Биографии Характеристики Анализ

Кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают»? Шиллер, Грибоедов или Эйнштейн? Счастливые часов не наблюдают



Счастливые часов не наблюдают
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Софьи (действ. 1, явл. 4):
Лиза Смотрите на часы, взптяните-ка в окно: Валит народ по улицам давно; А в доме стук, ходьба, метут и убирают.
Софья Счастливые часов не наблюдают.
Возможный первоисточник этого выражения - драма «Пикколомини» (1800) немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805): «Die Uhr schlagt keinem Gliicklichen» - «Счастливому часы не бьют».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Счастливые часов не наблюдают" в других словарях:

    Ср. Смотрите на часы, взгляните ка в окно: Валит народ по улицам давно, А в доме стук, ходьба, метут и убирают (Лиза). Счастливые часов не наблюдают. Грибоедов. Горе от ума. 1, 8. Софья. Ср. Dem Glücklichen schlägt keine Stunde. Ср. O, der ist… …

    Счастливые часовъ не наблюдаютъ. Ср. Смотрите на часы, взгляните ка въ окно: Валитъ народъ по улицамъ давно, А въ домѣ стукъ, ходьба, метутъ и убираютъ (Лиза). «Счастливые часовъ не наблюдаютъ». Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 1, 3. Софья. Ср. Dem… …

    Счастливые трусов не наблюдают - (или не надевают) шутл. переделка крылатого выражения из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «счастливые часов не наблюдают» … Словарь русского арго

    - (иноск.) от вас зависит (это в вашей власти) Ср. Счастливые часов не наблюдают! Не наблюдайте ваша власть! Грибоедов. Горе от ума. 1, 3. Лиза Софье. См. счастливые часов не наблюдают … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Михаил Зеликович Шабров Дата рождения: 7 августа 1944(1944 08 07) (68 лет) Род деятельности: поэт песенник, драматург, сценарист. Язык произведений: русский Ми … Википедия

    Есть удовольствие без раскаяния. Лев Толстой Счастье есть идеал не разума, а воображения. Иммануил Кант Быть счастливым это значит внушать другим зависть. А ведь всегда есть человек, который нам завидует. Главное, узнать, кто он. Жюль Ренар… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ая, ое; счастлив и счастлив, а, о. 1. Такой, который испытывает счастье, радость. Как я был влюблен в эту ночь, как был счастлив! Л. Толстой, Казаки. Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась. Чехов, Крыжовник. Салават… … Малый академический словарь

    - (иноск.) отъ васъ зависитъ (это въ вашей власти). Ср. Счастливые часовъ не наблюдаютъ! «Не наблюдайте ваша власть!» Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 1, 3. Лиза Софьѣ. См. Счастливые часов не наблюдают … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    И, ж. 1. Право управления государством, политическое господство. Советская власть. Прийти к власти. □ Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и… … Малый академический словарь

    - (иноск.) тихо, медленно Ср. Ах, скорее бы, скорее шло время. Оно ползет, как черепаха... В миг счастья оно летит, как сокол, как орел, а в минуты горя и сомненья оно тянется, ползет без конца. Н.П. Гнедич. Свидание Королевы. См. счастливые часов… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

1. Актуальность драматургии Грибоедова в наши дни.
2. Сюжет и герои комедии «Горе от ума».
3. Фамусовы и Молчалины.

Комедию «Горе от ума» можно с уверенностью назвать одним из самых острых и злободневных произведений русской драматургии. Разнообразные проблемы и вопросы, поставленные в данном произведении, продолжали оставаться актуальными в течение многих лет со дня первой публикации пьесы и не теряют своей остроты в наши дни.

В сюжетной линии рассматриваемой комедии автор наглядно показал вечный конфликт прошлого и будущего, «столкновение века нынешнего и века минувшего», Чацкого и Фамусова вместе с его окружением. «Горе от ума» - это прежде всего демонстрация противостояния прогрессивных, «новых» сил и отжившей, «старой» крепостнической реакции.

Мир «Фамусовых» - это не только сам Фамусов и его приспешник Скалозуб, матерые крепостники, вполне довольные существующим положением и не желающие никаких перемен в собственной жизни и жизни общества, но и их верные прислужники Молчалины, угождающие им, ловящие каждое их слово, подхалимствующие, безвольные и заискивающие чиновники.

Молчалина нельзя назвать отрицательным героем, несмотря на некоторые негативные стороны его многогранного характера. Это молодой человек, который по воле случая с детства накрепко заучил завет своего отца - угождать всем, каждому человеку, который попадается на пути, чтобы избежать неприятных последствий:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Молчалин, будучи послушным, примерным сыном, беспрекословно выполнял отцовский завет. Такое зависимое поведение, как ни странно, способствовало успеху молодого человека, помогало «и награжденья брать и весело жить». Подчиняясь родительским советам и повинуясь собственной, весьма развитой интуиции, он действовал очень хитро, тонко, расчетливо. Другой подхалим Максим Петрович «честно» заработал почет и уважение при дворе царицы Екатерины II - за то, что «отважно жертвовал затыл­ком» (то есть был готов на любое унижения ради улыбки гоударыни). Молчалин же действует не прямо, а продуманно, оценивая предстоящие перспективы. Сам он говорит, что у него есть два несомненных таланта: «умеренность и аккуратность».

В силу собственной природной сообразительности Молчалин быстро понял сущность характеров представителей московского барства и осознал, какие требования предъявляет к людям «верхушка общества». Сам он уверенно признает: «...ведь нынче любят бессловесных». И, быстро усвоив несложные правила поведения в обществе, Молчалин становится желанным гостем во многих московских домах, незаменимым помощником своего «руководителя» Фамусова. Угождая всем, следуя заветам своего отца, он постепенно продвигается вверх по служебной лестнице.

Наивная девушка Софья, дочь Фамусова, считает Молчалина своим идеалом - его отрицательные черты (подхалимство, приспособленчество, стремление к подчинению, угождение всем) возводятся ею в ранг неоспоримых и безусловных достоинств. Сама она говорит о своем кавалере: «Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело... Уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства... От старичков не ступит на порог». Софья не может понять, что Молчалин на самом деле не скромный, воспитанный молодой человек, «сын своих родителей», а лживый, лицемерный, льстивый и двуличный человек, который ради собственного благопо

    Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений...

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,...

    Современники Грибоедова восхищались языком комедии «Горе от ума». Еще Пушкин писал, что половина стихов пьесы войдет в пословицу. Затем Н. К. Пиксанов отмечал своеобразный речевой колорит комедии Грибоедова, «живость языка разговорного», характеристическую...

    Одной из центральных тем в гениальной, на мой взгляд, пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» является тема участи интеллигента в «обществе глупцов». Эта проблема - один из вариантов темы «лишнего человека» - не является открытием в литературе. Грибоедов...

«Счастливые часов не наблюдают». Софья и Молчалин (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
1.Актуальность драматургии Грибоедова в наши дни. 2.Сюжет и герои комедии «Горе от ума». 3.Фамусовы и Молчалины.

Комедию «Горе от ума» можно с уверенностью назвать одним из самых острых и злободневных произведений русской драматургии. Разнообразные проблемы и вопросы, поставленные в данном произведении, продолжали оставаться актуальными в течение многих лет со дня первой публикации пьесы и не теряют своей остроты в наши дни.

В сюжетной линии рассматриваемой комедии автор наглядно показал вечный конфликт прошлого и будущего, «столкновение века нынешнего и века минувшего», Чацкого и Фамусова вместе с его окружением. «Горе от ума» - это прежде всего демонстрация противостояния прогрессивных, «новых» сил и отжившей, «старой» крепостнической реакции.

Мир «Фамусовых» - это не только сам Фамусов и его приспешник Скалозуб, матерые крепостники, вполне довольные существующим положением и не желающие никаких перемен в собственной жизни и жизни общества, но и их верные прислужники Молчалины, угождающие им, ловящие каждое их слово, подхалимствующие, безвольные и заискивающие чиновники.

Молчалина нельзя назвать отрицательным героем, несмотря на некоторые негативные стороны его многогранного характера. Это молодой человек, который по воле случая с детства накрепко заучил завет своего отца - угождать всем, каждому человеку, который попадается на пути, чтобы избежать неприятных последствий:

Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин, будучи послушным, примерным сыном, беспрекословно выполнял отцовский завет. Такое зависимое поведение, как ни странно, способствовало успеху молодого человека, помогало «и награжденья брать и весело жить». Подчиняясь родительским советам и повинуясь собственной, весьма развитой интуиции, он действовал очень хитро, тонко, расчетливо. Другой подхалим Максим Петрович «честно» заработал почет и уважение при дворе царицы Екатерины II - за то, что «отважно жертвовал затыл­ком» (то есть был готов на любое унижения ради улыбки гоударыни). Молчалин же действует не прямо, а продуманно, оценивая предстоящие перспективы. Сам он говорит, что у него есть два несомненных таланта: «умеренность и аккуратность».

В силу собственной природной сообразительности Молчалин быстро понял сущность характеров представителей московского барства и осознал, какие требования предъявляет к людям «верхушка общества». Сам он уверенно признает: «...ведь нынче любят бессловесных». И, быстро усвоив несложные правила поведения в обществе, Молчалин становится желанным гостем во многих московских домах, незаменимым помощником своего «руководителя» Фамусова. Угождая всем, следуя заветам своего отца, он постепенно продвигается вверх по служебной лестнице.

Наивная девушка Софья, дочь Фамусова, считает Молчалина своим идеалом - его отрицательные черты (подхалимство, приспособленчество, стремление к подчинению, угождение всем) возводятся ею в ранг неоспоримых и безусловных достоинств. Сама она говорит о своем кавалере: «Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело... Уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства... От старичков не ступит на порог». Софья не может понять, что Молчалин на самом деле не скромный, воспитанный молодой человек, «сын своих родителей», а лживый, лицемерный, льстивый и двуличный человек, который ради собственного благополучия не остановится ни перед чем.

Представление Молчалина о счастье - это прежде всего удачная служебная карьера, обеспеченность, солидное положение в обществе. Не случайно, будучи влюбленным в служанку Лизу, он все же начинает оказывать внимание Софье только потому, что она из семьи богатого и влиятельного начальника.

Поскольку Молчалин безупречно себя ведет и не показывает окружающим своего истинного лица, Софья долгое время не может разглядеть его сущность, наивно полагая, что действительно нравится молодому человеку. И только два персонажа пьесы Грибоедова открывают для себя темные стороны характера удачливого карьериста: служанка Лиза и Чацкий. Молчалин не придает значения своим беседам с Лизой, полагая, что его откровения не будут переданы дальше. С Чацким же ему приходится держаться скрытно, осторожно, но при этом Молчалин искренне считает, что его поведение и взгляды на жизнь вполне оправданы существующим положением вещей. Сам он утверждает: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь... ведь надобно ж зависеть от других».

Сущность Молчалина и ему подобных можно назвать двойственной. С одной стороны, он может показаться незаметной, малозначительной фигурой, очередным мелким подхалимом, стремящимся выслужиться перед начальством. Но под маской простоватого послушного чиновника скрывается хитрый, подлый, коварный лжец, для которого нет ничего святого, который для достижения собственных целей, выгоды продаст и предаст даже самого близкого человека. И, что самое страшное, ему это вполне удается, как удавалось и многим до него. Не случайно Грибоедов вкладывает в уста Чацкого следующие слова: «Молчалины блаженствуют на свете». Люди, перед которыми не стоят многочисленные нравственные барьеры, могут добиться многого, они достигают «степеней известных», успешно пробиваются к вершине власти и обретают возможность руководить и распоряжаться судьбами порядочных, честных людей.

Финал комедии «Горе от ума» неслучаен. Разоблаченный Софьей трусливый Молчалин вынужден трусливо спасать­ся бегством. Но перед Фамусовым он так и не раскрывает своего лица, Молчалин ничего не потерял, все обвинения в любовной связи с Софьей получает Чацкий. Грибоедов пишет: «Всякий век имеет своих Молчал иных... Всмотритесь: вы окружены Молчалиными».

В настоящее время фамилия Молчалина стала нарицательным обозначением любой подлости, подхалимства, угодничества. Опасность подобных персонажей для окружающих людей заключается в том, что «вычислить» подобного субъекта, разглядеть его в толпе очень трудно. И горе тому человеку, который по воле обстоятельств оказывается зависимым от такого Молчалина.

О том, что время, проведенное в радости и удовольствии, проходит незаметно и очень быстро, знает каждый. А вот тягостное ожидание или трудная работа, напротив, тянутся бесконечно, и кажется, что никогда не будет им конца. Эту мысль литераторы, прозаики и поэты формулировали по-разному и многократно. У ученых также есть свои мнения по этому вопросу.

Поэты о времени

Немецкий поэт Иоганн Шиллер был одним из тех, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают». Он выразил свою мысль, впрочем, несколько иначе. В драме «Пикколомини», написанной им в 1800 году, есть фраза, которая в вольном переводе звучит так: «Для тех, кто счастлив, бой часов не слышен».


«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» - в этих строках Гете слышится сожаление о том, что все хорошее в жизни проходит слишком быстро, и одновременно выражается страстное желание расширить временные границы этого радостного состояния.

Что же хотел выразить тот, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают»? Неуловимость счастья, невозможность ощутить его мгновенно, и лишь последующее его понимание всегда волновало и философов, и обычных людей, размышляющих о жизни. «Счастье - это то, что когда-то было», - так думают многие. «Вот вспоминаю, и понимаю, что именно тогда был счастлив», - говорят другие. И все сходятся на том, что «хорошо, но мало…»

Грибоедов и его афоризмы

На вопрос о том, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают», есть однозначный ответ. Это грибоедовская Софья из комедии «Горе от ума», увидевшей свет в 1824 году.

В современном русском языке есть множество пословиц и поговорок, заимствованных из литературных произведений. Они настолько широко распространены, что их употребление давно не свидетельствует о начитанности. Не каждый, кто говорит слова «служить бы рад, прислуживаться тошно», непременно прочитал бессмертную комедию и знает, что это Чацкий сказал. Это же касается и выражения «счастливые часов не наблюдают». Грибоедов писал афористично, он стал автором многих крылатых фраз. Всего четыре слова, одно из которых предлог, передают глубокую Для каждого, кто разбирается в литературе, понятно, что умение в лаконичной форме передавать сложную картину бытия является признаком высокого искусства, а иногда и гениальности автора.

Александр Сергеевич Грибоедов был разносторонне одаренным человеком. Поэт, композитор и дипломат, он ушел из жизни при трагических обстоятельствах, отстаивая интересы родины. Ему было всего 34 года. Поэма «Горе от ума» и Грибоедовскй вальс навсегда вошли в сокровищницу русской культуры.


Эйнштейн, любовь, часы и сковородка

Ученые тоже к вопросу времени относились не безразлично. Одним из тех, кто сказал: «Счастливые часов не наблюдают», был никто иной, как Альберт Эйнштейн. Он вообще считал, что если исследователь не может пятилетнему ребенку за пять минут объяснить суть своей работы, то его смело можно назвать шарлатаном. Когда некий корреспондент, не разбирающийся в физике, спросил Эйнштейна о том, что значит «относительность времени», он нашел образный пример. Если молодой человек беседует с милой его сердцу девушкой, то для него и многие часы покажутся одним мигом. А вот если того же юношу усадить на раскаленную сковородку, то каждая секунда для него будет равнозначна веку. Вот такую трактовку дал фразе «счастливые часов не наблюдают» автор теории относительности.