Биографии Характеристики Анализ

Древние европейцы ритуально скармливали зверям павших в бою. Монах-переписчик из Лакруа за работой

Традиционно древнюю историю начинают изучать с цивилизаций Древнего Египта, шумеров, Вавилона. Спору нет, эти цивилизации внесли немалый вклад в развитие человечества. Но параллельно с возникновением и развитием этих цивилизаций на севере, на территории современной России происходили события не менее, а вероятно, даже более важные для мировой истории. Связаны эти события были с древними индоевропейцами, о которых мы и расскажем в данном посте.

Почему индоевропейцы? Ещё в 18 веке европейцы, побывавшие в Индии, заметили явное сходство санскрита с европейскими языками. Санскрит был древним языком, положение которого в Индии напоминало положение латыни в Европе, некоторым текстам на санскрите более 3 тыс. лет. Сходство обнаруживалось не только в языке, но и в традициях, верованиях, так что стало понятно — древние индийцы и древние европейцы имели общих предков.

Последовали больше сотни лет споров и поисков, потраченных на то, чтобы надёжно установить, где же жили древние индоевропейцы, где была их прародина. Возникло немало спекуляций на эту тему. Германские нацисты, например, в своё время объявили, что древние индоевропейцы, или древние арии, жили на территории современной Германии и представляли собой особую высшую расу. Однако исследования показали совсем другую картину.

В глубокой древности индоевропейцы действительно представляли собой один народ. Проживали они сравнительно компактно в бассейне Дона и Волги, на территории современной России. Самая древняя археологическая культура, для которой доказано её индоевропейское происхождение — Самарская. Она относится к 5 тысячелетию до н. э., а ареал её распространения затрагивает территорию современных Самарской, Саратовской и Оренбургской областей. В последующее тысячелетие индоевропейские культуры расширяют свой ареал, на востоке захватывая Урал и казахские степи, а на западе доходя до Днепра. Вплоть до 3-4 тысячелетия до н. э. индоевропейцы представляли собой единую общность.

Кем были древние индоевропейцы? Они были воинственным народом, но при этом имели развитую мифологию и ценили знания. Согласно представлениям современных учёных, общество древних индоевропейцев делилось на три основные группы — жрецов, воинов и тех, кто занимался земледелием и скотоводством. Они поклонялись разным богам, главным из которых был бог грома и молнии (тот самый, который в Древней Руси был известен как Перун, а в Древней Греции как Зевс). Древние индоевропейцы верили в загробную жизнь и существование ада и рая. Также у них был культ героев, о подвигах которых слагали сказания.

Около 5-6 тыс. лет назад индоевропейцы сделали одной из важнейших открытий в истории человечества — изобрели колесо и научились запрягать лошадей в повозки. Это событие перевернуло историю Евразии. Вскоре воинственные индоевропейцы, которые к тому времени уже умели выплавлять медь и бронзу, двинулись по всем направлениям от своей прародины.

Расселение индоевропейцев (красным цветом показано распространение к середине III тыс. до н. э. и оранжевым - к I тыс. до н. э.)

Индоевропейцы разделились. Часть индоевропейцев двинулась в Европу, всё местное население, жившее там, было покорено и ассимилировано (считается, что единственный осколок доиндоевропейской культуры — это небольшой народ басков в Испании). Индоевропейские народы в Европе создали выдающиеся античные цивилизации Древней Греции и Рима, при этом жившие севернее «варвары» — славянские, германские и кельтские племена тоже были индоевропейцами. Часть пришла в Малую Азию (территория современной Турции). Индоевропейский народ хеттов создал мощное царство и первый в истории освоил выплавку железа. Часть индоевропейский племён, на некоторое время задержавшись на Южном Урале, двинулась на юг, придя сначала в Среднюю Азию, а затем в Индию и Иран. Именно эти народы называли себя ариями и самыми первыми записали свои мифы на санскрите. Самые древние «Веды», как считается, были записаны в 16 в. до н. э. Наконец, часть индоевропейских племён двинулась на восток, дойдя до Енисея и обосновавшись в северо-западном Китае. За сравнительно небольшой срок индоевропейцы заняли большую часть Евразии.

Кельтов смело можно назвать ядром формирования практически всех титульных наций центральной Европы. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, племена кельтов концентрировались лишь в восточной части Франции, в примыкающей к ней части Западной Германии, южной Бельгии и северной Гельвеции, или Швейцарии. Но уже в 4-м столетии до нашей эры, кельты начали быстро распространяться по всей европейской части континента.

Они достигли территории современной Польши и Западной Украины. Их набеги хорошо помнят Балканы и Апеннины. Своей свирепостью они произвели огромное впечатление на жителей Иберии (это - нынешнее Испанское королевство), и на саксов, населявших Британские острова. Они достигли территории современной Шотландии, Ирландии, ассимилировались и круто изменили мироощущение населения всех вышеперечисленных территорий.

История возникновения

Кельты – не пришельцы с далеких материков. Это – родственные друг другу племена, которые жили в долине Рейна, в верхнем течении Дуная, в верховьях Сены, Мааса и Луары. Римляне, искренне удивленные их видом и манерами, назвали их галлами. Вот вам и топонимика известных слов: Галльский петух, Галиция, Гельвеция, галит.

А вот слово «кельт» имеет несколько искусственное происхождение. Его предложил Ллойд в 17-м столетии. Лингвист, занимающийся исследованием языковой схожести разных историко-этнографических регионов Великобритании, отметил подобие между ними. Он же дал им название «кельтская группа», которое прижилось, став именем нарицательным для всех этнически однородных народов, еще до нашей эры, «расползшихся» по всей Европе. Южная часть континента экспансии не поддалась, хоть и была изрядно напугана такими пришельцами.

Религия

Кельты – одни из самых известных язычников, сакральные традиции которых сегодня активно восстанавливаются и театрализуются. Кельты имели обширный пантеон божественных существ: Таранис и Езус, Луг и Огмиус, Бригантия и Цернунн. Но единое верховное божество, такое как Зевс, Один, Перун или Юпитер, у них отсутствовало. Его заменило Мировое дерево. В 98% так называли самый раскидистый и мощный Дуб в, близлежащей к поселению кельтов, роще.

Дубу служили жрецы-друиды. Человеческих жертв они избегали, но в случае острой необходимости могли напоить корневую систему головного Дуба людской кровушкой. Жрецы занимались обрядами и культами, образованием детей племени. Кроме того, жрецам принадлежало последнее слово на любом Судилище.

Среднестатистические кельты верили в загробную жизнь, поэтому сопровождали покойников множеством необходимых предметов, от тарелок и оружия до жен и лошадей. А вот у врагов они обычно отрезали головы, потому что считали, что душа человеческая обитает именно в голове. В ходе военных действий они срезали и собирали головы врагов, подвешивая их к седлу. Привезя домой, прибивали над входом в жилище. Самые ценные вражьи головы сохранялись в емкостях, залитых кедровым маслом. В ученых кругах циркулирует мысль про то, что потом эти головы были участниками или предметами религиозных культов.

Общественное устройство

Племена кельтов жили так, как типичные родоплеменные общества с явно выраженным патриархальным характером. Во главе общин стояли жрецы и вожди, постоянно перетягивающие на себя «одеяло» власти. Судовая власть номинально находилась в руках главы клана. Но очень часто он прислушивался к мнению брегонов. Это низшее подразделение жрецов-друидов, которое занималось толкованием законов и следило за соблюдением всех требуемых обрядов.

Мужчины-воины были основой общества кельтских племен. Именно они, отец или старший сын, получали выкуп за дочь, когда она выходила замуж. Кстати, по местным законам она могла делать это не больше 21-го раза. В случае развода, женщины могли забрать все свое имущество.

У кельтов была очень развита система штрафов и выкупов. Например, за убийство одного мужчины, виновник должен был заплатить родственникам «7 рабынь». Живые рабыни были основной денежной единицей кельтов. В крайнем случае, их заменяли коровами. Были штрафы за побои, увечья, за ранения, за убийство из засады или непреднамеренное лишение жизни члена клана. Размер выплат корректировался в зависимости от того, какой статус в обществе занимал пострадавший кельт. Чем он был богаче, тем больше «стоила» убийце его смерть.

Первые кельты жили в землянках, пещерах и, наполовину врытых в землю, шалашах. Позже, они начали строить каменные укрепления – оппидумы. Это – примеры первых европейских крепостей. С развитием цивилизации, они превращались в целые фортификационные города. Занимались кельты-мужчины охотой, войной и рыбалкой. А вот обилие рабов позволило отдельным кланам заняться земледелием, притом довольно эффективным. Кельты отлично овладели мастерством плавки и обработки металла, стойбищным скотоводством и поддерживали торговые отношения с большинством, еще незахваченных европейских народов.

Кельты считаются одними из самых свирепых и жестких воинов европейского континента. Огромное впечатление на противников производили нашествия практически голых людей, выкрашенных в синюю краску и с головами, обмазанными известью. Что бы поразить противников не только видом, а и звуком, они кричали и завывали в специальные трубы, которые назывались карниксами, и были похожи на головы диких животных. На голове у них были шлемы, в которые были воткнуты петушиные перья. Кстати, римляне, впервые увидевшие кельтов на поле боя, именно поэтому и назвали их галлами, то есть петухами.

Разобравшись и установив иерархию в пределах приальпийской территории, кельты громогласно заявили о себе на всю Европу, напав на Массалию за 600-т лет до Христового Рождества. Это - сегодняшний Марсель и бывшая греческая колония. Синие голые люди с татуировками и петушиными перьями на голове, орущие и пахнущие, как львы, медведи или кабаны, производили на противников гнетущее впечатление, сеяли ужас и панику, поэтому легко побеждали.
Через 200 лет, после таких ярких эпизодических наскоков, кельтам удалось захватить Рим. Одновременно с этим событием, восточные группировки кельтов начали продвигаться вдоль Дуная, на Балканский полуостров, к северной части современной Греции. Этим же временем датируется попытка одиозного вождя кельтов, Бренна, разграбить храм Аполлона Дельфийского и отрубить голову статуе Солнечного Бога. Но начавшаяся гроза спугнула суеверных варваров, подарив Дельфам возможность еще пару столетий любоваться своим храмом.

Царь Никомед Первый (281-246 до н.э.), усевшийся на шатком троне Вифинии в Малой Азии, пригласил группу кельтов, буквально 10 тысяч человек, с женами, детьми, коровами и рабынями, переправиться через Босфор и поддержать его в династических войнах. Именно эти десять тысяч наемников стали основой Галатии, государства, четыреста лет просуществовавшего на просторах современной северо-западной Турции.

Таким образом, кельты весьма успешно расселились на материковой части Европы и надежно закрепились на Британских островах и в Ирландии. В тех местах, где им противостояли империи, на манер Римской, миграционный военный маневр не прошел. Поэтому юг Иберии, Апеннинский полуостров и береговая линия Балкан остались, незахваченные варварами. В этих краях им было позволено вести лишь торговые операции и иногда упражняться в искусстве внезапных набегов и первобытных блицкригов.

Своими предками кельтов сегодня считают ирландцы и корнуэльцы, бретонцы и шотландцы, валлийцы, восточные французы, бельгийцы, швейцарцы, коренные жители Богемии и западные немцы.

Фракийцы

Знаменитыми на всю Европу фракийцев сделали два их соплеменника: певец Орфей и бунтарь Спартак. Местом, где сформировался и проживал данный этнос, Ксенофан и Геродот назвали Балканский полуостров. Фракийцы занимали территорию от хребтов Пинда и Динарского нагорья до Старой Планины и Родоп включительно. Они были зафиксированы в западной части Малой Азии, на территории современного турецкого улуса Анатолия. А вот за Карпатскую дугу, этнос, давший миру легендарного музыканта-лирника так и не распространился.
Из-за того, что ныне мертвый язык фракийцев относится к индоевропейской языковой семье, предполагается, что и сами представители древнего народа попали на Балканы из южной Азии. Одной из масштабных остановок предков фракийцев, оставивших там ряд характерных артефактов, была их долговременная стоянка на территории современной Украины. В самом центре государства, в Белогрудовском лесу Черкасской области были найдены тюльпановидные сосуды, черпаки, сельскохозяйственный инвентарь, сделанный из бронзы, но с применением кремниевых вставок.

«Засветившись» в 11-9-м веке до нашей эры на Подольской возвышенности, в междуречье Днепра, Южного Буга и Днестра, предки фракийцев мигрировали за Карпаты, на Балканы, что бы в этой благодатной местности сформироваться в единый этнический монолит.

Религия

Фракийцы были язычниками, верившими в богов-зверей, в богов – укротителей природных стихий. По их представлению, душа умершего человека переселялась в Мир предков и вела там жизнь, аналогичную земной. Что бы облегчить существование соплеменника в ином мире и сохранить его тело от поругания людьми и зверьем, фракийцы строили для своих умерших дольмены, или каменные гробницы. Для более богатых людей создавались настоящие «загробные дворцы». В них была просторная погребальная камера, коридор-дромос и преддверие, в котором потенциальных нарушителей спокойствия тела ждали неприятные сюрпризы, вроде обрушившегося потолка или гнезда со змеями. Для более бедных соплеменников индивидуальные небольшие погребальные камеры рубили в окрестных известняковых или мергелевых скалах.

В период формирования сакральных убеждений происходило чередование значимости женских богинь, отвечающих за плодородие, воду, землю, и мужских образов, представленных богами, повелителями охоты, молний, войн и кузнецов. Периоды зависели от того, чем именно занимались в данный момент фракийцы. Жили на плодородных землях Украины и Балканского полуострова, занимаясь сельским хозяйством, более важными становились женские богини. В периоды переселений и поисков новых земель, когда новые территории приходилось отбивать, на первое место выходили боги-мужчины. Кстати, именно в это время уменьшалась роль жрецов. Но, как только фракийцы находили более-менее стабильное пристанище, жрецы снова набирали силу.

В жертву богам приносились продукты земледелия или результаты охоты, следы человеческих жертвоприношений на сегодняшний день не найдены

Общественный строй

Фракийцы в период до нашей эры - это канонические представители первобытнообщинного строя. Жили они разрозненными племенными группами, с обязательным вождем и главным колдуном. Статус члена сообщества прямо зависел от его богатства, чем больше коней, коров и пищевых запасов имел человек, тем больше к его мнению прислушивались соплеменники. Женщины в правах не ущемлялись. Но, до основного переселения на Балканы среди фракийцев было распространено многоженство, так же зависевшее от статуса «мужа». Чем богаче был мужчина, тем больше жен он мог взять на свое содержание.
Фракийцы активно использовали работу рабов. Невольниками становились как военнопленные, так и проштрафившиеся соплеменники.

К началу нашей эры фракийское общество было поделено на четкие классы: князья, воины, свободные люди, занимающиеся сельским хозяйством, торговлей или ремеслами, и рабы. При особых талантах или удаче наблюдался переход из одной социальной категории в другую.

Поселения фракийцев отличались по географическому признаку. Те народы, которые сгруппировались на территории современной Болгарии, Словакии, окруженные лесами и спрятанные за горными хребтами, строили неукрепленные поселки и считали горные реки, чащи и хребты лучшими элементами фортификации.
Южные фракийцы, жившие на побережье Адриатического, Средиземного, Мраморного и Понтийского моря, вынуждены были защищать свои, открытые всем морским путешественникам, поселения. Поэтому они укрепляли свои населенные пункты и строили примитивные, но эффективные крепости.

Войны с другими народами и миграции

Расцвет фракийского народа пришелся на 1-5-е столетие нашей эры. Фракийских племен насчитывалось больше двухсот, поэтому для удобства изучения, ученые поделили их на четыре региональные группы.

В первую группу входит, собственно, Фракия. Это – историко-культурный регион, который занимает территорию сегодняшней Болгарии и европейской территории Турции. Другой, не менее известный край компактного проживания фракийцев, называется Дакия. Это - земли сегодняшней Румынии. Третья и четвертая область, Мизия и Вифиния, находились рядом, на полуострове Малая Азия, на побережье Мраморного и Понтийского морей, только одна западнее, а другая – на востоке, заканчиваясь у самых хребтов Понтийских гор.
Вскоре после переселения фракийцев на Балканы, начались великие миграции так называемых «народов моря». Это дало шанс им достаточно крепко закрепиться на облюбованном ими участке суши. До пятого века до н.э фракийцы были заняты в основном внутриплеменными конфликтами и попытками объединиться под властью одного вождя, потенциального монарха.
Результатом долгих переговоров и эпизодических войн стало появление Одрисского царства, ставшего самым крупным государством своего времени. Последнее государство фракийцев, образованное до нашей эры – Дакия. Собрал под своим управлением все земли, населенные данным этносом, царь Буребиста. Силой и властью оружия он соединил в единый организм огромную территорию. Сюда входили земли от самого Южного Буга, долины Карпат, вся Болгария, Моравия и Старая Планина.
После того, как Буребиста был убит мятежникаи, объединение продолжил царь Децебал. За это ему всю жизнь пришлось сражаться с римлянами, не хотевшими появления единой Фракии. Император Траян пять лет своей жизни потратил на покорение царства Децебала. После разгрома фракийских войск, царь заколол себя мечем, а римляне превратили Дакию в свою колонию.
Чуть позже, уже в 5-м столетии нашей эры, на земли фракийцев пришли кельты, выбили римлян и образовали собственное царство, галльское, выбрав для столицы город Тилис. Со временем фракийцы успешно ассимилировались со скифами-плугарями, поэтому стали основой для формирования южной ветви славян: болгар, словаков, чехов, югославских народов.

Готы

Пик влияния готов на Европу пришелся на 1-8 век нашей эры. Многие шведские короли и испанские аристократы с гордостью именуют себя потомками одного из самых значительных народов Европы. Формирование самого этноса произошло в юго-восточной части Скандинавского полуострова, еще до нашей эры. Это – территория сегодняшней Швеции. Готский историк аланского происхождения Иордан Кротонский называл это место Скандзой. Отдельной строкой в определении местности, где готы идентифицировались, как народ, считается остров Готланд, узкой стрелой вытянувшийся вдоль побережья Швеции.

История возникновения

В первом веке нашей эры, Бериг, харизматический вождь и северный «Моисей», дал старт всему европейскому процессу «Великого переселения народов». Бериг и верные ему люди, на трех кораблях совершили плаванье через Балтийское море, высадившись на севере современной Польши, в районе Гданьска, Сопота и Гдыни. Эпопея про мотивацию людей, плаванье и первые шаги в Поморье описаны историком Иорданом в труде «Гетика».
Пассажиры трех кораблей дали жизнь трем базовым племенам: лесным тервингам, степным грейтунгам и мощным и агрессивным гепидам. А пока, объединившись, они вытеснили с благодатного Поморья уже освоивших его вандалов и рутов. Союз трех готских племен оформился в так называемую Вольбарскую культуру.
Потесненные руты и вандалы начали смещаться на юг, в еще более комфортное Средиземноморье. Последствия такого глобального переселения ощутила Римская империя. Сами готы, ведомые вождем Филимером, в 6-м веке передвинулись на юг, оккупировав почти всю территорию современной Украины и Румынии, породив уникальную Черняховскую культуру.

Религия

Несмотря на огромное влияние готов на современный этнический европейский пасьянс, точных сведений про религию не сохранилось. Основной источник про них - это работа историка Иордана. А поскольку он был действующим епископом Кротонским, то преднамеренно не уделил никакого внимания сонму богов ранних готов-язычников.
Небольшим, но более достоверным источником считается «Сага про Хервера». В ней упоминается лишь бог баталий, грома и молний – Донар, но не отрицается существование других божественных существ. Служители культа не имели большого влияния на основную массу населения. Жили они отдельно от племени, в лесу Мирквид, среди сказочных и мифических существ. Существует версия, что украинско-румынские мольфары, получили силу и знание именно от своих остготских предков.
Ранние готы сжигали своих покойников, поздние – аккуратно выкладывали в могильники. Рядом с умершими людьми не раз находили металлические украшения, кубки, гребни и керамическую посуду.
Больше информации сохранилось про сакральные предпочтения вестготов. В 4-м столетии вождь Фрайтигерн, видя большую пользу в централизованной религии, заказал у византийского императора Констанция Второго и архиепископа Никомедийского христианского священника.
К вестготскому вождю прибыл священник Вульфил, этнический гот. Именно он помог превратить подданных Фрайтингерна в христиан. Епископ Ульфила составил готский алфавит и, пользуясь им, перевел на родной язык Библию. В 6-м столетии все вестготы, поданные короля Реккареда, перешли в христианство.

Общественное устройство

Могущественный готский народ не имел постоянного лидера, появлялись лишь ситуативные вожди, влияние которых терялось после набега, продвижения или военных действий против неприятеля. В мирное время или эпизодическое затишье весь готский народ был поделен на роды. Во главе каждого стоял свой вождь, ревниво оберегавший авторитет и земельный участок.
Лидеры самых крупных родов могли вступать со своими соплеменниками в вассальные отношения. Одним, сайонам или дружинникам, вожди выдавали оружие. Другие, буцелларии или бояре, получали оружие и пристойные наделы земли. Вожди имели неограниченную власть, а особенно в батальный и, предшествующий ему, период.
Изначально, еще в те времена, когда готы только ступили на польскую землю, вождь выбирался собранием свободных людей. В период с первого по седьмой век, право престолонаследования и выборного права постоянно сменяли одно другого, вызывая нестабильность в обществе, межродовые и внутриродовые дрязги.
Женщины ранних готов имели больше прав, чем те, которыми могли пользоваться дамы 5-8-го столетия. Народ пользовался работой рабов, благо, что войны исправно поставляли бесплатную рабочую силу.

Войны с другими народами и миграции

Основа могущества и экспансии готов была заложена в идеальной военной организации. Основной структурной единицей войска считалась десятка бойцов. Ими управлял декан. Из десятков складывали сотню. Она подчинялась центенарию. Из сотен складывали тысячу, во главе которой стояли милленарии. Но милленарии сами баталий не планировали, а лишь послушно исполняли приказы, исходившие от вождя, лидера, позже короля, или его монархо-заменителя - дуки. В батальных действиях поздние готы охотно заменили пехоту конницей.
Племена готов уже в 3-м веке распались на две части. Во время активного, боевого вытеснения с территории современной Молдовы, тогда Дакии, римлян, великий народ разошелся в разные стороны.

Первая – это восточная ветвь. Они же потомки грейтунгов - людей бескрайних степей, или остготы. Они занялись плотным освоением территории между Днепром и Днестром в границах современной Украины, Приднестровской Молдавии, Придунайской части Румынии и небольшой части современной России, представленной Таманским полуостровом. Историк Геродот, путешествующий по Северному Причерноморью, был удивлен красотой, свободой и военным искусством готских женщин. Своих амазонок, ставших легендой, он «поселил» именно здесь, в междуречье Днепра и Днестра. Со своих позиций готы были потеснены последующими нашествиями гунов.

Вторая ветвь – это наследники тервингов. Они же западные готы или вестготы, которые двинулись на запад.
Вестготы прошли Босфор и попали в Грецию, где отметились разграблением полуострова Халкидики и нападением на Фракию. Побывали в Коринфе и промчались на конях по Афинам. На Балканах, после стычки с вестготами, Марк Аврелий сбежал, оставив земли современной Сербии врагу. Чуть позже готы догнали римлян, и еще раз разбили их армию при Андрианополе. Последним аккордом, перед тем как пройтись победным маршем по всему Апеннинскому побережью, стало разрушение войсками Алариха Рима.
После этого вестстготы в 5 веке н.э. вторгаются в Иберию, Галлисию и везде основывают свои королевства. Дальше им пришлось защищать уже свои земли от воинственных франков, африканских арабов и окрепших войск императора Юстиниана. До 9-го столетия готы полностью ассимилировались с местным населением. От них остались лишь красивые легенды, лингвистические базы ряда современных языков и уникальные ювелирные артефакты, например клады со множеством корон, найденные в Толедо и Хаэне.

Этруски

Этруски – это народ, который когда-то жил в центральной части Апеннинского полуострова. Это - сегодняшняя Тоскана, Лацио, Умбрия и Эмилия-Романья. Многое из того, что сегодня считается исконно римскими традициями, унаследовано римлянами от этрусков. Например, гладиаторские бои или сатурналии в масках, культура омовения и куафюра в термах, погребальные обряды и высокое искусство скульптурных и мозаичных изображений.

Происхождение

Уже в 7-м веке до нашей эры жители Этрурии, сегодняшней центральной Италии, владели письменностью и искусством передавать формы и эмоции с помощью резца и кистей. Существует две основных версии происхождения такого высоко цивилизованного народа. По первой, этруски жили на Апеннинах еще с каменного века, на этой земле развиваясь, обучаясь и устанавливались, как один из самых продвинутых народов Европы. По второй версии, предки этрусков заселили эту благодатную землю, мигрировав сюда с востока.
Геродот считал, что великие зодчие и скульпторы пришли сюда с Малой Азии. По времени он связал это переселение с завершением Троянской войны. Переселенцы называли себя тирренами или «детьми моря». Одновременно всплывает имя Энея, будто бы возглавившего переселение предков этрусков к берегам Тирренского моря. Сегодня большая часть принимают вторую, Троянско-Энейскую версию происхождения культурных предков римлян. Промежуточным пунктом миграции потока Троянских беженцев был остров Сардиния. На нем найдено великое множество ранних артефактов, подобных тем, что оставила на полуострове этрусская культура.

Религия

Великий народ имел целый сонм богов, но не забывал обожествлять и силы природы. Главным богом был Тин, принадлежащий Небу. Его женой и помощником были Менрва и Уни, соответственно. К божествам более мелкого калибра относилось еще 16 богов, отвечающих за свой сектор неба и отрасль земной работы. Кроме них, к божествам третьего эшелона относились духи, обитающие в растениях, камнях, скалах, в ручьях и озерах. Отдельное уважение воздавалось богу моря и хозяину преисподней. Его селили, то в жерле Этны, то в кратере Стромболи, постоянно пышущих огнем. Он представлялся поданным Энея в виде огненного демона с танцующими змеями на голове.
Этруски уважали и служили духам предков своих родов. Всем богам исправно приносили мелкие продовольственные и ювелирно-сувенирные жертвы, стараясь никого не упустить и не забыть, чтобы не прогневить.
В особых случаях назначались людские жертвы. Во времена, тяжелые для всего народа, самые экзальтированные члены общества собственноручно убивали себя, принося в жертву. Когда умирали богатые и уважаемые люди, этруски заставляли пленников или рабов сражаться между собой, до первой смерти, что бы кровь и душа погибшего умилостивила бога подземного царства, принимающего душу их усопшего.
Переместившись в Италию, этруски начали кремировать своих умерших на кострах, размер которых соответствовал статусу покойника. После этого прах собирали и закладывали в урну. Все урны закапывали на специально отведенных кладбищах – полях урн.
Общественное устройство
Вся территория этрусков была разделена между двенадцатью полисами. Во главе каждого стоял царь. Но власть царя была подобна власти верховного жреца в Египте. Цари занимались обрядами и гармонизацией настроений между богами и людьми. Политическая же власть, казна и международные, точнее межполисные отношения, были в руках князей, которые получали свою должность наследственным или выборным методом.
Лишь царю Лукомону удалось стать царем этрусского Рима, собравшим у себя в руках все полномочия первой особы государства. Он переместил князей на более низкую позицию. Роль советчика, боярина, сенатора, но не более того.
Женщины имели статус, равный мужчинам. Их положение в обществе определялось их богатством. Все женщины и мужчины, кроме жрецов, коротко стригли волосы. Служители культов лишь убирали их со лба, используя золотой или серебряный обруч.

Войны с другими народами и миграции

Сын грека Демарата, Лукомон (вторая половина VII в до н.э), ставший первым настоящим этрусским царем, открыл эпоху могущества и величия этрусков. При нем Римское царство стало центром 12-ти колоний, населенных родственными народами. При этом отмечалась постоянная, целенаправленная экспансия в южные районы Апеннинского полуострова.
После убийства Лукомона, власть перешла к его сыну Сервусу Туллию. Сервуса убил родной брат – Тарквиний Гордый. Он с удовольствием примерил тогу нового Римского царя. Монархом он был жестким, с замашками тирана и садиста, поэтому, хоть и исправно расширял в границах Апеннинского полуострова территорию своего царства, был схвачен и с позором изгнан из Рима. Этруски перешли с фазы монархии в фазу Республики.

После это этруски захватили практически всю центральную часть современной Италии, получили выход на порты Адриатического моря и завязали активные торговые отношения с греческими полисами.
Торговля с греками не помешала им вступать в перманентные военные союзы, а периодически и воевать против них. Так они «отдали» Сардинию карфагенянам, но отвоевали у греков Корсику.
Потом начался период военной и территориальной деградации. Сиракузцы отобрали у этрусков Корсику и Эльбу. Республиканцы потеряли влияние в Лации, упустили дороги, которые соединяли их с Кампанией и Базиликатой. Был утрачен Рим (битва за Фидены и Вей) и отдана галлам Болонья. Временное перемирие конгломерата Перуджи, Кротона и Ареццио с римлянами уже не спасло великую цивилизацию.
Этруски стали сначала союзниками римлян против более могущественного и страшного врага, галлов. Потом, уже вместе, только под римскими знаменами, они приняли участие в первой и второй Пунической войне, которую римляне затеяли против карфагенян. Благодаря тому, что ни один этрусский населенный пункт не поднял восстания в тяжелый для римлян период, они были признаны равноценными новым хозяевам своей земли.
Потом этрускам было даровано римское гражданство, и они очень органично влились в состав Римской империи, принеся с собой высокую эстетическую культуру и оригинальные обряды. Дольше всех, в качестве чистокровных этрусков, продержались гаруспики, длинноволосые жрецы-предсказатели. Еще в 199 году можно было услышать этрусскую речь на улицах Рима и на берегу Тирренского моря.
Римское искусство этого периода называют этрусско-римским, а самое полное собрание артефактов, украшений, особенно, фибул, саркофагов, скульптур и чернотелой керамики можно увидеть в одном из Ватиканских музеев, в 9-ти залах «Музея Этрусков».

Викинги

История возникновения
Тревожно смотрели на воды Атлантики и Средиземного моря жители береговых населенных пунктов. Ведь в любую минуту оттуда могли появиться узкие корабли с ярким парусом и вздыбленными форштевнями. За считанные минуты с них соскакивали безжалостные воины, которые сжигали дома, убивали горожан и молниеносно ретировались, забрав все самое ценное и съестное.

Викингами называли себя люди, заселявшие Скандинавский и Ютландский полуостров. Наиболее пострадавшие от их набегов народы Западной Европы называли их норманнами. И хотя в наше время слово «викинг» является символом бесстрашия, смелости и героизма, но, что в скандинавских сагах, что в европейских летописях, термин имеет резко негативную окраску, для обозначения тех, кто покинул родную землю с целью грабежа.

Но, как бы их не называли, местом порождения легендарных воинов является территория современных Норвежского, Датского и Шведского королевства. История боевой славы викингов началась с края Фенноскандия, когда скандинавские племена, генетические родственники англов и датчан, вытеснили кочевых финнов на восток, в места, изобилующие топями и озерами. Точное время появление пращуров викингов в Скандинавии размыто, но в Финнмарке и Нурмере найдены артефакты, оставленные охотниками и собирателями, датируемые 10- 9 тысячами лет тому назад.

Общественное устройство

Предки людей, ставших викингами, жили разрозненными группами или фюльками. 20-30 таких групп вполне хватало для создания локальных конфликтов, поддержания отличной боевой готовности всех воинов и организации регулярных ссор между лидерами, королями или ярлами по-местному.
Для того, что бы согласовать действия ярлов, разбирать земельные претензии и вопросы престолонаследования в каждом фюльке, было создано единое собрание – Тинг. Постоянного центра у Тинга не было. Присутствовать на собрании могли все желающие свободные скандинавы. А вот дела разбирала лишь группа, составленная из представителей от каждого фюлька. Единственным условием было лишь то, что бы представитель прямо не зависел от своего ярла.
Каждый фюльк был поделен на меньшие структурные единицы, на сотни или херады. Управлял ею херсир, получивший должность от своего родителя. Именно они разрешали гражданские тяжбы, а вот короли занимались «международной» политикой своего фюльке, становились во главе войска во время военных действий. И хотя считалось, что король имеет божественное происхождение, и соплеменники платили ему налог, так называемую виру, но как только король начинал открыто ущемлять права соплеменников или шел вразрез с их интересами, его могли убить или изгнать с родной земли.
Во главе викингов стояли ярлы и кирасиры. Основную массу норманнов составляли свободные крестьяне или бонды. Именно они, страдая от скудности местной почвы, уходили в далекие походы. Именно они, отчалив от родного берега, мгновенно превращались в викингов.
Небольшую часть общества составляли рабы, которых добывали во время военных походов. Стоит отметить, что дети рабыни могли стать ярлом или херсиром. На тинг рабов не пускали.
Особое положение занимали хирдманны – дружина короля. Они находились на содержании монарха, защищали его от инсинуаций соплеменников и сопровождали на охоте, и составляли ядро войска.
Границы между членами сословных групп не являлись жёсткими. Благодаря своим личным заслугам раб мог стать свободным человеком. Женщины занимали достойное место в обществе, присутствовали на пирах и могли полностью унаследовать имущество родителя. А некая Фрейдис, дочка Эрика Рыжего, даже возглавила поход в Винланд, перебив по завершению плаванья всех своих конкуренток.

Религия

Неспокойному и воинственному характеру викингов полностью соответствовали их боги. Все божества этих легендарных язычников жили в величественной крепости – Асгарде. Цитадель занимает центральное место в мире людей, в Мидгарде. Стены и башни божественного фортификационного сооружения достигают неба, а от врагов любого плана их защищают толстенные стены и отвесные скалы.
Самый главный бог – Один. Он считался творцом Вселенной, он был лучшим трактователем рун и знал все саги на свете. Он отвечал за войну и распределял победы. Он руководил дюжиной дев Валькирий. Именно Один считался хозяином дворца Валгаллы, в котором принимал души, погибших в бою скандинавов. Каждый, кто честно погиб, переселялся во дворец, где шел беспрерывный пир, воины рассказывали саги, пели и танцевали.
Жена Одина – Фригг, отвечала за брак, любовь и деторождения. Считалась провидицей, но предпочитала не делиться своими знаниями с людьми. Защищал Асгард, Мидлгард и Валгаллу от великанов бог Тор, хозяин громов и молний.

Войны с другими народами и миграции

Войны с другими народами и миграции прямо связаны с существованием самого понятия «викинг». Когда житель Скандинавского полуострова, а позже и Ютландии, покидал родной край в поисках поживы, его начинали называть «викингом».
Выделяют два основных потока миграций, сопровождавшихся активными военными действиями. Жители территории, которая занята современным Шведским королевством, были ориентированы на юго-восток. Силуэты драккар варягов-викингов хорошо были известны в долине Днепра, Вислы, на Даугаве, на Ниве. Им даже удалось добраться до долины Северной Двины, названной ими землей Биармией. Но основная масса операций были торговыми, потому что воевали древние русичи не хуже варягов. Многим из несостоявшихся варягов приходилось зарабатывать, нанявшись всем коллективом в дружину русского князя. Явление такое было весьма распространенным, приносившим выгоду обоим сторонам.
Другой поток, из земель сегодняшнего Норвежского и Датского королевства, был ориентирован на Запад. В дельтах Эльбы, Рейна, Сены, Темзы, Луары, Шаранта и Гарроны местное население насторожено смотрело в море, ожидая набегов воинов, с которыми нельзя было договориться. Благодаря низкой посадке и возможностью двигаться как за счёт силы ветра под парусом, так и за счёт гребцов, драккары, приходя с моря, легко поднимались вверх по большим рекам, грабя города. Воинственных норманнов хорошо запомнили на побережье Испании и Франции. Есть свидетельства, что они доходили даже до Византии.
В 960-м году судно Гардара Свафарсона было выкинуто штормом на острове Исландия. Уже через 14 лет викинги начали колонизировать и заселять этот край, такой же суровый, как и Скандинавия, но имевший дополнительную привлекательность из-за источников термальных вод. Причиной всех миграций и воинских набегов викингов было весьма нерезультативное земледелие в узких горных долинах и высокая плотность «голодных ртов» в приморских районах, где можно было вести промысел рыбы.

Со временем знать викингов начала считать своим основным источником обогащения, именно военные набеги, направленные на Западную, меньше на восточную и центральную, Европу. А рывок в кораблестроении, а именно искусство строить драккары, обеспечил викингам свободное, легкое и изящное передвижение по всей северной Атлантике.

Германцы

История возникновения

Ядром формирования этноса древних германцев стала средняя часть Европы от Одра до Рейна. Кроме этих земель, занятых сегодня ФРГ, западной Польшей, Нидерландами и Бельгией, следы давнего народа найдены на юге Ютландии и на южной окраине восточной Скандинавии, которые принадлежат сегодняшним Королевствам Дании и Швеции.
Полноценным этносом германцы начали считаться только в 1-м веке до нашей эры. А уже с начала нашей эры германцы начали активно «расползаться» по Центральной Европе, атакуя даже северные рубежи великой, кажущейся вечной, Римской империи. Результатом атак русоголовых варваров стало падение Западной части Римской империи, а различные следы пребывания германцев найдены на обширной территории от мыса Рока до Крымского полуострова и от Ла-Манша до южного, африканского, берега Средиземного моря.
Изначально германский этнос сравнивали с кельтами. Только первый считался еще более диким и первозданным в плане культуры, чем кельты, воюющие голыми, синими и с петушиными перьями на голове. Что бы как-то различать своих непредсказуемых северных соседей, латиняне начали называть их «германами», что означает другие.

Распространяясь по Европе, германцы активно ассимилировались с захваченными народами. Так они пополнили свой генофонд кельтами и славянами, готами и рядом небольших племен, спрятавшихся от Великого переселения народов в достаточно изолированных Альпийских горных долинах. Но основой нации все равно считаются те племена, которые изначально жили в устье Эльбы, на юге Ютландии и Фенноскандии.

Религия

По версии Страбона и Юлия Цезаря, германцы были куда менее набожны, чем кельты. Божественной силой они наделяли лишь солнечный и лунный свет да тепло, которое источает огонь. Зато германские обычаи узнавать будущее удивляли даже римлян. Как страшную сказку передавали народы Европы один другому истории про седых ведьм, перерезающих горло жертвам. По тому, как кровь наполняет гадальный казанок, женщины определяли исходу будущих баталий, судьбу новорожденного или жизненный путь нового вождя.
Освоившись в Европе, германцы обзавелись небольшим сонмом собственных богов, позаимствовав их у захваченных племен. Так появился миф про бога Манна, породившего их народ. Предки сегодняшних датчан и немцев начали признавать классических греческих и римских богов, таких как Меркурий или Марс. Особое место занимал культ женщины. В каждой из них подразумевалось божественное начало, дающее возможность воспроизводить себе подобных.

Познав чужих богов, древние германцы не утратили любви к разнообразным гаданиям. Предсказатели активно использовали руны, внутренности птиц, ржание священных коней. Популярными были предсказания исхода важной битвы, полученные путем имитации поединка. В «пробнике» сходились в смертельном бою почетный соплеменник и пленник от потенциального противника. В 4-м веке на земли древних германцев начало проникать христианство.

Общественное устройство

Во главе племени, клана стояли лидеры – военные вожди. Их окружало кольцо старейшин, опытных воителей, и жрецы-предсказатели. Основную массу воинов формировали свободные германцы. Они же были основной силой и голосом народных собраний, куда приходили в полном военном облачении. Кстати, именно здесь выбирался очередной вождь и новые военачальники, ответственные за исход будущих битв.
Более низкие общественные ступени занимали вольноотпущенные граждане и рабы. Раб был обязан платить хозяину оброк, а тот мог его безнаказанно убить.
С началом нашей эры у германцев появляются цари, власть которых наследовалась. Но перед очередной войной, несмотря на наличие в регионе царя, все равно избирался вождь, уполномоченный функцией полководца. И цари, и вожди имели собственную дружину, которую они кормили, вооружали и одевали. Деньги выплачивались лишь после очередного удачного грабежа или военного набега на соседей.
Старейшины, пожилые и опытные воины, занимались разделением земельных участков, разбирали имущественные и межличностные споры. Что бы решения исполнялись быстрее, власть старейшин была подкреплена отрядом воинов, находящихся на содержании общины.
По запискам того же Юлия Цезаря, желавшего досконально знать все о своих противниках, древние германцы не имели своих собственных земельных наделов. Каждый год царь, вождь или старейшина занимался перераспределением земли, пригодной для обработки. Поэтому большинство членов общины предпочитало заниматься животноводством. Коровы и овцы долгое время были самой стабильной денежной единицей. Так было до тех пор, пока германцы не скопировали у своих врагов само понятие «денег» и не запустили в оборот собственные монеты.
На начало первого века у германцев было слабо развито ремесленничество, кораблестроение и даже изготовление тканей из растительных волокон. Как женщины, так и мужчины ходили в плащах и накидках из звериных шкур. Штаны носили только самые богатые граждане. Семья среднестатистического германца жила вместе со своим скотом в длинном одноэтажном доме, обмазанном глиной.

Война с другими народами и миграции

Впервые про германцев заговорила Европа тогда, когда на северные колонии Римской империи в 103-м году напали тевтонские племена. Новые варвары произвели впечатление на более цивилизованный народ, поэтому мифы про них наполнялись новыми, леденящими кровь, подробностями.

Несколько столетий подряд германские племена воевали с Римской империей. Самая известная баталия произошла в Тевтобургском лесу (сентябрь 9-го года), в ходе которой было уничтожено 3 римских легиона. Все 2-е столетие германцы атаковали, а римляне пытались сохранить хотя бы в прежних границах свои владения.
Свирепость и атаки молодого племени были так велики, что из-за нежелания соперничать с германцами за земли Дакии, римляне вышли оттуда сразу после гибели императора Деция. Но, несмотря на отступление, с началом Великого переселения народов германцы все равно проникли и поселились на римских землях. Это произошло в 4-м столетии.
В 5-м столетии германцы начали атаковать Римскую империю с другой стороны. Они легко выбили римских наместников с Иберии, земли нынешнего Испанского королевства. Тогда же они прославились в войнах с гуннами, сойдясь на Каталаунском поле в бою с ордами Атиллы.
После этого германцы начали принимать активное участие в назначении императоров Римской империей. Пытавшегося проявить самостоятельность Ромула Августа низложили, чем спровоцировали начало конца Великой империи.. В 962 году король Оттон Первый начал формировать собственную Римско-Германскую империю, в которую включил больше сотни небольших княжеств.
Древние германцы легли в основу ряда европейских народов: немцев, датчан, бельгийцев, голландцев, швейцарцев и австрийцев.

Древняя Европа

Существенная часть наиболее достоверных свидетельств о жизни в доселе неизвестные тысячелетия пришла к нам из совершенно неожиданного источника. В соответствии с общепринятой теорией, объявлявшей колыбелью цивилизации гак называемый Плодородный Полумесяц (равнины, протянувшиеся от Персии до Сирии), Древняя Европа долгое время считалась лишь культурным болотом, в котором, расцвели ненадолго минойская и греческая цивилизации, да и то лишь под влиянием Востока. Сейчас, однако, проявляется совершенно иная картина.

«Мы вводим новое определение „цивилизация Древней Европы“ для обозначения совокупности свойств и достижений различных культурных групп юго-восточной Европы в период неолита-энеолита», - пишет археолог Калифорнийского университета Мария Гимбутас в своей книге «Богини и боги Древней Европы». В этой поистине революционной работе автор систематизирует и анализирует сотни археологических находок, сделанных на территории от Эгейского и Адриатического морей (включая острова), до Чехословакии, Польши и Западной Украины.

Хозяйство обитателей юго-восточной Европы семь тысяч лет назад отнюдь не было примитивным. «На протяжении двух тысячелетий аграрной стабильности их материальное благосостояние постоянно росло благодаря эффективной эксплуатации плодородных речных равнин, - говорит М. Гимбутас. - Выращивались пшеница, ячмень, вика, горох и другие бобовые, разводились все домашние животные, существующие сейчас на Балканах, кроме лошадей. Были хорошо: развиты гончарная техника, резьба по камню и кости, и к 5500-м гг. до н. э. в восточной Европе началась обработка меди. Торговые связи, по всей вероятности, прекрасно стимулировали культурное развитие… Рисунки, выгравированные на керамике, доказывают использование лодок, наличия с шестого тысячелетия».

Приблизительно между 7000 и 3500 гг. до н. э. у древних европейцев развилась сложная социальная структура, включавшая ремесленную специализацию. Сложились институты религии и управления. Для производства инструментов и украшений использовались медь и золото. Существовали даже зачатки письма. По словам Гимбутас, «если определить цивилизацию как умение данных людей приспособиться к окружающей среде и развить соответствующие искусства, технику, письмо и общественные отношения, то очевидно, что Древняя Европа достигла значительного успеха».

Мы традиционно представляем себе древних европейцев как варварские племена, которые, настойчиво продвигаясь на юг, превзошли своей жестокостью даже римлян, разорив в конце концов Рим. Поэтому столь неожиданны и удивительны оказались добытые лопатой археолога доказательства того, что древнеевропейское общество имело по существу мирный характер. «Древние европейцы никогда не пытались жить в неудобных местах, на крутых возвышенностях, как что делали позднее индоевропейцы, которые сооружали на холмах неприступные крепости, - пишет Гимбутас. - Древние европейцы предпочитали красивые места, с хорошей водой и почвой, с доступными пастбищами. Типичное отсутствие сильных крепостей и колющего оружия говорит о мирном характере большинства эчих творческих народов».

Более того, здесь, как и в Чатал-Хююке и Хаджи-ларе, где не наблюдалось никаких следов военных разрушений более чем за 5 тысяч лет, археологические свидетельства указывают, что мужское господство на было нормой. «Существовало разделение труда между полами, но не господство одного над другим, - пишет Гимбутас. - На кладбище Винчи, насчитывающем 53 могилы, мужские и женские захоронения практически не отличаются по богатству убранства… С точки зрения положения женщины свидетельства Винчи указывают на равноправное и явно непатриархальное общество. То же можно сказать и о Варне: я не вижу никакой субординации, присущей патриархальной мужской-женской шкале ценностей». Гимбутас подчеркивает то, что многие стараются не замечать: в этих обществах нет неравенства полов, которое лежит «в природе человека».

«Равноправие мужчин и женщин демонстрируется убранством могил практически на всех известных кладбищах древней Европы», - пишет Гимбутас. Она также отмечает многочисленные указания на то, что это было матрилинейное общество - общество, в котором родство и наследование велось по линии матери. Более того, она замечает, что судя по археологическим свидетельствам, женщины играли ведущие роли во всех аспектах древнеевропейской жизни.

«В моделях домов-святилищ и храмов и в останках настоящих храмов, пишет Гимбутас, - женщины изображены возглавляющими подготовку и исполнение ритуалов, посвященных различным аспектам и функциям Богини. Огромные силы тратились на создание предметов культа и ритуальных даров. В храмовых мастерских женщины изготавливали и украшали множество сосудов для различных ритуалов. Рядом с алтарем храма - вертикальный ткацкий станок, на котором, возможно, ткались священные одежды и храмовые аксесуары. Наиболее изощренные из дошедших до нас творений Древней Европы - изысканные вазы, скульптуры и т. д. были созданы женщиной».

Художественное наследие, оставленное нам этими древнейшими сообществами, где культ Богини был центром всей жизни, - все еще извлекается из земли лопатой археолога. К 1974 году, когда Гимбутас впервые опубликовала компендиум находок из ее собственных раскопок и раскопок других трех тысяч поселений, было обнаружено не менее тридцати тысяч миниатюрных скульптур из глины, мрамора, кости, меди и золота, в дополнение к огромному количеству ритуальных ваз, алтарей, храмов и рисунков как на вазах, так и на стенах святилищ.

И самыми красноречивыми из этих свидетельств культуры европейского неолита оказываются скульптуры. Они дают археологу информацию, которую иначе получить невозможно, например, о фасонах одежды, даже о прическах. Они рассказывают о мифологических образах религиозных обрядов этого периода. И эти скульптуры показывают - здесь, как и в пещерах палеолита, а позднее в Анатолии ив других Ближне- и Средневосточных неолитических поселениях - эти фигуры и символы занимают центральное место.

Более того: мы имеем удивительные свидетельства, указывающие на следующую ступень в эстетической и социальной эволюции этих утраченных древних цивилизаций. Ибо по стилю и тематике многие эти фигурки и символы поразительно напоминают те, на которые приезжают взглянуть сотни тысяч туристов, не зная, на что они в действительности смотрят: на цивилизацию Бронзового века, которая позднее расцвела на легендарном острове Крит.

Но прежде чем мы перейдем к Криту - единственной известной «высокой» цивилизации, где культ Богини сохранился и в исторические времена, ознакомимся подробнее с тем, что дают археологические находки для понимания начал западной культурной эволюции, а также сегодняшнего и завтрашнего дня.

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Древняя Индия С этих, да и с некоторых иных точек зрения особого внимания при сопоставительном анализе заслуживает Индия. В чем-то индийский очаг цивилизации вполне сходен с другими. С западноазиатским его сближает большая роль внешних воздействий: та цивилизация,

автора Усков Николай

Европа и не-Европа: география Считается, что границу между Европой и Азией образуют Уральские горы. Якобы именно здесь столкнулись дрейфующие в Мировом океане материки Европа и Азия, отчего буквально вздыбилась земля и появились горы. Произошло это сотни миллионов лет

Из книги Неизвестная Россия. История, которая вас удивит автора Усков Николай

Европа и не-Европа: культура Еще Геродот отказывался понимать, отчего люди стали называть одни земли Европой, другие – Азией, третьи – Ливией (так древние греки именовали Африку). Тогда эти понятия действительно были условностями. Их наполнили содержанием, раскрасили

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 1 Римская Европа и варварская Европа в начале Темных (Средних) веков. – Общественный и экономический уклад захватчиков С V в. начался долгий – длиной в тысячу лет – период, известный под названием Средние века, в течение которого произошли одни из величайших

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Древняя Европа Существенная часть наиболее достоверных свидетельств о жизни в доселе неизвестные тысячелетия пришла к нам из совершенно неожиданного источника. В соответствии с общепринятой теорией, объявлявшей колыбелью цивилизации гак называемый Плодородный

Из книги Континент Евразия автора Савицкий Петр Николаевич

ЕВРОПА И ЕВРАЗИЯ (По поводу брошюры кн. Н. С. Трубецкого "Европа и Человечество") В недавно вышедшей в свет брошюре кн. Н. С. Трубецкого "Европа и Человечество" с большой определенностью ставится вопрос о соотношении западноевропейской культуры (которую князь Трубецкой

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

3. Европа Часть 1 Европа: ранний период Расцвет рыцарства Глава 1 Битва при Адрианополе – конец римского величия Конец римского величия – это битва при Адрианополе. Непобедимые легионы империи уже не были непобедимыми. Империя цезарей стала быстро клониться к пропасти и,

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Загадочное царство пресвитера Иоанна, о котором знала вся Европа - это Великое Русское царство Ивана Калифа (Калиты) В него в XIV–XVI веках входила и завоеванная царем Иваном Западная

Из книги Тайны египетских пирамид автора Попов Александр

Древняя обсерватория? Давно известно, что стены пирамид ориентированы строго по сторонам света, причем с очень высокой точностью – отклонение составляет менее 0,06 процента. Достигнуто это было без использования компаса – древние строители ориентировались только по

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

ДРЕВНЯЯ ЕВРОПА Созвездие Орион – на бивне мамонта Маленькая костяная пластина длиной 38, шириной 14 и толщиной 4 мм, вероятно, не является составной частью чего-то более крупного. По мнению немецких археологов, об этом свидетельствует характер узоров: они покрывают всю

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Бон: религия древняя, как мир? Само слово «бон» происходит от «юн-друн-гибон», что означает «проговаривать магические заклинания», или «повторять секретные формулы». Некоторые историки даже предполагают, что слова «бон» и «Бот» (древнее название Тибета) однокоренные.По

Из книги Битва дипломатов, или Вена, 1814 автора Кинг Дэвид

Глава 7 «ЕВРОПА, НЕСЧАСТНАЯ ЕВРОПА» Политика - это искусство вести войну не убивая. Принц де Линь Все лето князь Меттерних старался как можно чаще бывать с герцогиней де Саган. Он влюбился так, как никогда прежде. Император Франц вовсе не шутил, говоря: «Я считаю ее одной

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Древняя Греция Предмет изучения, периодизация История Древней Греции как часть истории Древнего мира изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в регионе Эгейского моря, в Южной

Из книги История Европы. Том 1. Древняя Европа автора Чубарьян Александр Оганович

Глава IV ДРЕВНЯЯ ЕВРОПА И ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОБЛЕМА Ранняя этническая история народов Европы относится к проблемам, вызывающим оживленные дискуссии. Вопрос о том, что представляло собой население Европы в эпоху энеолита и бронзы, связан с проблемой формирования

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Древняя епархия Во время Великого поста мы готовили к постригу пять послушников. Для пострига нужен был материал, чтобы сшить им облачение. У нас были очень скромные средства, но даже если бы денег было больше, все равно магазины пустовали, вряд ли мы бы что-то там

Археологи из Дании описали весьма необычное захоронение погибших в бою воинов I века нашей эры. Особенностью могилы было то, что на останках сохранились следы посмертного расчленения и модификации, а также зубов зверей. Авторы считают, что эти данные указывают на ритуалы, которые существовали у древних скандинавов по отношению к убитым воинам. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Про обычаи и военную тактику племен, населявших Европу около 2000 лет назад, мы знаем в основном по древнеримским письменным источникам. Однако эти данные не позволяют полностью разобраться не только в структуре общества, но даже надежно оценить размеры войск северных народов того времени. В частности, в римских источниках есть упоминания о ритуальном отношении к погребению воинов, но археологические находки мест сражений того времени чрезвычайно редки.

Между 2009 и 2014 году сотрудники Орхусского университета в Дании извлекли 2095 костей и их фрагментов в болотах Алкен Энге. Останки находились на территории 75 гектаров, погруженные в озерные и торфяные отложения, принадлежали как минимум 82 людям, в основном молодым мужчинам. В новой работе археологи привели детальный анализ отметин на этих останках, который говорит о том, что следы оставляли с ритуальными целями. На основе распределения костей авторы оценили суммарное количество погибших в 380 человек, что существенно больше, чем население отдельной деревни того времени. Это может говорить о том, что здесь было войско, состоявшее из жителей разных поселений.

На многих костях археологи обнаружили не зажившие следы тяжелых травм, что говорит именно о смерти в сражении. Радиоуглеродный анализ останков указал на одинаковый возраст останков. Также были найдены остатки вооружения, в том числе мечи, копья и щиты. Кости были принесены на это место после битвы, на что указывают следы порезов и зубов животных, а также расположение некоторых останков, например, четырех тазовых костей, надетых на палку. «Следы зубов животных показывают, что звери обгладывали эти кости от полугода до года, в результате чего останки должны были стать скелетами как минимум частично», - пишут авторы.

Другие отметины указывают на разрыв связок и сухожилий между костями. Также археологи практически не нашли целых черепов (зато обнаружили множество их фрагментов), что может говорить о том, что древние люди намеренно их разбивали. «Алкен Энге предоставляет однозначные свидетельства, что у северных германских племен были систематичные и преднамеренные процедуры очистки полей сражения, - заключают авторы. - Практика расчленения тел, изменения и перераспределения костей указывают на ритуальный характер отношения к человеческим останкам».