Биографии Характеристики Анализ

Материальное производство: понятие и основные элементы. Общественное производство и экономическая система

Cтраница 1


Общественный характер производства и образ жизни людей вызывают необходимость соподчинять: связи с чем каждый из них выступает носителем определенных обязанностей и ответственности.  

Общественный характер производства вызывает потребность его планомерного регулирования.  

Общественный характер производства выражается, во-первых, во все большем укрупнении непосредственной кооперации наемных работников в рамках фабрично-заводской и фирменной системы машин.  

Общественный характер производства и возрастающая специализация вызывают необходимость в обмене информацией одновременно между более чем двумя абонентами. Отсюда следует, что для части абонентов в перспективных АТС необходимо предоставить возможность организации совещаний.  

Общественный характер производства - необходимое, но недостаточное условие полной планомерности. Установление коллективных форм собственности является достаточным условием превращения необходимости планомерного развития экономики в возможность.  

Но общественный характер производства был скован частнособственническим присвоением. Капитализму стало тесно в рамках старых национальных государств, он настолько развил концентрацию производства, что целые отрасли промышленности оказались захвачены союзами капиталистов и почти весь земной шар поделен между ними как в форме колоний, так и посредством запутывания чужих стран в сетях финансовой зависимости.  

Рост общественного характера производства проявляется в усилении его концентрации, специализации и взаимозависимости различных отраслей хозяйства. Маркса по этому вопросу, писал: Обобществление труда капиталистическим производством состоит совсем не в том, что люди работают в одном помещении (это только - частичка процесса), а в том, что концентрация капиталов сопровождается специализацией общественного труда, уменьшением числа капиталистов в каждой данной отрасли промышленности и увеличением числа особых отраслей промышленности; - в том, что многие раздробленные процессы производства сливаются в один общественный процесс производства. А между тем каждое производство ведется отдельным капиталистом, завися от его произвола, отдавая общественные продукты в его частную собственность. Неужели же не ясно, что форма производства становится в непримиримое противоречие с-формой присвоения.  

Углубление общественного характера производства предъявляет новые требования к формам и методам ведения капиталистического хозяйства. Основной их смысл сводится к обеспечению большей планомерности регулирования общественного производства и распределения ресурсов. Создание все более крупных капиталистических объединений, образование транснациональных корпораций способствуют частичному разрешению этого противоречия на основе частнокапиталистического обобществления. Однако без участия государства невозможно обеспечить относительную пропорциональность развития экономики в целом и даже ее отдельных сфер.  

Усиление общественного характера производства товарных благ.  

Однако общественному характеру производства противостоит частная форма присвоения. Это означает, что продукты общественного производства не принадлежат всему обществу, а являются частной собственностью отдельных лиц или компаний. Это порождает диспропорциональность общественного производства.  

Современные условия общественного характера производства приводят к установлению обмена информацией между группой абонентов. Следовательно, в проектируемых системах АТС необходимо предусматривать организацию конференц-связи (совещаний), а также возможность переадресования вызова на другой номер или бюро обслуживания, автоматический поиск абонента и др. Чрезвычайно актуальной задачей становится сокращение численности обслуживающего персонала. Поэтому в перспективных системах АТС трудоемкость эксплуатации должна быть значительно сокращена за счет повышения надежности оборудования, создания необслуживаемых АТС малой и средней емкости, а также введения автоматизации процесса отыскания повреждений в коммутационной системе.  

Противоречие между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения в об-ластп классовых отношении проявляется в обострении антагонизма между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией. Рабочий класс, главная производительная сила при капитализме, органически связан с обобществленным крупным производством.  

Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением продуктов труда является основным при капитализме и ведет к абсолютному и относительному обнищанию пролетариата. Обнищание рабочего класса является законом развития капитализма и результатом капиталистической эксплуатации, а не естественным законом, как это пытаются доказать защитники человеконенавистнических идей мальтузианства, широко г используемых в настоящее время идеологами империализма.  

Противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения проявляется с особой силой в антагонизме между трудом и капиталом.  

Невиданный ранее рост общественного характера производства при сохранении частнокапиталистической собственности до предела усиливает конфликт между современными производительными силами и капиталистическими производственными отношениями, обостряет противоречие между трудом и капиталом, ускоряет развитие государственно-монополистического капитализма.  

Мы знаем, что существует много разных наук. Одни изучают природу — физика, биология, зоология, бота­ника и т.д. А другие — человеческое общество, это история, литература, и др.

Каждая из этих наук изучает ту или иную сторону жизни общества. Таких сторон множество. Но ведущую роль в жизни общества играют отношения, которые возникают ме­жду людьми в процессе производства материальных благ .

Почему? Потому, что человек может жить и за­ниматься каким-либо делом, только если у него есть пища, одежда, жилище и другие материальные блага, которые ему нужны, чтобы выжить в этом мире. Эти блага не падают сами собой с неба — они производятся самими людьми . Дело в том, что если все животные все необходимое им для жизни просто находят в природе, то человек «просто найденным» удовлетвориться никак не может — он так не выживет. Чтобы выжить в природном мире, человек должен производить сам для себя те предметы, которые ему требуются для жизни — выращивать зерно, разводить скот, делать гончарную посуду, ткать ткани и пр.

Но люди производят материальные блага не в одиночку, а сообща . Даже самая примитивная форма производства первобытных людей - охота была воз­можна только при условии объединения усилий многих членов первобытного общества. Вот почему производство всегда имеет общественный ха­рактер .

Для того чтобы производство материальных благ стало возможным, необходимо затратить труд чело­века. Труд - это целесообразная деятельность чело­века по производству нужных ему вещей.

Иногда гово­рят о «труде» пчел, муравьев, бобров. Но это неверно. Труд характерен только для человека. У животных не может быть никакой целесообразной деятельности, т.е. деятельности с заранее заданной целью. Са­мое большее, на что они способны,- это инстинктивно приспособиться к существующим природным условиям.

Чтобы что-то производить, надо иметь то, из чего производишь, и то, с помощью чего производишь. То есть предметы и орудия труда.

То, на что направлена деятельность человека, называется предмет труда . Предметы труда могут быть даны самой природой или же созданы человеком. Но даже тогда, когда они создаются человеком, в основе их все равно изначально лежит природный продукт.

Предметы труда, которые даются самой природой в готовом виде, это, например дерево, угольные пласты в шахте, нефть, руда, газ, добываемые из недр зем­ли, и пр.

Предметы труда, которые созданы человеком — это такие предметы, которые подвергались предваритель­ной обработке, например, бензин, керосин и другие вещества, полученные из нефти на нефтеперегонном заводе. Такие предметы труда называются сырьем или сырым материалом .

Развитие науки и техники создало и продолжает создавать новые предметы труда, например, т.н. син­тетические материалы . Они имеют ряд преимуществ перед естественными (природными) предметами труда: они очень прочны и в то же время обладают рядом новых, нужных человеку, свойств, позволяющих изготавливать из них такую продукцию, которая лучше удовлетворяет те или иные потребности людей.

Человек, воздействуя на предметы труда, при помощи средств труда произво­дит из них то, что нужно обществу. К средствам труда относятся прежде всего орудия производства - машины, станки, оборудование и т. п., а также производственные здания, склады, каналы, до­роги, транспорт. Туда же включаются и трубопроводы, сосуды, баки и другие пред­меты, которые Маркс называл «сосудистой системой производства».

Главная роль в средствах труда принадлежит ору­диям производства , посредством которых люди актив­но воздействуют на предметы труда, переделывая их для удовлетворения своих потребностей. Эти орудия Маркс называл «костной и мускульной системой про­изводства». Они служат показателем технического прогресса, мерилом власти человека над природой.

По орудиям производства можно судить и о характере социально-экономических отношений того или иного периода истории человечества. «Экономические эпо­хи,- писал Маркс,- различаются не тем, что произ­водится, а тем, как производится, какими средствами труда».

Итак, в процессе труда человек использует сред­ства труда и предметы труда. Вместе взятые, они обра­зуют средства производства .

Никакое производство без средств производства невозможно. Но средства производства сами по себе не могут создавать материального блага. Только человек способен привести в движение станки, машины, комбайны и пр., и их помощью воздействовать на предмеры труда.

Средства производства и люди, обладающие зна­ниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящие в движение средства производства, на­зываются производительными силами общества . Чем выше уровень производительных сил, тем больше сте­пень господства человека над природой. Люди, создающие материальные блага, являются решающей производительной силой общества.

Поскольку производство всегда носит общественный характер — люди работают сообща, создавая какие-то материальные блага, то в про­цессе производства они необходимо вступают друг с другом в определенные отношения. Такие отношения, которые скла­дываются между людьми в процессе производства, называются производственными отношениями.

Возьмем, к примеру, производство автомобилей. Для того чтобы выпускать автомашины, нужно иметь или построить завод. Допустим, что этот завод принадле­жит капиталисту. Он, чтобы произвести автомобили, нанимает рабочих. Между вла­дельцем завода, а значит и всего заводского оборудования, и рабочими в процессе производства автомобилей устанавливаются опреде­ленные отношения - отношения капиталистической эксплуатации. Рабочие трудятся на капиталиста, ибо вся продукция, производимая на заводе, принадлежит собственнику предприятия и прибыль, получаемая от продажи автомобилей, также идет ему в карман.

Получается, что производственные отношения зависят от формы собственности на средства производства.

Устанавливаются производственные отношения вовсе не произ­вольно. Могут сказать — ведь рабочие нанимаются к капиталисту по своей собственной воле! Формально это так. Но в условиях буржуазного общества фаб­рики, заводы, железные дороги и пр. находятся в руках ча­стных собственников, а рабочие лишены всех этих средств про­изводства и, чтобы существовать, вынуждены идти работать на капиталистические предприятия. Получается, что никакой собственной воли (или, как сейчас говорят, «свободы выбора») у рабочих и нет! Они не могут не наниматься к капиталистам на работу, ибо таковы объективные условия их существования.

Производственные отношения отражаются на всей жизни общества. В частности они определяют от­ношения между людьми, возникающие в связи с рас­пределением произведенных продуктов. Характер распределения зависит от общественной формы производ­ства. Если производство капиталистическое, то распределение мате­риальных благ осуществляется в интересах господствующего в обществе класса буржуазии, а если социалистическое, как это было в СССР, то в интересах народа, ко­торому в Советском Союзе принадлежали все средства производства!

Получается, что для того чтобы узнать, каков характер производственных отношений в той или иной стране, следует прежде всего выяснить, в чьей собственности находятся там средства производства. От формы собствен­ности на средства производства зависит положение классов в обществе, обмен и распределение матери­альных благ, созданных в процессе производства.

Производственные отношения и производительные силы в совокупности образуют способ производства .

Поскольку любое самое совершенное ору­дие само по себе ничего не производит, и одновременно человек не может ничего произвести без средств и пред­метов труда, получается, что для того чтобы процесс производства материальных благ имел место, надо соединить рабочую силу со средствами производства. А это неизбежно ведет к возникновению отношений между людьми - производственных отношений. Выходит, что производительные силы и производ­ственные отношения не могут существовать отдельно друг от друга и только в единстве и взаимодействии их существует тот или иной способ производства матери­альных благ.

При этом роль их в развитии способа производства неоди­накова. Ведущее место здесь принадлежит производи­тельным силам. Они гибки и пластичны, способны очень быстро развиваться, а развитие и изменение их, и в первую очередь появление новых орудий труда, неизбежно отражается на производственных отношениях — они тоже меняются. В результате происходит переворот во всем способе производства, изменение всего общественного строя.

Но производственные отношения, развиваясь вслед за изменением производительных сил, далеко не пассив­ны. Будучи прогрессивными, они ускоряют развитие производительных сил. Если же они устаревают, то превращаются из форм развития производительных сил в их оковы.

Отношения между людьми, возникающие в процес­се производства, обмена и распределения материаль­ных благ (экономические обществен­ные отношения), составляют базис общества, его опору. На его основе возникают и развиваются политическая и юридическая надстройки , различные формы общест­венного сознания. В целом базис и надстройка харак­теризуют ту или иную общественно-экономическую формацию .

В истории человеческого общества изве­стны пять последовательно сменявших друг друга общественно-экономических формаций:

  • первобытнооб­щинная,
  • рабовладельческая,
  • феодальная,
  • капиталисти­ческая
  • и коммунистическая.

Коммунистическая формация в своем развитии проходит две фазы: низшую - социализм и высшую - собственно коммунизм.

Смена одних общественно-экономических форма­ций другими происходит не по чьему-то желанию, а в силу действия объективных экономических законов.

  • 9. Средневековая философия: период схоластики. Философия Аквинского.
  • 10. Рационализм как философское направление эпохи нового времени. Р. Декарт, г. Лейбниц
  • 11. Эмпиризм как философское направление эпохи нового времени. Ф. Бэкон, Дж. Беркли
  • 12. Вопросы теории познания и этики в учении и. Канта
  • 13. Основные черты философии Гегеля.
  • 14. Особенности развития русской философии 19-20 веков
  • 15. Позитивизм и его разновидности
  • 17. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а.Камю.
  • 18. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Бытие и существование.
  • 19. Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира
  • 20. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 21. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 22. Сознание как предмет философского исследования. Различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание.
  • 23. Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг.
  • 24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».
  • 25. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 26. Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 27. Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 28. Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
  • 30. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
  • 31. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 32. Эмпирические методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 33. Теоретические методы научного познания: абстрагирование и идеализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.
  • 34. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики.
  • 35. Диалектика категорий, выражающих универсальные связи: единичное и общее, явление и сущность.
  • 36. Диалектика категорий, выражающих связи детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.
  • 37. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система
  • 38. Общество как предмет философского анализа. Философия как методологическая основа обществознания.
  • 39. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.
  • 41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.
  • 43.Исторические формы общности людей:семья,род,народность,нация.Место и роль национальных культуры национальных отношений в современном мире.
  • 44. Понятие и условия возникновения политических отношений в обществе. Понятие политической власти. Политическая система общества и ее элементы.
  • 45.Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе.
  • 46. Формы государственного устройства
  • 47. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
  • 48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
  • 49.Основные этические категории:добро,зло,дог,справедливость.Классические и современные проблемы этики.
  • 50.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  • 51. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
  • 52.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции науки. Соотношение науки, религии и философии.
  • 53.Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.
  • 54. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.
  • 55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история.
  • 56. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм.
  • 57. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.
  • 58. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций о.Шпенглера и Тойнби.
  • 59. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: д.Белл, о.Тоффлер.
  • 60. Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественного прогресса. Человек перед лицом глобальных проблем.
  • 40. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства.

    Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы:

    1) труда, как комплексного социального явления;

    2) способа производства материальных благ;

    3) закономерностей и механизмов функционирования материально-производственной сферы в целом.

    Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Продуктами труда являются материальные (продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима жизнь) так и духовные (достижения науки, искусства, идеологии и т.д.) блага.

    Но труд несет в себе и другой, не менее важный, социальный результат. В процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом человек, общество, общественные отношения являются всегда конечными результатами труда.

    Общественный характер труда заключается в исторической его перманентности, непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности общественного субъекта труда народа, его сопряженностью со всеми сторонами жизни. Только труд как совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ является основной причиной общественного богатства.

    Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой:

    1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир;

    2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей;

    3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний;

    4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности.

    Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни он является основным фактором, определяющим развитие взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что в конечном счете именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. история общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства в конце концов утверждает и определенный образ жизни людей.

    41. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

    Материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества. Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.

    Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.

    Человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

    Некоторые философы в структуре материального производства различают сегодня, с одной стороны, технологический способ производства - способ взаимодействия людей с предметами и средствами своего труда и по этому поводу между собой, а с другой стороны, экономический способ производства , т. е. общественный способ взаимодействия производительных сил и производственных отношений, который позволяет обществу нормально функционировать на данной конкретно-исторической ступени своего развития

    Будучи процессом создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе, материальное производство включает в себя целесообразную деятельность, т. е. труд; предметы труда: различные материалы, как естественные, природные, так и подвергшиеся обработке; средства труда, служащие для воздействия на предмет труда, главная их часть - орудия производства (инструменты, машины, автоматы).

    42 . Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.

    Социальная структура общества: различные подходы к ее определению.Классы,социальные группы,слои.Теория социальной стратификации.Социальная структура общества. Социальные структуры общества - совокупность классов, слоев, групп и взаимоотношения между ними. Социальные структуры выделяют по различным признакам, например социально-демографическая структура общества. Все зависит от главного критерия по которому производится структурирование. В завис от численности, социальные общности подразделяют на «большие»(классы, нации), «средние»(территориальные общности и производственные коллективы), и «малые»(семья).Каждая ОЭФ имеет свою, присущую только ей социально-классовую структуру, которая, отражая степень развития СП, является необходимым условием его функционирования и саморазвития.» Источником разделения общества на классы является общественное разделение труда (ОРТ) по конкретным видам деятельности. Исторически определенное отделение пастушества от земледелия, отделение ремесла от сельхозработ. Отделение умственного труда от практически-прикладного. ОРТ приводит к появлению частной собственности. В обществе появляется социальное неравенство.

    Пути происхождения класса.

    1.Через отделение в общине эксплуататорской верхушки.

    2.Посредством обращения людей в рабство.(Сначала чужеплеменников, затем - своих)

    Главная причина разделения общества на классы лежит в прогрессе. Бывают основные и неосновные классы. Основные - те, существование которых обусловлено существующими СП. Неосновные - те, что на основе отжившего или зарождающегося СП. Кроме классов в обществе существуют сословия, касты, слои. Экономические условия и занимаемое ими место в обществе определяют их интересы. Несовпадение интересов приводит к классовой борьбе. Классовая борьба всегда особенно обостряется в период смены ОЭФ. Формы классовой борьбы:

    1.Экономическая борьба за наивыгоднейшие условия существования.

    2.Политическая борьба за власть

    3.Идеологическая борьба(«Борьба за идеи»).

    Социальные стратификации. Если в основе деления общества на классы лежит критерий отношения собственности на средства производства, то в теории социальной стратификации, выработанной западными учеными лежит понятие страты. Страта – это слой, пласт. Критерием разделения общества на страты является не один признак а совокупность ряда признаков. Причем эти признаки могут быть выбраны произвольно. (например в качестве признака может быть выбран доход, количество членов семьи и даже хобби. При этом в теории стратификации различают вертикальную мобильность (перемещение из одной страты в другую), и горизонтальную мобильность (перемещение в пределах одной страты).

    Общественное производство является исходной и решающей сферой жизнедеятельности человека. Это основа жизни и источник прогрессивного движения человеческого общества, развития всей человеческой цивилизации.

    Общественное производство - это совокупная организованная деятельность людей по преобразования веществ и сил природы с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для их существования и развития.

    Любому производству, независимо от его социальной формы, присущи определенные признаки:

    Производство всегда выступает как общественное производство;

    В процессе производства между людьми возникают производственные отношения, социально-экономическое содержание, которых определяется формой собственности на средства производства;

    Общественное производство имеет непрерывный характер, то есть оно постоянно повторяется, восстанавливается;

    Общественное производство является важной составляющей той или иной социально-экономической системы.

    В политэкономии производство рассматривают в узком и широком значении. В узком значении подразумевается непосредственное создание благ.

    В широком значении рассматривают четыре основные фазы: г непосредственно производство (узкое значение термина); г распределение;

    г обмен; г потребление.

    Производство как непрерывный процесс, который постоянно повторяется, имеет название воспроизводство. Самыми важными элементами процесса производства в любом обществе является рабочая сила, предметы труда и средства труда.

    Рабочая сила - это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, которые она использует в процессе труда.

    Труд - сознательная целесообразная деятельность человека, которая направлена на создание тех или иных благ с целью удовлетворения потребностей.

    Следует различать производство и труд.

    Труд - целенаправленная деятельность людей, направленная на создание необходимых благ с помощью различных факторов. Но особое влияние на изготовление благ имеет природа, что наиболее заметно в сельском хозяйстве, например, вегетация растений. Таким образом, общее взаимодействие человеческого труда и природных факторов создают непосредственный производственный процесс.

    Общественное производство - делится на материальное и нематериальное производство (рис. 1.13, а) и имеет соответствующую структуру (рис. 1.13, б).

    Производительность (производительная сила) как результат деятельности конкретного работника с точки зрения производства продукта;

    Интенсивность труда как характеристика напряжения и усилий при реализации деятельности;

    Качество труда как уровень профессионального мастерства рабочего;

    Сложность труда как черта уровня квалификации на основании опыта, образования, привычек;

    Тяжесть труда как уровень влияния труда на состояние здоровья человека;

    Вооруженность труда как уровень ее оснащенности.

    Предметы труда - все вещества природы, на которые направлен труд человека и которые составляют материальную основу будущего продукта.

    Общественное производство

    Рисунок 1.13 (а) - Общественное производство

    Рисунок 1.13 (б) - Структура производства

    Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которыми человек воздействует на предметы труда.

    Совокупность предметов и средств труда составляют средства производства, которые являются одним из элементов производительных сил.


    Еще по теме 1.3.1 Сущность и структура общественного производства:

    1. 3.1. Общественное производство: содержание, цели, структура
    2. 2.1. Общественное производство: понятие, сущность, условия организации
    3. 4. Понятие, факторы и структура общественного производства
    4. 1.1. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ДВЕ СТОРОНЫ
    5. 2.3. Научно - техническая революция, ее сущность, характерные черты и противоречия. Влияние НТР на положение человека в системе общественного производства

    Человек является общественным существом. Поэтому труд человека всегда носит общественный характер, который проявляется в двух взаимосвязанных формах: разделение труда и кооперация труда.

    Разделение труда - это дифференциация и специализация видов труда, закрепляющаяся путём профессиональной подготовки каждого работника. Разделение труда осуществляется на различных уровнях:

    а) международное разделение труда между странами, т.е. между национальными экономиками;

    б) разделение общественного труда на крупные роды: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.;

    в) межотраслевое разделение труда - в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Например, в современной промышленности обособленно существуют и развиваются свыше 700 отраслей;

    г) внутрипроизводственное разделение труда - на предприятиях, в том числе подетальное и пооперационное разделения труда.

    Кооперация труда - это совместный (коллективный) труд многих людей, участвующих в создании определенного вида блага. Кооперация труда характеризуется следующими чертами:

    а) совместный труд нуждается в управлении (со стороны бригадира, мастера, прораба и т.д.);

    б) в процессе совместного труда применяется коллективная сила труда. Наглядным примером здесь может служить бревно, которое не поднять в одиночку и легко поднять вшестером;

    в) при кооперации труда объективно возникает эффект соревнования, который проявляется не только в стремлении работника быть первым среди равных, но также в согласовании действий, высокой профессиональной ответственности и взаимном доверии между всеми работниками предприятия.

    При сравнении кооперации труда и разделения труда выявляется ведущая, т.е. определяющая, роль разделения труда. Впервые этот приоритет разделения труда рассматривал А.Смит. Он привёл два существенно важных аргумента. Во-первых, «богатство рождается из разделения труда». Для иллюстрации этого тезиса А.Смит применил пример с изготовлением булавок. Если ремесленнику предложить изготовить булавки, выполняя все необходимые трудовые операции, начиная от поиска руды в земле, то возможно за один год он изготовит одну булавку. Если же этому ремесленнику предложить готовую проволоку, то возможно в один день он изготовит 20 булавок. Но если 100 ремесленников объединить в мануфактуре, где их труд разделить по операциям, то в один день они будут изготавливать 2000 булавок. Здесь количество разделенных операций равняется 100-кратному увеличению объёма выпуска продукции. Однако ремесленник превращается в рабочего, выполняющего лишь одну трудовую операцию и, как следствие, получающего заработную плату за выполнение своей трудовой операции в течение рабочего дня.

    Во-вторых, при разделении труда между хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (например, ремесленниками) обнаруживается действие закона экономии рабочего времени. Действие данного закона А.Смит иллюстрирует с помощью следующего примера.

    Предположим, на рынке встречаются кузнец и столяр. Первый покупает стул и отдает за него три топора. Известно, что на изготовление одного топора кузнец затрачивает полтора часа, а столяр делает один стул за шесть часов. Экономия рабочего времени выявляется, если далее предположить, что кузнец начнет сам для себя делать такой же стул, а столяр захочет выковать для себя такой же топор. Тогда в силу недостаточности профессиональных умений и навыков каждый из них затратит большее время на изготовление названных изделий. Допустим, что столяр изготовит «свой» топор за 12 часов, а кузнец сделает «свой» стул за 36 часов. Следовательно, когда кузнец и столяр совершают обмен - один стул за три топора, каждый из них экономит свой труд. «Каждый из них как бы получает больше труда, чем отдает, каждый выигрывает время и силы» .

    В заключение отметим, что профессиональное разделение труда, порождающее эффект экономии рабочего времени, объективно нуждается в обмене результатами труда, т.е. в рыночных отношениях между двумя хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (товаропроизводителями). Эти рыночные отношения выполняют, по сути, роль кооперации труда, развивающейся в общественном масштабе, благодаря которой (рынку!) развивается и вся система общественного разделения труда.