Биографии Характеристики Анализ

Ртищев федор михайлович краткая биография. Федор Михайлович Ртищев

Ртищев Федор Михайлович – русский государственный деятель. С 1656 - царский дворецкий. Руководил государевой Мастерской палатой, Приказом Большого дворца, а позднее Приказом тайных дел. В 1654-1655 участвовал в походах царя против Польши, в 1656 - против Швеции. Ртищев принимал активное участие в подготовке и осуществлении денежной реформы 1650-х, вызвавшей ненависть москвичей. В 1664 - 70 - “дядька” (воспитатель) царевича Алексея Алексеевича (1654-1670). После его смерти удалился от дел. Ртищев входил в состав “Кружка ревнителей благочестия”. Он сыграл заметную роль в истории русского просвещения, создал школу при Андреевском монастыре (т. н. Ртищевское братство), пригласив преподавателями малороссийских ученых. Ртищев организовал госпитали для раненых, создал первую больницу в Москве. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой (т. н. партесным пением) Ртищев выписал хор из Киева.

Ф. М. РТИЩЕВ. Почти все время царствования Алексея Михайловича неотлучно находился при нем, служа по дворцовому ведомству, его ближний постельничий, а потом дворецкий и воспитатель (дядька) старшего царевича Алексея Федор Михайлович Ртищев. Он был почти сверстник царя Алексея, родился годами четырьмя раньше его (1625 г.) и умер года за три до его смерти (1673 г.). Сторонним наблюдателям он был мало заметен: не выступать вперед, оставаться в тени было его житейской привычкой. Хорошо еще, что какой-то современник оставил нам небольшое житие Ртищева, похожее скорее на похвальное слово, чем на биографию, но с несколькими любопытными чертами жизни и характера этого “милостивого мужа”, как его называет биограф. Это был один из тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия. Наперекор природным инстинктам и исконным привычкам людей Ртищев в заповеди Христа любить ближнего, как самого себя, исполнял только первую часть: он и самого себя не любил ради ближнего – совершенно евангельский человек, правая щека которого просто, без хвастовства и расчета, подставлялась ударившему по левой, как будто это было требованием физического закона, а не подвигом смирения. Ртищев не понимал обиды и мести, как иные не знают вкуса в вине и не понимают, как это можно пить такую неприятную вещь. Некто Иван Озеров, некогда облагодетельствованный Ртищевым и при его содействии получивший образование в Киевской академии, потом стал его врагом. Ртищев был его начальником, но не хотел пользоваться своей властью, а пытался утолить его вражду упорным смирением и доброжелательством; он приходил к его жилищу, тихо стучался в дверь, получал отказ и опять приходил. Выведенный из терпения такой настойчивой и досадной кротостью, хозяин впускал его к себе, бранился и кричал на него. Не отвечая на брань, Ртищев молча уходил от него и опять приходил с приветом, как будто ничего не бывало. Так продолжалось до смерти упрямого недруга, которого Ртищев и похоронил, как хоронят добрых друзей. Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть – смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе со Ртищевым, разумеется, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, устранять вражды и столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей вроде боярина Морозова, протопопа Аввакума и самого Никона. Такая трудная роль тем легче удавалась Ртищеву, что он умел говорить правду без обиды, никому не колол глаз личным превосходством, был совершенно чужд родословного и чиновного тщеславия, ненавидел местнические счеты, отказался от боярского сана, предложенного ему царем за воспитание царевича. Соединение таких свойств производило впечатление редкого благоразумия и непоколебимой нравственной твердости: благоразумием, по замечанию цесарского посла Мейерберга, Ртищев, еще не имея 40 лет от роду, превосходил многих стариков, а Ордин-Нащокин считал Ртищева самым крепким человеком из придворных царя Алексея; даже казаки за правдивость и обходительность желали иметь его у себя царским наместником, “князем малороссийским”.

Для успеха преобразовательного движения было очень важно, что Ртищев стоял на его стороне. Нося в себе лучшие начала и заветы древнерусской жизни, он понимал ее нужды и недостатки и стал в первом ряду деятелей преобразовательного направления, а дело, за которое становился такой делец, не могло быть ни дурным, ни безуспешным. Он один из первых поднял голос против известных уже нам богослужебных бесчиний. Больше, чем кто-либо при царе Алексее, заботился он о водворении в Москве образования при помощи киевских ученых, и ему даже принадлежал почин в этом деле. Ежеминутно на глазах у царя и располагая его полным доверием, Ртищев, однако, не стал временщиком и не остался безучастным зрителем поднимавшихся вокруг него движений. Он участвовал в самых разнообразных делах по поручению или по собственному почину, управлял приказами, раз в 1655 г. успешно исполнил дипломатическое поручение. Чуть где проявлялась попытка исправить, улучшить положение дел, Ртищев был тут со своим содействием, ходатайством, советом, шел навстречу всякой обновительной потребности, нередко сам возбуждал ее и тотчас сторонился, отходил на второй план, чтобы не стеснять дельцов, ни у кого не перебивал дороги. Миролюбивый и доброжелательный, он не выносил вражды, злобы, ладил со всеми выдающимися дельцами своего времени: и с Ординым-Нащокиным, и с Никоном, и с Аввакумом, и со Славинецким, и с Полоцким при всем несходстве их характеров и направлений, старался удержать староверов и никониан в области богословской мысли, книжного спора, не допуская их до церковного раздора, устраивал в своем доме прения, на которых Аввакум “бранился с отступниками”, особенно с С. Полоцким, до изнеможения, до опьянения.

Если верить известию, что мысль о медных деньгах была внушена Ртищевым, то надобно признать, что его правительственное влияние простиралось за пределы дворцового ведомства, в котором он служил. Впрочем, не государственная деятельность в точном смысле слова была настоящим делом жизни Ртищева, которым он оставил по себе память: он избрал себе не менее трудное, но менее видное и более самоотверженное поприще – служение страждущему и нуждающемуся человечеству. Биограф передает несколько трогательных черт этого служения. Сопровождая царя в польском походе (1654 г.), Ртищев по дороге подбирал в свой экипаж нищих, больных и увечных, так что от тесноты сам должен был пересаживаться на коня, несмотря на многолетнюю болезнь ног, в попутных городах и селах устроял для этих людей временные госпитали, где содержал и лечил их на свой счет и на деньги, данные ему на это дело царицей. Точно так же и в Москве он велел собирать по улицам валявшихся пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных, престарелых и убогих устроил богадельню, которую также содержал на свой счет. Он тратил большие деньги на выкуп русских пленных у татар, помогал иноземным пленникам, жившим в России, и узникам, сидевшим в тюрьме за долги. Его человеколюбие вытекало не из одного только сострадания к беспомощным людям, но и из чувства общественной справедливости. Это был очень добрый поступок Ртищева, когда он подарил городу Арзамасу свою подгородную землю, в которой горожане крайне нуждались, но которой не могли купить, хотя у Ртищева был выгодный частный покупатель, предлагавший ему за нее до 14 тыс. рублей на наши деньги. В 1671 г., прослышав о голоде в Вологде, Ртищев отправил туда обоз с хлебом, так будто порученный ему некоторыми христолюбцами для раздачи нищим и убогим на помин души, а потом переслал бедствующему городу около 14 тыс. рублей на наши деньги, продав для того часть своего платья и утвари. Ртищев, по-видимому, понимал не только чужие нужды, но и нескладицы общественного строя и едва ли не первый деятельно выразил свое отношение к крепостному праву. Биограф описывает его заботливость о своих дворовых людях, и особенно о крестьянах: он старался соразмерить работы и оброки крестьян с их средствами, поддерживал их хозяйства ссудами, при продаже одного своего села уменьшил его цену, заставив покупщика поклясться, что он не усилит их барщинных работ и оброков, перед смертью всех дворовых отпустил на волю и умолял своих наследников, дочь и зятя, только об одном – на помин его души возможно лучше обращаться с завещанными им крестьянами, “ибо, – говорил он, – они нам суть братья”.

Неизвестно, какое впечатление производило на общество отношение Ртищева к своим крестьянам; но его благотворительные подвиги, по-видимому, не остались без влияния на законодательство. В царствование Алексеева преемника возбужден был вопрос о церковно-государственной благотворительности. По указу царя произвели в Москве разборку нищих и убогих, питавшихся подаяниями, и действительно беспомощных поместили на казенное содержание в двух устроенных для того богадельнях, а здоровых определили на разные работы. На церковном соборе, созванном в 1681 г., царь предложил патриарху и епископам устроить такие же приюты и богадельни по всем городам, и отцы собора приняли это предложение. Так частный почин влиятельного и доброго человека лег в основание целой системы церковно-благотворительных учреждений, постепенно возникавших с конца XVII в.

Источники.

Related Posts:

  • Путин В. В. принимает участие в пленарном заседании…

Великие меценаты и филантропы

XVII ВЕК

5.023 Унесенный ангелом Федор Михайлович Ртищев («Большой»)

Русский историк В.О. Ключевский с огромным пиететом отзывался о просветителе, близком советнике царя Алексея Михайловича (1645-1676) - Федоре Михайловиче Ртищеве.

«Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, Ртищев воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть - смиренномудрие… Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе. Устранять вражды и столкновения. Сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей вроде боярина Морозова, протопопа Аввакума и самого Никона… Ртищев, еще не имея 40 лет от роду, превосходил многих стариков, а Ордин-Нащокин (дипломат и политик XVII в. - В.Л.) считал Ртищева самым крепким человеком из придворных царя Алексея».

Биографы называют Федора Михайловича великим русским благотворителем, «милостивым мужем», впервые в России предпринявшим «попытку объединить частную благотворительность с государственной».

Будущий царский окольничий и постельничий (чины Боярской думы) родился 6 (16) апреля 1626 г. в подмосковном селе Покровском (15 верст от Лихвина), в набожной и благочестивой семье городового дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и жены его Иулиании Феодоровны, в девичестве Потемкиной. Не очень богатые родители Федора дали сыну отменное воспитание и явили собой прекрасный образец бескорыстной заботы о местном храме и его причете.

После 4-месячной службы в тульском полку князя Я.К. Черкасского 19-летний Ртищев был вызван из Тулы «к государю к Москве», где благодаря связям отца и многочисленной родни занял место государева стряпчего с ключом. Женитьба на Ксении Матвеевне Зубовой принесла Федору новые полезные связи и вотчину тестя в Кинешемском уезде.

Сопровождая Алексея Михайловича в двух Литовских походах (1654 и 1655) в качестве начальника походной квартиры царя, стряпчий проявил себя незаурядным дипломатом.

Удачно выполнив на переговорах в Литве наказ государя об увеличении титула Московского царя на величину «Малыя и Белыя России», Ртищев был пожалован в окольничие с персональным окладом, намного превышавшим оклад своих коллег, и оставлен при дворе министром - дворецким.

В 1656 г. Федор Михайлович был поставлен во главе литовского приказа и принял участие в Шведском походе.

В дальнейшем, занимая целый ряд ответственных должностей (главный судья приказа лифляндских дел, управляющий дворцовым судным приказом, приказом большого дворца, приказом тайных дел), Ртищев проявил себя выдающимся государственным деятелем. Достаточно упомянуть, что он был главным кандидатом на пост гетмана Малороссии.

Во время Медного бунта 1662 г. Ртищев, как видный деятель православия и борец за воссоединение Малой и Московской Руси едва не погиб по инсинуациям противной - польской стороны, благо, государю удалось подавить выступление недовольных.

Ртищев проявил себя и как один из первых русских просветителей, «учредивший на свои, весьма скудные средства» в подмосковном Преображенском монастыре училище («Ртищевскую школу») на 30 иноков. По просьбе благотворителя в стенах училища был составлен «триглоссон» - славяно-латино-греческий словарь на 7000 слов.

Сам же Федор Михайлович, используя малейшую возможность набраться знаний, после службы вечерами изучал под руководством приглашенных киевских старцев вместе с иноками словенскую и греческую грамматику, риторику и философию.

Известен был Ртищев и как истовый сторонник соблюдения церковных канонов. Так, по его рвению в русской церкви были введены церковные проповеди и «единогласие» в церковном служении. При этом в пору начавшегося церковного раскола Федор Михайлович, как член «Кружка ревнителей благочестия», проявлял великую терпимость к чужим воззрениям и к религиозным верованиям, которые он не разделял.

Благодаря своим «высоким нравственным и умственным свойствам» Ртищев был выбран государем воспитателем царевича Алексея, над которым он попечительствовал 6 лет до неожиданной кончины наследника в 1670 г. После этого несчастья Федор Михайлович оставил царскую службу и через три года, 21 июня (1 июля) 1673 г. умер.

Вскоре после смерти Ртищева было составлено «Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева», что говорило об исключительных заслугах мирянина перед людьми, государем и Московской Русью, «поскольку в те времена составлялись, главным образом, жизнеописания святых и духовных лиц».

Благотворителем Федор Михайлович стал с первых же дней царевой службы. На первых порах это было скорее проявление милосердия чиновника.

«Ртищев принадлежал к числу тех редких и немного странных людей, у которых совсем нет самолюбия… Он и самого себя любил только для ближнего, считая себя самым последним из своих ближних, о котором не грешно подумать разве только тогда, когда уже не о ком больше думать - совершенно евангельский человек».

Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1650-е гг.) Ртищев на свой счет, а также на деньги сердобольной царицы Марии Ильиничны организовал несколько больниц, не только для русских солдат, но и для иноземных пленников.

«По дороге он кучами подбирал в свой экипаж больных, раненых, избитых и разоренных, так что иногда и ему не оставалось места и, пересев на коня, он плелся за своим импровизованным походным лазаретом до ближнего города, где тотчас нанимал дом, куда, сам кряхтя от боли, сваливал свою охающую и стонущую братию, устроял ей содержание и уход за ней и даже неизвестно каким образом набирал врачебный персонал».

Помогал благотворитель и узникам, сидевшим в тюрьме за долги, тратил крупные суммы на выкуп наших пленных из Крыма и Турции.

Еще до учреждения богаделен и странноприимных домов Ртищев устроил в столице два особых дома, в один из которых специальные рассыльные приводили с московских улиц больных, неимущих и пьяных, лечили их, кормили, одевали, протрезвляли, а в другой помещали на постоянное призрение престарелых, слепых и других калек, страдавших неизлечимыми недугами.

На содержание этих домов благотворитель тратил все свои последние доходы. При этом Федор Михайлович поставил перед собой цель, ставшую очевидной для всех уже после его кончины - личную благотворительность «превратить в постоянно действующую общественную организацию, которая подбирала бы массы труждающихся и обремененных, облегчая им несение тяжкой повинности жизни». «Больницы Федора Ртищева» продолжали существовать на частные пожертвования и после его смерти.

Несмотря на то, что благотворительность забирала все доходы Ртищева, он до кончины своей не переставал совершать благие дела. Так, например, во время сильного голода в Вологде (1671) Федор Михайлович послал бедствующим вологжанам хлеб и вырученные от продажи своей одежды и утвари деньги. При этом он в сопроводительном послании скромно указал, что лишь исполняет волю «христолюбивых человецев». А неимущим жителям Арзамаса благотворитель подарил под застройку большой участок земли.

По свидетельству В.О. Ключевского, перед смертью Ртищев отпустил на волю всех дворовых и умалял своих наследников, дочь и зятя, только об одном - на помин его души возможно лучше обращаться с завещанными им крестьянами, «ибо, - говорил он, - они нам суть братья».

Благотворительность Ртищева не осталась в его времени, она дала всходы и в нашем государстве, и в нескольких поколениях русских филантропов. Еще при Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных, а через два десятилетия после смерти Ртищева в Москве были устроены по указу царя Федора Алексеевича богадельни для беспомощных, убогих, а также для беспризорных детей, где обучали грамоте, ремеслу и наукам. Позднее были устроены приюты и богадельни и по другим русским городам.

Как отмечают историки, именно Ртищеву Россия обязана образованием двух типов благотворительных заведений: «амбулаторных приютов для нуждающихся во временной помощи и постоянных убежищ - богаделен для людей, которых человеколюбие должно было взять на свои руки до их смерти».

P.S. За два дня до смерти Ртищева жившая у него в доме девочка лет 12, которую он привечал за ее кроткий нрав, увидела сон, в котором ее благодетель «вышел из палаты, а тут перед ним очутилась лестница от земли до самого неба, и полез он по этой лестнице, а там на выси небесной объявился юноша с золотыми крылышками, протянул хозяину руку и подхватил его. В этом сне девочки, рассказанном в девичьей Ртищева, отлились все благородные слезы бедных людей, утертые хозяином… (В.О. Ключевский).

Деятельность: русский государственный деятель, меценат, просветитель

Фёдор Михайлович Рти́щев («Большой») 6 (16) апреля 1626 - 21 июня (1 июля) 1673) - русский государственный деятель, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище «милостивого мужа».

Биография

Детские и юношеские годы

Фёдор Ртищев родился в апреле 1626 года в семье лихвинского городового дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и его жены Иулиании (Ульяны) Фёдоровны (урождённой Потёмкиной). Детство Фёдора прошло попеременно то в Москве, то в вотчине отца - селе Покровском, находившемся приблизительно в 32 км (15 верстах) от Лихвина. С 1635 по 1636 год Ртищевы жили в городе Темникове, куда Михаил Алексеевич был назначен воеводой. Фёдор Ртищев рано лишился матери, подробности того, как он рос и воспитывался неизвестны.

По достижении 15-летнего возраста, Ф. Ртищев был вёрстан поместьем, то есть зачислен на военную службу с одновременным назначением земельного и денежного жалованья, и стал «новиком», а затем, так же как и его отец, лихвинским городовым дворянином. В 1645 году он в течение четырёх месяцев вместе с отцом (в то время уже московским дворянином) и братом находился в Туле, в полку князя Якова Куденетовича Черкасского, отправленного туда для защиты русской границы от набегов крымцев и ногайцев.

Придворная и государственная деятельность

В 1645 году, вскоре после кончины царя Михаила Фёдоровича, Ртищевы были вызваны из Тулы в Москву царём Алексеем Михайловичем. Фёдор Михайлович был пожаловал чином стряпчего в «комнате у крюка», то есть во внутренних комнатах при государе. Осенью 1646 года Ртищев занял должность стряпчего с ключом, то есть дворцового эконома. 11 августа 1650 года Ф. М. Ртищев был возведён в сан постельничего, став одним из приближённых людей царя Алексея Михайловича.

В 1654-1655 годах Фёдор Ртищев сопровождал царя в походах против Речи Посполитой. В сентябре 1655 года он, в качестве доверенного лица, был направлен к польному гетману литовскому Винценту Гонсевскому с извещением о согласии на ведение мирных переговоров и статейным списком, в котором шла речь о земельных уступках, денежном вознаграждении со стороны Литвы и о выборе места съезда послов. Однако, переправившись через Неман, Ртищев вскоре был арестован литовским отрядом Юрия Хрептовича и препровождён в местечко Крынки близ Гродно, как подозрительная личность. Спасла Фёдора Михайловича царская грамота, бывшая при нём и доказывавшая, что он является посланником московского царя. Переговоры Ртищеву пришлось вести с Павлом Сапегой, находившимся в Бресте, так как В. Гонсевский к тому времени был взят под стражу за свою приверженность к Москве. Главной заслугой Ртищева на этих переговорах было удачное выполнение тайного наказа об увеличении титула московского царя. По настоянию Ф. М. Ртищева, П. Сапега в своих статейных списках написал титул Алексея Михайловича с прибавлением слов «и Малыя и Белыя России» . В начале ноября 1655 года Ртищев прибыл в Смоленск, где в это время находился царь.

12 января 1656 года Фёдор Ртищев был пожалован в окольничие. При этом похвалялась его посольская служба в Литве. Ртищеву был назначен оклад на 400 четвертей больше обычного оклада окольничих. Одновременно с пожалованием в окольничие царь указал Ртищеву «сидеть во дворце», то есть назначил дворецким, а эту должность занимали обыкновенно только бояре.

15 мая 1656 года Алексей Михайлович выступил в поход против Швеции. Ртищев, поставленный перед этим во главе Литовского приказа, сопровождал царя. 7 декабря он провёл переговоры с посланником Гонсевского Казимиром Журавским. По возвращении 14 января 1657 года в Москву, Фёдор Ртищев был назначен главным судьёй Приказа лифляндских дел и вступил в переписку с Гонсевским по поводу беспорядков в недавно завоёванных местностях Литвы и о желательности избрания Алексея Михайловича на польско-литовский престол. В 1657-1664 годах Ртищев управлял также Дворцовым судным приказом, затем Приказом Большого Дворца и Приказом тайных дел.

На лето 1663 года были назначены выборы гетмана Левобережной Украины. На гетманство претендовали три кандидата: наказной гетман Яким Самко, полковник Иван Золотаренко и запорожский кошевой Иван Брюховецкий. Однако Я. Самко, а с ним вместе многие полковники и старшие казаки заявляли, что самым подходящим правителем Малороссии был бы Ртищев, поскольку он «ласков с малороссиянами, доводит до сведения царя их прошения, внимательно относится к их посланцам». Иван Брюховецкий писал епископу Мефодию: «нам не о гетманстве надо заботиться, а о князе Малороссийском от Его Царского Величества, на это княжение желаю Фёдора Михайловича» . Но назначение Ф. М. Ртищева правителем Малороссии не состоялось, а гетманство получил И. Брюховецкий.

Денежная реформа 1656 года

Фёдор Михайлович Ртищев считается автором денежной реформы 1656 года. На тот момент в Русском государстве имели хождение золотые и серебряные монеты, червонцы, которые чеканились в Германии и Голландии (ефимки). По замыслу Ртищева начали чеканить медные деньги, стоимость которых приравняли к серебряным. Однако уже в 1658 году медные деньги стали понижаться в цене, а продукты питания и предметы первой необходимости дорожать. К лету 1662 года падение цены медного рубля дошло до того, что он стоил в 12-13 раз дешевле серебряного и в конце концов дошёл до одной двадцатой изначального. Причиной тому был, в числе прочего, незаконный чекан медных денег. Падение стоимости медных денег совпало с новым налогом на войну с Польшей из-за Малороссии.

25 мая 1662 года в Москве вспыхнул мятеж, поводом к которому послужили подмётные листы, расклеенные ночью неизвестными лицами на воротах и городских стенах. В этих листах объявлялось о намерении передаться Польше ряда лиц, в том числе и Фёдора Ртищева. Мятеж был подавлен. А в 1663 году медные деньги были изъяты из обращения.

Воспитательство царевича Алексея Алексеевича

В 1664 году царь Алексей Михайлович и царица Марья Ильинична выбрали Фёдора Михайловича Ртищева вторым «дядькой» (воспитателем) своему сыну, наследнику престола десятилетнему царевичу Алексею Алексеевичу. Приняв на себя обязанности воспитателя царевича, Ртищев освободился от службы в Дворцовом, Лифляндских дел и Литовском приказах. Ртищева хотели возвести в бояре, однако он отказался от этой чести. 17 января 1670 года царевич Алексей совершено неожиданно скончался. Ртищев тяжело переживал эту потерю, он удалился от двора и от государственной деятельности.

Просветительская деятельность и церковные реформы

Андреевский Преображенский Московский монастырь в Пленницах

Фёдор Михайлович Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, почти у самых Воробьёвых гор в урочище Пленицы существовала небольшая деревянная церковь во имя Андрея Стратилата. С разрешения царя и благословения патриарха Иосифа, Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Первоначально монастырь именовался Преображенским, а позднее - Андреевским (во имя апостола Андрея Первозванного). Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646-1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. В 1649 году, по просьбе царя, киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал учёных иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, а в 1650 году - Дамаскина Птицкого.

Вскоре при монастыре составилось учёное братство (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов пошло вразрез с московским с самого начала. Оно казалось странным, а следовательно, по тогдашней логике, «несходным истинному правоверию», то есть еретическим. В «рушении» православной веры обвиняли и Фёдора Ртищева. Однако на стороне киевских учёных были митрополит Никон (впоследствии - Патриарх Московский и всея Руси), боярин Борис Морозов, и сам царь Алексей Михайлович.

В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Общение Ртищева с киевскими монахами навело его на мысль о необходимости устранения многих неправильностей допускавшихся в церковной службе и уставе. Фёдор Михайлович входил в состав «Кружка ревнителей благочестия» - объединения духовных и светских лиц, группировавшихся вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. С помощью Вонифатьева, настоятеля Казанского собора в Москве Григория Неронова и архимандрита Новоспасского монастыря (впоследствии Патриарха) Никона, тоже членами «Кружка», Ртищеву удалось ввести церковные проповеди, которые были до тех пор чужды московскому духовенству. Фёдор Михайлович доказал Вонифатьеву, а через Нерона - многим московским священникам, что следует заменить «единогласным» пением «хомовое» пение и «многогласие». Особенно деятельную поддержку Ртищев нашёл в Никоне, когда тот сделался Новгородским митрополитом. Никон ввёл у себя в Новгородском Софийском соборе внятное раздельное чтение и стройное пение, а когда приезжал в Москву, то служил по новому порядку и со своими певчими в придворной церкви. Противником новшеств выступил, в частности, патриарх Иосиф. Церковный собор, созванный царём по совету Ф. М. Ртищева 11 февраля 1649 года, постановил, вследствие упорства патриарха Иосифа, ничего не предпринимать против «многогласия». Однако Алексей Михайлович не утвердил соборного постановления и обратился к Константинопольскому патриарху, который решил этот вопрос в пользу Фёдора Ртищева. В феврале 1651 года, после нового собора, было объявлено введение «единогласия» по всем церквям. Вслед за изменениями в богослужении началось исправление Никоном церковных книг, которое повлекло за собой возникновение раскола в Русской Церкви.

Благотворительность

Фёдор Михайлович Ртищев известен как меценат и благотворитель. Благотворительность Ртищева была весьма разнообразной. В молодости он жил отшельником под Москвой, щедро жертвуя свое имущество бедным. Во время Русско-польской войны Фёдор Михайлович подбирал больных и раненых и довозил их до места стоянки, причём нередко уступал тяжёлым больным место в своей повозке, а сам садился верхом на коня. Для размещения больных, раненых и обмороженных Ртищев нанимал в попутных городах дома, находил врачей, заботился о пропитании подопечных, расходуя на это собственные средства. Помощь во время войны Ртищев оказывал не только русским, но и пленным.

На выкуп русских пленных из Крыма и Турции Ф. М. Ртищев пожертвовал 1000 рублей серебром.

Около 1650 года Ртищев основал в Москве первую больницу для бедных. В ней, под постоянным присмотром, находились 13-15 человек неимущих и больных. После кончины Фёдора Михайловича больница сгорела. Родственники Ртищева не пожелали дать средства для возобновления этого учреждения, но почитатели Ртищева выстроили дом, который существовал и в царствование Петра I под именем «Больницы Фёдора Ртищева». Туда принимали неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на добровольные пожертвования.

В другом доме Ртищев устроил временный приют. Его слуги разыскивали и приводили в этот дом больных, неимущих и пьяных. Там больных лечили, неимущих кормили и одевали, пьяных протрезвляли. Ртищев посещал этот дом и наблюдал за тем уходом, каким пользовались его случайные обитатели.

Особенно ярко проявилась благотворительность Фёдора Ртищева в 1671 году, во время сильного голода в Вологде. Он послал вологодскому архиепископу Симону 200 мер хлеба, а затем 900 рублей серебром и 100 золотых, вырученных главным образом от продажи своего имущества, включая одежду и утварь.

Недалеко от Арзамаса Ртищев владел большим участком земли. Узнав, что эта земля нужна городу, а у арзамасцев нет средств на её приобретение, Ртищев подарил эту землю городу.

Имя Ртищева было записано в синодиках многих монастырей и церквей, в благодарность за его денежные вклады.

Землевладения и промысловая деятельность

Фёдор Ртищев владел поместьями и вотчинами в нескольких уездах. Долгое время он, совместно с братом Фёдором Михайловичем Меньшим, владел вотчиной в Лихвинском уезде, уступленной им отцом в 1650 году, а также другими земельными угодьями, которые им случалось покупать или менять. В 1661 году, когда братья разделились, у Фёдора Михайловича Большого осталось в вотчинах Лихвинского, Тарусского и Московского уездов 715 четвертей, а в поместьях, состав которых часто менялся, набиралось до 1500 четвертей земли.

В начале 1650-х Ф. М. Ртищев с братом, в складчину с другими лицами, организовали будный промысел, то есть выделку поташа и смолы. С 1652 по 1672 год им были отданы на оброк из казны три свободных будных завода с приписанными к ним лесами в Олешенском уезде, на Ахтырке и в Путиловском уезде, а также разрешение заводить новые буды и рубить леса, кроме заповедных.

Семья

Фёдор Михайлович Ртищев был женат на Ксении Матвеевне Зубовой. Их свадьба состоялась приблизительно в 1646 году. Дочери - Анна Фёдоровна, в замужестве княгиня Прозоровская (муж - князь Пётр Иванович Прозоровский) и Акулина Фёдоровна, в замужестве княгиня Одоевская (муж - князь Василий Фёдорович Одоевский).

Память

Алексей Морозов в роли Фёдора Ртищева (Сериал «Раскол», 2011)

  • Вскоре после смерти Фёдора Михайловича Ртищева было составлено «Житие милостивого мужа Фёдора, званием Ртищева». Это явление чрезвычайно редкое для мирянина Московской Руси, поскольку в те времена составлялись, главным образом, жизнеописания святых и духовных лиц.
  • Профессор В. О. Ключевский сравнил Фёдора Михайловича Ртищева с маяком: по его мнению, он принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .
  • Изображение Фёдора Михайловича помещено на горельефе памятника «Тысячелетие России», в отделе «Просветителей». Его фигура находится в углублении, между патриархом Никоном и Дмитрием Ростовским.

Образ Фёдора Ртищева в кино

Впервые в истории кинематографа Фёдора Ртищева исполнил актёр Малого драматического театра - театра Европы Алексей Валентинович Морозов в многосерийном художественном фильме «Раскол» режиссёра Николая Досталя. У В. О. Ключевского артист прочитал, что Ртищев «страдал ногами». Вместе с режиссёром было придумано, что Ртищев хромой на правую ногу.

Фёдор Ртищев и город Ртищево

В книге А. А. Громова и И. А. Кузнецова «Ртищево - перекрёсток России» биография первого владельца села и вовсе сложена из биографий двух разных людей - Фёдора Михайловича Ртищева и реального владельца села Василия Михайловича Ртищева - обер-штер-кригскомиссара и генерал-майора, приходившегося Фёдору Михайловичу внучатым племянником.

См. также

Литература

  • Бабицкий А. Алексей Морозов: «Надеюсь, в „мыльных операх“ сниматься не придётся» // Наш фильм.ru ().
  • Громов А. А. , Кузнецов И. А. Ртищево - перекрёсток России. - Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1997. - 176 с. - ISBN 5-7633-0784-4. - С. 20-21
  • Знаменский П. В. История Русской Церкви . - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. - 474 с. - (Материалы по истории церкви) ().
  • Кашкин Н. Н. Родословные разведки. - С-Пб, 1912. - С. 448-449
  • Козловский И. П. Ф. М. Ртищев. Историко-биографическое исследование. - Киев, 1906
  • Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. - М.: Яуза Эксмо, 2010. - С. 25 - 26. - 768 с. - (Энциклопедия спецслужб). - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-43615-6
  • Крылов Д. Деньги в русской системе ценностей // Полярная Звезда, 2004 ().
  • Куванов А. Ртищево - хорошее название // Путь Ленина. - 25 августа 1967
  • Румянцева В. С. , прот. Борис Даниленко Андреевский монастырь в Пленицах . - Православная энциклопедия (16 марта 2009) ().
  • Русский биографический словарь : Т. 17. Романова-Рясовский / Русское историческое общество: [под ред. Б. Л. Модзалевского]. Петроград: тип. Акц. О-ва «Кадима», 1918. - С. 357-366

Ссылки

  • Просветители . Памятник «Тысячелетие России»
  • Ртищев Фёдор Михайлович на сайте Хронос ().
  • Княгиня Анастасия Петровна Голицына на сайте князя Николая Кирилловича Голицына ().

«Русь не без добрых людей!» Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. И нам есть на кого равняться.

Окольничий Федор Ртищев

Еще при жизни близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев получил прозвище «милостивого мужа». Ключевский писал, что Ртищев исполнял только часть заповеди Христа – любил ближнего, но не самого себя. Он был из той редкой породы людей, которые ставили интересы других выше собственных «хочу». Именно по инициативе «светлого человека» появились первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. Для Ртищева было обычным делом подобрать на улице пьяного и отвести в организованный им же временный приют – аналог современного вытрезвителя. Сколькие были спасены от смерти и не замерзли на улице, стоит только догадываться.

В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои.

Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» - уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.

Императрица Мария Федоровна

Вторая жена Павла I Мария Федоровна славилась отменным здоровьем и неутомимостью. Начиная утро с холодных обливаний, молитвы и крепкого кофе, весь оставшийся день императрица посвящала хлопотам о своих бесчисленных воспитанниках. Она умела убедить толстосумов пожертвовать деньги на строительство учебных заведений для благородных девиц в Москве и Петербурге, Симбирске и Харькове. При ее непосредственном участии была создана крупнейшая благотворительная организация - Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее до начала XX века.

Имея 9 собственных детей, она особенно трепетно заботилась об отказных младенцах: больных выхаживали в воспитательных домах, крепких и здоровых – в благонадежных крестьянских семьях.

Такой подход позволил значительно сократить детскую смертность. При всех масштабах деятельности Мария Федоровна обращала внимание и на необязательные для жизни мелочи. Так, в Обуховской психиатрической больнице Санкт-Петербурга каждый пациент получил собственный садик.

Князь Владимир Одоевский

Потомок Рюриковичей князь Владимир Одоевский был убежден, что посеянная им мысль непременно «взойдет завтра» или «через тысячу лет». Близкий друг Грибоедова и Пушкина, писатель и философ Одоевский являлся активным сторонником отмены крепостного права, хлопотал в ущерб собственным интересам за декабристов и их семьи, неустанно вмешивался в судьбы самых обездоленных. Он был готов броситься на помощь любому обратившемуся и в каждом видел «живую струну», которую можно заставить звучать на пользу дела.

Организованное им петербургское Общество посещения бедных помогало 15 тысячам нуждающихся семей.

Здесь работала женская мастерская, детская ночлежка со школой, больница, общежития для престарелых и семейных, социальный магазин.

Несмотря на происхождение и связи Одоевский не стремился занять важный пост, считая, что на «второстепенной должности» способен принести «действительную пользу». «Странный ученый» старался помочь юным изобретателям реализовать свои идеи. Главными чертами характера князя, по свидетельствам современников, были человечность и добродетель.

Принц Петр Ольденбургский

Врожденное чувство справедливости отличало внука Павла I от большинства сослуживцев. Он не просто нес службу в Преображенском полку во времена правления Николая I, но и обустроил по месту службы первую в истории страны школу, в которой обучались солдатские дети. Позднее этот успешный опыт был применен и в других полках.

В 1834 году принц стал свидетелем публичного наказания женщины, которую прогнали сквозь солдатский строй, после чего ходатайствовал об увольнении, заявив, что никогда не сможет выполнить подобные приказы.

Дальнейшую свою жизнь Петр Георгиевич посвятил благотворительности. Он являлся попечителем и почетным членом многих заведений и обществ, в том числе Киевского дома призрения бедных.

Сергей Скирмунт

Отставной подпоручик Сергей Скирмунт почти не известен широкой публике. Он не занимал высоких постов и не сумел прославиться добрыми поступками, зато смог построить социализм в отдельно взятом имении.

В 30 лет, когда Сергей Аполлонович мучительно размышлял над дальнейшей судьбой, на него свалились 2,5 миллиона рублей от скончавшегося дальнего родственника.

Наследство не было спущено на кутежи или проиграно в карты. Одна его часть стала основой для пожертвований Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений, основателем которого стал сам Скирмунт. На остальные деньги миллионер построил в усадьбе больницу, школу, а все его крестьяне смогли переехать в новые избы.

Анна Адлер

Вся жизнь этой удивительной женщины была посвящена просветительской и педагогической работе. Она была активным участником различных благотворительных обществ, помогала во время голода в Самарской и Уфимской губерниях, по ее инициативе была открыта первая народная читальня в Стерлитамакском уезде. Но основные ее усилия были направлены на изменение положения людей с ограниченными возможностями. На протяжении 45 лет она делала всё, чтобы незрячие получили возможность стать полноценными членами общества.

Она смогла найти средства и силы, чтобы открыть первую в России специализированную типографию, где в 1885 году вышел первый тираж «Сборника статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

Чтобы выпустить книгу с использованием шрифта Брайля она работала без выходных до позднего вечера, лично набирая и корректируя страницу за страницей.

Позже Анна Александровна перевела нотную систему, и слепые дети смогли обучаться игре на музыкальных инструментах. При ее активном содействии через несколько лет была выпущена первая группа незрячих студентов из Петербургской школы слепых, а через год – из Московской. Грамотность и профессиональная подготовка помогала выпускникам найти работу, что поменяло стереотипное представление об их недееспособности. Анна Адлер совсем чуть-чуть не дожила до открытия Первого съезда Всероссийского общества слепых.

Николай Пирогов

Вся жизнь прославленного русского хирурга – это череда гениальных открытий, практическое использование которых спасло не одну жизнь. Мужики считали его волшебником, который для своих «чудес» привлекает высшие силы. Он первым в мире стал использовать хирургию в полевых условиях, а решение применять анестезию избавило от мучений не только его пациентов, но и тех, кто лежал на столах его учеников позднее. Его же стараниями лубки были заменены на пропитанные крахмалом бинты.

Он первым стал использовать метод сортировки раненых на тяжелых и тех, кто дотянет до тыла. Это сократило смертность в разы. До Пирогова даже несерьезное ранение в руку или ногу могло закончиться ампутацией.

Он лично проводил операции и неустанно контролировал, чтобы солдаты были обеспечены всем необходимым: теплыми одеялами, едой, водой.

По легенде, именно Пирогов научил российских академиков проводить пластические операции, демонстрируя успешный опыт приживления нового носа на лице своего брадобрея, которому помог избавиться от уродства.

Будучи великолепным педагогом, о котором все ученики отзывались с теплотой и благодарностью, он считал, что главная задача воспитания – научить быть человеком.

Федор Михайлович Ртищев был выходцем из знатного боярского рода, а потому, в соответствии с сохранившейся тогда системой местничества (обладания государственными должностями по родовитости фамилии), после воцарения Алексея Михайловича в 1645 году, молодого человека пригласили занять должность при царском дворе. Карьерная лестница тогдашней политической элиты начиналась с места стряпчего — придворного, в обязанности которого входило распоряжение царским столом и прочими мелкими поручениями. Так, стряпчий с ключом исполнял должность дворцового эконома. Кстати, стряпчие должны были приносить специальную присягу, в которой клялись в царскую стряпню и личные вещи «никакого зелья и коренья лихого не положити». Следующей ступенью была должность постельничего, который, как следует из названия, ведал царской спальней, включавшей в себя и «постельную казну» государя (иконы, кресты, золотую и серебряную посуду, царские облачения), а также шитье одежды и белья. Вершиной карьеры в случае Ртищева стало место окольничего — чиновника, работавшего в тогдашних министерствах-приказах или занимавшегося дипломатической службой.

Заседание Боярской думы

Федор Михайлович Ртищев был близким другом и любимцем царя Алексея Михайловича, а потому смог попробовать свои таланты и умения в самых разных сферах государственной службы. Еще в молодости он был членом «Кружка ревнителей благочестия», в заседаниях которого участвовал и сам царь, и будущие непримиримые враги Никон и протопоп Аввакум. Цель «ревнителей» заключалась в укреплении авторитета церкви, сильно пошатнувшегося в годы Смуты и последующих лет. По сути реформаторское направление в православии, своими требованиями во многом было схоже с поборниками чистоты веры — пуританами. Искоренение различных языческих празднований и суеверий, улучшение нравственности духовенства, борьба против небрежности в богослужении, в частности введение единогласия, исправление церковных книг и восстановление проповеди — вот те рекомендации, которые выдвинули члены кружка. Активный участник заседаний Никон, вступив на патриарший престол, стал проводить в жизнь предлагаемые преобразования, однако, наметившийся еще до реформ раскол в среде «ревнителей» только усугубился.

Ртищева присутствует на горельефе памятника «1000-летие России»

Ртищев был весьма образованным и эрудированным человеком, воплощением идеала государственного деятеля и благотворителя. В 1650 году он открыл за городом больницу для бедных, в которой под присмотром лекарей находились 13−15 неимущих человек. Когда в конце века здание больницы сгорело, почитатели Ртищева выстроили новый дом, который функционировал даже в петровскую эпоху под именем «Больницы Федора Ртищева». Туда принимали неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на добровольные пожертвования горожан и меценатов. Во время русско-польской войны 1654−1667 годов Ртищев помогал в своей повозке госпитализировать больных и раненых. Отметим, что на все эти заботы боярин тратил исключительно собственные средства. Так, на выкуп русских пленных из турецкой неволи он пожертвовал 1000 рублей серебром. Еще одним ярким его поступком стала помощь жителям Вологды, сильно пострадавшей от разразившегося голода. Ртищев послал вологодскому архиепископу Симону 200 мер хлеба, 900 рублей серебром и 100 золотом — деньги, вырученные от продажи собственного имущества боярина, включая одежду и утварь.


Русско-польская война 1654−1667 годов

Пожалуй, главным достижением Федора Михайловича Ртищева можно считать основанный им Андреевский монастырь, задуманный не только как духовный центр, но и как центр образовательный. В 1648 году у подножия Воробьевых гор, на месте древней деревянной церкви Андрея Стратилата, на собственные средства боярина была сооружена церковь Преображения Господня, которую впоследствии преобразовали в монастырь, названный в честь апостола Андрея Первозванного.

Имя Ртищева записано в синодиках церквей за его пожертвования

В подписанном Ртищевым указе говорилось о создании «училищного монастыря для распространения свободных мудростей», «ими же возмощи бы обрести разум, свет души словесныя». Так, проект можно было бы назвать попыткой создания первого в России высшего учебного заведения. В качестве преподавателей были приглашены наиболее ученые монахи Киево-Печерского и других монастырей, всего 30 человек «в житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле изрядных». Одним из столпов нового образовательного центра был богослов и философ Епифаний Славинецкий — активный участник никоновской «книжной справы» (исправления богослужебных книг по греческим образцам), который для церковной власти был своего рода живой академией православных наук. Авторитетный ученый муж берется за новый перевод Библии, который выходит в свет в 1663 году, спустя более 80 лет с момента появления первой печатной версии Священного Писания.


Андреевский монастырь

Основной образовательной направленностью Андреевского училищного монастыря стала подготовка ученых-богословов и переводчиков сакральных текстов. Ученики изучали грамматику, риторику, философию, греческий и латинский языки. Обязанный нести днем службу при царском дворе, Ртищев проводил вечера и ночи в Пленицах у Воробьевых гор, занимаясь вместе с другими слушателями изучением греческой грамматики под руководством киевских старцев, а затем участвуя в жарких спорах с учеными богословами о соотношении веры и знания. Отметим, что в ходе этих научных дебатов русская религиозная мысль пребывала в контексте общеевропейского реформационного движения за обновление церковных канонов и догматов.

Патриарх Никон — один из последователей взглядов Ртищева

Как писал об этом времени Ключевский, «Россия впервые ставится лицом к лицу с Западной Европой». Авторитет Андреевских ученых был настолько высок, что именно сюда отправляют на «перевоспитание» отколовшихся от официальной русской церкви протопопа Аввакума и его сторонников. Когда один из членов «Кружка ревнителей благочестия» митрополит Никон стал патриархом, он пригласил ученых монахов Андреевского монастыря, которые должны были заниматься книжными исправлениями. В Чудове монастыре была организована греко-латинская школа, руководителем которой был назначен один из наиболее видных Андреевских философов Славинецкий. После падения Никона чудовская школа закрылась, да и «ртищевское братство», как называли монахов современники, распалось.


Патриарх Никон в годы проведения церковной реформы

Влияние идей Ртищева на современников оказалось настолько велико, что практически сразу после смерти боярина появилось «Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева» — весьма редкий случай, ведь в агиографическом жанре в основном сочинялись жизнеописания иерархов церкви, а также канонизированных исторических лиц. Историк В. О. Ключевский в своей знаменитой биографии боярина под названием «Добрые люди Древней Руси» именует Ртищева «евангельским человеком»: «Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, он воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть — смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе с Ртищевым, разумеется, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, устранять вражды и столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей. Такая трудная роль тем легче удавалась Ртищеву, что он умел говорить правду без обиды, никому ни колол глаза личным превосходством, был совершенно чужд родословного и личного тщеславия».