Биографии Характеристики Анализ

Столица Камчатского края - Петропавловск-Камчатский. Описание города, климат, время

Средняя температура в городе по месяцам:


Петропавловск-Камчатский глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Петропавловске-Камчатском. Отзывы жителей и переехавших.

Общие сведения и история

Петропавловск-Камчатский – форпост России на Камчатском полуострове, город с уникальной историей и еще более уникальным местоположением. Город находится на берегу Авачинской бухты Тихого океана, являясь при этом базой российского тихоокеанского флота.

Петропавловск-Камчатский является одним из самых старых городов Дальнего Востока. Первые казаки прибыли сюда еще в 1697 году. Здесь они основали острог и заложили лабазы. Более сорока лет на Камчатку не пребывали новые русские, пока в 1740 году экспедиция под руководством Алексея Чирикова и Витуса Беринга на двух кораблях «Святой апостол Павел» и «Святой апостол Петр» не прибыла осваивать Камчатскую землю. Имена кораблей в итоге дали имя острогу. Он стал Петропавловском.

Спустя еще сорок лет Петропавловск посетили два английских военных корабля «Дискавери» и «Резолюшн» в рамках Третьей кругосветной экспедиции Джона Кука. С тех пор все кругосветные регаты бросали якорь у берегов Авачинской бухты.

В 1812 году Петропавловский острог получил статус города и имя «Петропавловская гавань». В том же году государь утвердил «Новое положение о Камчатке», согласно которому управлять полуостровом должен был специально назначенный генерал-губернатор. Местом резиденции столь высокого чина была выбрана Петропавловская гавань.

В 1849 году была образована Камчатская область. Областным центром стала Петропавловская гавань. Спустя пять лет на Камчатке громким эхом аукнулась Крымская война. Главными соперники России в том конфликте были Англия и Франция. Противники пытались просто растерзать Россию напав на нее с нескольких сторон. В качестве второго фронта Англия выбрала Дальний Восток. Во-первых у англичан был великолепный флот, на котором они могли быстро доставить туда свои воиска, а во-вторых у России в те времена не было ни только транссибирской магистрали, но и вообще дорог за Уралом катастрофически не хватало, что исключало возможность быстрой переброски войск с одного фронта на другой. Да даже если бы и были дороги.

Напрямую от Петропавловска-Камчатского до Москвы 8400 км. Реальная дорога наверняка равнялась бы 10000 км, а может быть и больше. Сколько шли бы солдаты? Сколько бы ехали повозки? Если бы солдаты центральной России отправились выручать дальневосточных товарищей, то сообщение об окончании войны они встретили бы где-нибудь в районе современного Новосибирска.

Слава Богу, помогать никому не пришлось. Дальневосточники показали себя смелыми воинами и отстояли в героических сражениях Петропавловскую гавань. В память о храбрых солдатах на Никольской сопке возвели часовню и сделали братскую могилу.

Спустя, более чем полтора века в 2011 году Петропавловск-Камчатский был объявлен «Городом воинской славы». Награда нашла героя, жаль только, что так поздно.

Климат и экология Петропавска-Камчатского

В России не так много мест, куда можно приглашать туристов. На Камчатку туристов приглашать не только можно, но и нужно. Природа здесь действительно уникальная. Перепад высот в самом Петропавловске-Камчатском равняется 513,6 метрам. Самая низкая точка – уровень Авачинской бухты. Самая высокая – гора Раковая.

В принципе весь город стоит на сопках. Ровных дорог практически нет. Постоянные подъемы и спуски. Малолитражных автомобилей со слабыми двигателями здесь практически нет, поскольку ездить на них невозможно.

Географически Петропавловск-Камчатский находится южнее Москвы, но тем не менее климат здесь гораздо суровее, чем в столице. Лето очень холодное. Оно сопоставимо по средним температурам с Норильском и Архангельском. Тем не менее зима на полуострове очень теплая. Она даже более мягкая, чем зима в Санкт-Петербурге. Перепады температур в течение года небольшие. В августе среднесуточная температура равна +12,4 °C, а в январе – 7,7 °C ниже нуля. То есть разница всего 20,1°C.

Осадки на Камчатке выпадают в основном осенью и зимой. Летом на полуострове не жарко и очень комфортно.

Говоря о климате Петропавловска-Камчатского невозможно не упомянуть о сейсмической активности. Восточный берег Курильских островов, Камчатки и Японии – это самые сейсмически активные места на Земле. В прошлом веке там произошло одно девятибалльное землетрясение, два восьмибалльных и десять семибалльных.

Экологическая ситуация в Петропавловске-Камчатском достаточно стабильная. Воздух отравляют в основном автомобилисты и две местные тепловые электрические станции. Поскольку в городе проживает всего 183 тысячи жителей, а среди них автомобилист только каждый шестой, то тридцать тысяч машин не способны принести значительного вреда природе города.

Вода в Ачинской бухте, разумеется, грязнее, чем сто или даже пятьдесят лет назад. Причиной тому – устаревшие суда, из которые регулярно вытекает мазут. Каких-либо других глобальных экологических проблем ни в городе, ни в регионе нет.

Население Петропавска-Камчатского

Коренными жителями Камчатского полуострова являются камчадалы, или как их еще называют – ительмены. Испокон веков камчадалы селились по берегам рек, богатых лососем, ловили рыбу, охотились в лесах. В средние века нередки были войны камчадалов против чукч и эвенков. Эвенки – посредственные бойцы, они не представляли существенной угрозы и имели преимущества только тогда, когда заметно превосходили соперника по численности. Другое дело чукчи. Из-за анекдотов мы недооцениваем этот народ, хотя еще несколько веков назад, когда на Чукотку не завезли алкоголь, этот народ держал в ежовых рукавицах весь Дальний Восток. Впору даже говорить о геноциде камчадалов чукчами.

Сейчас, конечно, чукчи уже не те. В свое время их не могли одолеть русские казаки, тогда-то они и подкинули им водку. Что не смогла сделать армия – сделала водка. И нация за пару столетий существенно деградировала. Сейчас, зная о пагубном влиянии водки на организм коренных жителей, в Петропавловске-Камчатском после 20:00 не продают крепкие спиртные напитки. Многие бары не продают жителям алкоголь в принципе.

Не сказать, что эти меры заметны, поскольку камчадалов в общей массе совсем немного. Около 10% жителей Петропавловска-Камчатского. Остальные люди – русские, украинцы и армяне. Армяне занимаются в городе торговлей, они контролируют здесь два рынка. Цыган на полуострове нет.

В принципе население достаточно спокойное. Без опаски можно гулять по вечерним улицам. Средний возраст жителя Петропавловска-Камчатского – 44 года, при средней продолжительности жизни на полуострове – 57 лет. Молодежи мало, после школы они уезжают на запад в более крупные города, где и стараются остаться. Самым шиком считается уехать с Камчатки в . Такой переезд удается немногим. Счастье для многих – и . Еще престижными городами считаются и .

На данный момент в Петропавловске-Камчатском больше умирает людей, чем рождается. Пика численности населения город достиг в 1989 году, тогда в Петропавловске-Камчатском проживало 286 тысяч человек. Сейчас цифры гораздо скромнее, около 183 тысяч.

Примерно четверть жителей имеют высшее образование. Чаще всего заочное, полученное в одном из местных филиалов ВУЗов. С точки зрения образованности горожане заметно отстают от ведущих регионов страны и даже на Дальнем Востоке не являются лидерами.

Районы и недвижимость Петропавска-Камчатского

Испокон веков в Петропавловске-Камчатском не было никаких районов. В начале двадцатого века в городе проживало не больше тысячи человек. Конечно, спустя десятилетия ситуация изменилась, но районирование так и не прижилось. В 1973 году Петропавловск-Камчатский разделили на Октябрьский и Ленинский районы, в 1988 году районы упразднили.

Сейчас город разделяется на микрорайоны, которые обычно отделены друг от друга горами или водоемами. Различают микрайоны «Четвертый километр», «Пятый километр», «Шестой километр», Северо-восток, Горизонт, Силуэт, Центр. Кроме того к городу относятся близлежащие поселки: Нагорный, Авача, Заозерный, Радыгино, Дальний, Халактырка, Моховая, Чапаевка, Завойко.

Такого понятия, как центральная улица в Петропавловске-Камчатском в полной мере не существует. За право так называться могут поспорить проспект Карла Маркса и улица Советская. Из-за городских сопок и неровного рельефа город занимает огромную территорию, но застройка очень разряженная, поэтому до социально значимых объектов практически из любой точки Петропавловска-Камчатского добираться долго.

Без преувеличений можно сказать, что Петропавловск-Камчатский находится в одном из самых красивых мест мира. Кругом океан, вулканы, бухты, сопки. С балкона обычного дома здесь можно увидеть такую красоту, которая ни на каком пятизвездочном курорте даже не снилась. При такой чудесной природе Петропавловск-Камчатский остается одним из самых безобразных и некрасивых городов не только России, но и, наверное, мира. Петропавловцы абсолютно не ценят той красоты, в которой живут, даже их дома похожи из-за этого на времянки или бараки.

Местные жители здесь зашивают стены огромными металлическими листами, делается это потому что сильно дует в комнатах, находящихся с наветренной стороны. Ветра, кстати, в Петропавловске-Камчатском будь здоров. Вообще в городе нет нормальных отелей даже. Единственная приличная гостиница находится в получасе езды от центра города, среди сосен. Рядом с отелем нет никаких благ цивилизации, зато есть база подводных лодок.

Петропавловцы каждый день живут в ожидании подземных толчков, а их все нет и нет. Периодические землетрясения портят горожанам весь быть. Единственный положительный момент, который они приносят – красивые эркеры на зданиях, но тут они применяются не для красоты, а ради поперечной прочности. Каждая квартира в петропавловском многоквартирном доме имеет противоударный выступ с выходом на маленький балкон. В народе этот выступ и этот балкон называют капитанским мостиком.

Вообще петропавловцы – удивительно ленивый народ. Мысль о том, что скоро будет землетрясение, рушит на корню все их позитивные начинания. «Землетрясение все уничтожит», - любят повторять они и поднимать к небу глаза. Если в городе, например, рушится забор, то никто его не чинит, пока не произойдет что-то экстраординарное. Городская власть такая же ленивая, как и сами жители, имея такую шикарную природу под боком они совершенно не хотят развивать в своем регионе туризм.

Здесь ведь отличные условия для горнолыжников, сноубордистов, саночников. Никакая Красная Поляна или Гранд-Каньон и рядом не стояли. Нужен действующий вулкан – пожалуйста. Долина гейзеров? Есть она и у нас. Но нет. Никому ничего не надо. Конечно, съездить на камчатский курорт будет недешевое удовольствие, но есть же толстосумы, которые отдыхают в Чили, поднимаются в Гималаи. Почему всем этим людям не приехать на Камчатку?

Если вдруг какого-нибудь шального путешественника занесет в Петропавловск-Камчатский, то лучше всего для жизни ему выбирать Центральный микрорайон, а если сокращенно, то центр, поскольку именно в нем сосредоточены все самые главные городские универмаги и магазины. Именно отсюда расходится транспорт во все остальные поселения.

Состояние инфраструктуры

Если представить Петропавловск-Камчатский, как большую собаку, а городскую инфраструктуру, как собачьи лапы, то песик получится хромым. В городе ужасные дороги. Никто не хочет класть более прочный бетон, предпочитая ему асфальт. Легкие сейсмические толчки в этой местности – привычное дело. Как следствие, асфальт всегда в трещинах. Где есть трещины, там в итоге появляются ямы. Ямы никто не латает долгое время. Налоги с жителей берут исправно, а вот использовать по назначению – не используют. Может быть, строят подземный бункер на эти средства? Где после конца света смогли спастись все горожане? Неизвестно.

Все коммунальные услуги в Петропавловске-Камчатском очень дорогие. Электричество стоит 3,47 рублей за киловатт. Горячая вода – 18 рублей за кубометр, холодная – 6 рублей. Такие цены объясняются тем, что получать энергию из ветра на Камчатке никто не хочет. Энергия морских приливов тоже никак не используются. Остаются только тепловые электрические станции. Городские котельные не могут охватить весь город. Во многих микрорайонах стоят свои собственные кочегарки, где работают люди, плохо учившиеся в школе. Кочегарки очень сильно коптят небо и при неблагоприятном ветре могут задувать в чьи-нибудь квартиры.

Основной вид транспорта в городе – автобус, причем ПАЗик. Схема автобусного движения напоминает солнышко. Все маршруты расходятся из центра города, а еще два курсируют по периметру Петропавловска-Камчатского. На самом деле, для маленького города, располагающегося на большой территории очень сложно придумать что-то более удобное. ПАЗики, кстати, ездят очень старые и часто ломаются, а иногда не осиливают подъем в гору.

Детских садов, как и школ, достаточно. В конце восьмидесятых людей в городе жило на сто тысяч больше и вся инфраструктура была построена для них. Сейчас есть даже пустующие детские сады. Это не Москва, никому свободные помещения здесь не интересные. Если пройтись по городу, то пустых зданий можно насчитать несколько десятков.

Не смотря на это недвижимость в городе достаточно дорогая. Снять квартиру посуточно на Крещатике, в Киеве, стоит столько же, сколько и в Петропавловске-Камчатском. До московских цен Камчатка пока еще не дотягивает, но толи еще будет. Однокомнатная квартира без изысков стоит в городе в среднем два миллиона рублей. Двухкомнатная – на пятьсот тысяч дороже, трехкомнатная – на миллион.

Предприятия и работа в Петропавловске-Камчатском

Градообразующее предприятие Петропавловска-Камчатского – океан. Без него здесь давно никто бы уже не жил не смотря на всю красоту. На рынке морских даров работают ОАО «Камчатрыбпром», «Океанрыбфлот», рыболовецкий колхоз имени Владимира Ленина, ЗАО «Акрос» и множество мелких компаний. Всю отрасль контролирует мафия. Сейчас, правда, они называют себя бизнесменами, но каких-то пятнадцать лет назад, когда все еще было неспокойно эти же люди стреляли друг в друга, пытаясь захапать больший кусок пирога.

Обидно, что большинство камчатских морепродуктов экспортируются за рубеж, а в Россию оттуда ввозятся уже переработанными. Не желание развивать весь спектр добычи и переработки рыбы и морепродуктов, играет медвежью услугу не только для Петропавловска-Камчатского, но и для всей страны. В сезон рыбной ловли сотни искателей удачи приезжает в город, чтобы наняться моряком и уйти в плавание. Моряки часто подрывает свое здоровье в этих походах, но в тоже время зарабатывают очень неплохие деньги.

Не так давно на Камчатке начали развивать горнорудную промышленность. Там добывают золото, платину, никель и серебро. Чужаков на рудники не пускают, поскольку за месяц неквалифицированного труда там можно получить более ста тысяч рублей, что для Камчатки является очень хорошей суммой.

Криминал

Самые распространенные преступления в Петропавловске-Камчатском так или иначе связаны с браконьерством. В 90-е годы «добытчики» выясняли отношения между собой. Начиная с 2000-х, они сражаются уже против правоохранительных органов. К сожалению, на Камчатке очень коррумпированная полиция и борется она не со всеми браконьерами. Те, кто платят за свое спокойствие, не испытывают никакого дискомфорта. Остальным иногда приходится попотеть, скрываясь от погони.

Громких заказных убийств в Петропавловске-Камчатском не было никогда. Крадут или грабят тут в основном только матушку природу, поэтому можно резюмировать, что город, не смотря на всю свою серость достаточно спокойный.

Достопримечательности города

В Петропавловске-Камчатском нет смысла хвалится ресторанами, барами или театрами. Здесь весь досуг на очень низком уровне. Кормят везде одинаково. Одинаково плохо. Стоимость блюд тоже везде примерно одинаковая. Покушать выйдет в среднем тысячи полторы на человека. Гораздо дешевле и вкуснее познакомиться с кем-нибудь из рыбаков, кто ходит в море, и покупать у них свежую рыбу и морепродукты. Вкуснейших креветок рыбаки продают по сто рублей за килограмм.

Хвалиться в Петропавловске-Камчатском надо природой. Например, действующим вулканом Мутновский или лавовой пещерой, высотой 6 метров. Отдельного разговора, конечно же заслуживает долина гейзеров, которая хоть и не находится в самом городе, но является настоящим символом Камчатки. Кто не был в долине гейзеров, тот зря ездил в Петропавловск-Камчатский.

  • Метки:

В первые послевоенные годы государству было не до полуострова Камчатка. Все средства уходили на восстановление разрушенных войной деревень, сел, городов и народного хозяйства. Камчатка жила за счет слабых ресурсов, которых хватало только на поддержание имевшихся производственных структур и минимума социальных объектов, созданных почти десяток лет назад.

Военные годы наложили свой отпечаток на Петропавловск-Камчатский. В запущенном состоянии было благоустройство, не развивались строительная индустрия и социальная сфера. Даже в центре города большинство улиц было непригодно не только для автомобилей, но и для гужевого транспорта. Более-менее приличными были улицы Ленинская и Микояновская. Гравийное покрытие было только на Ленинской улице, а на остальных - грунтовое. Всякое строительство велось медленными темпами, стихийно и беспланово. Застраивался Петропавловск-Камчатский в основном частными домами: маленькими каркасно-засыпными коробочками, а также бараками, становившимися основным жильем. Эти строения возникали всюду, где только позволяла местность: на склонах Петровской и Мишенной сопок, вдоль дороги на СРВ, на берегах Култучного озера. Они добавляли городу деревенский вид не лучшего варианта. В границах города тех лет насчитывалось чуть более ста улиц. Мне пришлось захватить это время.

Нахождение Камчатской области в составе Хабаровского края негативно сказывалось на развитии далекой окраины России. Многие социально-экономические вопросы решались не в ее пользу. Такое положение серьезным образом отражалось на благополучии Петропавловска-Камчатского, но и в этих условиях в первые годы второй половины XX века город, вопреки всему, становился промышленным и культурным центром области, повышалась его роль в экономике Камчатки.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов в городе стали создаваться новые предприятия и организации. В августе 1946 года бывшие механические мастерские Акционерного Камчатского общества (АКО) на Озерновской косе были преобразованы в механический завод, который с июля 1954 года стал Петропавловским судоремонтно-механическим заводом (ПСРМЗ). В 1946 году был создан Камчатрыбвод, который контролировал промысел рыбы и морского зверя в водах, омывающих не только Камчатку, но и Чукотку, и Курильские острова. С 1948 года хлеб для Петропавловска-Камчатского стал выпекать хлебосухарный завод № 1. До этого хлеб производили несколько пекарен. В одной из них, на улице Ключевской, после открытия завода был организован горпищекомбинат, в котором стали выпускать кондитерские изделия, винно-водочные и безалкогольные напитки, пиво. 17 мая 1949 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР было организовано Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство . В октябре 1949 года Совет Министров СССР принял решение о реконструкции Петропавловского морского порта и организации для этого специального строительного треста, который был создан в декабре, - строительно-монтажный трест № 6 Главморстроя. В 1954 году трест был переименован в строительно-монтажный трест Камчатморстрой. В этом же году был организован строительный трест Камчатморгидрострой .

Выделение из состава Хабаровского края в 1947 году Сахалинской области, а в 1948 году Амурской, позволившее им более успешно развивать свою экономику и культуру, подтолкнуло Камчатский обком КПСС и Камчатский облисполком в 1955 году войти с ходатайством в Правительство РСФСР о выделении Камчатской области из состава Хабаровского края .

23 января 1956 года Камчатская область вышла из подчинения Хабаровскому краю и стала самостоятельной, что положительно сказалось на развитии Камчатки и Петропавловска-Камчатского. В нем стала интенсивно развиваться промышленность, активизировалось жилищное строительство и начало улучшаться благоустройство. Такое Петропавловск ощущал уже дважды - в 1849–1855 и 1909–1916 годах, когда Камчатка становилась самостоятельной. Начался "золотой век" Петропавловска-Камчатского. Его условно можно определить рамками 1956–1991 годов. За этот период сформировался новый город, определились его современные границы.

"Золотой век" Петропавловска-Камчатского можно условно разделить на три этапа. Первый: 1956–1966 годы; второй - 1967–1977 годы; третий - 1978–1991 годы.

Первый этап "золотого века" Петропавловска-Камчатского - 1956–1966 годы. В этот период интенсивно реализовывались старые и новые социально-экономические планы развития областного центра. Создавались новые предприятия и организации, укреплялась их материально-техническая база. Были востребованы производственные здания, рабочие руки, жилье. В Петропавловске-Камчатском появились признаки большого строительства: закладывались новые корпуса промышленных цехов, школ и больниц, административных зданий и жилых домов. Активно велась работа по открытию образовательных и культурных заведений.

Заметнее всего стала развиваться строительная индустрия. Стремительно менялся облик Петропавловска-Камчатского, что особенно бросалось в глаза и запомнилось. Особенно его исторический центр, в котором сносились деревянные дома старой постройки и возводились многоэтажки. Началось жилищное строительство во многих микрорайонах города .

Коротко об отдельных постройках этого периода. В 1956 году в центре города было построено (№ 52), ближе к Култучному озеру - . Кинотеатр открылся 5 ноября 1956 года. В было два кинозала: "Голубой" и "Розовый". и кинотеатра продолжили ряд каменных многоэтажек на главной улице, где находились гостиница "Восток" (Ленинская, 40), (Ленинская, 34), продовольственный магазин (Ленинская, 32) и другие, возведенные в 1950 году и 1954–1955 годах. В 1957–1960 годах шло строительство ГУМа (открыт в апреле 1962 года), Дома связи, административного здания УТРФ. С их завершением в начале 1960-х годов улица Ленинская стала принимать почти тот вид, который открывается сейчас каждому. Аналогично в эти годы менялось лицо улицы Советской.

В южной части города в 1958 году завершалось строительство группы жилых домов для портовиков, работников пароходства и судоремонтников на улицах Красная Сопка, Океанской и Индустриальной. Этот район, ранее оторванный от центра города, постепенно соединялся с ним. Этому также способствовало развитие общественного транспорта. В 1958 году пассажиров в Петропавловске-Камчатском перевозили 56 автобусов и 23 такси. С 1959 года автобусное движение стало уже до поселка Индустриального - "5-й километр - СРВ". До 1967 года автобусный маршрут увеличивался почти через каждые год-два в северном направлении по Елизовскому шоссе до 6, 7 и 10-го километров. Стоит отметить, что в первые годы горожане на остановках занимали очередь и согласно ей садились в автобус. До ЖБФ был маршрут № 1, до лесозавода - № 2 и до СРВ - № 3. Эти маршруты десятилетиями имели свои номера. Потом уже пролегли маршруты в сторону Халактырского аэропорта, Сероглазки, Моховой, Авачи и других поселков в пригороде Петропавловска-Камчатского.

До осени 1957 года город заканчивался на 5-м километре. Далее была территория Елизовского района. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 октября 1957 года в черту города была включена территория, расположенная на 6–10-м километрах Елизовского шоссе . В основном это были пустыри с редкими островками частных домов.

К этому времени строительные тресты Камчатморгидрострой, Камчатрыбстрой и Камчатстрой стремились к освоению индустриального жилищного строительства, позволявшего не только возводить отдельные объекты, но и вести комплексное строительство жилых микрорайонов. Так, на пустырях на 5-м километре с 1958 года началось возведение многоэтажных жилых домов для рыбаков. По примеру Москвы этот микрорайон назвали Черемушками.

О серьезных подвижках в жилищном строительстве тех лет в Петропавловске-Камчатском говорят отдельные цифры. Если в 1954–1958 годах в областном центре было введено в строй по линии местного Совета около 60 домов, а частными лицами 350, то за 1959–1960 годы и 6 месяцев 1961 года государством было построено 204 дома и индивидуальными владельцами 278 .

В 1961 году в городе насчитывалось 5650 жилых домов, но только 393 из них были построены из бетонных блоков и 968 из деревянного бруса. Остальные 4289 представляли собой каркасно-засыпные бараки и дома .

До второй половины 1950-х годов город был недостаточно благоустроен. Так, в поселке Индустриальном, в районе Красной сопки, на 4-м километре и 75-м участке (район улицы Пограничной) дороги были разбиты, не имели кюветов и ливнестоков, а на большинстве улиц города отсутствовали тротуары. Такие основные улицы Петропавловска-Камчатского, как Советская, Партизанская, Ларинская (Чирикова), Беринга и Строительная, не имели гравийного покрытия, не говоря уже об остальных улицах. Вопросу благоустройства Петропавловска-Камчатского в 1957 году было посвящено заседание бюро Камчатского областного комитета КПСС. Бюро обязало Петропавловский горисполком до 1 октября приступить к строительству дорог с гравийным покрытием и окончить строительство тротуаров на улицах Советской, Микояновской (Ленинградской), Озерновской, Ключевской, Индустриальной и Рябиковской .

Нужно отметить, что уже к 1960 году большинство улиц города были приведены в порядок, а 14,3 километра центральной дороги города были заасфальтированы, и такая дорога достигла 5-го километра. В 1960 году город в современных границах насчитывал уже 190 улиц.

Выделение Камчатской области из состава Хабаровского края положительно сказалось на развитии промышленности не только области, но и Петропавловска-Камчатского. Для этого были сделаны дополнительные ассигнования. Особенно большие вложения были сделаны в развитие производства рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отрасли, в которой во второй половине 1950-х годов начался новый этап. Промысловые суда работали в Охотском и Беринговом морях, в Тихом океане. Такой возможностью располагал базировавшийся в городе траловый флот. С получением в 1953–1958 годах 29 новых средних рыболовных траулеров (СРТ) в нем стало 60 добывающих судов, и траловый флот превратился в мощную рыбодобывающую организацию области. 2 апреля 1957 года произошло слияние тралового флота, Камчатрыбфлота, рыбного порта в одну организацию - Управление морского активного рыболовства (УМАР). В этом же году управлению было передано бондарное производство в поселках Малая Лагерная и Большая Лагерная . Уже в 1958 году прошли новые преобразования. , Камчатрыбфлот вновь стали самостоятельными предприятиями в системе Камчатрыбпрома, а рыбодобывающий флот со многими вспомогательными производствами в мае 1959 года получил наименование Управление тралового и рефрижераторного флота (УТРФ).

УТРФ стал основным градообразующим предприятием в Петропавловске-Камчатском, а рыбная промышленность - главной сферой экономики города. К 1965 году траловый флот насчитывал более 130 судов, в том числе 7 больших морозильных рыболовных траулеров, 5 плавбаз, 74 средних рыболовных траулера и множество других судов . В коллективе УТРФ трудились тысячи людей, в том числе известные капитаны: П. Е. Алешкин, А. А. Кузнецов, Г. В. Мещеряков, А. Ф. Мердов, К. А. Числов. Руководителями тралового флота и УТРФ в разное время были: П. А. Демидов, П. И. Анода, И. П. Черниговский, В. П. Потапенко.

Еще в 1960 году из трех рыболовецких колхозов, расположенных на берегах Авачинской губы, - им. С. М. Кирова, им. И. В. Сталина и "Красная связь" - был организован в селе Сероглазка рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина. Первым председателем колхоза стал М. К. Старицын. После него председателями крупного коллективного хозяйства были: С. И. Новоселов, В. В. Сватковский. В колхозе работали прославленные рыбацкие капитаны: И. И. Малякин, А. А. Пономарев, Н. И. Хорт .

Креп рыбодобывающий флот, продолжала развиваться судоремонтная база. К судоремонтной верфи и судоремонтно-механическому заводу добавилась судоремонтная база "Фреза". Ее основой стали плавдок и плавмастерская "Фреза", доставленные в Петропавловский рыбный порт в сентябре 1958 года. В 1960 году база была преобразована в завод "Фреза" .

Создание новых промышленных предприятий, развитие рыбодобывающего флота, бурное жилищное строительство обеспечили рост населения Петропавловска-Камчатского. В 1959 году в нем проживало 85,6 тыс. человек, что составляло 38,8 процента населения Камчатки. На город приходилось 44 процента валовой промышленной продукции области .

В 1958 году в Петропавловске-Камчатском имелось 242 торговые точки, включая киоски. К 1963 году их уже насчитывалось 301. Развивались предприятия общественного питания. Горожане пользовались в 1958 году 97 столовыми и закусочными, а в 1963 году их уже было 119 . В 1960 году в городе было 40 промтоварных, 21 продуктовый, 5 молочных и 2 овощных магазина. Горожане могли помыться в пяти городских банях.

К 1959 году к услугам жителей было три кинотеатра, драмтеатр, краеведческий музей, 11 клубов, 60 киноустановок, 12 массовых библиотек с 222 тыс. книг . К единственному в городе добавились в 1958 году два: "Маяк" и широкоэкранный "Октябрь". Излюбленным и единственным местом отдыха петропавловцев оставалась Никольская сопка с парком культуры и отдыха. Большинство городских праздничных мероприятий проходило на ней.

По инициативе командующего Камчатской военной флотилией Г. И. Щедрина был построен Музей боевой славы, который открылся в День военно-морского флота в 1959 году. 11 августа того же года многие петропавловцы присутствовали на торжественном открытии , а осенью - на открытии на Никольской сопке мемориала .

С середины 1950-х годов в городе появился круг пишущих творческих людей, объединившихся вокруг областной газеты "Камчатская правда". При газете в 1957 году была создана книжная редакция, которая в 1964 году стала Камчатским отделением Дальневосточного книжного издательства. Стали выпускаться первые книги по истории Камчатки, сборники стихов и прозы местных авторов. С 1963 года Камчатский отдел Географического общества периодически стал издавать сборник "Вопросы географии Камчатки" .

27 июля 1958 года в поселке Завойко состоялось открытие , герою Советского Союза, погибшему при штурме японских укреплений на острове Шумшу, грудью закрывшему амбразуру вражеского дзота. 30 июля 1963 года в сквере Музея боевой славы был открыт , погибшему 11 октября 1942 года в Тихом океане от торпедной атаки неизвестной подлодки.

Конец 1950-х годов характерен открытием в Петропавловске-Камчатском многих учебных заведений, которыми до этого была обделена Камчатка. Из-за этого большинство молодежи после окончания школы покидало полуостров, чтобы продолжить образование, и больше сюда не возвращалось. 31 августа 1958 года в торжественной обстановке был открыт , первое высшее учебное заведение на Камчатке. Ректором института стал доцент Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена кандидат исторических наук Ю. Е. Новиков . В разные годы в институте преподавали известные на Камчатке люди: Л. П. Лельчук, М. П. Стельных, Б. В. Бушелева, Г. Г. Кравченко. Окончили КГПИ камчатские писатели и историки: Е. В. Гропянов, В. П. Пустовит, С. И. Вахрин.

К имевшимся в городе средним специальным учебным заведениям: Петропавловск-Камчатскому мореходному и Петропавловскому медицинскому училищам в 1958–1963 годах добавилось еще четыре. Были открыты: 1 сентября 1958 года - Петропавловский торгово-кооперативный техникум; 1 августа 1959 года - морской рыбопромышленный техникум; 13 мая 1963 года - Петропавловское музыкальное училище и 1 сентября 1963 года - Петропавловское педагогическое училище.

Через двадцать лет после первого (1940) празднования Дня города вспомнили об этой дате. Уместна здесь выдержка из воспоминаний В. И. Алексеева: "В октябре 1960 года отмечалось 220-летие города Петропавловска-Камчатского. В день празднования (17 октября по новому стилю. - А. П. ) на городской площади, которая в то время называлась Театральной, а теперь носит имя В. И. Ленина, состоялся городской митинг трудящихся (была ясная морозная погода с ветром. - А. П. ). И вот к этой площади стала приближаться большая колонна автомашин с лозунгами и транспарантами. Машины были загружены картофелем, капустой. Несколько машин были с крупным рогатым скотом, свиньями и птицей. Это был дар горожанам от тружеников Елизовского района за их участие в подъеме сельского хозяйства. Автомашин было 220, то есть столько, сколько лет исполнилось областному центру" .

В 1965 году в Петропавловске-Камчатском широко и празднично отмечали его 225-летие. В дни празднования первым стал один из первых председателей Петропавловского горисполкома, активный участник за установление советской власти на Камчатке .

В центре Петропавловска-Камчатского на Никольской сопке 17 октября 1961 года заработал телецентр со 112-метровой телевышкой; в 1963 году открыли двери новые здания и . В первой половине 1960-х годов вступили в строй новые предприятия и организации. 5 октября 1962 года на базе Камчатской геолого-физической обсерватории и Лаборатории вулканологии был создан Институт вулканологии Сибирского отделения Академии наук СССР. Первым руководителем стал известный ученый-вулканолог Борис Иванович Пийп. В институте долгие годы работали ученые С. И. Набоко, Е. Ф. Малеев, С. А. Федотов.

В 1964 году приступили к работе сразу несколько организаций и промышленных предприятий: 14 февраля - , 10 июля - институт Камчатгражданпроект, 31 октября - Южные электрические сети; 4 декабря - кондитерская фабрика. 30 мая 1965 года вступила в строй первая очередь ТЭЦ-1 . В 1966 году были организованы два автотранспортных предприятия: автоколонны 1958 и 1400.

В 1962–1965 годах активно продолжалось . Так, на 6-м километре возник большой жилой район с развитой социальной сферой: школой (№ 7), столовой, книжным магазином ("Дом книги"), аптекой (№ 44), магазином промышленных товаров ("Спутник"), двумя детскими садами. В эти годы многоэтажки стали появляться в районе школы № 9 на улице Кутузова. С введением в строй 8 февраля 1966 года Петропавловского домостроительного комбината возможности строителей возросли в несколько раз.

В 1965 году в Петропавловске-Камчатском было 44 дневные общеобразовательные школы и три профессиональных училища. В школах работали опытные педагоги и воспитатели: К. А. Баранцева, Е. А. Головин, Е. В. Диордиенко, И. П. Олейников, Л. П. Мамонтова, Т. Д. Зеленова, И. А. Платонова.

В период значительных перемен, преобразивших город, председателем Петропавловского горисполкома в 1953–1960 годах был Владимир Захарович Мельников. Ему, как никому из председателей горисполкома, пришлось в сложный период роста города решать много градостроительных, социальных и других проблем, с которыми он успешно справлялся.

В 1960–1967 годах председателем Петропавловского горисполкома был Федор Константинович Белопотапов. Бывший партийный работник. Он в 1947–1950 годах был первым секретарем Усть-Камчатского райкома ВКП(б), а в 1952–1955 годах - Соболевского РК КПСС .

Второй этап "золотого века" Петропавловска-Камчатского - 1967–1977 годы. Стройки в этот период охватили весь город. В 1967 году несколько десятков домов были построены в районе 7-го километра. На пустом ранее месте возникли улицы Бохняка, Войцешека, Давыдова, Тушканова и Лукашевского. Они были названы в соответствии с решением исполкома Петропавловского городского Совета депутатов трудящихся, принятым осенью 1967 года. С открытием там магазина промышленных товаров "Силуэт" за этим районом до настоящего времени сохранилось данное название. Меняли свой облик улицы Пограничная, Океанская, Зеленая Роща.

От точечной застройки в старых районах Петропавловска-Камчатского строители перешли к массовому индустриальному строительству на новых свободных территориях. В 1967–1970 годах также велось и выборочное строительство в отдельных районах города. По-прежнему строились дома вдоль "красной" линии. Они возводились на улицах Океанской, Пограничной, в районе "Силуэта". Продолжалось строительство в будущем микрорайоне Дачный. Под него сносились частные дома постройки начала 1950-х годов. Центр города к 1970-м годам соединился с ранее оторванными от него южными и северными районами. В обиходной речи стали исчезать понятия , Ближний совхоз, Мангруппа, Шанхай. Город стал восприниматься как единое целое. Он растянулся по берегу Авачинской губы более чем на 20 километров.

В эти годы в Петропавловске-Камчатском появились мясокомбинат, мелькомбинат, междугородная, автобусная (1 февраля 1967 года) и автозаправочная станции, новое здание областной типографии, плавательный бассейн у хлебозавода, Дом культуры рыбаков на 5-м километре.

Петропавловск-Камчатский из маленького провинциального городка, быстро минуя стадию среднего, стал превращаться в один из крупных городов Дальнего Востока. В 1970 году в нем проживало 153,9 тыс. человек, или 53,5 процента жителей Камчатской области. 28 декабря 1973 года в составе города было образовано два района: Ленинский и Октябрьский (в 1988 году районы были ликвидированы).

Председателем Петропавловского горисполкома в 1967–1968 годах был Петр Илларионович Загоруй ; в 1968–1973 годах - Иван Гаврилович Коваленко.

Многоэтажные дома в районе бывшего Петропавловского совхоза (улицы Кроноцкая, и Ботанический проезд), 8–10-го километров стали появляться в 1970 году. После основной их застройки город вышел на свободные пространства бывших полей Петропавловского совхоза, отходя от традиционного строительства вдоль "красной" линии. Так в 1974–1975 годах стал застраиваться микрорайон Зазеркальный.

Жилищное строительство привело к появлению новых улиц. В 1973 году в Петропавловске-Камчатском было 260 улиц. Они стали чаще получать названия, связанные с историей города и его людьми. Так, в 1971 году появилась улица Молчанова, в 1972 году - Штурмана Елагина, в 1973 году - Чубарова, в 1976 году - бульвар Пийпа.

К концу 1970-х годов возникли микрорайоны Горизонт и Горизонт-Юг. В первой половине 1970-х годов в городе были построены здания с отличительной и заметной архитектурой: гостиница "Авача" и Дом быта на Комсомольской площади , на проспекте 50 лет Октября, дом быта "Чайка" на улице Ленинской , Дворец пионеров , а во второй половине - административные здания для облисполкома и горисполкома.

31 октября 1972 года Петропавловск-Камчатский за успехи в хозяйственном и культурном строительстве и за заслуги в становлении и укреплении советской власти на Камчатке был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этот же год началось строительство объездной дороги от хлебозавода до развилки улицы Лукашевского и проспекта Карла Маркса.

Оживилась культурная жизнь города. К издаваемому сборнику "Вопросы географии Камчатки" прибавились с 1968 года "Краеведческие записки" , а с 1976 года стал выходить литературно-художественный сборник "Камчатка" . С 1974 года ведет свою историю Камчатская писательская организация, с 1976 года - Камчатское отделение Союза художников. На полуострове хорошо известны местные писатели и поэты: Е. В. Гропянов, Г. Г. Поротов, В. В. Коянто (Косыгин), Н. В. Санеев, В. П. Кудлин, М. Я. Жилин; художники: А. Ф. Винокуров, К. В. Килпалин, В. А. Шохин, Ф. Г. Дьяков, В. И. Ворошилов, В. А. Белых, В. П. Соколов-Ширшов.

С 1967 года в городе имеется Камчатская хоровая капелла, организатором и руководителем которой бессменно является заслуженный деятель искусств России, почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского ; с 1972 года - Камчатский камерный оркестр, организатором и главным дирижером которого в 1972–1997 годах был заслуженный артист России Г. А. Аввакумов.

В 1968 году к единственному высшему учебному заведению на Камчатке Камчатскому государственному педагогическому институту прибавилось еще одно - Камчатский филиал Дальрыбвтуза с дневным отделением по специальностям: "Промышленное рыболовство" и "Технология рыбных продуктов".

Менялась и производственная структура областного центра. В январе 1977 года территориально-производственное управление Главкамчатрыбпром было реорганизовано в производственное объединение Камчатрыбпром. В его состав вошло большинство рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Петропавловска-Камчатского. В том числе получившие новое наименование: УТРФ - База тралового флота (БТФ), Управление океанического рыболовства - База океанического рыболовства (БОР), Камчатрыбфлот - база Рыбхолодфлот. Кроме них, в объединение входили жестянобаночная фабрика, судоремонтный завод "Фреза", фабрика орудий лова, радиоцентр, Петропавловский рыбоконсервный завод и еще 11 береговых рыбоконсервных заводов и рыбозаводов области. Все вместе они производили 80 процентов валовой промышленной продукции области, а доля камчатских рыбаков составляла 12 процентов от общесоюзного вылова рыбы .

В 1978 году было организовано Управление промыслового флота (УПФ) межколхозного производственного объединения и вступила в строй цементно-помольная установка.

В 1975 году в Петропавловске-Камчатском торжественно проходили мероприятия в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. 7 мая 1975 года на Комсомольской площади состоялось открытие памятника в честь камчатцев, трудившихся в тылу. На - мемориальная доска: "Танк Т-34 установлен в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.". 8 мая был открыт . На постаменте, на котором стоит торпедный катер , - мемориальная доска: "Священной памяти мужества и героизма моряков-тихоокеанцев в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. от трудящихся города. 8 мая 1975 г.".

А 1978 год был отмечен и другим событием в Петропавловске-Камчатском. На засыпанной части Култучного озера, рядом с административным зданием Камчатского облисполкома, 6 ноября 1978 года был открыт . Площадь Театральная была переименована в площадь им. В. И. Ленина, хотя сохранила в разговорной речи и прежнее имя.

С 1970 года по 1979-й количество жителей в Петропавловске-Камчатском увеличилось на 61 тыс. человек и в 1979 году составило 214,9 тыс. .

Третий этап "золотого века" Петропавловска-Камчатского - 1978–1991 годы. В 1980-х годах Петропавловск-Камчатский продолжал менять облик, особенно своих окрестностей. Перечислить построенные за эти годы здания сложно, однако без указания весьма заметных, определявших лицо города, не обойтись. В новые современные здания из стекла и бетона переехали областная научная библиотека им. С. П. Крашенинникова , педагогическое училище, детская поликлиника № 1. Домостроители получили в свое распоряжение спортивно-культурный комплекс "Авангард" . Открылся плавательный бассейн на проспекте Победы ; в центре города - магазин "Холкам", водно-оздоровительный комплекс "Бодрость". В 1985–1987 годах были построены здания областного Управления внутренних дел . 22 декабря 1985 года дала первый ток ТЭЦ-2 . В последние дни 1986 года вошел в эксплуатацию гостиничный комплекс "Гейзер". С апреля 1988 года стали работать городской аэровокзал и гостиница "Петропавловск" . В 1987 году напротив заработал городской фонтан.

В эти годы стабильно работали рыбодобывающие, судоремонтные, строительные предприятия и предприятия энергетики. Вместе со вспомогательными и сопутствовавшими им организациями они определяли экономику города и области. С развитием социально-культурной инфраструктуры Петропавловск-Камчатский стал привлекательным для людей с материка. К этому периоду стало формироваться постоянное население областного центра, хотя город и был переполнен временщиками.

В 1986 году в Петропавловске-Камчатском действовало более 20 научно-исследовательских и проектных учреждений и институтов. В них работали 8 докторов, 200 кандидатов наук, около 450 научных сотрудников. Среди научных учреждений выделялись Камчатское отделение ТИНРО и Дальневосточного научного центра АН СССР. Действовали Камчатский государственный педагогический институт и филиал Дальрыбвтуза, который в январе 1987 года стал самостоятельным техническим вузом - Петропавловск-Камчатским высшим инженерным морским училищем (ПКВИМУ).

На культурную жизнь города большое влияние оказывали областной драматический театр , музыкальные школы и училище, два музея, картинная галерея (открытая в 1985 году), общество книголюбов, общество "Знание", областная научная библиотека им. С. П. Крашенинникова, где с 1982 года работал краеведческий клуб "Уйкоаль". Камчатское отделение Дальневосточного книжного издательства регулярно выпускало литературно-художественный сборник "Камчатка" и краеведческий сборник "Норд-ост" , издавало книги местных поэтов и прозаиков. Позитивную информацию о жизни на Камчатке, ее прошлом и настоящем давали областные газеты и телевидение. Для жителей города работали 128 массовых и специальных библиотек, дома культуры и кинотеатры: , "Мир", "Океан", "Октябрь", "Парус", "Победа", "Россия" и "Горизонт".

Еще в 1973 году появилась в Петропавловске-Камчатском первая мемориальная доска с указанием, в честь кого была названа улица. Она была посвящена , участнику борьбы за установление советской власти на Камчатке. В 1980-х годах в городе вновь стали устанавливать памятные доски - не только информирующие о том, в честь кого была названа улица города, но и посвященные знатным людям Петропавловска-Камчатского. Всего с 1973 года по 1990-й было установлено 12 таких досок: В. П. Андрианову, Г. Г. Поротову, Б. И. Пийпу, Н. П. Фролову, С. П. Беляеву, Я. М. Драбкину, Л. С. Молчанову, .

В годы стабильного развития города председателями Петропавловского горисполкома работали: в 1973–1984 годах - Иван Павлович Черниговский ; в 1984–1987 годах - Лев Николаевич Егоров ; в 1987–1989 годах - Вячеслав Иванович Шуваев ; в 1989–1990 годах - Николай Родионович Задорожный .

К началу 1990-х годов Петропавловск-Камчатский достиг тех границ, в которых находится до настоящего времени. Грянувшие изменения в государственном и общественном устройстве в стране в 1991–1992 годах отодвинули планы по воплощению хороших замыслов по улучшению архитектуры города на неопределенное будущее. Однако еще в 1989 году серьезно обсуждался вопрос о строительстве в Петропавловске-Камчатском второго домостроительного комбината и грандиозный проект культурного комплекса в историческом центре города. Именно тогда определение "исторический центр", охватывающий район от площади им. Г. И. Щедрина до Култучного озера, стало известно широкой общественности, а не только специалистам.

В феврале 1987 года появились улицы Ларина, Топоркова и Виталия Кручины, в сентябре 1988 года - улицы Обороны 1854 года и Старицына, в июне 1989 года - улица Фролова и переулок Заварицкого. В 1991 году список улиц пополнили Флотская и Якорная.

Начавшаяся в 1985 году в стране перестройка разбудила политическую и общественную активность людей. В марте 1989 года у здания геологоуправления в поселке Геологов прошел многотысячный митинг жителей города по вопросам демократии и власти. Потом несколько митингов проходило на площади им. В. И. Ленина. Они также были многолюдны, но затем митинговая демократия вскоре прекратилась. На волне либерализации политической жизни возникли общественные организации "Инициатива", "Мемориал" и "Товарищ". Областные газеты выходили небывало большими тиражами. В 1990 году газета "Камчатская правда" печатала 83 700 экземпляров, а "Камчатский комсомолец" - 68 165.

В 1989 году в Петропавловске-Камчатском проживало 242,5 тыс. человек (без закрытых территориальных образований - Петропавловска-50, -53 и др.), что составляло 52,8 процента населения области.

К этому времени экономика социализма стала давать сбои, что отразилось на сокращении объема промышленного производство в стране, в том числе продуктов и промышленных товаров для населения. На Камчатку надвигались сложные времена, однако это не помешало в 1990 году широко отметить 250-летие Петропавловска-Камчатского .

С 1991 года начался отсчет новой эпохи: распался СССР. Россия стала суверенным федеративным государством. В стране приступили к переделу собственности. Государственные предприятия переходили в руки акционерных обществ, становились частной собственностью. В Петропавловске-Камчатском акционировались почти все промышленные предприятия и организации. Многие старые предприятия прекратили свое существование. Наступила другая эпоха.

Петропавловск-Камчатский стал переживать не самые лучшие свои времена. В его прошлом такие периоды уже были: запустение поселения после завершения Второй Камчатской экспедиции в XVIII веке, с переводом военно-морской базы в 1855 году из Петропавловска в устье Амура, забытость в послеоктябрьский переворот 1917 года. Однако история хранит былые периоды бурного развития города, позволившие его не только сохранить, но и построить. Оставил самый заметный след в ней и период "золотого века" Петропавловска-Камчатского.

Петропавловск-Камчатский, 1998. - 624 с.

9. Камчатка во второй половине XX века: (воспоминания современников) . - М., 2005. - 494 с.

11. Лютиков В. Р. С маркой "Фреза" // "Плавать по морю необходимо…" . - Петропавловск-Камчатский, 1998. - 624 с.

12. Мартыненко В. П., Захарова Н. И. Петропавловск-Камчатский. Краткая хроника событий (1917–1988) // Камчатка : сб. - Петропавловск-Камчатский, 1990. - 182 с.

13. Народное хозяйство Камчатской области : стат. сб. - Хабаровск, 1966. - 150 с.

15. Остроухов С. Строители морских ворот Камчатки // Камчатская правда. - 1979. - 21 дек.

16. Петропавловск-Камчатский, 1740–1990: история города в док. и воспом . - Петропавловск-Камчатский, 1994. - 504 с.

21. Советы Северо-Востока СССР (1962–1982): сб. док. и материалов. - Магадан, 1986. - 360 с.

Петропавловск-Камчатский,
апрель 2015 года.
Публикуется впервые.

Свое название город получил в честь кораблей «Святой Петр» и «Святой Павел», принимавших участие в Камчатской экспедиции.

Интересно, что именно в Петропавловске-Камчатском дислоцируется база российского Тихоокеанского флота. Также в городе работает 2 университета, а также Институт вулканологии и сейсмологии.

Туристам следует посетить Петропавловск-Камчатский, чтобы полюбоваться уникальной природой края, своими глазами увидеть всемирно известные вулканы. Несмотря на кажущуюся удаленность от цивилизации, туристическая инфраструктура Петропавловска-Камчатского развита весьма неплохо: гости города могут остановиться в современных отелях и посетить отличные рестораны Петропавловска-Камчатского.

Климат

Климат Петропавловска-Камчатского весьма суров, однако зима в городе более теплая, чем в Сибири на тех же широтах. Средняя температура воздуха в году в Петропавловске-Камчатском - +1,9 °С.

История

История Петропавловск-Камчатского началась в XVIII веке, когда штурман по фамилии Елагин вошел на своем паруснике в прежде не известную бухту. Елагин принял решение, что база экспедиции будет располагаться именно здесь. В 1740 году здесь возвели дом для проживания офицеров, церковь, казармы и склады.

В 1740 году Беринг дал гавани название Петропавловская.

В 1779 году бухту впервые посетили иностранные корабли, которыми командовал Чарльз Кларк – заместитель великого Джеймса Кука.

Интересно, что история Петропавловска-Камчатского не всегда была историей большого города: так, на городском балу в 1787 году присутствовали всего 14 дам – местных жительниц.

В 1822 году гавань стала называться Петропавловским портом, с 1924 года началась непосредственно история Петропавловска-Камчатского.

Сегодня Петропавловск-Камчатский – крупный промышленный и культурный центр Камчатского края. История города отражена в названиях его улиц, о ней гостям рассказывают многочисленные памятники города.

Достопримечательности

Основные достопримечательности Петропавловска-Камчатского: Театральная площадь, бывшая площадь Ленина (со статуей вождя и монументом в память трагически прервавшейся кругосветки 18-го века под руководством Жана-Франсуа де Лаперуза), памятники Витусу Берингу (именно отсюда стартовала экспедиция к берегам Америки) и ещё одному «кругосветнику» Чарльзу Кларку, мемориальный комплекс «Батарея Максутова» в честь героической обороны Петропавловска-Камчатского от англо-французских войск в ходе Крымской войны 1854 г.

Православные памятники города - Храм Святой Живоначальной Троицы, главный собор Петропавловска-Камчатского, и Храм Святителя Николая Чудотворца.

Стоит посетить Государственный музей Камчатки - здесь представлены экспонаты, рассказывающие о древней истории Камчатского края: диорамы первобытных поселений, старинные пушечные ядра и флаги, материалы о крупнейшем извержении вулкана Толбачик и карты освоения территории Аляски. Узнать больше о Камчатке вулканической можно в Институте вулканологии, где проводятся познавательные, но совсем не скучные лекции.

Природные красоты Петропавловска-Камчатского: Авачинская бухта и Петровская сопка, Мишенная сопка с фантастическими видами с её вершины на три «домашних» вулкана - Авачинский, Корякский и Козельский. Непременно стоит посетить пляж Завойко с вулканическим чёрным песком - полюбоваться на морские дали и живописную береговую линию и понаблюдать за колонией забавных птиц топориков. Популярностью пользуются также морские прогулки по Авачинской бухте с наблюдением природного памятника - скал «Три брата» и плаванье в открытый океан к острову Старичков.

Экскурсии

Экскурсии в Петропавловске-Камчатском – это посещение горячих источников, вулканов, экскурсии на вертолете во всемирно известную Долину Гейзеров, а также посещение кальдеры вулкана Узон.

Кроме того, среди туристов пользуются популярностью конные походы и морские прогулки по окрестностям.

Интересно отправиться и на обзорную экскурсию по Петропавловск-Камчатскому с посещением многочисленных музеев города.

Спорт и активный отдых

Активный отдых в Петропавловске-Камчатском – это различные виды спортивного туризма, морские прогулки, сплавы по рекам региона и, конечно же, рыбалка.

Примечательно, что на склонах Козельского вулкана функционируют горнолыжная и альпинистская базы. Туристы могут совершить восхождение на склоны этого вулкана, при этом путешественникам не потребуется для этого специальное снаряжение.

Кроме того, в пределах города работает несколько горнолыжных баз – «Эдельвейс», «Центральная», «Красная сопка» и проч. Также здесь есть биатлонные трассы, при этом ежегодно в апреле в городе проводятся соревнования по биатлону международного уровня.

В Петропавловске-Камчатском также функционирует спортивный и оздоровительный комплекс «Звездный».

Кухня

Рыба и морепродукты - основа местной кухни. Здесь всё только что «из пучины» - свежайшее, приготовленное просто, но очень вкусно. Другая «фишка» гастрономического Петропавловска-Камчатского - обилие заведений дружественных японской и корейской кухни. Суши здесь просто отменные - особенно разителен контраст с ассортиментом московских напыщенных суши-ресторанов. При этом цены более чем приемлемые - 200-300 руб за фиксированный суши-ланч. Один из наиболее популярных ресторанчиков - «Ямато» в ТЦ «Планета» на улице Лукашевского. Отведать корейские кушанья можно в ресторане Korea House, что на Ленинской улице - ко всему прочему он располагается в потрясающе красивом историческом здании с панорамным видом на бухту. За классной морской кухней отправляйтесь в заведение «Сан-Марино» на улице Карла Маркса - кстати, помимо вкуснейших рыбных блюд здесь можно попробовать мясо лося и северного оленя.

Размещение

Гостиницы Петропавловск-Камчатского – это современные гостиницы, предоставляющие туристам отличные условия для отдыха.

Отели Петропавловск-Камчатского для туристов с ограниченными средствами – «Альбатрос», «Гейзер», «Русь» и проч.

Гостиницы Петропавловск-Камчатского более высокой категории – 3* - «Авача» и «Петропавловск», стоимость проживания за сутки – от 3.5 тысяч рублей.

Шопинг

Из Петропавловска-Камчатского стоит привезти резные изделия из дерева и кости (бивня мамонта, клыка моржа, китового уса, рогов снежного барана и лося), меховые и кожаные предметы одежды - от симпатичных чехлов для мобильных телефонов до «ямщицких» медвежьих шуб, в которых не страшен самый лютый мороз. Интересные вещички попадаются среди национальных атрибутов аборигенного населения - всевозможные изображения тотемных животных, обереги и амулеты, головные уборы, костюмы, бубны и предметы украшения жилища, а также варганы. Кроме этого, стоит обратить внимание на охотничьи трофеи - шкуры животных, рога и чучела.

Приобрести вышеперечисленное можно в сувенирной секции старого-доброго ГУМа - главного универсального магазина Петропавловска-Камчатского, в арт-салонах и частных сувенирных лавочках в историческом центре города.

В Петропавловске-Камчатском весьма выгодно приобретать снаряжение для походов, восхождений и прочих активных видов спорта: марки здесь представлены те же, что и в столичных магазинах, а вот цены отличаются в лучшую сторону.

Транспорт

Основные достопримечательности города по-туристически удобно расположены в его центре, и при этом весьма компактно - так что получить представление в общих чертах вполне можно в ходе пешеходной прогулки.

Кроме этого, по Петропавловску-Камчатскому можно передвигаться на автобусах, маршрутках, ласково называемых здесь «микрики», или такси. «Микрики» курсируют по всем мало-мальских значимым улицам города; посадка производится по «общероссийскому» типу: махнуть рукой приближающейся машине с нужным номером на лобовом стекле, забраться внутрь и передать водителю деньги за проезд (20 рубна любое расстояние) и заблаговременно и громко огласить пункт желаемой высадки. Автобусы передвигаются в основном по центральным улицам Петропавловска-Камчатского, но есть и пригородные. Поездка на автобусе в пределах городской черты обойдётся в 16 руб, проезд нужно оплатить водителю при выходе. Таксомоторный вояж по Петропавловску-Камчатскому обойдётся в пределах 60-180 руб.

Как добраться

Самый быстрый и без преувеличения незаменимый способ (при наших-то отечественных расстояниях!) - прибыть в Петропавловск-Камчатский на самолёте. Регулярные рейсы из Москвы выполняют «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Вим-авиа». Время в пути - от 8 до 8,5 часов. «Трансаэро» летает также из Санкт-Петербурга. S7 и «Владивосток Авиа» летают в Петропавловск-Камчатский из Новосибирска, Владивостока, Хабаровска и Краснодара, а «Уральские авиалинии» - из Екатеринбурга.

Аэропорт Петропавловска-Камчатского «Елизово» находится в 30 км от центра города. Преодолеть это расстояние можно на муниципальных автобусах № 102 и № 104 за 25 RUR (время в пути - около 45 мин) или на такси - такая поездка обойдётся в 400-500 руб.

Россия богата уникальными местами. Одно из них - столица Камчатского края. И история, и местоположение, и окружающая природа этого города необычны и интересны, что и делает это место предметом гордости населения и объектом вожделения у туристов. Расскажем об особенностях Петропавловска-Камчатского, его климате, устройстве и достопримечательностях.

Географическое положение города

На северо-востоке России располагается один из самых удивительных регионов страны - Камчатка. Столица Камчатского края расположилась в Тихого океана, которая соединяется с ним узким проливом. Город занимает площадь в 360 кв. км. Его рельеф сложный, с большими перепадами высот. Самая низкая точка - Авачинская бухта (0-5 м над уровнем моря), а самая высокая - гора Раковая (513 м над уровнем моря).

Весь город расположен на сопках, поэтому дороги состоят из одних подъемов и спусков. На территории протекает несколько ручьев, реки Крутоберега и Таенка, имеются озера. Поэтому сложностей с обеспечением жителей водой не возникает. Город расположен в одной из самых сейсмоопасных зон земли. Мелкие землетрясения случаются здесь очень часто. Крупные, разрушительные бедствия происходят редко, но население все время к ним готово.

Город расположен на расстоянии почти 12 тысяч километров от Москвы, поэтому всех жителей европейской части страны все время интересует вопрос, сколько времени в Петропавловске-Камчатском, когда в столице, допустим, 9 утра? Разница во времени с Москвой составляет 9 часов. Поэтому, когда в столице 9 утра, на Камчатке уже 18 часов вечера.

Климат и экология

Петропавловск-Камчатский находится в непосредственной близости от Тихого океана. Этот факт формирует климат населенного пункта: он умеренный морской, муссонный. Местоположением определяется специфика местной погоды: здесь прохладное и достаточно сухое лето, мягкая, продолжительная зима. Регион характеризуется большим количеством осадков - около 1200 мм в год. Наиболее влажными месяцами являются октябрь и ноябрь, меньше всего дождей бывает в июне.

В регионе наблюдается круглогодичная неустойчивость погоды, подверженность сильному влиянию циклонов. Лето начинается в Петропавловске-Камчатском в июне и длится до конца августа. Но столица и края ощущают острую нехватку тепла. Несмотря на то что регион находится на одной широте с Москвой и Тамбовом, температура воздуха здесь летом редко поднимается выше 17 градусов. Правда, в этот период мало дождей. И это делает лето комфортным.

Зима начинается в регионе в ноябре и завершается в апреле. На это время припадает наибольшее количество осадков. Средняя температура в январе составляет минус 7 градусов. Но снег с дождем и пронизывающие ветра делают эту погоду очень неприятной. Самое хорошее время года в городе - осень. В сентябре обычно устанавливается сухая солнечная погода без ветров. Зато в регионе все относительно благополучно с точки зрения экологии. Здесь нет вредоносной промышленности. Основным источником загрязнения выступает человек и автомобиль. Но так как и того, и другого здесь не очень много, воздух и вода на Камчатке вполне чисты.

История поселения

Столица Камчатского края была создана первооткрывателями края еще в начале 18 века. До этого здесь проживало местное население - камчадалы и чукчи. В середине 17 века сюда добрались русские казаки и объявили о присоединении земель к Российской империи. Но еще четыре десятилетия тут строились только мелкие остроги. Так продолжалось до тех пор, пока в эти места не отправился Иван Елагин для исследования данных территорий. Он, еще собираясь в экспедицию, присмотрел бухту, как самое удобное место для стоянки кораблей. Елагин провел измерения глубины у берегов и подтвердил ее судоходность.

В 1740 году сюда прибыла экспедиция под руководством и А. Чиркова на кораблях, давших название новому поселению. Сначала он именовался Петропавловском. Но, кроме небольшого острога и названия, в этом месте ничего не появлялось еще 70 лет. За эти годы сюда прибывало несколько экспедиций, но жителей не прибавлялось. В начале 19 века Екатерина Великая издала указ об освоении местных земель и создании города под названием Петропавловская гавань. С этого момента и начинается развитие населенного пункта.

На новые земли претендовали англичане и французы. Местным казакам пришлось держать суровую оборону. Позже городу еще раз пришлось отстаивать свою независимость, отбиваясь от японцев во время Второй мировой войны. С 30-х годов 20 века регион активно осваивается. Город растет, в нем появляются судоверфи и необходимая инфраструктура для жизни. Но условия проживания здесь всегда оставались суровыми. В советское время тут открывают несколько учебных заведений, в основном морского профиля.

Особенности города

Главной специфической чертой поселения является его удаленность от «большой земли». Несмотря на то что город с другими регионами страны связывает аэропорт «Петропавловск-Камчатский» и автомобильная трасса, стоимость билетов на перелет делает этот населенный пункт для многих недоступным. Это приводит к тому, что приезжих в населенном пункте немного, чаще всего из туристов здесь бывают представители Японии и Китая. Поэтому город слабо подготовлен к приему наплыва гостей.

Первый вопрос, который задают приезжие: сколько времени в Петропавловске-Камчатском по сравнению с Москвой, Новосибирском и т. д.? Потом они начинают искать привычный туристический сервис. И с удивлением обнаруживают, что почти ничего путевого не могут найти. Еще одна особенность жизни в столице Камчатки - это довольно высокие цены в Петропавловске-Камчатском. Все продукты сюда доставляют издалека. Этим объясняется их высокая стоимость.

Административное деление

Изначально у небольшого города не было никакого деления на районы. Но в советское время поселение пытались искусственно разбить на три района. Эта новация не прижилась, и позже деление было отменено. Сегодня город состоит из микрорайонов, по которым люди и ориентируются в пространстве.

Главные улицы Петропавловска-Камчатского - это Советская и проспект Карла Маркса. Вокруг них группируются многие значимые объекты города. Но в целом населенный пункт имеет большую протяженность, что порой составляет проблему для жителей, которым необходимо добраться до каких-то удаленных мест. Плотность населения составляет 500 человек на кв. км.

Население

Петропавловск-Камчатский сегодня насчитывает 180 тысяч человек. После перестройки город переживает не лучшие времена. Если в 1991 году здесь проживало 273 000 лиц, то сегодня ежегодно количество горожан сокращается минимум на 1 тысячу. Несмотря на умереннный рост рождаемости и снижение смертности, остановить сокращение численности жителей не удается. Народ уезжает из города из-за низкого качества жизни и снижения экономических показателей. Коренное население региона - камчадалы - также постепенно сокращается. Сегодня в городе их насчитывается чуть более 100 человек.

Экономика

Петропавловск-Камчатский - экономический центр Камчатского края. Здесь сосредоточена административная власть, работают несколько учебных заведений. Основной доход городу приносят рыбообрабатывающие предприятия. Но с появлением современных рыбодобывающих и обрабатывающих компаний в других населенных пунктах края, значимость этой отрасли в столице падает.

Власти делают ставку на горнодобывающую промышленность. В Петропавловске-Камчатском открываются компании по добыче золота, никеля, серебра, платины. Однако в городе отмечается высокий уровень безработицы. Несмотря на то что официальный показатель не превышает 2%, в реальности незанятых людей гораздо больше. Средний безработный в городе - мужчина 37 лет с высшим образованием. А основные вакансии связаны с сезонной деятельностью по ловле и обработке рыбы.

Достопримечательности

Столица Камчатского края не может похвалиться какими-то особыми архитектурными и историческими достопримечательностями. Основные памятники связаны с первооткрывателями Камчатки. В целом, город не очень красив. Его дополнительно уродуют листы железа, которыми жители утепляют фасады своих домов. Металл ржавеет и создает ощущение заброшенности и умирания.

Главной достопримечательностью края является природа. Это действующие вулканы, гейзеры, красивые пейзажи, океан. Ландшафт представлен почти в нетронутом виде. Туристов приглашают в национальные парки и заповедники, чтобы увидеть нерест лосося и охоту медведей на них, цветение багульника, спокойствие осенних пейзажей. Также гостям предлагают покататься на лыжах: в черте города есть несколько неплохих трасс.

Инфраструктура города

Город производит впечатление немного заброшенного и покинутого поселения. И причина этому - стареющая инфраструктура советских времен, плохие дороги. Единственное модернизированное место - это аэропорт. Петропавловск-Камчатский мало ремонтируется и строится. Жители пребывают в постоянном ожидании землетрясения. Поэтому частного строительства здесь очень мало, а государству не хватает средств на дотации городу. В Петропавловске-Камчатском есть острый дефицит хороших гостиниц. Лучшие места проживания находятся за пределами города.

Петропавловск-Камчатский — столица Камчатского края

Датой основания города Петропавловск-Камчатский считается 17 октября 1740 года. В этот день к берегам Авачинской бухты причалили корабли Второй Камчатской экспедиция под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Первоначально город назвали Петропавловский острог по именам кораблей-пакетботов «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». Свое современное название город получил в 1924 году.

Стелла на въезде в город «Пакетботы Святой Петр и Святой Павел»

Город находится в живописном месте, с одной стороны омывается Авачинской бухтой, кстати считается самой большой в мире, с другой стороны город Петропавловск-Камчатский «охраняют» Домашние вулканы: Корякская сопка, Авачинская сопка, вулкан Казельский. Архитектура и застройка Петропавловска-Камчатского и окрестностей в основном серая и однообразная. Безликие сталинки и хрущевки соседствуют с такими-же безликими новостройками. В городе есть музеи: Краеведческий, Музей воинской славы, много исторических памятников, среди них: памятники мореплавателям Витусу Берингу, Лаперузу, Чарльзу Кларку, памятник защитникам города — Батарея Максутова.



Землетрясения

Вдоль всего восточного побережья Камчатского полуострова и рядом с Петропавловском-Камчатским проходит Тихоокеанский сейсмический пояс , поэтому мелкие и средние землетрясения случаются довольно часто. Жители уже привыкли жить в ожидании землетрясения.
Разрушительных землетрясений в последние 50 лет не было и не предвидятся. Но в связи с высокой сейсмической активностью региона жилые и административные здания постоянно сейсмоукрепляются, от чего некоторые строения выглядят угрожающе уродливо, как из фильмов о мировом апокалипсисе.


Так выглядит один из учебных корпусов КамчатГТУ

Климат

Зимы в Петропавловске-Камчатском мягкие и многоснежные. Средняя температура зимой около —6 градусов по цельсию. Снежные пурги (пургой местные жители называют снежные метели) обычно проходят с ноября по начало мая. В наиболее снежные зимы снег достигает окон 2-го этажа многоэтажек. По причине многоснежных зим и гористой местности в Петропавловске-Камчатском популярны полноприводные автомобили 4WD. По этой-же причине на Камчатке очень популярны лыжные виды спорта: горные лыжи, сноуборд, беговые лыжи. Непосредственно в самом Петропавловске-Камчатском много лыжных трасс и есть горнолыжные школы. Очень популярен зимний туризм: Хели-ски, горные лыжи, бассейн с горячей водой в Паратунке, это краткий перечень развлечений туриста зимой на Камчатке.


Лето в Петропавловске-Камчатском прохладное и скоротечное. У местных жителей популярен анекдот: » — Ты че такой белый? Лета что-ли не было? — Лето было, но я в этот день на работе был… «. Среднесуточная температура самого теплого месяца, августа, +13 градусов . Климатическое лето (период со средними суточными температурами выше 15 градусов) бывает не каждый год.
Летом на Камчатке популярны активные виды туризма: восхождения на вулканы, сплавы по рекам, рыбалка.


Так-что если вас не пугает длительный 8-ми часовой перелет на Камчатку, если есть желание к авантюрным и романтичным путешествиям, собирайте чемодан и Добро пожаловать на Камчатку! Здесь есть что посмотреть и есть чем заняться в отпуске!

3Д виртуальный тур в Петропавловск-Камчатский

Панорамный вид города Петропавловск-Камчатский с сопки Мишенная

Петропавловск-Камчатский сегодня фото

Можно увидеть на фото какая погода сейчас в Петропавловске-Камчатском. Веб-камера расположена в Петропавловске-Камчатском на здании по адресу Бульвар Пийпа дом 9