Биографии Характеристики Анализ

Правление ольги на руси. Сообщение про княгиню ольгу

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.


На самом деле о биографии княгини Ольги говорить можно лишь с натяжкой – об обстоятельствах жизни первой русской правительницы известно очень мало. Сейчас ее принято восхвалять за христианское миссионерство. Но этот факт в то время почти не имел значения для жизни государства, а вот наличие у Ольги хитрости, ума и расчетливой жестокости – имело, и большое.

Князь Игорь и Ольга

Год рождения и происхождение Ольги неизвестны. В качестве ее родины чаще всего называют Псков, но Ольга явно не была славянкой (Ольга (Хельга) – скандинавское имя). Противоречий здесь нет. Вариантов же года рождения – множество, от 893 до 928 года, и все основаны на скудных данных письменных источников.

То же касается происхождения. Наиболее распространенный вариант – Ольга была дочерью малознатных варягов. Более «патриотичная» версия – она происходила из знатного славянского рода, имела местное имя, а скандинавское получила от князя Олега, решившего сделать ее своей невесткой. Существует и предположение, что Олег был отцом Ольги. С ним соседствует версия, что вещий князь сам хотел жениться на умной псковитянке, да отказался от этой идеи из-за огромной разницы в возрасте.

Брак Ольги и Игоря, по наиболее распространенной версии состоялся в 903 году, причем невесте было то ли 10, то ли 12 лет. Но эта версия сплошь и рядом подвергается сомнениям.

Согласно Житию, князь Игорь познакомился с Ольгой случайно, на охоте, стал склонять ее к похоти, но девушка устыдила его. Впоследствии, выбирая невесту, Игорь вспомнил о ней и решил, что лучшей жены ему не найти.

Странно выглядит и принятое многими историками утверждение, что Святослав (будущий князь) был старшим ребенком Ольги. Да, дети более старшего возраста в источниках не упомянуты. Но там редко упоминаются девочки, а уровень детской смертности в те времена легко достигал ¾ от числа рожденных. Так что Святослав легко мог оказаться первым из выживших или даже первым выжившим мальчиком, и иметь полдюжины старших сестер.

Ольга, княгиня Киевская

Но не оспаривается факт, что в 945 году, когда Игоря за жадность , Святослав «едва мог пробросить копье меж конских ушей», то есть был не старше 7-8 лет. Поэтому Ольга стала фактическим правителем русского государства.

Жуткие отмщения древлянам, описанные в «Повести временных лет», почти наверняка являются вымыслом, и тем лучше. Но остается фактом, что Ольга сумела добиться подчинения племенных князей центральной власти – они признали ее авторитет, и на некоторое время междоусобные стычки прекратились. В заслугу киевской княгине следует поставить и налоговую реформу, установившую точные размеры дани, места и сроки ее уплаты – Ольга сделала правильные выводы из судьбы своего мужа.

Фактом является и . Зафиксированы заключенные ею международные торговые договоры (обычно продление уже заключенных мужем, но и это важно), а также визит в Византию (примерно в 955 году). Отношения с этой могущественной империей много значили для Руси, и византийские источники дают Ольге блестящие характеристики.

Княгиня продолжала заниматься внутренней политикой и тогда, когда сын «вошел в возраст». Святослав почти не бывал дома и интересовался только войной. Поэтому Ольга была его соправительницей до самой своей смерти в 968 году.

Крещение княгини Ольги

Святая княгиня Ольга стала первым правителем на Руси, принявшим христианство. За огромные заслуги в деле распространения веры в Христа Церковь признает ее равноапостольной. Крестилась правительница во время пребывания в Византии. Согласно «Повести временных лет» крещение княгини Ольги произошло в Константинополе в 955 году, а крестным отцом ее стал сам император Константин VII Багрянородный (который, по той же «Повести») хотел даже жениться на ней. Вместе с тем, многие историки считают, что на деле крещение произошло в 957 году, а крестил Ольгу император Роман II, сын Константина.

Примечательно, что святая княгиня Ольга почитается не только всеми православными, но и католиками.

Биография

Княгиня Ольга - правительница Древнерусского государства. Жена Игоря Старого и мать Святослава. Приняла христианство и была признана святой. Она известна также своей административной реформой и местью восставшим древлянам.

Ольга - биография (жизнеописание)

Ольга - исторически засвидетельствованная правительница Древнерусского государства. Приняла власть в Киевской Руси после смерти своего мужа, князя , и осуществляла руководство страной до начала самостоятельного правления своего сына князя Святослава (946 - ок. 964 гг.).

Ольга приступила к управлению государством в нелегких условиях борьбы с сепаратизмом племенных князей, стремившихся отложиться от Киева или даже возглавить Русь вместо династии Рюриковичей. Княгиня подавила восстание древлян и провела в стране административную реформу с целью упорядочения взимания дани Киевом с подчиненных племен. Теперь повсюду местные жители сами в назначенное время свозили дань определенного объема («уроки») в специальные пункты - станы и погосты. Здесь же постоянно находились представители великокняжеской администрации. Успешной была и ее внешнеполитическая деятельность. Активные дипломатические отношения с Византией и Германией привели к признанию Руси субъектом международного права, а ее самой - равной другим государям. От системы военный поход - мирный договор Ольга перешла к выстраиванию долгосрочных конструктивных взаимоотношений с другими государствами.

Княгиня Ольга первой из правящих киевских князей приняла христианство задолго до официального крещения Древнерусского государства и впоследствии была признана святой и равноапостольной.

Княжеского рода или дочь перевозчика?

Происхождение великой киевской княгини Ольги в силу противоречивости информации русских источников неоднозначно трактуется исследователями. Житие святой Ольги свидетельствует о ее незнатном происхождении, она проживала в деревне Выбуты недалеко от . И согласно другим источникам она была дочерью простого лодочника. Когда Ольга перевозила через реку Игоря, она так понравилась князю, что он потом решил взять её в жены.

Но вот в Типографской летописи передана версия «от немцев», что Ольга была дочерью князю , а именно он, согласно многим летописям, выбирал жену Игорю. В рассказе Иоакимовской летописи князь Олег подобрал Игорю жену в , из известного рода . Девушку звали Прекраса, в Ольгу ее переименовал сам князь Олег.

Русский ученый Д. И. Иловайский и некоторые болгарские исследователи, основываясь на известиях позднейшей Владимирской летописи, автор которой принял древнерусское название Пскова (Плеснеск) за название болгарской Плиски, предполагали болгарское происхождение Ольги.

Возраст невесты, указанный в летописях, варьировал от 10 до 12 лет, и в связи с этим вызывает недоумение исследователей дата замужества Ольги - 903 г., отмеченная в Повести временных лет. Ее сын, Святослав, появился на свет ок. 942 г., за несколько лет до гибели Игоря. Выходит, Ольга решилась на рождение первого наследника в весьма почтенном для этого возрасте? По всей видимости, замужество Ольги свершилось гораздо позже указанной летописцем даты.

Еще молоденькой девочкой Ольга поразила князя и его окружение своими способностями. «Мудра и смыслена», - писали о ней летописцы. Но в полной мере Ольга как личность впервые заявила о себе уже после гибели князя Игоря.

Роковые загадки древлянам

В 945 г. при попытке второй раз подряд собрать дань с племени древлян киевский князь был жестоко убит. Древляне направили Ольге посольство с предложением ей выйти замуж за их князя Мала. То, что древляне сватали вдову за убийцу ее мужа, вполне соответствовало древним языческим родовым пережиткам. Но это было не просто возмещение потери. Видимо, Мал подобным способом - через женитьбу на Ольге, претендовал на великокняжескую власть.

Однако Ольга не собиралась, ни прощать убийц своего мужа, ни расставаться с единоличной властью. Летописи передают красочное предание о ее четырехкратной мести древлянам. Исследователи давно пришли к выводу, что летописное описание расправы, которую учинила Ольга, показывает ритуальный характер всех ее действий. Фактически послы древлян стали живыми участниками похоронного обряда по самим себе, они не поняли затаенного смысла обращений к ним и просьб Ольги при каждой из мести. Раз за разом княгиня как бы задавала древлянам загадку, не разгадывая которую, они обрекали себя на мучительную смерть. Таким способом летописец хотел показать умственное превосходство и нравственную правоту Ольги в задуманном ею отмщении.

Три мести Ольги

Первая месть Ольги. Послам древлян было предписано прибыть ко двору княгини ни пешими, ни конными, а в ладье. Ладья - традиционный элемент языческого погребального обряда многих народов Северной Европы. Ничего не заподозривших древлянских послов понесли в ладье, сбросили вместе с ней в глубокую яму и засыпали живыми землей.

Вторая месть Ольги. Княгиня заявила древлянам, что она заслуживает более представительное посольство, чем первое, и вскоре новая древлянская делегация появилась при ее дворе. Ольга сказала, что хочет оказать гостям высокие почести и приказала им истопить баню. Когда же древляне зашли в баню, их снаружи заперли и сожгли живьем.

Третья месть Ольги. Княгиня с небольшой дружиной пришла в древлянскую землю и, объявив, что хочет справить тризну на могиле князя Игоря, пригласила на нее «лучших мужей» древлян. Когда последние сильно опьянели, дружинники Ольги иссекли их мечами. Было убито, по данным летописи, 5 тысяч древлян.

Состоялась ли четвертая месть Ольги?

Любопытно, но далеко не все летописи сообщают о самой, пожалуй, знаменитой, четвертой по счету, мести Ольги: сожжение главного города древлян Искоростеня при помощи воробьев и голубей. Ольга с большим войском осадила Искоростень, но взять его так и не смогла. В ходе последовавших переговоров с жителями Искоростеня Ольга предложила им в качестве дани предоставить ей только птиц. Как явствует из текста в Летописце Переяславля Суздальского, она древлянам объяснила, что голуби и воробьи ей нужны для совершения обряда жертвоприношения. Языческие обряды с птицами были обычны в то время для русов.

Эпизод с сожжением Искоростеня отсутствует в Новгородской первой летописи, восходящей к самой древней из летописей - Начальному своду 1090-х гг. Исследователи полагают, что редактор Повести временных лет самостоятельно ввел его в свой текст, чтобы показать окончательную победу Ольги и, главное, объяснить, каким образом была вновь установлена власть Киева над всей землей древлян.

Был ли отвергнут князь Мал?

Как ни парадоксально, но такой вопрос может возникнуть. При описании четырехэтапной мести Ольги летописи молчат о судьбе древлянского князя Мала, так неудачно сватавшегося к вдове Игоря. Нигде не сказано, что он был убит.

Известный исследователь А. А. Шахматов отождествил с древлянским князем Малом упоминавшегося в летописях Малка Любечанина. В записи под 970 г. сказано, что этот Малк был отцом знаменитых Малуши и Добрыни. Малуша была ключницей у Ольги, от Святослава у нее родился будущий великий киевский князь и креститель Руси . Добрыня, согласно летописи, был дядей Владимира и его пестуном.

В историографии гипотеза А. А. Шахматова не была популярна. Казалось, что Мал после бурных событий в 945-946 гг. навсегда должен исчезнуть со страниц русской истории. Но любопытные параллели история с Малом приобретает в рассказе булгарской летописи Гази-Бараджа (1229-1246 гг.). Булгарский летописец описывает перипетии борьбы Ольги с Малом. Войско Ольги одерживает победу, и древлянский князь попадает в плен. Он настолько понравился Ольге, что на какое-то время у них устанавливаются, как бы сейчас сказали, романтические отношения. Проходит время, и Ольга узнает о любовной связи Мала с одной из своих прислужниц «знатного рода», но великодушно отпускает их обоих.

Предвозвестница христианской Руси

И Мал - не единственные из властвующих особ, кто был очарован умом и красотой Ольги. Среди желавших взять ее в жены был даже сам византийский император Константин VII Багрянородный (913-959 гг.).

Повесть временных лет под 955 г. рассказывает о путешествии княгини Ольги в Константинополь. Посольство Ольги имело большое значение для Русского государства. Как пишет Н. Ф. Котляр, впервые в истории Руси ее государь отправился в столицу Византии не во главе войска, а с мирным посольством, с заранее выработанной программой будущих переговоров. Это событие нашло отражение не только в русских источниках, но и во многих византийских и германских хрониках, очень подробно описано в сочинении Константина Багрянородного, называвшегося «О церемониях византийского двора».

Исследователи издавна спорят, было одно посольство или два (946 и 955 гг.), оспаривают и летописную дату 955 г. Известный ученый А. В. Назаренко убедительно доказал, что Ольга совершила одно путешествие к резиденции византийского императора, но оно состоялось в 957 г.

Константин VII, «подивившийся красоте и разуму» русской княгини, предложил ей стать его женой. Ольга ответила императору, что она язычница, но если он хочет, чтобы она крестилась, то крестить он ее должен сам. Император и константинопольский патриарх крестили ее, но Ольга перехитрила греческого царя. Когда Константин, согласно летописному рассказу, вновь предложил ей стать его женой, первая русская христианка ответила, что это уже невозможно: ведь император теперь приходился ей крестным отцом.

Крещение Ольги было проведено в главном храме православного мира - константинопольской Святой Софии. Оно сопровождалось, как пишет А. В. Назаренко, принятием Ольги в византийскую идеальную «семью государей» в высоком ранге «дочери» императора.

Дипломатия Ольги: игра на противоречиях

Многие исследователи полагают, что церковные цели (личное крещение и переговоры об учреждении церковной организации на территории Руси) были не единственными при визите Ольги в Константинополь. Более того, крупным историком русской православной церкви Е. Е. Голубинским высказывалось мнение о том, что Ольга была крещена в Киеве еще до ее византийской поездки. Некоторые исследователи предполагают, что Ольга ко времени визита уже приняла первичное крещение - оглашение, поскольку среди ее свиты византийские источники упоминают священника Григория.

Среди возможных политических целей посольства Ольги историки называют следующие:

  • Получение от императора королевского (цесарского) титула, чему должно было способствовать ее торжественное крещение в Софийском соборе. Судя по молчанию источников, эта цель, если и ставилась, не была достигнута;
  • Заключение династического брака. Возможно, Ольга предложила обручить юного Святослава с одной из дочерей императора. В сочинении «О церемониях» упоминается, что Святослав был в составе посольства, но из другого произведения Константина Багрянородного «Об управлении империей» можно понять, как пишет Н. Ф. Котляр, что Ольге было решительно отказано;
  • Пересмотр условий не очень выгодного русско-византийского договора 945 г., заключенного при князе Игоре.

Вероятно, политическое соглашение с Константинополем было достигнуто, поскольку до прихода к власти Святослава (964 г.) в источниках содержатся упоминания об участии русских отрядов в составе византийских войск, воюющих с арабами.

Ольга была, видимо, недовольна результатами переговоров с Константинополем. Этим и объясняется посещение ее послами в 959 г. германского короля Оттона I. По сообщениям германских хроник послы «королевы русов» просили короля «прислать их народу епископа и священников». Оттон I назначил миссийного епископа Адальберта на Русь, но его деятельность оказалась неудачной. Все исследователи рассматривают обращение Ольги к германскому королю, как средство политического давления на Византию. Видимо, этот прием оказался удачным: выросло напряжение в византийско-германских отношениях и правительство нового византийского императора Романа II предпочло нормализовать отношения с Киевом.

Внешняя политика княгини Ольги была вполне успешной. Влиятельные страны искали союза с Русью как с равной себе. Ольга стремилась обеспечить конструктивный взаимовыгодный мир, прежде всего, с Византией на долгие годы. Как считают исследователи, так, вероятно, и было бы, если бы в 964 г. власть у постаревшей Ольги не принял князь Святослав.

Подобно «жемчугу в грязи»

У пришедшего к власти Святослава были кардинально иные взгляды не только на христианство (он наотрез отказался от предложения Ольги креститься), но и на внешнеполитическую деятельность. Святослав постоянно пребывал в походах, а постаревшая Ольга проводила время в Киеве в обществе своих внуков.

В 968 г. случилась беда. Пока Святослав находился в походе на Дунае, завоевывая болгарские земли, столицу Руси осадили печенеги. Киевский князь едва успел вернуться домой, чтобы отогнать воинственных степняков. Но уже в следующем, 969 г., Святослав заявил, что хочет вернуться на Дунай. Тяжело недужившая Ольга сказала сыну, что она больна и когда он похоронит ее, то тогда пусть и отправляется, куда захочет. Через три дня, 11 июля 969 г., Ольга умерла.

В летописном рассказе о погребении Ольги имеют большое значение сразу несколько скупо отмеченных авторами источников деталей.

Во-первых, Ольга запретила по себе творить языческую тризну, так как при ней был священник.
Во-вторых, княгиню похоронили на выбранном месте, но не сказано, на каком. Это объясняется тем, что над Ольгой уже не насыпали обычного для местного языческого обряда кургана, а погребли «с землею ровно».
В-третьих, нельзя не обратить внимание на добавление в Новгородской первой летописи (сохранившей наиболее древнюю основу) к летописному рассказу о погребении Ольги выражения «в тайне». Как отмечает Д. С. Лихачев, Новгородская первая летопись рассматривает княгиню Ольгу как тайную христианку.

Рассказ русских летописцев об Ольге проникнут безмерным уважением, огромной теплотой, горячей любовью. Они называют её предвозвестницей для христианской земли. Пишут, что светилась она среди язычников подобно «жемчугу в грязи». Не позднее начала XI в. княгиню Ольгу стали почитать как святую, в XIII в. она была уже официально канонизирована, а в 1547 г. была причислена к лику святой и равноапостольной. Подобной почести были удостоены всего 5 женщин в истории христианства.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала

Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до...

Основателем Древнерусского государства считается Рюрик, он был первым новгородским князем. Именно варяг Рюрик является родоначальником целой династии, правящей на Руси. Как произошло, что именно он стал князем, до конца узнать не удастся. Существует несколько версий, по одной из них, его пригласили править, чтобы предотвратить бесконечные междоусобицы на земле славян и финов. Славяне и варяги были язычниками, они верили в богов воды и земли, в домовых и леших, поклонялись Перуну (богу грома и молний), Сварогу (хозяину вселенной) и другим богам и богиням. Рюрик построил город Новгород и постепенно стал править единолично, расширяя свои земли. Когда он умер, остался его малолетний сын Игорь.

Игорю Рюриковичу было всего 4 года, и был нужен опекун и новый князь. Эту задачу Рюрик возложил на Олега, происхождение которого неясно, предполагают, что он был дальним родственником Рюрика. Известный нам как князь Вещий Олег, он правил Древней Русью с 879 по 912 год. За это время он захватил Киев и увеличил размеры Древнерусского государства. Поэтому иногда он считается его основателем. Князь Олег присоединил к Руси много племен и ходил воевать Константинополь.

После его внезапной смерти вся власть перешла в руки князя Игоря, сына Рюрика. В летописях его называют Игорь Старый. Это был юноша, воспитанный во дворце в Киеве. Он был жестоким воином, варягом по воспитанию. Почти непрерывно он возглавлял военные действия, совершал набеги на соседей, покорял различные племена и облагал их данью. Князь Олег, регент Игоря, подобрал для него невесту, в которую Игорь влюбился. По некоторым источникам ей было 10 или 13 лет, и звали ее красиво – Прекраса. Однако ее переименовали в Ольгу, предполагается потому, что она была родственницей или даже дочерью Вещего Олега. По другой версии она была из рода Гостомысла, что правил до Рюрика. Есть и другие версии ее происхождения.

В историю эта женщина вошла под именем княгини Ольги. Древние свадьбы были чрезвычайно красочными и оригинальными. Для свадебных нарядов использовали красный цвет. Свадьба совершалась по языческому обряду. У князя Игоря были и другие жены, ведь он был язычником, но Ольга всегда была любимой женой. В браке Ольги и Игоря родился сын Святослав, который позднее станет управлять государством. Ольга любила своего варяга.

Князь Игорь во всем полагался на силу, и постоянно боролся за власть. В 945 году он объезжал захваченные земли и собирал дань, получив дань с древлян, он уехал. В дороге он решил, что получил слишком мало, вернулся к древлянам и потребовал новую дань. Древляне были возмущены таким требованием, они взбунтовались, схватили князя Игоря привязали его к согнутым деревьям и отпустили их. Великая княгиня Ольга тяжело переживала смерть мужа. Но именно она стала править Древней Русью после его смерти. Ранее, когда он был в походах, она также управляла государством в его отсутствие. Судя по летописям, Ольга первая женщина – правитель государства Древняя Русь. Она начала военный поход на древлян, уничтожая их поселения, и осадила столицу древлян. Затем потребовала по голубю с каждого двора. А тогда их употребляли в пищу, и никто не заподозрил ничего плохого, посчитав это данью. К ножке каждого голубя привязали подожженную паклю и голуби полетели в свои дома, и столица древлян сгорела.


Князь Святослав


Крещение Ольги

Дважды княгиня Ольга путешествовала в Константинополь. В 957 году она крестилась и стала христианкой, ее крестным отцом был сам император Константин. Правила Ольга Древней Русью с 945 по 962 год. При крещении она приняла имя Елена. Она первая стала строить христианские храмы и распространять христианство на Руси. Ольга пыталась приобщить к христианской вере своего сына Святослава, но он остался язычником и после смерти матери притеснял христиан. Сын Ольги, внук великого Рюрика трагически погиб в засаде печенегов.

Икона святой равноапостольной княгини Ольги


Княгиня Ольга, крещеная Еленой, умерла 11 июля 969 года. Похоронена она по христианскому обычаю, и сын ее не запретил этого. Первая из русских государей она приняла христианство ещё до крещения Древней Руси, это — первая русская святая. Имя княгини Ольги связано с династией Рюриков, с появлением на Руси христианства, это великая женщина стояла у истоков государства и культуры Древней Руси. Народ почитал ее за мудрость и святость. Время правления княгини Ольги наполнено важными событиями: восстановление единства государства, налоговая реформа, административная реформа, каменное строительство городов, укрепление международного авторитета Руси, укрепление связей с Византией и Германией, укрепление княжеской власти. Похоронили эту незаурядную женщину в Киеве.

Ее внук, Великий князь Владимир приказал перенести ее мощи в Новую церковь. Скорее всего, именно во время княжения Владимира (970-988) княгиню Ольгу стали почитать как святую. В 1547 году княгиня Ольга (Елена) была причислена к лику святой равноапостольной. Таких женщин было всего шесть, за всю историю христианства. Кроме Ольги это — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина. Память Великой княгини Ольги отмечается праздником, как у католиков, так и у православных христиан.

24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены . Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения - 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга .

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе - сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения .

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» - на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания .

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа .

Великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге », - повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (917-956 гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (905-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232 г.): «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос ». Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня .

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески:

Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем .

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано:

Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне.

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой взирали на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет » так повествует об этом:

Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают .

Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий хронист писал: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников ». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре умер. На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности », - так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ей церкви. Княгине Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось княгине Ольге.

Святослав разгромил давнего врага Русского государства - Хазарский каганат. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии - восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава , окруженного со своей дружиной огромным греческим войском:

Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!.

Пребывая в Киеве, княгиня Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня Ольга с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню ». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими ». Датой преставления княгини Ольги является 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославичоколо (960-1015 гг.) перенес мощи святых, включая Ольги, в основанную им церковь Богородицы в Киеве.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира - Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги - Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

Тропарь и кондак святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, глас 1

Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую. И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.

————————

Библиотека Русской веры

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест - символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни - храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году. С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

В г. Ульяновске находится единоверческий храм Русской Православной Церкви.

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее житию обращались многие живописцы в своих произведениях, среди них В.К. Сазонов (1789–1870 гг.), Б.А. Чориков (1802–1866 гг.), В.И. Суриков (1848–1916 гг.), Н.А. Бруни (1856–1935 гг.), Н.К. Рерих (1874–1947 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942, гг.) и другие.

Образ святой равноапостольной княгини Ольги в искусстве

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С.Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.