Биографии Характеристики Анализ

От чего зависит технический прогресс. Научно-технический прогресс: сущность, роль и основные направления

Технический прогресс - это появление новых, технически более эффективных видов производства, которые должны быть приняты во внимание в производственной функции, и в то же время технически неэффективные виды производства должны быть исключены из нее.

Технический прогресс, стимулирующий увеличение объема выпуска, графически может быть изображен сдвигом вниз изокванты, описывающей конкретный объем производства продукции (рис. 23.1).

Рис. 23.1. Сдвиг изокванты в результате технического прогресса

На рис. 23.1 изокванта Q1*Q1* показывает то же количество произведенной продукции, что изображает и изокванта Q0*Q0*. Однако теперь это количество может быть выпущено с применением меньшего объема факторов (К и L). И сдвиг изокванты может сопровождаться модификацией ее конфигурации, означающей модификацию в пропорциях использованных факторов производства. В связи с этим выделяют три типа технического прогресса: капиталоинтенсивный (трудосберегающий), трудоинтенсивный (капиталосберегающий) и нейтральный, каждый из которых имеет свою конфигурацию изокванты.

Капиталоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль линии с постоянным соотношением К / L предельная норма технического замещения (MRTSLK) понижается (рис. 23.2). Это означает, что технический прогресс сопровождается опережающим ростом предельного продукта капитала в сравнении с предельным продуктом труда. На рис. 23.2 видно, что наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси L.

Рис. 23.2. Капиталоинтенсивный тип технического прогресса

Трудоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль той же линии MRTSL K увеличивается (рис. 23.3). Это означает, что технический прогресс сопровождается ростом предельного продукта труда в сравнении с предельным продуктом капитала. Наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси К.

Рис 23.3. Трудоинтенсивный тип технического прогресса

Нейтральный тип технического прогресса - это такой тип, когда технический прогресс сопровождается пропорциональным ростом продуктов К и L, так что предельная норма их технического замещения при перемещении к началу координат сохраняется постоянной. При этом не меняется и наклон изокванты, она лишь смещается параллельно самой себе под влиянием технического прогресса (рис. 23.4).

Рис. 23.4. Нейтральный тип технического прогресса

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

1. Научно-технический прогресс - основа развития и интенсификации производства

2. Основные направления научно-технического прогресса

3.Научно-технический прогресс в условиях рыночной экономики

Заключение

1. Научно-технический прогресс - основа развития

и интенсификации производства.

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывной го развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства» и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а в конечном счете - повышение благосостоя­ния народа. Научно-технический прогресс имеет большое зна­чение и для укрепления обороноспособности страны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах - эволюционной и революционной.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непре­рывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на началь­ных его этапах, существенные экономические результаты.

На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эф­фективны, с другой, - создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного тру­да, более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революционной. Под влиянием научно-технической ре­волюции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Современная научно-техническая революция базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использовани­ем новых источников энергии, широким применением электрони­ки, разработкой и применением принципиально новых технологи­ческих процессов, прогрессивных материалов с заранее заданными свойствами. Все это в свою очередь способствует быстрому разви­тию отраслей, определяющих техническое перевооружение народ­ного хозяйства. Таким образом, проявляется обратное влияние на­учно-технической революции на ускорение научно-технического прогресса. В этом взаимосвязь и взаимозависимость научно-технического прогресса и научно-технической революции.

Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет опре­деляющую роль в развитии и интенсификации промышленного про­изводства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундамен­тальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедре­ние новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производи­тельность труда, повышается эффективность производства. Исследо­вания показывают, что в течение ряда лет снижение затрат на производство промышленной продукции в среднем на 2/3 обеспечивалось за счет мероприятий научно-технического прогресса. В условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям ситуация несколько изменилась. Однако такое положение носи временный характер. Тенденция влияния научно-технического прогресса на уровень производственных затрат, существующая в западных странах с рыночной экономикой, по мере продвижения: страны к цивилизованному рынку будет осуществляться и у нас.

2. Основные направления научно-технического прогресса

Это комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства.

Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса на современном этапе является комплексная механизации и автоматизация производства. Это широкое внедрение взаимо­связанных и взаимодополняющих систем машин, аппаратов, при­боров, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, сниже­нию трудоемкости продукции.

Под термином механизация понимается главным образом вытес­нение ручного труда и замена его машинным в тех звеньях, где он еще до сих пор остается (и в основных технологических операциях, и во вспомогательных, подсобных, транспортировочных, перестано­вочных и других трудовых операциях). Предпосылки механизации были созданы еще в период мануфактур, начало же ее связано с промышленным переворотом, который означал переход к фабрич­ной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.

В процессе развития механизация проходила несколько этапов: от механизации основных технологических процессов, отличаю­щихся наибольшей трудоемкостью, к механизации практически всех основных технологических процессов и частично вспомога­тельных работ. При этом сложилась определенная диспропорция, которая привела к тому, что только в машиностроении и металло­обработке более половины рабочих сейчас занято на подсобных и вспомогательных работах.

Следующий этап развития - комплексная механиза­ция, при которой ручной труд заменяется машинным комплексно на всех операциях технологического процесса, не только основных, но и вспомогательных. Внедрение комплексности резко по­вышает эффективность механизации, так как даже при высоком уровне механизации большинства операций их высокую произво­дительность может практически нейтрализовать наличие на пред­приятии нескольких немеханизированных вспомогательных опе­раций. Поэтому комплексная механизация в большей степени, чем некомплексная, содействует интенсификации технологических процессов и совершенствованию производства. Но и при ком­плексной механизации остается ручной труд.

Уровень механизации производства оценивается различными

показателями.

Коэффициент механизации производства - величина, изме­ряемая отношением объема продукции, выработанной с помощью машин, к общему объему продукции.

Коэффициент механизации работ - величина, измеряемая отношением количества труда (в человеко- или нормо-часах), вы­полненного механизированным способом, к общей сумме затрат труда на производство данного объема продукции.

Коэффициент механизации труда - величина, измеряемая от­ношением количества рабочих, занятых на механизированных рабо­тах, к общей численности рабочих на данном участке, предприятии. При проведении более глубокого анализа можно определить уровень механизации отдельных рабочих мест и различных видов работ как для всего предприятия в целом, так и для отдельного структурного подразделения.

В современных условиях стоит задача завершить комплексную механизацию во всех отраслях производственной и непроизвод­ственной сфер, сделать крупный шаг в автоматизации производст­ва с переходом к цехам- и предприятиям-автоматам, к системам автоматизированного управления и проектирования.

Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную, охватывающую отдельные операции и процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ. В том случае, когда автоматизированный процесс реализуется без непосред­ственного участия человека, говорят о полной автоматизации

этого процесса.

Исторически автоматизация промышленного производства. Первое возникло в 50-х годах и было связано с появлением стан­ков-автоматов и автоматических линий для механической обработки, при этом автоматизировалось выполнение отдельных однородных операций или изготовление крупных партий одинаковых изделий. По мере развития часть подобного оборудования приобрела ограничен­ную способность к переналадке на выпуск однотипных изделий.

Второе направление (с начала 60-х годов) охватило такие отрасли, как химическая промышленность, металлургия, т.е. те, где реализуется непрерывная немеханическая технология. Здесь стали создаваться автоматизированные системы управления технологи­ческими процессами (АСУ 111), которые сначала выполняли лишь функции обработки информации, но по мере развития на них стали реализовываться и управляющие функции.

Перевод автоматизации на базу современной электронно-вычислительной техники способствовал функциональному сближению обоих направлений. Машиностроение стало осваивать станки и автоматические линии с числовым программным управлением (ЧПУ), способные обрабатывать широкую номенклатуру 1 деталей, затем появились промышленные роботы и гибкие производственные системы, управляемые АСУТП.

Организационно-техническими предпосылками автоматизации | производства являются:

Потребность в совершенствовании производства и его opганизация, необходимость перехода от дискретной к непрерывной технологии;

Необходимость улучшения характера и условий труда рабочего;

Появление технологических систем, управление которыми без применения средств автоматизации невозможно из-за большой скорости реализуемых в них процессов или их сложности;

Необходимость сочетания автоматизации с другими на­правлениями научно-технического прогресса;

Оптимизация сложных производственных процессов только при внедрении средств автоматизации.

Уровень автоматизации характеризуется теми же показателя­ми, что и уровень механизации: коэффициентом автоматизации производства, коэффициентом автоматизации работ и коэффици­ентом автоматизации труда. Расчет их аналогичен, но выполняется по автоматизированным работам.

Наука и научно-технический прогресс

Вопросы

1. Взаимоотношение науки и техники.

2. Научно-техническая революция: технологические и социальные последствия.

3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.

Лекция

1. В настоящее время развитие науки является главным условием развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на проблему взаимоотношения науки и техники в обществе.

Первая – указывает на определяющую роль науки, а технику трактует именно как прикладную науку. Это такая модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его практическое применение, воплощение.

Другая модель акцентирует взаимовлияние науки и техники как самостоятельных явлений, взаимодействующих на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Техника использует научные результаты для своих целей, а наука использует технические средства/устройства для решения своих проблем.

Третья модель указывает на ведущую роль техники: наука раз­вивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и разви­вается как попытка понять, постичь процесс функционирования техни­ческих устройств. Так, мельница, часы, насос, паро­вой двигатель и т.д. создавались мастерами – практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теорети­ческое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает тер­модинамика.

Чтобы разобраться в этой непростой проблеме взаимоотношения науки и тех­ники, надо рассмотреть ее исторически.

Термин «техника» имеет два основных значения: 1) то, что вне человека – технические средства, орудия труда и т.д.; 2) то, что внутри человека, т.е. его навыки и умения. И то, и другое – необходимые условия процесса трудовой деятельности, без которых труд, его продуктивность невозмо­жны. На разных этапах развития общества их удельный вес различен.

В докапиталистическом (традиционном, аграрном) обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта, навыков и умений мастера, а также от множе­ства других неизвестных и неподконтрольных человеку причин. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея адекватного представления о том, что при этом происходит, какие физические и химические процессы определяют получение конеч­ного результата. Знание передавалось в форме рецепта, имело рецептурный характер: взять то-то..., сделать то-то. Это неизменное традиционное знание доставалось от предков, кото­рые, в свою очередь, получили его «свыше». Оно было священно, было священнодействием.

Производственная деятельность человека в общественно-историческом процессе заменяется действием механи­ческого устройства, механическое устройство инициирует науку ме­ханику – первую из естественных наук.

Современная наука возникает во многом как стремление понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых функционирует техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техни­ки, и естественные науки о природе, исследующие природные процессы.

Современную технику создавали не только ученые, но и практики-изобретатели. Часов­щик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – пря­дильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые па­ровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами, хотя и в соответствии с научным знанием и требованиями научного подхода.

Начиная с конца XIX века целые отрасли про­мышленности: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. создаются на основе открытий науки. История изучения электричества и магнетизма представила пер­вый пример, когда на основе комплекса научных работ была со­здана промышленность крупного масштаба, и научное исследование превратилось в системную инженерную практику.

Особенно показательно это проявилось в деятельности американского изобретателя Т.Эдисона. Он организовал в 1876 г. пер­вую в США научно-исследовательскую лабораторию, перед которой была поставлена задача создания необхо­димых для практики научных разработок. В лаборатории этой, дававшей ежегодно де­сятки различных изобретений, теоретические исследования дово­дились до стадии промышленной разработки и эксплуатации. Вслед за Эдисоном крупнейшие промышленные компании США стали создавать свои научно-исследовательские лаборатории.

В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В современной науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники и отрас­ли, ориентированные на фундаментальные исследования. Эта единая сфера деятельности обозначается в статистичес­ких справочниках как «Научные исследования и опытно-конст­рукторские разработки» (НИОКР).

Следует подчеркнуть, что в современных условиях технические новшества базируют­ся на развитии научно-теоретических знаний, и развитие современной техники зави­сит от развития науки в первую очередь. Техника, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи, и может рассматриваться в контексте общественной практики, на которую ориентировано познание.

Уровень развития современного техногенного общества определяется развитием нау­ки и техники как показателем ро­ста производительных сил, их исторической зрелости. Нынешний этап научно-технического прогресса – научно-техническую революцию с функционально-производственной точ­ки зрения можно охарактеризовать так: на­ука превращается в ведущую сферу общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил – производителя, орудия, предмета труда; осуществляется интенсификация производ­ства в плане использования новых, более эффективных видов сырья и его обработки, снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышения социальной роли информации через развитие средств массовой коммуникации и др.

Можно сделать вывод о том, что взаимоотно­шения науки и техники изменялись. В докапиталистическом (традиционном) обществе преобладали ручные орудия тру­да. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на научно-технической основе. Создаются машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современ­ная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного плодотворного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.



2. Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используе­мое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Нача­ло НТР как интенсификации научно-технического прогресса относится к середине 40-х гг. XX века. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производитель­ную силу общества. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение тру­да, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психоло­гию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, кото­рый имеет две главные предпосылки – научно-техническую и со­циальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – начале XX вв., в результате кото­рых произошел коренной переворот во взглядах на материю, и сло­жилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относитель­ности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую оче­редь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио. Родилась авиация. В 40-х гг. XX века наука решила про­блему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атом­ной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибер­нетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послу­жило школой для осуществления общенациональных научно-тех­нических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследова­тельских учреждений. В начале 90-х гг. XX века общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек. Для сравнения, к началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Общее число научных ра­ботников на начало 1991 г. составляло примерно 2 млн. человек.

Во второй половине 50-х гг. XX века под влиянием успехов СССР в изу­чении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударствен­ных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились связи между научными и техничес­кими разработками, ускорилось использование научных достиже­ний в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной пе­редачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение че­ловека в процессе производства.

На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

1) Произошло превращение науки в производительную силу общества в результате слияния воедино революционных изменений в на­уке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее про­изводственного воплощения.

2) Возник новый этап общественного разделения труда, свя­занный с превращением науки в ведущую сферу развития современного обще­ства.

3) Качественным преобразованиям подверглись все элементы производительных сил – предмет труда, орудия производства и сам работник. Возросла интенсификация всего процесса произ­водства благодаря научной его организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, сни­жению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости про­дукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сокра­тить затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократ­но окупая расходы на научные исследования и технические раз­работки.

4) Изменились характер и содержание труда, в нем повыси­лась роль творческих элементов; производ­ство трансформировалось из простого процесса труда в научный, точнее – наукоемкий процесс.

5) На этой основе возникли материально-технические предпо­сылки сокращения ручного труда и замены его механизирован­ным. В дальнейшем развернулась автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

6) Осуществляется создание новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Гигантское развитие средств массовой коммуникации сопровождается огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности.

8) Происходит рост уровня общего и специального образова­ния и культуры населения.

9) Возрастает взаимодействие наук, комплексные исследова­ния сложных проблем, повышается также роль социальных наук.

10) Имеет место резкое ускорение всех общественных процес­сов, дальнейшая интернационализация всей человеческой деятель­ности в масштабе планеты, возникновение так называемых гло­бальных проблем.

Наряду с основными чертами НТР, можно выделить опреде­ленные этапы ее развития и главные научно-технические и тех­нологические направления, характерные для этих этапов.

Достижения в области атомной физики (осуществление цеп­ной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного ору­жия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскры­тии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке моле­кулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между жи­выми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт науч­но-технической революции и определили главные естественно­научные направления ее первого этапа. Этот этап, начавшийся в 40 – 50-х гг. XX века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техни­ка (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х гг. XX века начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой дан­ного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине XX века, в силу чего второй этап НТР получил наименование «научно-технологической революции». К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил их модернизировать и существенно повысить их эффективность.

Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-техноло­гическая революция», заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механи­ческих, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры не­живой и живой материи. Не случайна та роль, кото­рую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.

За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клониро­вания высших животных (а также и самого человека). Конец XX века ознаменовался успехами в расшифровке генетической основы человека. Так, в 1990 г. стартовал международ­ный проект «геном человека», ставящий целью получение полно­го генетической карты Homo sapiens.

Сферой нанотехнологии – одного из направ­лений в области новейших технологий – стали процессы и явле­ния, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра (один нанометр составляют пример­но 10 атомов, расположенных вплотную один за другим).

В дальнейшем исследования в области физики полупроводни­ковых наногетероструктур заложили основы новых информаци­онных и коммуникационных технологий. Достигнутые успехи в этих исследованиях, имели огромное значение для развития оптоэлектроники и электроники высоких скоростей.

Бурные темпы роста в 80 – 90-х гг. XX века информацион­но-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широ­кого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масшта­бами использования и качественным уровнем развития духовной сферы производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, технологическая, экономичес­кая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему пред­шествует, определяет его соответствие меняющимся условиям жизни, завершает превращение производственных процессов в процессы научно-производственные.

Второй этап НТР оказался в значительной степени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая «микропроцессорная революция»). Это во многом обусловило формирование мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычисли­тельное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного кон­торского и бытового оборудования. Указанный крупный комплекс отраслей промышленности и сферы услуг ориентирован на инфор­мационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребления.

Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав ос­новных фондов в нематериальном производстве, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Но этим не исчерпывается влияние микроэлектроники на сферу нематери­ального производства. Создаются новые отрасли, масштабы кото­рых сопоставимы с отраслями материального производства. На­пример, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-х годах XX века превысила в денежном исчислении объемы произ­водства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа -, судо - или станкостроение.

На повестке дня современной науки – создание квантового компьютера (КК). Здесь существует несколько интенсивно разра­батываемых в настоящее время направлений: твердотельный КК на полупроводниковых структурах, жидкие компьютеры, КК на «квантовых нитях», на высокотемпературных полупроводниках и т.д. Фактически все разделы современной физики представлены в попытках решения этой задачи.

Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предва­рительных результатов. Квантовые компьютеры еще только про­ектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во многом станет иным. Ожидаемый технологический прорыв должен превзойти достижения так называемой «полупроводниковой революции», в резуль­тате которой вакуумные электронные лампы уступили место крем­ниевым кристаллам.

Таким образом, возникшая на основе научно-технического прогресса как развернувшегося первоначально в Европе Нового времени непрерывного процесса открытия новых знаний и технико-технологического применения их в системе общественного производства, научно-техническая революция середины XX века повлекла радикальную пе­рестройку всего технического базиса, технологического способа общественного производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения со­циальной структуры общества, оказала влияние на сферы образо­вания, быта, досуга, массовой культуры и т.д.

В 70-е гг. XX века в странах Запада началось абсолютное сокраще­ние занятости в материальном производстве, и в первую очередь – в материалоемких отраслях массового производства. При этом объем производимых и потребляемых обществом материальных благ в условиях экспансии сервисной экономики не снижается, а растет. Производ­ственная база современного хозяйства остается, и будет оставаться той основой, на которой происходит развитие новых экономичес­ких и социальных процессов, и ее значение преуменьшаться не должно. Рост объема материальных благ во все большей мере обеспечива­ется повышением производительности занятых в их создании ра­ботников.

Таким образом, современное общество не характеризуется оче­видным падением доли материального производства. При этом все большую долю общественного богатства составляют знания, ин­формация, которые становятся основным ресурсом нынешнего производства в любой его форме.

Становление современного общества как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось в 50-е гг. XX века. Знания (научные знания) как непосредственная производительная сила становятся важнейшим фактором совре­менной (наукоемкой) экономики, а создающий их сектор оказывается наиболее важным ресурсом производства. Происходит пе­реход от расширения использования материальных ресурсов к сокращению потребности в них. При этом происходит быстрое удешевление наиболее наукоем­ких продуктов, способствующее их широкому распространению во всех сферах хозяйства. В резуль­тате возникает экономика «нелимитированных ресурсов», безгра­ничность которых обусловлена не масштабом добычи, а сокраще­нием потребности в них.

По мере развития информационного сектора экономики стано­вится все более очевидным, что знания являются важнейшим стра­тегическим активом любого производства, предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса – т.е. поистине неограниченным ресурсом.

Таким образом, развитие современного общества эпохи НТР приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готово­го продукта информационными составляющими. Следствием это­го становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базо­вых производственных факторов, что является предпосылкой от­хода от массового создания воспроизводимых благ как основы об­щественного благосостояния.

Научно-техническое развитие приводит к глобальной трансформации общества. Общество вступает в новую фазу своего развития, которую ученые, социологи квалифицируют как «информационное общество».

И конечно, с социальной/культурной точки зрения современное научно-техническое развитие рождает потребность в высоком общеобразова­тельном уровне, в высоком уровне специального образования, в необходимости координации научных усилий на междуна­родном уровне.

3. Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-техни­ческий прогресс/НТР является одной из наиболее очевидных реальнос­тей нашего времени. Наука колоссально повышает производитель­ность общественного производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Страна, которая не в состоянии обеспе­чить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах обществен­ной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.

Еще в недавнем прошлом было принято некритически восхва­лять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору всеобщего прогресса человечества. Такова точка зрения сциен­тизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности. Вместе с тем быстрые темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив.

Сегодня многие игнорируют гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели науки и общества в наше время обнаруживают проти­воречие, что этические нормы современной науки едва ли не про­тивоположны общечеловеческим социально-этическим и гумани­стическим нормам, ценностям и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и известный сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

Противники сциентизма апеллируют к опыту современности. Они указывают на то, что сложно говорить о со­циально-нравственной роли науки, поскольку ее достижения исполь­зуются для создания чудовищных средств массового уничтоже­ния, в то время как ежегодно множество людей умирает от голо­да. Трудно говорить о нравственности ученого, так как, чем глуб­же он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты. Трудно говорить о благе науки для человече­ства, поскольку ее достижения нередко используются для создания та­ких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавле­нию, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека. Такова позиция антисциентизма.

Научно-технический прогресс/революция не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного разви­тия, но и порождает новые. Более того, его негативные проявле­ния могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писате­лей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные собы­тия предупреждают о том, какое ужасное будущее ждет лю­дей в обществе, для которого бурное научно-техническое развитие выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».

За после­дние десятилетия результаты научно-технического развития и их воздей­ствие на человеческую жизнь стали расширяться и расти с такой скоростью, что оставили далеко позади любые другие формы и виды культурного развития. Человек уже не в состоянии контролировать эти процессы, и даже просто осознать их последствия. Даже в том случае, если удастся найти пути поставить научно-техническое развитие под надежный контроль, все равно оно будет производить в нем масштабные изменения. Современная техника, созданная на научной основе человеком, превратилась в главный фактор происходящих изменений на нашей планете.

Человеческое развитие вступило в но­вую эру. В начале XX века темпы развития стали резко воз­растать. Особенно захватывающие открытия сделаны человеком в области исследования космоса. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформу­лировать общую теорию относительности и теорию расширяющейся Вселенной. На другом конце спектра познания мы проникли в тайны бесконечно малых объектов. Расщепление атома, определе­ние структуры ядра и обнаружение множества элементарных час­тиц, а также расшифровка генетического кода, синтез рибонукле­иновой кислоты и многие другие открытия – все это способствова­ло неумолимому раскрытию секретов материи и самой жизни.

Это феноменальное расширение границ теоретических знаний привело к открытию таких вещей и явлений, как лазер, голография, криогеника, сверхпроводимость. Не менее революционные достижения были параллельно с этим отмечены и в приклад­ной сфере. Они известны под наименованиями витаминов, пенициллина, инсектицидов, телевидения, радара, реактивных двигателей, тран­зисторов, карликовой пшеницы, противозачаточных пилюль и многими другими наименованиями. Такое экспоненциальное накопление научных знаний и технических средств, новых ма­шин и новых видов продукции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и рассчитывать на еще более блестящее будущее.

Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продол­жительность жизни, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров, и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах; он изоб­рел технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны; он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был. Он повсюду настроил дорог, возвел дамбы, создал горо­да, прорыл шахты, буквально завоевав и подчинив себе всю пла­нету.

Человек изобрел компьютер – своего «электронного слугу», память, вычислительные возможности и скорость операций кото­рого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. На­конец, он решился вступить в со­стязание с Природой. Сейчас он пытается овладеть энер­гией материи, открыв ядерную энергию; пытается распространить свои вла­дения за пределы Земли – первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав в космос при­боры для детального исследования солнечной системы; он стремится изменить самого себя с помощью генной инженерии – путем манипулирования с генетическим материа­лом человека.

Познав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, человек оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно но­вую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете – включая и свою собственную жизнь.

Эта новая роль человека возвышенна. Ему пред­стоит принимать те решения и выполнять те функции, которые он ранее относил к мудрости Природы. Его роль теперь в том, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем, чтобы ориентировать его в бла­гоприятном направлении.

По мере того, как возрастало могущество современного челове­ка, все тяжелее и ощутимее становилось необходимость в нем чувства ответственности, созвучного его новому положению в мире. Могущество без мудрости сделало человека современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим представления о том, как применить ее во благо.

Глобальные проблемы современности, явившиеся оборотной стороной глобализации антропогенного влияния в эпоху трансформации НТП в НТР (и особенно – экологический кризис) есть прямое следствие неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его миро-устроительной роли, осознать свои новые обя­занности и ответственность перед миром.

Проблема в самом человеке, а не «вне его», поэтому и возможное ее решение связано с ним. Это можно выразить аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем именно «средние» человеческие ка­чества миллиардов жителей планеты.

Проблема, возникшая на критической стадии современного развития человечества, находится вну­три, а не вне человеческого существа, взятого на индиви­дуальном и коллективном уровне развития, и ее решение должно исходить изнутри человека. Для обуздания негативных последствий научно-технической революции и для того, чтобы напра­вить человечество к достойному его будущему, следует, прежде всего, подумать об изменении самого чело­века, о революции в самом человеке. Речь идет об изменении (социальных) ценностных установок личности и общества, переориентации с идеологии потребительства на духовное совершенствование.

Итак, наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем в их морально-нравственном аспекте – не качества отдельных элитарных групп, а «средние» ка­чества миллиардов жителей нашей планеты. В условиях глобализации знания и воля миллионов людей должны определять направление общественного развития.

Научно-технический прогресс порождает массу проблем. По­добно любому историческому развитию, он необратим. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспо­сабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направ­ления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы как ныне живущих, так и будущих поколений, – вот то, что требует широкого, гласного, де­мократичного и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим свободным волеизъявлени­ем.

Этим определяется сегодня социальная ответственность уче­ного. Опыт истории убеждает, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Последствия НТП/НТР бывают очень серьезными и далеко не всегда благопри­ятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные негативные последствия, потенци­ально заложенных в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвиде­нию лучше, и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого пред­полагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те науч­но-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и нравственно оправданными.

Велика роль ученых в современном мире эпохи научно-технической революции, и в обозримом будущем она будет возрастать. Ученые обладают теми интеллектуальными качествами, знаниями и квалификаци­ей, которые необходимы не только для обеспечения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять его на благо человека, общества и природы, на оптимизацию глобальной системы связей «человек – общество – природа».

В этой связи на передний план выходят вопросы гуманизма. Активно прорабатывается термин «научный гуманизм», вы­ражающий необходимость коренного изменения деятельности, ставящей НТР в прямую зависимость от нравственных качеств отдельного человека и человечества. Применительно к современным условиям речь идет о «новом гуманизме» как утверждении таких норм, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и потому воспринимались бы как всеобщие, общечеловеческие ценности.

Литература

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 399-414.

2. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 504-514.

3. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – С. 649-665.

4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 468-472.

5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – С. 401-405.

Научно-технический процесс Нового времени (далее НТП) - это стремительное развитие технологий, начавшееся в XVIII веке и продолжающееся до сегодняшнего дня. Важность технологических инноваций сложно переоценить в их влиянии на европейскую цивилизацию. Да и на всю планету.

Промышленная революция

Первая стадия НТП - это так называемая начавшаяся в Англии в середине XVIII века и продолжавшаяся до начала XX века. Эта стадия научно-технического прогресса характеризовалась, главным образом, механизацией труда, который ранее был ручным.

Пионеры с Британского острова

Традиционно считается, что НТП - это детище именно этой страны. Именно здесь уже с 1760-годов достигаются важнейшие изменения в некоторых областях и легкой, и тяжелой промышленности. К примеру, изобретение станка для пряжи привело к господству Англии на европейских, а также американских рынках тканей. Появление первого в этой стране привело к замене английского флота кораблями нового типа - скоростных и эргономичных. Это еще более закрепило и так традиционное преимущество английского флота перед остальными европейцами.

Достижения НТП проявились и в

развитии инфраструктуры. Примером может служить появление паровозов, вследствие чего страна очень скоро была опутана целой сетью железных дорог, облегчивших сообщение между различными регионами страны, торговлю между ними и так далее. Важные преобразования произошли и в тяжелой промышленность. Например, изобретение привело к существенному скачку в развитии машиностроения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сущность понятия НТП

1.1 Основные формы НТП

1.2 Основные направления НТП

4. Состояние НТП в Украине

Заключение

Введение

внедрение технический экономический

Предметом изучения данной работы является НТП, как основной фактор экономического роста.

Цель этой работы осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды НТП, а также состояние НТП в Украине.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:

Изучить факторы, влияющие на возникновение и ускорение НТП,

Рассмотреть общие понятия НТП,

Сущность НТП,

Его виды,

Состояние НТП в Украине на данный момент времени.

Основное внимание в своей комплексной работе уделю раскрытию такой темы как уровень НТП в Украине.

Научно-технический прогресс является одним из факторов, определяющих экономический рост в государстве. НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Экономический рост же достигается путем введения в производство нового оборудования и техники, а также применением улучшенных технологий использования ресурсов, что собственно и является основой НТП. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Актуальность данной темы определяется появлением новых внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние экономической системы.

Так же актуальность темы исследования обусловило появление многочисленных трудов, посвященных проблемам сохранения и развития научно технического потенциала. Большой вклад в развитие данного направления внесли отечественные теоретики, среди них можно выделить следующие: Гончарова В.В, Завлина П.Н, Казанцева Л.Э., Кортова В.С., Андреянов В.Д., Абрамов, Малкова И.В, Басовский Л.Е. и др., работы которых широко представлены в литературе.

1. Сущность понятия НТП

Научно-технический прогресс (НТП) -- это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах. Выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач - улучшения условий труда и повышения его содержательности, охраны окружающей среды, повышения благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.

В широком смысле на любом уровне -- от фирмы до национальной экономики -- под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

НТП -- это постепенное совершенствование и распространение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов.

Для него характерны следующие признаки:

Разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;

Создание и развитие качественно новых технологий производства;

Открытие и использование новых видов и источников энергии;

Создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;

Широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов, гибких производственных систем;

Внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП.

Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.

На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего, в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений. Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП. Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.

Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

1.1 Основные формы НТП

Научно-технический прогресс, другими словами, прогресс науки и техники, сопровождается множеством факторов, влияющих в той или иной степени на общественное развитие. Совокупность этих факторов обусловила две формы научно-технического прогресса: эволюционную и революционную.

Эволюционная форма научно-технического, прогресса представляет собой сравнительно медленное совершенствование традиционных научно-технических основ производства. Речь идет не о скорости, а о темпах роста производства: они могут быть низкими при революционной форме и высокими при эволюционной. Например, если рассматривать темпы роста производительности труда, то, как показывает история, быстрое развитие можно наблюдать при эволюционной форме научно-технического прогресса и медленное в начале революционного этапа. В настоящее время преобладает революционная форма, обеспечивающая более высокий эффект, крупные масштабы и ускоренные темпы воспроизводства. Эта форма научно-технического прогресса воплощается в научно-технической революции, или НТР.

1.2 Основные направления НТП

В современный период бурного развития научно-технического прогресса к традиционным его направлениям реалии жизни дополняют много существенного как, в общем, так и отраслевом разрезе. Однако и традиционные действуют постоянно, оставаясь основой развития отрасли и повышения её эффективности.

К основным направлениям научно-технического прогресса относятся:

1. Опережающее развитие самой науки, как основы технической революции и технического прогресса.

2. Электронасыщение производства.

3. Электронизация производства.

4. Масштабное использование вычислительной техники и информационной технологии.

5. Механизация и автоматизация всех производственных процессов.

6. Рациональная химизация, дополненная биологическими средствами и методами.

7. Современные и сверхсовременные направления, связанные с использованием эффекта лазера, космического инструментария, микробиологии, бионики, биоинженерии, генной инженерии и др.

8. Создание прогрессивных технологий с учетом достижений всех названных направлений научно-технического прогресса.

9. Совершенствование организации производства, труда и управления адекватно внедрению новой технологии и других направлений научно-технического прогресса.

Все эти направления научно-технического прогресса весьма важны. Однако, в реальной жизни необходима корректировка на приоритетность и возможность. В этом плане самыми приоритетными направлениями являются новые технологии, механизация и автоматизации производственных процессов. Необходима также переориентация импорта продукции на приобретение технологии.

2. Научно-техническая революция и ее последствия

Экономисты особо выделяют «научно-техническую революцию» (НТР) -- качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.

Научно-техническая революция -- это качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда, общественного разделения труда.

Таким образом, НТП и НТР взаимосвязаны и взаимно обусловлены, соотносятся как эволюционная и революционная формы развития материально-технической базы общества. Революционная форма НТП означает переход к использованию качественно новых научно-производственных принципов в производстве (и не только в материальной его сфере, но и в сфере услуг). НТР преобразует весь технологический способ производства, все его стороны и компоненты.

Основные черты научно-технической революции:

Универсальность -- охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;

Бурное развитие науки и техники;

Изменение роли человека в процессе производства -- в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых, изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых, начинают применяться новые виды энергии -- атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих, происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых, изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п. Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами. Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых, изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых, изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых, изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых, совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

3. НТП как фактор экономического роста

Экономический рост - важная экономическая цель, так как он способствует росту благосостояния и увеличению национального богатства. Он позволяет решать социально-экономические проблемы - осуществлять социальные программы, развивать науку и образование, решать экологические проблемы и др. Экономический рост увеличивает производственные возможности экономики. Благодаря ему создаются новые виды ресурсов, новые эффективные технологии производственных процессов, позволяющие увеличивать и разнообразить производство товаров и услуг, повышать качество жизни.

Среди интенсивных факторов экономического роста наиболее существенным является научно-технический прогресс (НТП), основанный на накоплении и расширении знаний, на нововведениях, которые служат формой реализации научных открытий и изобретений. Именно научно-эконмический прогресс обеспечивает совершенствование качества ресурсов, постепенное совершенствование техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов и распространение их в производстве. Эволюционная форма НТП постоянно присуща общественному производству и предполагает неуклонное развитие технологий, повышение уровня технических знаний. Революционная форма научно-технического прогресса - научно-техническая революция (НТР) - это качественный скачок в развитии науки и производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.

Начало современной научно-технической революции принято относить к середине 50-х годов XX века. Ее основные характеристики:

Автоматизация и компьютеризация производства, превращение информатики в новый ресурс и элемент технологического прогресса;

Открытие и использование новых видов и источников энергии - атомной, термоядерной;

Создание и использование новых видов материалов, не известных природе, с заранее заданными свойствами;

Открытие и применение новых технологий (химических, биологических, лазерных и т.д.), которые входят в жизнь под общим названием «высоких технологий»;

Формирование работника нового типа - культурного и образованного, дисциплинированного, способного эксплуатировать сложные технико-информационные системы, мыслящего творчески.

Конечно, использование высоких технологий позволяет полнее удовлетворять потребности общества при более щадящем воздействии на окружающую природу, обусловливает возрастающую экономичность производства конечной продукции, способствует достижению целей экономического роста. Однако сам по себе экономический рост не может решить все экономические, социальные, экологические и другие проблемы человеческого общества. В последнее время специалисты, изучающие проблемы экономического роста, пришли к выводу, что продолжение безудержного экономического роста на существующей базе приведет человечество к катастрофе, угрожающей его существованию. В основе такого заключения лежит ряд взаимосвязанных аргументов.

Во-первых, при сохранении существующих производственных условий в ближайшей перспективе может быть исчерпана ресурсная составляющая производства.

Во-вторых, преобладающие сегодня технологии и общественные отношения способны привести человечество к экологической катастрофе. Еще с начала XX в. человечество стало сталкиваться с рядом возрастающих проблем планетарного характера, получивших название глобальных. Если еще в 60-70-е гг. главной считалась проблема предотвращения мировой ядерной войны, то сейчас на первое место специалисты ставят экологическую проблему. Индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления как загрязнение, промышленный шум, выбросы, ухудшение облика городов и др.

В-третьих, серьезную опасность таит усиливающееся социальное расслоение общества. Все более обостряется проблема неравенства доходов и, как следствие ее, проблема бедности. Примерно 2/3 населения мира постоянно влачит нищенское существование или опасно приближается к нему. Сегодня на развивающиеся страны приходится почти 80 % мирового народонаселения и около 40 % мирового ВВП.

В-четвертых, быстрый экономический рост, особенно лежащее в его основе обновление технологий, порождает среди людей беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере стремительно развивающегося технического прогресса.

4. Состояние НТП в Украине

Украина - в 20-ке лидеров научно-технического прогресса.

В первой половине ноября, по меньшей мере, три события стали знаковыми для украинского научного сообщества. Во-первых, 1 ноября журнал Time опубликовал список лучших изобретений 2012 года, в которых разработка украинской команды «Enable Talk Gloves» заняла 7-е место из 25 возможных. (Enable Talk - это студенческий проект, основной целью которого является перевод языка жестов в речь. Представленная концепция проекта включала в себя две, оснащенные датчиками, перчатки и мобильное устройство, где и происходило само распознавание). Во-вторых, 12 ноября был зарегистрирован 100-тысячный патент на изобретение. Как сообщается в пресс-анонсе Государственной службы интеллектуальной собственности Украины, 20 ноября заявителю изобретения выдадут охранный документ сроком на 20 лет на способ повышения эффективности химиотерапии злокачественных опухолей. И, наконец, в рамках международной системы РСТ за 2011 год Украина заняла 7-е место в ТОП-15 стран со средним уровнем доходов по количеству заявок, поданных на получение патентов. В то же время, по динамике количества заявок на регистрацию инноваций, Украина оказалась в 20-ке лидеров научно-технического прогресса.

Согласно данным ИЦИС, с 1992 по 2012 год в Украине зарегистрировано 203 294 патента. На один миллион жителей приходится более 2 тысяч изобретений. С таким показателем, по данным «Глобального рейтинга инноваций-2012», Украина, вместе с Китаем и Индией, оказалась в группе «новичков». Как отмечается в отчете, несмотря на слабую экономику с низким и средним уровнем доходов граждан, в государстве наблюдается рост достижений в сфере инноваций. Этому способствует совершенствование институциональной структуры, наличие квалифицированных специалистов и тесная интеграция в мировой финансовый рынок. На основании статистики, опубликованной на сайте Государственной службы интеллектуальной собственности Украины, можно подсчитать, что в 2012 году на регистрации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов государство заработало более 35,3 миллиона гривен. Основную часть этой суммы, около 33,4 миллионов гривен, составляют ежегодные сборы за поддержание патентов.

Заключение

Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, что научно - технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран и его развитие является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. В настоящей комплексной работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность НТП как основного фактора экономического роста.

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:

Научно-технический прогресс является одним из факторов, определяющих экономический рост в государстве.

НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.

НТП характеризуется:

Разработкой и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;

Созданием и развитием качественно новых технологий производства;

Открытием и использованием новых видов и источников энергии;

Созданием и широким использованием новых видов материалов с заранее заданными свойствами;

Экономический эффект НТП - результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды.

Для Украины сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов - это действенность. Какого - либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).

Список использованной литературы

1. Экономика предприятия. И.В. Сергеев. - М.: Феникс, 2003.

2. Экономика предприятия. Под редакцией д. э. н., проф. Карлика Б.А. - М.: Ник, 2000.

3. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование НТП. М.: Высшая школа, 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Научно-технический прогресс (НТП) как процесс взаимосвязанного прогрессивного развития науки и техники. Признаки и формы НТП. Этапы развития научно-технической революции. Типы экономического роста. Классификация факторов, влияющих на ускорение НТП.

    презентация , добавлен 15.02.2012

    Внедрение новой техники и технологии на основе достижений научных знаний. Сущность и основные направления научно-технического прогресса (НТП). Эффективность технического прогресса в народном хозяйстве. Статистические показатели развития НТП в России.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Научно-технический прогресс как материальная основа эффективной структуры экономики, его характеристика и направления. Виды научно-технических инноваций и их содержание. Нанотехнологии и области их применение. Электронное таможенное декларирование.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2011

    Экономическое содержание и функции научно-технического прогресса, особенности и своеобразие его современного этапа. Научно-техническая революция и ее последствия. Понятие инновационного процесса. Меры воздействия государства в области инноваций.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2013

    Научно-технический прогресс как основа развития и интенсификации производства. Основные направления научно-технического прогресса.Научно-технический прогресс в условиях рыночной экономики. Социальные результаты НТП.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Формирование естественнонаучных предпосылок научно-технического прогресса, этапы и направления данного процесса. Современное состояние и оценка дальнейших перспектив развития различных научных дисциплин. Участие науки в функционировании производства.

    реферат , добавлен 04.12.2014

    контрольная работа , добавлен 16.06.2011

    Производство как процесс общественного труда. Факторы производства: соединение, результативность. Научно-техническая революция и смена в содержании и характере труда. Изменение места и роли человека в производстве в процессе научно-технического прогресса.

    реферат , добавлен 15.01.2010

    Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Понятие, направление и объекты организационного прогресса, современные тенденции развития. Расчеты по организации вспомогательных подразделений предприятия; количество транспортных средств.