Биографии Характеристики Анализ

Сочинение. Александр Блок — певец прекрасной дамы

Умер только тот, кто забыт
К 695-летию Франческо Петрарки (1304-1374)

ПЕВЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ

Я тот, что был: любя, томясь, тоскуя,
Горю Лаурой, верен ей одной.
(Петрарка. «Канцоньере»- «Книга песен»,CXII)

Стихотворец умел сочетать землю и небо.
К. Батюшков

Каждый год внучка Элетта сплетала к его дню рождения лавровый венок и любовно украшала им голову обожаемого деда. Ему это очень нравилось. Он вспоминал давние времена: 1341 год. Ему было тогда всего 37 лет, но на какую вершину славы поднялся он тогда! Не внучка, а весь итальянский народ увенчал его тогда лавровым венком. Эта древняя традиция много столетий была забыта.
И вот 8 апреля 1341 года Петрарка, облаченный в пурпурную мантию, подаренную королем Сицилии, в сопровождении пышной свиты вступает во Дворец Сената римского Капитолия. Парадный зал устлан коврами, украшен огромным количеством цветов. Гремят трубы. Двенадцать юношей в пурпурных одеждах читают стихи героя торжества. Герольд выкликает его имя.
Петрарка начинает свою речь- поэтическую проповедь. Присутствующие загипнотизированы наступившей тишиной внимания, в которой слышны только звучащие стихи. И вот, наконец, пик торжества. Народ Рима восторженными возгласами утверждает закон «Privilegium Petrarche». Он объявляет Петрарку «великим поэтом и историком», дарует ему римское гражданство- очень почетное имя Гражданина Рима, присваивает звание магистра и дает право венчать лаврами других претендентов на литературную славу. Его ненасытная жажда славы, кажется, была удовлетворена. Но как он пришел к такому триумфу?
Тот, кто интересуется фактами жизни Петрарки, многое узнает из его произведений. Кроме того, конечно, что он тщательно скрыл от нас. Может, например, возникнуть вопрос: откуда у каноника Петрарки, духовное звание которого юридически обязывало его к безбрачию, появилась внучка? Да, та самая, которая возлагала на голову любимого деда венок. Разгадка в том, что Петрарка был живым человеком.
Хотя в той литературной автобиографии, над которой он тщательно трудился всю жизнь, его не покидало желание навести на себя глянец. Он никогда не раскрыл тайну того, от какой женщины или женщин у него были сын Джованни и дочь Франческа, которых он горячо любил.
Очень разным был он в разные периоды своей жизни. И ничто человеческое ему не было чуждо.
Он родился 20 июля 1304 года в семье Петракколо ди Паренцо и Элетты Каниджани. Его отец- флорентийский нотариус. Политические противники изгнали его из Флоренции, и он обосновался в городке Ареццо, недалеко от Флоренции. Здесь и родился Франческо Петрарка.
Атмосфера политических раздоров и междоусобиц городов вынудит семью переезжать из одного города в другой: Пиза, Авиньон, Болонья, Падуя…
Юный Франческо увлеченно изучает грамматику, риторику, диалектику, а в университете- право. Но больше всего времени он посвящает античным авторам, греческим и римским. Боготворит Гомера, Вергилия, Цицерона…
После смерти отца они с братом Джерардо выбирают для себя духовное поприще.
Но получив в Авиньоне сан «светского каноника», он отказался от церковной карьеры.
Здесь, в Авиньоне, происходит событие, определившее всю его последующую жизнь:
6 апреля 1327 года Петрарка встречает в церкви женщину Лауру, которая станет его Прекрасной Дамой. Эта дама Сердца породит в нем тот вулкан чувств, мыслей, стремлений, радостей и огорчений, который будет питать его поэзию всю оставшуюся жизнь.
Родится чудесный цикл его любовной лирики- «Канцоньере» («Книга песен»). И даже когда Лауры не станет (она умерла 6 апреля 1348 года во время эпидемии чумы), он до последних своих дней будет писать посвященные ей стихи. Только теперь это будут стихи не «На жизнь Мадонны Лауры», а «На смерть Мадонны Лауры».
Кто знает, смог бы он достичь вершины славы, если бы не повстречал Лауру?
Он очень много успел сделать.
Этот великий труженик был удивительно многогранной личностью: поэт и ученый,
филолог, философ-моралист, историк, дипломат, путешественник…
Первый великий гуманист того времени, которое историк Джорджо Вазари назовет эпохой Возрождения.
К старости он поймет всю тщету мирской славы… Более глубокие, духовные стороны жизни будут его интересовать…
Каждый оставшийся день он стремится урвать от сна лишний час для чтения, размышлений, записи своих мыслей…
Завтра ему исполнится 70 лет! Внучка уже заготовила для него венок…
Но в эту ночь он не задул свечу…
Наутро, 19 июля 1374 года, его нашли бездыханным. Голова его лежала на раскрытой книге…
Юрий Жданов 1999 г.

Рассказ Юрия Жданова «Певец Прекрасной Дамы- Петрарка» опубликован:
1. Юрий Жданов. Певец Прекрасной Дамы. Газета «Радость» № 7- 8, 1999. Стр. 16- 17
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184с. Стр. 22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184с. Стр.22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

Петрарка. «Канцоньере» («Книга песен»)

LXI
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил,
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слов
Стяжали ей, певучие канцоны,-
Дум золотых о ней, единой, сплав!

(Перевод Вяч. Иванова)

Мне хочется тебе, Сеннуччо мой,
Сказать о том, какую жизнь веду я.
Я тот, что был: любя, томясь, тоскуя,
Горю Лаурой, верен ей одной.

Вот лик ее, то гордый, то простой,
То строг, то благ, то хмурясь, то ликуя,
То сдержанность, то шалость знаменуя,
Он- ласковый, иль гневный, иль не мой;

Вот запоет она; вот сдержит шаг;
Вот сядет медленно; вот отвернется;
Вот чудным взором мне взволнует кровь;

Вот скажет что-нибудь; вот улыбнется;
Вот побледнеет… Дни и ночи так
Меня томит владычица Любовь!

(Перевод А. Эфроса)

В прекрасные убийственные руки
Амур толкнул меня, и навсегда
Мне лучше бы умолкнуть- ведь когда
Я жалуюсь, он умножает муки.

Она могла бы- просто так, от скуки-
Поджечь глазами Рейн под толщей льда,
Столь, кажется, красой своей горда,
Что горьки ей чужого счастья звуки.

Что я ни делай, сколько ни хитри,
Алмаз- не сердце у нее внутри.
И мне едва ли что-нибудь поможет.

Но и она, сколь грозно ни гляди,
Надежды не убьет в моей груди,
Предела нежным взорам не положит.

(Перевод Е. Солоновича)

Промчались дни мои, как бы оленей
Косящий бег. Поймав немного блага
На взмах ресницы. Пронеслась ватага
Часов добра и зла, как пена в пене.

О семицветный мир лживых явлений,-
Печаль жирна, и умиранье наго:
А еще тянет та, к которой тяга,
Чьи струны сухожилий тлеют в тлене.

Но то, что в ней едва существовало,
Днесь, вырвавшись наверх, в очаг лазури
Пленять и ранить может, как бывало.

И я догадываюсь, брови хмуря:
Как хороша? К какой толпе пристала?
Как там клубится легких складок буря?

(Перевод О. Мандельштама)

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

1.Эволюция женского образа в лирике А.Блока.

Краткий вариант (для тех, кто не хочет глубоко вникать; взят из переписки с блоковедом с дневного отделения):

  1. Очень широк тема, но есть монографии Вл. Орлова, Анат Горелова..главное 1)образы не смешиваются (Прекрасная Дама не превратилась в Русь) 2)движение от идеала духовного к мирскому (от дамы к Кармен), 3)главная женщина-Россия.
  2. ну смотри бабы распределяются по томам лирики, их всего 3 шт:1ый том - Прекрасная Дама, во 2ом томе разочарование в жене и позднее в Прекрасной Даме, во 2ом томе будут Снежная Дева/Комета (Наталья Волохова муза) и Фаина (в ней черты от будущего образа России и Кармен),но потом и в этом жен образе разочарование ("когда прошла передо мною твоя развенчанная тень..."), а 3ий том-образ России и образ Кармен (прототип Любовь Дельмас, крутая пстая баба, но в ней Блок нашел воплощение и идеальной любви и физической). потом обычно про "12" говорят и образ Кати. Мережковский:" Блок хотел стрельнуть в Катьку, а попал в Россию". Вот как-то так если кратенько.

Длинный вариант (по учебнику Келдыша «Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов), книга 2). Тут всё сложно, но интересно. Тут Блок. Но мало анализа стихотворений, поэтому обязательно сами почитайте несколько стихотворений из каждого цикла . чтобы хотя бы запомнить эпитеты. В этом учебнике не анализируется образ Кармен, а он важен. Тоже посмотрите этот цикл.).

Стихотворения Блока, как, может быть, мало у кого из символистов, обретают свою подлинную жизнь только в большом контексте цикла или книги стихов. Каждое стихотворение связано мотивными перекличками не только с находящимися рядом, но и далеко отстоящими от него. Стихотворения отвечают друг другу, опровергают одно другое, кощунственно пародируют ещё недавно священные темы и вновь возвращаются к прежнему высокому осмыслению казалось бы давно отвергнутого и осмысленного. Внутри цикла выстраивается определённый сюжет, взаиморасположение циклов в книге стихов создаёт ещё более сложное сюжетное и композиционное целое книги стихов. Всё это, по отношению к поэтической культуре серебряного века, - истины достаточно очевидные.

С 1904 по 1911 г. Блок издал 5 стихотворных сборников - «Стихи о Прекрасной Даме» (1905), «Нечаянная Радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908) и «Ночные часы» (1911). Но в 1911-1912 гг. Блок выпускает 1-е своё собрание стихотворений в 3-х книгах («Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная Радость», «Снежная ночь»), которое потом перерабатывает и видоизменяет в 1916 и в 1918-1921гг. Сам Блок придавал трёхтомной структуре своего собрания стихотворений чрезвычайно важное, не формальное значение. Широко известна его автохарактеристика в письме к Андрею Белому от 6 июня 1911 г.: «…таков мой путь <…> теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и … - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядщего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры «добра и зла» - ценою утраты части души».

Своего рода «предыстория» лирики Блока заканчивается в 1900 г.

Первый стихотворный сборник Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на тит.л. - 1905) - как будто ничем не похож на будущие «стихийные», или «цыганские», циклы «Снежная Маска», «Фаина», «Страшный мир» или «Арфы и скрипки». В них трудно отыскать мотивы стихов о России, «Возмездия». Невозможно было представить, что тот же поэт напишет через несколько лет «Рождённые в года глухие…», «На железной дороге» или «Петроградское небо мутилось дождём…». Не только критики, но и сам автор охотно признавал, что «технически книга очень слаба». Но чем же в таком случае объяснить, что именно название этой книги стало неким вторым «перифрастическим» именем поэта («певец Прекрасной Дамы»), а сам Блок неоднократно, в разных редакциях, переиздавал эту «слабую» книгу. Почему, по свидетельству В.Пяста, он говорил незадолго до смерти: «Я написал один первый том». Не потому ли, что первая книга стихов Блока содержала в себе, поверх «технического несовершенства», такие духовные и творческие потенции, которые, как это понимали самые чуткие читатели, «определили весь его творческий путь».

Тема любви как мистического служения, воплощённая в мировой литературе в сонетах Данте и Петрарки, возникла для русской поэзии лишь на рубеже XIX-XX вв., сначала в творчестве Вл.Соловьёва, затем - в стихах младших символистов, среди которых был Блок, по всеобщему признанию, самым глубоким и последовательным адептом этого направления. «В первом периоде поэзии А.Блока каждое стихотворение уподоблено не мозаике, а росинке, сполна отражающей целый лик его Музы, - писал Андрей Белый. - Произнесено её «имя-рек»; она Дева, софия, Владычица мира, Заря-Купина; её жизнь воплощает в любовь высочайшие задания Вл.Соловьёва и гностиков; превращает абстракцию в жизнь, а Софию - в любовь; и низводит нам прямо в душу странные концепции Василида и Валентина, связывает туманнейшие искания древности с религиозно-философским исканием наших дней».

Мотив земного воплощения Софии, воспринятый через Вл.Соловьёва, сочетается у Блока с убеждением в собственной призванности к её освобождению из плена земного зла. Здесь - исходная точка формирования блоковского сюжета лирической трилогии и одновременно - его автобиографического мифа. Л.Д.Блок вспоминает, как по её просьбе поэт впервые показал ей 4 стихотворения, в двух из которых она себя не увидела: «Меня тут нет. Во всяком случае, в таких и подобных стихах я себя не узнавала, не находила, - и злая ревность «женщины к искусству2, которую принято порицать, закрадывалась в душу».

Одного этого свидетельства достаточно, чтобы стала ясна ограниченность попыток прочесть «Стихи о Прекрасной Даме» как любовно-пейзажную лирику, с «досадными» мистифицированными усложнениями в духе Соловьёва. Одним из первых такое прочтение ранней лирики Блока предложил Н.С.Гумилёв: «О блоковской Прекрасной Даме много гадали - хотели видеть в ней - то Жену, облечённую в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблён поэт, то мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергнет этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет ещё чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении». Среди позднейших литературоведческих работ наиболее последовательно эта точка зрения присутствует в статьях В.Н.Орлова, где о ранних стихах говорится следующее: «При всей сгущенности их мистической окраски в них бьётся живая, человеческая страсть. Она - и в стихах, образённых к любимой «розовой девушке» (образ её «идеализирован» в соловьёвском смысле, но в этом образе сквозят «земные черты»), и в тонком чувстве родной природы, в зримых приметах русского пейзажа, в национальной характерности образов и мотивов, ведущих происхождение от русского сказочного и песенного фольклора. Всё это позволило Блоку уже тогда создать превосходные стихи, которые обогатили русскую классическую лирику любви и природы, которые живут и всегда будут жить как истинная поэзия, вне каких бы то ни было мистических осмыслений и толкований».

Смысл «вертикальной» композиции цикла: героиня обычно находится в вышине, а герой - внизу, что появляется («всплывает», «восходит») она неизменно в вечерних сумерках, на вечерней заре, она - «светильник», «источник света», «белая», «Закатная, таинственная Дева».

Итак, связь центрального женского образа ранней лирики Блока с лунарным мифом вовсе не отменяет возможности прочтения этого цикла через миф о Софии: сама София тоже связана с символом Луны. Сложнейшая образная структура «Стихов о Прекрасной Даме» заключается именно в этой уникальной для русской позии многослойности смыслов и прочтений, где ни один слой не уничтожает, а лишь способствует его дальнейшему углублению и разветвлению. Это и есть символ как принцип поэтического воссоздания мира.

К раннему творчеству Блока применима характеристика, данная самим поэтом: «однострунность». Творчество Блока последующих периодов уже никогда не будет «однострунным».

События внешнего мира всё больше влияют на прежде замкнутую, сосредоточенную на внутренних душевных событиях жизнь поэта. Он всё активнее включается в текущую литературную повседневность, становится сотрудником появляющихся символистских журналов («Новый путь», «Вопросы жизни» и др.), печатается в газетах («Слово», «Речь»), принимает участие в альманахах и сборниках, завязывает всё новые контакты в литературной среде. Актриса театра В.Ф.Комиссаржевской Наталья Николаевна Волхова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книги стихов «Снежная Маска», цикл «Фаина», её черты - «высокая красавица» в «упругих черных шелках» с «сияющими глазами» - определяют облик «стихийных» героинь в стихах этого периода и в пьесах «Незнакомка» (1906) и «Песня Судьбы» (1908).

Революция обнажила для Блока дисгармоничную, катастрофическую природу бытия, обусловив активное формирование в его творческом сознании символа-категории «стихии», возникновение нового типа героя и, в частности, резкую смену героини его лирики.

В первой программной статье этого периода «Безвременье» (1906) Блок пишет о невозвратной гибели старого уклада жизни, о разрушении Дома, об открывшемся стихийном, вьюжном облике мира, о «странничестве» как особом состоянии души современного русского человека.

«Многомирным» - «многострунным» становится и творчество Блока. «Многомирие» в творчестве вовсе не означает у Блока изолированности каждого из миров. Это необходимо иметь ввиду при изучении его поэтического, драматического и прозаического наследия. В разговоре с Н.А.Павлович Блок однажды обронил: «Я писал на одну и ту же тему сначала стихи, потом пьесу, потом статью». Речь идёт об особой спаянности, цельности в многообразии всех сторон его художественного творчества.

Многочисленные переклички между статьями, пьесами и стихами Блока неоднократно отмечались в исследовательской литературе. так, кощунственное осмеяние и пародирование важнейших мотивов «Стихов о Прекрасной Даме» происходит и в стихах «Нечаянной Радости», и в драме «Балаганчик». Ожидаемая мистиками «Дева далёкой страны» оказывается сначала коломбиной, невестой Пьеро, а затем мёртвой картонной куклой. Мир «далей», «весны», плывущей в вышине, о котором поёт Арлекин, просто нарисован на бумаге; кровь паяца оказывается клюквенным соком, рыцарский шлем сделан из картона, меч - деревянный. Все атрибуты Рыцаря и Дамы из ранних стихов Блока на глазах мертвеют, обнаруживают свою прозрачность, «кукольность», искусственность. Подлинной оказывается только грустная песенка Пьеро, горюющего над гибелью призраков:

Она лежала ничком и бела.

ах, наша пляска была весела!

А встать она уж никак не могла.

Она картонной невестой была.

И вот, стою я, бледен лицом,

Но вам надо мной смеяться грешно.

Что делать! Она упала ничком…

Мне очень грустно. А вам смешно?

Лирический герой сознаёт, что измена изначальному идеалу не столько дискредитирует сам идеал, сколько опустошает, сколько опустошает его собственную душу. Отсюда - проходящий через ряд стихотворений мотив неизбежного предсмертного возвращения к идеалу Вечной Женственности («Первой любви»), апелляции к спасающей и охраняющей грешника женской верности (образы Сольвейг, «весёлой невесты», «матери», «Богородицы»). Переплетение мотивов кощунства и возвращения к Вечной Женственности мотивировано названием сборника. Как известно, сюжет сказания, связанный с иконой «Нечаянная Радость», говорит о раскаянии разбойника во время молитвы перед иконой Богородицы и о Нечаянной Радости прощения, дарованной ему благодаря заступничеству Божией Матери. В сюжете сборника нет прямого воспроизведения фабулы этого сказания, воспроизводится лишь его основная смысловая коллизия: мотивы греха (измена первоначальным ценностям, самоизмена как попытка разомкнуть границы прежнего гармоничного, но отъединённого мира 2Прекрасной Дамы» - мотив памяти-знания о незыблемости изначальных высоких нравственных идеалов, - мотив апелляции к Вечной Женственности, надежды на перодоление духовной опустошённости, благодаря неизменной и верной любви, воплощённой в женских «софийных» образах, сохраняющих переемственную связь с образом героини «Стихов о Прекрасной Даме».

Эта смысловая коллизия влияет на построение всего сборника и каждого из семи его циклов («Весеннее», «Детское», «Магическое», «Перстень-Страданье», «Покорность», «Нечаянная Радость», «Ночная Фиалка»).

В 2Нечаянной Радости», как и в последующих поэтических книгах Блока, не одна, а две героини, точнее два типа героинь. Первый тип генетически восходит к «софийному» женскому образу «Стихов о Прекрасной Даме» (Сольвейг, Богоматерь, невеста). Второй тип - 2стихийные» героини, на первый взгляд абсолютно противоположные «софийным» героиням (Незнакомка, «дикой вольности сестра» и др.). Тот же тип героини появляется в двух пьесах - «Незнакомка» и «Песня Судьбы».

От погружения в природную стихию (цикл «Пузыри земли») и разноголосую стихию современного города Блок подводит лирического героя к миру «Снежной Маски» - композиционному и смысловому центру 2-го тома, его «стихийной» кульминации. Блок говорил в 1920 г.: «Если рассматривать моё творчество как спираль, то «Двенадцать» будут на верхнем витке, соответствующем нижнему, где «Снежная маска». Этот цикл - абсолютная антитеза миру 1-го тома, и погружение героя в мир «метельной» страсти - осмысливается как «второе крещение» (в одноимённом стихотворении):

Открыли дверь мою метели,

Застыла горница моя,

И в новой снеговой купели

Крещён вторым крещеньем я.

Слияние героя со стихией абсолютно. Однако это растворение не становится подлинным обретением нового позитивного идеала.

И образ мира, и героиня «Снежной Маски» лишены каких бы то ни было узнаваемых конкретных примет, кроме стихийности. В цикле «Фаина», следующем за «Снежной Маской», облик «стихийной» героини меняется: она принимает черты земной женщины и, более того, в стихотворении «О, что мне закатный румянец…» становится воплощением национального характера, «вольной Руси» 9»Чьи песни? И звуки?/ Чего я боюсь?/ Щемящие звуки/ И - вольная Русь?»).

Имя героини цикла «Фаина» совпадает с именем героини пьесы «Песня Судьбы», и это заставляет соотнести драматический сюжет со стихотворениями, в которых появляются «стихийные» женские образы. Пьеса содержит в себе переклички с крайне важными, ключевыми текстами Блока. И не только 1906-1908 гг., но и со стихами периода 1-го тома, и с более поздним творчеством (цикл «Кармен»).

Самые сложные вопросы толкования цикла «На поле Куликовом» - проблема соотношения «вечного», «исторического» и «современного» планов, а также проблема сопряжения личного и национально-исторического сюжетов. Знаменитая строка «О, Русь моя! Жена моя!..» - одновременно и смысловой камертон цикла, и предмет бесконечных споров и недоумений критиков и читателей.

Смысл строки «О, Русь моя, жена моя!..» станет боле понятным, если учитывать цитатную природу. В лирике и публицистике Блока этого времени неоднократно возникают реминисценции из драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт», особенно из сцены пятого действия, где Сольвейг отождествляется с Богоматерью, спасающей и прощающей заблудшего героя:

Пер Гюнт

Иль.. сама ты мать

Тому, о ком ты говоришь?

Сольвейг

А кто отец? Не Тот ли, Кто прощает

По просьбе матери?

Пер Гюнт

(словно озарённый лучом света, вскрикивает).

О, мать моя!

Жена моя! Чистейшая из женщин!

Так дай же мне приют, укрой меня!

Последняя реплика Пер Гюнта содержит поэтическую формулу («О, мать моя! Жена моя!»), которая возникает в блоковском цикле в ином ритмическом варианте и с синонимической заменой: «мать» и «Русь» для русского культурного сознания звучат как синонимы. У Ибсена приравнены значения Сольвейг-мать-жена-Богоматерь. У Блока - Русь-мать-жена-Богоматерь. И именно образ Богоматери в обоих случаях делает возможным отождествление матери и жены, немыслимое ни в каких других контекстах (ср. устойчивые именоания Богоматери в православных молитвах: «Мати пречистая», «Невеста неневестная», «Жена», «Дева»).

Андрей Белый в речи памяти Блока связал цикл «На поле Куликовом» с биографическим мифом поэта о Софии: «Блок становится, прикоснувшись к земле, тут впервые нашим национальным поэтом . Он понял, что мировая софия не может быть без оправы человеческой, но он понял ещё и то, что эта оправа человечества без народного лика, без народной души, без прикосновения к корням народности не может дать плодов».

Одинокий, к тебе прихожу,

Околдован огнями любви...

А. Блок

Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чув-ствующий лирик, которому присущи и романтические по-рывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький пи-сал о нем, что «это настоящий, волею божьей поэт и чело-век бесстрашной искренности».

На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мысли-теля и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвест-ников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале «Вечной женственности», символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока «Стихи о Пре-красной Даме». Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радос-тью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта прини-мает внеземные, сверхчувственные формы, становится сим-волом высшего воплощения совершенства, гармонии, кра-соты, женственности.

Предчувствую Тебя, Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя.

«Стихи о Прекрасной Даме» почти полностью отреше-ны от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет име-ни — и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая... Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:

О, взойди же предо мною Не в одном воображеньи!

Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: «Но страшно мне — изменишь облик Ты...» Это тревожит ли-рического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:

Ты, обманут неизвестным: За священные мечты, Невозможно бестелесным Открывать свои черты.

Со временем окружающий мир с его трагедиями и кон-фликтами, человеческими страданиями, хаосом, революци-онными событиями вторгается в изолированный мир меч-таний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недости-жим в реальности его идеал:

Мне страшно с Тобой встречаться, Страшнее Тебя не встречать... А хмурое небо низко — Покрыло и самый Храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты — там.

Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощуща-ет, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:

Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза На листах холодеющей книги — Золотая девичья коса.

Материал с сайта

Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар — впереди.

Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое «виденье, непостижимое уму»: «Ты в поля отошла без воз-врата». Но перед поэтом открылся реальный мир — мно-гообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.

Отворяются двери — там мерцанья, И за ярким окошком — виденья. Не знаю — и не скрою незнанья, Но усну — и потекут сновиденья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви... А. Блок Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чув­ствующий лирик, которому присущи и романтические по­рывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький пи­сал о нем, что «это настоящий, волею божьей поэт и чело­век бесстрашной искренности». На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мысли­теля и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвест­ников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале «Вечной женственности», символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока «Стихи о Пре­красной Даме». Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радос­тью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта прини­мает внеземные, сверхчувственные формы, становится сим­волом высшего воплощения совершенства, гармонии, кра­соты, женственности. Предчувствую Тебя, Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. «Стихи о Прекрасной Даме» почти полностью отреше­ны от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет име­ни - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая... Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир: О, взойди же предо мною Не в одном воображеньи! Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: «Но страшно мне - изменишь облик Ты...» Это тревожит ли­рического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается: Ты, обманут неизвестным: За священные мечты, Невозможно бестелесным Открывать свои черты. Со временем окружающий мир с его трагедиями и кон­фликтами, человеческими страданиями, хаосом, революци­онными событиями вторгается в изолированный мир меч­таний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недости­жим в реальности его идеал: Мне страшно с Тобой встречаться, Страшнее Тебя не встречать... А хмурое небо низко - Покрыло и самый Храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там. Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощуща­ет, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки: Убегаю в прошедшие миги, Закрываю от страха глаза На листах холодеющей книги - Золотая девичья коса. Надо мной небосвод уже низок, Черный сон тяготеет в груди. Мой конец предначертанный близок, И война, и пожар - впереди. Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое «виденье, непостижимое уму»: «Ты в поля отошла без воз­врата». Но перед поэтом открылся реальный мир - мно­гообразный, противоречивый, человечески-земной, новый. Отворяются двери - там мерцанья, И за ярким окошком - виденья. Не знаю - и не скрою незнанья, Но усну - и потекут сновиденья.

Сочинение

I. А. Блок – представитель русского символизма.

II. Эволюция поэтической символики Блока.

1. Раннее творчество Блока.

2. Символика стихотворения «Фабрика».

3. Символическое значение образа Незнакомки.

4. «Двенадцать» – поэма о революции.

III. От певца Прекрасной Дамы к певцу России.

Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звезды.

Александр Блок – один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм – одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях – одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира – это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс – это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,
И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока – «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка – это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос – проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, – Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока – яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока – это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.