Биографии Характеристики Анализ

Анализ В дороге Н.Некрасов Художественные средства Идея Тема Стихотворный размер. Н.А

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «В дороге» было написано Н.А. Некрасовым в 1845 году. Это первое стихотворение, показанное поэтом В.Г. Белинскому. Критик очень высоко оценил это произведение. Когда Некрасов прочитал стихотворение, то Белинский обнял его и воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!» А.И. Герцен также очень любил это стихотворение и называл его «превосходным».

По своей жанровой форме произведение в определенном смысле восходит к ямщицким песням. Однако в нем есть и жанровые черты рассказа. Построено оно в виде диалога седока, русского барина, с ямщиком. Основная тема стихотворения – трагическая судьба женщины из народа.

Начинается стихотворение репликой барина. Полный невеселых раздумий, он обращается к ямщику с просьбой разогнать его скуку. И ямщик рассказывает грустную историю собственной жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако постепенно драматизм в этой истории нарастает: мы узнаем о непростой судьбе Груши. Она выросла в господском доме, вместе с барышней, получила хорошее образование. Ее обучали чтению, музыке (она умеет играть на органе) и «разным наукам». Однако после смерти старого барина Груша была возвращена на село: «Знай де место свое ты, мужичка!» Не спрашивая ее согласия, ее выдали замуж. Но Груша не может привыкнуть к новой жизни:

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Она страдает не столько от непосильной работы, сколько от подневольной жизни, от невозможности самой распоряжаться своей судьбой. Ямщик же не может до конца осознать весь трагизм положения его жены. Он считает, что относился к ней хорошо:

Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…

Последние слова ямщика являются кульминацией в его полном внутреннего драматизма рассказе:

А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Полна горькой иронии и заключительная реплика седока:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – просьба седока. Вторая часть – рассказ ямщика. Третья часть – заключительная реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки, тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифмовка – перекрестная, парная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Отметим наличие в стихотворении крестьянских диалектных выражений: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».

Стихотворение «В дороге» знаменовало собой новый этап в творчестве Некрасова. Оно было написано после выхода его романтического сборника «Мечты и звуки», который не пользовался успехом у публики и критиков. После первой неудачи Некрасов в течение пяти лет не возвращался к творчеству. Он сознавал, что нужно писать иначе, предметом поэзии должна стать жизнь простых людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт». Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни. Затем были созданы такие стихотворения, как «Тройка», «Огородник», «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «Катерина», «Калистрат».

Николай Некрасов – это писатель и поэт, который может считать среди русских поэтов – знатоком человеческой крестьянской души. Ведь именно Некрасов – человек, который на протяжении своей жизни написал много произведений, в которых он описывал все трудности крестьянской жизни, жизни этих людей, так как крестьяне в то время – были очень бедны, и всегда их принуждали работать, как рабов.

Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой. Которая была красива, умна и так далее - а потому и заслуживала доверие и любовь барина. Но эти браки – неравноправны, как считает Некрасов, и не только он так считает.

Кроме того, именно в этом произведении, поэт рассказывает в сюжете о том, как бедная девушка крестьянка была при барышне, почти с самого рождения – и была красивой, умной и образованной, и к тому же ее обеспечивали, так как она была вроде равней молодой барышне. Но, когда сама барышня выросла – потом вышла замуж за равного себе по крови и положению, а потому и уехала в Петербург. На этом жизнь девушки красавицы – хорошая и налаженная – закончилась. Отец барышни – умер, и совсем она осталась одна. Появился новый барин – зять умершего человека. Вот он и сделал жизнь девушки просто невыносимой. Ведь она была крестьянкой, несмотря на то, что росла в богатом доме и с барышней вместе. Знавала она толк и в одежде красивой, и умела говорить хорошо, а также – была очень образованна и умна, но не более того. Кроме того, она ничего не умела, так как этому ее не учили. У нее были белые ручки, очень нежные. А потому, когда ее отправили в деревню, она не знала, как жить. Отправил ее новый барин, так как некуда было ее девать. И потом, чтобы он хоть как-то выжила, ее барин выдал за ямщика замуж. Девушка все равно не могла ни готовить, ни работать в поле. А потому, ямщик когда вез однажды барина одного, и тот попросил рассказать что-то веселое. Тот и рассказал свою историю, да только – грустна она, а не весела.

Некрасов показывает этим произведением, насколько жестоки бывают люди – особенно барины тез времен. Ведь много неизвестных девушек таким образом, поигравшись, выбросили просто – напросто на улицу, сделав ее беспомощной полностью. Дав ей то, что потом отобрали, это веселясь себе.

Анализ стихотворения В дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Это стихотворение Пушкина, написанное в тридцатых годах девятнадцатого века, относят к философской лирике. Впрочем, иногда и к любовной. Почему так? Речь здесь идёт об одном маленьком цветке

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

Стихотворение “В дороге” написано Некрасовым в очень раннем возрасте, когда он только находился в поисках своего творческого пути. Однако в нем уже видны характерные черты некрасовской поэзии, которые поможет увидеть краткий анализ “В дороге” по плану. Использовав его на уроке литературы в 11 классе, легко сделать тему более простой для восприятия учеников.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1845 году, когда Некрасову только исполнилось двадцать четыре года. Однако поэт уже ощущал острую потребность обозначить свою гражданскую позицию.

Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание.

Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой.

Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.

Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

История создания

Историю, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме.

Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным.

Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.

Тема

Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь.

Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны.

Композиция

Стих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией.

Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство.

История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной.

Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу.

Жанр

Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России.

Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге.

Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи.

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства:

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.

В своем творчестве известный поэт Николай Некрасов не раз обращался к проблемам и страданиям простого русского народа.

С детских лет он наблюдал за жестоким отношением к крепостным со стороны отца - человека деспотичного и властного. Часто доставалось от него и жене, матери поэта. Эти впечатления на всю жизнь отложились в памяти и душе Николая Алексеевича и стали неисчерпаемым источником для большого числа его произведений.

В 1845 году молодой Некрасов пишет небольшое по объему стихотворение «В дороге». Оно стало его литературным дебютом и сразу же обозначило тему, которая навсегда останется главной в его творчестве.

«… Вы поэт - и поэт истинный!»

Именно с такими восторженными словами обратился к Некрасову критик В. Белинский, когда впервые услышал «В дороге». «Сколько скорби и желчи… », - так отозвался он о стихе начинающего поэта в одном из разговоров с И. Панаевым. Сразу же полюбилось «превосходное» произведение и

Чем же заслужил Николай Некрасов, первый сборник которого «Мечты и звуки» остался практически не замеченным, столь высокую оценку?

Композиция и жанр

Стихотворение в большей мере напоминает рассказ о несчастливой жизни молодой крестьянской семьи. Завязкой служат жалоба барина ямщику на скуку. Он просит потешить себя удалою песнею или небылицей. «Самому мне не весело…», - такими словами начинает речь возницы Н.А.Некрасов. В дороге он неспешно рассказывает о судьбе жены-«злодейки», воспитанной и долго жившей в барском доме. Затем отправленной в село, где теперь она оказалась на краю могилы. Грустный рассказ вызывает отклик у барина. «Ну, … довольно… Разогнал …неотвязную скуку», - этими словами завершается произведение.

Так вместо традиционной ямщицкой песни под звон бубенцов звучит щемящий душу монолог измученного сердца. А героями его становятся жертвы крепостного права, веками существующего на Руси.

Основная тема стихотворения «В дороге»

Некрасова всегда волновало тяжелое положение угнетенного народа. Особенно трепетно он относился к горькой судьбе женщины-крестьянки, способной многое снести в своей жизни. В первом серьезном стихотворении, которым стало «В дороге», он повествует о незавидной доле крепостной девушки, чье детство и юность прошли в барском доме. Это было типичное явление для того времени. Причем, довольно часто в таком положении оказывались незаконнорожденные дети помещика. Их беззаботная и спокойная жизнь практически всегда заканчивалась трагически, так как для общества они навсегда оставались крепостными. Чувства крестьян (по рождению), оказавшихся игрушками в руках господ и попавших в конечном итоге в непривычную для себя социальную среду, помогает понять анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов о воспитании героини

Груша долгие годы была компаньонкой у барышни. Вместе с ней она обучалась чтению и наукам, шитью и игре на музыкальных инструментах - т.е. всему тому, что должна была знать и уметь светская дама.

Муж описывает ее так: «вид вальяжный имела» и хорошие манеры, так что можно было подумать, что она барышня «природная». Даже учитель к ней один сватался (не простой крепостной!), но что-то там не заладилось: «не нужна-ста в дворянстве холопка».

Для девушки все изменилось в один миг: барышня вышла замуж и уехала, а помещик вскоре умер, оставив Грушу сиротою. Вступивший в наследство молодой зять пересчитал всех ревизионных. Заменил барщину оброком. Грушу же, с которою не сошелся, отправил в деревню. Так продолжает Н.Некрасов стих «В дороге» и рассказ о судьбе героини.

Деревня и замужество

«Взвыла девка», - говорит о новой жизни своей жены ямщик. Тяжело приходилось ей, не приученной к крестьянскому труду. Любая работа в тягость приходилась - «инда жалко подчас». Но не винил ямщик Грушу, считал, что «погубили ее господа».

Да и замужество девушке не в радость пришлось. Женились они по господской воле - время пришло. Так что ничего не радовало ее в новой жизни. При чужих еще «туда и сюда», а, оставшись в одиночестве, все слезы лила. Так постепенно гибнет душа человека, привыкшего жить совсем в других условиях, по иным нравственным законам - к таким невеселым мыслям подводит читателя анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов не ограничивается описанием сложностей, возникших в быту. Он обращает внимание еще на одну сторону крестьянской жизни, совсем не похожей на барскую.

Темнота и безграмотность народа

Беспокоит ямщика еще одно в поведении жены. Часто глядит она на какой-то «патрет», книжку читает. Сына грамоте учит, что не принято у крестьян - другое предназначение ждет его. А еще каждый день, как барчонка, моет и чешет. Стрижет, бить не дает. «Погубит она и сынишку», - такая мысль одолевает ямщика.

Автора же беспокоит другое. Необразованный, далекий от культуры и любой науки муж не в состоянии понять Грушу, в которой благородное воспитание и книга (на портрете может быть изображен, к примеру, какой-то писатель) пробудили чуткую душу. На это хочет обратить внимание Стих «В дороге» показывает, насколько забитым на самом деле является простой мужик. Потому и не может Груша найти единомышленника в новых условиях - ее здесь никто не понимает. В результате, ее барин, может, ничего дурного и не желавший, искалечил жизнь молодой девушке. Теперь она чахнет день ото дня, стала «как щепка худа и бледна», даже ходит, словно через силу. По всему видно, что и жить ей осталось недолго. «А была бы бабенка лихая!».

Судьба ямщика

Нелегко приходится в этой истории и мужу. Женили без согласия. Грушу не понимает, хотя в отличие от многих других, жену жалел, лишний раз не бранил, даже уважал. Почти не бил - только в пьяном виде. И в будущем его ждут вдовство и одиночество, которые снести мужику с маленьким сыном на руках не просто. А главное, и его вины во всей этой истории нет - он такой же, как все

Таким образом, анализ стихотворения «В дороге» (Некрасов писал в этой связи: «Что ни жизнь, то трагедия!») обнажает нравственные и социальные проблемы крепостничества. Ведь прихоть господ разрушила жизнь не одного человека.

Средства выразительности

Стихотворение «В дороге» написано трехстопным анапестом. Этот размер в сочетании с предполагаемым стуком копыт напоминает разговорную народную речь, что приближает рассказ ямщика к песне, похожей на жалобный крик, вырывающийся из глубины души. Реалистичным и красочным делают монолог особый порядок слов, сочетание парной, перекрестной и кольцевой рифмы, просторечные слова и выражения: баит, али, знай-де, патрет и др.

Значение стихотворения

К нескольким выводам подводит анализ стихотворения «В дороге». Некрасов в нем, еще раньше И.Тургенева с его «Записками охотника», обратил внимание современников на тяжелое положение народа. В монологе ямщика ясно вырисовываются контрастные картины жизни помещиков и зависимых от них крепостных. Самым страшным здесь является то, что к своим холопам хозяева относились как к любой другой вещи в доме. Это было ничем не прикрытое обличение существовавшего в стране рабства и открытый протест против устоявшихся порядков.

Простая, но правдивая картина с каждой новой строчкой вырисовывается в произведении «В дороге» Некрасов. Тема, заявленная в стихотворении - у крепостничества нет ни совести, ни законов - в одночасье превратила начинающего поэта в лучшего представителя «натуральной школы», которая довольно скоро утвердится в русской литературе и критике.

Стихотворение «В дороге» было написано 24-летним Некрасовым в 1845 году. В это время Николай Некрасов тесно и продуктивно сотрудничал с «Неистовым Виссарионом» Белинским. Также в это время Некрасов, взяв в аренду на паях с Панаевым основанный Пушкиным «Современник» стал заниматься издательской деятельностью. Это было вовсе не первое его поэтическое произведение. В 1840 — м году он издал книжечку своих стихов «Мечты и звуки» , проигнорированную читающей публикой. Расстройство Некрасова равнодушием к своему творчеству подвигло его скупать и уничтожать издание своего сборника, почти как Гоголя с его «Ганцем Кюхельгартеном» . Лишь Виссарион Белинский сухо и сдержанно похвалил «Мечты и звуки» как «вышедшие из души».

Ему Некрасов и показал написанное после нескольких лет перерыва стихотворение «В дороге» . Критик был в восторге. Когда Некрасов прочёл стихотворение, Белинский крепко обнял его и вскричал: «Вы – поэт, и поэт истинный!»

Герцену также очень нравилось это стихотворение что он, нарушив традицию не печатать на страницах «Колокола» стихов, напечатал его, назвав его в анонсе «превосходным».
Жанрово стихотворение «В дороге» представляет собой причудливую и терпкую смесь рассказа и ямщицкой песни. Выстроенное в виде диалога пассажира, русского барина, с ямщиком. Стержнем стихотворения является повествование о драме и трагедии простолюдинки, в душу которой заронили иллюзии.
Зачин стихотворения — это реплика барина. Заранее предчувствуя унылое однообразие долгой дороги, он просит ямщика:

Про рекру тский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

И ямщик охотно (видать, томило душу!) рассказывает перипетии своей далеко невесёлой жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена».

Сокрушила злодейка жена!..

Но чем дальше уходит рассказ ямщика, тем драматичнее становится история: перед мысленным взором читателя проясняется картина трагедии Аграфены- Груши. Выросшая в поместье наперсницей своей сверстницы — барышни, она не просто обучилась грамоте — получила приличное образование. Она к тому же музицирует (» играть на варгане»(органе)). Но смерть главы дома обрушивает во прах счастье деревенской девушки. Юная барышня уезжает в Петербург, а Аграфена — Груша возвращается в деревню, в избу:

«Знай де место свое ты, мужичка!»

Затем, без всякого стеснения её, словно овцу к барану, заталкивают под венец. Но сил Груши не хватает, чтобы смириться и надев лямку тащить до смерти, безропотно, тысячепудовую гирю крестьянской судьбы.

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спори
лось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Страдания Груши не от условий скотской жизни, не от непосильной крестьянской работы, хотя это разрушает её физически, но смертную тоску порождает осознание безысходности своей судьбы и пожизненности своего рабства. Прожив в поместье ранние годы своей жизни, она привыкла мыслить как человек, а не как невежественная холопка. И крутой, подлый поворот в её жизни сломал её и приближает к трагической развязке:

А ямщик не в силах, ведь он, по понятиям русской деревни был вполне себе либеральным мужем:

Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, то
ись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Эти последние слова недоумевающего мужика невыносимы для пассажира который с горчайшей иронией обрывает его исповедь:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

«В дороге» явственно проступает композиция из трёх частей. К первой части можно отнести начинающую стихотворение просьбу пассажира. Вторая, основная часть –чуть заунывное повествование ямщика. Третья часть – завершающая реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки , тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции .
Стихотворение «В дороге» — это трёхстопный анапест, рифмовка разнообразная – перекрестная, парная и кольцевая. Некрасов щедро, со знанием предмета рассыпает перлы художественной выразительности: эпитеты («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Богат язык стихотворения «В дороге» на диалектные выражения: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».
Стихотворение «В дороге» обозначило собой прорыв в творчестве Некрасова. Оно было написано после, как уже было сказано выше, неудачи со сборником стихов 1840 года «Мечты и звуки».

Некрасов осознал, что нужно писать иначе. Что поэзия должна подпитываться страстями и жизнью людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт».

Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни и где он стал первым среди равных, снискав себе заслуженную славу большого поэта.

«Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

Разгони чем — нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекру тский набор и разлуку;

Небылицей какой посмеши

Или, что ты видал, расскажи —

Буду, братец, за все благодарен».

— «Самому мне невесело, барин:

Сокрушила злодейка жена!..

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

Всем дворянским манерам и штукам.

Одевалась не то, что у нас

На селе сарафанницы наши,

А, примерно представить, в атлас;

Ела вдоволь и меду и каши.

Вид вальяжный имела такой,

Хоть бы барыне, слышь ты, природной,

И не то что наш брат крепостной,

Тоись, сватался к ней благородный

(Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Баит кучер, Иваныч Торопка), —

Да, знать, счастья ей бог не судил:

Не нужна — ста в дворянстве холопка!

Вышла замуж господская дочь,

Да и в Питер… А справивши свадьбу,

Сам — ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,

Захворал и на Троицу в ночь

Отдал богу господскую душу,

Сиротинкой оставивши Грушу…

Через месяц приехал зятек —

Перебрал по ревизии души

И с запашки ссадил на оброк,

А потом добралсЯ и до Груши.

Знать, она согрубила ему

В чем-нибудь, али нАпросто тесно

Вместе жить показалось в дому,

Понимаешь-ста, нам неизвестно.

Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка — крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка!

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло — да на ней и женили…

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Вид такой, понимаешь, суровый…

Ни косить, ни ходить за коровой!..

Грех сказать, чтоб ленива была,

Да, вишь, дело в руках не спорилось!

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла — становилось

Инда жалко подчас… да куды! —

Не утешишь ее и обновкой:

То натерли ей ногу коты,

То, слышь, ей в сарафане неловко.

При чужих и туда и сюда,

А украдкой ревет как шальная…

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку…

Инда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет,

Словно барченка, каждый день чешет,

Бить не бьет — бить и мне не дает…

Да недолго пострела потешит!

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись, совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна —

Чай, свалИм через месяц в могилу…

А с чего?.. Видит бог, не томил

Я ее безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А, слышь, бить — так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…»

— «Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..»

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .