Биографии Характеристики Анализ

Досуговая деятельность как средство социального воспитания кратко. Досуг как сфера социализации

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Игнатьева Ольга Леонидовна
Сумский национальный аграрный университет
старший преподаватель кафедры иностранных языков


Аннотация
Данная статья посвящена анализу досуговой деятельности как важной составляющей эстетического воспитания студентов. На современном этапе вопроса формирования личности студента не менее важно, чем подготовка конкурентоспособного специалиста. В воспитательном процессе в высших учебных заведениях эстетичное воспитание, главным аспектом которого является формирование эстетичной культуры личности студента, играет очень важную роль. В статье автор акцентирует внимание на особенностях эстетичного воспитания в процессе досуговой деятельности студентов в высших учебных заведениях.

LEISURE-TIME ACTIVITY AS A SIGNIFICANT COMPONENT OF THE AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

Ignatieva Olga Leonidovna
Sumy National Agrarian University
senior teacher of the foreign languages department


Abstract
The subject of this paper is the analysis of the leisure-time activity as a significant component of the aesthetic education of students. Nowadays, the formation of student’s personality is not less important than training of a competitive specialist. The aesthetic education, the main aspect of which is the formation of aesthetic culture of student’s personality, is of primary importance in an educational process in higher educational establishments. In this paper, the author emphasizes some specific features of the aesthetic education in the process of students’ leisure-time activity in higher educational establishments.

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатьева О.Л. Досуговая деятельность как важная составляющая эстетического воспитания студентов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Ускорение социально-экономического развития общества, интенсификация производства, демократизация и осложнение общественных отношений, сложный и всеобъемлющий процесс перестройки актуализируют проблему обеспечения непрерывности воспитательного влияния, диктуют необходимость использования воспитательного потенциала всех сфер жизнедеятельности личности, включая сферу свободного времени.

В принципе проблема умного использования свободного времени не новая. Особенность и новизна ее заключается в необходимости полностью перестроить формы общественной организации досуга, которые сложились, сделать их предметом постоянного беспокойства не только клубных заведений, каждого коллектива, каждого региона государства, каждого общественного института, которые разрешают социальные и воспитательные проблемы. В этой социально-культурной ситуации повышается роль культурно-просветительной работы как педагогики свободного времени.

Содержание досуга всегда раскрывается в конкретных видах деятельности. Некоторые исследования насчитывают в сегодняшнем досуге до 400 таких видов и форм. Эти досуговые занятия могут быть активными и пассивными, физическими и умственными, коллективными и индивидуальными. Они могут проходить дома или в общественных местах, самостоятельно или под руководством специалистов, но каждый раз должны обеспечивать рекреацию, снижать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку и в то же время стимулировать дальнейшее развитие личности.

Воспитательный потенциал досуга оказывается тогда, когда не заполняется чем-то случайным, а в нем есть цель, желание и стремление. Удовлетворение одной потребности порождает другую, новую потребность, поэтому изменения в сфере досуга должны быть направлены на переход от простых к более сложным формам потребностей: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивности – к активной деятельности. Структура досуга, которая отвечает прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности представляется рядом уровней деятельности, которые отличаются культурной значимостью.

Все сферы жизнедеятельности человека информационно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные состояния могут быть самыми разнообразными: радость, грусть, стыд, гнев, испуг, безразличие, презрение и т. д. Другая картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко уменьшается или полностью исчезает информация, порожденная нерушимыми видами занятий. Возникает вакуум, который человеку придется заполнять самому, иначе ему угрожает информационный голод. Рядом с этим возникает голод эмоциональный. Стремление выйти из этого психологического состояния побуждает человека к поиску разнообразных впечатлений. Но не впечатлений вообще, а с позитивной эмоциональной расцветкой, впечатлениями, в которых переживание доминирует над познанием, то есть к развлечениям.

«Традиционно развлечениями называют такие виды досуговой деятельности, которые создают условия для веселья, приятного времяпровождения, отвлечения от повседневных обязательных дел, предоставляют удовольствие» . На этом уровне досуг уже становится в какой-то степени целеустремленной, организованной и активной деятельностью. Развлечениями можно считать также прогулки, игру, участие в коллективных экскурсиях или путешествиях, посещение концертов, дискотек, кинотеатров, выставок, музеев, коллекционирование и так далее. Деятельность на уровне развлечений отвечает социально-психологическим потребностям личности и лучше всего проходит в небольших, неформальных коллективах, в группах свободного общения, в семье.

Для людей, которые находятся на уровне развлекательного досуга, важную роль играет зрелище в самых разнообразных формах. Игнорировать потребность в зрелищах – значит, обеднить досуг людей. Действенность зрелищ во многом определяется характером вызванных эмоциональных переживаний. Зрелище адресовано не одному человеку, оно не для каждого отдельного зрителя, а для группы зрителей, для всей публики. Человеческое общество в данном случае – могучий резонатор, который усиливает индивидуальные эстетические переживания и вызывает коллективную эмоцию.

Развитие и усложнение досуга всегда идет параллельно с расширением духовных запросов и потребностей личности, с обогащением мотивов ее деятельности. Духовное наполнение досуга органично связано с возможностью человека владеть средствами его рациональной организации.

Духовность – способ развития личности, это, образно говоря, встреча с самим собой – своей душой, внутренним «Я», выход на ценностные инстанции формирования личности и ее менталитета; ведущий фактор смысловой гармонизации, сочетания образа мира с моральными законами.

Как писал гениальный Г.Сковорода, человек рождается дважды: физически и духовно. Около духовной колыбели стоит духовный наставник – учитель, который становится ребенку вторым отцом, матерью, потому что прививает его душе высокие моральные качества веры, надежды, любви, глубокого уважения к родной земле, своему роду, народу, государству. Духовное рождение Г.Сковорода считал истинным, поскольку человек постигает «божественное в себе», а зародыши его духовности есть в сердце от рождения («философия сердца»), но они не сразу осознаются, потому что им противостоят могучие силы темной телесности.

Духовного человека, по мнению Г.Сковороды и других отечественных мыслителей, создает путь добра: через познание, осознание и понимание своей истинной духовной природы, своего назначения в мире .

Духовность – специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе понимания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. Все вместе они складывают духовный мир человека, чем обеспечивают его социально-психологическое здоровье, культурные, эстетические и духовные потребности. По мнению некоторых современных исследователей и, в частности, Ж.Юзвак, под духовными потребностями мы понимаем «стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их созданию в процессе духовных разновидностей деятельности. К индивидуальным ценностям принадлежат интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. Общечеловеческие ценности включают человечность, добро, красоту, справедливость, знание» .

Досуговое время – часть свободного времени, которая в значительной степени выполняет восстановительные функции. Причем специфика этого процесса заключается в свободном выборе варианта как способа возобновления сил. Сюда принадлежат, как считают исследователи, такие элементы:

1. Культурная потребность индивидуального характера (газеты, журналы, книги, радио-, телепередачи).

2. Культурное потребление публично-зрелищного характера (кино, театры, концерты, выставки и тому подобное).

3. Физические занятия (зарядка, купание, спортивные секции, туризм и др.).

4. Товарищеское общение (встречи дома, в кафе, ресторанах, на улице, в клубах).

5. Развлечения, обусловленные желанием абстрагироваться от серьезных дел, дать разрядку умственному и физическому напряжению, создать хорошее настроение, весело провести время.

6. Пассивный отдых – бездельничанье, дела, не вызванные прямой необходимостью возобновления сил, хотя в определенных пределах они и исполняют эту роль (например, прогулки без четкой цели).

7. Расходы времени, которые можно отнести к антикультуре (злоупотребление алкоголем и его последствия, бесцельное времяпровождение свободное от четкой цели, желаний, потребностей, антиобщественные поступки и так далее).

Изучая и анализируя процесс воспитания досуговой культуры и свободного времени молодежи, нельзя не отметить, что доминантой этого процесса является деятельность заведений культурно-досуговой сферы. Значительные изменения в обществе, а именно: экономические, социальные, политические, научно-технический прогресс, информационное пространство, свобода деятельности нуждаются в поиске новых форм и методов деятельности этих заведений. «Нет потребности убеждать, что понятие «клуб» стало ассоциироваться с местом скучным и неинтересным, каким-то олицетворением бюрократизма в сфере свободного времени. Это результат вырождения его сущности, с тех пор, как он стал деталью идеологической машины тоталитарного режима. Клуб нового типа – качественно другое общественное формирование, свободное от политических наслоений, заорганизованности, формализма, жесткой регламентации внутренней жизни. Это заведение должно способствовать удовлетворению растущего интереса к своей истории, культурно-художественным истокам, бытовым традициям, обрядности» .

Прогнозируя формирование художественно-эстетической культуры личности, следует отметить, что одной из существенных особенностей усовершенствования видов художественно-эстетической культуры (кроме чтения) есть то, что оно (усовершенствование) не может быть обеспечено в достаточной степени каким-то одним типом заведения (клубом, филармонией, театром, выставочным комплексом и так далее). Каждый из них в работе с посетителями дублирует или дополняет друг друга жанрами, видами, формами и методами организации культурной деятельности: вечер, концерт, представление, встречи и т.д.

Контакт со студентом каждого из этих заведений отдельно, как пример, не имеют системы. Анализ практической работы заведений культурно-досуговой сферы позволяет утверждать, что функции главного звена по формированию художественно-эстетических потребностей и воспитания досуговой культуры могут и должны взять на себя именно заведения клубного типа: дворец культуры, клуб, культурный комплекс, культурно-досуговый центр, клубные творческие объединения. В этом случае их деятельность будет аналогичной библиотеке, которая вместе с заведениями книгоиздания, книготорговли, союзами писателей и журналистов являются главной в цепи организации чтения.

Такой подход представляется нам правомерным по некоторым объективным причинам:

Заведение клубного типа, государственное оно или ведомственное, более тесно связано с деятельностью коллектива, в котором учится студент;

Цели и задания заведения клубного типа наиболее близки к решению проблем воспитания и формирования культурных и эстетических потребностей студента и их развития в сфере свободного времени;

Эти учреждения имеют кадры, профессиональная подготовка которых осуществляется с целью организации культурно-досугового развития населения и формирования других эстетических потребностей.

Понятно, что определение клуба главным в цепи системы организации культурного развития личности никоим образом не отрицает работу других заведений культурно-досуговой сферы. Деятельность личности в отрасли искусства или культурно-досуговой практики имеет много сложностей и проблем, обусловленных как объективными, так и субъективными факторами.

На сегодняшний день главный изъян в развитии эстетических потребностей людей – отсутствие в Украине государственной целеустремленной программы, направленной на их систематическое развитие и усовершенствование. «На западе, скажем в Англии, во всех школах (государственных) введено обязательное прослушивание и анализ песен ансамбля «Beatles» и других значительных роковых артистов. Детям и молодежи пытаются привить умение критически оценивать музыкальный материал» . Безусловно, в нашем государстве существуют некоторые документы, направленные на музыкальное воспитание людей и повышение их культурного уровня. Все это осуществляют как государственные, так и коммерческие учреждения (шоу-бизнес). Но результаты их работы пока что мало заметны.

По нашему мнению, дальнейшее развитие заведений культурно-досуговой сферы может идти несколькими путями, связанными с экономическими и социальными проблемами как государства в целом, так и конкретного региона. Один из таких путей – развитие культуры и культурной деятельности населения при условии сокращения бюджетного финансирования. Сравним данные бюджетного финансирования заведений культурно-досуговой сферы Сумской области за 2008 и 2012 гг. В 2008 г. контрольная цифра бюджетного финансирования на содержание этих заведений составляла 6,5 млн. гривен. В 2012 году – 4,9 млн. гривен . Понятно, при таком сокращении финансирования невозможно вести речь о совершенствовании развития заведений культуры. В настоящее время этих средств едва-едва хватает на заработную плату культработникам. Таким образом, на первый план все больше выходит дотация этих заведений из местных бюджетов. Мы считаем, что, невзирая на прямую зависимость развития культуры и культурной деятельности населения от государственной политики, законы государства позволят территориям, органам развития сфер услуг и производства товаров народного потребления рассматривать культурную политику и культурную деятельность населения области, района, города, села как главный путь интенсификации отрасли «культура» по формированию и воспитанию художественно-эстетических и культурных потребностей личности.

При условии нестабильности экономической ситуации в государстве промыслы и сельскохозяйственные предприятия не сразу станут рентабельными. Некоторые из них могут вообще прекратить существование. Другие перейдут к разным формам собственности. По этим причинам не все из них смогут давать средства от прибыли на развитие социально-культурной сферы своего региона, даже невзирая на значительное сокращение заведений этой сферы. Если в 2008 г. в Сумской области насчитывалось 1674 заведений культуры, то в 2012 г. их было только 1399 . Кроме того, нестабильность экономики не могла не повлиять на финансовое положение населения, на уровень его достатка и расходов, а, следовательно, его культурные потребности удовлетворятся не полной мерой.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе досуговой деятельности студенты обогащаются различными качествами личности. Занятия в досуговых заведениях (самодеятельных театрах, музыкальных и художественных студиях, клубах самодеятельной песни и т.д.), посещение выставок, музеев, театров, концертов способствует развитию у них эстетического вкуса, а, следовательно, и воспитанию эстетической культуры. Также необходимо наличие государственной целеустремленной программы, направленной на систематическое развитие и усовершенствование развития эстетических потребностей людей. А это в свою очередь послужит важной составляющей развития эстетической культуры.

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

рп.Михайловка

Доклад

Тема: «Дополнительное образование или досуговая деятельность

как средство воспитания социальной активности детей»

Подготовила

Малыхина Ирина Федоровна

педагог дополнительного образования

Дополнительное образование или досуговая деятельность

в разные возрастные периоды

Досуговая деятельность дошкольников (3 - 7 лет)

Досуговая деятельность в условиях детского сада является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников при соблюдении следующих условий:

    поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы;

    психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами;

    модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности.

Педагогическая технология развития творческого потенциала дошкольников в продуктивной досуговой деятельности разрабатывается в логике индивидуально-дифференцированного подхода, психолого-педагогического сопровождения ребенка и выстраивается поэтапно.

Этап 1 - "Путешествие в мир волшебников" - направлен на освоение детьми позиции субъекта в продуктивных видах деятельности. Работа на данном этапе строится в зависимости от уровня детской умелости в продуктивной деятельности. Данный этап включает "пошаговое" конструирование образовательного процесса. Первый шаг - "Удивительный мир волшебников" - формирует (закрепляет) общие представления детей о продуктивных видах деятельности (конструирование, работа с деревом, рукоделие, изобразительная деятельность), развивает познавательный интерес.

Наиболее эффективным для возникновения познавательного интереса

является организация в детском саду всевозможных выставок работ родителей, например "Чудеса вокруг нас", а также экскурсии в этнографический музей, разные формы работы с детской художественной литературой, дидактические игры. Организация наблюдения творческих трудовых процессов взрослых, беседы об изготовлении разных видов материалов (ткани, древесины, пластмассы, бумаги) и инструментах, используемых в деятельности, позволяют детям приобрести систематизированные представления о продуктивных видах деятельности, их творческой направленности. Появление у дошкольников стремления осуществлять продуктивные виды деятельности самостоятельно, овладение представлениями о структуре продуктивной деятельности, ее творческой направленности послужили основой для перехода ко второму шагу, суть которого в освоении базовых умений в продуктивных видах деятельности (работа с деревом, вышивание, конструирование, рисование), обеспечении освоения позиции субъекта, создании возможности ребенку для реализации свои творческих замыслов в деятельности.

Основной формой работы являются сказочные путешествия по стране Мастеров с игровыми персонажами (Лоскутик, Веселый Молоточек, Волшебная Кисточка, Кирпичик), что позволяет естественным образом включать детей в проблемные ситуации, разрешая которые, они осваивают базовые умения в продуктивных видах деятельности.

Презентация педагогами парциальных образовательных программ продуктивных видов досуговой деятельности позволяет познакомить детей и родителей воспитанников с возможным содержанием досуговой деятельности. На основе диагностики детских половозрастных интересов к продуктивным видам деятельности педагог-психолог оказывает помощь ребенку в осуществлении выбора вида деятельности для дальнейшей ее организации в досуге. В результате определяются подгруппы детей, которые проявили желание заниматься в изобразительной студии, Мастерской Умелкина и т.д.

Характерна положительная динамика в освоении позиции субъекта и развитии творческого потенциала дошкольников. Появляется стремление к творческим проявлениям в деятельности, желание создать неповторимую, индивидуальную поделку с помощью подбора и чередования цвета (вышивка - нитки в узоре, детали конструктора в постройке), украшения (тесьма, блестки, подбор рамочки и т.п.).

Этап 2 - "Я - волшебник" - направлен на развитие творческого потенциала детей в продуктивных видах досуговой деятельности (конструирование, вышивание, работа с деревом, рисование). На этом этапе определена наиболее оптимальная организация детского досуга небольшими подгруппами (по 4-5 человек), не реже 2-х раз в неделю. Модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности обеспечивает создание образовательного пространства с особой атмосферой творческого взаимодействия в интересном ребенку виде продуктивной деятельности (мини-мастерские, изобразительная студия и др.). Пространственный модуль включает все необходимые материалы и оборудование для данного вида деятельности, а также пособия и игры, побуждающие к творчеству, развитию воображения.

Тематика досуговой деятельности построена на основе сказочного сюжета, придуманного совместно с детьми. Сказочный сюжет создает эмоциональный настрой, необходимый для творчества. Характерен постепенный рост творческой инициативы детей от принятия игровой проблемы, поставленной педагогом, к придумыванию элементов сказочной ситуации, а затем самостоятельному определению тематики следующей встречи (нового поворота сказочного сюжета). Используется гибкая тактика руководства, где позиция педагога постепенно меняется: педагог - носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга; педагог - координатор досуговых замыслов и взаимодействий; педагог - партнер сотворчества, содеятельности в досуге, демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.

Досуговая деятельность подростков (9-14 лет)

Виды досуговой деятельности подростков можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, Интернет и пр.) сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

Процесс творчества с точки зрения педагогики является изначально развивающим, обогащающим личность человека, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН.

Досуговая деятельность юношеского периода (15-18 лет)

Досуговая культура – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга юношества.

Важную роль в системе досуговой деятельности, и особенно общении старшеклассников играет организация шоу-программ, спецмероприятий, праздничных программ, тематических вечеров, а также занятия в различных творческих студиях, кружках, группах с огромным желанием участвуют в мероприятиях, которые разрабатывали сами, и с не меньшим удовольствием смотрят те программы, в которых участвуют их сверстники. Шоу-программа, представление - непременный атрибут в деятельности молодежных клубов разной направленности. При организации любой такой программы выделяется доминирующий образ, идея, новизна. Программа сочетает доступность и качество, эстетические качества и зрелищность.

Выбор видов досуговой деятельности индивидуален и зависит от интересов и потребностей, связанных с самовыражением и самореализацией личности.

Важную роль в культурной социализации старших школьников играет региональная социокультурная среда, в которой развивается личность молодого человека.

Заключение

Проблема воспитания социальной активности детей сложна и многогранна. Основной причиной низкой эффективности воспитания социальной активности детей является отсутствие научно-обоснованного подхода к организации данного процесса. Изменение ситуации возможно при внедрении в практику работы учреждений дополнительного образования педагогических средств, повышающих эффективность воспитания социальной активности детей:

    проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор видов предметно-практической деятельности;

    реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг;

    подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями по развитию социальной активности детей.

Воспитательный аспект имеет особенное значение для деятельности учреждений дополнительного образования. Воспитание в дополнительном образовании имеет следующие особенности:

    в содержании реализуются дополнительные образовательные программы по различным видам деятельности;

    формами организации воспитания являются добровольные детские объединения (кружки, студии, школы, клубы, ансамбли, театры, секции, научные общества);

    основным методом является метод развивающего общения;

    ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

    уровень взаимоотношений детей и педагогов проявляется в сотрудничестве, сотворчестве

    ребенок - субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации.

Вывод:

Социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность в условиях учреждения дополнительного образования имеют свою специфику и отличия от той же деятельности, осуществляемой в рамках общеобразовательной деятельности. Вывод: учреждения дополнительного образования, являясь полноценной единицей социального воспитания, должны и могут способствовать решению собственно социально-педагогических задач.

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом.

Соприкасаясь с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп; решении региональных проблем в историко-культурной, социально-психологической и других сферах, общих для различных социальных групп; блокировании и нейтрализации возможных источников социальной напряженности, преодоления кризиса доверия; создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга.

В рамках микросреды основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов «вторжения» в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Только через семью можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларированную, а подлинную духовную, культурную преемственность поколений.

Понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий «свободное время» связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, то есть деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Культурно-досуговая деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры.

Специфика познания культурно-досуговой сферы проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости; полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов позволяет рассмотреть досуговую деятельность как систему субъектно-объектных отношений. Типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное можно рассматривать влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты, прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Она обусловлена социально-этическими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессинальных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Свободный выбор досуговых занятий, связанный с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий, после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Она также может рассматриваться как самостоятельная подсистема социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Социально-культурная деятельность несет в себе следующие функции:

- адаптивно-нормативная, связанная с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающая – обеспечивающая освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

- преобразовательно-созидательная , которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; эколого-охранительная, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия и культурной среды;

- информационно-просветительская , выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативная, реализующую диалог культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровая, предусматривающая формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.

В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей; в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций, возрождается утерянная историческая память. Также ликвидируются вредные последствия денационализированного, унифицированного, однообразного культурно-досугового института, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Особое внимание в этой связи уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры.

Активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи – динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

Семья была и остается традиционно ведущим социально-культурным институтом. Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свободы выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи, асоциальные семьи, межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существую определенные критерии выявления и отбора. Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В настоящее время ослабли семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторвались от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий.

Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее участии в социально-культурной деятельности, это прежде всего социально-экономические проблемы семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, значительно количество малообеспеченных семей, семей живущих за чертой бедности. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.

В социально-культурной сфере на уровне государства и отдельно взятого региона вместе с досуговыми учреждениями сотрудничает множество общероссийских, региональных добровольных обществ, фондов, ассоциаций, движений. Все они совместно с государственными структурами активно участвуют в формировании целостного социального комплекса по оказанию психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, правовой, реабилитационной помощи семье, материнству и детству. Разнообразная, современная, квалифицированная и доступная социальная помощь оказывается нуждающимся в ней людям независимо от возраста, материального положения и социального статуса. В основе этой помощи лежит осознание обществом кризисного состояния семьи, опасных тенденций изменения демографической ситуации. Многие общественные формирования разных территорий носят различные названия, по разному подходят к решению семейных, демографических и сугубо досуговых проблем, все они в своей социальной деятельности руководствуются принципом гуманизма и милосердия.

По мнению Т.М. Дридзе, важно на жизнь человека посмотреть целостно, с трех позиций: экологической, экономической и социокультурной. Такой подход может стать основой для воспроизводства нравственно здорового человека, где экологический аспект представляет собой воспроизводство самой жизни, а социокультурный способствует воспроизводству образов жизни, поведения, досугового общения людей, обеспечивающих их социальность.

Культурно-досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей. Наиболее полно социально-культурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворения культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности индивида и условий этой деятельности, в богатстве и многообразии среды. Она характеризуется взаимодействием материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности) и представляет собой их устойчивую совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности в различных организационных формах и институтах.

Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству и детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей-инвалидов.

Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.

В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации.

К четвертой группе относится государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа; детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот.

В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы; объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (панки, металлисты); любительские объединения и клубы по интересам (спорт, оздоровление).

Шестую группу составляют общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; Ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; ассоциация «Семья и здоровье».

Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите; Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых.

В восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов-организаторов досуговой деятельности.

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий. В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных) существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий. В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от других областей приоритет отдается активному, деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи, как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры. Культурно-досуговая деятельность активизирует позитивные социально-психологические механизмы социализации личности благодаря свободной и неформальной деятельности. Она обладает высоким социализирующим потенциалом, поскольку в этой деятельности дети и подростки приобретают навыки социального взаимодействия в самых разных сферах общественной деятельности.

Список литературы:

  1. Ахиезер, А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. – М. Высшая школа, 1992. – 486 с.
  2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник / А.Ф. Воловик. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 235 с.
  3. Дридзе, Т.М., Основы социально-культурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. – М. Профиздат, 1995. – 197 с.
  4. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.
  5. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 217 с.
  6. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 кл. – М.: ВАКО, 2007. – 270 с.

Еремина Юлия Сергеевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии филиала ГБОУ ВПО СГПИ в г.Буденновске, г.Буденновск, Россия[email protected]

Досуговая деятельность как направление культурновоспитательной деятельности с подростками

Аннотация.В статье рассматривается досуговая деятельность как одно из направлений культурновоспитательной деятельности с подростками; обозначены социальные функции культурновоспитательная деятельности, виды досуговой деятельности, организационными формы досуговой деятельности подростков.Ключевые слова: культурновоспитательная деятельность, культура, досуг, отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество, клубы, кружки, секции, студии.

Культурновоспитательная деятельность

социальнокультурное явление. Личность формируется под влиянием общества и его культуры. Вместе с тем культурновоспитательную деятельность можно рассматривать и как социальнопедагогическое явление. Подрастающее поколение воспитывается в социуме подвоздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений и учреждении культуры.Сущность культурновоспитательной деятельности определяется ее функциональным назначением

это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, т. е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.В структуру культурновоспитательной деятельности входит продуктивная и репродуктивная деятельность. Центральное место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, т. е. просвещение и исполнительская деятельность. Однако в последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности (художественные ремесла, авторская самодеятельность), творческое начало проникает во все направления культурновоспитательной деятельности.Возрастает роль ценностно ориентационной деятельности. Учреждения культуры становятся центрами формирования общественного мнения, ценностной ориентации подростков, возрождения духовности, нравственных идеалов, гуманности, человеческой доброты. Эта деятельность должна быть доступной пониманию подростков, поэтому она осуществляется в яркой эмоциональной форме.Познавательная деятельность является базой репродуктивной и творческой деятельности. В современных условиях сфера этой деятельности расширяется. В культурновоспитательной деятельности среди подростков она составляет основу, так как они познают окружающий мир. В условиях учреждений культуры и в связи с возрастными особенностями детей познавательная деятельность осуществляется в специфических формах: конкурсах, викторинах, состязаниях и др.Культурновоспитательная деятельность включает также эмоциональнокоммуникативную деятельность, т.е. общение детей с использованием занимательных форм, что обусловлено возрастными особенностями детей.В структуру культурновоспитательной деятельности с подростками входит также физически активная деятельность в форме физкультурноспортивных занятий, походов, экскурсии, прогулок.Культурновоспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих подростков. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей, они могут выбрать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в школе.Таким образом, культурновоспитательная деятельность выполняет следующие социальные функции:1.Разносторонняя образовательная деятельность. Ее своеобразие состоит в том, что она осуществляется в форме самообразования, расширения знаний, полученных в школе. Строится она всецело на интересах самих ребят. Образовательная программа не носит обязательного характера. Содержание образовательной деятельности выражается в занимательной, нередко игровой форме с элементами соревнования. 2.Воспитательная функция. Ее специфика в детских внешкольных учреждениях состоит в том, что она осуществляется в сфере досуга, когда подростки раскрепощены и чувствуют себя более свободно, чем в школе. Здесь нет такой жесткой дисциплины и господствует педагогика сотрудничества. Главным средством воспитания выступает духовная культура во всех ее проявлениях, которая опять же преподносится в яркой, занимательной форме с учетом свободного выбора.3. Культурнотворческая функция. Ее своеобразие состоит в том, что она носит преобразующий, созидательный характер. Создавая культурные ценности, подростки преобразуют окружающий мир в самих себя.4. Организация отдыха подростков. Особенно возрастает роль детских учреждений в каникулярный период. Повседневный отдых детей организован слабо, и болезненные процессы происходят в организации праздничного отдыха, так как меняется и сама система праздников. Отдых должен быть интересным и непринужденным, чтобы дети могли раскрепоститься и чувствовать себя комфортно. Задача педагога -так организовать отдых детей, чтобы они чувствовали себя как дома. Только тогда они будут ощущать себя защищенными и получат максимум удовольствия. Есть отдых, от которого можно устать и поглупеть. А есть отдых, который возвышает нравственно. Несовершенство организации отдыха подростков объясняется также и слабой разработкой его научных основ, особенно психологических. Четкая организация отдыха подростков на научной основе решает в некоторой степени и финансовую проблему, проблему выживаниядетских учреждений, так как повышается их посещаемость. 5. Реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями. Эта функция не нашла еще должного развития, но уже создается сеть реабилитационных центров, которые призваны приспособить детейинвалидов к труду, закрепить их на производстве, сформировать межличностные отношения, профессиональные навыки и весь духовный облик. Главная цель этой функции социальнопсихологическая адаптация детейинвалидов в труде, быту, детском досуговом коллективе, чтобы они почувствовали себя полноценными членами общества. Хотя возможности детских досуговых учреждений в этом плане ограничены. Нет соответствующих помещений, специального оборудования мастерских, комнат для досуговых занятий, средств передвижения детейинвалидов. Поэтому детские учреждения культуры выполняют эту функцию главным образом по линии шефства над детскими домами, школамиинтернатами, а также оказывают индивидуальную помощь детяминвалидам.Теория культурновоспитательной деятельности с подростками изучает закономерности формирования всесторонне развитой личности в специфических условиях досуга применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия. Опираясь на общую теорию воспитания, культурновоспитательная деятельность решает задачи воспитания посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения их в деятельность по созданию культурных ценностей в коллективах технического и художественного творчества.Ее базовыми понятиями являются: культура, досуг, воспитание, образование, просвещение и другие. Учитывая то, что существует множество определений этих понятий, остановимся кратко на сущности некоторых из них.Под культурой понимается социальнопрогрессивная деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, т. е. создание ценностей, норм, знаковых систем, освоение культурного наследия, направленное на духовное обогащение личности.Досуг это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека . Слово «досуг» появилось в глубокой древности. О нем упоминает в своих трудах Аристотель. В России этот термин известен с XVв. Но его значение здесь несколько иное.Само слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный. Идентичное досугу понятие свободного времени начинает употребляться в XIXв., а его изучение начинается с XXв. Важнейшие функции свободного времени отдых, развитие и реализация способностей и дарований человека. Эти функции осуществляются в различных видах деятельности, которые можно объединить в две основные группы:1) образование и общественная работа;2) досуг (отдых, развлечение, укрепление здоровьяи физическое развитие, межличностное и групповое общение и т. п.).В России до начала ХХ в. сфера культурного досуга населения была развита слабо. Действовали немногочисленные добровольные просветительные общества. Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также незначительной части населения. Лишь библиотеки, по сравнению с другими учреждениями сферы досуга, получили значительное развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах. В первые годы советской власти развернулась просветительная деятельность клубов, библиотек, а также профсоюзных, молодежных организаций, ряда добровольных обществ. Главной задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения.В кон. 20х в 30е гг. произошло обособление учреждений искусств, физкультуры и спорта и культурнопросветительных (клубы, библиотеки). Создавалась сеть здравниц и других учреждений длительного отдыха людей. Наряду с просветительной деятельностьювсе большее значение приобретали и другие виды досуга, особенно художественная самодеятельность. В годы Великой Отечественной войны учреждения сферы досуга вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма. В послевоенные годы сеть учреждений сферы досуга расширялась; одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоятельные системы кинотеатры, библиотеки, народные музеи, детские внешкольные учреждения. Были созданы народные университеты. Основным типом учреждений досуга стали государственные и профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. Организацией досуга стали заниматься также массовые общественные организации, прежде всего молодежные, творческие союзы и различные добровольные общества, парки культуры и отдыха.Досуговые занятия тесно связаны с образованием, общественной работой и служат не только выполнению своих функций отдыху и восстановлению сил, но и развитию человека. Одновременно чтение книг, журналов, газет, просмотр кинофильмов и телепередач имеют и досуговую функцию, служат отдыху, восстановлению и развитию ума и способностей. Иными словами, чем выше культура досуга, тем более она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. В настоящее время люди, особенно молодые, совмещающие работу с учебой или воспитывающие маленьких детей, ощущают острый недостаток свободного времени. Чувствуя это, они пытаются уплотнить время за счет совмещения нескольких занятий, например: завтракают и слушают радио, едут на работу и читаем. Не случайно говорят, что, чем активнее человек, тем больше он успевает, как бы раздвигая жесткие контуры суток. Благодаря уплотнению день может «растягиваться» на три часа. Однако при совмещении многих дел люди теряются в сосредоточенности, глубине восприятия. Порой именно изза этого ощущают некоторую неудовлетворенность от проведения своего досуга. Повысить качество содержательность досуга возможно, но этому мешает неумение человека распорядиться досуговыми часами. Свидетельство тому преобладание пассивных, чисто развлекательных форм отдыха. Вместе с тем все большее число юношей и девушек хотят повысить свою «досуговую квалификацию»: приобщиться к какомуто виду спорта, научиться играть на одном из музыкальных инструментов, фотографировать, танцевать, водить мотоцикл пли автомобиль... Результаты обследований подтверждают: чем большим числом занятий владеет в свободное время человек, тем более он удовлетворен своим досугом. Из этого легко сделать вывод: чем лучше культурнодосуговые учреждении будут удовлетворять потребности людей в самих разнообразных занятиях, тем выше станет качество их досуга.Для того чтобы повысить качество досуга, необходимы встречные усилия учреждений культуры и человека. Более того, диалектика данного процесса такова, что вместе с дальнейшим увеличением времени досуга, улучшением условий и возможностей его проведения будет повышаться личная ответственность за использование этих возможностей, за культуру досуга.Функциональное назначение досуга состоит в восстановлении и развитии физических и духовных сил человека. Его структура многогранна. Существуют 500 видов досуга. Однако удовлетворяется всего лишь несколько десятков. Российские ученые сводят все виды досуга к шести видам: отдых и движение, развлечение, творчество, просвещение, созерцание, праздник. Харьковские ученые ограничиваются четырьмя видами: создание культурных ценностей, потребление духовных ценностей, отдых и развлечение, самообразование. Как показывает практика, люди сегодня отдают предпочтение домашнему досугу, т. е. идет процесс одомашнивания досуга, досугу на природе, и только третье место занимает отдых в учреждениях культуры. Из форм отдыха особой популярностью у детей пользуются игры и развлечения, у подростков дискотеки и клубы по интересам. Как показывают статистические данные и социологические исследования, учащиеся имеют много свободного времени. Так, 180 дней составляют каникулы, 100 дней свободное время после занятий. Однако используется это время нерационально. Например, 83% свободного времени занимают зрительскослушательские мероприятия. Причем проходят они после уроков, когда учащиеся устали и их внимание рассеивается.Итак, досуг это частьвнерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научнотехническое любительское творчество, художественноэстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.Досуг возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринуждённой беседой. При активном отдыхе не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.). Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр художественных кинофильмов, посещение концертов и театр, представлении, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном человек в какойто мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъём и получает возможность открытого выражения своих чувств.Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в учебных заведениях, не дает каких либо формальных прав на занятие определённой должности, продолжение образования и т.п. К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно популярных и документальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например, слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Свободное время создаёт человеку возможность заниматься непрофессиональным творчеством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия различными видами искусства, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их создателя.Творчество самый свободный вид деятельности. Оно отличается своей самоцель и самоценностью. Творчество уже не служит подготовкой к чемуто высшему: оно само есть наиболее ценный и вместе с тем наиболее естественный, органичный для человека вид деятельности. Человек лишь тогда в полной мере оправдывает свое звание, когда творит. Потребность в творчестве одна из самых глубоких и стойких. Мы загораемся какойто идеей, вынашиваем ее, ищем способы ее воплощения, наконец, осуществляем свой замысел, стремясь к совершенству и красоте исполнения. В этом и состоит творчество. В нем человек выступает как универсальная сила природы, наделенная всеми способностями, которые сформировались в нем в процессе эволюции, и знаниями, которыми наделила его культура. Будучи творцом, человек на новом, более высоком уровне продолжает созидательную работу природы.Основными организационными формами творчества являются клубы, кружки, секции и студии.Клуб добровольное объединение детей и подростков е определенной целью, функционирует на общественных началах. Возглавляет клуб общественный совет самоуправления.Кружок или секция объединение детей и подростков по интересам, возглавляемое руководителемпрофессионалом. Как правило, кружки и секции функционируют на платной основе, поэтому ответственность за его деятельность несет руководитель. Бюро или староста кружка, секции оказывает помощь руководителю.Студия специфическое учебное заведение, в котором дети и подростки получают соответствующее образование в том или ином виде творчества. Студии функционируют на платной основе поопределенному учебному плану и программам, которые реализуют педагоги –предметники.Таким образом, досуг –свободное время, оставшееся после выполнения профессиональноролевых обязанностей. Один из важнейших параметров, характеризующий качество жизни. Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристскоэкскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы досуга зависят от экономики, уровня развития культуры.Под досугом как одним из направлений культурно –досуговой деятельности понимается деятельность, организованная в специфических условиях применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия и направленная на формирование всесторонне развитой личности.

Ссылки на источники1.Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ –начала ХХ вв. Монография. Ставрополь: СКСИ Пятигорск: РИАКМВ, 2006. 216 c.2.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.3.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. –Л., 1977.4.Культура досуга. М., 1982.5.Там же.6.Поварницына Л.А, Психологический анализ трудностей общения.М., 1987.7.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? –М., 2006.8.Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. –М., 1966.9.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.