Биографии Характеристики Анализ

Производственное обучение профессии. Положение oб обучении рабочих на производстве

Руководитель учебного центра на производственном предприятии должен обладать большим массивом информации из разнообразных источников: государственных органов, образовательных учреждений и, конечно, непосредственно от самих рабочих. Важно понять цели и задачи обучения на производстве. С чего начать? Читайте в новой статье.

Когда я впервые пришла работать на производственное предприятие руководителем учебного центра, чувствовала себя словно турист, заблудившийся в чужой стране, в незнакомом городе. Всё было не так, как в прошлом опыте руководителя государственного образовательного учреждения, не так, как читала в книжках, не так, как меня учили в институте и на курсах повышения квалификации. Сколько новых слов и понятий обрушилось на меня: «атомка», Ростехнадзор, НАКС, охрана труда, ядерная безопасность, ПНАЭГ и т.д. Как в этом разобраться?!

Опытный проводник, с улыбкой, обращается к группе туристов, в горах:

- Смотрите, это опасное место. Осторожно, не сорвитесь. Ну, а если уж это случилось, то, падая, обязательно посмотрите направо - редкой красоты пейзаж!

В интернете много рекомендаций для заблудившихся туристов. Мне понравилась памятка «Что взять с собой, если Вы намерены заблудиться»: обязательно понадобится карта и фонарик. Некоторые правила подходят и для начинающего руководителя, которому доверили настроить процесс обучения производственного персонала. Остановлюсь на пяти из них. Остальные прочтите в интернете и при желании адаптируйте под себя.

Правило первое «Без паники!»

Говорят, «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Чтобы почувствовать себя уверенней в новом месте, в первую очередь возьмем управление в свои руки, оглядимся вокруг и найдем ориентиры. Туристам-«потеряшкам» рекомендуют определить местонахождение по карте. Организационная структура предприятия сойдет за «карту местности». На ней видно, кому я подчиняюсь, кому подчиняется мой непосредственный руководитель, какое место занимает отдел, в котором я работаю, с кем взаимодействовать и по каким вопросам.

Здорово, что на предприятии, куда я впервые попала, найти нужного сотрудника можно было на корпоративном электронном ресурсе, посмотреть на фотографии, как он выглядит, в чьем подчинении работает, по каким контактам связаться. Внутреннюю «карту» процессов отдела пришлось складывать из того, что мне говорили руководители и коллеги, отыскивая в «Консультант плюс» нормативные акты, способные прояснить картинку.

Правило второе: «Не заплутай еще больше!»

Турист спрашивает местного жителя:

- Вы не подскажете, как мне побыстрее попасть вон на ту гору?

- Минуточку, сейчас отвяжу свою собаку…

Четыре вопроса - как четыре ножки у стола, помогли мне найти опору в действующей на предприятии системе подготовки кадров:

  • Что делаем?
  • Как делаем?
  • Кто делает?
  • Сколько стоит то, что мы делаем?

1. Что делаем?

Например, подготовка рабочих включает три основных направления:

  1. Обучение и проверка знаний в области промышленной безопасности, охраны труда. В Постановлении Правительства РФ №263 от 10.03.1999 говорится, что это вопросы отдела охраны труда, но иногда их отдают на отработку дирекции по персоналу. Здесь не будем спорить, кто кому и что должен, а разберемся, чтобы в дальнейшем чувствовать себя уверенно и комфортно.
  2. Обучение рабочим профессиям.
  3. Оценка квалификационного уровня рабочих (иначе - «повышение разрядов»).

2. Как делаем?

Обучение рабочих (даже инструктаж) включает в себя теоретическое и практическое обучение. Практику организуют на рабочих местах начальники цехов в форме стажировки, закрепляя ученика за наставником с квалификационным разрядом выше третьего, иногда роль наставника выполняет мастер или бригадир.

На экзамене комиссия проверяет теоретические знания и практические навыки - для этого рабочий выполняет в цехе пробную (квалификационную) работу.

Технологии обучения и проверки знаний используются как традиционные - «из уст в уста», так и современные, с электронными средствами, симуляторами и т.д. Это зависит от уровня экономического развития отдельно взятого предприятия и целесообразности.

3. Кто делает?

Когда нет возможности провести обучение внутренними ресурсами, обучают во внешних образовательных центрах, потому что нет образовательной лицензии, нет соответствующих «носителей» знаний - преподавателей, обучение (аттестация) в специализированных центрах регламентируется нормативным актом. Набирая большую по количеству группу, провайдера (как юридическое, так и физическое лицо) приглашают обучить сотрудников на территории предприятия.

Для организации внутреннего обучения преподавателями выступают сотрудники предприятия по согласованию с их непосредственными руководителями.

4. Сколько стоит организуемое обучение?

Стоимость услуг внешних провайдеров договорная или на основании официального прайса. В основу бюджета внутреннего обучения включают оплату преподавателей и наставников и расходные материалы (тетрадки, ручки, тиражирование раздаточных материалов, тестов, блокноты для флипчарта).

Правило третье: «Язык до Киева доведет!»

Заявление от работника:

На мой взгляд, этот анекдот отражает суть работы учебного центра на производственном предприятии. Поначалу я не понимала, почему мы с производственными руководителями иногда не понимаем друг друга? Вроде на одном языке разговариваем. Они говорят про обучение и я про обучение, они про аттестацию персонала и я про аттестацию, они про повышение квалификации и я про то же. Когда же я стала внимательней вслушиваться в то, что говорят производственники, оказалось, что слова-то мы употребляем одинаковые, да вот смысл в них вкладываем разный!

Процесс

Понимание службой персонала

Понимание производственным персоналом

Обучение персонала

Процесс приобретения знаний, умений, навыков

Получение «корочки» для допуска к работам

Аттестация персонала

Оценка (проверка) уровня знаний и умений в соответствии с требованиями к занимаемой должности

Оформление документов (протоколов, удостоверений)

Повышение квалификации

Обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников

Повышение квалификационного разряда/категории с целью повышения заработной платы

Развитие персонала

Комплекс мероприятий службы управления персоналом, включающий в себя обучение, оценку, адаптацию, карьерное планирование и др.

Абстрактное понятие

Язык до Киева доведет, главное - говорить на одном языке с теми, кто поможет приблизиться к цели.

Правило четвертое «Обратись к стражу порядка!»

«Стражи порядка» для сотрудников учебного центра - нормативные акты, в том числе внутренние стандарты, такие, как:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон «Об образовании в РФ»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
  • РД-3-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • РД-3-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве (документ утратил силу);
  • Порядок обучения по охране труда;
  • Методические рекомендации по организации обучения по пожарной безопасности;
  • Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты ЧС»;
  • Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

Для работы со студентами:

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
  • Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
  • Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;
Ниже приведена таблица, которая помогла мне сориентироваться в видах обучения и аттестации персонала. Только нужно не лениться и периодически обновлять информацию, так как законодательство постоянно меняется.

Таблица 1. Виды обучения* (требует актуализации в соответствии с законодательными требованиями на сегодняшний день).

Формы обучения

Программы

Аудитория

Документ

(на выходе)

Профессиональное обучение

Обучение рабочим профессиям

После прохождения теоретического курса обязательна стажировка (практическое обучение)

Специалисты (преподаватели, мастера производственного обучения) должны иметь педагогическую подготовку и аттестованы в Ростехнадзоре по преподаваемой дисциплине

Свидетельство

Повышение квалификации

Программы в объеме от 16 до 250 часов

Руководители, специалисты, рабочие

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Профессиональная переподготовка

Программы в объеме свыше 250 часов

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Специальная подготовка (технические курсы)

ПНАЭ Г-7-003

Сварщики

Не требуется

ПНАЭ Г-7-010

Контролеры

Согласование программ с головной материаловедческой организацией

Не требуется

Подготовка по безопасности в атомной энергетике

Руководители, специалисты

Внутренний стандарт предприятия

Не требуется

Подготовка по промышленной безопасности

Руководители, специалисты

Программы, согласованные с Ростехнадзором

Не требуется

Охрана труда

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Обучение проводит непосредственный руководитель

Запись в журнале

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты, электрогазосварщики

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Согласование программ с МЧС России

Удостоверение

Гражданская оборона

Руководители

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Правило пятое «Найди других туристов!»

Совет для тех, кто не хочет «заблудиться» в управлении заводским учебным центром - найти себе подобных, чтобы пообщаться, обменяться опытом, узнать последние новости в профессиональной сфере. Места скопления «HR-туристов» - это специализированные конференции, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы. На курсах повышения квалификации слушатели с жадностью изучают опыт коллег, разговаривая в перерывах и после лекций. На конференциях совершают виртуальное путешествие по HR-достопримечательностям, анализируя наработанный опыт и отвечая на вопросы: что я правильно делаю, что скорректировать, куда стремиться и какие они - HR-вершины заводского учебного центра.

При приеме на работу работника без квалификации и специальности с последующим обучением с ним заключается трудовой договор , в котором должны содержаться все условия, предусмотренные ТК: данные о работнике, основные права и обязанности, срок трудового договора, порядок оплаты и т.д. Срок действия такого договора допускается ограничивать временем, необходимым работнику для обучения и сдачи квалификационного экзамена.

В договоре также можно отразить:

  • - обязанность нанимателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • - обязанность работника пройти обучение и успешно сдать квалификационный экзамен;
  • - срок обучения;
  • - обязанность работника в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с нанимателем в течение определенного срока;
  • - возможность расторжения договора в случае несдачи квалификационного экзамена, пропуска занятий без уважительных причин и т.д.

При указании трудовой функции работника у нанимателя могут возникнуть определенные вопросы. Дело в том, что обучаемый еще не обладает должной квалификацией, чтобы выполнять работу по трудовой функции, например, столяра либо резчика изделий - он принимается на работу с последующим обучением.

На практике наниматели нередко указывают в договоре "ученик столяра". Это обусловливается тем, что согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников запись в трудовую книжку лиц, поступивших на работу в качестве ученика, должна вноситься после издания приказа, но не позднее недельного срока. Однако в данной Инструкции не содержится уточнения, какую конкретно запись (с упоминанием слова "ученик" или без него) следует производить.

Необходимо учитывать, что наименование профессий, должностей, специальностей в трудовом договоре должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь . Наименование профессии рабочего устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами .

В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 "Профессии рабочих и должности служащих" также отсутствуют наименования профессий, содержащие понятие "ученик". Следовательно, в трудовую книжку вносится наименование профессии без указания "ученик".

Представляется возможной следующая формулировка записи в трудовом договоре обучаемого:

1. Наниматель принимает Иванова Ивана Ивановича на работу по профессии резчик материалов и изделий с предварительным обучением по данной профессии

На основе трудового договора издается приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу, а также приказ о направлении работника на обучение.

Образовательный процесс при профессиональной подготовке рабочих состоит из двух этапов: теоретическое и производственное обучение .

Теоретическое обучение направлено на овладение теоретическими знаниями, необходимыми для формирования умений и навыков по профессии , а производственное - на развитие практических умений и навыков по профессии .

Производственное обучение может проходить после теоретического обучения или чередоваться с ним .

Руководит обучением, как правило, непосредственный начальник, который должен иметь высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии (например, мастер, начальник цеха и т.д.). К процессу теоретического обучения могут привлекаться иные специалисты организации с высшим или средним специальным образованием (инженер по охране труда, специалист по кадрам, главный энергетик и др.), а также педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированные специалисты других организаций .

Нанимателю следует также определить, кто непосредственно будет обучать нового работника. Работнику, на которого в пределах его рабочего времени возложены дополнительные обязанности по обучению , устанавливается доплата (однако если в его рабочую (должностную) инструкцию внесены обязанности по обучению рабочих, доплата не полагается).

Формулировка приказа:

ИВАНОВА Ивана Ивановича на работу 18.06.2012 резчиком материалов и изделий в производственный цех

Формулировка приказа:

ПРИКАЗЫВАЮ:

  • 1. ИВАНОВА Ивана Ивановича, резчика материалов и изделий производственного цеха, направить на индивидуальное обучение сроком на один месяц с 19.06.2012 по профессии "резчик материалов и изделий 1-го разряда".
  • 2. Руководство обучением Иванова И.И., резчика материалов и изделий производственного цеха, возложить на начальника производственного цеха Копейко Петра Ивановича.
  • 3. Производственное обучение Иванова И.И. поручить резчику материалов и изделий 4-го разряда производственного цеха Смирнову Петру Петровичу с доплатой в размере 500000 руб.

При приеме на работу с предварительным обучением наниматель обязан выполнить все иные действия, предусмотренные законодательством о труде .

Обучение работника на предприятии проводится в соответствии с типовыми учебными планами по профессиям рабочих и Рекомендациями.

Помимо этого на производстве могут действовать иные локальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы производственного обучения, условия оплаты труда обучающих работников, инструкции об организации и проведении квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве и т.д.

Наниматель обязан организовать обучение должным образом: предоставить необходимое оборудование и инструмент, производственные помещения и т.д. Обучаемый осваивает теоретический курс, выполняет указания обучающего при прохождении производственного обучения.

В процессе подготовки знания обучаемого проверяются текущей аттестацией , проводимой в форме собеседования или зачета. Результаты аттестации оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале либо отметками "зачтено", "не зачтено". Положительными являются отметки не ниже 3 (трех) баллов и "зачтено".

1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.

2. Подготовка новых рабочих
2.1.Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) - это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.
Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).
2.2.Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную квалификационную работу, Протокол заседания квалификационной комиссии)
Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.
2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.
При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.
2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.
Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.
Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.
2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.
В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.
При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.
Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).
Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.
По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.
2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.
2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.

3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) - это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

4. Повышение квалификации
4.1.Повышениеквалификации - профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.
4.2.Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.
Производственно-техническиекурсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Курсыцелевогоназначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
Повышениеквалификационногоразряда - это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.
4.3.Программа, дата и место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.
Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.
С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом «Персонал. Подготовка и повышение квалификации» преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.
4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального директора по персоналу по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим профессиям и разрядам. Формы обучения аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).

5. Оплата за обучение рабочих на производстве.
5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично». Если квалификационный экзамен сданы на «хорошо» или «удовлетворительно» дополнительная единовременная надбавка составляет _________% месячного оклада.
5.2.Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично» или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на «хорошо» или «удовлетворительно».
5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.

Производственное обучение - составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.

Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно-технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально-квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль .
В труде квалифицированного рабочего широкого профиля все большее значение приобретают расчетно-аналитичеекие, контрольные и наладочные функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Указанные функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий, специалист в условиях постоянных изменений техники и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.

Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом - своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.
Специфика овладения содержанием профессий широкого профиля в условиях рыночной экономики требует от учащихся владения разносторонними умениями учебной деятельности, знаниями и умениями эффективного самоопределения в разнообразных условиях рынка труда. В этой связи в ряде профессиональных учебных заведений, прежде всего в профессиональных лицеях, а также в «продвинутых» профессиональных училищах, ведущих преемственную подготовку квалифицированных рабочих и техников, в учебный процесс включаются предметы, в совокупности составляющие курс «Психология становления и саморазвития личности». Курс состоит из трех самостоятельных предметов: «Психология познавательной деятельности», в рамках которого учащиеся изучают психические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, осваивают технологию продуктивной учебной деятельности, отрабатывают навыки эффективного слушания, рациональной работы с текстом, конспектирования, публичных выступлений; «Психология личности», в процесс изучения которого входит представление о личности, ее структуре и особенностях, о проблемах межличностных отношений; «Проектирование карьеры», целью изучения которого является получение основных знаний и практических умений построения и осуществления стратегии и тактики профессионального становления и поэтапного осуществления намеченного.

Широта профиля квалифицированного рабочего, специалиста обеспечивается не только включением в структуру профессиональной подготовки предметов общетехнического и профессионального циклов, но и содержанием их производственного обучения.
Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста соответствующей профессии (специальности) и уровня квалификации, выделение в ней типичных элементов - «учебных единиц», составляющих предмет изучения и обучения.
Профессия - род трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства (например, токарь, слесарь).
Специальность - постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, токарь-карусельщик; токарь-револьверщик; слесарь-ремонтник; слесарь механосборочных работ и т. п.).
Квалификация - степень, уровень овладения человеком профессией, специальностью. Уровень квалификации характеризуется разрядом, классом, категорией.
В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями. Первая ступень предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах; вторая - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; третья – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования; четвертая - предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.
Трудовая деятельность рабочего, специалиста - это совокупность трудовых действий (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда: оборудования, инструментов, оснастки, приборов, автоматизированных средств, измерительных устройств и др., т. е. осуществляет трудовой производственный процесс.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (производственный процесс) по большинству профессий (специальностей) включает следующие типичные функции: планирование и подготовка - вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание - основные функции.

Кратко рассмотрим содержание этих функций.
Планирование трудового процесса - ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.
Подготовка трудового процесса - проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно-измерительных средств; подготовка документации и т. п.
Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.
Контроль трудового (производственного) процесса - текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.
Обслуживание трудового процесса - уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.

При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста «удельного веса» вспомогательных функций планирования и подготовки производственного процесса. Рабочий все меньше непосредственно воздействует на предмет труда. Сначала он исключается из производственного процесса как источник необходимой энергии, затем последовательно машине, аппарату, установке передаются вспомогательные функции рабочего, а на этапе автоматизации производства на машину возлагается все большая часть функций непосредственного управлении производственным процессом. Основным содержанием труда рабочего, специалиста становится контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы. Ведущее место в их труде занимают интеллектуальные умения, способность быстро осмысливать обстановку, принимать обоснованные решения. Поэтому рабочий, специалист должен иметь широкие и разносторонние общеобразовательные, общетехнические и специальные профессиональные знания.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения, выделения в нем «учебных единиц», т. е. элементарных составляющих, имеет структурный анализ трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приемы.
Наиболее крупным структурным элементом трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия работника, связанные с выполнением определенного вида работ, функций, должностных обязанностей, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, содержанием трудового процесса является обработка детали, для слесаря - изготовление изделия, ремонт станка, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

Для большинства профессий квалифицированных рабочих и специалистов характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных, специфических для определенных работ технологических процессов, использование различных по характеру применения орудий и средств производства. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.
Трудовые процессы в этих целях принято разделять на трудовые операции , каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью комплекса применяемых составных частей и элементов. Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцев и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации - способы выполнения трудовой деятельности являются основными «учебными единицами» содержания производственного обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.
Например, токарная операция - обтачивание наружных цилиндрических поверхностей - включает следующие рабочие приемы: установка детали в патроне, установка детали в центрах, установка и закрепление резца, настройка станка на режимы обработки детали и т. п. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием . Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной форме отражаются в учебной программе производственного обучения - примерной и рабочей, разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса производственного обучения.

Как отмечалось выше, основой производственного обучения является производительный труд учащихся. Таким образом, процесс производственного обучения является процессом учебно-производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и производственного процессов, т. е. педагогический анализ трудовой деятельности.
Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры, учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.

Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.
Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:
1) возможность выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения отдельных его структурных элементов: трудовых операций, трудовых приемов и способов. У одной группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются, что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;
2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;
3) повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе. Если операция в производственном процессе повторяется, например, только один раз в течение рабочего дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями. В ряде случаев искусственно можно сделать выполнение такой операции более частым, притом так, что учащиеся будут проходить обучение в обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и притирки встречаются в практике слесаря значительно реже, чем опиливание или нарезание резьбы. Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим операциям. В других случаях - при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя искусственно участить выполнение операций.

Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения. Этот фактор положен в основу учебной классификации трудовых процессов, приведенной в табл. 1.

Предлагаю Вашему вниманию статью:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Миракина Михаила Викторовича мастера производственного обучения

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР №124» МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДНР

роизводственное обучение является частью учебного про­цесса и включает деятельность мастера - инструктиро­вание и деятельность учащихся - учение.Инструкти­рование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и це­ленаправленный учебный труд учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производствен­ного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности - выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механиз­мов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и ос­мысливание инструктивных указаний мастера, обдумы­вание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В ре­зультате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составля­ют сущность инструктирования - деятельности ми­стера, которая включает следующие основные эле­менты:

    создание у учащихся ориентировочной опюпм дея­тельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнении и конт­роля действий;

    руководство деятельностью учащихся при выполне­нии ими трудовых действий;

    контроль и анализ учебных успехов учащихся, про­верка и оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от кон­кретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обу­чения.

Процесс производственного обучения осуществляет­ся в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учеб­но-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руко­водство этой деятельностью и структуру занятий. Следу­ет различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятель­ности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок. ( При урочной форме организации обучения , которая" характеризуется прежде всего руководящей ролью ма­стера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, вы­полняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структу­ры- вводный инструктаж, упражнения (самостоятель­ная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключи­тельный инструктаж.

При обучении учащихся в условиях производства (на предприятиях, стройках, в хозяйствах и т. п.) ос­новными формами организации учебного процесса яв­ляются:

    обучение учащихся в составе ученических бригад;

    обучение в составе бригад квалифицированных ра­бочих;

    индивидуальное прикрепление учащихся к квалифи­цированным рабочим.

    экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах орга­низации процесса обучения, являются фронтально-груп­повая, бригадная и индивидуальная. Не следует сме­шивать урочную форму обучения и фронтально-группо­вую форму организации учебно-производственной дея­тельности учащихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-про­изводственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности учащихся необходимо применять в единстве.

Методы производственного обучения - это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при по­мощи которых достигается овладение учащимися прак­тическими знаниями, умениями и навыками, формиру­ются основы их профессионального мастерства, комму­нистические взгляды, убеждения, отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необхо­димо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно применяют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), нагляд­ные (показ трудовых приемов, демонстрация нагляд­ных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при теку­щем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих ме­тодов обучения следует выделить показ трудовых при­емов, применяя который мастер формирует п сознании учащихся образ (образец) трудовых действий, которые они должны освоить.

Специфической формой организации производствен­ного обучения следует считать производственную прак­тику учащихся. . Важнейшими для производственного обучения являют­ся практические методы. Это основные методы форми­рования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучени­ем нужно глубоко знать дидактические возможности этих методов и уверенно владеть способами их приме­нения.

В последние годы внимание практических работни­ков профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности уча­щихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстратив­ный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проб­лемное изложение, частично-поисковый, исследователь­ский) .

При применении репродуктивных методов учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют умствен­ные и практические действия по образцу, данному преподавателем или мастером; при проблемно-поиско­вых- последовательно и целенаправленно включаются в решение познавательных задач различной сложности, активно усваивают новые знания и умения. Проблемно- поисковые методы позволяют успешно развивать навы­ки творческой учебно-познавательной и трудовой дея­тельности учащихся, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и умениями.

В педагогической теории и практике вопросы при­менения репродуктивных и проблемно-поисковых мето­дов разработаны главным образом применительно к теоретическому обучению. Однако бесспорно, что эти методы могут и должны найти применение и в процессе производственного обучения. Репродуктивные методы наиболее характерны для начального периода произ­водственного обучения, когда учащиеся изучают основ­ные приемы, операции, виды работ, трудовые функции, типичные для их профессии. В этот период обучение в основном ведется по образцам и инструкциям, предла­гаемым учащимся в форме объяснений, показа трудо­вых приемов, инструкционных карт, простых алгорит­мических предписаний и т. п. На более поздних этапах обучения, когда учащиеся накопили достаточный опыт для самостоятельной познавательной и трудовой дея­тельности, можно более широко применять проблемно- поисковые методы.

Многие мастера училищ ведут активные поиски пу­тей применения проблемно-поисковых методов в произ­водственном обучении учащихся. Они широко исполь­зуют эвристическую беседу, инструктирование проводят так, что учащиеся получают не готовые указания и ре­комендации, а совместно с мастером обсуждают и ре­шают вопросы, связанные с организацией и технологией выполнения учебных заданий. Учащиеся при этом само­стоятельно определяют режимы работы оборудования, производят технические расчеты, находят справочные данные в технической литературе, инструкциях и дру­гих источниках.

Формирование умений и навыков учащихся при этом базируется на развитии способностей сознательно применять знания по общетехническим и специальным пред­метам для рационального планирования, выполнения, контроля и регулирования трудовой деятельности. Раз­витию познавательной активности и самостоятельности учащихся в значительной степени способствует поста­новка в процессе вводного и текущего инструктирова­ния «продуктивных» вопросов, которые стимулируют ак­тивные мыслительные действия учащихся, заставляют их рассуждать, сравнивать, выбирать, обосновывать, выска­зывать свое мнение.

Многие мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руко­водством мастера в зависимости от сложности: разра­ботка или улучшение конструкции приспособления, по­вышающего производительность труда; расчет режимов обработки с применением нового инструмента; составле­ние технологической карты изготовления нового изде­лия и т. п. Широко в производственном обучении масте­ра применяют межпредметные домашние задания, вы­полнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.

Однако общая методика не может быть единственным методиче­ским пособием для мастера, так как не учитывает специ­фику содержания обучения применительно к конкретной профессии и не отражает связанные с ним особен­ности организации и методики учебного процесса.

Организация и методика производственного обучения конкретным профессиям отражаются в так называемых частных методиках. В них раскрываются вопросы орга­низации и методики всего курса производственного обу­чения в комплексе применительно к определенной про­фессии или группе родственных профессий. Для немас­совых профессий методические пособия частного характера разрабатываются непосредственно в учили­щах в виде методических разработок по отдельным те­мам или разделам учебных программ. Поскольку в системе профтехобразования готовят квалифицирован­ных рабочих более 1000 профессий, большинство из ко­торых не являются массовыми, вопрос о качественной подготовке методических разработок по производствен­ному обучению является очень актуальным.

Методические разработки, с одной стороны, - ме­тодические пособия для начинающих и малоопытных ма­стеров и, с другой - важное и действенное средство рас­пространения передового педагогического опыта. По ха­рактеру методические разработки могут быть двух видов:

    освещающие вопросы организации и методики изу­чения отдельных тем или разделов учебных программ;

    освещающие отдельные вопросы учебно-воспитатель­ной работы мастера с учащимися, например: применение тренажеров на уроках производственного обучения; осу­ществление межпредметных связей на уроках производ­ственного обучения; и т. п.

Используемая литература:

1. Скакун В. А.Методические разработки по производственно­му обучению. - М.: Высш. школа, 1980

2. Организация и методика производственного обучения. М., 1978;

3. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я- Ба- тышева и С. А. Шапоринского. М„ 1977;

4. Проблемы дидактики произ­водственного обучения . М., 1978, и др.