Биографии Характеристики Анализ

Тематика публичных лекций по педагогике и психологии. Психология и педагогика

Психологами уже давно признан факт того, что человек как существо активное способен производить сознательные изменения в собственной личности, а значит, может заниматься самовоспитанием. Однако самовоспитание не может быть реализовано вне окружающей среды, т.к. происходит благодаря активному взаимодействию человека с окружающим миром. Таким же образом и естественные данные являются важнейшим фактором психического развития человека. Например, анатомо-физические особенности представляют собой естественные условия развития способностей вообще. На формирование способностей оказывают воздействие условия жизни и деятельности, условия воспитания и обучения. Однако это вовсе не означает, что наличие одинаковых условий влечёт за собой одинаковое развитие интеллектуальных способностей. К примеру, нельзя не брать во внимание тот факт, что психическое развитие находится во взаимосвязи с биологическим возрастом, в особенности, если говорить о развитии мозга. И данный факт обязательно должен учитываться в образовательно-воспитательной деятельности.

Отечественным психологом Л. С. Выготским впервые была выдвинута идея о том, что образование и воспитание играет управляющую роль в психическом развитии. Согласно этой идее, образование опережает развитие и направляет его. Если человек не обучается, он не может быть полноценно развит. Но образование не исключает из внимания и внутренние закономерности процесса развития. Необходимо всегда помнить о том, что обучение хоть и обладает огромными возможностями, но эти возможности далеко не бесконечны.

С развитием психики развивается устойчивость, единство и целостность личности, в результате чего она начинает обладать теми или иными качествами. Если педагог в своей учебно-воспитательной деятельности учитывает личностные особенности учащегося, это даёт ему возможность применять в работе педагогические средства и методы, соответствующие возрастным критериям и возможностям ученика. И здесь просто необходимо брать во внимание индивидуальные особенности, степень умственного развития учащихся, а также особенности психологической работы.

О степени умственного развития говорит происходящее в сознании человека. Психологами была дана характеристика умственного развития и указаны его критерии:

  • Скорость, с которой учащийся усваивает материал
  • Темп, в котором учащийся воспринимает материал
  • Количество обдумываний как показатель сжатости мышления
  • Степень аналитико-синтетической деятельности
  • Приёмы, при помощи которых переносится умственная деятельность
  • Способность к самостоятельной систематизации и обобщению полученных знаний

Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы для умственного развития учащегося была максимальная польза. Изыскания в психологической области позволяют сделать вывод о том, что вместе с системой знаний необходимо давать и комплекс приёмов умственной деятельности. Педагог, организуя подачу учебного материала, должен также формировать у учеников и мыслительные операции, такие как синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, анализ и т.д. Наибольшим значением обладает формирование у учащихся навыка систематизации и обобщения знаний, самостоятельной работы с источниками информации, сравнения фактов по каждой конкретной теме.

Если говорить о детях младшей школьной возрастной группы, то их развитие имеет свои особенности. Например, именно в этот период приоритет нужно ставить на развитии научно-творческих способностей, ведь обучение должно быть не только источником знаний, но и гарантом умственного роста. А если говорить о студентах, то основная направленность их научно-творческих способностей требует, чтобы педагог обладал достаточным опытом преподавания и научно-творческим потенциалом. Это обусловлено тем, что для повышения мыслительной активности студентов нужно выстраивать занятия с установкой на подготовку высококлассных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, а также являющихся опорой социума и его продолжателями.

Одним из факторов, способных повысить качество педагогического процесса, является соответствие образовательных методов и конкретных педагогических условий - только так можно добиться надлежащего усвоения новых знаний и сотрудничества в образовательном процессе педагога и учащегося.

Развивая творческий потенциал учеников, важно особое внимание уделять организации занятий. И здесь талант и мастерство педагога состоят в использовании инновационных образовательных технологий и творческого подхода к изучаемому материалу в ходе уроков. Это будет способствовать повышению мыслительной активности и расширению границ мышления.

Перед образовательными учреждениями стоит важнейшая из задач - реализовать образование молодого поколения, которое будет соответствовать требованиям современности и научно-технического прогресса, а также вооружить учащихся самостоятельными базовыми знаниями и основами актуальных дисциплин, пробудить умений, навыков и знаний и подготовить к осознанному выбору профессии и активной социальной и трудовой деятельности. Чтобы эта цель была достигнута, нужно добиться сознательного усвоения мотивов образования и сформировать у учащихся позитивное отношение и интерес к изучаемому предмету.

С психологической точки зрения мотивы здесь являются причинами, по которым учащиеся совершают те или иные действия. Мотивы формируются требованиями, инстинктами, интересами, идеями, решениями, эмоциями и предрасположенностью. Мотивы к обучению могут быть различны, например: соответствовать требованиям родителей и оправдать их надежды, желание развиваться вместе со сверстниками, получить аттестат или золотую медаль, поступить в университет и т.п. Однако самыми высокими мотивами являются стремление к получению знаний, чтобы быть полезным обществу, и желание много знать.

Задачей педагога является формирование у учащихся именно высоких, можно сказать, духовных мотивов - воспитание веры в необходимость получать знания, чтобы принести социальную пользу, и культивирование отношения к знаниям, как ценности. Если удаётся сформировать у учащихся такой мотив и привить им интерес к получению знаний, то всё обучение будет намного результативнее. На тему интереса к знаниям говорили и писали такие выдающиеся педагоги, как Я. Коменский, Б. Дистервег, К. Ушинский, Г. Щукина, А. Ковалёв, В. Иванов, С. Рубинштейн, Л. Бажович, В. Ананьев и другие. Интерес к знаниям способствует интеллектуальной активности, усилению восприятия, живости мысли и т.д. Кроме того, он воспитывает волевую и духовную составляющую личности.

Если педагогу удаётся пробудить интерес к своей дисциплине, то ученик получает дополнительную мотивацию, желает получать знания и преодолевать преграды в процессе их получения. Он будет с удовольствием работать и самостоятельно, уделяя предмету свободное время. Если же интереса к предмету нет, то материал не оставляет в сознании учащегося никакого следа, не вызывает положительных эмоций и быстро забывается. Сам ученик в таком случае остается безучастным и безразличным к процессу.

Как несложно заметить, основной уклон в педагогическо-воспитательной деятельности делается именно на том, чтобы сформировать у учащегося , которая включает в себя и интерес, и тягу к знаниям, и желание развиваться и учиться новому, овладевать новыми навыками и т.д. Мотивация должна всячески поощряться и поддерживаться педагогом, и во многом именно это обуславливает успешность и эффективность как педагогической работы (обучения), так и работы учеников (изучения).

И при развитии мотивации имеют значение условия образовательного процесса, которые должны включать в себя не только подходящую форму преподнесения информации, но и различные формы деятельности: выдвижение гипотез, мыслительное моделирование, наблюдения и т.п. Помимо прочего, большое значение имеет и личность педагога: педагог, который уважает и любит преподаваемую им дисциплину, всегда вызывает уважение и привлекает внимание учащихся, а его личностные качества и поведение во время занятий будут прямым образом влиять на то, как ученики будут относиться к занятиям.

В дополнение к этому можно использовать не только традиционные методы обучения привычные для всех нас, но и более современные, которые ещё не успели «набить оскомины» и либо введены в образовательную деятельность не очень давно, либо только начинают вводиться. Но о методах обучения мы ещё поговорим в нашем курсе, а пока заключим, что любой педагог, который ставит перед собой цель повысить качество своей деятельности и сделать её более результативной, всенепременно должен руководствоваться основными психологическими знаниями.

В действительности на эту тему можно рассуждать ещё очень и очень долго, но мы постарались лишь сделать так, чтобы у вас сложилось ясное представление о том, как педагогика связана с психологией, и почему об этом следует знать. Огромное количество информации на тему педагогической психологии вы можете найти самостоятельно на страницах Интернета, а на тему психологии вообще мы предлагаем вам пройти наш специализированный тренинг (он находится ). Сейчас же будет более логичным продолжить беседу на тему достижения эффективности обучения, а именно: мы поговорим о том, какими принципами следует руководствоваться, чтобы обучение и развитие человека - вашего ребёнка, ученика или студента дало максимальные результаты. Информация будет полезна и тем, кто занимается .

10 принципов эффективного обучения и развития

Любые принципы обучения находятся в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой педагог. Он может, например, развивать своего ученика, расширять его запас общих знаний, способствовать познанию явлений окружающего мира, создавать наиболее подходящие для его развития условия и т.д. Но очень важно помнить, что какого-то универсального «рецепта», согласно которому любой человек может стать развитым и умным, не существует, однако есть несколько принципов, которые помогут педагогу стать действительно хорошим учителем и максимизировать эффективность своей деятельности.

Принцип первый - убедиться в том, что обучение и развитие необходимы

В первую очередь нужно провести точный анализ навыков и умений учащихся и определиться с тем, что потребность в обучении действительно есть (касается, главным образом, выпускников ВУЗов, людей, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку и т.п.). Также нужно удостовериться в том, что данная потребность или проблема является вопросом именно обучения. К примеру, если учащийся не выполняет требования образовательного процесса, нужно выяснить, обеспечен ли он условиями для этого, осознаёт ли сам, что от него требуется. В дополнение к этому следует провести анализ способностей, навыков, знаний, и других особенностей личности. Это поможет лучше понять, в какое русло следует направлять образовательный процесс. В условиях школы это способно помочь определить склонности и предрасположенность ученика к тем или иным предметам.

Принцип второй - создать условия, способствующие обучению и развитию

Требуется снабдить учащихся информацией о том, что получать новые знания, приобретать новые навыки и развиваться - необходимо, и почему это необходимо. После нужно убедиться в том, что учащиеся понимают связь между получением образования и его последующим практическим применением в жизни. Эффективность обучения многократно повышается, если учащиеся осознают взаимосвязь между своим обучением и возможностью быть полезными для общества в целом и для себя лично. Успешное выполнение учебных заданий можно стимулировать посредством признания прогресса, хороших отметок и положительных отзывов. Таким образом, учащиеся будут ещё более мотивированы.

Принцип третий - обеспечить именно такое обучение и развитие, которое будет полезно на практике

Необходимо внедрять в педагогический процесс такие предметы и дисциплины (знания, умения и навыки), которые будут представлять не эфемерную полезность в сознании учеников, а иметь конкретное практическое значение. То, что узнают учащиеся, они в обязательном порядке должны будут применять в своей жизни. Без взаимосвязи теории и практики обучение теряет не только свою эффективность, но и перестаёт мотивировать, а значит, необходимые для выполнения учащимися функции будут выполняться лишь формально, а результаты будут посредственными, что полностью противоречит целям образования.

Принцип четвёртый - включать в обучение и развитие измеримые задачи и конкретные результаты

Результаты обучения и развития должны отражаться на деятельности учащихся, по причине чего педагогический процесс необходимо . Важно убедиться в том, что содержательная часть обучения приведёт учеников к постижению тех знаний и обретению тех навыков, которые соответствую целям обучения. Об этом учащиеся должны быть оповещены, а значит, будут знать, чего вообще от обучения ожидать. Кроме того, они будут знать, как применяется то, что они узнают. Образовательный процесс должен быть разбит на этапы, каждый этап должен преследовать свою самостоятельную цель. Проверка усвоения знаний и навыков должна осуществляться на каждом этапе - это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены и т.п.

Принцип пятый - объяснить учащимся, из чего будет состоять процесс обучения

Учащиеся должны ещё до начала обучения знать, что будет включено в образовательный процесс, а также что ожидается и от них самих, как во время, так и после обучения. Таким образом, они смогут сконцентрироваться на обучении, изучении материала и выполнении заданий, не испытывая при этом никакого дискомфорта или .

Принцип шестой - донести до учащихся, что они несут ответственность за своё обучение

Любой педагог должен уметь доносить до сознания учеников информацию о том, что, в первую очередь, за своё образование ответственны именно они. Если они будут это понимать и принимать, то и их отношение к обучению будет серьёзным и ответственным. Приветствуются предварительные беседы и подготовка заданий, активное участие учащихся в обсуждениях и практических занятиях, использование в педагогическом процессе новых и нестандартных решений, причём учащиеся здесь тоже имеют право голоса - они могут сами предлагать и выбирать наиболее удобный для них способ обучения, план занятия и т.д.

Принцип седьмой - использовать весь педагогический инструментарий

Каждый педагог должен уметь оперировать основными педагогическими инструментами. Среди них есть те, что связаны с действиями педагога, и те, которые связаны с взаимодействием между педагогом и учащимися. Речь идёт об использовании педагогом разнообразия - как способа постоянного поддержания внимания и интереса, ясности - как способа грамотной подачи запутанной и непонятной информации, вовлечённости - как способа привлечь учеников к активной деятельности, поддержке - как способа придать ученикам веру в свои силы и возможности познавать новое, и уважительного отношения - как способа сформировать в учащихся .

Принцип восьмой - использовать больше визуального материала

Доподлинно известно, что 80% информации поступает в мозг от зрительных объектов, и педагог должен учитывать это в своей работе. По этой причине необходимо использовать как можно больше того, что учащиеся могут увидеть своими глазами, причём не только прочесть. Источниками визуальной информации могут быть плакаты, схемы, карты, таблицы, фотографии, видеоматериалы. По этой же причине во всех классах и аудиториях всегда есть доски для писания мелом или маркером - даже самые простые данные всегда записываются. А наиболее эффективным методом визуального обучения являются опыты и практические лабораторные работы.

Принцип девятый - сначала доносить суть, а после - детали

Об этом принципе мы уже несколько раз упоминали, когда говорили о дидактической работе Яна Коменского, но упомянуть о нём ещё раз будет только на пользу. Обучение связано с изучением огромных массивов данных, поэтому нельзя доносить до учащихся всё и сразу. Большие темы должны быть разбиты на подтемы, а подтемы, при необходимости, на более мелкие подтемы. Сначала следует объяснять суть какого-либо предмета или проблемы, и только потом переходить к обсуждению деталей и особенностей. К тому же и мозг человека изначально улавливает смысл того, что воспринимает, а уже затем начинает различать детали. Педагогический процесс должен соответствовать этой природной особенности.

Принцип десятый - не перегружать информацией и давать время на отдых

Отчасти этот принцип связан с предыдущим, но в большей степени он основывается на том, что организм человека всегда должен иметь время на «подзарядку». Даже самые трудолюбивые люди осознают ценность отдыха и полноценного сна. Обучение - процесс сложный, и связан с высоким нервным и психическим напряжением, повышенным вниманием и концентрацией, максимальным использованием потенциала головного мозга. Переутомление недопустимо в обучении, в противном случае учеником может овладеть стресс, он станет раздражительным, а его внимание рассеянным - толку от такого ученичества не будет. Согласно этому принципу, учащиеся должны получать столько информации, сколько допускают их возрастные особенности, и всегда иметь время на отдых. Что касается сна, то 8 часов в стуки, поэтому и ночных бдений за учебниками лучше не допускать.

На этом и мы подведём итог третьему уроку, и скажем только о том, что учащиеся должны учиться учиться, а педагоги должны учиться учить, а понимание психологических особенностей образовательного процесса способно значительно увеличить шансы на успех как самих педагогов, так и их учеников.

Наверняка вам хочется поскорее узнать, какие же существуют образовательные методы, ведь теории уже предостаточно, а практики несравнимо меньше. Но не отчаивайтесь, следующий урок посвящён традиционным методам обучения - именно тем практическим методам, которые уже проверены множеством педагогов и закалены годами, тем методам, применить на практике которые сможете и вы.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Название: Психология и педагогика. Курс лекций.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.
Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в ВУЗах Российской Федерации.
В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.
Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.
Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Содержание
Введение 3
Лекция 1. Психология как наука и практика 8
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 9
2. Место психологии в системе наук 16
3. Основные отрасли психологии 19
4. Основные этапы развития психологической науки 21
5. Основные направления психологии 26
Лекция 2. Психология личности 29
1. Теории личности 29
2. Индивидуальность 31
Лекция 3. Психика 43
1. Эволюция психики 44
2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики 48
3. Психика, поведение, деятельность 50
Лекция 4. Сознание 55
1. Сознание и его свойства. Виды сознания 55
2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция» 57
3. Соотношение сознания и бессознательного 58
Лекция 5. Психические явления 61
1. Познавательные психические процессы 63
2. Эмоции и чувства 79
Лекция 6. Межличностные отношения 81
1. Общение 81
2. Перцепция 84
3. Аттракция 85
4. Общение и речь 86
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 89
1. Группа и ее характеристики. Малая группа 89
2. Коллектив 94
3. Межличностные отношения в группах и коллективах 96
Лекция 8. Педагогика как наука 98
1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики 98
2. Место педагогики в системе наук 104
3. Система педагогических наук 106
Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 107
1. Образование как социальное явление 107
2. Образование как социокультурный феномен 108
3. Образование как система 109
4. Современное мировое образовательное пространство 110
5. Свойства современного образования 112
6. Образовательная система России 115
Лекция 10. Педагогический процесс 117
1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса 117
2. Основные системы организации педагогического процесса 121
3. Управленческий цикл 124
Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса. 127
1. Сущность и структура обучения 127
2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения 129
3. Методы обучения 130
4. Формы обучения 133
Лекция 12. Организация учебной деятельности в ВУЗе 134
1. Формы организации учебной деятельности в ВУЗе 136
2. Самостоятельная работа студентов 140
3. Педагогический контроль в высшей школе 142
Лекция 13. Теоретические основы воспитания 144
1. Сущность, цели, содержание, организация, воспитания 144
2. Закономерности и принципы воспитания 147
3. Методы воспитания 150
Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 152
1. Семья как малая группа 153
2. Семейное воспитание 155
3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей 157
4. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты 162
5. Психологический контакт между родителями и детьми 166
Вопросы для самопроверки 168
Приложения 171
1. Методические рекомендации по написанию рефератов 171
2. Словарь основных психологических терминов 181
3. Словарь основных педагогических терминов 183
Литература 187

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А.К. 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по не психолого-педагогическим специальностям, таким, например, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Прикладная информатика в экономике» на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки данных специалистов в вузах Российской Федерации.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста.

Курс лекций «Психология и педагогика» призван способствовать подготовке студентов не только к их будущей профессиональной деятельности, но и к организации обучения и воспитания подчиненных, а также своих детей.

Задачи курса:

– сформировать у студентов понятийный аппарат психолого-педагогической науки;

– обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности;

– научить студентов оценивать влияние субъективных и объективных факторов, действующих на отношения человека с другими людьми;

– дать основы психологических знаний о личности – ее деятельности, основных свойствах и способах воспитания;

– раскрыть природу свойств и явлений человеческой психики, механизмов и закономерностей памяти, мышления, особенностей поведения человека;

– научить студентов управлять своими эмоциональными состояниями, а также развивать свою память, внимание, волю;

– удовлетворить интерес студентов к образованию, закономерностям и особенностям педагогического процесса.

Одной из важнейших задач учебной дисциплины «Психология и педагогика» является выработка у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, методов, средств, психолого-педагогических технологий самосовершенствования и влияния на потенциальных подчиненных в целях повышения своей и их профессиональной компетентности. Вместе с тем данный курс лекций, каким бы глубоким и разносторонним ни было его содержание, не в состоянии дать исчерпывающие рекомендации на каждый конкретный случай, с которым может встретиться выпускник высшего образовательного учреждения в своей практической деятельности. В этой связи основной упор в изучении дисциплины делается на формирование у студентов умения методически верно строить служебные и межличностные отношения, правильно организовывать совместную практическую деятельность членов коллектива, творчески применять передовой опыт обучения, воспитания, самосовершенствования, оказания психологической помощи.

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен уметь:

– применять теоретические знания в своей профессиональной практической деятельности;

– подбирать научно-методическую литературу по определенной тематике;

– дискутировать по актуальным проблемам психологии и педагогики;

– аргументировать свою точку зрения;

– проводить анализ образовательной ситуации;

– ставить задачи по решению проблем образовательного процесса.

Цели, стоящие перед российским обществом, требуют от выпускников высших образовательных учреждений овладения конструктивными подходами и продуктивными психолого-педагогическими технологиями в выполнении практических задач. Многоплановые вопросы профессиональной деятельности руководитель не может решать без учета индивидуальных особенностей сотрудников, психологии коллектива, реальной системы социально-психологических характеристик всех сторон профессиональной деятельности. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами психологии и педагогики во многом зависит не только успех в решении практических задач, но и авторитет руководителя.

Современным руководителям всех уровней необходимо владеть методами формирования коллектива, уметь анализировать межличностные отношения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, знать психологические особенности персонала, эффективно влиять на совершенствование работника как личности, а также понимать сущность педагогического процесса, использовать наиболее перспективные методы и технологии обучения и воспитания.

Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и гармоничного развития личности, эффективного выполнения ее функций в обществе, коллективе, семье.

Учебная дисциплина занимает важное место в общей системе подготовки студентов. Обучение базируется на глубоком усвоении различных наук, изучающих человека, прежде всего общественных дисциплин, которые преподаются в российских вузах в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А.К.

М.: КДУ, 2008. - 192 с.

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Формат: doc+pdf / zip

Размер: 3 ,7 Мб

Скачать

Содержание
Введение 3
Лекция 1. Психология как наука и практика 8
1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 9
2. Место психологии в системе наук 16
3. Основные отрасли психологии 19
4. Основные этапы развития психологической науки 21
5. Основные направления психологии 26
Лекция 2. Психология личности 29
1. Теории личности 29
2. Индивидуальность 31
Лекция 3. Психика 43
1. Эволюция психики 44
2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики 48
3. Психика, поведение, деятельность 50
Лекция 4. Сознание 55
1. Сознание и его свойства. Виды сознания 55
2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция» 57
3. Соотношение сознания и бессознательного 58
Лекция 5. Психические явления 61
1. Познавательные психические процессы 63
2. Эмоции и чувства 79
Лекция 6. Межличностные отношения 81
1. Общение 81
2. Перцепция 84
3. Аттракция 85
4. Общение и речь 86
Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 89
1. Группа и ее характеристики. Малая группа 89
2. Коллектив 94
3. Межличностные отношения в группах и коллективах 96
Лекция 8. Педагогика как наука 98
1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики 98
2. Место педагогики в системе наук 104
3. Система педагогических наук 106
Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 107
1. Образование как социальное явление 107
2. Образование как социокультурный феномен 108
3. Образование как система 109
4. Современное мировое образовательное пространство 110
5. Свойства современного образования 112
6. Образовательная система России 115
Лекция 10. Педагогический процесс 117
1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса 117
2. Основные системы организации педагогического процесса 121
3. Управленческий цикл 124
Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса. 127
1. Сущность и структура обучения 127
2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения 129
3. Методы обучения 130
4. Формы обучения 133
Лекция 12. Организация учебной деятельности в вузе 134
1. Формы организации учебной деятельности в вузе 136
2. Самостоятельная работа студентов 140
3. Педагогический контроль в высшей школе 142
Лекция 13. Теоретические основы воспитания 144
1. Сущность, цели, содержание, организация, воспитания 144
2. Закономерности и принципы воспитания 147
3. Методы воспитания 150
Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 152
1. Семья как малая группа 153
2. Семейное воспитание 155
3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей 157
4. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты 162
5. Психологический контакт между родителями и детьми 166
Вопросы для самопроверки 168
Приложения 171
1. Методические рекомендации по написанию рефератов 171
2. Словарь основных психологических терминов 181
3. Словарь основных педагогических терминов 183
Литература 187

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. – 367 с.

2. Бандурка А.М. Психология управления / А.М. Бандурка, Е.П. Бочарова, Е.В. Землянская. – Харьков, 1988. – 464 с.

3. Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988. – 267 с.

4. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2001. – 304 с.

5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.Н. Розум. – СПб., 2000. – 432 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование. – М., 1988. – 250 с.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2000. – 367 с.

8. Ершов А.А. Личность и коллектив. – Л., 1986. – 127 с.

9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1991. – 142 с.

10. Крылов А.А. Психология. – М., 1998. – 584 с.

11. Мироненко В.В. Популярная психология. – М., 1990. – 280 с.

12. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. – М., 1990. – 405 с.

13. Немов Р.С. Психология – М., 1995. – 3 т.

14. Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1996. – 496 с.

15. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2001. – 640 с.

16. Подласый и.п. Педагогика. – М., 2001. – 365 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1998. – 712 с.

18. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986. – 186 с.

19. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997. – 305 с.

20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 1997. – 736 с.

21. Тихомиров O.K. Психология мышления. – М., 1989. – 312 с.

22. Харламов Н.Ф. Педагогика. – М., 1997. – 408 с.

23. Шипцнов В.Г. Основы управленческой деятельности / В.Г. Шипцнов, Е.Н. Кишкель – М., 2000. – 304 с.

24. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

25. Сластенин В.А., Каширин В.А. психология и педагогика. – М., 2001. – 408 с.

Дополнительная литература

1. Абульханова К.А. Психология и педагогика. – М., 1998. – 320 с.

2. Анохин И.К. Избранные труды. – М., 1989. – 410 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. – 320 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – 384 с.

5. Крысько В.Г . Психология и педагогика в схемах и таблицах. – МН.: Харвест, 1999. – 384 с.

6. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. – Ростов н/Д: Учитель, 2001. – 560 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977. – 473 с.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – 584 с.

9. Мзгун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. – Л., 1983. – 176 с.

10. Наенко Н.И. Психологическая напряженность. – М., 1986. – 212 с.



11. Литвинцева Н.А. Психологические тесты для деловых людей. – М., 1996. – 317 с.

12. Психологические тесты для мужчин. – Киев, 1996. – 215 с.

13. Селивко Г.К. Современные образовательные технологии. – Н М.: Народное образование, 1998. – 255 с.

14. Сериков В.В. Образование и личность. – М., 1999. – 272 с.

15. Стреляу А. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982. – 305 с.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 260 с.


Аннотация

В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.

Введение 3

Лекция 1. Психология как наука и практика 8

1. Предмет, объект, задачи и методы психологии 9

2. Место психологии в системе наук 16

3. Основные отрасли психологии 19

4. Основные этапы развития психологической науки 21

5. Основные направления психологии 26

Лекция 2. Психология личности 29

1. Теории личности 29

2. Индивидуальность 31

Лекция 3. Психика 43

1. Эволюция психики 44

2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики 48

3. Психика, поведение, деятельность 50

Лекция 4. Сознание 55

1. Сознание и его свойства. Виды сознания 55

2. Самосознание. Структура сознания. «Я-концепция» 57

3. Соотношение сознания и бессознательного 58

Лекция 5. Психические явления 61

1. Познавательные психические процессы 63

2. Эмоции и чувства 79

Лекция 6. Межличностные отношения 81

1. Общение 81

2. Перцепция 84

3. Аттракция 85

4. Общение и речь 86

Лекция 7. Межгрупповые отношения и взаимодействия 89

1. Группа и ее характеристики. Малая группа 89

2. Коллектив 94

3. Межличностные отношения в группах и коллективах 96

Лекция 8. Педагогика как наука 98

1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики 98

2. Место педагогики в системе наук 104

3. Система педагогических наук 106

Лекция 9. Образование как общечеловеческая ценность. Современное образовательное пространство 107

1. Образование как социальное явление 107

2. Образование как социокультурный феномен 108

3. Образование как система 109

4. Современное мировое образовательное пространство 110

5. Свойства современного образования 112

6. Образовательная система России 115

Лекция 10. Педагогический процесс 117

1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса 117

2. Основные системы организации педагогического процесса 121

3. Управленческий цикл 124

Лекция 11. Обучение как составная часть педагогического процесса. 127

1. Сущность и структура обучения 127

2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения 129

3. Методы обучения 130

4. Формы обучения 133

Лекция 12. Организация учебной деятельности в вузе 134

1. Формы организации учебной деятельности в вузе 136

2. Самостоятельная работа студентов 140

3. Педагогический контроль в высшей школе 142

Лекция 13. Теоретические основы воспитания 144

1. Сущность, цели, содержание, организация, воспитания 144

2. Закономерности и принципы воспитания 147

3. Методы воспитания 150

Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности 152

1. Семья как малая группа 153

2. Семейное воспитание 155

3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей 157

4. Проблемы семейного воспитания. Семейные конфликты 162

5. Психологический контакт между родителями и детьми 166

Вопросы для самопроверки 168

2. Словарь основных психологических терминов 181

3. Словарь основных педагогических терминов 183