Биографии Характеристики Анализ

Словарь антонимов для начальных классов (1,2,3,4). Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением Запиши антонимы к данным словам здоровый веселый

с. 1
Антонимы
Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.
Блок №1.


  1. Подберите антонимы к данным словам.
Тьма - ..., вверх - ..., холодный - ..., уходить - ... .

(Свет, вниз, горячий, возвращаться).


  1. Продолжение начатое предложение антонимом.
В поле холодно, а в доме... (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает

... (медленно) .


  1. Составьте словосочетания с парами антонимов.
свежий хлеб - ... (черствый хлеб) ,

свежий ветер - ... (теплый ветер),

свежая газета - ... (старая газета),

свежие яблоки - ... (сушеные яблоки).


  1. Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.
север ленивый

высокий прилететь

улететь отгадка

загадка юг

прилежный низкий

(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

прилежный – ленивый)


  1. К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.
Смех - ..., любить - ..., крупный - ..., полдень - ..., много - ... .

(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)


  1. Подберите антонимы к словосочетаниям.
Восход солнца - … (заход), зажечь костер -…(потушить), начало урока -

(конец), уйти в школу – (вернуться), ясное небо - …(пасмурное), шумная

улица - …(тихая).


  1. Найдите антонимы в пословицах.
Ученье свет , а не ученье - тьма .

Каково начало , таков и конец .

Добро помни, а зло забывай.

……… ………..


  1. Допишите слово антоним.
Солнце всходит и... (заходит) .

На каждую загадку есть...(отгадка) .

Книга содержит вопросы и...(ответы) .


  1. Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.

Опоздали.

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко) . Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко) . Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит) . Как плохо (хорошо) , что мы опоздали (не опоздали) .


  1. Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.
Ночь - д...(день)

Раздеться - о...(одеться)

Старый - м... (молодой)


  1. Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.
Зима - …..(холод, весна, снег, лето )

Тихо - …..(темно, дети, громко )

Конец - …..(обрыв, начало , всё)

Глубокий - …..(бездонный, мелкий )


  1. Подберите антонимы, обозначающие:
Время:

рано - …(поздно)

рассвет - …(закат)

осень - …(весна)

зима - …(лето)

Пространство:

далёкий - …(близкий)

высокий - …(низкий)

широкий - …(узкий)

Качества, свойства:

грязный - …(чистый)

дорогой - …(дешёвый)

полезный - …(вредный)

Черты характера:

храбрый - …(трусливый)

ленивый - …(трудолюбивый)

молчаливый - …(болтливый)


  1. Отгадайте загадки
Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня …(прохлада)


Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)


  1. Запишите глаголы, противоположные по значению.

Говорить, краснеть, отдавать, сидеть, зажигать, потерять, помогать

медлить.
(Молчать, бледнеть, брать, стоять, гасит, найти, мешать, торопиться).


  1. Найдите к словам из первого столбика антонимы из второго. Допиши синонимы к полученному слову.

великан

природный - …

помогать

презрение - …

оправдывать

соглашаться - …

искусственный

обвинять - …

возражать

мешать - …

уважение

карлик - …

бледный

интересно - …

тесный

румяный - …

скучно

польза - …

вред

просторный - …

великан

карлик

крошка

помогать

мешать

затруднять

оправдывать

обвинять

укорять

искусственный

природный

естественный

возражать

соглашаться

договориться

уважение

презрение

унижение

бледный

румяный

красный

тесный

просторный

широкий

скучно

интересно

любопытно

вред

польза

выгода

  1. Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог, да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.


(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)
Блок №2.

  1. а) Антитеза строится на противоположности на основе антонимов.

Например: быстро – медленно.

Горячий конь грызёт удила, просится вперёд, вот уж он мчится, быстро удаляется и исчезает за поворотом. А улитка ползёт медленно, едва заметно движется.
б) Составьте сами упражнения на противоположность, используя антонимы.


  1. Попробуйте сами составить словарик антонимов.

  1. Составьте предложения с антонимами (Вчера было так тепло, а
сегодня …).

  1. Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных
предложениях. (Говорят, что в горах сильное эхо. Вот горы, почему же

эхо слабое?)


  1. Возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому
значению:

(лёгкая ноша – тяжёлая ноша

лёгкая задача – трудная задача

лёгкий ветерок – сильный ветерок)


  1. Образуйте антонимы с помощью приставок (вошёл - …). Укажите приставки, с помощью которых можно образовать антонимы.

  1. Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)
с. 1

(1) С_обака бе(с,cc)трашно наск_чила на маленького и слабого медвеж_нка она пыталась схв_тить его за з_гривок. (2) Белогрудый отча_нно визжал и ст_рался уб_жать в заросли к матер_ но с_бака не отст_вала. (3) В эту м_нуту Белогрудый услышал грозное ухан(?)е спешащей на помощ(?) матери. (4) Медведица одним ударом лапы отброс_ла злобного пса в зар_сли дерев(?)ев. (5) Белогрудый во(с,з)польз_вался бегством врага проворно зале(з,с) на высокий кедр уселся в развилке м_гучих ветвей и вн_мательно стал наблюдать за прои(с,з)ходящим. 1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания. 2. Напишите номера сложных предложений. Укажите виды сложных предложений. Составьте их схемы 3. Напишите номер простого предложения с однородными членами. Укажите, какие члены предложения являются однородными. 4. Выпишите из текста все слова с безударной чередующейся гласной в корне. 5. Выпишите из текста все слова, в которых правописания приставок зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. 6. Выпишите из текста все ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ. 7. Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется тем что в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он чередуется с суффиксом -У-/-Ю- (то есть глагол в этой форме оканчивается на -УЮ) 8. Запишите слово, от которого образовано данное слово. Определите способ словообразования УСЕСТЬСЯ 9. Запишите антонимы к данным словам: СЛАБЫЙ (медвежонок), ВЫСОКИЙ (кедр), МОГУЧИЕ (ветви). 10. Выпишите из предложения 4 слово с озвончением согласного в приставке.

Ответ оставил Гость

(1) С_обака беccтрашно наскочила на маленького и слабого медвежонка она пыталась схватить его за загривок. (2) Белогрудый отчаянно визжал и старался убежать в заросли к матери, но собака не отставала. (3) В эту минуту Белогрудый услышал грозное ухан(ь)е спешащей на помощ(ь) матери. (4) Медведица одним ударом лапы отбросила злобного пса в заросли дерев(ь)ев. (5) Белогрудый во(с,)пользовался бегством врага проворно зале(з) на высокий кедр уселся в развилке могучих ветвей и внимательно стал наблюдать за прои(с, ходящим. 1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания. 2. Напишите номера сложных предложений. Укажите виды сложных предложений. Составьте их схемы 3. Напишите номер простого предложения с однородными членами. Укажите, какие члены предложения являются однородными. 4. Выпишите из текста все слова с безударной чередующейся гласной в корне. 5. Выпишите из текста все слова, в которых правописания приставок зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. 6. Выпишите из текста все ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ. 7. Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется тем что в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он чередуется с суффиксом -У-/-Ю- (то есть глагол в этой форме оканчивается на -УЮ) 8. Запишите слово, от которого образовано данное слово. Определите способ словообразования УСЕСТЬСЯ 9. Запишите антонимы к данным словам: СЛАБЫЙ (медвежонок), ВЫСОКИЙ (кедр), МОГУЧИЕ (ветви). 10. Выпишите из предложения 4 слово с озвончением согласного в приставке. слабый - сильный, высокий - низкий

Написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.
Блок №1.


  1. Подберите антонимы к данным словам.
Тьма - ..., вверх - ..., холодный - ..., уходить - ... .

(Свет, вниз, горячий, возвращаться).


  1. Продолжение начатое предложение антонимом.
В поле холодно , а в доме... (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает

... (медленно) .


  1. Составьте словосочетания с парами антонимов.
свежий хлеб - ... (черствый хлеб) ,

Свежий ветер - ... (теплый ветер),

Свежая газета - ... (старая газета),

Свежие яблоки - ... (сушеные яблоки).


  1. Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.
север ленивый

Высокий прилететь

Улететь отгадка

Загадка юг

Прилежный низкий

(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

прилежный – ленивый)

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)


  1. Запишите глаголы, противоположные по значению.

Говорить, краснеть, отдавать , сидеть, зажигать, потерять, помогать

Медлить.
(Молчать, бледнеть, брать, стоять, гасит, найти, мешать, торопиться).


  1. Найдите к словам из первого столбика антонимы из второго. Допиши синонимы к полученному слову.

великан

природный - …

помогать

презрение - …

оправдывать

соглашаться - …

искусственный

обвинять - …

возражать

мешать - …

уважение

карлик - …

бледный

интересно - …

тесный

румяный - …

скучно


польза - …

вред

просторный - …

великан

карлик

крошка

помогать

мешать

затруднять

оправдывать

обвинять

укорять

искусственный

природный

естественный

возражать

соглашаться

договориться

уважение

презрение

унижение

бледный

румяный

красный

тесный

просторный

широкий

скучно

интересно

любопытно

вред
польза
выгода

  1. Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог, да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.
(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)
Блок №2.


  1. а) Антитеза строится на противоположности на основе антонимов.

Например: быстро – медленно.

Горячий конь грызёт удила, просится вперёд, вот уж он мчится , быстро удаляется и исчезает за поворотом. А улитка ползёт медленно, едва заметно движется.
б) Составьте сами упражнения на противоположность, используя антонимы.


белый – чёрный

Высоко – низко

Весёлый – печальный

Сила – слабость

Здоровый – больной

Зима – лето

Мириться – ссориться

Одеваться – раздеваться

Плюс – минус

Правда - ложь


побледнел – покраснел

День – ночь

Друзья – враги

Тепло – холодно

Новый – старый

Полезный – вредный

Умный – глупый

Вперёд – назад

Над - под


богач – нищий

Весёлый – скучный

Добро – зло

Есть – нет

Тепло – холод

Ссора – мир

Люблю – ненавижу

Лгать – говорить правду

Юг - север

    Попробуйте сами составить словарик антонимов.

  1. Составьте предложения с антонимами (Вчера было так тепло , а
сегодня …).

  1. Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных
предложениях. (Говорят, что в горах сильное эхо. Вот горы, почему же

Эхо слабое?)


  1. Возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому
значению:

(лёгкая ноша – тяжёлая ноша

Лёгкая задача – трудная задача

Лёгкий ветерок – сильный ветерок)


  1. Образуйте антонимы с помощью приставок (вошёл - …). Укажите приставки, с помощью которых можно образовать антонимы.

  1. Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)

Русский язык

10 - 11 классы

(1) С_обака бе(с,cc)трашно наск_чила на маленького и слабого медвеж_нка она пыталась схв_тить его за з_гривок. (2) Белогрудый отча_нно визжал и ст_рался уб_жать в заросли к матер_ но с_бака не отст_вала. (3) В эту м_нуту Белогрудый услышал грозное ухан(?)е спешащей на помощ(?) матери. (4) Медведица одним ударом лапы отброс_ла злобного пса в зар_сли дерев(?)ев. (5) Белогрудый во(с,з)польз_вался бегством врага проворно зале(з,с) на высокий кедр уселся в развилке м_гучих ветвей и вн_мательно стал наблюдать за прои(с,з)ходящим. 1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте знаки препинания. 2. Напишите номера сложных предложений. Укажите виды сложных предложений. Составьте их схемы 3. Напишите номер простого предложения с однородными членами. Укажите, какие члены предложения являются однородными. 4. Выпишите из текста все слова с безударной чередующейся гласной в корне. 5. Выпишите из текста все слова, в которых правописания приставок зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. 6. Выпишите из текста все ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ. 7. Выпишите из текста слово, в котором правописание суффикса определяется тем что в 1 лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он чередуется с суффиксом -У-/-Ю- (то есть глагол в этой форме оканчивается на -УЮ) 8. Запишите слово, от которого образовано данное слово. Определите способ словообразования УСЕСТЬСЯ 9. Запишите антонимы к данным словам: СЛАБЫЙ (медвежонок), ВЫСОКИЙ (кедр), МОГУЧИЕ (ветви). 10. Выпишите из предложения 4 слово с озвончением согласного в приставке.

О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.

Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.

Краткий словарь антонимов:

аккуратный - неряшливый
антоним - синоним
белый - черный
бледнеть - краснеть, темнеть
блестеть - мерцать, тускнеть
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
век - мгновение
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
включить - выключить
внутри - снаружи
вопрос - ответ
восток - запад, вест(мор)
восход - закат
входить - выходить
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
голодный - сытый
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
грязный - чистый
делать - бездельничать
день - ночь
диалог - монолог
добро - зло
друг - враг
дюжий - хилый
ехать - останавливаться
жара - холод
жёсткий - мягкий
замкнутый - общительный
здоровый - больной
зелёный - зрелый, спелый
зима - лето
искренний - лицемерный
истина - заблуждение, обман
исток - устье
крепкий - непрочный
кислый - сладкий
лентяй - труженик
лишний - необходимый
ловкий - неуклюжий
ложиться - вставать
любить - ненавидеть
мёрзнуть - согреваться
мир - война, ссора
много - мало
могучий - слабый
мокрый - сухой
мудрый - глупый
мягкий - твердый
надежда - отчаяние
нарочный - нечаянный
невозмутимый - неуравновешенный
немудрёный - зымысловатый
новый - старый
обильный - скудный
оборонять - нападать
образованный - невежественный
огорчить - утешить
острый - тупой
отважный - трусливый, малодушный
откровенный - скрытный
открыть - закрыть
очевидный - сомнительный
плюс - минус
победа - поражение
повесить - снять
полезный - вредный
положить - взять
польза - вред
помогать - мешать
правда - ложь
правдивый - лживый
привередливый - неприхотливый
приятный - отталкивающий
пустой - полный
пушистый - гладкий
радость - грусть, печаль
различие - сходство
расторопный - медлительный
решительный - неуверенный
робкий - смелый
Родина, отчизна - чужбина
свет - тьма, темнота
светать - смеркаться
север - юг, зюйд(мор)
смеяться - плакать
спасти - погубить
спать - бодрствовать
старт - финиш
сытый - голодный
твердый - мягкий
темный - светлый
тесный - просторный
толстый - тонкий
тонкий - толстый
труд - отдых
трудный - легкий
тужить - радоваться
уверить - разубедить
угрюмый - приветливый
удаляться - приближаться
узкий - широкий
умышленный - нечаянный
упрямый - покладистый
успех - неудача
участливый - равнодушный
халатный - добросовестный
храбрый - трусливый
частый - редкий
честный - подлый
широкий - узкий
щедрый - скупой
яркий - тусклый
яростный - кроткий
ясный - пасмурный, ненастный