Биографии Характеристики Анализ

Роль общения в психической жизни человека эссе. · управление деятельностью и т.д

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

  1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
  2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
  3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с человеком.

Место и роль общения в жизни человека

Общение является центральной базовой категорией и проблемой психологической науки и рассматривается ею всесторонне: как потребность и условие жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. Общение можно определить как наиболее широкую категорию для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох.

Так, Конфуций(551-479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения , что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания общения.

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение психологии делового общения предполагает осмысление с позиции сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем.

Немало для психологии межличностного общения дают исследования психологии масс Г.Лебона (1841-1931). Живя в обществе, человек сталкивается с влиянием «толпы» и оказывается участником массовых собраний. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Куртом Левиным (1890-1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг с другом. К заслугам К.Левина относят глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей, изучение таких проблем, как стили руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п.

Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ З.Фрейда (1856-1939) и его последователей. Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека. Влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека. Отсюда проблема «неосознанных побуждений», которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных отношений и общения между собой.

Последователи З.Фрейда, прежде всего А.Адлер, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх, и некоторые другие обосновали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов. Так, А.Адлер (1870-1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, семье, социальных объединениях и т.д. К.Юнг (1875-1961) развил концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

Символический интеракционизм (Т.Мид, А.Роуз, Т.Шибутани и др.), принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или «значимые действия», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонация голоса, жесты, другие движения и действия. Т.Сорбин, Р.Линтон, Э.Гоффман и др. сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов.

Отечественные психологи рассматривают категорию общения в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической теории. С.Л. Рубинштейн (1889-1960) проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики. Психика человека развивается только в процессе взаимодействия с обществом, в процессе его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний, идеальный план (интериоризация).

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Л.С. Выготскому (1896-1934). Он разработал культурно-историческую теорию развития психики и считал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его социальной деятельности и поведения.

Идеи С.Л. Рубинштейна и Л.С.Выготского получили свое творческое развитие в трудах А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой, А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева и др., где речь идет о понимании образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние; мотивации, выражающейся в побуждениях людей, придающей их действиям «направленность, избирательность и стремительность» и т.п. все это имеет прямое отношение к психологии делового общения, как и концепция В.Н. Мясищева о «психических» или «психологических» отношениях между людьми.

Психологические отношения как система осознанных избирательных связей личности с предметами внешнего мира вытекают «из всей истории развития человека», выражают его личный опыт и внутренне определяют действия и переживания. Как элементы психологических отношений характеризуются мотивы деятельности людей, их воля, потребности, интересы, цели и т.д.

Коммуникация – процесс передачи информации, осуществляемый с помощью знаков, речи, символов, предполагающий понимание людьми друг друга.

Взаимодействие – специально организованный процесс, который протекает в соответствии с определенными правилами и нормами (простейшим примером является рукопожатие).

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или « чистое» восприятие.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимном переживании и взаимопонимании. Психологический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитой личностью, был бы до конца жизни обречен, оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе, «дети-маугли», выросшие среди животных, лишь внешне походили на человека, у них не развито было прямохождение, тонкие манипуляции кистью руки, отсутствовала человеческая мимика, наблюдалась общая неразвитость психических процессов и речи.

Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека; наконец общение служит самоопределению личности. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты». Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, институте, на улице. Это так называемая микросреда . Благодаря общению в микросреде и происходящим здесь контактам каждый из нас познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает воздействие макросреды. Макросреда – это общество со своей наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами и т.д. Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа , где протекает жизнь каждого из нас.



Именно в малых группах (семье, группе, на улице), в своей микросреде человек усваивает специфические проявления макросреды: опыт и знания предшествующих и современных поколений. Личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с помощью своего круга общения. Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои мысли и поведение, переживает какие-либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими людьми, лучше узнавая их, каждый человек, так или иначе, участвует в общении.

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связанно с целым рядом причин. Прежде всего, увеличение объема информации в обществе соответственно приводит к возрастанию интенсивности обмена информацией. Все большая специализация работников, занятых в профессиональной деятельности, требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Очень быстро увеличивается число технических средств обмена информацией (интернет, факс, электронная почта, сотовая связь и т.д.). В профессиональной деятельности происходит увеличение числа людей, занятых переговорными процессами. Для профессий типа «человек-человек» одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении.

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Можно выделить следующие аспекты изучения общения:

1. информационно-коммуникативный - общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией;

2. интеракционный – общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации;

3. гносеологический– человек выступает как субъект и объект социального познания;

4. аксиологический– изучение общения как процесса обмена ценностями;

5. нормативный– выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения;

6. семиотический– общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой;

7. социально-практический– аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, умениями и навыками.

4.3. Понятие общения в психологии

Значение общения в жизни человека Подходы к пониманию общения в психологии.

Основной вопрос: как теоретически описать общение? Как объяснить связь общения и деятельности?

Значение общения в жизни человека

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того,что и как он делает, мы должны исследовать также и то,с кем и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. «Отдельный человек, - писал Л.Фейербах, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вме­сте с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому писателю и мыслителю А.де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Подходы к пониманию общения в психологии

В отечественной психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения с деятельностью констатируется исследователями. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

Наконец, общение можно понимать как особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность, выступающую самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например у младенцев, дошкольников, подростков.

В психологии признается целесообразным широкое понимание связи деятельности и общения: общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет исследователям ставить вопрос о том, что именно в деятельности может создавать общение. Известный социальный психолог Г.М.Андреева так отвечает на этот вопрос:посредством общения деятельность организуется и развивается.

Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснения специфики ее объекта и возможностей каждого из участников. Включение участников в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» их деятельностей. Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря функции воздействия, в которой и проявляется связь общения с деятельностью. Таким образом, делает вывод Г.М.Андреева, деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Социальная психология как раз и исследует, как реально осуществляются эти процессы.

В психологии установлено, что общение представляет собой сложный и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны:коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти стороны общения определяются качестве функций, которые общение реализует в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная, сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации общения в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение Б.Д.Парыгина, указывающее на основные стороны (функции) общения.Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Каково значение общения, его роль в жизни человека?

★Сереброва★

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений... ". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения".
Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Http://www.referat.ru/referats/view/13337

Какое значение имеет в нашей жизни общение?

Весёлый роджер

Обще́ние - обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
ЭТО НЕ ОТЪЕМЛИМАЯ И ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ДАЖЕ ЖИВОТНЫХ
Особый вид общения - коммуникационная деятельность - это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала. Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться «обратная связь», то есть процесс с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.
В процедуре общения выделяют следующие этапы.
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Составные элементы общения:
* Сообщение
* Разговор
* Раппорт
* Точка зрения
* Комплименты
Средства общения:
* Речь
* Язык
* Невербальное общение
* Фраза
* Эмоции
Виды общения:
* Человеко-центрированный подход
* Обман
* Убеждение
* Отношения между мужчиной и женщиной
Понятие «общение» разрабатывалось многими исследователями: философами, социологами, психологами, педагогами и имеет разнообразные трактовки. В широком смысле «общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом действиями, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» .
Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому. В типичной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.
Значение психотерапевтического воздействия общения хорошо известно. Иногда его ценность превосходит все другие методы лечения. Поэтому общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности медицинского работника. Навыки общения необходимы ему для наиболее продуктивного взаимодействия с пациентом, его семьей, коллегами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.
Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45-50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования – у 80-85% больных. Лишь у 15-20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование
Для того чтобы процесс взаимодействия пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо познать его социально-психологические и медико-социологические основы.
Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями

Деятельность общения и речевая деятельность, речевая ситуация и ее компоненты, виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.

    Деятельность общения и речевая деятельность.

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо.

В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение».

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие, обучающиеся и т.д.), как и члены семьи, группы друзей постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают связь между собой в виде определенных отношений. Даже если человек трудится в одиночку, он не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы в значительной мере созданы другими и переданы ему социальной традицией. Его формы мышления, его знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, составляя часть опосредованного общения, не менее необходимого, чем непосредственное.

Мы рассмотрим виды и формы общения с учетом той важной роли, которую играет общение в жизни человека.

Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении осуществляется и воздействие на коллектив , в общении оформляются и черты личности.

Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество».

Общаются, как известно, и животные. Люди, в отличие от них, наследуют приемы общения не биологическим (генным) путем, а через подражание и обучение: наши коммуникативные возможности не являются частью биологической природы человека, его «натуры» - они составляют важную часть культуры или традиции, имеют социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Известны случаи воспитания человеческих детенышей животными (15- волками, 5- медведями, 1- павианами, 1 – леопардами, 1 – овцой и др.). Естественно, во всех случаях дети не имели ни человеческой речи ни навыков человеческого общения. Все они демонстрировали животное поведение.

Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения (дружеские и официальные встречи, визиты, приемы, вечеринки, пикники, семейные праздники и т.д.).

Деятельность общения опирается в своей основе на речевую деятельность. Механизмы возникновения речи изучаются специальной дисциплиной – психолингвистикой. Рассмотрение круга ее проблем не является нашей специальной задачей, поэтому ограничимся для понимания поставленной проблемы схематичным рассмотрением процессов перехода мыслительной деятельности в речевую.

Для того, что бы заговорить человеку (в норме) нужен мотив или группа мотивов (мотивационный этап), затем осуществляется приспособление к обстановке (афферентация), учитываются возможные последствия. На третьем этапе речевое намерение превращается в речевую деятельность. В процессе подготовительных этапов осуществляется выбор языка, учитывается уровень усвоения языка, происходит ориентация на систему и норму. Важен также учет действия функционально-стилевого фактора, эмоциональности, индивидуальных особенностей говорящего – тяги к стереотипам или новообразованиям и т.д.

В результате реализации речевого намерения возникают условия для речевой ситуации.

    Речевая ситуация и ее компоненты

Компонентами речевой ситуации выступают: адресант (инициатор общения), адресат (пользователь информации), наблюдатель (случайный участник процесса коммуникации, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта (слуховой, зрительный или их совокупность), код общения (вариант языковой системы, используемый говорящим), условия общения, включающие в себя также и средства связи.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

студентки 4 курса гуманитарного факультета

Учебная дисциплина: "Общая психология"

Тема: " РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ"

"Защищен" "Оценка"

______________________

Одесса-2008 г.

План

Введение. 3

1. Роль общения в формировании личности. 4

1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека. 4

1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми. 7

Заключение. 10

Литература. 11

Введение

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень разнообразны. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обменивались информацией, накапливали, сохраняли ее. Благодаря такому общению люди имеют современные научные и житейские знания.

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Те свойства личности, которые со временем проявятся у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает взрослый человек, изначально присущи людям, с которыми этот ребенок или этот взрослый человек лично общаются.

Цель данной работы – рассмотреть, каким образом общение человека с окружающими сказывается на его психологическом развитии.

1. Роль общения в формировании личности

1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека

С рождения у ребенка никаких способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими (взрослыми) людьми, то это в значительной степени задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Широко известны случаи, описанные в научной и другой литературе, свидетельствующие о том, что будучи лишенным возможности общения с людьми, человек или не развивается психологически вообще (случаи обнаружения детей среди зверей), или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, т.е. фактически возвращается к животноподобному образу жизни. Наиболее известный из этих случаев произошел в начале ХХ века в Индии, где в логове волков были обнаружены два ребенка, оказавшиеся среди животных. Девочка 3-х лет и мальчик 7 лет не были приспособлены к человеческому образу жизни.

Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных процессов.

Строго говоря, ни одна из человеческих способностей не может возникнуть вне общения данного человека с людьми. Окружающие люди, во-первых, являются единственными носителями способностей, которые осваиваются людьми. Во-вторых, взаимодействие с этими людьми необходимо человеку для того, чтобы он мог усвоить эти способности. В-третьих, речь идет не просто о взаимодействии как таковом, а об организованном, учебно-развивающем общении. В-четвертых, процесс развития способностей необходимо контролировать и оценивать, а это также делается в непосредственном общении того, у кого эти способности формируются, с теми, кто эти способности формирует.

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребенок, овладевая членораздельной речью легко произносит первые созвучия "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Взрослый соотносит эти созвучия с конкретными лицами – матерью, отцом, бабушкой, что способствует закреплению у ребенка связи каждого из этих созвучий с конкретным лицом из его ближайшего окружения ("это баба").

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия с окружающими.

Одновременно развивается и невербальная коммуникация: мимика, жесты, интонационное разнообразие речи. Формируются обратные связи в процессе коммуникации – ребенок научается дешифровать выражение лица собеседника, улавливать одобрение или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего и усиливающего слово взрослого человека. Все это позволяет ему корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в обществе.

В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Так в раннем детстве, черты характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние общение ребенка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

Воля также развивается под воздействием общения с другими людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и желанием добиться цели, которые сознательно направляются взрослым человеком и стимулируют ребенка на преодоление препятствий. Для того, чтобы повторить связанные с этими стимулами приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом организованное общение взрослых с ребенком становится фактором, под воздействием которого развивается воля ребенка.

Чувства, проявляемые в межличностном общении, формируются и развиваются под влиянием общения с людьми. Другие виды чувств также находятся под влиянием общения с другими людьми. Так, например, эстетические чувства человеку сообщают другие люди, понимающие прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.

Мотивы и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения можно представить себе следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения.

Таким образом, человек как личность во всех ее существенных проявлениях формируется и развивается в процессе общения с людьми.

1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми

Зависимость психологического развития человека как личности зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недоразвитие чувств.

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с 3-х летнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

Став взрослым, человек продолжает развиваться в речевом плане через общение с людьми и другие источники речевого развития, например, книги, становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии.

Если человек испытывает дефицит общения с другими людьми, у него не могут в достаточной степени развиться коммуникативные навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных с человеческой культурой, а так же вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка.

Что касается слабого развития интеллекта, то оно выступает как результат дефицита общения человека с людьми по следующим причинам. Во-первых, по причине слабого развития речи, во-вторых, по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом. В начале своего развития дети, играя вместе с другими детьми или людьми или занимаясь вместе с ними какими-либо делами, решают совместно, в непосредственном общении разнообразные задачи. Взрослые люди и более опытные партнеры по совместной деятельности демонстрируют ребенку способы решения задач, объясняют их и помогают овладеть ими. Ребенок развивает свой интеллект не только подражая другим людям, но и под их руководством, что исключено, в случае отсутствия активного общения. Примерно то же самое характеризует и интеллектуальное развитие взрослых людей.

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

  1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
  2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
  3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с человеком.

1.Вступление.

2.Осноная часть:

а) средства общения;

б) умение правильно общаться;

в) слова великих людей об общении;

г) функция общения.

3. Заключение

Какова роль общения в жизни человека? Что мы понимаем под этим понятием?

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе, общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Цель общения отвечает на вопрос: «Ради чего существо вступает в акт общения?». Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том

случае, если субъектами общения являются люди. Средства общения: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Умеете ли вы ОБЩАТЬСЯ?

Уверена, что все скажут: « Да, конечно ». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное: “Привет! - Пока!”. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли.

Им вполне достаточно видеть друг друга. Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы. Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник- Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы, не хуже ли были мы диких зверей..."

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: "...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...". Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?

Как известно, необходимость общения обусловливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. Что касается сферы духовной жизни, то здесь центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Психолог и социолог И.С. Кон пишет, что "люди неизменно считают подлинную дружбу редкой и расцвет ее, как правило, относят к прошлому". Эта своего рода тоска по настоящей дружбе, по искренности общения в прошлом является преувеличенной. Ведь в наше время можно наблюдать множество проявлений подлинной дружбы людей, их искренности и самопожертвования. Ярким примером могут служить проявления дружбы в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Но и сейчас трудно себе представить человека, не испытывающего дружеских чувств к близким людям, к товарищам по профессии, по общим склонностям, интересам, устремлениям.

Может показаться, что с понятием общения, хорошо известным каждому, особых проблем не возникает. Вроде бы все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и иных общих интересов.

Элементарная функция общения - достижение взаимоотношения, причем для начала - на самом внешнем, предварительном, формальном уровне. Казалось бы, что может быть проще! Улыбка, рукопожатие, одобрительный кивок, приветственный жест... Но уже на этом простейшем уровне возможны самые непредвиденные и досадные недоразумения. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пользуются рукопожатием. Лапландцы трутся носами. Самоанцы обнюхивают друг друга. Латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку.

Вступая в контакты с другими людьми, мы далеко не всегда сознаем, что пользуемся при этом знаками - единицами условного кода, языка, дошедшего до нас из глубоких веков, коммуникативного орудия, тысячелетиями создававшегося огромными творческими коллективами - народами и расами. Элементарные языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже от семьи к семье. Отсюда ясно, насколько универсален этот источник взаимного понимания или, напротив, непонимания людей.

Но если так обстоит дело в сфере самых элементарных коммуникативных навыков, то насколько же велика возможность взаимного непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных мотивов, сплав мыслей, настроений и чувств, которыми один человек обменивается в процессе общения с другими!

Потребности современного общества, его духовной и материальной сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика, идеология и др.

Какова же исходная точка любого общения, рождающего взаимопонимания или, напротив, непонимание, неприятие? Может быть, это - встреча, рукопожатие, приветствие, знакомство? Все вроде бы ясно. Чтобы вступить в общение, людям надо для начала увидеть друг друга, встретиться. Как же иначе?

Мы видим, что роль общения в жизни человека огромна! Невозможно представить не дня без общения. Оно необходимо человеку как воздух!

Список использованной литературы:

1 . Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996, с.56.

2 . Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976, с.125.

3 . Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994, с.231.

4 . Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. МГУ, 1987,с.75.

5 . Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988,с.121.

6 . Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга - М.: Знание, 1986,с.54.

7 . Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общение. - М.: Знание, 1990,с.287-288.

8 . Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986,

9 . Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,197,с.90