Биографии Характеристики Анализ

Социальные, биологические и духовные потребности человека. Сонник: к чему снится Слива

Добрый день. Конкретный персонаж из реальной жизни непричем. Это просто образ. Смысл сновидения в том, что сновидица ждет новых отношений. Хотя и понимает, что эти отношения будут несерьезными, что они будут по-детски наивными (мишка) и приведут к расставанию (желтые розы). Тогда зачем такие отношения? Зачем флирт и поиски претендента среди той группы людей, в которой приходится вращаться сновидице. Для статуса? Глупо. С уважением, Desdichado.

Сонник - Умерший друг

В данном случае, мне кажется, умерший Друг является символом духовной сферы, а Ребёнок - символом внутреннего ребёнка Сновидца, неизвестные Люди - преобладающая и пока ещё неосознанная людская эмоциональная сфера. Неизвестный Дом - это внутреннее самоощущение и понимание себя Сновидца, то есть, не знание себя с эмоциональной стороны. Умерший Друг подходит и говорит, что любит Сновидца с присутствием такт/контакта - это явление во сне говорит о том, что Сновидец и его друг не допонимали друг друга, были совершенно разными, что неосознанно сближало их и притягивало друг к другу. И сон о том, что пришло время понять Ту самую сферу, которая и сближает людей - это глубокое таинство эмоциональной сферы. Сновидец наяву взрослеет и задаётся вопросами, кто я, что Я среди людей, и кто есть Люди. Если самоосознание пройдёт успешно, неизвестные Дома перестанут сниться Сновидцу, либо Сон - совершенно прямой.

Толкование снов из Сонника Дома Солнца

Э то было неизбежно.

Мне бы хотелось легко и весело уйти от разговора, но затем удар попал в цель.

Паника. Разочарование. Отвращение к себе.

«Почему ты это сказала? Что о тебе должны подумать! Ты всегда говоришь такие глупости. Они, наверное, всем своим знакомым расскажут, какая ты идиотка!»

Эти ужасные мысли наполняют моё сердце, в то время как радость, что я испытывала моментом раннее, медленно тает в густом облаке депрессии, которое надвигается на меня.

По-правде говоря, никто кроме меня самой не был виноват в моей жуткой неуверенности. Я как бы подпитываю эти мысли, посылаю отчаянные сообщения с извинениями за всё, что я когда-либо наговорила. Я была токсичным другом.

Однако, был ещё один момент в моей жизни, который способствовал битве, происходившей у меня в голове.

Другие токсичные люди, которых я допустила в своё ближайшее окружение. Токсичные люди зачастую притягивают таких же токсичных людей!

Круг моих близких людей был полон теми, кто питал весь это негатив своими осуждениями, пессимизмом и сплетнями. И я всё это принимала.

Я выслушивала их осуждающие суждения, пессимистические взгляды и сплетни, и затем жила в страхе, что однажды я сама стану главной темой подобных разговоров.

Мой страх был так реалистичен, что я почти чувствовала осуждение в их глазах.

Это то, что происходит, когда мы окружаем себя токсично-ядовитыми людьми!

И верным является то, что однажды те, кто приносит сплетни вам, станет распространять сплетни о вас.

Итак, как же понять, являемся мы сами ядовитыми друзьями, или у нас есть такие люди в круге общения? Сегодня я поделюсь с вами признаками токсичной дружбы.

9 Признаков токсичной дружбы

1. Ваш друг требует вашего доверия.

Проще говоря, доверие нельзя требовать, несмотря на должность или звание. Доверие нужно заслужить. Кто-то может уважительно относиться к должности, не уважая человека, занимающего эту должность, но это уважение не предусматривает наличие доверия. Доверие зарабатывается, основываясь на способности человека быть надёжным, и друг, требующий вашего доверия, не является надёжным. Здоровый друг никогда не будет требовать от вас доверия.

2. Вы не чувствуете поддержки или вдохновения.

Вызывают ли встречи с друзьями у вас такие чувства как депрессия, пессимизм, чувство унижения или неполноценности, понимания того, что вас используют и вам необходимо обороняться? Как часто вы замечаете, что в этом окружении к вам относятся как к ребёнку? Здоровые дружеские отношения должны нас вдохновлять и созидать. Тип поведения, который оставляет вас с негативными чувствами, должен быть показателем необходимости ввести определённые ограничения, и этот человек не должен быть допущен в круг общения.

3. Ваш друг часто высмеивает других людей.

Насмешки это явный знак токсичности. Человек, который высмеивает других — далеко не лучший кандидат в друзья. Иногда насмешки не всегда легко распознать, так что обращайте внимание на то, как ваш друг отзывается о других людях. С уважение, с почитанием, или пытаясь принизить человека небольшими замечаниями, неуважением, насмешками? Если это так, то этот человек не тот, кому можно доверять.

4. Ваш друг сплетничает.

Помните, что уже было сказано по этому поводу? Тот, кто сплетничает с вами, со временем начинает сплетничать про вас. Остерегайтесь дружбы, которая питается сплетнями, в конечном итоге она разрушится сама. Кроме того, Библия называет сплетни мерзостью. Если ваш друг по-предательски относится к доверительным разговорам или делится с вами информацией, которая, как вы понимаете, не подлежит разглашению, вы на 100% можете быть уверены, что перед вами токсичный друг. Здравомыслящий человек является яростным защитником всех своих друзей… и вас!

5. Ваш друг ревнивец и контролёр.

Есть такая категория людей, которые хотят направить вашу дружбу только на себя, потому что они боятся, что если у вас будут другие друзья, вы непременно отвергнете их. Обычно такие страхи приводят их к ревности и стремлению держать под контролем время, проведённое вами с другими людьми. Даже если кому-то сначала ревность может показаться лестной, она будет расцветать до тех пор, пока не задушит вас своими исключительными правами. Остерегайтесь человека, который хочет чтобы вы стали его эксклюзивным другом. Здравый человек будет поощрять вас строить дружеские отношения с окружающими.

6. Ваш друг занимает оборонительную позицию.

Библия говорит, что истинная дружба похожа на то, как железо точит железо. Это конечно не значит, что дружба должна быть основана на противостоянии. Это нездоровые отношения. Но в каждой дружбе со временем будут возникать противоречия, потому что мы несовершенны. Благословения дружеских конфликтов проявляются в том, что здоровый друг выступает против вас с любовью, в его сердце всегда желание самого лучшего для вас. Если «правда, сказанная с любовью» встречается с оборонительной позицией, причём постоянно, значит это нездоровая дружба. Здравый человек — это тот, кто способен принять то, что ему противостоит, и пройти через это, потому что в нём есть достаточно смирения, чтобы признать своё несовершенство. Ядовитый человек не желает честно признавать свои ошибки, когда ему об этом говорят.

Здесь есть двойственное отношение, оно заключается в том, что зачастую токсичные люди как бы отвергают себя, они будут отпускать шуточки по поводу собственных ошибок, потому что они готовы сделать из себя мишень для своих шуток, но их ядовитость становится очевидной тогда, когда кто-то другой указывает им на ошибки, и наталкивается на позицию самозащиты.

7. Ваш друг должен всегда быть прав.

Если ваш друг не оставляет ни малейшего шанса на ошибку, это не тот человек, в окружении которого вы хотите проводить много времени. Мы все знаем, что никто не может быть всегда на 100% прав, но ядовитый человек не оставляет места для ошибки в своей жизни, потому что признание собственной неправоты потребует от него признания, что кто-то другой может быть лучше, чем он сам. Это неприемлемо, потому что токсичный человек должен всегда быть самым лучшим.

Подписывайтесь:

8. Ваш друг лжет.

Очевидно, вы не можете доверять тому, кто обманывает. И если ваш друг обманывает, он не заслуживает доверия. Ядовитый человек будет часто обманывать так, чтобы не проявить несовершенство — как уже говорилось ранее, он всегда должен быть самым лучшим. Поэтому он будет частенько покрывать свои ошибки ложью. Этому человеку нет места в вашем ближнем окружении.

9. Ваш друг говорит только о собственных проблемах.

Если ваш друг не проявляет в разговорах интереса о вас или не старается получше вас узнать, это не тот человек, в которого вам стоит вкладываться. Токсичный человек всегда готов к тем, кто вкладывается в него, в его мечты, видение, амбиции, но когда наступает время для ответного действия, он внезапно самоустраняется. Если ваш друг или пренебрегает вашими интересами, или подозрительно исчезает, когда приходит время вложиться в вас, ваши мечты, видение и амбиции, пора пересмотреть такую дружбу.

Теория потребностей человека - Пирамида потребностей человека по Маслоу

Выделяют 5 основных потребностей человека (по теории А. Маслоу):

    • Физиологические потребности (пища, вода, тепло, кров, секс, сон, здоровье, чистота).
    • Потребность в безопасности и защите (в том числе стабильность).
    • Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности и поддержке. В данном случае речь идет о партнере, семье, друзьях, интимности и привязанности.
    • Потребность в уважении и признании (самоуважении, самооценке, уверенности, престиже, славе, признании достоинств).
    • Потребность в самовыражении (реализации своих способностей и талантов).


Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,- стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

В основании этой пирамиды лежат так называемые базовые потребности. Это физиологические потребности, и потребность в безопасности.

Физиологические: потребность в пище, воде, сексуальном удовлетворении, и т.д. Если по каким-либо причинам невозможно удовлетворить их, человек не может больше ни о чем думать, не может переходить к удовлетворению других, более высших в иерархии потребностей. Наверное, все сталкивались с ощущением сильного голода, которое мешает делать или даже думать о чем-либо другом. Очень красноречиво это описывал В. Франкл в книге «Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере». О том, как люди, живущие в постоянном страхе, тревоге за себя и своих близких, ни о чем другом, кроме еды, не могли говорить. Они говорили о пище в любой момент отдыха, а работа была очень тяжелой, описывали блюда, которые когда-то готовили, рассказывали про рестораны, которые посещали. Одна из самых главных потребностей, гарантирующая жизнь, потребность в пище, у них не была удовлетворена, и поэтому заявляла о себе постоянно.

Когда же физиологические потребности удовлетворены, человек перестает о них думать, забывает на какое-то время, пока организм не подаст очередной знак. Тогда можно переключить свое внимание на удовлетворение других потребностей. Конечно, мы научились воздерживаться, терпеть какое-то время. Но лишь какое-то время, пока дискомфорт не станет очень сильным.

Следующая ступень потребностей – потребность в безопасности . Очень трудно реализовывать любые свои планы, мечты, работать, развиваться, не чувствуя себя в безопасности. Если эта потребность не удовлетворена, человек организовывает всю свою деятельность (иногда на какое-то время пренебрегая даже физиологическими потребностями) на то, чтобы сделать свою жизнь более безопасной. Угрозой для безопасности могут служить глобальные катаклизмы, война, болезни, потеря имущества, жилья, а также угроза увольнения с работы. Можно отследить, как в период социальной нестабильности в стране, повышается уровень общей тревожности.

Для сохранения чувства безопасности, мы ищем какие-либо гарантии: страховку, работу с гарантированным социальным пакетом, автомобиль с современными технологиями, обеспечивающими защиту пассажира, изучаем законодательство, надеясь получить защиту от государства и т.д.

Третья и четвертая ступень относятся к зоне психологических потребностей. Если нас не беспокоят неудовлетворенные базовые потребности, а проще говоря, если мы не голодны, не мучаемся жаждой, болезнями, не находимся в зоне военных действий и у нас есть крыша над головой, мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. К ним относятся: чувство значимости, принадлежности к той или иной социальной системе (семья, сообщество, коллектив, социальные связи, общение, привязанность и др.), потребность в уважении, в любви. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить. Мы добиваемся любви, уважения, дружбы, стремимся быть членами группы, коллектива.

Когда эти потребности не удовлетворены, мы остро переживаем отсутствие друзей, семьи, партнера, детей. Нам больше всего на хочется быть принятыми, услышанными, понятыми. Мы ищем, как реализовать такую потребность, пренебрегая, порой, базовыми потребностями, настолько велика мука переживания одиночества.

На этой потребности часто спекулируют секты, преступные группировки. Особенно велико стремление быть в группе у подростков. И поэтому, подросток, часто не задумываясь, подчиняется правилам и законам группы, в которую стремится только для того, чтобы не быть ею отвергнутым.

Следующая ступень – это потребность в признании, самов ыражении , уважении окружающих, признании собственной ценности, стабильной высокой самооценке. Нам важно занимать какое-то значимое социальное положение. Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

Да и нам самим иногда стоит задуматься: на сколько в нашей жизни удовлетворены эти потребности, например в процентном отношении. И, если эти цифры меньше среднестатистических, которые приводит А. Маслоу (85% физиологические, 70% - в безопасности, 50% - в любви, 40% – в уважении и 10% - в самоактуализации), тогда стоит, наверное, задуматься о том, что мы можем в своей жизни изменить.

Нам, как специалистам по продажам удобнее использовать другую классификацию, с помощью которой мы выясним, какие потребности испытывают потенциальные клиенты.

Существует несколько основных потребностей , которые каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Если одно из желаний удовлетворено, человек стремится к удовлетворению следующей потребности.

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других желаний.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни.

Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.

Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.

Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Человек стремится к комфорту в любой ситуации и выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в имидже. Клиент ориентируется на привлекательность и престижность товара.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем деньги.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. На протяжении всей жизни он стремится использовать большинство талантов и способностей. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей


Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.

Пирамида потребностей Маслоувизуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды. Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической стихологии.

Основная мысль теории пирамиды Маслоу:

  • Каждая ступень это уровень потребности.
  • Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.
  • Нельзя удовлетворить вышестоящею потребность не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящею.
  • По мере удовлетворения потребностей – смещаются желания — потребности человека на уровень, ступень, выше.

Описание пирамиды Маслоу:

  1. Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
  2. Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
  3. Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)
  4. Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
  5. Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
  6. Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
  7. Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).

Важное замечание . Очень легко охарактеризовать самую основную потребность, так же легко ее удовлетворить. Ведь любой ответит, что сделать, чтоб человек был сыт. Но по мере роста высоты позиции – ответить, что нужно, чтоб удовлетворить именно эту потребность — становиться все сложнее. К примеру, на ступеньке 4: признание – кому-то нужно завоевать уважение только своих родителей, а кто-то жаждет публичной славы. Уже универсального ответа для каждого не будет.

Спорное, недостатки пирамиды потребностей

В первых, саму пирамиду придумал не господин Абрахамом Маслоу, а маркетинговые компании, обучающие своих сотрудников для повышения продаж. Сам же Маслоу пол жизни посвятил изучению человеческих потребностей. Получается, что это — примитивная схема его трудов.

Она не выдерживает конструктивной критике . Например, человек постящийся (религиозный пост) – противоречит ее концепции.

Это теория , а не аксиома – теории должны быть доказаны, доказывать пирамиду потребностей довольно сложно. Как доказывать — если нет определенного универсального инструмента для каждого человека – «потребомера» (как измерить силу потребности?).

Положительные стороны пирамиды Маслоу

Она очень популярна – изучают повсеместно в вузах. Ее используют как на производстве – для персонала (даже для организация рабочего места работника), в торговле (поиск спроса и предложения), в тренингах ….

Она проста и лаконична – ее используют за неимением более удобной теории потребностей.

Она универсальна – подходить для разных социальных организаций.

Она как прототип – ее переработанные «улучшенные» варианты часто встречаются в разных психологических концепциях.

История создания пирамиды потребностей по Маслоу. Предположительная мысль

Вообще рассматриваю пирамиду – возникло чувство, что где-то это уже видано.

Сам А. Маслоу упоминал, что переход от одной потребности к другой – это жизнь человека (к 50 годам к 7 ступеньке), но, по моему все еще проще:

1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.

3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались.

5 ступень (познание): период «почемучки».

6 ступень (эстетика): отрочество — понимание, что такое хорошо, а что такое плохо.

7 ступень (Я — самоактулизация): подростковый период – максимализм, поиски – зачем я живу.

P.S. Хотел экспериментально подтвердить эту теорию на примере поисковых запросов от яндекса и гугла. Сама идея: чем выше ступенька (и соответствующий запрос) — тем меньше это ищут. Идея, отчасти, удалась (к примеру, слово [Бог] ищут в 1 000 раз меньше чем — [ пииии.. .], вырезал цензурой), но проблема возникла в объективности доказательства.