Биографии Характеристики Анализ

Что в человеке должно прекрасного. В человеке должно быть все прекрасно

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
Авторство этого крылатого выражения принадлежит русскому писателю Антону Павловичу Чехову (1860-1904), который вложил его в уста доктора Астрова, одного из персонажей пьесы «Дядя Ваня».
Несомненно, перед нами один из тех счастливых случаев, когда литературная цитата обрела крылатость благодаря глубочайшим запросам человеческой души, томящейся по идеалу. Люди ощутили в этом выражении ту высокую и благороднейшую цель, которую можно выразить следующим образом: возродить подлинную красоту, которая является отличительной чертой человечности.
«В человеке должно быть всё прекрасно…»
Именно это «должно быть» с предельной ясностью указывает на то, что без красоты, в самом деле, нет человечности! И это заставляет о многом задуматься и пересмотреть многие ставшие привычными представления. К примеру, называя себя с гордостью людьми, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Не должны ли мы ещё основательно поработать над собой, чтобы не на словах, а на деле стать людьми?
Если теперь мы под этим углом зрения посмотрим на своё окружение, а также заглянем внутрь себя, то, увидев много некрасивого и безобразного и оставаясь при этом честными перед самими собой, мы должны будем признать следующее: чтобы не только называться, но, прежде всего, быть людьми, нам ещё очень многого недостаёт! Нам недостаёт подлинной человечности, которая находит своё выражение в красоте души, мыслей, лица и одежды. Именно так, как сказано: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.
Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?
Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную человеческую форму, которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа – это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!
И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь – наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.
Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.
Мысли – это самое внешнее проявление того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.
Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка – состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.
Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту – это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.
Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней – при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.
Теперь поговорим о человеческом лице.
Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью (лицом, фигурой) может иметь безобразный внутренний мир. И наоборот: некрасивая земная форма может заключать в себе прекрасную душу. Как быть в этом случае? Ведь, очевидно, имея прекрасную душу и некрасивую земную форму, земной человек уже не сможет за отпущенный ему короткий промежуток земной жизни добиться того, чтобы и земная форма (лицо человека) преобразилась так, чтобы она стала отражением прекрасной души.
Здесь необходимо отметить, что такое положение дел, когда форма и суть находятся в противоречии друг с другом, стало возможно исключительно по вине самих людей, вследствие грехопадения человечества. То есть, это мы сами в течение тысячелетий всё искажали и запутывали так, что теперь не можем своими силами справиться с воцарившимися хаосом и сумятицей. Также очевидно, что при гармоничном развитии человечества отмеченные случаи противоречия сути и формы были бы исключены.
Но даже если теперь это и не так, необходимо отметить следующее: богатая, исполненная красоты и благородства внутренняя жизнь человека всегда компенсирует несовершенство внешней формы, потому что… эта внутренняя жизнь с неизбежностью отразится на лице человека. И тогда даже, казалось бы, некрасивое лицо под действием изучений духа преобразится и станет одухотворённым, то есть всё-таки прекрасным – это произойдёт благодаря сиянию глаз, улыбке и т. п.
Говоря теперь об одежде, необходимо начать с того, что так называемая мода, то есть те виды и стили одежды, на которые ориентируются сегодня земные люди, в особенности женщины, не является критерием красоты. Речь в нашем случае идёт только об истинной красоте, а не о том извращённом представлении о красоте, которое диктуется модой.
Разумеется, каждая женщина и девушка, стремясь быть красивой, стремится носить красивую одежду. Однако при этом женщина должна, просто обязана ориентироваться на ощущения своего духа – на то чувство прекрасного, которое пробивается изнутри, а не на так называемую моду, которая навязывается извне расчётливым и потерявшим связь с духом рассудком, преследующим исключительно низменные цели. Рассудок добился того, что красота земного тела, особенно женского, оторвана от красоты духовной. Отсюда всё бесстыдство и уродство нынешних стилей одежды, особенно молодёжной моды. В этом нет ни капли красоты. Для человека, хотя бы немного пробудившегося духовно, это прямо таки бросается в глаза: духовная составляющая полностью отсутствует в одежде современных модниц. Только по одному этому признаку – по тому, как одеваются нынешние женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества.
И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение внешним видом свидетельствуют об изъянах характера, о духовных упущениях и недоработках. Поэтому земному человеку нужно в первую очередь возродить свой дух, который в ощущениях подскажет ему стиль его одежды, позволив выявить его неповторимую индивидуальность.
Духовно пробудившийся человек, возродив в себе чувство прекрасного, будет стремиться к совершенству во всём. Он приложит максимум усилий к тому, чтобы его душа, мысли, лицо и одежда стали прекрасными – стали выражением его внутреннего ядра, духа!

Есть в литературе много емких высказываний и крылатых фраз, с которыми мы знакомимся раньше, чем с произведениями, которым они принадлежат. Мы слышим их в речи взрослых, видим оформленными в рамки в стенах воспитательных и образовательных учреждений. Такие фразы как: «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, да верится с трудом», «Человек – это звучит гордо»…

И высказывание «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - не исключение. Я услышала и запомнила эту фразу гораздо раньше, чем узнала имя Чехова, и гораздо раньше, чем познакомилась с его творчеством. Странное чувство испытываешь, когда узнаешь в незнакомом что-то знакомое.

И вот именно тогда начинаешь серьезно и вдумчиво вникать в то, что раньше лишь запоминала.

Что же это за фраза такая, и как соотнести ее с творчеством Антона Павловича, как связать ее с лицом Беликова в рассказе «Человек в футляре», или душонками и мыслишками семьи Туркиных в рассказе «Ионыч», или отсутствием своих мыслей у Душечки в одноименном рассказе.

А все дело в том, что высказывание это, как никакое другое, говорит о единичности и цельности самого автора – Антона Павловича Чехова.

Вглядимся в этого удивительного человека глазами его современников.

«Так и видишь его в это время: (импровизировал с братом Александром «Хирургию») высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущим к себе всех». К. Чуковский.

«…Глаза Чехова, голубые, лучистые, глубокие, светили мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Казалось, из глаз его струился источник остроумия и непосредственного веселья…» В.Г. Короленко.

И еще одно высказывание не могу не упомянуть. «Три художника связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяют собой Россию: это Чехов, Чайковский и Левитан»,- говорил К.Т. Паустовский.

Обратите внимание – лицо России, прекрасное лицо России. Не случайно Чехов в своем высказывании не употреблял слово «красиво», а сказал «прекрасно». Красота понятие меняющееся во времени, кроме того его можно употребить в уменьшительно-уничижительном значении, например, красивенький, но пустенький. Со словом прекрасно – это не пройдет.

Первое слово в предложении «В человеке…». Именно в человеке, а не в природе, не во вселенной. Почему? Все очень просто: в природе и во вселенной царят порядок и гармония, несовершенен лишь человек, и именно он должен стремиться к совершенству, постоянно работая над собой.

Чехов сделал себя сам. Ведь он родился в купеческой семье, сам о себе говорил так: «В детстве у меня не было детства». Но в семье была «душа», душой семейства была мать – Евгения Яковлевна. Правда, нельзя думать, что душу можно передать как наследство. Душа рождается в муках: в труде, часто непосильном, и страданиях. А этого в жизни А.П. Чехова было с избытком, ранняя самостоятельная жизнь давалась нелегко. В борьбе с трудностями, неся ответственность за всех членов семьи, он становился мужественные и взрослее. Не очерствела, а окрепла его душа, стала поистине прекрасной.

Он любил людей. «И как весело ему было с людьми! С теми, кого он любил… И как неистощима была его душевная щедрость, что многих людей он был готов наделить богатствами своей собственной души».

В его письмах к друзьям, знакомым, родным (писал он много и многим) можно прочитать «славный малый», «душа-человек», «великолепный парень», «симпатичный малый и прекрасный писатель», «милый человечина»…

И это характеризует Антошу Чехонте как человека с прекрасной душой. Ведь мы знаем, чем душевнее человек, тем больше он видит вокруг себя хороших людей.

Он не просто любил людей, он их уважал. Дом и в Мелехова, и в Ялте «кишмя кишел» людьми, гостеприимство его не знало предела, люди жили месяцами. Но никто и никогда не видел его в халате. И даже к утреннему чаю в отсутствии гостей он выходил в костюме, с тщательно выбритыми щеками, аккуратно подстриженной бородкой. Это говорит о том, что внешне он был тоже прекрасен, т.е. одежда была аккуратна и к лицу.

Но а мысли у человека с прекрасной душой, любящего людей не могут быть плохими. Ведь они, мысли, не могут всегда расходится с поступками, значит, у Чехова они были прекрасными тоже.

И это еще раз подчеркивает то, что только цельный человек отвечает за то, что он пишет. В высказывании все слова ключевые и все о Чехове.

А его герои разные – есть удивительные, например, доктор Дымов в «Попрыгунье», есть смешные – Кулдаров в рассказе «Радость», есть отвратительные – Беликов в «Человеке в футляре», есть трогательные – Оленька из рассказа «Душечка».

Для того чтобы совершенствовать себя, нужно видеть пороки в других, тогда захочется искоренить их и сказать самому себе: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Воспитательный час на тему:

«В человеке должно быть всё прекрасно…»

Цель : формировать и расширять у учащихся понятие о подлинной красоте человека.

Задачи:

Раскрытие понятия «красота души человека»;

Развитие способности анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека;

Воспитание стремления быть отзывчивым и добрым человеком.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, шоколадки – 3 шт., крупный рисунок с изображением Снежной королевы, сердечки, карточки с заданиями «Изобразить…», планшет «накопление мнений».

Предварительная подготовка:

  1. презентация для воспитательного часа;
  2. Крупный рисунок с изображением Снежной королевы.
  3. сердечки;
  4. разучивание стихов;
  5. разучивание движений для физкультминутки;
  6. создание проекта по данной теме с одним из учеников.

Сценарий воспитательного часа:

(Дети разделены на 3 группы)

(Слайд 1)

(Сообщается тема занятия)

На занятии мы с вами должны разобраться, что автор этих слов А. П. Чехов имел в виду, когда произносил эту фразу. Попытаемся её закончить. На планшете «Накопление мнений мы будем записывать все ваши мнения по поводу, что в человеке считается красивым.

(Слайд 2)

На слайде вы видите изображения людей. Выберите тех, кто вам симпатичен. Объясните свой выбор.

(Проводится работа в группах.)

(Один человек из группы объясняет, что выбрано и почему.)

Почему эти люди вам симпатичны? (У них приятная внешность, они совершают хорошие поступки, здоровы, приветливы и активны.)

Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека? (Из внешнего вида, поступков, доброжелательности, физического состояния.)(Ответы записываются на планшет)

Вы почти ответили на мой вопрос, но давайте убедимся в верности ваших ответов, на других примерах.

Я вам приготовила сюрприз:

Что чувствовали, о чём думали до того, как развернули шоколад7

Что почувствовали после?

Чему научило вас это упражнение?

Обобщение: Конечно же, упражнение вы выполнили не шутки ради. Оно помогло нам наглядно убедиться, что не всякое яркое, красочное бывает действительно ценным.. Недаром русская народная пословица гласит: «Не всё то золото, что блестит». Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не кажутся окружающим привлекательными.

Почему так бывает?

Какого человека можно назвать красивым?(Ответы записываются на планшет)

Рассказ воспитателя.

А сейчас я расскажу вам одну историю.

«В одном доме жили две девочки – подружки Карина и Даша. Карина считала себя очень красивой девочкой. Она всё время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрёстку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу. Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

Вам помочь?

Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу. Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее её», - подумала Карина., обиженная тем, что её красоту не заметили. А вслух она спросила:

Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

Красоту этой девочки сможет увидеть, даже слепой, потому что её красота идёт от сердца, - ответил дедушка.»

О какой красоте говорил дедушка?

Какую из девочек считаете вы красивой? Почему?

Обобщение. (Ответы записываются на планшет)

А сейчас послушайте стихотворение А. Барто «В зеркале».

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Я не красавиц, не урод

Обыкновенный парень.

Обычный нос, обычный рот!

Глаза какие? Карие.

Не смотрюсь я в зеркала:

Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой,

Ну что ж, случается в игре,

Её задели клюшкой!

Она – словцо, и я – словцо

Война у нас в разгаре,

Вдруг вижу в зеркале лицо

Губастый злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

Оно так исковеркало,

Испортило меня!

Обычный нос, обычный рот,

Но, оказалось, я урод!

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём,

И каждый раз по-разному

Себя я вижу в нём.

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре.

Иду домой мимо зеркал –

Смотрю: красивый парень!

Меняюсь 10 раз на дню.

С сестренкой начал я возню

И мячик отнял силой –

Смотрю: я не красивый!

Обычный нос, обычный рот, (Слайд 3)

То я пригож, то я урод!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица.

И наши мысли и дела

В них могут отразиться.

Какое открытие для себя сделал герой стихотворения?

Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

Какие же поступки считаются хорошими? (Ответы записываются на планшет)

Каждой из трёх групп предлагается придумать и изобразить хороший, добрый поступок, который делает человека красивым (жалость к братьям меньшим – животным, уважение к старикам, помощь людям с отклонениями в состоянии здоровья. Ситуации даются группам на карточках .) После каждой инсценировки, остальные ребята отгадывают изображённые действия и отвечают на вопрос

Можно ли назвать этот поступок красивым? Почему?

Если я назову хороший поступок, вы хлопаете в ладоши, если плохой - не хлопаете.

  1. Здороваться при встрече.
  2. Толкнуть и не извиниться.
  3. Взять в автобусе билет.
  4. После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
  5. Вымогать деньги у одноклассников.
  6. Бросить фантик мимо урны.
  7. Отправиться на лыжную прогулку.
  8. Взять чужую вещь без разрешения.
  9. Забраться на скамейку ногами.
  10. Записаться в спортивную секцию.

Вы отлично разбираетесь в том, что хорошо и что – плохо. Молодцы!

Хорошее дело –занятие спортом. Оно тоже красит человека.

Наши мальчики все посещают спортивную секцию. Поднимите сейчас руки те, кому нравится этим заниматься. Что даёт вам спорт?

(Спорт помогает мне…, я получаю удовольствие от …)

Сейчас мы продемонстрируем ваши награды: (Слайды 4 - 9)

Ребята приняли очень правильное решение заниматься спортом. Они не только укрепляют своё здоровье и становятся привлекательными, но у них не остаётся времени на то, чтобы делать пакости. Подумайте над этим!

Давайте сейчас с вами обсудим, к чему может привести безделье и какие последствия от этого ждать.

(Многие начинают курить, пробовать спиртные напитки и даже наркотики. Последствия, конечно, при этом будут самые плачевные: совершение правонарушений, вред здоровью и т. д.)) (Слайды)

А теперь скажите, что вы выбираете? (Обращаюсь к тем, кому не нравится спорт)

(слайд 10)

А знаете ли вы, что на дела человека влияет его настроение? Чаще всего настроение складывается из добрых слов, которые мы слышим, из улыбок, которые мы дарим друг другу. Когда человеку хорошо, то у него и желания хорошие. Но в жизни мы очень мало говорим добрых слов. Поэт Эдуард Асадов написал стихотворение, в котором призывает нас к этому:

«Нежные слова»

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова…

…И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите,

Самые хорошие слова!

Давайте потренируемся говорить друг другу добрые слова в виде комплиментов.

Тренинг «Комплимент»

Детям предлагается сказать комплимент рядом сидящему.

Леночка, какое красивое у тебя платьице! Дима, а ты очень добрый мальчик! …

Приятно ли получать комплимент?

Что было на ваших лицах, когда вы получали комплимент?

Дарите друг другу улыбки. Они делают нас добрыми, а наши лица милыми и приятными.

Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.

(-В человеке должно быть всё прекрасно…)

Давайте попытаемся закончить эту фразу и поставим вместо многоточия конкретные слова.

(-внешность, душа, трудолюбие, здоровье, вежливость и т. д. – слова с планшета)

А хотите узнать, какими словами эту фразу закончил А. П. Чехов?

(Слайд 11)

«В человеке должно быть всё прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Как вы понимаете это высказывание?

Какого человека вы считаете красивым?

Встречались ли вам красивые люди?

На доске у нас имеется рисунок с изображением Снежной королевы. Давайте сейчас сделаем её душу, сердце красивым.

Задание.

Я вам раздам сердечки, а вы напишите на сердечко совет. Который поможет ему стать красивым и прикрепите вокруг него по окружности.


Эталон красоты XXI века.

«… что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Н. Заболоцкий

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. В чем же заключается истинная красота человека? Над этим «вечным» вопросом люди задумывались во все времена. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. То в моде ценились пышные фигуры, то худые и спортивные; то бледный цвет лица, то румяный. И это понятно, ведь у людей разные вкусы и пристрастия. Например, эталоном красоты Древней Греции считалась скульптура Афродиты, в Древнем Египте - царица Нефертити, в средние века идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария, в XX веке - Мэрилин Монро, в XXI веке - Анджелина Джоли.

Красота притягивает. Красивому человеку легче жить. Да, наверное, это так. Поэтому современные девушки стремятся к идеалу с обложек модных журналов, к недосягаемым параметрам 90-60-90, доводя тем самым себя до полного истощения. Нервная анорексия - современная болезнь XXI века, которая унесла уже не одну жизнь девушки-подростка. В погоне за идеальной внешностью не стоит забывать, что здоровье напрямую зависит от естественно достигнутой красоты, без насилия над собственной природой и чрезмерного следования веяниям моды.

Другие, наоборот, всячески стараются себя изуродовать и этим привлечь к себе внимание окружающих. Например, бодибилдинг. Мне кажется люди с громадами мышц полностью забывают, как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины. Эта так называемая «красота» тоже приносит огромный вред здоровью, достаточно вспомнить смерть В. Турчинского. А женщины теряют самое главное - возможность стать матерью!

Пытаясь приукрасить себя, мы, порой, теряем что-то большее, чем просто свою индивидуальность. Например, представители современных молодежных субкультур: панки, готы, эмо, хиппи, рэперы. Их внешний вид искажен почти до неузнаваемости. У одних - яркие, броские цвета, длинные волосы, всевозможный пирсинг, культ мерзости и агрессивность; у других - черный цвет, эстетика смерти, мистицизм и депрессивный настрой. Ну, например, готы стремятся быть похожими на персонажей мрачных мультфильмов. Бледная кожа, подведённые чёрным глаза и губы, тёмная одежда - всё это внешний вид готов. Разве это красиво?!

Мне кажется, что красивый человек - это не обязательно модель с идеальной фигурой, а человек, который следит за собой, занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни. Истинная красота — естественна, проста и безыскусна. Такой человек ни на кого не стремится произвести впечатление, он такой, какой он есть.

Внешняя красота создает только первое впечатление о человеке: помните пословицу: «Встречают по одежке…» Но есть еще и другая сторона красоты, которая скрыта от посторонних глаз - это внутренний мир человека, его душа, мысли и чувства. И если красота души человека сочетается с красотой внешней, то такого человека можно назвать поистине красивым, потому что в таком человеке все гармонично. Думаю, именно это имел в виду Антон Павлович Чехов, когда говорил, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Таких людей встречаешь редко. Почему-то чаще всего внешняя привлекательность уживается с нравственным уродством, а внешнее безобразие с красотой души. Лев Николаевич Толстой сказал когда-то гениальную фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу» Главное в человеке, конечно же, душа, для которой еще не придуман эталон. Любая красота со временем увянет. А вот душевная красота, красота любящего, доброго сердца не иссякнет никогда!!!

Иногда смотришь на красивого человека, а от него веет «холодной» красотой. А глянешь в душу - там пустота и холод. А иногда вроде и не красив человек, но душа поет. В народе говорят: «Землю красит солнце, а человека…» Я считаю, что человека красит доброта. И среди нас есть такие люди, которые излучают свет, тепло. Глядя на них, всегда хочется улыбаться. Я называю таких людей солнечными. Они светят людям, то есть делают окружающих счастливыми. Стать таким человеком может не всякий. Для этого нужно иметь богатую душу, сердцем чувствовать беду любого, уметь чем - то пожертвовать, не ожидая похвалы. Рядом со мной много таких людей. Это в первую очередь мама и бабушка. Я убеждена, что добрыми дети могут стать только в семье, где царит любовь и доброта. Я учусь в нашей школе уже 7 лет и знаю, что понятия «доброта», «отзывчивость», «внимание» близки нашим ребятам. В школе нас всегда учат тому, что ждать просьбы о помощи от кого - либо не надо. Нужно видеть тех, кто в этом нуждается. Настоящие люди всегда просто могут помочь. Это состояние каждого человека должно быть естественным.

Я не могу назвать красивым человека жестокого, который способен на подлость и обман, который хамит, сквернословит, имеет вредные привычки.

Таким образом, для меня эталоном красоты XXI века является человек внешне приятный, и это не только красивое лицо, а впечатление, которое создается от всего облика человека: его лица, фигуры, манеры одеваться и манеры говорить, от его мимики и жестов. Еще, на мой взгляд, для внешней красоты человека очень важен уровень его общей культуры. Эта культура будет проявляться во всем: как человек выглядит, что он носит, как ведет себя, какие книги читает, какую музыку слушает, о чем мечтает.

Кроме того, красивый человек должен быть умным и образованным. Ум для меня - вообще самое главное качество в человеке. Мне кажется, что если есть ум, то очень многие качества приложатся. Умный и уверенный в себе человек просто не может быть некрасивым.

Красивый человек - это человек, умеющий творить добро. Добро - это высшее проявление нравственности в человеке. Творить добро - это значит быть внимательным к людям, помогать, поддерживать, сочувствовать и сострадать. Это не какой-то особенный героизм. Просто так поступают люди.

Для меня очень важно, чтобы человек был веселым и жизнерадостным, чтобы он светился счастьем и оптимизмом. Что может быть прекраснее широкой улыбки, искрящихся радостью глаз, легкой летящей походки?

Кроме того, красивый человек, на мой взгляд, это человек, умеющий любить и дружить. Это человек, которому интересно жить в мире, в своей стране.

Вот такой должен быть эталон красоты во всем мире и во все времена!!!

«В человеке всё должно быть прекрасно…»

(Классный час о красоте, физической и духовной для старшеклассников)


(1860- 1904 )
Цель:
формирование представления учащихся о душевной и физической красоте человека;
Задачи:
развивать у учащихся эстетический вкус в одежде, манере говорить, вести себя в обществе;
познакомить учащихся с моделью совершенного человека;
воспитывать у учащихся желание красиво одеваться, ухаживать за своей внешностью и достойно вести себя в обществе.
Пояснительная записка:
Мы живём каждый день и в суете и спешке проходящих дней порой не замечаем главного: как мы одеты, следим ли мы за собой, как мы говорим, как мы ведём себя в обществе. А ведь это очень важно. Этот классный час поможет старшеклассникам построить модель совершенного человека, опираясь на знаменитую фразу А.П. Чехова.
Учитель: Сегодня мы попытаемся представить, построить модель совершенного, является составляющими совершенного человека? Можно ли назвать совершенным человека с безобразным, некрасивым лицом?
Вряд ли. Однако далеко не все люди (и мы с вами не исключение) обладают классическими чертами лица: греческим носом, изумительным разрезом глаз, длинными ресницами…
Что же делает наше лицо, часто несовершенное красивым? Как вы считаете? (Ребята отвечают)
А вот как об этом пишет Лев Николаевич Толстой: « Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза всегда грустные, теперь особенно безнадёжно смотрели на себя в зеркало. « Она мне льстит?», - подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Чтец (1):
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица-подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.


Другие - как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда – то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!


Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих ног
Составлена песня небесных высот.
Н. Заболоцкий.
О красоте человеческих ли ц


Сияющие счастливые лица
Чтец (2):
Среди других играющих детей,
Она напоминает лягушонка,
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы,
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду,
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу,
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.


Ни тени зависти, ни умысла худого,
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг,
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Н.Заболоцкий. Некрасивая девочка.
Учитель: А вот какой совет юноше даёт Эмилия Бронте в романе « Грозовой перевал»
Чтец (3) : « Подойди к зеркалу, и я покажу тебе, чего ты должен желать. Видишь эти две чёрточки у тебя между бровями? И густые эти брови, которые вместо того, чтобы им подниматься дугой, западают вниз у переносья? Видишь ли ты эту пару чёрных бесенят, так глубоко схоронившихся? Они никогда не раскрывают смело окон, а только смотрят в них украдкой, точно шпионы дьявола! Так вот пожелай и научись разглаживать угрюмые морщины, поднимать смело веки; смени бесенят на доверчивых, невинных ангелов, глядящих без подозрений, без опаски и всегда видящих друга, когда не знают твёрдо, что перед ними враг. Не гляди ты угрюмо и злобно…»
Чтец (1): Итак, можно ли назвать совершенным человека с некрасивым лицом? (Дописывает к высказыванию А.П. Чехова слово «лицо» )
Представим себе человека с прекрасным лицом и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли назвать такого человека совершенным?
(Ребята отвечают)
Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчёркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. Поверьте, человек с хорошей внешностью может превратиться в карикатуру на самого себя только от одной детали своего костюма.
Чтец (2): Давайте вспомним принцессу Диану, её безупречный вкус в одежде, манере говорить, вести себя на людях. Её наряды сводили с ума всех женщин планеты, ей подражали и завидовали. Она была высокой, необыкновенно красивой женщиной. Для каждого случая жизни у неё были особенные наряды, ей шили лучшие модельеры планеты.







А вот что думает об умении одеваться у молодых людей академик Д.С. Лихачёв…
Чтец (2):
«Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если молодой человек чересчур тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Девушки, женщины – это другое. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен».
Учитель: А что по – вашему, является главным признаком вкуса у человека?
(Ребята отвечают)
Обратимся за помощью к классической литературе.
Чтец (3):
« В эту минуту прошли к колодцу мимо нас две дамы, одна пожилая, другая молоденькая… Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)


Учитель: Итак, главный признак вкуса у человека – это чувство меры. Да, те платья, шляпки устарели, но никогда не устареют вкус, хорошие манеры, отсутствие вульгарности в одежде и поведении. Наверное, именно поэтому Татьяна Ларина – вечный идеал. Вспомним посвященные ей строки.
Чтец (1):

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…
Никто б не мог её прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовётся vulgar…
А. Пушкин « Евгений Онегин»
(отрывок из романа)


Учитель: Какое же ещё слово нужно добавить к фразе А. П. Чехова: « В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и…»
(Дописывает слово, произнесённое ребятами: «одежда».)
А мы продолжаем находить слагаемые совершенного человека. Без чего невозможно обойтись человеку? Подсказкой пусть послужит высказывание Д.И. Фонвизина из комедии «Недоросль»
Чтец (2): «Без… (души) просвещеннейшая умница – тварь, невежда без…(души) – зверь»…
(Учитель дописывает в высказывание А.П.Чехова отгаданное ребятами слово «душа».)


Учитель: Воспитывать в себе культуру чувств, душу – это не задание на декаду, четверть, год, это задание на всю жизнь, так как всю сознательную жизнь человек по крупинке накапливает драгоценный опыт, проявления лучших, высоких, душевных качеств.
Американский просветитель восемнадцатого века Бенджамин Франклин, будучи ещё рабочим типографии, составил для себя « тринадцать принципов мелкой, повседневной добродетели». В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он настойчиво и упорно развивал, воспитывал в себе эти качества. Путём самообразования он стал одним из самых просвещённых людей своего времени, а путём самосовершенствования – гуманистом.
Воспитывать культуру чувств, культуру человеческого общения, души – дело не только долгое, но и трудное.
Общепризнано: нелегко человеку ощутить в себе человека, вырастить в себе душу, которая соответствовала бы идеалу.
Чтец (3) :
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку,
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по – человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
. Н. Заболоцкий. Не позволяй душе лениться.


Учитель: Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить всё человечество, но всё это останется втуне до тех пор, пока он не подтвердит своих стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей. И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствии. И как важно окружить вниманием и заботой человека вовремя.
Чтец (1):
Мне с отчимом невесело жилось,
Всё ж он меня растил,
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем – нибудь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал,-
Рассказывает мать,-
День ото дня
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня не возвратят века.
Теперь прошёл я тысячи дорог-
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
А. Яшин. Спешите делать добрые дела
Учитель: Да, своевременная помощь конкретным людям-одно из главных проявлений душевных качеств человека.
Чтец (2):
До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста.



Перед этой
Жёлтой, захолустной
Стороной берёзовой
Моей,
Перед ленивой
Пасмурной и грустной,
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Пред всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!
Н. Рубцов. До конца.
Учитель: Как вы понимаете слова поэта « Пусть душа останется чиста»?
(Ребята отвечают)
Для того, чтобы приблизиться к идеалу, необходима ещё одна последняя составляющая.
Это – «мысли». (Дописывает в высказывание А.П. Чехова слово «мысли».)
Богатства человеческой мысли неисчерпаемы. Одной из впечатляющих форм их выражения являются афоризмы, жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Как сказал древнегреческий поэт Феокрит:
Есть у мудрейших обильный запас изречений
Много для жизни полезных советов может в нём каждый найти.
Чтец (3): « Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем может и должен своим разумом проверять данные, выработанные всем человечеством» (Л.Н. Толстой)
Чтец (1): «Мужество ума состоит в том, чтобы … узнавать и познавать…окружающий мир и действующие в нём силы: идеи и факты, опыт прошлого и настоящего…
Честность ума состоит в том, чтобы…иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком» (Р. Роллан)
Учитель: Вот мы и построили с помощью А.П. Чехова модель совершенного человека. (Читает)