Биографии Характеристики Анализ

Язык хазарейцев. Хазарейцы - афганские родственники бурят

Пропустить

Итак, выборы считать действительными. Сегодня избирком завершил проверку документов по участкам. В итоге безоговорочную победу в борьбе за главное кресло одержал исполняющий обязанности главы Бурятии Алексей Цыденов. Почти 90 % голосов, это 260 тысяч избирателей. На втором месте представитель партии «Коммунисты России» Батодалай Багдаев, следом Сергей Дорош из ЛДПР. По пять и четыре с лишним процентов соответственно. По 14-15 тысяч голосов. А в Горсовете Улан-Удэ два новых депутат - ими стали ресторатор Денис Гармаев по 25 округу и директор 32 школы Татьяна Митрофанова по 26му. За ресторатора голоса отдали чуть больше трети жителей округа, за директора школы – порядка 40 процентов.

Владимир Павлов, секретарь БРО партии «Единая Россиия»: Несмотря на то, что очень борьба была напряженной и оппоненты тоже были очень сильные, удалось нашим кандидатам одержать победу Митрофанова Татьяна Геннадьевна, за нее проголосовало 39,25 процента, а за Дениса Викторовича проголосовало 30,98 процента. Это значительный отрыв.

Выборы прошли в штатном режиме, заявляет избирком. Однако без эксцессов не обошлось.

Умер во время выборов. Члену избирательной комиссии Иволгинского района внезапно стало плохо. 65-летнего мужчину доставили домой, там он скончался от остановки сердца.

Остались без связи. В Прибайкальском районе украли оптоволоконный кабель. Из-за этого прервалась связь с 5 избирательными участками. К 9 часам утра неполадку устранили.

Из-за проблем уже со спутником на какое-то время были изолированы Тункинский, Окинский и Баунтовский районы. Там связь возобновили через полчаса.

С трудом довезли бюллетени в Муйском районе. Ночью в Таксимо выпал снег. Автомобиль с итогами голосования застрял в сугробах. Машину вытащили, голоса подсчитали.

Вброс бюллетеней зафиксировали в Тункинском районе. В итоге голоса целого участка в Мондах, а это порядка 400 – стали недействительными. Конфуз произошел из-за досрочного голосования – там оно было запрещено.

Всего на горячую линию Центральной избирательной комиссии поступило 12 жалоб. Все - касаются организации выборов. Однако, так называемые «грязные технологии» тоже имели место быть.

Николай Будуев, депутат Государственной Думы России: Все нормально происходит, без особых эксцессов, единственное на 25, 26 округах, по крайней мере, на 25, информация пошла, что какие-то эксцессы начали происходить. Ну, выборы Горсовета они у нас обычно проходят эмоционально и горячо. Поэтому надо просто посмотреть, что там на самом деле произошло.

Из 714 тысяч по спискам пришли на выборы меньше половины. Самые активные избиратели в Окинском районе, самые пассивные – на севере, в Муйском. По городу Улан-Удэ гражданский долг отдали около 34% избирателей.

Ирина Соколова, избиратель: Желание высказать свою волю, желание ребенка – «Мама, мы не учимся, пойдем голосовать»! Конечно, как с любыми выборами – мы связываем желание изменений к лучшему. Что у нас что-то будет лучше, что новый кандидат принесет какие-то новые свершения, какие-то достижения.

Евгения Балтатарова, главный редактор газеты «Центральная»: Несмотря на то, что предвыборная кампания была не очень конкурентной, о том, что кандидаты достаточно не равны в своем влиянии, в своих силах, но, тем не менее, прийти на выборы, проголосовать – это очень важно. Это важно в том плане, что тот же Кремль, Москва будут смотреть по регионам, какой регион проявил активность больше всего, и от этого будет зависеть, грубо говоря, будущее региона.

Арюна Гарматарова, избиратель: От выбранного человека зависит всё-таки судьба республики. Если я иду, я уже чётко знаю, за кого буду голосовать, в любом случае, если я сюда пришла, у меня выбор сделан.

Итак, явка по выборам – 41, 67 процента. По сравнению с прошлогодними выборами в Государственную Думу она выросла, но чуть больше, чем на 1%.

Совсем скоро все избранные слуги народа официально вступят в свои права. Инаугурация нового главы пройдет в конце недели, присягу Алексей Цыденов обещал дать на двух языках – русском и бурятском.

Пятница, 07 Февраля

13-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы. Сегодня хорошо закладывать фундамент, строить дом, копать землю, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, проводить сватовство. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика. Не рекомендуется заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.

Суббота, 08 Февраля

14-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика. Сегодня хороший день для того, чтобы просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, выдвигаться на новую должность, покупать скот. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи. Не рекомендуется писать сочинения, издавать труды по научной деятельности, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.

Воскресенье, 09 Февраля

15-й лунный день с элементом Железо. Благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона. Сегодня можно строить дуган, субурган, закладывать фундамент дома, строить дом, начинать задуманное дело, учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, шить и кроить одежду, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Не рекомендуется переезжать, менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.


В составе ОКСВ (ограниченного контингента) было немало жителей Бурятии и Улан-Удэ. Служили они достойно.

О том, что думали о бурятах ребята из других регионов и соцреспублик СССР, рассказал Валерий Молоков, начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу по Железнодорожному и Советскому районам Улан-Удэ.

Западным ребятам было тяжело привыкать к климату. Через год службы все наши однополчане свято верили, что буряты бессмертны. Там было много заразных болезней. Многие переболели желтухой, малярией, брюшным тифом, дизентерией. Весь наш полк переболел желтухой, кроме нас. Когда выходили из Афганистана, у ребят появились вши, у нас их не было. Мы спокойно пили сырую воду, в то время как все остальные пили кипяченую. Все верили, что с нами ничего не может случиться. Почему так происходило, неизвестно. Может, потому что за нас в дацане молились? Или климат там был похож на наш, такой же резко континентальный, - сказал Валерий Молоков.

Загадочные монголы

В советское время, во время ввода войск в Республику Афганистан для оказания интернациональной помощи, наши земляки не раз встречались с представителями хазарейцев.

«Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью среди всех народов, говорящих на иранских языках... Важно подчеркнуть, что само название «хазарейцы» связано с числительным «хазар», что на персидском языке означает «тысяча». А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек», - писал ученый В. Кисляков (журнал «Советская этнография», №4, 1973 г.).

Большинство хазарейцев считают, что хазарейский народ является (смешанным) тюрко-монгольским народом, - подтверждает хазарейский студент по имени Аббас, обучавшийся в Монголии на англоязычном блоге hazarainmongolia.wordpress.com .

Хазарейцы появились на территории Афганистана в XIII веке. Тогда они назывались ниш-кудерейцами и входили в улус чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Со временем приняли ислам шиитского толка. . Земли хазарейцев - географическая область Хазараджат в центре Афганистана. Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганский эмир Абдурахман покорил Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен.

По данным 2012 года численность хазарейцев составляла около шести миллионов: около 2 млн 500 тыс. человек - в Афганистане, по миллиону человек живет- в Пакистане и Иране. Крупные диаспоры хазарейцев присутствуют в Европе, США, Канаде, Австралии.

«Хазар» с персидского означает «тысяча». Это боевая единица в монгольской армии. Сейчас говорят на особом диалекте персидского, а именно на хазараги (hazaragi). Это восточный диалект персидского языка с большой долей монгольских и тюркских слов.

Сходные слова и обычаи хазарейцев и монголов

Тavlay - кролик на фарси и tuulai - кролик, заяц в современном монгольском. В старомонгольском это было tovlai.

Названия кланов хазарейцев:

Тулай Хан (Tulai Khaan Hazara, в честь Толуя, младшего сына Чингисхана) Туркмани (Turkmani Hazara) Кара-Батор (Qara Baator)

Есть много такой же пищи, которую готовят в сельской местности Монголии, как и у нас, в Хазараджате. Например, здесь вяленое мясо и хурут - твердый творог, - писали хазарейские студенты о Монголии.

Судьба, полная горечи

Но не только монголоидной внешностью и языком отличаются хазарейцы от соседей. Те исповедуют, как и большинство мусульман, ислам суннитского толка. Хазарейцев-шиитов преследовали как еретиков. В 2001 году на землях хазарейцев в знаменитой провинции Бамиан взорвали две гигантские статуи Будды, вырезанные прямо в скале еще в эпоху древнеиндийского царя Ашоки. Бамианские Будды символизировали торжество буддизма на единственном в этих краях проходе через горы Гиндукуш. А в 2012 году Академией наук Афганистана опубликован «Этнографический атлас непуштунских этнических групп Афганистана» с такой статьей: «Хазарейцы — лжецы, нечестные и ненадёжные люди. На телах их женщин отсутствуют волосы, за исключением головы. Хазарейцы — сыны монгольских ханов, живущих в горах Афганистана. Эти люди не знают ничего, кроме драк», - привела отрывок из этой книги одна из кабульских газет. Также в книге написано: хазарейцы — rafizi, что означает «хуже, чем неверные». Такие характеристики привели в ярость хазарейцев. Их политики выступили с протестами. Президент Афганистана Хамид Карзай запретил атлас, уволил четырех академиков и приказал провести расследование о причинах публикации такого рода комментариев.

«Для своих соплеменников он был живым богом»

Хазарейцы жили на территории Багланской провинции. Их вождя звали Саид Мансур. Он для них вроде Хамбо ламы, - вспоминает Содном Дамбаев, бывший военный разведчик.

Содном Цыбикжапович с Саидом познакомился случайно во время поездки.

Сказал, что я бурят, но он не знал, кто такие буряты. Потом я сказал, что монгол. Саид заулыбался: «Чингисхан?». Он сразу оттаял, появился интерес, - рассказывает воин-интернационалист.

Содном Цыбикжапович говорит, что хазарейцы создали свою дивизию. Ею командовал сын Саида Джафар. Джафару было 25 лет.

Второй сын Саида учился в Германии, но вуз там не окончил. Самому Саиду Мансуру на момент нашего знакомства было 54 года. У него было три жены. Восемь лет своей жизни он провел в зиндане (подземной тюрьме), - вспоминает разведчик.

Содном Цыбикжапович говорит, что довольно часто ездил к Саиду в гости.

Обычаи хазарейцев были ближе к мусульманским. Это трудолюбивый народ, который сеял пшеницу, рис. Внешне похожи на таджиков. К нам относились очень дружелюбно, - подчеркивает наш собеседник.

Хазарейцы для боев с моджахедами просили у советских солдат помощи в части вооружения - снаряды, боевую технику. В этом им не отказывали.

В Кабуле у Саида была резиденция, каждую неделю он ездил туда.

На каждом километре у нас была своя застава, всех проезжающих долго проверяли. Саид, чтобы избежать долгих проверок, часто просил меня взять его с собой в Кабул. Он для хазарейцев, для своего племени, был живым богом. Люди, завидев его, падали на землю и молились, - говорит разведчик и, чуть подумав, добавляет: - Нашего, азиатского, в них не осталось.

Как вспоминает Содном Цыбикжапович, женщины у хазарейцев говорят только на своем языке, а мужчины еще на пушту и дари. Язык пушту и дари - основной в Афганистане.

С продолжение темы о хазарейцах-монголах можно познакомиться на страницах .

Хазарейцы появились на территории Афганистана в 13 веке и представляют собой особый этнос, большинство из которых имеют монголоидную внешность. Традиционно считаются потомками улуса чингизида Нишкудери, внука Чагатая. Ведут как кочевой, так и оседлый образ жизни. Народ образовался в результате смешения воинов монгольской армии с местным населением. Самоназвание «хазара» образовано от иранского «хазар» - тысяча.

Говорят хазарейцы на дари с включением (до 10 %) лексики монгольского и тюркского происхождения. Проживают на территории Афганистана (2,5 млн), Ирана (1,7 млн) и Пакистана (1,0 млн). В Иране расселены, преимущественно в районе восточного Хорасана. Кроме того, в ряде западных стран распространена диаспора примерно от 400 000 до 500 000 человек.

Данные генетической генеалогии (Y-ДНК) хазарейцев достоверно подтверждают их смешанное происхождение, в котором имеется две основные составляющие: монгольская (С3 - 33,3 %) и коренного населения Иранского плато до арийского проникновения (J2 - 26,6 %), при том, что арийская R1a и туркменский подтип Q - лишь по 6,5 %, остальных ещё меньше.

По причине внешней «инаковости» и духовной толерантности, подвергались гонениям со стороны других этнических групп, большей частью со стороны пуштунов. В конце 19-го начале 20 века их часто продавали в рабство.

Знаменитый российский географ и военный исследователь А.Е. Снесарев (1865-1937), в своей работе «Афганистан», вышедшей в свет еще в 1921 году и до сих пор не потерявшей своего значения, так описывает хазарейцев (он их называет газара):

Хазарейцы оказались в Иране сначала при Надир-шах Афшаре (перв. пол. XVIII в.), следующая крупная группа хазарейцев проникла во время правления Насираддин-шаха Каджара (вт. пол. XIX в.). В своё время они сослужили службу персидским правителям, остановив постепенное продвижение туркменских грабительских набегов вглубь иранской территории на севере страны. Последние десятилетия также наблюдается устойчивый поток беженцев хазарейцев в Иран из Афганистана. Именно они составляют большинство нелегальных мигрантов, спасающихся в Иране от притеснений со стороны белуджей и пуштунов в соседних странах.

Исследователи отмечают, что хазарейцы всегда отличались отсутствием единства и делением по родоплеменному признаку.

Всего выделяют 8 главных племён: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг, но каждая этнотерриториальная община живет своей отдельной жизнью. Так, например, соседствующие поселения хазарейцев двух разных родов у Калаи-Нов в Хорасане почти не поддерживают связи друг с другом.

Однако в последнее время наметился процесс национальной консолидации, вызванный, в первую очередь, переживаемыми трудностями, создан Всемирный Совет хазарейцев, но значительная разница в социальном и культурном развитии, особенно между эмигрировавшими и оставшимися на родине хазарейцами, является препятствием этому процессу.

Основные традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Они почти не смешиваются с соседними народностями и ведут полуизолированный образ жизни. По вероисповеданию хазарейцы, в подавляющем своём большинстве, шииты-имамиты, хотя в Афганистане местами можно встретить также незначительные группы хазарейцев суннитов и исмаилитов. Местами сохраняются пережитки доисламских верований и анимизма.

Будучи шиитами, они становятся объектом религиозных преследований со стороны суннитов, особенно после появления в Афганистане движения Талибан (запрещенная террористическая организация). Именно этим отношением вызвана массовая миграция хазарейцев в близкий им по конфессиональному признаку Иран.

На территории Ирана на основе хазарейцев-беженцев из Афганистана в рамках Корпуса стражей исламской революции создана добровольческая бригада, а затем дивизия «Фатимиюн». Её бойцы, после прохождения специальной подготовки на военных базах в Иране, направляются в Сирию для борьбы в составе правительственных войск против боевиков.

Хазарейцы имеют долгую историю преследования со стороны пуштунских племен, которые зафиксированы с XVI века.

В эпоху Амира Абдула Рахмана (1880-1901), который считается основателем современного Афганистана, тысячи хазарейцев были убиты, изгнаны и порабощены. Почти половина населения хазарейцев была перемещена в соседний Белуджистан из Британской Индии и Хорасанской провинции в Иране. Хазарейцы мигрировали в Кветту из Афганистана в 1840 году. Чтобы отомстить за зверства, они присоединились к британской армии.

В 1904 году британцы сформировали из хазарейцев подразделение пехоты «106-я пионеры Хазары», в состав которого вошли беженцы из Кветты. Хазарейцы сражались за англичан во время англо-афганских войн. Следовательно, они несут исторический багаж, в результате которого пуштуны Афганистана не терпят их присутствия в пуштунских районах. Поэтому по умолчанию места соприкосновения пуштунов и хазарейцев стали линией разлома, которая каждый раз воспламеняется от пуштунов. И как только она воспламеняется, вскоре становится неконтролируемой и непредсказуемой благодаря собственным импульсам и темпам. До сих пор хазарейцы воздерживаются от организации организованной вооруженной борьбы против нападающих групп.

Учитывая многочисленность и главенствующую роль пуштунских племен в системе государственной власти Афганистана на протяжении более чем двух веков, остановимся также на характеристике этой этнической группы, которая и сегодня в лице радикального исламистского Движения Талибан (запрещенная террористическая организация) претендует на реставрацию своего господствующего положения.

В книге афганского ученого Мухаммада Анвара Нумйалая «Основы социальной истории пуштунов» содержится следующее наблюдение о пуштунах:

«Пуштун - хранитель патриархально-феодальных традиций в племенном обществе. По характеру пуштун республиканец - он выступает за выборность власти и равноправие. Пуштун очень хороший друг, но жестокий враг. Пуштун любит и уважает женщин, но не терпит, чтобы ею любовались другие. Поэтому он считает необходимым придерживаться правила: «Место женщины дома или в могиле».

Вот, например, как отзывался о пуштунах участник первой англо-афганской войны военный врач, британец Г. У. Беллью:

«Как народ они пользуются дьявольски дурной славой как неверующие, необузданные, вероломные и жестокие люди. Поговорка "афган бе-иман" - "афганец без веры" - распространена среди их соседей...».

Даже мусульмане Британской Индии (нынешний Пакистан) опасались пуштунов:

«Да хранит тебя Бог, - гласила поговорка, - от мести слона, очковой змеи и афганца».

О непростом характере пуштунов можно судить и по словам «железного эмира» Абдуррахман-хана, который, желая подчеркнуть необузданный характер своих подданных, признавал, что «дикими лошадьми нельзя управлять посредством шелковых вожжей».

В течение этого года хазарейцы Кветты были беспощадно нацелены на уничтожение и насилие, как будто их жизнь не имеет никакой ценности. Раньше также, хазарейцы находились под постоянным преследованием, и это считалось нормой.

Так, хазарейцев принудительно высаживают из общественного транспорта, их могут убить без разбора на пол и возраст.

Систематическое насилие в отношении хазарейского населения сегодня имеет много аспектов: местное соперничество (хазарейцы являются хорошими торговцами), сектантские настроения, региональная динамика и трещины, создаваемые игрой иранских разведывательных агентств через свое консульство в Кветте. В результате удар в спину каждый раз получают хазарейцы.

Запрещенные террористические организации, включая освободительную армию Белуджистана, Лашкар-и-Джангви и Ахле-Суннат-Вал Джаммат, также способствуют убийствам хазарейцев. Мафии и преступные элементы также участвуют в похищениях хазарейцев и занимаются грабежами в местах проживания хазарейцев на границе Тафтана и Кветты, где расположены торговые склады Чаммана.

В результате нападений и полной безнаказанности хазарейцы выходят на улицы, чтобы выразить протест против этих беспощадных убийств членов их общин. Недавняя акция протеста на Аламдар-роуд в Кветте показала активное участие в них граждан, представляющих племя хазара, включая женщин, детей и старейшин. Протест, в связи с недавним потоком целенаправленных убийств в городе, был отменен только после встречи лидеров общины Шина-Хазара с генералом армии Камара Джавед Баджвой, который уверил хазарейцев в принятии соответствующих мер.

В течение 46 инцидентов, связанных с убийствами и бомбовыми ударами в Кветте с января 2012 года по декабрь 2017 года, были убиты 525 человек, 734 получили ранения. Более 200 человек из общины Хазары были убиты только в результате двух терактов-смертников.

Несмотря на то, что масштабные атаки против террористов привели к снижению убийств, целенаправленные убийства хазарейцев никогда не прекращались полностью.

Целью смертника были именно хазарейцы. Задача суннитских террористических организаций – истребить как можно больше хазарейцев и заставить их вернуться в Афганистан. В Афганистане ситуация ничуть не лучше. При талибах хазарейцев вырезали тысячами. Но и сегодня, когда Афганистан контролируют оккупационные войска США и их союзников, хазарейцев продолжают убивать талибские партизаны, все еще контролирующие значительные территории. В чем же причина столь лютой ненависти к хазарейцам? Что не так с этим народом и есть ли у него будущее?

Ответ лежит на поверхности – хазарейцев убивают в связи с тем, что они являются шиитами в окружении суннитского большинства. Однако есть и другая причина – монгольское наследие. В целом генетические исследования доказывают, что определенная часть хазарейцев действительно имеет сильную связь с тюрко-монгольскими народами Центральной Азии. На мусульманском Востоке жива память о монгольском завоевании и владычестве. Несмотря на то, что монгольские завоеватели со временем приняли ислам, современные мусульмане воспринимают потомков Чингисхана как неверных. Это вызывает неприязнь к хазарейцам даже у шиитов Ирана. Для многих иранцев важно не столько религиозное сходство с хазарейцами, сколько их этническая инаковость.

Афганские и пакистанские исламские радикалы умело используют и мифы о численности хазарейцев, которая, по явно преувеличенным оценкам, составляет якобы более 6 миллионов человек. Говоря об огромном числе хазарейцев, легче мобилизовывать суннитов на их массовые убийства в условиях все возрастающей конкуренции за землю. Таким образом, хазарейская проблема вызвана сложной совокупностью политических, экономических, исторических, а также, несомненно, религиозных причин. Вариант силового решения хазарейского вопроса привел к огромным жертвам среди этой уникальной этнорелигиозной общности.

Сегодня хазарейцы основном проживают в Афганистане (2,6 млн.), Иране (1,5 млн.) и Пакистане (0,6 млн). Ученые считают, что язык хазарейцев является диалектом старотаджикского языка (хазараги) с некоторой долей монгольских и тюркских слов. Эту долю монголизмов и тюркизмов исследователи определяют в 10 %. Самоназвание хазаров – хезаре. Слово хезар в иранских языках означает «тысяча». По всей видимости, костяк этого народа составили оставленные чингисидами после завоевания Афганистана в 1221-1223 гг. монгольские воины охранных гарнизонов-тысяч, которые женились на местных женщинах и за века проживания в Афганистане породили смешанную народность со своими этно-культурными особенностями. Смешиваясь с местным населением, победители-монголы переняли язык побежденных. По мере ослабления Монгольской империи, хазарейцев все сильнее вытесняли из благодатных долин северо-востока. В результате, хазарейцы оказались зажатыми в центральных, сплошь горно-каменистых частях Афганистана (Хазараджат), а также на северо-западе страны. Вытеснение хазарейцев на бесплодные территории окончательно завершилось в конце XIX в., когда афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат силами кочевых пуштунских племен, которым он «выделил» там летние пастбища. В результате хазарские крестьяне потеряли веками культивировавшиеся земли и подверглись жестокой крепостнической эксплуатации. Многие попали в рабство и оставались в нем вплоть до отмены рабовладения в правление Амануллы-хана. В связи с экспроприацией плодородных земель хазарейцы оттеснялись на каменистые горные склоны. Это заставило их осваивать орошаемое и богарное земледелие. Ныне немало хазар разбросано по остальной территории Афганистана. Отдельные группы хазар ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком. Основная же масса хазар проживает крупными родовыми поселениями по склонам гор. Эти селения обнесены глинобитными стенами со сторожевыми башнями по четырем углам. Богатые жилища напоминают монгольские юрты, бедные живут в глинобитных хижинах, крытых соломой.

Поражение хазарейцев было обусловлено и отсутствием единства в их рядах. Родо-племенное разделение у хазарейцев Афганистана не преодолено доныне. Это особенно заметно у хазар Хазараджата, где ясно прослеживается деление на восемь главных племен: шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Есть мнение, что хазары не считают себя одним народом, и каждая этнотерриториальная группа живет своей отдельной жизнью. Даже если поселения восточных и западных хазарейцев соседствуют, как, например, у Калаи-Нау, что в Хорасане, каждая группа живет обособленно. Восстания, вспыхивавшие с 1880-х годов против репрессий суннитских режимов и соседних народов, терпели поражения, прежде всего, в силу этой разрозненности, когда одно племя, обещав совместное выступление, в решающий момент покидало поле битвы.

В связи с малоземельем массовый характер приобретает переселение хазарейцев в города Афганистана и Пакистана, что приводит к реакции со стороны радикальных суннитов, которые актами террора и устрашения пытаются остановить волны шиитской миграции. В окружении враждебного большинства хазарейцы консолидируются, стираются их родоплеменные перегородки. Это не может не способствовать этнической консолидации хазарейцев и появлению в их среде амбициозной интеллигенции, устремленной вперед. Через активное использование социальных сетей образованные хазарейцы уже сумели отладить глобальную информационную кампанию для привлечения внимания мирового сообщества к фактическому геноциду их народа в Афганистане и Пакистане. Несмотря на гонения и экономические ограничения, хазарейцы смогли дать образование значительному кругу своих выходцев, и эти «инвестиции» начинают приносить свои плоды. В немалой мере этому способствовали сначала советские, а затем американские оккупационные режимы, которые видели в хазарейцах своих союзников. В советский период немало хазарейцев прошло обучение в Баку, а в последние годы множество хазарейских студентов уехало на учебу в Европу и США.

Образованная элита хазарейцев демонстрирует огромный интерес к монгольским народам и Монголии. В США и других западных странах хазарейцы все чаще и организованней стали посещать монгольские землячества, участвовать в культурной жизни монгольских народов. Сами монголы также с большим интересом «открывают» для себя хазарейцев. В Монголии о них снимаются документальные фильмы и пишутся книги, вызывающие большой интерес у зрителей. Немало студентов хазарейцев обучаются в Монголии. Многие хазарейцы мечтают переехать в Монголию на постоянное жительство, хотя в монгольском обществе осознают, что их массовое переселение способно привести к непредсказуемым последствиям. И все же монгольское общество симпатизирует хазарейцам. Есть мнение, что в период репрессий хазарейцев в Афганистане в период 1995-1998 и 2001-2003 гг. сочувствие к трагедии этого народа легло в основу поддержки монгольским обществом идеи отправки своего воинского контингента в Афганистан.

Хазары весьма предприимчивы и активны. В США проживает крупнейшая диаспора хазарейцев, включающая несколько десятков тысяч человек. Немало хазарейских эмигрантов живет и в Великобритании (54230 человек), Канаде (36373 человек), Австралии (90 000 человек), Турции (33200 человек). Хазарейцы активно занимаются бизнесом и готовы инвестировать в экономику Монголии. Несмотря на продолжающиеся несчастья и трагедии хазарейцев, у этого народа есть будущее и оно, несомненно, связано с монгольскими народами.