - должен кто-то и хлеб растить для фронта».

В тот же день в районе началась запись добровольцев. Одним из первых записался Плётин Николай Михайлович. Родился он 9 мая 1922 года в семье крестьянина. Окончил 7 классов в 1938 году. Уже на фронте, в 1942 году, вступил в комсомол. «Мы, молодёжь, -вспоминал Плётин Н.М.,- вступая в ряды комсомола, клялись защищать Родину. Этот день запомнился мне. Вступали перед боем ночь в землянке. В ночь, когда 28 панфиловцев задержали наступление немцев перед Москвой».

Плётин Николай Михайлович воевал на 2-ом Белорусском фронте, прошёл с ним от Москвы до Берлина. Имеет награды: орден Отечественной войны Iстепени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу» и другие медали.

Клочков Фёдор Гаврилович родился 16 января 1925 года в селе Пискалы. Работать в колхозе начал ещё мальчишкой в 14 лет. Сначала он возил на лошади воду в поле трактористам, а в 1942 году освоил трактор. В 1943 году призвал на фронт в стрелковую дивизию. В октябре 1945 года тяжело ранен в левую ногу и демобилизован. За боевые заслуги награждён орденами Славы IIи IIIстепеней, медалью «За отвагу». После войны вернулся в родной колхоз, продолжил работать трактористом.

Муругова Татьяна Алексеевна родилась 25 марта 1922 года в селе Пискалы, закончила 7 классов, работала в колхозе имени Кирова. 27 декабря 1942 года её призвали в ряды Красной Армии. Из Ново-Буянского райвоенкомата направили в г. Куйбышев на Безымянку, где долгое время находилась в тылу, копала окопы. Пройдя медкомиссию, 1 июня 1943 года, направлена в действующую армию. В январе 1944 года Татьяну Алексеевну и ещё 11 девушек привезли под Горький на станцию Ветлуга в 11-ый зенитно-пулемётный полк. Там старший сержант Червяков показал девушкам их орудия - 9 трёхствольных пулемётов, обучил стрельбе их них. Сначала было страшно, тяжело. Вот что рассказывает Татьяна Алексеевна:

«Наши пулемёты находились в разных точках друг от друга, мы охраняли мосты, дороги, по которым шли на фронт наши войска. В основном немецкие самолёты налетали по ночам, бомбили. Были случаи, когда немецкие бомбы попадали в цель. Однажды ночью, это было под Киевом на станции Олевск, охраняли склады с боеприпасами, вдруг налетели самолёты. Наша небольшая группа из трёх человек, а я была наводчиком, подбила один самолёт. За это все мы награждены медалью «За отвагу».

На передовой Татьяне Алексеевне побывать не пришлось, их полк двигался уже по разрушенным и освобождённым от фашистов городам, сёлам, деревушкам. До самой победы девушки охраняли назначенные важные объекты. В родное село вернулась Муругова Т.А. в звании младшего сержанта в июле 1945 года. Имеет множество наград. В колхозе работала телятницей, среди передовых. В настоящее время - на заслуженном отдыхе.

В село Пискалы в годы войны приходили письма с фронтов в виде треугольников в каждый дом, каждую семью. Были и похоронки. Муж Матвеевой Анастасии Максимовны, Павел Яфимович, служил в танковых войсках в звании сержанта.

22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории села. В годы войны были призваны 240 человек. Вся тяжесть забот военного времени легла на плечи женщин, стариков и подростков. Многие защитники Родины не вернулись домой.

Школа в селе до 1941 года была семилетней. В 1941 году по ходатайству сельчан «семилетку» из села перенесли в село Пискалы, так как детей в Пискалах было больше.

В Ново-Еремкинской школе директором с 1928 года была Нахрикова Анна Андреевна.

Сейчас в селе только начальная школа. В ней учатся 6 человек. А раньше была «Восьмилетка», был интернат, где жили ученики из Красной Дубравы! В классах было по 25-30 учеников. Потом учеников, стало мало, и школу закрыли, оставили только начальную. Закрыли клуб. Сейчас его вновь реставрируют под церковь, то есть то, чем здание было изначально.

Была почта, мельница, маслобойня, гараж, фермы... Был большой деревянный мост, под которым свободно проходили лошади, груженые соломой. Сейчас этого ничего нет.

Сейчас в селе живут мордва (эрзя). Мордовский язык в селе разговорный, читать и писать на нём никто не умеет. Население в основном пожилого возраста.

Когда-то почти все жители села Ново-Ерёмкино работали в местном хозяйстве - на ферме, в поле, а второе отделение совхоза «Красные Горки» производило молочной продукции даже больше, чем центральное. Да в полеводстве ерёмкинцы не уступали пискалинцам.

Казалось, так всегда и будет, - говорит глава волости Василий Рыблёнков. - Но в 90-е годы последствия непродуманных реформ дошли и до нас. Молочную ферму в Ново-Ерёмки-не закрыли. Животных перевели на центральное отделение хозяйства. Потом закрыли и мастерскую. Многие остались без работы, так как не все пожелали ездить или ходить в Пискалы, до которых напрямую, по полю 3 км, а в обход - все 6. Тем более в хозяйстве стали задерживать зарплату, да и платили немного.

Вот и занялись новоеремкинцы подсобным хозяйством, - продолжил он. - Жить-то надо! Дрова нужно купить, детей одеть-обуть.

В Ново-Ерёмкино сейчас 119 дворов. Проживает около 300 человек, в основном пенсионеры, пенсию им приносят из Пискалинской почты. Своей-то нет...

Ребята начальных классов ходят в местную школу, построенную вместо сгоревшей. Средства на её возведение выделяла районная администрация.

Ни одно социально-культурное учреждение у нас в Еремкино не закрылось, - говорит Василий Рыблёнков. - И не допустим этого. Ведь стоит только закрыть школу и сразу же молодежь уедет из села. Такое уже было. Сколько людей потеряли! Вот в Красной Дубраве, расположенной на территории нашей волости, проживает всего-то 5 человек, остальные дачники. Все социально-культурные учреждения закрылись. Не допустим, чтобы такое случилось с селом Новое Ерёмкино.

Библиотека, фельдшерско-акушерский пункт - они живут, действуют, обслуживают сельчан. В бывшей мастерской открыт сборный цех от АвтоВАЗа, а еще сельский предприниматель занялся выращиванием кроликов.

Чтобы улучшить жизнь в селе, облегчить жизнь крестьян, необходимо провести газ. Это тоже будет способствовать закреплению молодежи в селе. Может быть, будут субсидии на строительства жилья.

Уже в этом году намечено провести газопровод. Но газификация домов - за счет самих владельцев. Будут устанавливаться газовые котлы в социально-культурных учреждениях. Так что скоро в Ново-Еремкино зажжется «голубой огонёк».

Эта женщина была действительно выдающейся – революционерка, феминистка, борец за права женщин, оратор, публицист, министр. Александра Михайловна Коллонтай призывала к социальному раскрепощению женщин и проповедовала идеи свободной любви. А в историю она вошла как первая в мире женщина-посол и министр СССР .


Александра Домонтович родилась в 1872 г. в генеральской семье, получила хорошее образование и воспитание. Ей была уготована традиционная участь аристократки – выйти замуж и растить детей. Но в 17 лет она отказала генеральскому сыну и императорскому адъютанту. Она сказала: «Мне безразличны его блестящие перспективы. Я выйду замуж за человека, которого полюблю». Так она и сделала – наперекор своей семье вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая. Больше всего она ценила в нем то, что с ним можно было обсуждать пути освобождения русского народа.


Но радости семейной жизни и рождение сына не могли сделать женщину абсолютно счастливой – она нуждалась в социальной реализации. Увлеченная революционными идеями, она писала: «Любила своего красивого мужа и говорила всем, что я страшно счастлива. Но мне казалось, что это «счастье» меня как-то связало. Как только мой маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».


Вскоре она развелась с мужем, чтобы полностью посвятить себя общественной работе. После революции 1917 г. Александра Коллонтай получила высокий партийный пост – возглавила женотдел ЦК партии. Троцкий называл ее «валькирией революции». Именно она отстояла для женщин оплачиваемый декретный отпуск, бесплатные родильные дома, детские сады и санатории.


В своих статьях Коллонтай писала: «Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я». Коллонтай призывала женщин раскрепоститься, но при этом ратовала не за беспорядочные половые связи, а за абсолютное равноправие в «новой семье».


Александра Коллонтай стала не только теоретиком, но и практиком сексуальной революции: в 45 лет она сама сделала предложение 28-летнему Павлу Дыбенко. На все осуждающие реплики она отвечала: «Мы молоды, пока нас любят!». Это была первая запись о браке в первой книге актов гражданского состояния советской России.


Дипломатическая работа Коллонтай началась в 1922 г., когда ее отправили торговым советником в Норвегию. В 1926 г. она получила назначение в Мексику, в 1930 г. – в Швецию. Говорят, что именно она уберегла Россию от войны со Швецией. СССР обязан ей заключением ряда выгодных торговых договоров. Она работала, пока болезнь не приковала ее к инвалидной коляске, и оставалась активной до 80-ти лет, до самой смерти.
Начало ХХ в. в России до сих пор вызывает много споров среди историков, в частности,

Не все эти женщины поддерживали Октябрьскую революцию в том виде, в котором она произошла, не все дожили до неё. Но благодаря этим политически активным и неравнодушным женщинам революция стала возможна.

Российская революционерка, советская государственная партийная, общественная и культурная деятельница. С 1890 занималась пропагандой, была секретарем газеты "Искра", участвовала в подготовке Октябрьской революции. После революции занялась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.

Александра Михайловна Коллонтай (19 марта 1872 - 9 марта 1952)

Русская революционерка, государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР, первая женщина-министр в истории. К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Е. Д. Стасовой. Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи.

Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из наиболее влиятельных деятельниц немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. В 1897 году защитила диссертацию, получив степень доктора государственного права. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. на общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику. На Штутгартском конгрессе Второго интернационала (1907) Люксембург совместно с Лениным внесла поправки в резолюцию Августа Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

Немецкая политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Считается, что она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта.

Деятельница российского революционного движения. В 1904 году вступила в РСДРП. За активное участие в революции 1905-1907 годов власти отправили её в ссылку на север России в Мезень, откуда Арманд в 1908 году бежала сначала в Петербург, а затем с помощью эсеров по подложному паспорту выехала в Швейцарию. Переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты.

Деятельница российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.

5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову (вынесшему нарушающий закон приговор) и выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Была немедленно арестована, но суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швейцарию.

Российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости, организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания. Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным.

Российская политическая деятельница, террористка, одна из руководителей партии левых эсеров. 12 марта 1906 года приговорена за убийство советника тамбовского губернатора к смертной казни через повешение. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге. Одна из первых женщин, заявивших об изнасиловании в заключении. Большую часть жизни провела в тюрьмах.

Деятельница русского революционного движения, одна из создательниц и лидеров партии эсеров, а также её Боевой организации. Известна как «бабушка русской революции». Занималась организационной работой и распространением революционных идей среди крестьянства. Была сторонницей политического и аграрного террора, считая их одними из наиболее эффективных методов борьбы.

Мария Марковна Школьник (1885 - 1955)

Эсерка, участница революционного террора в Российской империи в начале ХХ века. Член Боевой организации партии социалистов-революционеров.

Эсерка, деятельница революционного движения России. В 1905 году застрелила генерал-адъютанта В. В. Сахарова, усмирявшего аграрные беспорядки в Саратовской губернии, приговорена к смертной казни, которую заменили на пожизненную каторгу.

Мария Григорьевна Никифорова (1885 - 1919)

Предводительница анархистов на территории Украины, соратница Нестора Махно. Примкнула к анархическому движению в 16 лет. Известна под именем Маруся. В годы Гражданской войны становится одним из самых заметных и уважаемых командиров анархистских отрядов на юге России. В декабре 1917 года Чёрная гвардия Маруси помогала устанавливать советскую власть в Харькове, Екатеринославле (Днепропетровск) и Александровске (Запорожье). Благодаря поддержке лидера большевиков в этом районе Антонова-Овсеенко, Маруся получила поддержку в организации «Вольная боевая дружина». Эта часть активно воевала с белой гвардией, немецкими оккупационными войсками и украинскими националистами при установлении советской власти в Елисаветграде (Кировоград).

Российская революционерка, активная участница Гражданской войны в 1918-1919 годах, единственная известная женщина - командир бронепоезда.

Народница, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II.
"Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нём, но сделать его надо " - Софья Перовская.

Российская революционерка, агент Исполнительного комитета «Народной воли». Одна из первомартовцев.

Русская революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».

Участница российского революционного движения. До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. 30 августа 1918 года совершила покушение на Ленина.

Русская революционерка, народница, член партии «Народная воля». В феврале 1875 года участвовала в съезде народников в Москве, где был принят устав «Всероссийской социально-революционной организации».

Российская революционерка, представительница партии эсеров, организатор убийства командующего оккупационными войсками на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна в 1918 году. После революции 1917 года она совместно с Марией Спиридоновой приняла участие в создании Читинского комитета ПСР. Также участвовала расколе партии эсеров на левое и правое крыло, примкнув к первому. Стала единственной женщиной на II Всероссийском съезде Советов.

Русская революционерка, народница. Продала имение в с. Беломестном Новооскольского уезда, а деньги использовала на улучшение материальных условий и организацию побегов политзаключенных.

Надежда Дмитриевна Субботина (1855 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1874 привлечена к дознанию по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) за «подозрительный образ жизни, распространение среди воспитанниц Орловской женской гимназии идей о необходимости пойти в народ и за привоз из-за границы запрещённых книг».

Русская революционерка, народница. Предана 30 ноября 1876 году суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, имевшего целью ниспровержение и изменение порядка государственного управления, и в участии в нём (процесс 50-ти). Признана виновной и приговорена к ссылке.

Евгения Дмитриевна Субботина (1853 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1875 привлечена по двум дознаниям: по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) и по делу о противоправительственной пропаганде (процесс 50-ти). По Высочайшему повелению 19 февраля 1876 года по первому делу освобождена от наказания за недостатком улик, а по второму - предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества и в участии в нём (процесс 50-ти), признана виновной и приговорена к ссылке.

Лидия Павловна Езерская (1866 - 1915)

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века.

Ревекка Моисеевна Фиалка-Рачинская (1888 - 1975)

эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1904 году Фиалка вступила в подпольную организации партии социалистов-революционеров, по поручению которой вела агитационную работу. В начале 1905 года по поручению партии отправилась в Одессу, чтобы оказать помощь в изготовлении снарядов. Несколько раз она ездила за динамитом в Кишинев, и привозила его на конспиративную квартиру в Одессе, куда кроме этого доставили также запрещенную литературу и шрифты из раскрытой тайной типографии. Летом 1905 года Фиалку и ее товарища Александра Лаппе арестовали на конспиративной квартире в Одессе. Приговорена к 20 годам каторги, однако как несовершеннолетней дали 13. Находясь в ссылке, Фиалка содействовала товарищам в подготовке побегов, была членом нелегальной кассы взаимопомощи.

Российская политическая деятельница, террористка, член партии социалистов-революционеров. В 1901 году вступила в партию социалистов-революционеров. Участвовала в Революции 1905-1907 годов. Состояла в членах Летучего боевого отряда Северной области.

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи. В 1906 году по постановлению Боевой организации эсеров осуществила покушение на главного командира черноморского флота адмирала Чухнина. Адмирал был ранен в плечо и в живот, но остался жив. По его приказу террористка была расстреляна матросским патрулем без суда и следствия.

Русская революционерка, советский деятельница международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения. В 1934 году участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета.

Русская революционерка, народница. Вела противоправительственную пропаганду среди крестьян. Оказывала помощь членам Всероссийской социально-революционной организации после ареста его руководителей.

Мария Аркадьевна Беневская (1882 - 1942)

Эсерка-террористка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1905 году Мария Беневская вступила в Боевую организацию партии социалистов-революционеров. Рекомендацию для вступления дал Борис Савинков, к тому времени уже один из руководителей организации. Она вела жизнь профессионального революционера, работала в качестве техника (изготавливала бомбы) и пользовалась партийной кличкой «Генриетта».

Революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, поэтесса, писательница. После Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства, была секретарём Луначарского. В 1918 вступила в РКП(б). В 1918-1919 годах была комиссаром Морского Генерального штаба, политработником Волжской флотилии. В 1921 году была в Афганистане в составе советской дипломатической миссии. Последнее крупное произведение Рейснер - исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925).