Биографии Характеристики Анализ

Иллюстрация к произведению у чудищ. Урок литературного чтения

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование :

  • выставка книг К. Бальмонта;
  • портрет К. Бальмонта;
  • таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  • иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

Ход урока

1. Вводная беседа

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • озорник
  • добрый
  • храбрый
  • смелый
  • отважный
  • фантазер
  • дерзкий

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

К.Д.Бальмонт. У чудищ.

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Предметные: Различать стихотворения К. Бальмонта по темам, интонационному рисунку. Пользоваться терминами «рифма», «строфа», «олицетворение», комментировать заголовок.

Выделять особенности «сказочных» стихов - определять тему, интонационный рисунок, роль автора-рассказ­чика.

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

I .Орг.момент

II . Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением К.Д.Бальмонта "Камыши". Хочется услышать его еще раз

III . Работа над новым произведением

    Вводная беседа

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта

– Мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). /

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя? «Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • отважный

    фантазер

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

Те, кто хочет попасть в волшебную сказку, должны читать стих “У чудищ” Бальмонта Константина Дмитриевича. У поэта высоко развито чувство прекрасного и фантазия. В произведении герой надел шапку-невидимку и пошел в гости к сказочным злодеям – Бабе-яге, Кощею Бессмертному и Змею Горынычу. Именно их и назвал автор чудищами. Но несмотря на то, что они страшные, герой их не боится, так как он невидим. Но в то же время, в нем самом нет зла и он не хочет причинить вреда. Почему? На это есть несколько причин. Первая – он чувствует себя ребенком, а любой ребенок хочет стать героем сказки. Вторая причина – он хочет узнать их тайны, которые они скрывают от добрых героев сказок. Автор сам отмечает – “Узнаю тайны – и был таков”. Кроме того, он смелый, храбрый и любит приключения, который “стянул у старой две нитки бус”, ищет “жемчуга” у Кощея и готов “до самой пасти” подлететь к Змею.

Текст стихотворения Бальмонта “У чудищ” – одно из самых лучших стихотворений в русской литературе, которое нужно читать не только детям, но и взрослым, так как в суете дней и забот человек полностью забывает о чудесах. Благодаря задорному сюжету, его легко учить.

Материал доступен только онлайн и может быть использован при подготовке к уроку чтения в начальных классах.

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду пожалуй теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.

Учитель русского языка и литературы Рахматулина Рашида Минишеевна.

Учитель музыки Красильникова Мария Борисовна.

г. Семипалатинск

Интегрированный урок по русской словесности и музыки для 5 класса.

Интегрированный урок «Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ» .

Цели: Обнаружение фольклорных истоков стихотворений К. Бальмонта;

Закрепление и углубление стиховедческих понятий «рифма», « аллитерация»;

Воспитание эстетических чувств.

«В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной напевной. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».

(Учитель литературы) В. Брюсов.

    Опрос домашнего задания:

    • В какие годы жил и творил К. Бальмонт?

      Когда он написал свои первые стихи?

      Назовите основных героев из его детской книжки « Фейные сказки»?

      Назовите художественное средство, которому поэт уделял в своем творчестве особое внимание? /звукопись, аллитерация/

    Слово учителя литературы: Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1910) является одним из самых знаменитых поэтов начала 20 века. Он родился в маленькой скромной деревенской усадьбе, в «красивом милом царстве уюта и тишины». По семейному преданию, предки его по отцу были шотландскими моряками, а по матери - из знаменитого татарского рода, родоначальником которого был князь Белый Лебедь Золотой орды. Этим, видимо, и объясняется интерес пота к другим национальным культурам и любовь к путешествиям.

В детстве будущий поэт слушал русские народные сказки, песни. В 5 лет самостоятельно научился читать и в 10 лет сочинил своё первое стихотворение. Всего же за свою жизнь он написал более 10000 стихотворных строк. И прославился благодаря необычному таланту и трудолюбию. Поэт К.Бальмонт был очень необычным человеком и внешне, и внутренне. Также необычна была и его поэзия. Его стихи переносят нас в мир сказок, фантазий, грёз, загадочных стран. Поэтому он так любил кругосветные путешествия – они были источником его интернационального по содержанию творчества.

Путешествия подтолкнули Бальмонта к созданию детских « Фейных сказок», ведь феи, букашки, комары, мошки и пауки – герои скандинавских, южнославянских фольклорных произведений. В 1905 была напечатана книжка Бальмонта « Фейные сказки», посвященная дочери поэта. Эта книга изящных детских песенок – нежных, воздушных, музыкальных. Их наивность создана во многом благодаря звуковым повторам внутри стихотворной строки- аллитерации. В « Фейных сказках» поэт создал мир феи, где бессмертной жизнью живут её друзья: жучки и светлячки, стрекозы и муравьи, улитки, ромашки и лилии. Поэзия К. Бальмонта всегда была светла и оптимистична. А.Блок писал: « Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну».

2.Повторение: - Что такое аллитерация? /Повтор согласных звуков внутри стихотворной строчки называется аллитерацией./

(учитель музыки)

    Мне бы хотелось сейчас, чтобы вы прислушались и услышали, что происходит сейчас вокруг нас. Мы слышим какие-то звуки? Скажите мне, какие звуки вокруг себя мы часто слышим? / Пение птиц, гул машин, звуки летящего самолета-поезда и т. д./

    Перечислите звуки, которые мы можем отнести к музыкальным звукам: / пение птиц, пение человека, игра на инструментах и т. д./

    Итак, теперь мы можем сказать, что звуковой мир, окружающий нас, очень многообразен!

    Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворениях К. Бальмонта. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. О чем в нем говорится?

    Как вы думаете, в мире сказок существуют ли какие- либо звуки или не существуют? Давайте в этом убедимся.

    А сейчас мы с вами совершим путешествие в мир сказочных звуков./звучит музыка: «Марш Черномора»- средняя часть./

    Что вы почувствовали, услышав эту музыку? /загадочная, таинственная, необычная, сказочная./

    Какие образы у вас возникли?

Анализ музыкальных произведений и стихотворений .

(Учитель музыки )

Звучит музыка « Весна и Осень» Свиридова, одновременно учитель литературы читает стихотворение К. Бальмонта « Фея».

Задание для детей: составить 5 – стишие – Фея.

Анализ музыкального произведения:

    Что вы услышали в музыке?

    Что почувствовали?

    Как вы думаете, соответствует ли музыка названию стихотворения?

    Как в музыке передается образ Феи? /музыка нежная, спокойная, мелодичная, добрая/

    Послушав музыку, услышав стихотворение, попробуйте словесно создать образ самой Феи…

/Показ рисунка, где изображена Фея./

(учитель литературы)

Беседа. – Опишите главную героиню стихотворение.

    В чем состоит её богатство? / Главное качество нежность, богатство – в прекрасных поэтических снах, воздушных творческих фантазиях, которые её образ навевает автору./

    Найдите пары слов, которые рифмуются. Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте? / Рифма обозначает соразмерность, созвучие в конце стихотворной строчки.

Фея- милая, богата - аромата, ….- нарядиться, не может – поможет, нежно – прилежно, фей – моей. Аллитерирующие звуки, составляющие слова « нежность» - н, е, ж – как бы растворены во всем тексте, гармонизируют его одной музыкальной темой./

(учитель музыки)

Звучит концертная симфония для арфы из сборника для 5 класса (музыка колдовская, необычная). Учитель литературы читает стихотворение « Чары Феи»

Анализ музыки:

Сравните образы «Феи» и «Чары Феи». Какой инструмент вы услышали в музыке? /арфа/

Что вы себе представляете, слушая эту музыку?

Как звуки арфы характеризуют чары Феи?

(учитель литературы)

    В чем смысл сравнения состояния, настроения человека и мира природы, « зачарованного леса»? / Все: и человек, и лес, и природа - переполнены любовью и нежностью, так как одухотворены присутствием Феи./

    Назовите основные художественные образы стихотворения? /Я – лирический герой, человек, лес, природа./

Звукоцвет: е – светло-зеленый.

Звукоподражание: услышать, как течет река, журчит ручей.

Звукоцвет – светлый, прозрачный, блестящий, переливающийся.

    Сравните два стихотворения «Фея», «Чары феи», какое качество Феи описывается в стихотворении. / Нежность, разнеженные облака жемчужины, нежный луч, лес зачарован, и почему ручью река/.

(учитель музыки)

Звучит музыка « В пещере горного короля», одновременно учитель литературы читает стихотворение « У чудищ».

Анализ музыки: / сравнить с образом Феи/.

    Как звучит музыка?

    Какие музыкальные инструменты вы услышали?

    Как начинается музыка? Тихо или громко?

    Происходит ли кульминация в музыке?

    Какие образы возникают у вас перед глазами?

    Какие цвета вы бы подобрали для этого произведения?

    Сравните музыку « Феи» и « У чудищ».

(учитель литературы)

/ Баба-Яга, Кощей, Змей, избушка на курьих ножках, шапка-невидимка/.

    Что в построении стихотворения общего со сказкой?

/ герой-повествователь встречается со сказочными персонажами/

    Какие звуки чаще всего повторяются в стихотворениях?

/Шипящие, глухие, свистящие, угрожающие звуки. Звукоподражание- пищали мыши и рылись в крошках./

/ чтобы найти жемчугов для песен, т.е. в поисках фольклорных сказочных образов, чудесных персонажей и ситуаций, в поисках вдохновения./

(учитель музыки)

    Вы услышали в нашей сказочной музыке звуки одного инструмента или нескольких?

    С понятием «оркестр» мы с вами знакомы. Это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Симфонический оркестр включает в себя разные группы инструментов:

1.струнные смычковые.

2.ударные.

3.духовые (деревянные и медные)

Учитель показывает иллюстрации, где изображены оркестр и все инструменты.

Разучивание песни: « Давайте верить в чудо»

1.Исполнение.

2.Обсуждение исполнительских приемов:

Есть ли в песни вступление и заключение?

Сколько в песне куплетов?

Есть ли между куплетами «связка»?

Что составляет запев и припев, вместе взятые? /Куплет/

3.Давайте выделим и обозначим условными значками следующие элементы песни.

-вступление к песне.

-запев.

-припев.

-«Связка» между куплетами.

-заключение.

Рефлексия: - Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Сегодня на уроке, мы с вами совершили путешествие в сказочный мир звуков. Познакомились с творчеством знаменитого поэта России 20 века К.Бальмонтом, с его поэзией, с циклом стихотворений «Фейные сказки». Благодаря музыке, мы раскрыли образы в стихотворениях «Фея», « У чудищ», « Чары Феи». Полностью погрузились в сказочный мир звуков. Познакомились с симфоническим оркестром, с его составом инструментов. При разучивании песни, мы опирались на её элементы и обозначили их.

Вспомнили, что такое аллитерация, звукопись

Весь этот драгоценный материал для строительства мира фантазий и мечты самого К. Бальмонта. Его поэтический мир светел, прекрасен, нежен и совершенно не страшен. Даже его чудища - безобидны, они не могут ничего сделать плохого, ведь это только сказочные грезы.

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений, для тех, кто рисует: нарисовать сказочный мир Феи, выучить песню, нарисовать понравившийся образ, составить кроссворд на тему « Симфонический оркестр»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Константин Дмитриевич Бальмонт Дом Бальмонта в селе ГумнищиЗдесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 г. родился К.Бальмонт Село было небольшим: старинная усадьба, маленький пруд, несколько изб. Музей Бальмонта в г. Шуя Рядом с усадьбой был тенистый парк Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик Он часто бродил по парку пытался разгадать его тайны Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла,и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенными, такими милыми глазами Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала хх века. Бальмонт написал 35 книг стихов. В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьет струей ясной, хрустальной В.БрюсовНикто до сих пор не равен ему в его певучей силе А.Блок 1907 г К. Бальмонт с дочерью Ниной (Ниникой) Посвящение Солнечной Нинике, с светлыми глазками –Этот букетик из тонких былинок.Ты позабавишься Фейными сказками,После блеснешь мне зелеными глазками, -В них не хочу я росинок.Вечер далек, и до вечера встретитсяМного нам, гномы, и страхи, и змеи.Чур, не пугаться, - а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее
Фея в легендах Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница. Легкие и изящные, Они населяют всю природу. Друзья феи ФеяГоворили мне, что Фея,Если даже и богата,Если дарит ей лилеяМного снов и аромата,-Все ж, чтоб в замке приютиться,Нужен ей один листок,Им же может нарядитьсяС головы до ног.Да, иначе быть не может,Потому что все в ней нежно,Ей сама Луна поможет,Ткань паук сплетет прилежно.Так как в мире я не знаюНичего нежнее фей,Ныне Фею выбираюМузою моей. Муза– творческое вдохновение, источник которого представляется обычно в образе женщины, богини ВеселоеИгривоешутливоеМечтательноеТаинственноелирическоеМрачноеЖуткоестрашное Я был в избушке на курьих ножках.Там все как прежде. Сидит Яга.Пищали мыши и рылись в крошках.Старуха злая была строга. Перл (устар.) – жемчуг, жемчужинаЖемчужина (перен.) – сокровище, лучшее украшениеПерл (перен.) – смешное, замечательное слово Стихи не пишутся- случаются,Как чувства или же закат.Душа – слепая соучастница,Не написал – случилось так. А.Вознесенский ТалантвдохновениедушавоображениефантазияПоймать ритмЗнатьзаконы поэзииИспользоватьвыразительные средствамудростьХорошо знать язык
В замке был веселый бал,Музыканты пели. Ветерок в саду качалЛегкие качели.


Приложенные файлы