Биографии Характеристики Анализ

В каки века существовало рабовладельческий строй. Причины возникновения и особенности рабовладельческого хозяйства

Самым крупным рабовладельческим государством древности была Римская империя, игравшая заметную роль в судьбах многих народов нашей Родины. Народы Причерноморья и Закавказья испытали на себе тяжесть римской оккупации, а древние славяне в течение нескольких веков вынуждены были вести борьбу с римлянами. Постоянная погоня за новыми тысячами рабов побуждала Рим вести в больших масштабах завоевательные войны и вмешиваться в дела соседних государств. Весь рабовладельческий мир Европы и Ближнего Востока, от Испании на западе и до Парфии на востоке, был в значительной мере связан общностью судеб. Кризис рабовладельческой формации был всеобщим и более или менее одновременным. Кризису сопутствовали так называемые «варварские завоевания», принявшие наибольший размах в эпоху «великого переселения народов» (III - VI вв.). Сущность их состояла в том, что «варварские» народы, у которых шел процесс разложения первобытнообщинных отношений, начинали переходить в наступление против римских рабовладельцев, рассматривавших эти народы как источник пополнения империи рабами. Варваров привлекали богатства Рима.
Объединенные в огромные союзы, двигавшиеся в походы против римских городов (иногда со всем имуществом и семьями), эти народы представляли грозную силу для рабовладельческой империи и для рабовладельческого строя в целом.
Однако главной причиной падения рабовладельческого строя было то, что сам способ производства, основанный на непосильном подневольном труде полуголодных рабов, не имевших ни семьи, ни жилища, ни какой бы то ни было заинтересованности в результатах своего труда, ни гарантии сохранности своей жизни, изжил самого себя. Достигнутый уровень развития производительных сил пришел в вопиющее противоречие с примитивной формой производственных отношений. Рабовладельческое хозяйство основывалось не на высокой технике, а на большом количестве рабов.
Идеологи римского рабовладельческого хозяйства в период кризиса рекомендовали своим собратьям-рабовладельцам крайне жестокие и бесчеловечные методы обращения с рабами: побои, голод, даже сознательные физические увечья. Ответом на это были убийства господ рабами, восстания как в отдельных латифундиях (больших имениях), так и в целых областях. Классовая борьба являлась показателем обострившегося кризиса.
Единственным выходом был переход к новым формам производственных отношений, соответствующим достигнутому уровню производительных сил. Сельскохозяйственная техника того времени позволяла вести хозяйство самостоятельно каждой отдельной семье. Поэтому новые производственные отношения могли принять форму эксплуатации владельцем земли ряда крестьянских семей, заинтересованных в успехах своего единоличного хозяйства. Уже в самом начале кризиса рабовладения в I - II вв. н. э. появилась практика дробления имений, сдачи земельных участков в аренду, помещения рабов и вольноотпущенников на земле господина в качестве арендаторов, ведущих самостоятельное хозяйство. Этот процесс происходил повсеместно, свидетельствуя о зарождении элементов будущей формации - феодализма - в недрах рабовладельческого общества Европы и Азии.

Основные черты феодального строя

При феодализме в руках господствующего класса находятся средства производства и прежде всего земля. Собственность господствующего класса феодалов на землю давала ему возможность эксплуатировать зависимое крестьянство, феодалы передавали крестьянам земельные наделы, на которых они вели единоличное хозяйство собственными орудиями труда. Поэтому феодальная земельная собственность является основой феодализму
Экономически реализуя право собственности на землю, феодалы получали часть продукта крестьянина (земельная рента). На протяжении феодального строя существовали три исторически сменявшихся вида ренты: отработочная (барщина), натуральная (оброк продуктами) и денежная. В конкретно-исторических условиях развития отдельных народов последовательность смены форм феодальной ренты была различной. Распространение денежной ренты, связанное с ростом товарности сельского хозяйства, означало появление предпосылок, а затем и начало разложения феодального способа производства.
При наличии у крестьян самостоятельного хозяйства феодалы могли заставить их работать на себя лишь средствами внеэкономического принуждения. Поэтому типичной чертой феодального строя является личная зависимость крестьян от землевладельцев и их прикрепление к земле.
Для феодализма характерно господство натурального хозяйства в деревне и в усадьбе феодала. Центрами ремесла и торговли были укрепленные города, в которых наряду с работой ремесленников на заказ постепенно развивалось мелкое товарное производство, рассчитанное на рынок. С течением времени появлялось товарное производство и в сельском хозяйстве.
Феодализм возникал путем разложения рабовладельческих отношений, зашедших в тупик вследствие низкой производительности рабского труда, физического вымирания рабов и постоянных восстаний против рабовладельцев. Ряд народов перешли к феодализму в результате разложения первобытнообщинного общества, достигшего такого уровня развития производительных сил, при котором было возможно не общинное, а индивидуальное крестьянское хозяйство.
Рост металлургического промысла, распространение железного плуга и ткацкого станка, распространение земледельческих и огородных культур, садоводства, виноделия и т. д. - таковы основные явления в области развития производительных сил, делавшие возможным возникновение и развитие феодальных производственных отношений.
Феодализм представлял собой прогрессивное явление по сравнению с первобытно-общинным и рабовладельческим строем прежде всего потому, что он давал больший простор развитию производительных сил, чем предшествующие формации. Вместо коллективного труда общинников, объединенных лишь вследствие примитивности техники, или вместо труда бесправных рабов, рассматривавшихся господами наравне со скотом, при новой формации основой производства стал труд многих тысяч крестьянских семей, ведших свое хозяйство своим сельскохозяйственным инвентарем и поэтому заинтересованных в результатах своего труда. Несмотря на наличие Барщины и феодальных поборов, средневековый крестьянин был несравненно свободнее, чем античный раб.
Феодальная эксплуатация вызывала постоянное сопротивление крестьянства. Классовая борьба в эпоху феодализма была направлена, прежде всего, против землевладельцев, а также против богатой верхушки горожан, купцов и ростовщиков. Классовая борьба велась непосредственными производителями материальных благ с целью отстоять право и возможность своего дальнейшего развития, отстоять долю полученного их трудом прибавочного продукта. С течением времени классовая борьба подрывала основы феодального строя. В этом заключается прогрессивное значение антифеодальной борьбы в эпоху феодализма.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов.

Переход от пернобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах древнего Востока.

Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и другие), в Египте, Индии и Китае уже в IV-II тысячелетиях до нашего летосчисления. В I тысячелетии до нашей эры рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (государство Урарту), с VIII-VII веков до нашей эры по V-VI века нашей эры существовало сильное рабовладельческое государство в Хорезме. Культура, достигнутая в рабовладельческих странах древнего Востока, оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.

В Греции рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета в V-IV веках до нашей эры. В дальнейшем рабство развивалось в государствах Малой Азии, Египте, Македонии (IV-I века до нашей эры). Высшей ступени своего развития рабовладельческий строй достиг в Риме в период со II века до нашей эры по II век современного летосчисления.

На первых порах рабство носило патриархальный, домашний характер. Рабов было сравнительно немного. Рабский труд ещё не являлся основой производства, а играл подсобную роль в хозяйстве. Целью хозяйства оставалось удовлетворение потребностей большой патриархальной семьи, которая почти не прибегала к обмену. Власть господина над его рабами уже тогда была неограниченной, однако ограниченным оставалось поле приложения рабского труда.

В основе перехода общества к рабовладельческому строю лежал дальнейший рост производительных сил, развитие общественного разделения труда и обмена.

Переход от каменных орудий труда к металлическим привёл к значительному расширению рамок человеческого труда. Изобретение кузнечного меха позволило выделывать железные орудия труда невиданной ранее прочности. При помощи железного топора стало возможным расчищать землю от лесов и кустарников под пашню. Соха с железным лемехом позволила обрабатывать сравнительно крупные участки земли. Примитивное охотничье хозяйство уступило место земледелию и скотоводству. Появились ремёсла.

В сельском хозяйстве, остававшемся главной отраслью производства, улучшались приёмы земледелия и скотоводства. возникли нозые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, льноводство, возделывание масличных культур и т.п. Стада у богатых семей умножались. Для ухода за скотом требовалось всё больше рабочих рук. Ткачество, обработка металла, гончарное дело и другие ремёсла постепенно совершенствовались. Раньше ремесло было подсобным занятием земледельца и скотовода. теперь оно стало для многих людей самостоятельным занятием. Произошло отделение ремесла от земледелия.

Это было второе крупное общественное разделение труда.

С разделением производства на две крупные основные отрасли- земледелие и ремесло - возникает производство непосредственно для обмена, правда, ещё в неразвитом виде. Рост производительности труда привёл к увеличению массы прибавочного продукта, что при частной собственности на средства производства создало возможность накопления богатств в руках меньшинства общества и на этой основе подчинения трудящегося большинства эксплуататорскому меньшинству, превращения трудящихся в рабов.

Хозяйство в условиях рабства было в своей основе натуральным, при котором продукты труда потребляются в рамках того же хозяйства, где они произведены. Но в то же время происходило развитие обмена. Ремесленники производили свои изделия сначала на заказ, а затем для продажи на рынке. При этом многие из них ещё в течение долгого времени продолжали иметь небольшие участки земли и возделывать их для удовлетворения своих потребностей. Крестьяне вели в основном натуральное хозяйство, но вынуждены были продавать некоторую часть своих продуктов на рынке, чтобы иметь возможность покупать ремесленные изделия и платить денежные налоги. Таким образом постепенно часть продуктов труда ремесленников и крестьян становилась товаром.

Товар есть продукт, изготовленный не для непосредственного потребления, а для обмена, для продажи па рынке. Производство продуктов для обмена является характерной чертой товарного хозяйства. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, возникновение ремесла как сахмостоятельного промысла означало зарождение товарного производства.

Пока обмен носил случайный характер, один продукт труда непосредственно обменивался на другой. По мере того как обмен расширялся и становился регулярным явлением, постепенно выделялся такой товар, за который охотно отдавали любой другой товар. Так возникли деньги. Деньги представляют собой всеобщий товар, при помощи которого оцениваются все другие товары и который служит посредником в обмене.

Развитие ремесла и обмена привело к образованию городов. Города возникли в глубокой древности, на заре рабовладельческого способа производства. Вначале города немногим отличались от деревни. Но постепенно в городах сосредоточивались ремесло и торговля. По роду занятий жителей, по своему быту города всё более отделялись от деревни.

Так было положено начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними.

По мере того как масса обмениваемых товаров увеличивалась, расширялись и территориальные рамки обмена. Выделились купцы, которые в погоне за наживой покупали товары у производителей, привозили товары на рынки сбыта, иногда довольно далеко от места производства, и продавали их потребителям.

Расширение производства и обмена значительно усиливало имущественное неравенство. В руках богатых накапливались деньги, рабочий скот, орудия производства, семена. Бедняки вынуждены были всё чаще обращаться к ним за ссудой - большей частью в натуральной, а иногда и в денежной форме. Богачи давали орудия производства, семена, деньги взаймы, закабаляя своих должников, а в случае неуплаты долгов обращали их в рабство, отбирали землю. Так возникло ростовщичество. Оно принесло дальнейший рост богатства одним, долговую кабалу - другим.

В частную собственность стала обращаться и земля. Её начали продавать и закладывать. Если должник не мог расплатиться с ростовщиком, ему приходилось бросать землю, продавать своих детей и себя в рабство. Иногда, придравшись к чему-либо, крупные землевладельцы захватывали у крестьянских сельских общин часть лугов, пастбищ.

Так происходило сосредоточение земельной собственности, денежных богатств и массы рабов в руках богатых рабовладельцев. Мелкое крестьянское хозяйство всё более разорялось, а рабовладельческое хозяйство крепло и расширялось, распространяясь на все отрасли производства.

«Непрекращающийся рост производства, а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силы; рабство, только возникавшее и бывшее спорадическим на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы перестают быть простыми помощниками; десятками их гонят теперь работать на поля и в «мастерские»1. Рабский труд стал основой существования общества. Общество раскололось на два основных противоположных класса - рабов и рабовладельцев.

1 Ф. Энгельс, Происхождение семьи, яастной собственности и государства, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 296.

Так сложился рабовладельческий способ производства.

При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин, находившихся по сути дела в рабском положении). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные в свою очередь были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных собственников-рабовладельцев.

Наряду с классовым противоречием между рабами и рабовладельцами существовало также классовое противоречие между крупными землевладельцами и крестьянами. Но, поскольку с развитием рабовладельческого строя рабский труд, как самый дешёвый труд, охватил большую часть отраслей производства и стал главной основой производства, противоречие между рабами и рабовладельцами превратилось в основное противоречие общества.

Раскол общества на классы вызвал необходимость в государстве. С ростом общественного разделения труда и развитием обмена отдельные роды и племена всё более сближались, объединяясь в союзы. Характер родовых учреждений изменялся. Органы родового строя всё более теряли свой народный характер. Они превращались в органы господства над народом, в органы грабежа и угнетения своих и соседних племён. Старейшины и военачальники родов и племён становились князьями и царями. Раньше они пользовались авторитетом в качестве выборных лиц рода пли союза родов. Теперь они стали пользоваться своей властью для защиты интересов имущей верхушки, для обуздания своих разоряемых родичей, для подавления рабов. Этой цели служили вооружённые дружины, суды, карательные органы.

Так зародилась государственная власть.

«Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земледельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек не абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, упрочилось существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы явилось государство»1.

1 В.И. Ленин, О государстве, Сочинения, т. 29, стр. 441.

Государство возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства.

Рабовладельческое государство играло большую роль в развитии и упрочении производственных отношений рабовладельческого общества. Рабовладельческое государство держало в повиновении массы рабов. Оно выросло в широко разветвлённый аппарат господства и насилия над народными массами. Демократия в древней Греции и Риме, которую превозносят буржуазные учебники истории, была по сути дела демократией рабовладельческой.

Cтраница 1


Рабовладельческий строй на юге нашей страны в древности.  

Рабовладельческий строй - первое классовое, антагонистическое об-во, возникшее на развалинах первобытнообщинного строя.  

Рабовладельческий строй), другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства. Появление классовых обществ связано со временем распространения металлов. Но переход к моталлич. Истории и этнографии известны народы, знавшие жел. И в том случае, когда эти народы длит.  

Сменяющая рабовладельческий строй и предшествующая капитализму социально-экономическая формация, в основе к-рой лежит собственность феодала на средства производства и неполная собственность его на производителей-крестьян, находящихся в крепостной зависимости от землевладельцев, к-рые являются в своих землях государями, соподчиненными друг другу, с монархом во главе.  

При рабовладельческом строе и феодализме главной задачей финансовой политики было обеспечение потребностей двора правителя, содержание сравнительно мало развитого административно-управленческого аппарата и финансирование войн. Резкое изменение в составе основных целей финансовой политики наступает с развитием капитализма, когда государство начинает стимулировать товарное производство и вынуждено заботиться о его конкурентоспособности. Капиталистические государства, сохраняя за финансами функцию содержания государственной машины, постепенно переносят центр тяжести на мероприятия по выравниванию доходов между богатыми и бедными слоями населения и территориями и на стимулирование хозяйственного роста, эффективности экономического развития. Гораздо больше внимания уделяется внешним аспектам финансовой политики. На более поздней стадии капитализма развитые государства с прочной экономической основой все больше склоняются к открытости финансовой и внешнеэкономической политики. Это прямо связано с отказом от военных методов в качестве главного способа завоевания внешних рынков и с расширением, использования экономических способов достижения и сохранения существенных или лидирующих позиций в мировой экономике. С той же целью начинают широко использоваться финансы международных организаций, где главную роль обычно играют развитые страны.  

При рабовладельческом строе область применения нефти и естественного битума значительно расширилась.  

При рабовладельческом строе и при феодализме территориальная община принимает различные формы. В общинах более высокого типа каждая семья владеет своим пахотным участком и обрабатывает его силами своей семьи. Пастбища и др. второстепенные угодья используются совместно.  

Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто - непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.  

Производственные отношения рабовладельческого строя характеризуются частной собственностью рабовладельцев на средства производства, а также на самого работника - раба.  

Правда, для рабовладельческого строя и феодализма такие скачки еще не были типичными: страна, раз вырвавшаяся вперед, надолго сохраняла свое первенство. Много веков понадобилось германцам и восточным славянам для того, чтобы в недрах первобытно-общинного строя достигнуть соответствующего уровня производительных сил и почти одновременно с двумя римскими империями перейти к феодальному способу производства.  

Рима варварами, разрушившими рабовладельческий строй, и постепенного возникновения в недрах этого строя новых общественных классов (крупных землевладельцев и зависимых крестьян), новых, более совершенных исторических форм эксплуатации. Своеобразие антифеодальных (буржуазных) и анти-капиталистнческпх (пролетарских социалистических) революций состоит в том, что они протекают в форме прямого, открытого столкновения антагонистических классовых сил. При этом социалистическая революция представляет собой наиболее развитую форму революционной борьбы трудящихся. Если в буржуазной революции массы выполняют лишь роль тарана, ломающего старое государственное здание, а потом оказываются в новых тисках угнетения, то в условиях социалистической революции они выступают сознательными творцами новых форм жизни, к-рые несут им освобождение от всякой эксплуатации. Центральным вопросом буржуазной п пролетарской революции является вопрос о государственной власти, о завоевании ее новым классом, использующим ее затем для перестройки и дальнейшего развития общества.  

Общественно-экономическая формация, сменившая рабовладельческий строй, в основе которой лежала собственность феодалов на средства производства и неполная собственность на производителей - крестьян.  

Основой производственных отношений при рабовладельческом строе являлась собственность рабовладельца на средства производства, на производителя материальных благ - раба и на продукт его подневольного труда. Такие производственные отноше-ия в основном соответствовали состоянию производительных сил этого периода, развивавшихся в условиях дальнейшего разделения труда между земледелием, скотоводством и ремеслом и все расширявшегося обмена продуктами и обогащения одних за счет труда других. Рабовладельческое общество - классовое, в котором эксплуатирующим классом были рабовладельцы, а эксплуатируемым - массы бесправных рабов.  

Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков.  

При организации такого разделения тяжёлый и неинтересный (прежде всего, физический) труд, естественно, является наиболее непривлекательным. На определённом этапе развития общества возникла возможность лишать некоторых людей свободы , принуждать их к наиболее непривлекательному труду и присваивать результаты этого труда. Это и было началом рабовладения. Люди, лишённые свободы и вынужденные трудиться для хозяина, и называются рабами.

Положение раба

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства - медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-"производителей", поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья ; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Раб не является субъектом права . Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьм лицам раб не пользуется никакой правовой защитой. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином - законное право последнего, а кем-то другим - рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности . Во многих случаях за ущерб, нанесённый рабом интересам третьих лиц, также несёт ответственность хозяин раба. Лишь на поздних этапах существования рабовладельческого общества рабы получили некоторые права, но весьма незначительные.

Источники рабов

На первых стадиях развития единственной, а в дальнейшем весьма существенной поставщицей рабов у всех народов служила война , сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории. Когда институт рабовладения упрочился и стал основанием экономического строя, к этому источнику добавились другие, прежде всего естественный прирост рабского населения. Кроме того, появились законы , по которым должник, не имеющий возможности уплатить свой долг , становился рабом кредитора , за некоторые преступления карали рабством, наконец, широкая отцовская власть позволяла продавать своих детей и жену в рабство. Существовала (и продолжает существовать) практика обращения в рабство свободных людей путём прямого безосновательного принуждения. Каков бы ни был, впрочем, источник рабства, всегда и везде сохранялась основная идея о том, что раб есть военнопленный - и этот взгляд отразился не только на участи отдельных рабов, но и на всей истории развития института.

История рабовладения

Первобытное общество

По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Причиной этого был низкий уровень организации производства (а первоначально - добывания) пищи и необходимых для жизни предметов, при котором человек не мог произвести больше, чем необходимо для поддержания его жизни. В таких условиях обращение кого-либо в рабство было бессмысленно, так как раб не приносил пользы хозяину. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне. С древнейших времён пленник считался собственностью того, кто его захватил. Эта, сложившаяся в первобытном обществе, практика явилась фундаментом для возникновения рабовладения, поскольку закрепила представление о возможности владения другим человеком.

В межплеменных войнах пленников-мужчин, как правило, либо не брали вовсе, либо убивали (в местах, где был распространён каннибализм - поедали), либо принимали в победившее племя. Разумеется, были исключения, когда пленённых мужчин оставляли в живых и заставляли работать, либо использовали в качестве менового товара, но общей практикой это не было. Немногие исключения составляли мужчины-рабы, особо ценные из-за каких-то своих личных качеств, способностей, умений. В массе же бо́льший интерес представляли захваченные женщины, как для рождения детей, так и для хозяйственных работ; тем более, что гарантировать подчинение женщин было гораздо проще.

Расцвет рабовладения

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству . С одной стороны, это производство, особенно при примитивной технике , требует весьма значительных затрат труда , с другой - работник может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века - как минимум, с античных времён до XVIII века , а кое-где и дольше.

В этой системе рабы составляли особый класс , из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Домашние рабы всегда находились при доме, прочие же работали вне его: в поле, на строительстве , ходили за скотом и так далее. Положение домашних рабов было заметно лучше: они были лично известны господину, жили с ним более или менее общей жизнью, до известной степени входили в состав его семьи. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. Необходимость удержания больших масс рабов в подчинении привела к появлению соответствующей юридической поддержки права владения рабами. Помимо того, что сам хозяин обычно имел работников, чьей задачей был надзор за рабами, законы сурово преследовали рабов, попытавшихся бежать от хозяина или взбунтоваться . Для усмирения таких рабов широко применялись самые жестокие меры. Несмотря на это, побеги и восстания рабов были нередки.

По мере роста культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привелигированный класс - рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам. Существовали рабы-актёры , рабы-учителя и воспитатели , переводчики , писцы . Уровень образования и способностей таких рабов нередко значительно превышал уровень их хозяев, что, впрочем, далеко не всегда облегчало их жизнь.

Положение рабов постепенно, путем очень долгой эволюции , изменялось к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и соображениями безопасности, в особенности когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных , и только потом - рабов). Разумеется, ни о каком уравнении рабов в правах со свободными людьми речи не было: за один и тот же проступок раба наказывали несравненно строже, чем свободного человека, он не мог жаловаться в суд на обидчика, не мог владеть собственностью, вступать в брак; по-прежнему господин мог его продавать, дарить, тиранить и т. д.. Однако уже нельзя было безнаказанно убить или изувечить раба. Появились правила, регулировавшие освобождение раба, положение рабыни, забеременевшей от своего господина, положение её ребенка; в некоторых случаях обычай или закон давал рабу право переменить своего господина. Тем не менее, раб все-таки оставался вещью; меры, которые принимались для защиты раба от произвола господина, носили чисто полицейский характер и вытекали из соображений, не имевших ничего общего с признанием за рабом прав личности.

Переход от рабовладения к крепостничеству, рудименты рабства в средневековой Европе

Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий, чему способствовало само рабовладение, воздействуя в прогрессивном смысле на общественную организацию. Само появление рабства в первобытном обществе было уже известным прогрессом, заключающимся хотя бы в том, что прекратилось убийство всех побежденных. С увеличением числа рабов увеличивается специализация , появляются новые экономические функции, техника добывания и обработки сырья значительно поднимается. Пока население, сравнительно с площадью удобной для обработки земли, незначительно, труд рабов производит гораздо больше, чем нужно на их содержание. При этом необходимость внимательного надзора за трудом невольников заставляет держать их вместе в большом количестве, и концентрация приносит ещё большие выгоды.

Однако выгодность эта с течением времени уменьшалась. Неизбежно наступал момент, когда при невольничьем труде производство переставало возрастать, при том что содержание раба постоянно дорожало. Техника добывания и обработки при умственной тупости, которая неизбежна для рабов, не может развиваться далее определённых пределов. Труд, вынуждаемый страхом наказания, сам по себе неуспешен и непроизводителен: даже физическую силу рабы не прилагают к делу и наполовину. Все это подрывало институт рабства. Новые хозяйственные отношения, которые в различных государствах обусловливались различными причинами, создали новый институт крепостничества , породив новое состояние несвободных, прикреплнных к земле и поставленных под власть землевладельца крестьян, которые, однако, при всей ограниченности своих прав, не являются уже собственностью владельца. Масштабы использования рабского труда сузились, класс рабов-земледельцев исчез. В Европе рабство сохранилось как, преимущественно, домашнее, однако существовало на всем протяжении Средних веков. Захватом рабов и работорговлей занимались скандинавские викинги . Итальянские купцы (генуэзцы и венецианцы), владевшие торговыми факториями на Черном и Азовском морях, покупали рабов (славян, тюрок, черкессов) у татаро-монголов и продавали их в страны средиземноморского бассейна, как мусульманские, так и христианские. (См. также Генуэзские колонии в Северном Причерноморье). Рабы славянского происхождения отмечаются в XIV веке в нотариальных актах некоторых итальянских и южнофранцузских городов (Руссильон).

Рабство в средневековых государствах Передней Азии

На рабском труде африканцев держалась экономика южного Ирака вплоть до восстаниз зинджей. В Нижнем Ираке труд восточноафриканских рабов, известных как "зинджи", использовался в массовых масштабах для крайне трудоемких работ по поддержанию в порядке и развитию южномесопотамской мелиорационной сети, обеспечивавшей высокую продуктивность земледелия в данном регионе. Высокая концентрация восточноафриканских рабов и крайне плохие условия их существования, позволили хариджитам превратить зинджей в ударную силу организованного ими восстания, известного как Восстание зинджей (869–883 гг.). В результате восстания зинджам удалось установит свой контроль над всем Нижним Ираком и даже создать свою собственную политию. В результате колоссального напряжения сил аббасидским халифам все-таки удалось это восстание подавить (Popovic, A. 1999. The Revolt of African Slaves in Iraq in the 3rd/9th Century. Princeton: Markus Wiener). Однако после этого иракцы уже стали последовательно избегать массового ввоза в страну рабов из Восточной Африки. Отметим, что в то же самое время иракцам не удалось найти зинджам эффективной альтернативы, в результате чего сложная мелиоративная сеть Нижней Месопотамии пришла в полный упадок, что привело к полной социально-экологической катастрофе в регионе. "Общая населенная территория сократилась до 6%" от прежнего уровня. Население упало до минимальной за все предыдущие 5000 лет точки. Нижняя Месопотамия, бывшая при Омеййадах житницей халифата, превратилась в окруженные пустынями болота.

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда , Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см.также Набеговое хозяйство). Монголо-татары, обратившая огромные массы покоренного населения в рабство, продавали рабов как мусульманских купцам, так и итальянским торговцам, владевшим с середины XIII века колониями в северном Причерноморье (Каффа с 1266, Чембало, Солдайа, Тана и др.). Одним из наиболее оживленных работоторговых путей вел из азовской Таны в Дамиетту, находящуюся в устье Нила. За счет рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов. Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Основной рынок рабов находился в городе Кефе (Каффа). Рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве, на Московской Руси, на Северном Кавказе продавались преимущественно в страны Передней Азии. К примеру, в результате таких крупных набеги на Русь, как в 1521 или в 1571, в рабство продавалось до 100 тысяч пленников. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек. В покоренных Турцией христианских областях каждый четвёртый мальчик забирался из семьи, принуждался к обращению в ислам и становился рабом султана. Из рабов пополнялась янычарская гвардия и султанская администрация. Из рабынь состояли гаремы султана и турецких сановников.

Рабство в новое время

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в огромных масштабах в XVII веке , после начала эпохи великих географических открытий . На колонизируемых европейцами территориях повсеместно, в широких масштабах разворачивалось сельскохозяйственное производство, которое требовало большого количества работников. При этом условия жизни и производства в колониях были чрезвычайно близки к тем, что существовали в древние времена: большие пространства необработанной земли, малая плотность населения, возможность ведения хозяйства экстенсивными методами, с применением самых простых инструментов и элементарных технологий. Во многих местах, в особенности в Америке , работников было просто негде взять: местное население не имело никакого желания работать на пришельцев, свободные переселенцы также не собирались трудиться на плантациях. В это же время в ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев. Африканские народы, большей частью, находились на стадии родового строя или начальных стадиях государственного строительства, технологический уровень их не давал возможности сопротивляться европейцам, имевшим технику и огнестрельное оружие. Кроме того, некоторые (хотя далеко не все) африканские племена , испокон веков жившие в условиях природного изобилия и не имевшие потому поводов для межплеменных войн, просто не обладали достаточной степенью психологической сопротивляемости, чтобы вступить в организованную войну с колонизаторами.

В Европе снова возобновилось использование рабского труда и началась массовая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века . Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли по назначению. Некоторая часть рабов попадала в метрополию , большинство же отправлялись в колонии , преимущественно американские, где их использовали для сельскохозяйственных работ, преимущественно на плантациях. Тогда же в Европе преступников , приговорённых к каторге , стали также отправлять в колонии и продавать там в рабство. Среди "белых рабов" пробладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии 1649-1651.

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.

Использование рабов-африканцев было весьма выгодным для плантаторов. Во-первых, негры в среднем были лучше приспособлены для изнурительного физического труда в жарком климате, чем белые европейцы или индейцы ; во-вторых, вывезенные далеко от мест обитания собственных племён, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, они были менее склонны к побегам. При продаже невольников взрослый здоровый негр стоил в полтора - два раза дороже здорового взрослого белого. Масштабы использования рабского труда в колониях были очень велики. Даже после повсеместного запрещения законом работорговля долгое время существовала нелегально. Почти всё чернокожее население американского континента на середину XX века было потомками рабов, некогда вывезенных из Африки. Всего было ввезено в британскую Северную Америку, и позднее в США, около 13 миллионов африканских рабов. На одного живого раба, доставленного на плантиации приходилось ещё несколько погибших во время захвата и транспортировки. По оценкам исследователей в результате работорговли Африка потеряла до 80 миллионов жизней.

Отказ от использования рабского труда на американском континенте в основном произошёл в XIX веке , причём отнюдь не гладко. Американские рабы-негры, несмотря на обретение свободы, продолжали оставаться «людьми второго сорта», имевшими значительно меньшие права, чем белые. Нынешние американцы не очень любят вспоминать об этом, но ещё в -х годах в США даже в автобусах имелись отдельные места для чернокожих (на прочие места им садиться запрещалось), а в парках стояли скамейки с табличками «только для белых». Освобождение рабов принесло социальные проблемы: в большинстве своём, освобождённые негры вовсе не имели мотивации для включения на равных в общество свободных людей. Считая работу уделом исключительно рабов, освобождённые негры часто просто тунеядствовали , добывая средства для жизни нищенством , случайными заработками и различными преступными путями. Движение за права чернокожих , добившееся во второй половине XX века значительных успехов, в действительности лишь усугубило проблему, поощрив социальное иждивенчество : значительная часть «афроамериканцев», как их теперь называют, живут на социальные пособия , не принося обществу никакой пользы.

Современное состояние

Распространённость рабства на начало XXI века

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании , в году. Тем не менее, в современных условиях рабовладение не просто существует, но и процветает, в том числе в государствах, считающихся свободными и демократическими. Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, для определения рабского положения человека используются другие критерии. Считается, что человек находится на положении раба, если в его отношении выполняются три условия:

  1. Его деятельность контролируется иными лицами с помощью насилия или угрозы его применения.
  2. Он находится в данном месте и занимается данным видом деятельности не по своей воле, и лишён физической возможности изменить ситуацию по собственному желанию.
  3. За свою работу он либо не получает оплаты вообще, либо получает минимальную оплату.

Не считаются рабами заключённые , осуждённые судом по закону к наказанию в виде лишения свободы, даже если такие заключённые во время отбывания наказания принуждаются к труду. Этот факт даёт основания для утверждения, что современные государства, официально запрещая рабство, сами продолжают его использовать. В связи с необходимостью отделения наказания в виде лишения свободы от рабства во многих странах категорически запрещено использование заключённых на принудительных работах.

По данным международных правозащитных организаций, в мире сейчас до 30 миллионов человек находится на положении рабов. По оценкам ООН , доходы от перепродажи невольников в мире составляют $7 млрд. в год. В Европе постоянно имеется, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1 миллиона рабов. В России, по данным правозащитников, до 600 тысяч человек заняты принудительным трудом, из них несколько десятков тысяч постоянно находятся полностью на положении рабов, то есть лишены свободы и физически неспособны освободиться без посторонней помощи.

Отмечается, что после перехода работорговли полностью на нелегальное положение, доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века , упала, а доход, который он может приносить, вырос.

В классических формах

В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии , где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан , Мавритания , Сомали , Пакистан , Индия , Непал , Бирма , Ангола . Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Явление того же порядка, хотя и несравненно меньших масштабов, - трудовое рабство на слабо контролируемых правительствами территориях стран бывшего СССР , в частности, на российском Северном Кавказе , в Казахстане и демократическими наиболее характерно сексуальное рабство. Оно же составляет значительную долю в других промышленно развитых странах, прежде всего, в США . Женщин и малолетних девочек лишают свободы и принуждают заниматься проституцией в интересах хозяина. Малолетних нередко покупают у работорговцев или даже непосредственно у родителей, взрослых заманивают через модельные, рекламные, туристические и рекрутинговые агентства, либо похищают силой. По данным Международной Организации Миграции, в году в страны Европы было продано 120 тыс. женщин из постсоветских государств. В Бельгии и Германии , согласно результатам исследования ООН, из России ежемесячно приносит своему хозяину $7.5 тыс., из которых она сама получает не более $500.

У вывезенных изымают документы, ограничивают их свободу передвижения, избивают, заставляют работать за мизерную плату или вовсе бесплатно. Положение таких работников усугубляется тем, что они, как правило, проживают в стране нахождения незаконно, из-за чего не желают обращаться к органам власти (даже если имеют такую возможность), боясь тюремного заключения. Кроме того, органы власти далеко не всегда могут оказать помощь и пресечь действия рабовладельцев; доказать такой состав преступления, как рабовладение, бывает достаточно трудно: рабовладельцы просто отказываются от работников, либо ссылаются на якобы имеющиеся трудовые соглашения и долги работников, признавая лишь нарушения в оформлении документов. Даже освобождённый человек не имеет средств для жизни или возвращения домой.

  1. Торговля людьми должна быть официально запрещена, и за неё должно быть предусмотрено наказание.
  2. Наказание за торговлю людьми должно быть соизмеримо с наказанием за тяжкие преступления, такие как изнасилование, то есть достаточно строгим для сдерживания этой деятельности и адекватно отражающим отвратительный характер преступления.
  3. Правительство страны должно предпринимать серьёзные и неустанные усилия с целью ликвидации торговли людьми.

Правительственные и общественные организации, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека, постоянно отслеживают развитие ситуации с рабовладением в мире. Но их деятельность ограничивается констатацией фактов. Реальная борьба с работорговлей и использованием принудительного труда сдерживается тем, что использование рабского труда снова стало экономически выгодным.

Влияние рабства на культуру общества

В нравственной жизни человечества рабство, безусловно, имело и имеет крайне вредные последствия. С одной стороны, оно приводит к нравственной деградации рабов, уничтожая в них чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества, с другой - отражается неблагоприятно на рабовладельцах. Давно известно, что для психики человека крайне вредна зависимость подвластных от его каприза и произвола; господин неизбежно привыкает исполнять все свои прихоти и перестаёт владеть своими страстями. Распущенность становится существенной чертой его характера.

Во времена повсеместного, широко распространённого рабовладения рабство оказывало разлагающее влияние на семью : сплошь и рядом рабыни, едва выйдя из детства, принуждались удовлетворять сексуальные потребности господина, что далеко не способствовало хорошим супружеским отношениям. Дети господина, находясь в постоянном соприкосновении с рабами, легко перенимали пороки родителей; жестокость и пренебрежение к рабам прививались с детства. Конечно, встречались отдельные исключения, но они были слишком редки и ничуть не смягчали общего тона. Из семейной жизни разврат легко переходит в общественную, как особенно рельефно показывает античный мир.

Вытеснение свободного труда рабским приводит тому, что общество делится на две группы: на одной стороне - рабы, «чернь», в значительной степени состоящая из людей невежественных, продажных, проникнутых мелким, эгоистическим честолюбием и постоянно готовых поднять гражданскую смуту; на другой - «знать» - кучка богачей, возможно, образованных, но при этом праздных и развратных. Между этими классами - целая бездна, что это является ещё одной лишней причиной разложения общества.

Ещё одним вредным последствием рабства является обесчещение труда. Занятия, предоставленные рабам, считаются позорными для свободного человека. С увеличением масштабов использования рабов возрастает число таких занятий, в конце концов всякий труд признается позорным и бесчестящим, а наиболее существенным признаком свободного человека считается безделье и презрение к какой бы то ни было работе. Воззрение это, будучи порождением рабовладения, в свою очередь поддерживает институт рабства, да и после упразднения рабовладения остаётся в общественном сознании. Для реабилитации труда требуется, затем, большое время; до настоящего момента такое воззрение сохранилось в отвращении некоторых слоев общества ко всякой хозяйственной деятельности.

Основанная на рабстве, характерна для государств древнего мира. Согласно марксистскому учению о классах основными антагонистическими классами при рабовладельческом строе были рабовладельцы и рабы, противоборство между этими классами определяло экономику, юридические нормы, быт, нравы, уровень техники и научных знаний, идеологию общества (этику, религию, философию). Рабовладельческий строй возник в результате разложения первобытнообщинного строя, был первой классовой формацией во всемирной истории, был сменен феодальным строем.

Рабство

Древнейшие рабовладельческие государства возникли на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до н. э. в Месопотамии и Египте и просуществовал в странах Азии, Европы, Северной Африки вплоть до 3-5 веков н.э. Своего высшего развития рабовладельческое общество достигло в Древней Греции и Древнем Риме. В период древней истории, от разложения первобытнообщинных отношений и до возникновения феодализма , рабовладельческие общества сосуществовали с множеством обществ, еще не вышедших из стадии первобытнообщинного строя, и оказывали на них влияние, способствуя их преобразованию в классовые рабовладельческие общества. Особенно большое значение в этом плане имела Римская империя - самое большое рабовладельческого государство в мире. Завоевывая соседние страны римляне устанавливали в них рабовладельческие порядки. Ряд народов (германцы, славяне), вступивших на историческую арену после падения Римской империи (после 5 века н.э.), переходили из первобытнообщинного строя в стадию феодализма.
Рабство возникло на поздней ступени развития доклассового общества, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали обычным явлением. В истории известно множество форм рабской зависимости, но среди них могут быть выделены главные органические черты рабства: раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства); раб не имеет собственности на средства производства; раб подвергается эксплуатации путем внеэкономического принуждения. В многообразии форм рабской зависимости различают два основных типа рабства: раннее рабство (патриархальное рабство), связанное с натуральным видом хозяйства; античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями. Одной из характерных черт патриархального рабства было совместное участие рабовладельца и его рабов в трудовом процессе. Античное рабство отличается от патриархального тем, что в большей степени юридически закрепляло экспроприацию личности раба, как это видно из сравнения римского законодательства с древневосточными судебниками.
Рабы использовались во всех видах производства - в земледелии, ремесле, строительстве. Труд рабов строго регламентировался и контролировался, они были лишены всякой возможности проявить, совершенно не были экономически заинтересованы в результатах труда. Но часть рабов, в основном в сельском хозяйстве, получала некоторую долю самостоятельности и экономической заинтересованности. Это рабы на пекулии, а также илоты в Спарте, пенесты в Фессалии, коринефоры в Сикионе, гимнесии в Аргосе, лелеги в Карин. Метод их эксплуатации рабов предвосхищал феодальные формы. Источниками рабства были военнопленные, свободные общинники, попавшие в рабство за долги, а также потомственные рабы. Для поздней Римской республики и отчасти для Римской империи военнопленные были одним из главных источников рабства. Проблема распространения рабовладельческого строя в странах Древнего Востока остается дискуссионной. Азиатский способ производства в значительной степени тормозил развитие частновладельческих инициатив, в том числе в сфере рабовладения.

Производительные силы

При рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счет совершенствования орудий производства, а за счет людских ресурсов, занятых в процессе производства; за счет возрастания специализации занятых в земледелии и ремеслах работников, как свободных, так и рабов, повышения их квалификации. Низкий уровень техники объяснялся невысокими затратами рабовладельцев на труд рабов, отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Рабовладельческие производственные отношения из силы, содействовавшей развитию производительных сил, относительно быстро превратились в тормоз развития техники. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, так как рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили или теряли их, а удельный вес труда свободных в рабовладельческом хозяйстве постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого должен был уступить место иному способу производства.
Рабовладельческие хозяйства различались размером недвижимой собственности и количеством рабов. В основном рабы использовались как источник мускульной энергии, необходимой в землепашестве, скотоводстве, строительных и транспортных работах. Отсутствие статистики в древности не позволяет точно установить численность рабов; известно, что в Греции и Риме количество рабов было огромным. Древнегреческий автор Афиней (2 век н.э.), ссылаясь на писателя 3 века до н.э. Ктесикла, сообщает, что, согласно переписи 309 года до н.э., в Афинах было 400 тысяч рабов на 21 тысячу граждан и 100 тысяч метеков. По общему мнению ученых, эта цифра преувеличена; предполагается, что у богатых афинян, в среднем было до 50 рабов домашней прислуги, у бедных - по несколько человек. О многочисленности рабов свидетельствует сообщение Фукидида, согласно которому бегство 20 тысяч рабов из Афин в Спарту во время Пелопоннесской войны (5 век до н.э.) парализовало афинское ремесленное производство. После завоевания Эпира Римом в 168 году до н.э. в рабство было продано 150 тысяч эпиротов. Завоевание Галлии (1 век до н.э.) Юлием Цезарем сопровождалось продажей в рабство около 1 млн. галлов. По сообщению Плиния Старшего, у вольноотпущенника Цецилия во время правления Августа (1 век до н.э. - 1 век н.э.) было, согласно его завещанию, 4116 рабов. Кроме рабов, использовавшихся в экономике, был также, уже главным образом в Древнем Риме, слой рабов, занимавшихся умственным трудом (художники, писатели, артисты, воспитатели). Эта рабская интеллигенция состояла их ранее свободных и превращенных в рабов во время завоевания римлянами Греции. Этот слой образованных рабов способствовал проникновению эллинистической культуры в римское общество.
Рынки для продажи рабов функционировали в Аквилее (Италия), Танаисе (устье Дона), на острове Делос в Эгейском море. На одном только Делосе за сутки продавалось свыше 10 тысяч рабов. В восстаниях рабов (Сицилийские восстания рабов во 2 веке до н.э., восстание Спартака в 1 веке до н.э.) участвовали десятки тысяч рабов. Следует отметить, что в среде свободных граждан античных полисов и государств важное место занимала борьба между социальными верхами и низами (аристократов и демоса, патрициев и плебеев), но практически никогда, ни сельские общинники, ни городская беднота не присоединялась к восстаниям рабов.

Кризис полиса

В большинстве греческих и италийских полисов сельские общинники были свободными, во многих случаях их обезземеливанию, разорению и закабалению препятствовало законодательство. Кризис полиса и концентрация земли, недвижимого имущества и рабов в руках крупных рабовладельцев привели к ухудшению положения мелких свободных производителей, поставив их в зависимость от рабовладельцев, которые экономически и внеэкономически стремились подчинить мелких производителей и эксплуатировать их. В период распространения колоната различия между свободной беднотой и рабами начали сглаживаться, и в последний период существования Римской империи протестные выступления социальных низов стали более сплоченными.
Аппарат государственной власти, правовые институты, идеология и религия служили интересам закрепления положения рабов. Конкретные типы и формы рабовладельческого государства были разнообразны. Классическим примером демократической рабовладельческой республики считаются Афины 5-4 веков до н.э., примером аристократической рабовладельческой республики был республиканский Рим, рабовладельческой монархии - Римская империя, на Древнем Востоке - Египет, Ассирия, Вавилония, Персия. У древних авторов (Полибия, Сыма Цяня) дана характеристика основных форм государственной власти.
Сложившееся в древности право обеспечивало превращение рабов в собственность рабовладельцев, раб был объектом, а не субъектом права. В развитом рабовладельческом обществе среди высших слоев физический труд считался несовместимым с исполнением гражданских обязанностей. Конфуций, Аристотель, Цицерон считали рабство общественно необходимым институтом, поскольку, как они полагали, есть категории людей, не способных к умственному труду и самой природой предназначенных к рабской зависимости; свободные граждане должны быть освобождены от забот о предметах первой необходимости. Лишь некоторые мыслители древности высказывали противоположные взгляды, например, Дион Хрисостом (1-2 века н.э.) считал, что все люди, в том числе и рабы, имеют одинаковое право на свободу.
Типичной формой религиозного мышления в рабовладельческих государствах был политеизм . В определенных исторических условиях могли формироваться и монотеистические взгляды: установление государственного культа Атона по реформе Эхнатона в Египте в 14 веке до н.э., культ Яхве в Палестине в первом тысячелетии до н.э., христианство в 1 веке н.э. на территории Римской империи. Религиозное мировоззрение было господствующим, наряду с ним возникло светское мировоззрение в виде ряда философских учений идеалистического и материалистического направления (в Китае, Индии, Древней Греции, Древнем Риме): натурфилософия, стоицизм, платонизм, неоплатонизм, материалистические учения Демокрита и Эпикура.
В рабовладельческий период истории человечества возникли художественная литература и ее жанры (трагедия, комедия, лирика, эпос), историческая литература, театр; были заложены основы естественных наук (математика, астрономия, медицина), созданы выдающиеся памятники изобразительного искусства и архитектуры: афинский акрополь, египетские пирамиды, римский пантеон, дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (Вавилония), ступа в Санчи (Индия), Великая Китайская стена, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре (Египет), Пергамский алтарь, Венера Милосская, Аполлон Бельведерский. Процесс вытеснения рабовладельческого строя был длительным и сложным, гибель рабовладельческого способа производства была обусловлена его экономической бесперспективностью, непосредственные производители - рабы - не были заинтересованы в развитии производства. Перерождение рабовладельческой формы эксплуатации в колонат, вызванное экономическими причинами и представлявшее собой длительный процесс, обусловило и перерождение рабовладельцев в феодалов, рабов - в крепостных крестьян.