Биографии Характеристики Анализ

Тевтонские племена. Тевтонцы против русских

ТЕВТОНЦЫ

ТЕВТОНЫ или ТЕВТОНЦЫ

(лат. teutonici ). Древнегерманское племя, населявшее прежде нынешний Гольдштейн.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .


Смотреть что такое "ТЕВТОНЦЫ" в других словарях:

    - … Википедия

    тевтонцы - тевт онцы, ев, ед. ч. нец, нца, твор. п. нцем … Русский орфографический словарь

    Пруссы среди других балтских племён (около 1200 г.) Восточные балты показаны оттенками коричневого, западные зелёного. Границы приблизительны. Под Прусским крестовым походо … Википедия

    Кимврская война … Википедия

    - (полное название Орден тевтонских рыцарей госпиталя св. Марии в Иерусалиме), известен также как Орден крестоносцев, немецкий духовно рыцарский орден, учрежденный в 1190 в Акре, где паломники из Любека и Бремена создали госпиталь, вскоре… … Энциклопедия Кольера

    Великая война (1409 1411) Ян Матейко. « … Википедия

    Тевтоны, тевтонцы (лат. Teutoni, Teutones) древнегерманские племена, жившие на западном побережье Ютландии и в низовье р. Эльба. В «Географии» Птолемея упоминаются как одно из племён «Великой Германии», проживавшее вместе с аварнами,… … Википедия

    Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Age of Empires: The Age of Kings и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Золотая Орда (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Польско тевтонская война (1431–1435) Польско Тевтонские войны … Википедия

Книги

  • История орденов средневековья , Гусев И.Е.. В настоящем издании описаны крупные монашеские ордена - религиозные и военно-религиозные организации Римско-Католической Церкви. Бенедиктинцы и картезианцы, францисканцы и доминиканцы,…
  • История орденов средневековья , Гусев И.. В настоящем издании описаны крупные монашеские ордена - религиозные и военно-религиозные организации Римско-Католической Церкви. Бенедиктинцы и картезианцы, францисканцы и доминиканцы,…

Тевтоны были одними из многих немецких этнических групп, но именно благодаря им появилось нынешнее название Германии. «Божественное» (как они себя называли) племя наводило ужас даже на, казалось бы, неустрашимого диктатора Римской республики Юлия Цезаря.

Тевтоны на первой карте

Впервые тевтонские племена упоминаются у греческих и римских авторов. Согласно карте Птолемея (15 - 60 годы н. э.), тевтоны первоначально жили в Ютландии, что согласуется с географом Помпонием Мела, который поместил их в Скандинавию.

Наряду с хавками, фризами, англами, саксами, ютами, герминонами-алеманнами, баварцами, лангобардами, тевтоны были одними из многих, кто говорил на западногерманском языке – ингвеоне. Были и другие носители восточногерманского языка – виндилы. Например, готы и бургунды.

Божественные из Деойчины

Среди историков бытует простое и понятное объяснение происхождения слова Германия от Herr ("господин" – нем.) и Mann ("мужчина" – нем.). Мол, родоначальником немецкого народа был некий верховный вождь – Манн, который позаимствовал это имя у царей Египета (Менес) или Индии (Ману).

Согласно «Великопольской хронике», у немцев и славян был общий отец Яфет, у которого было два сына: Ян (славянская ветвь) и Кус (немецкая ветвь). Так вот germo из этого документа означает "братья", просто Кус об этом помнил, а Ян – нет.

Так или иначе, тевтоны признавали себя германцами, но изначально называли себя не именем существительным, а прилагательным - теу (тео или даже део), что означает "божественные".

Вполне логично, что от этого самоназвания произошло и обозначение места, где они жили – «Теуйчина» или «Деойчина», которые со временем трансформировались в «Deutsche». Об этом в своих исторических эссе писал Владимир Нилов. Впрочем, кельтскую версию от слова народ (teuta) тоже никто не оспаривает.

Поражение, напугавшее победителей

Примерно тридцать веков назад на Земле похолодало на два градуса, однако этого оказалось достаточным, чтобы изменить привычную среду обитания германских племен. В поисках места под солнцем они, естественно, отправились на юг.

Переселение народов было не быстрым, лишь только в 182 до н. э. на востоке Галлии были замечены тевтоны. В 113 году до н. э. они пришли уже не одни, а с кимврами. Как же эти племена, жившие совсем в другой стороне (на востоке Европы), оказались вместе с германцами? Одна из версий гласит, что слава о воинственных тевтонах заворожила вождей кимвров, вот и решили они «пограбить вместе».

Римлянин греческого происхождения Аппиан свидетельствовал, что Римскую Империю атаковали только тевтонцы, очевидно не придавая значения киммерийцам. Римляне разбили германцев близи Марсалии, и племена кимвров – под Верцеллами, пополнив остатками этих племён класс рабов. Справедливости ради, отметим, что легионеры победили за счёт коварства и после победы стали панически бояться тевтонов.

Ярость тевтонов

Страх перед тевтонами позднее отметил Корнелий Тацит, особо отметив битву в Тевтобургском лесу в 9 году, которая показала, что германцы способны разбить организованные легионы. На самом деле, римскую армию под командованием Квинтилия Вара разгромили племена херусков под началом Арминия, но в Риме говорили только о тевтонах.

Битва в Тевтобургском лесу

О «тевтонской опасности» писал также Юлий Цезарь и Плиний Старший. Они отмечали, что ударной силой «божественных германцев» были пехотинцы, которые бегали не хуже лошадей. Вооружены они были примитивным оружием, чаще всего копьём – фрамея, а также коротким однолезвийным мечом и топором. Щитом с бронзовым умбоном тевтоны пользовались не только для защиты. Каждый боец также имел по несколько дротиков.

«Они нападают внезапно из леса, - вспоминал Цезарь в «Записках о галльской войне». – Если случается битва в чистом поле, они подносят ко ртам щиты и издают звуки, напоминающее пенье, которое становится громче и злее. Потом стремительно бросаются вперёд. Смешав передние ряды римлян, они также быстро отступают и забрасывают ряды легионеров дротиками. Сразу же среди нас много раненных и убитых. Затем тевтоны снова бросаются в атаку. Они дерутся семьями и родами, когда смерть брата или отца вызывает у них еще большую ярость».

Женщины и жрецы

Если же тевтонцы обращались в бегство, их останавливали женщины, которые обнажали грудь и били себя руками. Считается, тем самым они предупреждали своих мужчин, что станут рабынями римлян.

Марк Габриэль Шарль Глейр, " Пленные римские воины под ярмом у германцев"

Многие исследователи, в частности Фридрих Энгельс, видели в этом последствия матриархата, когда-то имевшего место среди целомудренных древних тевтонов, которые, согласно обычаям племени, познавали женщин только в зрелом возрасте. Воодушевляли на подвиг воинов и жрецы-прорицательницы.

Вначале они носили шкуры убитых животных, а потом – льняные белые одежды. Вооружены они были дорогими мечами, которыми и приносили богам в жертву пленных, наполняя кровью большой чан. Об этом с нескрываемым ужасом писал Страбон.

В историю тевтонские женщины вошли в 102 году, когда совершили массовое самоубийство после поражения своих мужчин в битве при Аквах Секстиевых. Это событие нашло отражение и в тевтонском эпосе, который, кстати, практически не описывает разрушение Римской империи. Многие исследователи отмечают, что тевтоны, привыкшие к набегам, просто не заметили, что разрушили великую цивилизацию эллинов.

тевтоны

тевтонов, ед. тевтон, тевтона, м.

    Одно из др.-германских племен, в конце старой эры воевавшее с римлянами на территории Галлии. ? Употр. иногда как общее обозначение германских народов.

    То же, что тевтонцы (см. тевтонец ; устар.). Сто лет минуло, как тевтон в крови неверных окунался. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

тевтоны

Ов, ед. -он, -а, м. Общее название древнегерманских племен.

прил. тевтонский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

тевтоны

мн. Общее название древнегерманских племен.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

тевтоны

германские племена. Во 2 в. до н. э. вместе с кимврами вторглись в римские владения, в 102 до н. э. разбиты римским полководцем Г. Марием. Позднее тевтонами иногда называли германцев вообще.

Тевтоны

(латинский Teutoni, Teutones), германские племена. В конце 2 в. до н. э. двинулись с Ютландского полуострова на Ю. и вторглись в Галлию, соединившись с кимврами, затем вместе с ними и др. племенами направились в Северную Италию. В 102 до н. э. были полностью разбиты войсками римского полководца Г. Мария при Аквах Секстиевых. После этого упоминание о Т. как племенах исчезает. Слово «Т.» употреблялось иногда и для обозначения германцев вообще.

Википедия

Тевтоны

Тевтоны , тевтонцы (, Teutones ) - древнегерманское племя, жившее на западном побережье Ютландии и в низовье р. Эльба. В « Географии » Птолемея тевтоны упоминаются как одно из племен «Великой Германии», проживавшее вместе с аварнами, свевами и фародинами.

В конце II в. до н. э. двинулись с Ютландского полуострова на юг и вторглись в Галлию, соединившись с кимврами, затем вместе с ними и другими германскими племенами направились в Северную Италию. Это вторжение явилось «первой волной» нашествия варваров на Древний Рим.

В 102 до н. э., несмотря на численное превосходство, были полностью разбиты 30-тысячной армией римского полководца Гая Мария при Аквах Секстиевых (Aquae Sextiae , древнеримское селение севернее Массилии (ныне город Экс-ан-Прованс близ Марселя, Франция). После этого упоминание о тевтонах как племени исчезает.

Слово «тевтонцы» употреблялось иногда и для обозначения германцев вообще. От этого слова происходит название рыцарского Тевтонского ордена.

Примеры употребления слова тевтоны в литературе.

Фердинанд, в новеньком кожаном переднике, в новых, только что сшитых сапогах, собрал всех своих подручных - и молотобойцев, и горновых, и водоносов - в кузнице, сказал, как и все тевтоны , медленно, смешно выговаривая чужие слова: - Вместе работать будем.

Что ж, пусть попробуют огня тевтоны , - после некоторого раздумья сказал Вячка.

С горечью думал молодой князь о том, какие глубокие корни успели пустить тевтоны не только в Риге, но и в нескольких поприщах от Кукейноса.

Эти доспехи вои князя Вячки сняли три дня назад с убитого тевтонского латника, когда тевтоны пробовали отбить и угнать в замок Ашераден кукейносское стадо коров и коз.

Они требовали крови, потому что слышали от ливов, что в устье Двины тевтоны проливают человеческую кровь реками.

Грудь закрывала стальная круглая пластина, которую тевтоны называют умбоном.

Сначала Кукейнос растопчут тевтоны , а потом и до Герцике их кони доскачут.

А четыре дня назад уже тевтоны на мою землю пришли, воеводу моего на тот свет отправили.

Отодвигались куда-то бояре и их крикливое вече, тевтоны , литовцы, Вячка из Кукейноса.

Но пришли тевтоны , захватили устье Двины, и стало трудно, а потом и совсем невозможно его корабельщикам прорываться в Варяжское море.

Все тевтоны , в том числе и рижский епископ, называли полоцких князей королями.

Ядром этого войска были тевтоны , но шли и ливы во главе с Каупой, шли некоторые леттские старейшины.

Надо, чтобы на Двине встретил тевтонов могучий железный кулак, иначе наделают тевтоны дудок из наших костей.

Он прислушивался, о чем говорят между собой тевтоны , выслеживал, выглядывал все вокруг.

Надо, чтобы тевтоны поверили, что он, князь Вячка, изменился, стал мягкой луговой травой, которую топчут их кони.

У России в истории было много проблемных соседей. Но особняком стоит тевтонский орден, соседство русских с которым стало роковым для крестоносцев.

Орден был призван обратить в католическую веру Восточноевропейские Земли. Правда, папа Римский не учёл «русского фактора». В российской историографии Тевтонский орден представляется чуть ли ни как главный враг Земли Русской. На деле же для русских князей тевтонские земли всегда представлялись лёгкой добычей. В походы на крестоносцев охотно ходили многие русские князья. Порой ради сугубо меркантильных целей - ограбить, захватить заложников...

Мы первые начали…

Первое военное столкновение русских с тевтонцами состоялось в 1212 году. Объединенное пятнадцатитысячное новгородско-полоцкое войско во главе с новгородским князем Мстиславом Удалым посетило расположенные в Ливонии опорные базы крестоносцев. Для начала немцы отделались легким испугом: заключили сепаратный мир с Полоцким княжеством и новгородцы согласились на перемирие.

…и продолжили

Спустя всего пять лет всё те же новгородцы, усиленные эстонскими войсками, снова двинулись на Запад, в земли тевтонцев. Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии» писал: «В 1217 году новгородцы собрали большое русское войско, с ним же был и король псковский Владимир со своими горожанами, и послали звать по всей Эстонии, чтобы шли эсты осаждать тевтонов».

Вскоре объединенное войско русских собирается возле стен резиденции магистра Ливонского ордена в замке Венден. Почти тогда же, в 1219 году, датскими войсками была захвачена Северная Эстония, а на месте селения эстов Линданисе был основан «Датский город» - «Таани линн» - Ревель, впоследствии ставший Таллином.

Папа сердится

В 1228 году в города Любек, Рига, Готланд, Динамюнд и шведский Липчепинг отправляется приказ-булла римского папы Григория IX, в котором в категорической форме требуется прекратить всякую торговлю с русскими землями. По сути, это была первая попытка Запада организовать экономическую блокаду русских. Однако далеко не все купцы послушали папу. Рига и Готланд заключили договор с Мстиславом Давыдовичем Смоленским «о взаимном благоприятствовании» и торговле.

Первое ледовое побоище

В 1234 году князь Ярослав Всеволодович с четырнадцатилетним сыном Александром во главе войска из переяславских, новгородских и псковских полков громит тевтонских рыцарей под Юрьевом, в сражении на реке Эмайыги (Эмбах). Подойдя к Юрьеву, русские войска с ходу опрокидывают тевтонцев, загоняя тяжёлых рыцарей на речной лёд: «И поможе Бог князю Ярославу с новгородцы, и биша и до реки, и ту паде лучших немец неколико: и яко быша на реке на Омовже немцы, и ту обломишася (лед - сост.), истопе их много, а иные язвени вбегоша в Юрьев, а другие в Медвежью Голову». После тяжёлого ледового поражения магистр ордена Фольквин фон Винтерштеттен заключает мир с Ярославом Всеволодовичем, который соблюдался в течение четырёх лет.

«И поклонишася немьци князю, Ярослав же взял с ними мир по всей правде своей».

Юрьев обязался платить дань Новгороду - в дальнейшем именно это обязательство послужит для Ивана Грозного поводом начать Ливонскую войну.

«Старый мир» лучше доброй ссоры

Весной 1262 года Александр Невский и Миндовг заключают договор о союзе и совместном походе на Ливонский орден. Первыми к Вендену, столице ордена, пришли войска Миндовга, возглавляемые Тройнатом. Александр Невский в это время решал вопросы в Орде, и дружина под руководством его брата Ярослава подошла только через месяц. Не взяв Венден, Миндовг ушёл в Литву, а русские пограбили земли Дерпта. Почти сразу же из Риги, Любека и острова Готланда выезжают немецкие послы, везя русским мирный договор и предложения по восстановлению торговли. В Новгороде подписывают «Старый мир», по которому немцы отказываются от всех своих захватов в северных русских землях и обещают прервать блокаду балтийских берегов и не трогать русских купцов.

«Последний бой этого мира»

В феврале 1268 года в датских владениях в Эстонии, что близ города Раковора (Раквере), произошла страшная битва новгородцев и псковичей с датчанами и тевтонцами, по своим масштабам и значению намного превосходившая Ледовое побоище. Как писал летописец: «Ни отцы, ни деды наши невидали такой жестокой сечи».

Центральный удар железного рыцарского клина, «великой свиньи», приняли на себя новгородцы во главе с посадником Михаилом.

Сам Михаил и многие его воины погибли, но не отступили, а исход сражения решил фланговый удар полков князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, которые обратили крестоносцев в бегство и гнали их семь вёрст до самого Раковора. Потери обеих сторон были очень велики для XIII века, и исчислялись несколькими тысячами человек. Однако псковский князь Довмонт и после столь тяжёлого сражения смог совершить рейд по всей Ливонии.

В 1269 году орден предпринял было ответный поход, но над немцами, кажется, висел злой рок: 10-дневная осада Пскова закончилась отступлением рыцарей при приближении новгородского войска во главе с князем Юрием и заключением мирного договора.

Именно после Раковорского поражения, а не битвы на Чудском озере, Ливонский орден уже не мог серьёзно угрожать мощным княжествам на северо-западе Руси.

Drang nach Osten

В первой половине XX века в Европе появилась могучая сила, пытавшаяся восстановить Тевтонский орден. Альфред Розенберг, идеолог НСДП и автор нескольких ключевых понятий нацистской идеологии, много поработал над тем, чтобы вплести тевтонские мотивы в общую концепцию гитлеровской Германии. Весьма пригодился Розенбергу и долгие годы зревший в Германии план «Натиска на восток», возникший отчасти под впечатлением от грандиозных поражений тевтонцев и чего-то вроде «исторического комплекса». Стоит ли упоминать, чем закончилось очередное вторжение «тевтонских», на сей раз моторизированных, «клиньев» вглубь России?

Со ссылкой на античных историков, в основном, на Плутарха, Тацита и Плиния Старшего (последние два имели непосредственные контакты с германцами по долгу службы), на форуме сайта история.ру модераторы ответили однозначно, пересказываю: "Кимвры и тевтоны - германские племена. Всё остальное следует считать фантазией или стереотипами обыденного сознания".

Решил я собрать тогда выдержки из трудов античных писателей, а также некоторые ссылки на их труды (когда сами труды оказывались труднодоступными) и некоторые проверяемые справки Википедии. Выдержки о кимбрах, тевтонах и германцах и сопутствующие сведения, имеющие дело к поднятому вопросу, - я об этом. Предлагаю найденное вашему вниманию, найденное сопровождаю своими комментариями. Ниже под германцами я буду понимать "варваров", чей родной язык - не галльский.

Первый комментарий - по поводу этнонима "кимвры". КимВров (и свеВов тоже) в античной литературе никогда не существовало. В древнегреческом эти слова писались с буквой "бета", в латыни - с буквой "b" - и читались эти буквы только, как "б". То есть были кимБры и свеБы (лат. Cimbri, Suebi). Не стоит упоминать изменение правил чтения буквы "бета" в новогреческом, ибо в русском переводе Плутарха встречаются кимВры и амБроны, хотя в греческих и латинских оригиналах этих слов - одна и та же буква: "бета" или "b". Чем кимбры (и свебы тоже) провинились, я так и не понял. Может, для разнообразия так с ними?

ПИФЕЙ, 4 в. до н.э.
"В IV в. Пифей (его сведениями во II-I вв. пользовались Посидоний, Полибий и другие авторы) отмечал, что во время своего путешествия столкнулся на юго-восточном побережье Северного моря с племенем ТЕВТОНОВ (верхний регистр здесь и в нижеследующих цитатах - мой, Г.Т.), но этим, собственно, вся информация и исчерпывается; о более раннем времени и других районах германского мира письменные источники не сообщают ничего."
(По тексту: С.В. Шкунаев "Германские племена и союзы племён")

"Первые сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов. Самое раннее упоминание о них было сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель), жившим во второй половине 4 в. до н.э. Пифей путешествовал морем вдоль западного побережья Европы, затем по южному побережью Северного моря. Он упоминает племена ГУТТОНОВ и ТЕВТОНОВ, с которыми ему пришлось встречаться во время его плавания. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 в. до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.). Они приводят извлечения из сочинений Пифея, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы и на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э."
(ПО тексту: Л.Н. Соловьева, "Древние германцы и их языки")

У Пифея в пересказе Плинием Старшим констатируется факт существования племени не то гутонов не то гвионов (в разных списках "Естественной истории" Плиния Старшего - Guionibus или Gutonibus, датив и аблатив), продающего янтарь ближайшему племени тевтонов (teutonis) в конце 4 в. до н.э. Он не пишет, что гутоны и тевтоны - германцы, в том смысле, что они говорили не по-кельтски. Гутоны (если только они не гвионы или свионы и если последующие авторы не тиражировали ошибочное написание, переписывая этноним "гутоны" с предыдущих) Пифея вписываются в почти непрерывную хронологически цепочку: исчезнувшие из Закавказья гутии (после 7 в. до н.э), гутоны Пифея (4 в. до н.э.), гутоны Страбона (1 в. до н.э.), гутоны Плиния Старшего (1 в.), готоны Тацита (конец 1 в.) и исторические готы (2 в. и далее), - ведущую к германскому племени. Для тевтонов аналогичная цепочка оказывается более короткой и не ведущей к какому-либо "негалльскому" племени (4, 2 вв до н.э., 1 в. н.э.). Тацит о них уже не упоминает, пишет только о месте разгрома римлян херусками - Teutoburgiensis saltus. Тевтоны встретились мне ещё на карте Птолемея (2 в.) на территории Германии. Слово "Teutoni" было распространено римлянами на германцев вообще, и в XII веке оно встречается в латинском названии Тевтонского ордена, который в Германии назывался - Bru:der und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusaliem (Братья и Сёстры Немецкого Дома Святой Марии в Иерусалиме), а коротко - Der Deutsche Orden, то есть просто Немецкий орден. Значит, сами немцы себя тевтонцами не называли.

Неопределённость в написании этнонима "гутоны" (Guiones? Gutones?) в разных списках труда Плиния Старшего с упоминаниями о путешествии Пифея оставляет сомнение в отчётливости написания этого этнонима в оригинале "Естественной Истории" или книги Пифея "Об Океане", на которую ссылаются античные историки. Это могли быть и свионы (Suiones, в двух косвенных падежах - Suionibus, ср. графику с Guionibus), которые позже встречаются и у Тацита, в качестве мореплавателей. В "Анналах" Тацит отмечает, что германцы не обладают флотом, откуда можно сделать вывод, что свионы освоили северные моря значительно раньше прочих германцев и могли встретиться Пифею.

ПОЛИБИЙ, 2 в. до н.э.
"У Полибия в описании битвы при Кластидии (222 г. до н. э.) есть примечательная сцена. Он сообщает, что гесаты, стоявшие в первых рядах кельтской армии, вышли на битву обнаженными, и вид этих могучих воинов, на белой коже которых сверкали ожерелья и браслеты из золота, столь любимого кельтами, заставил затрепетать римских легионеров. Но на исходе дня все эти золотые украшения отправились на обозах в город Рим, и Полибий подытоживает свой рассказ следующим замечанием: «Галаты не в большинстве случаев только, но во всем и везде руководствовались страстью, а не рассудком». Легко представить, что целомудренная простота, отличавшая германцев, никогда не была отличительным свойством кельтов."
(По тексту: Томас Роллестон "Мифы, легенды и предания кельтов")

Т. Роллестон, читая Полибия, противопоставляет любовь кельтов к роскоши и простоту германцев безотносительно дат. Но это делает наш современник Роллестон, а не сам Полибий, поэтому были ли германцы в Европе в 222 г. до н.э., остаётся неясным.

ПОСИДОНИЙ (139/135 до н. э. - 51/50 н. э.):
"Открытие германцев - заслуга античной историографии, хотя в поле зрения античной письменной традиции германский племенной мир и сам этноним «германцы» попали довольно поздно. Основные сведения о германском этногенезе дает античная нарративная традиция I в. до н. э. - I в. н. э. ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О ГЕРМАНЦАХ - краткий фрагмент философа Посидония из Массилии. Сравнивая пищу кельтов, вполне нормальную с его точки зрения, Посидоний отмечает: «Германцы употребляют в пищу жареное ломтями мясо и при этом пьют молоко и неразбавленное вино»."
(По тексту: "История Германии. Том 1: С древнейших времен до создания Германской империи", коллектив авторов)

Посидоний ввёл слово "германцы" в оборот в 1 в. до н.э. - применительно к одному из южноевропейских племён. Обобщающего значения этот термин пока ещё не имеет.

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (13 или 12 июля 100 или 102 - 15 марта 44 до н. э.), "Записки о галльской войне":
"I.1. Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части. В одной из них живут бельги, в другой – аквитаны, в третьей – те племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами. Все они отличаются друг от друга особым языком, учреждениями и законами. Галлов отделяет от аквитанов река Гарумна, а от бельгов – Матрона и Секвана. Самые храбрые из них – бельги, так как они живут дальше всех других от Провинции с ее культурной и просвещенной жизнью; кроме того, у них крайне редко бывают купцы, особенно с такими вещами, которые влекут за собою изнеженность духа; наконец, они живут в ближайшем соседстве с ЗАРЕЙНСКИМИ ГЕРМАНЦАМИ, с которыми ведут непрерывные войны. По этой же причине и ГЕЛЬВЕТЫ превосходят остальных ГАЛЛОВ храбростью: они почти ежедневно сражаются с германцами, либо отбивая их вторжения в свою страну, либо воюя на их территории...
I.2. У гельветов первое место по своей знатности и богатству занимал ОРГЕТОРИГ... Склонить на это гельветов было для него тем легче, что по природным условиям своей страны они отовсюду стеснены: с одной стороны весьма широкой и глубокой рекой Рейном, которая отделяет область гельветов от Германии..."

Обратим внимание на два обстоятельства. Первое: Цезарь ведёт речь уже о территории под названием Германия, которая находится за Рейном по отношению к Галлии, не поясняя, откуда этот топоним взялся. Позже мы узнаем о его происхождении от Тацита. Второе: гельветы - галльское (кельтское) племя, то есть имя гельвета Оргеторига, по умолчанию, следует считать галльским (кельтским). Кстати, на латинском это имя оканчивается не на "-g", вот цитата из оригинала:
"Apud Helvetios longe nobilissimus fuit et ditissimus Orgetorix."
Почему кельтские имена на "-rix" переделаны во многих русских переводах в имена на "-риг" - я не знаю. Может, потому, что легендарный вождь германцев-готов звался Беригом (Berig), то есть ради единообразия? А мы столкнёмся впереди ещё с одной такой заменой.

"I.33. ...Далее он понимал, что для римского народа представляет большую опасность развивающаяся у германцев привычка переходить через Рейн и массами селиться в Галлии: понятно, что эти дикие варвары после захвата всей Галлии не удержатся – по примеру кимбров и тевтонов – от перехода в Провинцию и оттуда в Италию...
I.37. ...а треверы жаловались, что сто свебских пагов расположились на берегу Рейна с намерением перейти через него, во главе их стоят братья Насуя и Кимберий...
I, 40. ...Ведь с этим врагом померились на памяти наших отцов, когда Г. Марий разбил кимбров и тевтонов (17) и войско явно заслужило не меньшую славу, чем сам полководец...
Примечание 17: В 101 году до н. э."

Из этих отрывков можно полагать, что Цезарь относил кимбров и тевтонов к германцам, потому что они были зарейнскими племенами. Кроме того, один из свебских (германских) военачальников носил имя Кимберий. Конечно, имя могло родиться в связи с воспоминаниями о военных успехах кимбров, то есть оно не обязательно имеет германскую этимологию, тем более, что родственных ему в германских языках нет. Тем не менее, германское происхождение кимбров, а иже с ними и тевтонов, пока нельзя исключать.

СТРАБОН (ок. 64/63 до н. э. - ок. 23/24 н. э.), "География, кн.VII [Истр, Германия, Таврика, Скифия, Фрагменты]":
"I. 1. ... Начало свое Истр берет в западных оконечностях Германии, но вблизи впадины Адриатического моря (приблизительно в 1000 стадиях от него) Истр оканчивает течение у Понта, недалеко от устьев Тираса и Борисфена, отклоняясь несколько к северу. К северу от Истра лежат, таким образом, области за Реном и Кельтикой. Это - территории ГАЛАТСКИХ и ГЕРМАНСКИХ племен вплоть до земель бастарнов, тирегетов и реки Борисфена, а также все пространство между этой рекой, Танаисом и устьем Меотиды, тянущееся внутрь страны до океана1 и омываемое Понтийским морем..."

Страбон пишет, что Германия - это территория к северу от Истра (Дуная) и к востоку от Рена (Рейна) - что совпадает с описанием по Цезарю. На этой территории живут галаты (кельты) и германцы.

"I. 2. ОБЛАСТИ ЗА РЕНОМ, ОБРАЩЕННЫЕ НА ВОСТОК И ЛЕЖАЩИЕ ЗА ТЕРРИТОРИЕЙ КЕЛЬТОВ, НАСЕЛЯЮТ ГЕРМАНЦЫ. ПОСЛЕДНИЕ МАЛО ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ КЕЛЬТСКОГО ПЛЕМЕНИ: большей дикостью, РОСЛОСТЬЮ и более светлыми волосами; во всем остальном они схожи: по телосложению, нравам и образу жизни ОНИ ТАКОВЫ, КАК Я ОПИСАЛ КЕЛЬТОВ. Поэтому, мне кажется, и РИМЛЯНЕ НАЗВАЛИ ИХ «ГЕРМАНЦАМИ», КАК БЫ ЖЕЛАЯ УКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО «ИСТИННЫЕ» ГАЛАТЫ. ВЕДЬ СЛОВО GERMANI НА ЯЗЫКЕ РИМЛЯН ОЗНАЧАЕТ «ПОДЛИННЫЕ»."

Интересный факт: Страбон полагает, что германцы - это просто "настоящие галаты". Верно пишут, что античные историки не особо различали варварские племена.

"II. 1. Что касается кимвров, то одни рассказы о них неточны, а другие - совершенно невероятны. Ведь нельзя считать причиной превращения их в кочевников и разбойников то обстоятельство, что они были изгнаны из своих жилищ сильным наводнением, когда жили на полуострове. В действительности они еще и теперь владеют той страной, которую занимали раньше; они послали в дар Августу котел (1), почитаемый у них самым священным, (C. 293) прося императора о дружбе и забвении прошлых проступков, когда просьба их была удовлетворена, они вернулись назад.
II. 2. ПОСИДОНИЙ справедливо критикует историков за эти высказывания и делает удачное предположение о том, что кимвры, как разбойничье и (с. 269) кочевое племя, совершали поход даже до области Меотиды; от них-то и Боспор получил название «Киммерийского», как бы «Кимврского», так как ГРЕКИ НАЗЫВАЛИ КИМВРОВ КИММЕРИЙЦАМИ. Он говорит также, что бойи жили прежде в Геркинском лесу, а кимвры проникли в эту область, но были отброшены БОЙЯМИ и спустились к Истру и в страну СКОРДИСКСКИХ ГАЛАТОВ, затем - в область ТЕВРИСТОВ и ТАВРИСКОВ (также ГАЛАТОВ) и, наконец, в страну ГЕЛЬВЕТИЕВ...
II. 4. Что касается германцев, то, как я уже сказал (5), СЕВЕРНЫЕ ГЕРМАНЦЫ населяют океанское побережье. Известны, однако, только те племена, что живут от устьев Рена до Альбия; из этих племен наиболее известны СУГАМБРЫ и кимвры. Области же за Альбием близ океана нам совершенно неведомы...
(Примечание 1 – речь идёт о Гундеструпском котле из фракийского серебра, на котором изображены сцены из кельтской мифологии – прим. моё: Г.Т.)
Примечание 5 - книга VII, I, 1."

Итак, "настоящие галаты" кимбры обладали серебряным котлом фракийской работы, и по Страбону, со ссылкой на Посидония, ходили походами до Меотиды (Азовское море) и назывались греками "киммерийцы". Причём тут "обыденное сознание" (которое в силу своей обыденности видит связь киммерийцев и кимбров), если о связи киммерийцев и кимбров писал практически современник кимбров Посидоний? И откуда в Ютландии фракийский серебряный котёл?
Обратим внимание на ещё одно обстоятельство, о котором мне не удавалось в явном виде прочесть ранее: кимбры на своём пути с севера на юг (от Ютландии до Дуная) не встречают ни одного германского племени - только кельтские: бойи, скордиски, тевристы, тавриски, гельветии. Союзники кимбров и тевтонов - амброны и гельветы-тигурины - тоже кельты.

Сугамбры - греческое слово, означающее родню по супругу. Такие вот северные германцы встречались среди наиболее известных между устьями Рейна и Эльбы во времена походов кимбров.

В принципе, о том, что кимбров и тевтонов явно никто из античных авторов германцами не называл, пишут открыто весьма известные археологи:
"Во-первых, во времена Страбона (на рубеже новой эры), Плиния (вторая половина I в.н.э.) и Плутарха (II в.н.э.) германцы были хорошо известны римлянам: под этим именем выступали все племена к северу от верхнего и среднего Дуная и к востоку от Рейна, вплоть до Балтики и Скандинавии. Но иначе обстояло дело на рубеже II-I вв. до н.э. Современник нашествия, Посидоний из Апамеи, побывавший и в Галлии, не называет кимвров и тевтонов германцами."
(По тексту: М.Б. Щукин, В.Е. Еременко, "К проблеме кимвров, тевтонов и кельтоскифов: три загадки").

ПЛИНИЙ СТАРШИЙ (23 - 79), Naturalis Historia, IV:
"27. Philemon again says that it is called MORIMARUSA or the "DEAD SEA" BY THE CIMBRI, as far as the Promontory of Rubeas, beyond which it has the name of the Cronian Sea.
(По сообщению Филемона, кимбры называют его (море) Morimarusa, т.е. "мёртвое море" – прим. моё: Г.Т.)
... Some writers state that these regions, as far as the river Vistula, are inhabited by the SARMATI, the Venedi, the Sciri, and the Hirri, and that there is a gulf there known by the name of Cylipenus, at the mouth of which is the island of Latris, after which comes another gulf, that of Lagnus, which borders on the Cimbri. The Cimbrian Promontory, running out into the sea for a great distance, forms a peninsula which bears the name of Cartris (24).
(24) The modern Cape of Skagen on the north of Jutland.
28. There are five German races; the Vandili, parts of whom are the Burgundiones, the Varini, the Carini, and the Gutones: the Ingaevones, forming a second race, a portion of whom are the CIMBRI (9), the TEUTONI, and the tribes of the Chauci. The Istaevones, who join up to the Rhine, and to whom the CIMBRI (13) belong, are the third race; while the Hermiones, forming a fourth, dwell in the interior, and include the Suevi, the Hermunduri, the Chatti, and the Cherusci: the fifth race is that of the Peucini, who are also the Basternae, adjoining the Daci previously mentioned.
(9) The inhabitants of Chersonesus Cimbrica, the modern peninsula of Jutland. It seems doubtful whether these Cimbri were a Germanic nation or a Celtic tribe, as also whether they were the same race whose numerous hordes successively defeated six Roman armies, and were finally conquered by C. Marius, B.C. 101, in the Campi Raudii. The more general impression, however, entertained by historians, is that they were a Celtic or Gallic and not a Germanic nation. The name is said to have signified "robbers." See Gibbon, i. 273, iii. 365. Bohn"s Ed.
(13) It has been suggested by Titzius that the words "quorum Cimbri," "to whom the Cimbri belong," are an interpolation; which is not improbable, or at least that the word "Cimbri" has been substituted for some other name.

Обращаем внимание на то, что этноним "кимбры" в тексте Плиния Старшего встречается дважды: среди ингевонов и как единственный пример группы истевонов – в чём природа этой неопределённости? Слово Cimbri, возможно, попало в текст по ошибке вместо какого-то другого имени? - пишут иногда, что вместо сикамбров (они же сугамбры). Кроме того у Вислы некоторые писатели отмечают во времена Плиния Старшего пребывание сарматов и венедов, последних соседи считали не то славянами, не то балтами. Очень странные они, обитатели Германии, особенно если вспомнить, что у тогдашних германцев археологи обнаружили парадные копья с сарматскими родовыми знаками-тамгами.

"... В конце 40-х годов I в. н. э. Плиний служил в войсках, расположенных вдоль германской границы, и лично принимал участие в походах против племен хавков и фризов."
(По тексту: С.В. Шкунаев " Германские племена и союзы племён" – прим. моё: Г.Т.)

Мы видим, что Плиний Старший не был кабинетным учёным, многие данные он получал непосредственно. В его время кимбры, оставшиеся в живых после их разгрома римлянами, растворились среди германцев Кимбрского Херсонеса (Ютландии). Несколько странным мне показалось слово греческого происхождения Chersonesus ("полуостров") применительно к северной Ютландии на карте Птолемея, где все прочие термины написаны на латыни.

Откуда взялось якобы кимбрское слово Моримаруза, о котором Плинию сообщил некий Филемон? Вот что пишет известный лингвист О.Н. Трубачёв:
"На основании глоссы членить его следует как mori marusa, выражение из двух слов, первое из них – и.-е. *mori, а второе, видимо, носитель значения "мертвое", без натяжек идентифицируется как прич. прош. на -us- ("умершее"). Название моря в этой форме могло быть у кельтов, которые бывали на Среднем Дунае, но в кельтском не было причастий на -ues-, -uos, -us, известных в индоиранских, греческом, балтийских, славянских. Нам остается лишь высказать гипотезу, что Maramaros = Morimarusa и что здесь отражено праслав. *mor"е mьrъе (или раннепраслав. *mari mrusja?) "умершее море". Исследователи отмечают существование в Потисье значительного района затопления вплоть до недавнего времени.
(По тексту: О.Н. Трубачёв, «Славянская ономастика Подунавья; сравнительный возраст этнонимии и антропонимии»)

Гипотеза Трубачёва вообще уводит нас от Ютландии к Дунаю, а Моримаруза у него оказывается искажённой праславянской формой. Мне ближе мысль о наводнении в районе Нидерландов, согнавшем кимбров с мест их обитания, и кимрском (валлийском) Mor Marw (тоже ж выражение из двух слов) - Мёртвое море! Такой вот мостик от кимбров к кельтам-кимрам.

ТАЦИТ (ок. 55 - ок. 120 гг. н.э.), "О происхождении германцев и местоположении Германии":
"2. ... В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы, - они славят порожденного землей бога Туистона. Его сын Манн - прародитель и праотец их народа; Манну они приписывают трех сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине - гермионами, все прочие - истевонами. Но поскольку старина всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что эти имена подлинные и древние. Напротив, СЛОВО ГЕРМАНИЯ - НОВОЕ И НЕДАВНО ВОШЕДШЕЕ В ОБИХОД, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов, ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами."

Вот, что-то прояснилось. Незадолго до Юлия Цезаря (видимо, во 2 или начале 1 в. до н.э., раз для Тацита в 1 в. н.э. это было недавно) некое зарейнское племя под названием "германцы" перешло Рейн и атаковало галлов. Его наименование перенесли на все зарейнские племена, не особо разбираясь в их происхождении, - так и получилась Германия Юлия Цезаря.

"35. Вот что известно нам о Германии, обращенной к западу; далее, образуя огромный выступ (81), она уходит на север. ...
37. Упомянутый выше выступ Германии занимают живущие у Океана кимвры, теперь небольшое, а некогда знаменитое племя. Все еще сохраняются внушительные следы их былой славы, остатки огромного лагеря на том и другом берегу, по размерам которого можно и ныне судить, какой мощью обладал этот народ, как велика была его численность и насколько достоверен рассказ о его поголовном переселении (83).
(81) Здесь Тацит имеет в виду п-ов Ютландию.
(83) Во II в. до н.э. часть кимвров вместе с не упоминаемыми Тацитом тевтонами покинула свои поселения и двинулась на юг; в конце II в. кимвры и тевтоны стали непосредственно угрожать Риму, но были разбиты Марием: тевтоны - близ нынешнего Экса в Провансе (102 г. до н.э.), а кимвры - близ нынешнего города Верчелли в северной Италии (101 г. до н.э.). Рассказ об этом нашествии кимвров и тевтонов см.: Луций Анней Флор. Из истории римского народа, I, 38; а также: Плутарх. Жизнеописание Мария, 11 и сл. Говоря о лагере кимвров на том и другом берегу, Тацит имеет в виду берега Рейна."

Так же, как и Страбон через 100 лет после кимбрского нашествия, Тацит через 200 лет отмечает, что кимбры расселились среди германских племён.

ПЛУТАРХ (ок. 45 - ок. 127), "Сравнительные жизнеописания"
"Камилл":
15. Галлы - народ кельтского происхождения; покинув свою землю, которая, как сообщают, не могла досыта прокормить всех по причине их многочисленности, они двинулись на поиски новых владений - десятки тысяч молодых, способных к войне мужчин и еще больше детей и женщин, которые тянулись вслед за ними. Часть их, ПЕРЕВАЛИВ ЧЕРЕЗ РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ (13), ХЛЫНУЛА К БЕРЕГАМ СЕВЕРНОГО ОКЕАНА И ЗАНЯЛА САМЫЕ КРАЙНИЕ ОБЛАСТИ ЕВРОПЫ, другие, осев между Пиренейскими и Альпийскими горами, долго жили по соседству с сенонами и битуригами.
"Серторий и Эвмен", "Серторий":
3. Первый подвиг он совершил, когда КИМВРЫ и ТЕВТОНЫ вторглись в Галлию, разгромили римлян и обратили их в бегство. Серторий (он служил под начальством Цепиона), потерявший коня и раненный, все же переправился через Родан вплавь и, несмотря на сильное течение, не бросил ни панциря, ни щита - настолько был он крепок и закален упражнениями. Второй раз он отличился во время нового наступления этих варваров; собрались такие полчища их и столь грозными они казались, что в ту пору считалось великим подвигом, если римлянин оставался в строю и повиновался полководцу. Войсками командовал Марий, а Серторий был послан на разведку во вражеский стан. ОДЕВШИСЬ ПО-КЕЛЬТСКИ И УСВОИВ НАИБОЛЕЕ ХОДОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, необходимые, если придется поддерживать разговор, Серторий смешался с варварами; кое-что важное увидев своими глазами, а о другом узнав по рассказам, он возвратился к Марию. Уже на этот раз Серторий был удостоен награды, а так как и во время дальнейших военных действий неоднократно проявлял разум и отвагу, то приобрел славу и стал пользоваться доверием полководца.
Когда кончилась война с кимврами и тевтонами, Серторий был послан в Испанию военным трибуном при полководце Дидии и проводил зиму в кельтиберийском городе Кастулоне.
(13) Рипейские горы - условное понятие античных географов: водораздел, отделяющий южные реки Европы от северных. Впоследствии это название перенесено на Уральские горы.

Здесь мы выделим следующее. Плутарх пишет, что кельты-галлы в огромном количестве перешли Рипейские горы с юга на север и вышли к Северному океану. Почему среди них не могло быть кимбров (киммерийцев, по Посидонию)? Тем более, что римский разведчик Серторий, отправляясь в лагерь к кимбрам, усвоил не германские (кстати, о "германском языке" никто из античных писателей не писал, в отличие от галльского), а кельтские фразы и оделся по-кельтски. Чтобы "германцы" кимбры и тевтоны подумали, что он - заблудившийся галл, раз отвечает на германское обращение по-галльски? Не очень удачная идея, так как в этой цитате, как мы видим, нет упоминаний о галльских отрядах, скажем, амбронов, в непосредственной близости от "этих варваров" - кимбров и тевтонов. Амброны появятся в другой ситуации.

"Гай Марий и Пирр", "Гай Марий":
"11. ... Вместе с известием о пленении Югурты в Рим пришла молва о кимврах и тевтонах; сперва слухам о силе и многочисленности надвигающихся полчищ не верили, но потом убедились, что они даже уступают действительности. В самом деле, только вооруженных мужчин шло триста тысяч, а за ними толпа женщин и детей, как говорили, превосходившая их числом. Им нужна была земля, которая могла бы прокормить такое множество людей, и города, где они могли бы жить, - так же как галлам, которые, как им было известно, некогда отняли у этрусков (11) лучшую часть Италии. Кимвры ни с кем не вступали в сношения, а страна, из которой они явились, была так обширна, что никто не знал, что за люди и откуда они, словно туча, надвинулись на Италию и Галлию. Большинство полагало (12), что они принадлежат к германским племенам, живущим возле Северного океана, КАК СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ИХ ОГРОМНЫЙ РОСТ, голубые глаза, а также и то, что КИМВРАМИ ГЕРМАНЦЫ НАЗЫВАЮТ РАЗБОЙНИКОВ. Но некоторые утверждали, будто земля кельтов так велика и обширна, что от Внешнего моря и самых северных областей обитаемого мира простирается на восток до Мэотиды и граничит со Скифией Понтийской. Здесь кельты и скифы смешиваются и отсюда начинается их передвижение; и они не стремятся пройти весь свой путь за один поход и не кочуют непрерывно, но, каждое лето снимаясь с места, продвигаются все дальше и дальше и уже долгое время ведут войны по всему материку. И хотя каждая часть племени носит свое имя, все войско носит общее имя - кельтоскифы. Третьи же говорили, что киммерийцы, знакомые в старину грекам, составляли только небольшую часть племени, ибо это были лишь предводимые неким Лигдамидом мятежники и беглецы, которых скифы вынудили переселиться с берегов Мэотиды в Азию, а что самая большая и воинственная часть киммерийцев живет у Внешнего моря, в стране столь лесистой, что солнце там никогда не проникает сквозь чащи высоких деревьев, простирающиеся до самого Герцинского леса. Небо в тех краях таково, что полюс стоит чрезвычайно высоко и вследствие склонения параллелей почти совпадает с зенитом, а дни и ночи - равной длины и делят год на две части; отсюда у Гомера рассказ о киммерийцах в «Вызывании теней» (13). Вот из этих-то мест и двинулись на Италию варвары, которых сперва называли киммерийцами, а позже, и не без основания, кимврами. Но все это скорее предположение, нежели достоверная история.
(12) Большинство полагало, они принадлежат к германским племенам… - т.е. германцы - самостоятельная народность; другие - что это смесь северо-западных варваров, кельтов, с северо-восточными варварами, скифами; третьи (фантастически сближая имена «кимвры» и «киммерийцы») - что это потомки киммерийцев, доскифского населения Причерноморья. (Это примечание, как легко увидеть, не соответствует тексту Плутарха - Плутарх пишет, что южные киммерийцы были только частью огромного киммерийского племени, большая часть которой жила на севере, у Полярного круга – прим. моё: Г.Т.).
(13) …в «Вызывании теней»… - «Одиссея», XI, 14-19:… «Там киммериян печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет Оку людей там лица лучезарного Гелия… Ночь безотрадная там искони окружает живущих».

Вот, наконец, появились люди (я имею в виду отечественных комментаторов Плутарха), которые лучше Посидония знали, с кем можно сравнивать кимбров, а с кем - нельзя. "Большинство полагало" - эти слова берутся сторонниками германской природы кимбров как свидетельство этой германской природы. Кстати, в этой фразе Плутарха о "полагающем большинстве" слово "германцы" встречается в первый и последний раз в книге о войне с кимбрами и тевтонами. Надо сказать, что ко всем изложенным в этой книге гипотезам о кимбрах Плутарх относится с некоторым скепсисом, основная мысль - никто не знал, откуда они.
Теперь об огромном росте - как якобы исключительном признаке германцев. Закавказские киммерийцы были так названы за их огромный рост: ассирийское "гимирри" - великаны, - такова одна из этимологий. Вряд ли рост - очко в пользу германского происхождения кимбров. Настолько же и в пользу киммерийцев.

"15. ... Между тем варвары разделились: КИМВРЫ должны были наступать через Норик на Катула и прорваться в Италию, а ТЕВТОНАМ и АМБРОНАМ предстояло двигаться на Мария вдоль Лигурийского побережья. Кимвры замешкались, а тевтоны и амброны, быстро пройдя весь путь, появились перед римлянами, бесчисленные, страшные, голосом и криком не походившие ни на один народ...
23. ... Дело в том, что Катул, действовавший против кимров, опасаясь дробить свои силы, чтобы их не ослабить, отказался от намерения защищать Альпийские перевалы, быстро спустился в Италию и занял оборону по реке Натизону, воздвигнув у брода на обоих берегах сильные укрепления и наведя переправу с тем, чтобы помочь стоявшему за рекой отряду, если варвары прорвутся через теснины и нападут на него. А те преисполнились такой дерзости и презрения к врагам, что даже не по необходимости, а лишь для того, чтобы показать свою выносливость и храбрость, нагими шли сквозь снегопад, по ледникам и глубокому снегу взбирались на вершины и, ПОДЛОЖИВ ПОД СЕБЯ ШИРОКИЕ ЩИТЫ, СВЕРХУ СЪЕЗЖАЛИ НА НИХ ПО СКОЛЬЗКИМ СКЛОНАМ САМЫХ ВЫСОКИХ И КРУТЫХ ГОР...
24. ... БОЙОРИГ, царь кимвров, с небольшим отрядом подъехал к самому лагерю и предложил Марию, назначив день и место, выйти, чтобы биться за власть над страной. Марий ответил ему, что никогда еще римляне не совещались о битвах с противником, но он сделает кимврам эту уступку; решено было сражаться на третий день, а место было выбрано у Верцелл, на равнине, удобной и для римской конницы, и для развернутого строя варваров. В назначенный срок оба войска выстроились друг против друга. У Катула было двадцать тысяч триста воинов, у Мария - тридцать две тысячи; Сулла, участник этой битвы, пишет, что Марий разделил своих людей на две части и занял оба крыла, а Катул оставался в середине. Сулла утверждает, будто Марий разместил свои силы таким образом в надежде на то, что неприятель нападет на выдвинутые вперед крылья и потому победа достанется лишь его воинам, а Катулу вообще не придется принять участие в битве и схватиться с противником, ибо центр, как всегда бывает при столь длинном фронте, был оттянут назад. Передают, что и сам Катул говорил в свою защиту то же самое, обвиняя Мария в недоброжелательстве. Пехота кимвров не спеша вышла из укрепленного лагеря; глубина строя у них была равна ширине и каждая сторона квадрата имела тридцать стадиев. А КОННИЦА, ЧИСЛОМ ДО ПЯТНАДЦАТИ ТЫСЯЧ, ВЫЕХАЛА ВО ВСЕМ СВОЕМ БЛЕСКЕ, С ШЛЕМАМИ В ВИДЕ СТРАШНЫХ, ЧУДОВИЩНЫХ ЗВЕРИНЫХ МОРД С РАЗИНУТОЙ ПАСТЬЮ, НАД КОТОРЫМИ ПОДНИМАЛИСЬ СУЛТАНЫ ИЗ ПЕРЬЕВ, отчего еще выше казались ВСАДНИКИ, ОДЕТЫЕ В ЖЕЛЕЗНЫЕ ПАНЦИРИ И ДЕРЖАВШИЕ СВЕРКАЮЩИЕ БЕЛЫЕ ЩИТЫ. У каждого был дротик с двумя наконечниками, а врукопашную КИМВРЫ СРАЖАЛИСЬ БОЛЬШИМИ И ТЯЖЕЛЫМИ МЕЧАМИ."

Интересные описания, рука не поднялась сокращать. Выделю основные моменты. Здесь кимбры и тевтоны действуют заодно с кельтами-амбронами (вот, я же говорил, что в одном тексте окажутся кимВры и амБроны, хотя буквочка в оригинале - одна и та же в обоих этнонимах). Далее, кимбрский предводитель носит кельтское имя Бойорикс (а не Бойориг, как в переводе), которое означает "король бойев" (бойи - кельтское племя). Вооружение кимбров - сверкающие прочные щиты (на которых можно скользить по снегу, льду и камням), тяжёлая кавалерия с доспехами для лошадей и большие мечи.

Теперь снова - к Страбону, "География", кн. VII:
"3. ...Во время сражений они (кимбры) били в шкуры, натянутые на плетеные кузова повозок, производя этим СТРАШНЫЙ ШУМ..."

А теперь - к Тациту, "Германия":
"3. Есть у них и такие заклятия, возглашением которых, называемым ими "бардит"11, они распаляют боевой пыл, и по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит ПЕСНЬ ИХ ВОЙСКА, причем принимают в расчет не столько голоса воинов, сколько показали ли они себя единодушными в доблести. Стремятся же они больше всего к резкости звука и к попеременному нарастанию и затуханию гула и при этом КО РТАМ ПРИБЛИЖАЮТ ЩИТЫ, дабы голоса, отразившись от них, набирались силы и обретали полнозвучность и мощь.
...
6. ДА И ЖЕЛЕЗО, СУДЯ ПО ИЗГОТОВЛЯЕМОМУ ИМИ ОРУЖИЮ, У НИХ НЕ В ИЗБЫТКЕ. РЕДКО КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ МЕЧАМИ И ПИКАМИ БОЛЬШОГО РАЗМЕРА; они имеют при себе копья, или, как сами называют их на своем языке, фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, однако настолько острыми и удобными в бою, что тем же оружием, в зависимости от обстоятельств, они сражаются как издали, так и в рукопашной схватке. И всадник также довольствуется щитом и фрамеей, тогда как пешие, кроме того, мечут дротики, которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко, совсем нагие или прикрытые только легким плащом. У НИХ НЕ ЗАМЕТНО НИ МАЛЕЙШЕГО СТРЕМЛЕНИЯ ЩЕГОЛЬНУТЬ УБРАНСТВОМ, И ТОЛЬКО ЩИТЫ ОНИ РАСПИСЫВАЮТ ЯРКИМИ КРАСКАМИ. ЛИШЬ У НЕМНОГИХ ПАНЦИРИ, ТОЛЬКО У ОДНОГО-ДРУГОГО МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ИЛИ КОЖАНЫЙ ШЛЕМ."

Даже через 200 лет после войны с кимбрами у германцев не было ни больших мечей, ни панцирей, ни белых блестящих щитов. Амуниция кимбров явно соответствует кельтской любви к роскоши, а не простоте германцев. Методы акустического устрашения противника у германцев Тацита и кимбров Страбона - тоже разные.

Не выдумка ли у Плутарха про шлемы для лошадей? Нет, вот справка из статьи "Кавалерия античности" (http://thehorses.ru/text/text_85.htm):
"Впервые бронировать верховых лошадей стали в Греции, еще в период греко-персидских войн, заимствовав эту идею у персов, к тому времени уже давно бронировавших колесничных коней. Самые древние из обнаруженных доспехов уже были довольно совершенны, - найдены сплошные бронзовые детали, - нагрудник и ШЛЕМ ДЛЯ ЛОШАДИ...
Зато, кавалерию по своим качествам не уступающую македонской создал Карфаген. Сами пуны верховую езду так, практически, и не освоили, но к их услугам были лучшие на конец I тысячелетия до н. э. наездники средиземноморья - ГАЛЛЫ и нумидийцы. Традиционно вооружены всадники этих народов были одинаково, - дротиками и короткими еще мечами, и вели как метательный, так и рукопашный бой. Но на карфагенской службе КЕЛЬТ-ИБЕРЫ ПОЛУЧИЛИ ДОСПЕХИ И СОСТАВИЛИ ТЯЖЁЛУЮ КАВАЛЕРИЮ."

В 3 в. до н.э. у галлов и кельт-иберов была тяжёлая кавалерия с доспехами для лошадей. У кимбров - тоже, по описанию Плутарха. А у германцев железного оружия было по минимуму даже в 1 в. нашей эры.

АППИАН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 95 г. н. э. - после 170 г.), "Гражданские войны", кн. I:
"29. Апулей и Главкая подвергли изгнанию Метелла, после того как они склонили на свою сторону Гая Мария, тайного врага Метелла, исправлявшего тогда в шестой раз консульскую должность. Составленный ими тремя план действий сводился к следующему. По внесенному Апулем законопроекту должна была быть разделена земля, которая теперь у римлян называется Галлия и которую занимали в свое время КИМВРЫ, КЕЛЬТСКОЕ ПЛЕМЯ. Их незадолго до того прогнал Марий, и самую землю, как уже не принадлежащую галлам, приобщил к Риму."

Современник Плутарха, не сомневаясь, называет кимбров кельтским племенем.

ПАВЕЛ ОРОЗИЙ (ок. 385-420), "История против язычников", кн. 5, , фразы 14, 15, 20:
"14 TEUTONES autem ET CIMBRI integris copiis Alpium niues emensi Italiae plana peruaserant, ibique cum rigidum genus diu blandioribus auris, poculis, cibis ac lauacris emolliretur, Marius V consul et Catulus aduersum eos missi, die ad pugnam et campo dato Hannibalis secuti ingenium in nebula disposuere pugnam, in sole pugnarunt. 15 prima siquidem perturbatio GALLORUM fuit, quod Romanam aciem prius offendere dispositam quam adesse senserunt. cumque ilico uulnerati equites retro in suos cogerentur totamque multitudinem indisposite adhuc aduentantem conturbarent et sol cum uento ortus ex aduerso emicuisset, uisus eorum puluis oppleuit et splendor hebetauit.
...
20 ...LUGIUS et BOIORIX reges in acie ceciderunt; CLAODICOS et CAESORIX capti sunt."

"14. В свою очередь, ТЕВТОНЫ и КИМБРЫ, пройдя без потерь через снега Альп, достигли равнин Италии, и вот, когда грубый народ за долгое время изнежился там, наслаждаясь ласкающим воздухом, пьянками, едой и расслабленностью, Марий, пятикратный консул, и Катул, посланные против них, назначив для битвы день и выбрав поле, построили войска, следуя хитрости Ганнибала, в тумане и вступили в сражение с появлением солнца. 15. И, конечно, ГАЛЛЫ сразу же пришли в замешательство, ибо римский строй ударил прежде, чем они его увидели...
...
20. ...Цари Лугий и Бойорикс пали на поле битвы; Клаодик и Кесорикс были захвачены."

Ещё раз убеждаемся, глядя на оригинальный текст, что кимвры - это кимБры, что имена вождей - кельтские (Лугий - кельтский бог, в частности), видим, что имена царей заканчиваются в оригинале на "-рикс", как и положено у кельтов, а не на "-риг". И главное, тевтоны и кимбры у Орозия - это ГАЛЛЫ, то есть кельты!

Наконец, ещё одним богом кельтского пантеона (причём одним из трёх главных), является Тевтат. Ну зачем германцам с их поклонением Туистону, Манну, Меркурию, Изиде, Геркулесу, Алки и Нерте (см. у Тацита в "Германии") называть свое племя именем кельтского бога? Путать тевтонов конца прошлой эры и средневековых германских рыцарей тевтонского ордена может разве что пресловутое "обыденное сознание". Тем более, что "тевтонский" орден сам себя так никогда не называл, название Ordo Teutonicus было дано римлянами ордену под названием Bruder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem, не содержащим упоминания о тевтонах.

В вышеприведённых материалах я не увидел ни одного серьёзного довода в пользу германской природы кимбров и тевтонов (только территориальный и весьма спорный антропометрический) и множество прямых и косвенных доводов в пользу их тесной связи, если не тождества, с кельтами. Ну и, возможно, с киммерийцами - в своём прошлом и кимрами - в своём будущем.