Биографии Характеристики Анализ

Сражение у доггер банки. Битва на доггер-банке

Доггер-Банка – песчаная отмель в Северном море, которая получила известность как арена трех морских сражений, и в каждом из них принял участие британский флот . Чаще всего Доггер-Банка упоминается в связи с битвой 24 января 1915 года, когда здесь произошла одна из самых значимых морских баталий Первой Мировой войны.

Предыстория

Морские сражения в этом районе случались довольно часто: отсюда к берегам Британии регулярно подходили немецкие корабли, провоцируя англичан на открытое противостояние. Таким образом немцы хотели выманить противника на открытое пространство, что казалось флотоводцам кайзеровской Германии залогом победы.

23 января 1915 германская эскадра в составе 27 кораблей предприняла очередную попытку провокации: в ходе этой операции планировалось атаковать суда британцев, которые в это время находились в районе Доггер-Банки. В свою очередь британцы решили дать отпор силам противника, собрав эскадру из 46 кораблей. Кульминация сражения пришлась на утро 24 января 1915 года.

Планы сторон: Германия, Великобритания

Основной задачей, поставленной перед немецкой эскадрой, была не сама атака британских кораблей, а установка минных заграждений в заливе Ферт-оф-Форт, однако из-за штормового предупреждения эту операцию было решено перенести на две недели. Тем не менее, в условиях установившейся 24 января хорошей погоды было решено провести минирование, хотя многие корабли были отведены из-за ожидавшейся плохой погоды. В результате 18 эсминцев в качестве прикрытия имели всего три линкора «Дерфлингер», «Мольтке» и «Зейдлиц», четыре легких крейсера и броненосный крейсер «Блюхер». Группой командовал адмирал Хиппер.

О планах Германии руководство британского флота узнало благодаря стараниям разведывательного подразделения Британского Адмиралтейства. В результате уже спустя полтора часа после начала операции на перехват немецкой группе вышла группа британских кораблей под командованием адмирала Дэвида Битти. Адмирал получил приказ встретить германский флот и задействовать все доступные на тот момент суда: ими оказались тридцать пять эсминцев, пять линейных и семь легких крейсеров.

Начало сражения

Согласно приказу Адмиралтейства, суда, входящие в британский флот, должны были соблюдать молчание в эфире, чтобы избежать обнаружения, но это радиомолчание было прервано около 7 часов утра, когда экипаж английского крейсера «Аурора» обнаружил противника. Это произошло по чистой случайности: если бы «Аурора» не отставала от основной группы на полчаса, две эскадры разминулись бы, не наткнувшись друг на друга, а радары, с помощью которых без визуального контакта можно было бы обнаружить противника, тогда еще не использовались.


Адмирал Франц Хиппер принял решение атаковать, так как не был осведомлен о численном превосходстве противника, в результате ему пришлось отводить корабли уже через 20 минут после начала сражения, так как основная группа под командованием Битти получила сигнал с «Ауроры» и вовремя подоспела на помощь.

Возможно, немцы смогли бы обойтись в том сражении меньшими потерями, ретировавшись с Доггер-Банки, но адмирал Хиппер решил не бросать линейный крейсер «Блюхер», который технически не был способен развить скорость в 29 узлов (этого хватило бы, чтобы оторваться от преследователей).

В 8:15 утра 24 января эскадры сблизились, и основной целью англичан стал именно «Блюхер», который оказался в самом конце группы . Спустя два часа у крейсера была выведена из строя система подачи боеприпасов, и под обстрелами британских кораблей крейсер уже в 12:13 лег на левый борт и пошел ко дну.

Итоги сражения

Фактически для Великобритании эта битва не играла стратегического значения, но запомнилось сражение благодаря сделанным обеими сторонами выводом о недопустимости использования бронированных крейсеров, подобных «Блюхеру», в одном строю с более быстроходными линейными крейсерами.

В отношении Битти командование выразило недовольство, так как английский флот имел прекрасную возможность догнать эскадру Хиппера и полностью уничтожить ее. Однако адмирал, к которому перешло командование после того, как флагман Битти вышел из строя, не решился принять такое решение, за что впоследствии был снят с должности и переведен на базу у Канарских островов командовать эскадрой крейсеров.

Для немцев сражение имело свои итоги, в частности, гибели крейсера «Блюхера» было уделено особое внимание. По окончании расследования причин, по которым корабль не удалось спасти, было решено изменить конструкцию линейных крейсеров. Так, на уже построенных кораблях решили улучшить защиту рабочего отделения в проходе, через который подаются боеприпасы в боевые отделения башни: попадание именно в этот проход привело к отсутствию огня с «Блюхера» и взрыву боковых башен.

Также, учитывая крайне низкую точность стрельбы в ходе сражения с обеих сторон, военные инженеры приступили к работе над усовершенствованием дальномеров (процент попаданий чуть более 1% с каждой стороны действительно оказался своего рода «антирекордом» в этой войне).

Интересно, что командующий кайзеровским флотом Густав фон Ингеноль был уволен после сражения. Его обвиняли в том, что он не только не обратил внимания на то, что радиопереговоры германского флота расшифровывались британцами, но и до последнего настаивал на том, что сведения об этой и других операциях передавались напрямую шпионами. В результате работа контрразведки велась в неправильном направлении.

Ингеноль также был обвинен в том, что из-за неверной оценки им ситуации эскадрилья не смогла реализовать свой потенциал, и по мнению германских экспертов даже при численном перевесе Британия в этом сражении должна была потерпеть поражение. После отставки Ингеноля кайзер Вильгельм II издал приказ, согласно которому выход групп военных кораблей в открытое море дальше, чем на сто миль требовал его личного разрешения.

«Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров Шавыкин Николай Александрович

Бой у Доггер-банки

Бой у Доггер-банки

23 января 1915 года адмирал Хиппер предпринял очередную попытку обстрелять побережье Англии. В состав его эскадры входили три линейных крейсера - «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке» - и броненосный крейсер «Блюхер». В качестве разведчиков и кораблей охранения им были приданы четыре легких крейсера - «Штральзунд», «Грауденс», «Росток», «Кольберг» - и 18 эсминцев из состава 5-й флотилии и 15-й и 18-й полуфлотилий.

В предыдущих операциях броненосный крейсер «Блюхер» принимал участие и его скорость не мешала действию других более быстроходных кораблей. Впрочем, разница была не столь велика. На испытаниях «Блюхер» со своей поршневой машиной показал скорость более 23 уз., что было немногим меньше, чем у линейных крейсеров. Включение в состав отряда «Блюхера», по-видимому, объяснялось тем, что в это время «Фон дер Танн» находился в ремонте.

Англичане знали о готовившемся набеге и выходе немецкой эскадры, поскольку могли расшифровывать немецкие переговоры. Секретные немецкие шифры англичане получили из России. Эти шифры попали в руки русского командования при следующих обстоятельствах. 28 августа 1914 года два германских крейсера «Магдебург» и «Аугсбург» в сопровождении двух эсминцев предприняли рейд против русских дозорных кораблей в Финском заливе. Ночью в тумане «Магдебург» наскочил на прибрежные скалы острова Оденсхольм и плотно застрял на них. Он тотчас был обнаружен русским постом наблюдения. Русское командование, получив сведения о состоянии немецкого крейсера, спешно направило к месту аварии крейсера «Паллада» и «Богатырь».

Поскольку самостоятельно сняться с камней «Магдебург» не мог, а помощи было ждать неоткуда, то командир крейсера принял решение взорвать корабль, а команду пересадить на эсминец V-26. Пока команда переходила на эсминец, а крейсер готовили к взрыву, успели подойти русские крейсера С дальней дистанции они открыли огонь и повредили эсминец, однако немецкий командир сумел спасти часть команды и оторваться от русских. В это время «Магдебург» был взорван. Носовая часть была полностью разрушена, и корабль был выведен из строя. В качестве трофея русским досталась только часть его артиллерии. Впоследствии 105-мм пушки крейсера были демонтированы и установлены на канонерской лодке. На крейсере и эсминце погибло 25 человек, 17 были ранены, в плен попало 2 офицера и 54 нижних чина.

Однако главным трофеем были не пушки крейсера, а сигнальные книги, шифры и другие секретные документы, которые немцы неосмотрительно затопили у борта корабля. При обследовании повреждений крейсера водолазы их обнаружили, и это дало возможность союзникам в течение всей войны без особых трудов расшифровывать немецкие переговоры. Главным было то, что союзникам стал известен принцип шифрования, поэтому даже частая смена шифров не вызывала трудностей.

Таким образом, зная планы немцев, англичане на этот раз перехватили эскадру Хиппера. Зная о составе немецкой эскадры, англичане выделили против нее превосходящие силы. В операции участвовала 1-я эскадра линейных крейсеров под командой адмирала Битти в составе - «Лайон» (флагман), «Тайгер» и «Принсесс Ройял». 2-я эскадра линейных крейсеров под командой адмирала Мура включала «Нью Зиланд» и «Индомитебл».

Соединения линейных крейсеров сопровождала 1-я эскадра легких крейсеров под командой капитана 1-го ранга Гуденауфа. Это были новейшие корабли - «Саутгемптон», «Бирмингем», «Лоустофт» и «Ноттенхэм». Кроме того, им были приданы корабли из состава сил Гарвича - крейсер «Аретуза», 7 эсминцев и еще две флотилии эсминцев: 1-я и 3-я. В состав этих флотилий входили крейсера «Аврора», «Ундаунтед» и 28 эсминцев. Англичане не поскупились и снарядили против немцев силы, значительно превосходившие немецкие По-видимому, к этому моменту англичане уже сумели оценить качество немецких артиллеристов и решили добиться успеха если не умением, то числом.

Встреча противников произошла утром 24 января в районе Доггер- банки. Она стала полной неожиданностью для немцев. (В раскрытии своих планов немцы «грешили» на нейтральные суда, в первую очередь на датских рыбаков.) Немецкий крейсер «Кольберг» обнаружил английские легкие крейсера и обстрелял их. Затем он увидел английские линейные крейсера и тотчас же доложил об этом Хипперу.

Получив сообщение от «Кольберга» и понимая, что угодил в ловушку, Хиппер приказал повернуть на юго-восток и отходить полным ходом к своим базам. Возможно, немцам и удалось бы оторваться от противника, если бы их не задерживал «Блюхер». Через полтора часа погони англичане настигли противника, и «Аайон» начал пристрелку. Спустя 15 мин, немцы ответили. «Блюхер» шел концевым, и на него обрушилась вся мощь английских линейных крейсеров. Вначале по нему стреляли 3 корабля 1 -й эскадры, затем к ним присоединился и четвертый - «Нью Зиланд». Этого было более чем достаточно, чтобы утопить одинокий броненосный крейсер. Но он отчаянно сопротивлялся. Случайно уцелевший свидетель этой бойни впоследствии написал: «Снаряды ложились плотнее и чаще. Чуть ли не первым попаданием был выведен из строя генератор, корабль погрузился во тьму. Снаряды пробивали все палубы, буквально ввинчивались в броню, разрываясь в котельном отделении. Уголь в бункерах загорелся - огонь бушевал со страшной силой».

Действительно, обстрел 305 и 343-мм снарядами мог уничтожить этот относительно небольшой корабль в считанные минуты, но он сопротивлялся, и только когда в обстреле принял участие еще один линейный крейсер, «Индомитебл», с «Блюхером» было покончено. Крейсер перевернулся и затонул, подтвердив тем самым невозможность борьбы старого (по конструкции) тихоходного броненосного крейсера с артиллерией новых линейных крейсеров. На крейсере погибли 792 человека, 45 были ранены и 189 попали в плен.

Большие повреждения получил и флагман Хиппера. Крейсер «Зейдлиц» лишился двух кормовых башен. Возникший пожар в подбашенных отделениях грозил взрывом корабля, и только чудо и самоотверженная работа команды спасли крейсер от гибели. Потери на «Зейдлице» были велики - 159 убитых и 33 раненых

Однако несмотря на столь большое превосходство в силах, победа досталась англичанам недешево. «Лайон» во время боя получил повреждение машины, снизил скорость и вышел из боя. Это сразу нарушило управление всей эскадры. На линейном крейсере были уничтожены сигнальные фары, а радио вышло из строя. Неправильно понятый флажный сигнал привел к тому, что английские линейные крейсера вместо того, чтобы гнаться за линейными крейсерами немцев, сосредоточили огонь на несчастном «Блюхере», проявив тактику всех хищников - бросаться на калек. Битти пытался восстановить управление боем и даже пересел для этого на эсминец, но время было упущено, и немецкие линейные крейсера оторвались. Можно сказать, своей гибелью «Блюхер» спас остальные корабли от разгрома. Уничтожение «Блюхера» обошлось англичанам недорого - 14 убитых и 29 раненых. «Лайон» получил серьезные повреждения.

Анализ результатов этого боя показывает высокий расход снарядов. На уничтожение броненосного и повреждение одного линейного крейсера англичане истратили только снарядов калибров 305 - 343 мм более 1000 штук, не говоря уже о снарядах меньших калибров. Примерно столько же тяжелых 280 - 305-мм снарядов истратили и немцы. Столь большой расход и относительно малый результат говорят о весьма слабой подготовке артиллеристов. Однако можно отметить и высокую живучесть немецких кораблей.

После боя у Доггер-банки наступило некоторое затишье, однако бесконечно продолжаться оно не могло. Англичане приняли решение добиться успеха в генеральном сражении. Немцы же по-прежнему питали надежды получить выигрыш в частных операциях и действиях подводных лодок. Однако целый год прошел относительно спокойно, и тяжелые корабли отстаивались в своих базах.

Наконец, 24 января 1916 года на пост командующего «Флота открытого моря» был назначен энергичный адмирал Шеер. Он, разумеется, не стремился сражаться со всем «Гранд Флитом», однако и не исключал решительного сражения с его частью. Он считал необходимым оказывать постоянное давление на английский флот, принуждая его к активным действиям. Этим он надеялся, что англичане откажутся от выжидательной тактики и выделят часть своих линейных сил против германского флота. С этой же целью были увеличены минные поставки у берегов Англии. Так или иначе, но напряжение в Северном море нарастало, и в конце мая оно привело к генеральному сражению.

Это очерк о показательном сравнении линейных крейсеров Англии и Германии, которое провела война. Эти корабли, упомянутые в предыдущих статьях, встречались у Доггер-банки и в Ютландском сражении. Могли встретиться в первом сражении в Гельголандской бухте (28 августа 1914 года), но сказался недостаток базирования немецкого флота в устьях рек. Отлив не позволил крупным кораблям немцев выйти в море, и "кошки адмирала Фишера" невозбранно расстреляли немецкие легкие крейсера и миноносцы. Зато во втором сражении в той же бухте, состоявшемся в 1917 году, немецкие линкоры добрались до места боя и отыгрались. "Кошкам" удалось вовремя сбежать, а вот сопровождавшим их легким крейсерам досталось по полной. Об авангардном сражении в ходе Ютландского и его красноречивых итогах уже рассказано, следует добавить, что "Зейдлиц" был после основного этапа боя затоплен экипажем. А вот Доггер-банка не настолько широко известна, и про этот бой я расскажу подробнее, про то, как он был виден с немецкой стороны.


Как разозлить англичан

Исходя из имевшегося в 1914 году соотношения сил в Северном море (18 британских линкоров против 17 немецких), Германия избрала набеговую стратегию. Заключалась она в том, что линейные крейсера набегали на побережье Британских островов и обстреливали его, как бы намекая, что кому-то боязно выходить в море. Если бы выходить оказалось не боязно, основные силы немцев, находившиеся в некотором отдалении, перехватили бы английскую эскадру. Психологический эффект от набега на Ярмут 3 ноября 1914 года был потрясающим. Англичане верили, что Royal Navy силен и защитит их. От бездействия своих моряков, под избирателями плавились стулья не только в Ярмуте, но и по всей стране. Набег на Хартлпул, Скарборо и Уитби чуть было не привел к линейному сражению с простимулированным сверху английским флотом. 18 декабря 1914 года немцы имели шансы разбить противника по частям, но разминулись с ним в буйном море.

Первое серьезное столкновение линейных крейсеров состоялось только 24 января 1915 года. Море штормило, и никто не ждал очередной операции. Даже сами немцы, которые не ждали ее настолько, что отправили крейсер "Фон дер Танн" на плановый ремонт, а 3-ю эскадру линкоров - на учения в Балтийское море. Однако, 23 января похода улучшилась, и начальник Адмиралштаба вице-адмирал Эккерман предложил набежать быстро и дерзко. Эскадру линейных крейсеров адмирала Хиппера должны были прикрывать не линкоры, которых на Северном море тогда оставалось только семь, а внезапность появления.

Увы, это история в том числе и о вреде чрезмерного доверия к технике. Немцы широко использовали на флоте радиограммы, думая, что код взломать невозможно. В тот день приказ Хипперу тоже был передан по радио. Взломать код, может быть, и сложно, но благодаря сигнальной книге, снятой русскими с затопленного еще в августе крейсера "Магдебург", англичане знали о выходе Хиппера в море и его конечной цели через полтора часа после того, как тот получил приказ. Под началом Хиппера была 1-я разведывательная группа в состве четырех линейных крейсеров: "Зейдлиц", "Мольтке", "Блюхер", "Дерфлингер"; 2-я разведывательная группа в составе четырех "штадтов", 16 приданных миноносцев. На перехват были отправлены: 3 "кошки", 2 линейных крейсера первых типов, 4 "тауна" и три флотилии эсминцев (всего 35), каждую из которых возглавлял легкий крейсер типа "Аретьюза", построенный еще в 80-е и выполнявшие функции скаутов.

Сражение у Доггер-банки

Англичане подошли к Доггер-банке, отмели в ста километрах от британского побережья, где был намечен перехват, соблюдая строгое радиомолчание, но и встреча с немцами стала для них неожиданностью. В темноте британский скаут столкнулся с немецким крейсером "Кольберг", запросил с помощью прожектора опознавательный сигнал и получил в ответ частый артиллерийский огонь. "Кольберг" добился трех попаданий, сам получил два, и, видя густые дымы на севере, отступил к основным силам. В то же время, другой немецкий крейсер доложил о частых дымах на северо-востоке. Хиппер, не имея представления о силах противника, решил развернуться на юго-восток и ждать рассвета. Вскоре после поворота, оказалось, что дыма на северо-востоке принадлежат "таунам", а на севере - крейсерам и множеству эсминцев. Дымы в отдалении не удавалось идентифицировать, но был сделан вывод, что обилие легких крейсеров свидетельствует о наличии тяжелых кораблей, числом до восьми. Не имея поддержки своих линкоров, Хиппер решил отступать.

В 8:15 эсминцы противника приблизились на 45 кабельтовых (ок. 8 км) для разведки, и "Блюхер" отогнал их огнем. Но дистанция была достаточно мала, чтобы разобрать, что здесь всего четыре больших крейсера. Англичан это устраивало, и от зловещих "дымов в отдалении" отделились пять линейных крейсеров, постоянно набирая ход и разогнавшись к девяти утра до 29 узлов. Скорость эскадры Хиппера была ограничена "Блюхером", который развивал только 23 узла, и начало перестрелки было только вопросом времени. В 8:52 британский головной корабль дал пристрелочный залп, который лег недолетом. В 9:00 стреляло уже два крейсера - по "Блюхеру", который был последним в линии. В 9:07 стреляло три корабля, хотя эти залпы были пока что не опасны. Осознав, что придется принять бой, Хиппер приказал линейным крейсерам перестроится в строй пеленга, чтобы иметь возможность отвечать противнику правым бортом. В 9:09 открыл ответный огонь "Дерфлингер" - второй с конца и вооруженный самыми большими пушками. Через пять минут английский флагман, шедший первым, разобрался в ситуации и перенес огонь на него, а через десять дистанция сократилась достаточно, чтобы смогли стрелять все немецкие линейные крейсера. Стреляли они по английскому флагману, и уже в 9:21 добились первого попадания, правда, не нанесшего серьезных повреждений.


Тем временем, к обстрелу подключился четвертый британский крейсер, и в 9:35 англичане рассредоточили огонь, взяв на прицел соответствующие своим номерам корабли в немецком строю. Один из английских капитанов не разобрался, с какой стороны считать, и некоторое время по "Блюхеру" не стрелял никто. Зато по "Зейдлицу", на котором держал флаг Хиппер, стреляло две "кошки", и он получил тяжелые повреждения. Начался пожар в кормовых башнях, сдетонировал боезапас. Причем взрыв случился в рабочем отделении под башней, откуда производилась подача зарядов, и которое не было защищено так хорошо, как сама башня. Убегая из охваченного огнем отсека, расчет забыл закрыть дверь, и огонь перекинулся на соседнюю башню, угрожая распространиться на пороховые погреба и разворотить всю корму. Катастрофы удалось избежать только потому, что старшина Вильгельм Хайдкамп, превозмогая, голыми руками открыл раскалённые вентили затопления погреба. Думая, что корабль вот-вот взорвётся, старший артиллерист приказал открыть частый огонь, и «Зейдлиц» давал полузалпы каждые 10 секунд, превысив паспортную скорострельность. Хиппер сообщил на базу, что нуждается в помощи, и все семь линкоров, выведенные на внешний рейд еще утром, вышли ему навстречу. Через две минуты, получил первое попадание английский флагман ("Лайон"), пробив броню и, как потом оказалось, от воспламенения погребов "кошку" отделяло всего ничего.

Все это время миноносцы маневрировали вокруг крейсеров, но были слишком медленными, чтобы их догнать. Англичане снизили скорость до 24 узлов, удерживая дистанцию и поджидая отставших. "Лайон", их головной корабль, продолжал огребать. Снаряд с "Блюхера", только вогнул броню, но пушки "Зейдлица", "Мольтке" и, конечно же, "Дерфлингера" шатали "кошку" с такой силой, как если бы в нее вонзались торпеды. В 10:15 к месту боя подошли легкие корабли англичан и навалились на замыкающий немецкую линию "Блюхер". Тот отстреливался, но вынужден был отвлечься от линейных крейсеров и в 10:30 получил попадание 343-мм снарядом в длинный горизонтальный проход под броневой палубой, по которому происходила подача боезапаса в бортовые башни главного калибра. Воспламенились 35-40 зарядов, находившихся там. Огонь охватил переднюю пару бортовых башен, уничтожив всех, кто был там. В этом проходе находились также основные коммуникации, поэтому корабль потерял рулевое управление, машинный телеграф и управление артиллерийским огнём. В результате взрыва последовало повреждение паропровода 3-го котельного отделения. Скорость крейсера резко упала до 17 узлов. Англичане стали стремительно догонять его. При этом "Лайон" был избит 280-мм снарядами настолько, что не мог развивать скорость более 15 узлов и закономерно вывалился из боевого порядка. Британские крейсера не успели вовремя разобраться, что флагман не ведет их за собой, а выходит из боя, и дистанция временно возросла.

Хиппер оказался в тяжелой ситуации. "Зейдлиц" серьезно поврежден, "Блюхер" безнадежен, свои линкоры к месту сражения не успевают. Поэтому он приказал изменить курс на юго-восток и уходить со всей возможной скоростью, оставив "Блюхер" на растерзание "кошкам". Англичане легко справились с ним, но из-за проблем с командованием упустили остальные крейсера.

Победа осталась за Royal Navy . Бой проиллюстрировал все те выводы, к которым пришли немецкие конструкторы при создании своих линейных крейсеров. Во-первых, он показал всю глубину ошибки, допущенной при проектировании "Блюхера". В первом же серьезном бою "недолинейный" крейсер оказался обузой и погиб, едва не утянув за собой всю эскадру. С другой стороны, "Блюхер" показал чудеса непотопляемости, оставаясь на плаву после чуть-ли не сотни попаданий с близкой дистанции, получив семь торпед. Экипаж вел бой до самого конца, даже когда способность стрелять сохраняла только одна башня. Во-вторых, что касается определения 280-мм пушек как достаточных для линейных крейсеров, две минуты, которые разделяли первое результативное попадание в "Лайон" и "Зейдлиц" служат количественным выражением значимости трех дюймов разницы калибра в условиях Северного моря. Правда, другая иллюстрация - десять минут между открытием огня "Дерфлингером" и остальными крейсерами.

Итоги боя глазами англичан

Хотя британцы одержали победу, как только их эскадра вернулась на базу, Фишер набросился на своих подчиненных с критикой. Не один офицер лишился стула. Цена "Блюхеру" была известна, и его гибель не оказала существенного влияния на баланс сил. А вот то, что англичане, расстреляв более тысячи снарядов, добились всего шести попаданий в нормальные линейные крейсера, получив при этом 23, удручало. Имея двукратное преимущество в массе залпа и табличное преимущество в скорости хода, англичане должны были, по мнению Фишера, всех потопить. Главным виновником назначили адмирала Мура, который принял командование после выхода из боя "Лайона" и отказался от преследования, предпочтя добить "Блюхер". Мур был снят с должности и переведен на Канарские острова, командовать старыми крейсерами. А державшему флаг на "Лайоне" адмиралу Битти сделали внушение, которое, возможно, оказало влияние на его тактику при Ютланде, которая привела к катастрофическим потерям. Поругали командиров двух крейсеров, замыкавших линию, за то, что они отстали и не успели толком поучаствовать в бою. Старшего артиллериста "Тайгера" - единственного из участвовавших в бою кораблей, оснащенного приборами центральной наводки, - сняли с формулировкой "за предательски плохую стрельбу". Именно "Тайгер" перепутал, с какого конца считать корабли в колонне, и вместо назначенной ему цели бил по "Зейдлицу", скрытому от "Тайгера" клубами дыма.

При этом Фишер не придал значения ни серьезным ошибкам в сигналах, ни уязвимости башен главного калибра от взрыва боезапаса, ни недостаточной защищенности, ни взрывоопасности кордита. За это также пришлось поплатиться при Ютланде.

С другой стороны, немцы провели очень серьезное расследование по поводу того, как одно попадание лишило "Зейдлица" сразу двух башен. По его итогам, было решено снабдить шахты элеваторов, по которым пороховые заряды подавались в башни, автоматически закрывающимися дверями, заряды подавать в огнестойких кокорах и внести в устав инструкцию закрывать двери, связывающие погреба соседних башен, на замок. Ключ должен был находиться у начальника башни и использоваться только в случае израсходования боезапаса и необходимости получить его из соседнего погреба. Меры принесли результат: хотя во время Ютландского сражения на немецких линкорах были пожары, ни на одном из них не произошло взрыва погребов.

Если говорить о стратегическом итоге сражения, то это был конец набеговой тактики. Кайзер Вильгельм II очень любил свои славные корабли. Потеря даже одного из них у Доггер-банки показалась ему настоящей катастрофой, инициаторам рискованного набега досталось сполна, а уцелевшим кораблям впредь строго запрещалось выходить в море дальше, чем на сто миль, без личного разрешения кайзера. Что фактически означало победу англичан в борьбе за контроль над Северным морем и огромный стратегический успех. Основанный исключительно на трусости кайзера, если подумать. Потеря "Блюхера", как прекрасно понимали обе стороны, не имела большого значения. Все предыдущие набеговые операции были успешными. Ошибка была не в самой стратегии, а в отступлении от нее, но вся стратегия оказалась зарублена на корню. Момент, когда немцы имели шансы на победу в генеральном сражении, был упущен. А все потому, что Вильгельм II.

24 января 1915 года в Северном море состоялось одно из самых крупных морских сражений Первой мировой — бой у Доггер-банки. В битве участвовали 73 корабля, но только три решили её исход

Повреждённый «Лайон». Рисунок Вилли Стовера.
2014-01-24 14:37

В самом начале Первой мировой войны кайзеровский флот несколько раз атаковал города на северном побережье Великобритании. Обстреливая порты, немцы хотели выманить корабли англичан в море и уничтожить их там.

Ущерб от таких обстрелов был незначительным, однако сам факт нападения на остров производил на британскую общественность гнетущее впечатление. Тем более что перехватить противника никак не удавалось. Газеты призывали английский флот к решительным действиям.

23 января 1915 года немецкая эскадра под командованием вице-адмирала Франца Хиппера вышла в море. В её составе насчитывалось 27 кораблей: 8 крейсеров и 19 эсминцев. Они должны были атаковать траулеры и лёгкие военно-морские силы британцев в районе Доггер-банки — огромной отмели в Северном море, примерно в сотне километров от побережья Англии.

Британцы узнали о немецких планах благодаря радиоперехвату и устроили засаду — сосредоточили в районе Доггер-банки превосходящие силы под командованием адмирала Дэвида Битти. Английская эскадра состояла из 46 кораблей: 11 крейсеров и 35 эскадренных миноносцев.

Ранним утром 24 января армада из 73 кораблей сошлась в бою у Доггер-банки. В силу обстоятельств, лишь три из них сыграли ключевую роль в этом сражении.

Крейсер «Аурора»

Если бы не этот корабль, бой у Доггер-банки, возможно, не состоялся бы. Радаров тогда ещё не было, и невозможно было найти противника без визуального контакта. Шедшие в предрассветной мгле на пересекающихся курсах эскадры уже почти проскочили друг друга. Но судьбе было угодно так, что английский крейсер «Аурора» отстал от остальных примерно на полчаса.

В 7 часов 15 минут на «Ауроре» заметили очертания трёхтрубного корабля. Думая, что это крейсер Её Величества «Аретьюза», с «Ауроры» запросили прожектором опознавательный сигнал. В ответ грянул залп множества орудий — первый в бою у Доггер-банки. Это стрелял немецкий крейсер «Кольберг», шедший в своей эскадре слева. Расстояние между двумя кораблями в тот момент было примерно 7,5 километра.

В британцев попало несколько снарядов, которые не нанесли существенных повреждений. Ответный огонь «Ауроры» был точнее. В «Кольберг» попало два снаряда, один из них — в мостик, где находились все старшие офицеры. После этого кайзеровский крейсер предпочёл выйти из боя, резко отвернув в сторону своих кораблей.

Спустя несколько минут вице-адмиралу Хипперу было доложено об обнаружении британских кораблей. Не имея данных о количестве вражеских кораблей, он решил не рисковать и приказал дать полный ход в противоположную от противника сторону.

Но было уже поздно — британскому адмиралу Битти уже доложили о вспышках на горизонте, а вскоре, в 7:30 утра, поступило донесение от «Ауроры». Уже через пять минут английская эскадра шла на противника со скоростью 22 узла.

Увидев англичан, Хиппер предпочёл ретироваться. Благо его корабли уже шли в сторону родных берегов.

Крейсер «Блюхер»

В этой гонке скорость кораблей сыграла решающую роль. В то время как адмирал Битти отдал своим кораблям приказ выдать 29 узлов, немецкая эскадра не могла идти быстрее 23 узлов. Её тормозил крейсер «Блюхер», чья скорость была самой медленной в соединении. Хиппер не стал бросать этот корабль на растерзание всей британской эскадре и приготовился к бою.

Уже в 8:15 англичане нагнали немцев и приготовились встать на параллельные курсы. Расстояние между эскадрами было чуть больше 8 километров.

Первые выстрелы сделал флагман Битти — крейсер «Лайон». Его целью стал «Блюхер», плетущийся в конце немецкого строя. Медлительность этого корабля стоила ему очень дорого: находясь в хвосте колонны, «Блюхер» стал основной мишенью британских кораблей.

К 10 часам утра он уже получил множество попаданий. А в 10:30 всё было кончено — снаряд с крейсера «Принцесс Ройал» попал в ахиллесову пяту немецкого крейсера — длинный проход под бронированной палубой, по которому подавались боеприпасы в боковые башни «Блюхера». Там было несколько десятков зарядов — они взорвались. Все находящиеся в боковых башнях мгновенно погибли. Корабль потерял управление, артиллерийский огонь смолк, а скорость упала до 17 узлов.

Вскоре британцы нагнали «Блюхера», два крейсера сосредоточили на нём огонь. В итоге кайзеровский корабль полностью потерял ход, а в 12:13 лёг на левый борт и пошёл ко дну на расстоянии примерно 40 миль от побережья Нидерландов. Из 1028 моряков спасти удалось только 281.

Крейсер «Лайон»

Этот корабль служил флагманом адмирала Битти и шёл первым в британской эскадре. Все орудия кайзеровских крейсеров были нацелены именно на этот корабль, так как немцы видели его лучше остальных. Фактически, для немцев сражение у Доггер-банки — это бой с «Лайоном».

За время боя британский флагман получил 16 попаданий снарядов крупного калибра, выпущенных немецкими крейсерами. У «Лайона» были повреждены турбины, затоплена орудийная башня. В 11:06 крейсер вышел из строя, имея крен около 10 градусов. Один член экипажа был убит, 20 — ранены.

Адмирал Битти был вынужден перенести свой флаг. Сперва он пересел на эсминец «Эттек», а потом поднялся на борт «Принцесс Ройал».

После боя у Доггер-банки было подсчитано, что «Лайон» выпустил по кайзеровским кораблям 343 бронебойных снаряда. Только четыре из них попали в цель: два достались крейсеру «Зейдлиц» и по одному — «Блюхеру» и «Дерфлингеру». Дело в том, что под огнём немцев британскому кораблю приходилось идти «змейкой», часто меняя курс, что сказалось на точности английских канониров.

Как видно из общего обзора Мировой войны (гл. XXI-XXII), германский флот, будучи заблокирован сильнейшим английским в Северном море, не мог ставить себе задач больших, нежели ослабление главных сил противника путем частных нападений, пользуясь каждым случаем, чтобы нанести ему потери, и надеясь в результате цикла таких операций выровнять силы для генерального столкновения.

Конечно, такая надежда была мало реальна, тем более, что означенные операции не были связаны каким-либо определенным планом, а велись изредка, спорадически, обычно не достигая крупных результатов. К их числу принадлежат неоднократные обстрелы английского побережья в расчете произведя моральное впечатление, вызвать англичан на рискованные маневры. Сюда же относятся отдельные заградительные операции, равно как и посылки в атаку на английские суда подводных лодок.

План крейсерской операции германских крейсеров 23-24-го января 1915 г., по существу, представляет следующую попытку этого порядка.

В конце 1914 года, после долгого периода ненастной погоды, германское командование решило предпринять крейсерами 1 и 2 разведочных групп и 2-й флотилией миноносцев, под общим начальством адмирала Хиппера, разведку в районе Доггер-банки и, буде там окажутся легкие неприятельские силы, их уничтожить.

Предполагалось выйти вечером с темнотой и вернуться на следующий вечер. Было решено в пути, по возможности, воздерживаться от осмотра торговых и рыболовных судов, чтобы не выделять и не оставлять для этой цели миноносцев. Возвращаясь же, предполагалось осматривать все суда и, в случае надобности, забирать их.

23 января к вечеру германская эскадра в составе лин. крейсеров Зейдлиц (фл. Хиппера), Дерфлингер, Мольтке, и бр. кр. Блюхер, легких крейсеров Грауденц, Штральзунд, Кольберг, Росток, одной флотилии и двух полуфлотилий миноносцев вышла в море

Грауденц и Штральзунд шли в дозоре впереди, Росток - справа и Кольберг - слева. При каждом крейсере состояло по полуфлотилии миноносцев.

Появление германских разведывательных сил 24 января 1914 г. не явилось неожиданностью для английскою командования. Оно уже к концу года вполне организовало, на основании сообщенных русским флотом данных, расшифровку германских радиограмм. Благодаря этому, англичане не были обязаны держать флот постоянно в море, а, узнавая из германских радиопереговоров о предстоящем выходе, имели возможность прямо высылать в море соответствующие силы.

Уже 23 января Адмиралтейство предупредило главнокомандующего флотом о готовящейся германской операции, сообщив почти точно план последней. Оно передало: 4 германских линейных крейсера, 6 легких крейсеров и 22 миноносца произведут сегодня вечером разведку на Доггер-банке. Возвращение их вероятно завтра вечером. Всем наличным линейным крейсерам, легким крейсерам и миноносцам следовать из Розайта в рандеву шир. 55°13" N, долгота 3°12"0, с расчетом прибыть в указанную точку к 7 часам утра. Командующему Гарвичскими морскими силами со всеми наличными эскадренными миноносцами и легкими крейсерами следовать для встречи с эскадрой линейных крейсеров в 7 час. утра в указанном месте. Если неприятель будет обнаружен Гарвичскими морскими силами, при пересечении курса его наступления, его надлежит атаковать. Радио пользоваться лишь в случае исключительной необходимости .

На основании этой телеграммы и было произведено развертывание английского флота.

Таким образом немцам готовилась ловушка. Ничего не подозревая, предполагая, что их выход совершенно внезапен для противника, они шли как раз туда, где были сосредоточены превосходящие английские силы.

Примечание . Позже, при изложении Ютландской операции, мы встретим подобную же картину. Если бы немцы тщательно изучили ход и развертывание описанной операции, они могли бы предугадать факт известности англичанам их оперативных радиораспоряжений, что уберегло бы их от большого риска, которому они неизменно подвергались при своих активных операциях в открытом море.

Вопрос сводился теперь к тому, как сумеет Хиппер выйти из тех сетей, которые готовили ему англичане, сосредоточивавшие безусловно превосходящие силы, а именно: уже в 6 часов вечера, одновременно с немцами снялся и вышел из Фирт-оф-Форта Битти с линейными крейсерами Lion (флаг.), Tiger, Princess Royal, New Zealand (фл. адм. Мура) и Indomitable, легкие крейсера Southampton, Birmingham, Lowestoft и Nottingham и три легких крейсера Гарвичских сил с тремя флотилиями миноносцев, подошедшие к точке рандеву к 7 часам утра. Кроме того, туда же шли 3-я эскадра линейных кораблей (тип King Edward VII) и 3-я эскадра крейсеров (бр. кр-ра типа Antrim), которые должны были расположиться несколько севернее, чтобы не дать немцам прорваться на N. (Правильнее было бы англичанам их расположить южнее, чтобы отрезать противника. Его курс на N вряд ли был опасен.)

В 7 час. было еще совсем темно, дул легкий NNO и на море была небольшая зыбь. Впереди шли Гарвичские силы, за ними линейные крейсера, на левом траверзе которых держались легкие крейсера.

Около этого времени, шедший в дозоре германского отряда Кольберг встретился с английским легким крейсером Aurora, шедшим с миноносцами впереди английских эскадр. После короткой стычки между ними, Кольберг увидел на NNW несколько дымов, что давало Хипперу основание заключить, что там находятся значительные силы англичан.

С другой стороны Битти, видевший вспышки выстрелов и получивший донесение, что Aurora ведет бой, лег на это направление и увеличил ход до 22 узлов, выслав вперед легкие крейсера, чтобы определить точно состав сил неприятеля. Вскоре последние донесли, что видят 4 линейных крейсера, 6 легких крейсеров и большое число миноносцев, идущих на NW. Между тем Хиппер по соединении с Кольбергом лег на SO. При начавшемся рассвете немцы увидели к северу большое количество дымов, из чего адмирал вывел заключение, что за многочисленными легкими силами находятся более мощные соединения кораблей. Не имея возможности рассчитывать на поддержку своих главных сил, он решил продолжать уходить полным ходом. Блюхеру, шедшему концевым, было разрешено открыть огонь по усмотрению, так как некоторые неприятельские истребители начали сближаться с ним.

Затем, вскоре были обнаружены в направлении W-WNW пять крупных дымов, в коих скоро была опознана эскадра Битти. Последний, уже зная все о противнике, шел полным ходом, развивая скорость 29 узлов, постепенно сближаясь с неприятелем, причем более тихоходные крейсера New Zealand, и Indomitable понемногу отставали и растягивали строй.

В то же время на севере, вдали от сражавшихся, сосредоточивались главные силы англичан: Гранд Флит вышел в море и шел на соединение с 3-й эскадрой линейных кораблей.

Германское командование также получило донесение о встрече крейсеров, и их линейные корабли начали поднимать пары и выходить на рейды. Но так как оно знало, что неприятельские крейсера севернее Хиппера и что последнему направление для возвращения свободно, то оно сочло, что опасности нет, и флот в море не вышел (впрочем, он все равно бы опоздал).

Между тем, в 8 час. 52 мин., когда Битти нагнал немцев до 100 каб., английские крейсера перестроились в строй пеленга и сделали несколько залпов, которые легли с большими недолетами, так же как и первые залпы немцев.

В 9 час. 5 мин. головной английский корабль открыл огонь по германскому концевому бр. кр. Блюхер. Германские суда ответили.

В 9 час. 20 мин. дистанция была уже 90 каб. и Tiger стрелял по Блюхеру, a Lion перенес огонь на третий линейный крейсер неприятельской линии Дерфлингер. Затем вступил в бой Princess Royal, взяв своей целью также Блюхера.

В это время Битти дал сигнал: Взять под обстрел соответствующие суда неприятельской колонны ,- согласно чему Lion перенес свой огонь на головного Зейдлица, Tiger - на Мольтке, Princess Royal - на Дерфлингер и New Zealand - на Блюхер.

Блюхер терпел от огня и отставал.

Начались попадания с обеих сторон. (Tiger временно перенес огонь на Блюхера, т.к. стрелять по Мольтке ему мешал дым).

Хиппер, видя затрудненное положение отстававшего Блюхера, приказал миноносцам идти в атаку. Последние ринулись на неприятеля, но их атака была отбита.

Одно время, вследствие маневрирования обоих противников, дистанция начала было увеличиваться и бой временно прекратился, для всех кроме Блюхера, который оставался под сосредоточенным огнем мощных крейсеров англичан.

Но скоро англичане опять нажали и бой возобновился со всей энергией.

В 10 час. 48 мин. в Lion попали, по-видимому, сразу два снаряда, взрывом, которых была вдавлена броневая плита близ ватерлинии, повреждена питательная система левого холодильника и ему пришлось застопорить левую машину. По нему стреляли Зейдлиц и Мольтке. Вслед затем он получил ряд попаданий.

Его ход уже не превышал 20 узлов.

Английские крейсера изменили курс на 1 румб влево, чтобы уменьшить дистанцию. Битти дал сигнал: Сблизиться с неприятелем как можно скорее, иметь в действии все орудия .

Блюхер, сильно поврежденный, вышел из строя с сильным креном и пожаром, и повернул на север. Лин. кр. Indomitable был отделен, чтобы воспрепятствовать его прорыву на N.

Вслед за тем на Lion показалось, что перед ними перископ лодки. Был поднят сигнал о повороте все вдруг на 8 румбов вправо для избежания атаки.

Тут выяснилось, что Lion не в состоянии оставаться в строю и продолжать бой. Поэтому Битти вышел из строя, пропустил мимо себя весь отряд и направился на NW. Перед выходом, Битти сделал сигнал (флагами, т.к. радиостанция была разрушена): Атаковать хвост неприятельской колонны. Сблизиться с неприятелем .

Хиппер, огонь отряда которого был вполне успешен, хотел, склонившись к противнику, выручить Блюхер и прикрыть его. Но на Зейдлице оказались окончательно выведенными из строя две башни, и он принял много воды. Были повреждения и на других судах. Поэтому он решил, предоставив Блюхера собственной участи, снова лечь на SO, и начал уходить полным ходом к своим базам.

Хотя, после выхода из строя Битти, командование перешло к адм. Муру, отряд следовал движению головного корабля, каковым оказался Tiger. Последний продолжал идти некоторое время курсом, на который легли для избежания атаки подводной лодки. Он не исполнил сигнала Битти о сближении с противником и преследовании, хотя все предыдущие сигналы адмирала Битти указывали на его неуклонное желание войти в самое тесное соприкосновение с неприятелем и добиться решительного результата. Вместо этого Tiger повел английские крейсера вокруг погибающего Блюхера, который мог быть с успехом оставлен для окончательного уничтожения одному из лин. крейсеров. Адм. Мур отнесся совершенно пассивно к дальнейшему ходу боя и не принял мер к энергичному преследованию уходивших германских крейсеров, хотя у него были, даже без Lion, безусловно превосходящие силы. (Позднейшие комментарии полагают, что Мур боялся слишком близко подходить к Гельголандскому району, опасаясь мин.)

Битти, пересевший на миноносец, настиг эскадру, когда исход боя уже решился.

Блюхер погиб.

Lion на буксире был доведен до гавани.

Хиппер с остальными судами вернулся в свой порт.

Описанное сражение дает определенную характеристику двум адмиралам, встретившимся здесь - Битти и Хипперу. Настойчивость первого, способность решаться второго (бросить Блюхера, чтобы вывести из боя главные наиболее ценные силы - это нелегкое решение), явились качествами, нашедшими впоследствии более широкую арену применения в Ютландском сражении, где они командовали теми же отрядами.

Обращаясь к тактическим итогам боя, бросается в глаза крупная ошибка адмирала Мура (Tiger), прельстившегося дешевыми лаврами добить уже тонувшего Блюхера и, благодаря этому, выпустившего из рук отряд Хиппера, который, при продолжении настойчивой погони, мог бы быть настигнут. Последний широко этим воспользовался, дал полный ход и благополучно ушел.

Результатом этой германской операции была потеря ценного крейсера Блюхер.