Биографии Характеристики Анализ

Почему ленина не придают земле. Почему Ленина не похоронили сразу после смерти? Мнения историков

СССР и КПСС нет вот уже 25 лет, а тело вождя пролетариата все еще покоится в мавзолее на Красной площади. К нему давно уже не выстраиваются километровые очереди желающих почтить память Ильича. Предложения похоронить его тело в земле звучит все чаще. Пока официальные власти России не решаются этого сделать. До сих пор есть много оправданий тому, почему труп Ленина остается в сердце столицы, где кипит жизнь, гуляют дети и проходят торжественные празднования.

Сторонники коммунистических идей против

После развенчания коммунистической диктатуры во времена Перестройки впервые прозвучало предложение убрать тело главного идеолога революции 1917 года с Красной площади. Это произошло в 1989 году. Тогда предложение произвело эффект взорвавшейся бомбы. Верные идеям социализма партийцы не могли допустить такого «кощунства».

Поколение «нулевых» мало знает о вожде мирового пролетариата. Но коммунистическая партия все еще имеет много последователей, а в условиях многопартийности уважать их мнение просто необходимо. Это один из законов демократического существования общества. По разным опросам 1911-2016 годов около 36-40% россиян против выноса останков Ленина из мавзолея. Эта ситуация пока не меняется.

Депутат Госдумы от фракции коммунистов Николай Харитонов во время политических дебатов с Владимиром Жириновским (ЛДПР) в 2011 году сказал, что нельзя уничтожать память о Ленине. Многие россияне уважительно относятся к личности Владимира Ильича (основная часть тех самых 36-40%). Оскорбление их чувств может привести к серьезной дестабилизации политической ситуации в стране.

В память о прошлом

О том, что вынос из мавзолея и последующее перезахоронение останков Ленина может привести к «разделению российского общества», высказался в начале 2016 года и президент Владимир Путин. Многие россияне считают, что нельзя каждому последующему поколению подчистую уничтожать памятники предыдущих эпох. Иначе никогда не будут сделаны выводы, которых требует переосмысление трагедий и кровавых революций прошлого.

Плохой знак

Существует также много легенд и преданий, почему тело Ленина до нынешнего времени лежит в мавзолее и на его сохранение тратится более 13 миллионов рублей в год. В разные годы православные сподвижники и даже отцы церкви делали плохие предсказания относительно этого факта. Блаженная Алипия Киевская предвидела, что после перезахоронения трупа Ленина в России начнется война.

Старец Иоанн, монах-схимник при Храме Святителя Николая Угодника, что в Ярославской области, предвещал полное разрушение Москвы после выноса тела Ленина с Красной площади: «В апреле, когда вынесут «лысого» из Мавзолея, произойдёт провал Москвы в соленые воды и мало что от Москвы останется. Грешники будут ещё долго плавать в соленой воде, но спасать их будет некому. Они все погибнут. Поэтому тем из вас, кто работает в Москве, рекомендую работать там до апреля месяца.Будет затоплена Астраханская, Воронежская область. Будет затоплен Ленинград. Город Жуковский (Московская обл., 30 км. от столицы) будет частично разрушен. Господь хотел сделать это ещё в 1999 году, но Богородица его упросила дать ещё время. Теперь времени не осталось совсем. Только те, кто из городов (Москвы, Ленинграда) уедет жить в деревню, будут иметь шанс выжить. Начинать строить дома в деревнях не стоит, не осталось времени, не успеете. Лучше покупайте готовый дом. Наступит большой голод. Не будет ни электричества, ни воды, ни газа. Только те, кто будет выращивать продукты сам, будет иметь шанс выжить. Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займет всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнется страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного. Придет Преподобный Серафим Саровский. Он объединит все славянские народы и государства и приведёт с собою Царя... Будет такой голод, что принявшие «печать антихриста» будут поедать мертвых. И главное - молитесь и поторопитесь изменить жизнь свою, чтобы не жить в грехе, так как времени уже совсем не осталось...».

Городские легенды

Вокруг факта существования мавзолея и сохраняющегося в нем тела бытует множество необычных городских легенд. По одной из них бальзамирование было проведено с проведением обряда черной магии. На место изъятого мозга вождя якобы поместили какие-то оккультные знаки, начертанные на золотой пластине. Они-то и сохраняют тело в мавзолее вот уже много десятилетий, несмотря на смену политического строя и другие изменения в стране.

По другой легенде в мавзолее хранится тайное психотропное оружие. Вынос тела покойного якобы может привести к его активации. Бытуют истории и о том, что мавзолей – негативно заряженная пирамида-зиккурат, высасывающая из проходящих по Красной площади людей их энергию и транслирующая в окружающую среду нечто негативное.

Последняя версия берет начало от теории нацистского врача Пауля Кремера, который полагал возможным влиять на генотип человека путем направленного из мертвого тела излучения. Он даже проводил засекреченные исследования на эту тему. По легенде чекисты как-то завладели результатами его экспериментов и применяли их в мавзолее.

Так или иначе, но тело Ленина все еще находится на Красной площади. Споры о его перезахоронении ведутся, но пока однозначное решение не принято.

Где, кроме мавзолея, предлагали похоронить Ленина сразу после смерти

Споры о том, стоит ли вынести тело Ленина из мавзолея и где его в этом случае хоронить, ведутся уже несколько десятилетий. Не меньшие споры велись и в правительственных кругах сразу после смерти вождя.

Вариант с «вечным» бальзамированием не сразу стал главенствующим.
Сразу после смерти Ленина была создана правительственная комиссия по организации похорон. В дальнейшем она занималась вопросами увековечивания памяти о нем: переименованием улиц и городов, изданием произведений, установлением памятников и так далее. Но первостепенной задачей было определить, как будет осуществляться погребение.

Похороны у Кремлевской стены или склеп

Есть версия, что после церемонии прощания Ленина хотели похоронить у Кремлевской стены, рядом с могилой Свердлова. Но из-за морозов промерзла земля, к тому же на месте предполагаемого захоронения якобы обнаружились подземные ходы, на заделывание которых ушло бы много времени. Предать тело Ленина земле предлагал Семен Буденный.
На заседании Политбюро было предложено поставить склеп. Об этом говорил Бонч-Бруевич, возмущенный разговорами об открытом гробе с забальзамированным телом. Он уточнял: «Я считаю, что нужно устроить просто склеп, как, например, имеется могила Достоевского, Тургенева - все знают, что здесь находится прах, но лица никто не видит». Как писал академик Ю. Лопухин в книге, посвященной смерти Ленина, «25 января Президиум ЦИК решает: гроб с телом Ленина сохранить в склепе, сделав доступным для посещения; склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади, среди братских могил борцов Октябрьской революции». Однако вскоре идея склепа претерпела трансформацию. Решено было сохранить тело и выставить его для поклонения в саркофаге с прозрачной крышкой.

Бальзамирование

Сразу после известия о смерти Ленина в комиссию по организации похорон начали приходить письма и телеграммы из народа с просьбами продлить время прощания с вождем. По словам Кирилла Андерсона, долгое время возглавлявшего бывший архив ЦПА ИМЛ, такие письма действительно были и шли «снизу». Андерсон приводит текст одного из таких посланий: «Священное тело дорогого всем нам Ильича не предавать земле, а сделать по возможности нетленным и физически видимым. Не убирайте от нас благостный прах Ильича, не закрывайте его землей».
Во многих мемуарах и ряде работ, посвященных ситуации с похоронами Ленина, главенствующая роль в продвижении идеи бальзамирования отводится Сталину. Так, например, цитируются мемуары Троцкого о заседании Политбюро, где он рассуждает о предложении Сталина похоронить вождя «по-русски»: «По-русски, по канонам Русской Православной церкви угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина». Однако в официальной документации Сталин не фигурирует. Он даже не был членом комиссии по организации похорон.
Многие были против создания таких «советских мощей». Надежда Крупская 30 января в газете «Правда» высказывалась явно: «Не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим». Климент Ворошилов также был настроен против, заявляя, что «крестьяне это поймут по-своему: они, мол, наших богов разрушили, разбивали мощи, а свои мощи создали».
Однако победу одержали сторонники бальзамирования. Оно было начато через несколько месяцев после смерти Ленина.

Похоронить на кладбище

Версию о том, что Ленин хотел, чтобы его похоронили на Волковом кладбище рядом с матерью, выдвинул на съезде народных депутатов в 1989 г. Ю. Корякин. Однако никаких свидетельств существования такого пожелания вождя не обнаружено. Против этой версии высказывалась племянница Ленина Ольга Ульянова. Алексей Абрамов, автор многих книг о Мавзолее, также заявляет о том, что «не имеется ни одного документа Ленина его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище».
К тому же среди советской верхушки похороны на обычных кладбищах возле церквей и монастырей были, по меньшей мере, непопулярны. Такие церемонии плохо сочетались с декларируемым атеизмом. В революционное кладбище постепенно превращалось место у Кремлевской стены. Позже распространение получила идея кремирования.
Однако версия о том, что Ленина не позволили захоронить так, как хотел он сам и его родные, до сих пор бытует. Так, в 2011 г. В. Мединский, министр культуры РФ, заявил: «Общеизвестно, что сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев и его живые родственники - сестра, брат и мать - были категорически против. Они хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью».

Почему Ленина не выносят из мавзолея?

СССР и КПСС нет вот уже более четверти века, а тело вождя пролетариата все еще покоится в мавзолее на Красной площади. К нему давно уже не выстраиваются километровые очереди желающих почтить память Ильича. Предложения похоронить его тело в земле звучит все чаще. Пока официальные власти России не решаются этого сделать. До сих пор есть много оправданий тому, почему труп Ленина остается в сердце столицы, где кипит жизнь, гуляют дети и проходят торжественные празднования.

Сторонники коммунистических идей против

После развенчания коммунистической диктатуры во времена Перестройки впервые прозвучало предложение убрать тело главного идеолога революции 1917 года с Красной площади. Это произошло в 1989 году. Тогда предложение произвело эффект взорвавшейся бомбы. Верные идеям социализма партийцы не могли допустить такого «кощунства».

Поколение «нулевых» мало знает о вожде мирового пролетариата. Но коммунистическая партия все еще имеет много последователей, а в условиях многопартийности уважать их мнение просто необходимо. Это один из законов демократического существования общества. По разным опросам 1911-2016 годов около 36-40% россиян против выноса останков Ленина из мавзолея. Эта ситуация пока не меняется.

Депутат Госдумы от фракции коммунистов Николай Харитонов во время политических дебатов с Владимиром Жириновским (ЛДПР) в 2011 году сказал, что нельзя уничтожать память о Ленине. Многие россияне уважительно относятся к личности Владимира Ильича (основная часть тех самых 36-40%). Оскорбление их чувств может привести к серьезной дестабилизации политической ситуации в стране.

В память о прошлом

О том, что вынос из мавзолея и последующее перезахоронение останков Ленина может привести к «разделению российского общества», высказался в начале 2016 года и президент Владимир Путин. Многие россияне считают, что нельзя каждому последующему поколению подчистую уничтожать памятники предыдущих эпох. Иначе никогда не будут сделаны выводы, которых требует переосмысление трагедий и кровавых революций прошлого.

Плохой знак

Существует также много легенд и преданий, почему тело Ленина до нынешнего времени лежит в мавзолее и на его сохранение тратится более 13 миллионов рублей в год. В разные годы православные сподвижники и даже отцы церкви делали плохие предсказания относительно этого факта. Блаженная Алипия Киевская предвидела, что после перезахоронения трупа Ленина в России начнется война.

Старец Иоанн, монах-схимник при Храме Святителя Николая Угодника, что в Ярославской области, предвещал полное разрушение Москвы после выноса тела Ленина с Красной площади: «В апреле, когда вынесут «лысого» из Мавзолея, произойдёт провал Москвы в соленые воды и мало что от Москвы останется. Грешники будут ещё долго плавать в соленой воде, но спасать их будет некому. Они все погибнут. Поэтому тем из вас, кто работает в Москве, рекомендую работать там до апреля месяца.Будет затоплена Астраханская, Воронежская область. Будет затоплен Ленинград. Город Жуковский (Московская обл., 30 км. от столицы) будет частично разрушен. Господь хотел сделать это ещё в 1999 году, но Богородица его упросила дать ещё время. Теперь времени не осталось совсем. Только те, кто из городов (Москвы, Ленинграда) уедет жить в деревню, будут иметь шанс выжить. Начинать строить дома в деревнях не стоит, не осталось времени, не успеете. Лучше покупайте готовый дом. Наступит большой голод. Не будет ни электричества, ни воды, ни газа. Только те, кто будет выращивать продукты сам, будет иметь шанс выжить. Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займет всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнется страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного. Придет Преподобный Серафим Саровский. Он объединит все славянские народы и государства и приведёт с собою Царя... Будет такой голод, что принявшие «печать антихриста» будут поедать мертвых. И главное - молитесь и поторопитесь изменить жизнь свою, чтобы не жить в грехе, так как времени уже совсем не осталось...».

Городские легенды

Вокруг факта существования мавзолея и сохраняющегося в нем тела бытует множество необычных городских легенд. По одной из них бальзамирование было проведено с проведением обряда черной магии. На место изъятого мозга вождя якобы поместили какие-то оккультные знаки, начертанные на золотой пластине. Они-то и сохраняют тело в мавзолее вот уже много десятилетий, несмотря на смену политического строя и другие изменения в стране.

По другой легенде в мавзолее хранится тайное психотропное оружие. Вынос тела покойного якобы может привести к его активации. Бытуют истории и о том, что мавзолей - негативно заряженная пирамида-зиккурат, высасывающая из проходящих по Красной площади людей их энергию и транслирующая в окружающую среду нечто негативное.

Последняя версия берет начало от теории нацистского врача Пауля Кремера, который полагал возможным влиять на генотип человека путем направленного из мертвого тела излучения. Он даже проводил засекреченные исследования на эту тему. По легенде чекисты как-то завладели результатами его экспериментов и применяли их в мавзолее.

Так или иначе, но тело Ленина все еще находится на Красной площади. Споры о его перезахоронении ведутся, но пока однозначное решение не принято.

Прямо посреди Красной площади, подпирая собой одну из кремлевских стен, стоит склеп, в котором находится тело Владимира Ильича. Ключевая фигура Великой октябрьской революции, перевернувшей всё с ног на голову, нынче возлежит в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, подсвеченном таинственным красноватым сиянием.

Иосиф Виссарионович очень старался сделать из него культ. В новом мире должен был безраздельно править коммунизм, а значит нужен был символ – нетленный, бессмертный, вечный. Возможно, это одна из причин, почему не хоронят Ленина, которой, кстати, сегодня придерживаются власти.

Владимир Ильич умер 21 января 1924 года в подмосковных Горках. Оттуда в Москву, пронзая морозный воздух полным печали гудком, его увез траурный поезд. Температура воздуха достигала -40 по Цельсию, и слезы стыли на щеках провожавших его граждан.


В Доме Союзов, где проходило прощание с вождём, температура была немногим выше – до -20’С. В таких условиях тело полностью замерзло, а народ продолжал прибывать, чтобы проводить своего кумира в последний путь. В 1924 году еще никто не знал, что в последствии он станет мумией, бесспорным доказательством существования самого себя.

Почему сразу не похоронили тело В.И.Ленина

В 1924 году, 23 января, на заседании комиссии по организации похорон В. И. Ленина остро стоял вопрос, можно ли каким-то образом продлить прощание с ним хотя бы на два месяца. Архитектор Щусев заявил, что можно. Речь шла о сооружении, внутри обтянутом тканью, а снаружи представляющим из себя деревянную будку, возведенную в качестве временного склепа до конца зимы. По сути, создание склепа и было частью похорон. Со временем тело бы захоронили, будку убрали, и первая в своем роде могила-трибуна стала бы последним оплотом покоя и тишины для безвременно почившего оратора. Но руководство страны отступилось от намеченного плана.

Мавзолей представляет собой классический пример авангардного архитектурного искусства. Вообще, в 1924 году только об авангарде и говорили. Подчинить себе природу, бросить вызов законам физики или сделать невозможное – научиться оживлять мертвых? Такие идеи тоже фигурировали, может, и хорошо, что не реализовались.

Иосиф Виссарионович впервые поднял вопрос о судьбе тела Ильича еще до его смерти. Представляя себе, что коммунизм захлестнет все человечество, что из всех уголков планеты потянутся руки, жаждущие прикоснуться к идолу, к символу, к великому народному божеству. Но на том заседании никто идею не поддержал, даже наоборот. Вся верхушка политбюро была резко против, в особенности Зиновьев и Троцкий, обозвавшие предложение «поповскими идеями воскресить прах». Оно и понятно – как-то противоречила она зарождавшемуся пролетарскому атеизму, свержению идолопоклонничества, да и сам Владимир Ильич от таких решений был бы не в восторге.

Попытки сохранить тело Ленина

После смерти Ленина об этом заговорили снова. Надежда Крупская неоднократно задавала вопрос «верхушке» почему не хоронят В.И.Ленина? Надежда была против того, чтобы тело мужа было у всех на виду, да и против того, чтобы из его тела делали подобный культ. Но ее заверили, что это временно - всего лишь до первой оттепели. Тем не менее, первым бальзамированием занимался Абрикосов, его состав помог сохранить внешний вид тела до весны.

Вместе с потеплением появились первые признаки разложения. Нужно было срочно решаться на радикальные действия – заморозить тело или забальзамировать. Инженер Красин предлагал заморозить – он еще не знал, что имел ввиду криогенную заморозку, но уже надеялся на успешный исход дела, а Збарский – заслуженный советский анатом, предложил бальзамирование, по его мнению – менее рисковое предприятие. Но и то и другое было делом неслыханным, особенно для все еще верующего населения.

Кстати позже Сталин заявил, что дальнейшие манипуляции с Лениным производились по просьбам трудящихся. Конечно же, это было не так, ведь на тот момент обществом воспринималась в штыки даже процедура кремации, не то что идея консервации человека.

Партийная верхушка склонялась к варианту с заморозкой, Красин настаивал. Он был уверен, что в будущем советская наука достигнет того уровня, который позволит воскресить великого вождя. Для этого из Германии даже были заказаны специальные морозильные камеры, достаточно дорогостоящие и громоздкие. Параллельно проводились эксперименты с заморозкой мертвых тел с целью предотвратить все возможные неприятности с телом Владимира Ильича.

Збарский всячески пытался убедить комиссию в том, что разложение неминуемо начнется даже в морозильной камере. В случае перебоев с электричеством, транспортировкой, размораживанием, тело изменится, кожа потемнеет и о том, чтобы демонстрировать его массам не будет идти и речи, и что в итоге придется хоронить Ленина. И как будто в подтверждение его слов наступил март, тело оттаяло и покрылось не отмываемыми пятнами.

Комиссия вызвала из Харькова профессора Воробьева, занимавшегося бальзамированием и консервацией еще при царе Николае ll. Воробьев заявил перед комиссией, что тело удастся сохранить, хотя некоторые изменения, заметные только близким, все же произойдут. Тем не менее, он не хотел браться за это дело. Во-первых, большевикам он не сочувствовал, поддерживал белую армию, во-вторых, риск провала был слишком велик, а значит, велик был шанс быть пущенным в расход. Но каким-то образом Збарский все же уговорил его написать письмо в комиссию с заверениями в том, что бальзамирование гораздо предпочтительнее замораживания. И в конце марта они начали работу.


Как бы слезно вдова Крупская не просила прекратить все манипуляции с телом мужа, какие бы гневные письма не писала, тело Ленина не планировали хоронить, дело продолжалось. Воробьевым и Збарским была проделана колоссальная работа: в течении трех месяцев они держали Ленина в различных составах – это был сначала формалин, потом спиртовой раствор, затем глицерин и, наконец, уксуснокислый калий. В общей сложности в его теле было сделано около 20 надрезов для того, чтобы состав пропитал все ткани, 5 отверстий просверлили в черепе, глаза заменили стеклянными шариками, губы сшили.

В июле комиссия потребовала предъявить результаты работы. Вопреки приступам паники Воробьева, состояние Ильича ее полностью удовлетворило. Вне ванны Ленин оказался 1 августа 1924 года, когда двери нового мавзолея, также деревянного, были торжественно открыты для граждан. Воробьеву и Збарскому выплатили 30 и 40 тыс. червонцев, после чего первый вернулся в Харьков, а второй остался при Владимире Ильиче в качестве его хранителя.


Каменный мавзолей был построен в 1930 году. Здесь же был создан научно-исследовательский институт, вся работа которого была направлена на как можно более качественную сохранность тела.

В начале войны Ленина вместе со Збарским эвакуировали в Тюмень на специальном поезде. Дело держалось в строжайшем секрете, а над мавзолеем был построен маскировочный лже-особняк. Гостеприимные стены Сельскохозяйственного техникума в г. Тюмень переименовались в дом НКВД, были обнесены трехметровым забором и окружены кремлевскими караулом. Туда регулярно доставляли реактивы вплоть до конца войны. Можно себе представить, какие огромные ресурсы затрачивались на то, чтобы Ленин оставался «в тонусе» даже когда вся страна утопала в огне Великой Отечественной войны.

В 1945 году произошло ужасное: во время водных процедур повредился кусочек кожи на ноге Ленина. После этого инцидента все эксперименты с бальзамированием производились исключительно на случайных трупах.

В 1992 году В. Ельцин отменил почетный караул у входа в Мавзолей. Научно-исследовательский институт также пережил кризис, его традиционная деятельность перестала финансироваться. Кстати, по некоторым подсчетам на то, чтобы содержать тело покойного большевика в форме, а также на работу ученых, реактивы, охладительные приборы – тратились суммы около 1,5 миллиона долларов в год.

Мнения народа, надо ли сегодня хоронить В.И.Ленина

В последние годы вяло, но часто ведутся споры по поводу похорон Владимира Ильича. Чем более стойкую позицию занимает в России церковь, тем больше доводов в пользу захоронения, как того требует христианский обряд. Но вряд ли такое решение можно будет назвать мудрым. Даже вооружившись здоровым цинизмом можно представить, насколько красивую сумму мог бы выложить какой-нибудь сумасшедший коллекционер за тело, являющееся символом некогда мощного и великого государства. Хотя на это власти никогда не решатся. Краеведы г. Ульяновск надеются на то, что Ленина отправят к ним, в его родной город - и это будет весьма кстати в контексте места, где он жил последние годы.


Сегодня, как и в июле 1924 года, в Мавзолее все та же прохлада майского утра, Владимир Ильич все также лежит в стеклянном саркофаге, и 15 лампочек розового спектра создают иллюзию здорового цвета его лица.

Зачем? Возможно, чтобы незыблемее выглядели уже давно павшие границы Советского союза. А может, чтобы мир смотрел на нас и боялся – чего ожидать от народа, вот уже 100 лет ревностно охраняющего труп своего лидера, да не просто охраняющего - взымающего плату с желающих увидеть нетленную социалистическую идею во плоти?

Только вот тянутся теперь туда очереди из преимущественно китайских туристов, да еще школьников. Наши соотечественники к нему не спешат – уже привыкли, не удивляются. Нам даже спокойнее на душе от того, что он там лежит – и пусть себе лежит под чуткими очами видеокамер. По результатам опроса, около трети москвичей за то, чтобы отправить великого революционера на заслуженный отдых. Только никто дедушку Ленина хоронить не спешит, потому что революция бессмертна.

Видео почему В.И.Ленина нельзя хоронить

89 лет минуло с того момента, как тело Ленина упокоилось в загадочном для русской культуры сооружении - мавзолее. Почему труп в сердце страны, лежащий в древнем вавилонском оккультном сооружении, до сих пор сеет смуту среди людей?

21 января 1924 года Владимир Ленин скончался. Вождь пролетариата умер от «очагового размягчения тканей мозга». Однако нейрологи полагают, что фактически Ленин умер от нейросифилиса. Сам Николай Семашко, как писал Иван Бунин «брякнул сдуру во всеуслышание», что в черепе «этого нового Навуходоносора нашли зеленую жижу вместо мозга».

В.И. Ленин - последняя фотография перед смертью.

Вождь пролетариата умер от «очагового размягчения тканей мозга»

Социологи дают картинку из которой видно: сегодня все меньше и меньше людей знают: кто такой Ленин. Оценивать его вклад в историю, многие представители аудитории в возрасте до 30 лет берутся редко. А аудитория старше 50 лет оценивает Ильича, исходя из информации, полученной из школьных учебников их времени.

Для современной России Ленин - это забальзамированный труп, покоящийся в самом центре страны в странном, немного жутковатом и нехарактерном для нашей культуры сооружении. Почему именно Мавзолей? Что вообще обозначает это слово? Мавзолей - это гробница карийского царя Мавзола, который был то ли жестоким завоевателем, то ли справедливым правителем. Так или иначе - его усыпальница стала одним из греческих «чудес света».

Ленин - «мост между небом и землей»?

Интересно, что архитектор Алексей Щусев, поставивший в России не один православный храм, взял за основу проекта ленинского мавзолея некий Пергамский алтарь. А точнее зиккурат - в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. В городе Пергам изгнанные персами вавилонские жрецы - халдеи воскресили свою древнюю религию, по отношению к которой Иисус Христос говорил: «там, где престол сатаны».

Действительно, в каком-то смысле Пергам был центром сатанинской религии. Пергамские халдеи вне всякого контроля осуществляли свои религиозные обряды. Поэтому позже, для христиан Пергам стал местом сатанинской системы вавилонских таинств. Эта религия основывалась на том, что халдеи навели мост между небом и землей. Верховный жрец носил титул «Понтифекс Максимус», от слов «понт» - мост, «фракцио» - я сделаю и «максимус» - великий абсолют.

Одним из верховных божеств являлся бог Вил, который и находился в четырехугольном храме, который образовывали семь сужающихся одна за другой башен. Именно его Христос и упомянул, назвав «алтарем сатаны» и именно с него Алексей Щусев снял архитектурный план для строительства мавзолея Ленина (возможно, по аналогии с вавилонским божеством Вилом - Владимир Ильич Ленин). По крайней мере, об этом пишет Георгий Марченко в книге «Карл Маркс»: «Архитектор Щусев, построивший мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника - Пергамский алтарь. Известно, что Щусев получил тогда всю необходимую информацию от Фредерика Поульсена - признанного авторитета в археологии». Это было проверено, так как в 1944 году алтарь раскопали немецкие археологи, а после взятия Берлина Пергамский алтарь был вывезен в Москву. По некоторым данным, он хранится в запасниках музея им. Пушкина в Москве.

Таким образом, налицо мистический смысл самого сооружения - усыпальницы. Ведь сейчас к телу подзабытого народом «вождя» уже не выстраиваются очереди из коммунистов и пионеров. «Дедушка Ленин», умерший в возрасте 54 лет, а стало быть, будучи на 6 лет моложе нашего нынешнего президента - Владимира Путина, остается нетронутым только благодаря пресловутому «общественному мнению», которое якобы против захоронения Ильича. «Я недавно зашел в мавзолей, за месяц до его закрытия», - рассказывает один из недавних посетителей усыпальницы, - «народу не было, я спокойно зашел во внутрь, посмотрел на тело. Мне 74 года, я тогда подумал - кто этот пацан 54-летний? Этот молодой человек?».

Согласно опросу «Левада-центра», только четверть граждан России настаивают на том, что тело Ленина должно оставаться в Мавзолее. Тогда как еще 13 лет назад (2000 год) их было 44%. Однако сам мавзолей сильной неприязни в обществе не вызывает и только 12% настаивают, что он должен быть разрушен, и еще 14% предлагают перенести его в другое место, а 52% считают, что он так и должен стоять на Красной площади.

Думается, что такие данные социологи получают именно потому, что население России не знает о смысловой нагрузке странного сооружения. По крайней мере, о его соотношении с древним сатанинским культом. Иначе бы «православные дружины» уже давно бы штурмовали стены Кремля с требованием вынести «кощуна».

Церковь светского честолюбия

Интересно, что город Пергам - был центром языческого культа, почему и назван Христом местом жительства сатаны. По мнению христианской церкви, сатана проявил себя через учение Валаама - соединение христианства с язычеством. Валаам вначале был верным пророком, но за награду присоединился к язычникам.

Позже, спустя несколько веков после смерти Христа, резкий контраст наметился между мученической и Пергамской церковями. Смирна - церковь мучеников, прародительница современных христианских церквей, отличалась тем, что отцы ее были замучены на кострах и крестах, после чего стали святыми. В т.н. «пергамской церкви» вместо гонений появились опасные и заманчивые обольщения земного благополучия и светского честолюбия. Христиан не приходилось больше искать, они принимают религию сами: христианские офицеры, государственные чиновники и даже наместники императора.

Удивительно, но среди современных христиан можно встретить немало тех, кто бы очень подошел под это описание. Чиновники и бизнесмены порой поднимают над собой стяг с крестом, попутно оскверняя его своим поведением.

И все же, есть в России небезразличные к судьбе Ильича. Как уже сообщала «Неделя», в начале декабря в Москве прошел первый пикет из серии «Долой иго мертвеца!» с требованием вынести мумию Ленина из мавзолея. Пикет был устроен организацией «Общее дело».

Высказываться за вынос тела Ленина из Мавзолея в январе 2011 года начала и партия «Единая Россия», которая даже запустила сайт goodbyelenin.ru с голосованием по захоронению тела Ленина. Инициатором кампании был тогдашний депутат Мединский (сейчас министр культуры). Сторонники захоронения тела Ленина считают, что сохранение забальзамированной мумии Ленина на Красной площади противоречит религиозным, нравственным и христианским ценностям. По состоянию на 5 января 2013 года, по официальным данным, за захоронение высказалось 49,56% пользователей, против - 50,44%. Между тем сотрудник Управления делами президента РФ Виктор Хреков, заявил, что «этого вопроса (о захоронении Ленина - ред.) нет и не было, и эта тема даже не рассматривается - это вопрос не сегодняшнего поколения».

Куприн: «есть в Ленине что-то крабье»

Александр Куприн в 1921 году вспоминая о Ленине писал: «он был какой-то мрачный и пустой, как его передняя. Три черных кожаных кресла и огромный письменный стол, на котором соблюден чрезвычайный порядок. Из-за стола подымается Ленин и делает навстречу несколько шагов. У него странная походка: он так переваливается с боку на бок, как будто хромает на обе ноги; так ходят кривоногие, прирожденные всадники. В то же время во всех его движениях есть что-то «облическое», что-то крабье. Он маленького роста, широкоплеч и сухощав».

А Иван Бунин заметил: «и если все это соединить в одно - ...и шестилетнюю державу бешеного и хитрого маньяка и его высовывающийся язык и его красный гроб и то, что Эйфелева башня принимает радио о похоронах уже не просто Ленина, а нового Демиурга и о том, что Град Святого Петра переименовывается в Ленинград, то охватывает поистине библейский страх не только за Россию, но и за Европу... В свое время непременно падет на все это Божий гнев, - так всегда бывало...».

Последние двадцать лет тему выноса из Мавзолея того, что привычно именуется телом Ленина, у нас традиционно поднимают два раза в год. В апреле - по случаю очередного дня рождения пролетарского вождя. И в январе - в связи со смертью Ильича.

На мой скромный взгляд, говорить о необходимости этого процесса надо каждый день. И тогда вода всё-таки сточит камень. Даже красный мрамор Мавзолея.

Но если уж искать особенные поводы к этому разговору, то 31 октября как раз такой и имеется. В этот день, точнее, в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года ленинская мумия в Мавзолее вновь оказалась в одиночном заключении.

В 1953 году в склепе появился сосед - мумия Джугашвили (Сталина). И вот по прошествии восьми с лишним лет согласно решению XXII съезда КПСС товарищей по партии и революции разъединили. Ленин остался под крышей, Сталин отправился под землю. Недалече, в нескольких метрах от мавзолейной стены, но всё-таки.

Понятно, что борьба с останками Сталина при Хрущёве носила скорее политический, чем нравственный характер. Но тем не менее борьба была и завершилась неким сакральным действием. На принципиальное решение тогдашним советским лидерам не хватило то ли смелости, то ли уверенности, и Сталин остался у Кремля. Но исчезновение его мумии из Мавзолея стало ярким знаком, подтвердившим, что этот деятель - человек, не более. И Ленин остался единственным коммунистическим божеством, единственным символом советской религии.

Но жизнь, как говорится, меняется. Уже ясно, что советская идеология так и не смогла превратиться в религию. Её стареющие апологеты сегодня не убедительны. И за редким исключением напоминают скорее социалистов, чем пламенных большевиков. Нет веры без Бога, но и Бог без веры - нонсенс. Тем не менее его подобие продолжает лежать в Мавзолее, на главной площади страны, стремящейся иметь как можно меньше общего с тем государством, что было построено по замыслу Ленина.

На специальных сайтах идёт постоянное голосование, выносить или не выносить. Данные разнятся, но тенденция общая: более половины граждан страны за то, чтоб останки Ленина захоронить, менее трети - оставить как есть. Куда более прозаически выглядит точка зрения основной части молодёжи, рождённой после 1985 года и на практике с СССР не сталкивавшейся. Эта основная часть к фигуре Ленина, мягко говоря, равнодушна. И знать его не желает. Хотя к другим значительным фигурам отечественного прошлого относится с интересом разной степени. От Александра Невского до того же Сталина.

Ей, этой основной части, равно как и многим сторонникам сохранения «статус кво» в отношении мавзолейной мумии, невдомёк, что массовый политический террор в России развязал вовсе не Сталин, интерес к которому в обществе сохраняется, прежде всего, «благодаря» репрессиям его имени. Автором кровавой концепции борьбы с политическими противниками был как раз тот человек, которого из Мавзолея пока не вынесли. Это он редактировал и подписывал декреты советской власти, призывающие уничтожать дворянство и казачество, успешное крестьянство и священнослужителей, офицерство и предпринимателей. Не выборочно, по личной вине перед новой властью, а массово, как явления. Строилось государство пролетариев. То есть неимущих. И никто не должен был им мешать превращаться в имущих. В первую очередь, бывшие имущие. Правда, как показало время, превращение так и не состоялось. Имущим стало государство, а народ так и остался пролетарским. Но об этом - в другой раз.
А сейчас - о мумии.

Можно возразить, что во многих странах, считающихся цивилизованными, стоят памятники властителям разных эпох, не всегда приносившим своему народу благоденствие. Тот же Наполеон Бонапарт, чей прах покоится в центре Парижа в Доме инвалидов, навлёк на Францию столько бед, что и до сих пор аукается. Но, во-первых, французы помнят этого человека, неравнодушны к нему до сих пор. Чего не скажешь о массовом отношении к Ленину в нашей стране. А во-вторых, могилы и памятники - в российской гуманитарной традиции. Пирамиды и фараоны, пожалуй, нет.

Наверное, не стоит о метафизике. Хотя есть и такая точка зрения: пока останки главного пролетария не обретут покоя, не обретёт его и сама Россия.

Точно стоит о другом: 30 октября - День памяти жертв политических репрессий. То есть тех страшных ошибок власти, к которым Ленин имел самое прямое отношение. Значит, и в этот день есть повод поговорить о Невыносимом.

Михаил Быков