Биографии Характеристики Анализ

Студенческие протесты в чили. Почему власти так боятся студенческих протестов? Примеры из истории и современности «Не повесят же нас из-за этой сволочи студентов!»



Студенты Института истории Санкт-Петербургского государственного университета протестуют из-за сокращения преподавательского состава. Они пытаются установить диалог с администрацией СПбГУ и потребовать от ректора Николая Кропачева отменить приказ об элективных дисциплинах, изданный руководством вуза в апреле 2019 года. Согласно нему, курс открывается, только если на него записалось не менее десяти студентов. Руководство вуза называет происходящее на факультете оптимизацией и не видит угрозы для научной и учебной деятельности.



Приказ № 3773 и увольнения

Всего в Институте истории около 80 дисциплин, на половину из которых ходит меньше 10 человек — среди них античность, медиевистика, источниковедение, этнография. Приказ совпал с конкурсом на должности среди преподавателей Института истории СПбГУ, требования к которому также ужесточились. В результате чего последовала волна сокращений и увольнений преподавателей. По мнению председателя студенческого совета института истории Лии Фараховой, пресловутый приказ и сокращение ставок преподавателей нельзя рассматривать отдельно. Это целенаправленное уничтожение малых направлений в обучении.

«Нам говорят — минимум десять студентов должно обучаться на направлении. А мы не знаем — с потолка они цифру взяли, или это действительно какие-то расчеты? Нам данные никто не предоставляет. Ситуация с сокращениями говорит сама за себя. На кафедре этнографии четыре преподавателя на целый профиль, на магистратуру, на четыре полевые практики — это катастрофа. На кафедре археологии уже некому читать палеолит — огромный кусок истории. От этого страдает уровень обучения», — считает Лия Фарахова.

По данным студсовета СПбГУ, ушли или находятся в процессе увольнения 15 преподавателей истфака. Для ухода есть три причины — «по собственному желанию», недопуск до конкурсного отбора или непрохождение конкурса. Но сами требования к конкурсу были резко усложнены только в апреле. Лия Фарахова пояснила, что ставки спускаются на весь институт, на них могут претендовать не только преподаватели института истории, но ещё и сторонние соискатели.

«Пострадали больше всего не кандидаты и профессора, а так называемые молодые ставки. Никогда раньше до этого не было требования к претенденту на ставку старшего преподавателя иметь кандидатскую степень. Эти люди пользуются уважением своих коллег и студентов, они отличные преподаватели, но вынуждены подавать документы на ассистентов — а это четыре человека на одну ставку», — рассказала председатель студсовета.

По ее словам, одного преподавателя не допустили, поскольку подтверждение степени кандидата наук у него было на руках только на ученом совете, а не на момент начала конкурса. Другой преподаватель, крупнейший специалист по Кавказу, ушел сам, так как был совместителем. На контакт с прессой уволившиеся преподаватели не выходят — они не теряют надежду, что приказ будет отменен и они смогут вернуться к своим дисциплинам и студентам в СПбГУ с сентября месяца.



Грядет забастовка


Глава Института истории Абдула Даудов утверждает, что многие преподаватели ушли по собственному желанию, у остальных была низкая квалификация. «Вуз — не репетиторство», — подчеркивает он. Преподаватель института истории, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что «уход по собственному желанию» чаще всего вынужденный и происходит из-за завышенных требований к кандидатам.

«Есть часть преподавателей, которые просто устали от этого всего и уходят, но это лукавство. На самом деле это происходит из-за повышения требований, они понимают, что не пройдут конкурс, и просто не подают документы, уходят. Администрации выгодно говорить, что это решение педагога».

По словам источника «Северо-Запад. МБХ медиа», а дминистрация СПбГУ уже предложила расписать курсы уволенных преподавателей на оставшихся педагогов. Педагоги в ответ планируют начать итальянскую забастовку.

«Любой уволенный преподаватель — минус 8−10 курсов. Начальство говорит студентам, что нет никаких сокращений, что мы возьмем других преподавателей на это место, распишем нагрузку на тех, кто прошел конкурс. Сейчас формируется коллегиальная позиция преподавательского состава — заведующие кафедр отказываются расписывать нагрузку на оставшихся. Есть вариант, что администрация вуза сама распишет. Но преподаватели решили, что все равно не будут приходить на курсы тех, кто был уволен. Это итальянская забастовка, и она уже с первого сентября планируется».

Здание исторического факультета СПБГУ

Преподаватели института истории считают, что директор Абдула Даудов кормит их формальными отговорками не по собственной воле — на него оказывается давление со стороны администрации вуза и лично ректора Кропачева. «Он и рад бы иначе поступать, но боится идти против ректората, чтобы не было ещё хуже. Но этот приказ уже сталкивает лбами преподавателей внутри института, начинается ожесточенная внутренняя конкуренция. Заведующий кафедрой истории России Андрей Дворниченко железно сказал, что ни одного преподавателя своей кафедры не отдаст и не отдал, хотя там есть преподаватели, которые читают всего по 2−3 курса, нагрузка у них гораздо меньше. При этом администрация говорит, что они выполняют все показатели, а это для чиновников важнее. Но если все будет так развиваться, малых направлений в вузе не станет совсем», — считает преподаватель.


Сбор подписей


Приказ № 3773 вызвал шквал открытого негодования среди студентов, прежде всего потому что был принят без учета мнения студенческого совета СПбГУ. В ответ на увольнения преподавательского состава института истории студенты разместили петицию против злосчастного приказа и собрали более 4750 подписей за его отмену. Но подписи были проигнорированы администрацией. Учащиеся вуза приходили с ними на встречу к первому проректору по учебно-методической работе, Марине Лавриковой.


«Что приносили, что не приносили — никто на них даже не посмотрел. Они были направлены ректору, но это тоже эффекта не возымело. Мы созвали студенческий совет института истории, на заседании присутствовало порядка 300 человек — студенты, некоторые преподаватели и учащиеся других факультетов. Там мы приняли резолюцию, которую направили ректору СПбГУ Кропачеву. В ней мы требуем отменить приказ и прекратить сокращение преподавателей. Администрация сокращения опровергает, но они есть! Когда у вас условно на 7 ставок 18 преподавателей, ну разве это не сокращение ставок?», — считает Лия Фарахова.

Опыт борьбы у историков богатый — в 2013 году студенты и преподаватели выступили против объединения с философским факультетом СПбГУ и одержали победу. Г лава студсовета Института истории уверила, что если администрация не отреагирует на резолюцию, протест перетечет на улицы — студенты выйдут на митинги и пикеты. А пока о гонь протестных настроений перекинулся на другие факультеты СПбГУ.

Студент философского факультета, кафедры музейного дела, Виктор Ершов рассказал, что на их факультете очень много направлений, где учится всего четыре-пять человек.

«Приказ № 3773 и для нас катастрофичен. У нас очень много направлений на философском, где учится до пяти человек. Это китаевисты, германисты, культурологи. Понятно, что для них план в 10 человек — нереальная цифра абсолютно. Сейчас проблемы с кафедрами этнологии, истории культуры, нашего музейного дела. В университете просто не слушают студентов и это главная проблема. Приказ, который даже не обсуждается с нами, отправили предыдущему председателю студенческого совета, который уже давно не в должности. Что это — незнание или издевка?», — задается вопросом студент.



Оптимизация

По словам студсовета, ни один из представителей ректората не выходит на контакт со студенческим сообществом, важной ветвью власти в университете. На «расстрел» поставлен директор института истории, он вынужден отвечать на все претензии студентов формальными отговорками. В преамбуле приказа говорится о финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ. Иными словами, происходит оптимизация.

Один из доводов администрации СПбГУ — реформирование системы образования началось не вчера, это общероссийская тенденция. Но преподаватели ведущего петербургского вуза рассчитывали, что статус позволит им сохранить состав педагогов. «Все зависит от отношения администрации университета к реформе. Вот у МГУ получается сохранять факультеты, вечернее и заочное отделение, не допускать массовых увольнений. А у нас отношение ко всему иное, только финансовый интерес», — поделился анонимный источник.

Студенты СПбГУ, протестующие из-за сокращения преподавательского состава. Фото: Георгий Манжиков

О зарождении оптимизации в СПбГУ рассказал бывший доцент Санкт-Петербургского университета, преподаватель факультета географии и геоэкологии Андрей Хрущев. В 2014 году факультет ликвидировали, объединив с геологами. В борьбе за восстановление старейшего в России факультета, Андрей Сергеевич был уволен.

«Ситуация критическая уже не с истфаком, а с университетом. Это просто один из эпизодов редукционистской политики, целенаправленной. В СПбГУ есть малокомплектные кафедры, но уникальные — на геофаке это кафедра ботанической географии. Туда записывается три студента, а им говорят: „Ну ребята, вы должны на физическую идти, вас мало, нет десяти человек“. Приказ этот не для улучшения педагогического процесса, как там вскользь сказано, а для увеличения эффективности хозяйственно-экономической деятельности», — убежден бывший преподаватель.

Реформа образования коснулась учебных заведений по всей стране, в регионах происходит слияние факультетов, а то и целых вузов. Но преподаватели СПбГУ рассчитывали на иное отношение — по крайней мере на то, что редкие кафедры с уникальными дисциплинами администрация университета уничтожить не посмеет.


Протесты

Нынешний педагог института истории СПбГУ и наш анонимный источник уверен — ситуацию спасут только массовые митинги и итальянская забастовка. Впрочем, в се зависит от консолидированности студентов и преподавателей.

«Мы наблюдаем за студентами и появляется желание протестовать. Студенты посмелее, у них нет контрактов, но главное — их больше и они более радикальны. Администрации и властям города не нужны протесты на улицах, митинги, особенно осенью — ведь на носу выборы. И они боятся любого рода протестной активности», — считает источник.

Планомерное сокращение штата на разных факультетах СПбГУ происходит уже несколько лет, но только истфак исконно остается очагом протеста. Вишенкой на торте стало заявление ректора СПбГУ Николая Кропачева о намерении создать новый факультет — математики и компьютерных наук. И это несмотря на отрицательное заключение комиссии и Ученого совета СПбГУ. Появление нового факультета лоббирует 48-летний математик Станислав Смирнов, лауреат премии Филдса. В СПбГУ уже есть два математических факультета — Математико-механический и Факультет прикладной математики — процессов управления. Их деканы считают, что третий факультет университету не нужен. Но по информации, полученной изданием Gorod-812, за математиком Смирновым стоит помощник президента Андрей Фурсенко. Это ещё больше задевает заслуженных преподавателей, вынужденных покидать вуз в поисках новой работы. Похоже, в администрации СПбГУ ценят не квалифицированные кадры и уровень образования, а политические связи и финансовую выгоду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В течение последних нескольких месяцев студенты, преподаватели и их сторонники в Чили проводили демонстрации против правительства. Их цель – изменить систему образования в стране. В частности, они выступают за проведение референдума для увеличения доли спонсорской поддержки и повышения качества обучения в общественных ВУЗах. За это время студенты приняли участие в многочисленных формах протеста – от голодных и сидячих забастовок, до маршей и боя подушками. Небольшие группы демонстрантов пошли на открытое противостояние с полициейскими, бросая в них камни и коктейли Молотова. Чилийские власти ответили запретом на демонстрации, разгоняя протестующих водометами и предлагая внести изменения в систему образования, которые были отвергнуты. Студенты десятками тысяч продолжают собираться без официального разрешения, а общественное недовольство действиями президента Себастьяна Пинеры продолжает расти. В этом выпуске собраны фотографии с улиц Чили, сделанные за последние несколько месяцев.

(Всего 38 фото)

Спонсор поста: Купить парик : Всегда мечтали стать платиновой блондинкой или жгучей брюнеткой? Изменить форму, длину, объем своей прически? Тогда приходите к нам на примерку!

1. Акция протеста студентов с требованием повысить качество обучения в Сантьяго 7 августа. (AP Photo/Aliosha Marquez)

2. Столкновение студентов и полиции у здания министерства образования в Сантьяго. (AP Photo/Luis Hidalgo)

3. Полицейские в Сантьяго разгоняют демонстрантов водометами. (Reuters/Victor Ruiz Caballero)

4. Аргентинские и чилийские учащиеся прошли маршем до здания чилийского консульства в Буэнос-Айресе, игнорируя попытки полиции разогнать их. (Maxi Failla/AFP/Getty Images)

5. Парочки демонстрируют свою «страсть к образованию» поцелуями во время сборища 500 студентов на площади Плаза де Армас в Сантьяго. (AP Photo/Aliosha Marquez)

6. Студенты с закрытыми лицами бросают камни в полицейских во время митинга в Вальпараисо. (Reuters/Eliseo Fernandez)

7. Полицейский бежит от агрессивно настроенных демонстрантов.

8. Демонстранты пытаются остановить полицейский броневик с брандспойтом во время стычки с полицией в Вальпараисо, недалеко от здания чилийского Конгресса, где президент Себастьян Пинера обращался к народу. (AP Photo/Carlos Vera)

9. Студенческая забастовка, участники которой пытаются добиться изменений в системе общественного образования. (Reuters/Ivan Alvarado)

10. Демонстрант убегает от водомета недалеко от правительственного дворца Ла Монеда в Сантьяго. Тысячи студентов и преподавателей вышли на улицы во время акции протеста против дискриминации при доступе к образованию, а также против планов правительства приватизировать часть системы образования Чили. (AP Photo/Roberto Candia)

11. Студенты и полицейские собаки под струей водомета во время демонстраций в столице Чили. (Reuters/Carlos Vera)

12. Бастующие студенты стучат в кастрюли и сковородки во время антиправительственного митинга в Вальпараисо. (Reuters/Eliseo Fernandez)

13. Студенты в Вальпараисо во время акции протеста, получившей название «Массовое самоубийство образованием». Студенты легли на улицах города в знак протеста, требуя изменить систему образования. (Reuters/Eliseo Fernandez)

14. Пожарный пытается потушить огонь в универмаге во время митинга в Сантьяго. Студенты организовали акцию протеста с требованиями внести изменения систему образования. Пока неясно, кто учинил поджог. (Reuters/Carlos Vera)

15. Штурмовой отряд полиции во время демонстраций в Сантьяго. (Reuters/Ivan Alvarado)

16. Арест студента во время акции протеста в Сантьяго. (Reuters/Carlos Vera)

17. Демонстрант готовится бросить коктейль Молотова во время демонстрации в Сантьяго. (AP Photo/Luis Hidalgo)

18. Чилийские студенты под струями водометов. (AP Photo/Roberto Candia)

19. Студент в кресле рядом с перевернутым и горящим автомобилем. (AP Photo/Sebastian Silva)

20. Студент под струей воды из водомета. (Reuters/Ivan Alvarado)

21. Демонстранты в масках недалеко от горящих баррикад в центре Сантьяго. (AP Photo/Sebastian Silva)

22. Студенты спят в Лицее №1 во время забастовки в Сантьяго. Учащиеся устроили лежачую забастовку, требуя улучшений системы образования, снижения платы за обучение и предоставления бесплатного проезда до ВУЗов. (Reuters/Victor Ruiz Caballero)

23. Лицеист Дарио Салас во время 7-дневной голодной забастовки в Сантьяго. Около 29 студентов из разных учебных заведений по всей стране устроили голодные забастовки с требованием изменить систему образования. (Reuters/Victor Ruiz Caballero)

24. Студенты в Вальпараисо бросают камни в полицейских. (Reuters/Eliseo Fernandez)

25. Полицейские бегут за демонстрантами в Вальпараисо. (Reuters/Eliseo Fernandez)

26. Студенты в костюмах супергероев на акции протеста в Сантьяго. (Reuters/Victor Ruiz Caballero)

27. Молодежь бьет в посуду в поддержку чилийских студентов во время «кацеролазо» - формы громкого протеста из своего дома –. (Reuters/Ivan Alvarado)

28. «Бой подушками за лучшее образование» в Вальпараисо. (Reuters/Eliseo Fernandez)

29. Студенты бросают камни в полицейский броневик, подожженный коктейлем Молотова. (Reuters/Eliseo Fernandez)

В конце XIX века самым массовым и активным протестным движением в Москве были студенты. Сначала они устраивали обструкции профессорам, выдвигая требования по улучшению учебного процесса, и добивались своего.

Постепенно их локальные акции переросли в масштабные уличные выступления, которые касались уже не только образования. В издательстве «Эксмо» вышла книга историка и экскурсовода Павла Гнилорыбова «Москва в эпоху реформ: от отмены крепостного права до Первой мировой войны: путеводитель путешественника во времени».

T&P публикуют фрагмент о том, как московская полиция реагировала на активность молодежи и почему Моховая и Бульварное кольцо не подходят для протестов.

В результате урбанизационных процессов растет население Москвы и Санкт-Петербурга, XIX век изменяет состав участников протестных акций, увеличивается межсословная мобильность.

Значительно выросло количество образованных граждан, готовых выходить на улицы в защиту своих прав и интересов. Социальная стратификация городского населения пореформенной России выглядела так: в 1870 году почетные граждане составляли 1% населения, купцы трех гильдий - 7%, мещане и цеховые - 92%. Значительный политический вес в это время приобретает студенчество.

Если в начале XIX в. университет принимал около 30 новичков в год, то в послепожарной Москве эта цифра увеличивается до 100 человек ежегодно.

Численность студентов Московского университета растет лавинообразно: в 1850 году - 821 чел., в 1880 году - 1881 чел., в 1885 году - 3179 чел., в 1890 году - 3492 чел., в 1894 году - 3761 чел. В совокупной доле городского населения студенты отнюдь не составляли значительной части: в 1902 году в Москве проживало 613 303 мужчины, из них 5690 значились учащимися в университете, что составляет менее процента от общего числа мужчин в городе.

Политические взгляды студенчества также отличались разнообразием: по итогам 1905 года исследователь А. Е. Иванов, следуя терминологии, почерпнутой у В. И. Ленина, выделяет в студенческих рядах фаланги социалистов, либералов, «академистов», реакционеров, «равнодушных».

Типичной формой протеста становятся студенческие обструкции, первоначально направленные против профессорско-преподавательского состава и нацеленные на срыв лекций. Профессор в таких условиях просто не мог вести занятие: «…свист и шипение положительно не давали им ничего высказать». […]

В результате университетских обструкций студенты чаще всего добивались выполнения своих требований. Профессора ответственнее относились к подготовке выступлений и чтению лекций, что совершенствовало учебный процесс. Однако обструкция как тип студенческого протеста чаще всего не выходила за рамки аудитории. В пореформенной России обструкции из локальных проявлений недовольства превратились в уличные, масштабные, зрелищные мероприятия. […]

Широкие волнения в рядах студенчества вызвал новый университетский устав 1884 года, установивший процентный барьер для представителей нерусских народностей. Отныне для поступления в высшее учебное заведение надлежало показать справку о политической благонадежности. […]

В 1880-1890-е годы, когда в стране главенствовала политическая реакция, наиболее организованным все же представлялось студенческое движение. Как отмечал В. К. Плеве, «крамола производит во время студенческих беспорядков свой рекрутский набор».

В начале 1880-х годов в Первопрестольной насчитывалось 21 высшее и среднее учебное заведение, которые посещали около 9 тысяч человек. К 1904 году в рядах студенчества Московского университета числилось 5641 человек.

Среди родителей учащихся средние и мелкие чиновники составляли 20,6%, мещане - 18,8%, купцы - 16,9%, дворяне - 16,4%, крупные чиновники и офицеры - 7,9%, крестьяне - 5,7%, священники - 4,9%6. В Московский университет поступали лица, происходившие из самых разных страт и прослоек общества, от крайне бедных до чрезвычайно обеспеченных.

1 декабря 1894 года группа студентов Московского университета «устроила обструкцию» самому В. О. Ключевскому. Полиция арестовала зачинщиков. Причиной для выступления стала речь именитого ученого в память об умершем Александре III, произнесенная днем ранее.

На лекции часть студентов свистела, а самые распоясавшиеся преподнесли Василию Осиповичу брошюру с текстом его верноподданнической речи, куда был вклеен листок с басней Фонвизина «Лисица-кознодей».

Басня заканчивалась словами: «Чему дивишься ты, что знатному скоту льстят подлые скоты?» За дерзкую выходку из университета исключили троих студентов, их возмущенные товарищи устроили сходку. Полиция арестовала 49 участников волнения, некоторые были высланы из города.

В дни праздников и гуляний полиция переходила на усиленный режим несения службы для оперативного пресечения возможных студенческих волнений. Обер-полицмейстер предостерегал своих подчиненных и приказывал им усилить бдительность, не отлучаясь из участков: так случилось, в частности, 12 января 1894 года, в день начала занятий в Московском университете.

В связи с коронацией Николая II в апреле 1896 года из Москвы выслали около 90 политически неблагонадежных студентов. 18 ноября 1896 года в Москве прошла демонстрация в память жертв Ходынской трагедии. На улицу вышли около полутысячи студентов. «Усиленные полицейские наряды встретили шествие у Пресненской заставы и потеснили студентов к университету.

Арестовано было 36 человек, остальных полиция отпустила. Вслед за этим в университете начались сходки с требованием свободы арестованным и отмены устава 1884 года. Полиция провела массовые аресты, заключив под стражу более 750 студентов», - пишет В. Ф. Овченко.

Он же отмечает, что во второй половине 1890-х годов московское студенческое движение страдает неорганизованностью и стихийностью, но оно уже отличается массовостью и быстрой мобилизацией его участников.

Это говорит о вырабатывающихся схемах связи и растущем количестве способов передачи информации о месте сбора. В. И. Ленин утверждал, что до появления рабочих организаций, до середины 1890-х годов в России «…бунтовали одни студенты».

Повышение протестной активности молодежи заставляет власть реагировать - в штате Московского охранного отделения в 1897 году появляется должность полицейского надзирателя. Новый чиновник должен был навести справки обо всех квартирах вверенного ему участка, где преимущественно селились студенты.

Полицейские надзиратели в дни праздников и студенческих каникул были обязаны следить за порядком на вокзале, а в администрации учебных заведений им надлежало получать своевременную информацию о готовящихся сходках и выступлениях.

Обер-полицмейстер Д. Ф. Трепов требовал от своего аппарата «иметь в виду портерные, гостиницы и вообще заведения трактирного промысла, где могут быть устраиваемы с предосудительными целями пирушки… кухмистерские для студентов, где обыкновенно впервые появляются прокламации, произносятся зажигательные речи и происходят неразрешенные сборы денег».

Чрезвычайно «урожайным» на студенческие волнения выдался 1899 год. 8 февраля в Санкт-Петербурге были избиты студенты, что стало катализатором недовольства по всей России. С февраля по май 1899 года прошла студенческая забастовка, охватившая 35 тысяч человек по всей стране.

Под председательством министра просвещения П. С. Ванновского была создана комиссия, подготовившая утвержденные в июне 1899 года «Временные правила отбывания воинской повинности воспитанникам высших учебных заведений, удаляемых из сих заведений за учинение скопом беспорядков».

Отныне студенты, принимающие участие в массовых уличных выступлениях, а также подстрекавшие остальных к подобным акциям, могли быть отданы в солдаты.

Жестокая законодательная мера вызвала новый виток волнений: апогеем стала отправка в армию 183 студентов учебных заведений Киева. А. П. Чехов писал о студенческих беспорядках 1899 года А. С. Суворину:

«Если государство неправильно отчуждает у меня кусок земли, то я подаю в суд, и сей последний восстановляет мое право; разве не должно быть то же самое, когда государство бьет меня нагайкой, разве я в случае насилия с его стороны не могу вопить о нарушенном праве? Понятие о государстве должно быть основано на определенных правовых отношениях, в противном же случае оно - жупел, звук пустой, пугающий воображение».

29 января 1901 года в актовом зале Московского университета состоялась очередная сходка: студенты требовали отмены «Временных правил» и реформы устава 1884 года. Московский обер-полицмейстер совершил звонок в Департамент полиции, он просил арестовать до десятка активных членов мероприятия.

Осведомленность власти говорит о наличии информаторов и двойных агентов в активной части московского студенчества. В сходке приняли участие более 300 человек, некоторые профессора решили стать посредниками и «стать в более близкие отношения» со студентами.

Более многочисленная сходка, закончившаяся задержаниями, прошла 23 февраля 1901 года: внутри университета собрались 150–200 человек, остальные студенты ждали во дворе, на Моховой улице.

Студенты требовали отмены «Временных правил» и возврата «к духу Устава 1863 года». Д. Ф. Трепов приказал стянуть к университету усиленный конный и пеший наряд полиции. Университет был оцеплен. Порядка 750 человек загнали в здание Манежа на противоположной стороне улицы.

По дороге студентов разделяли на две большие группы по гендерному признаку, внутри Манежа их переписали. Студенты отказались идти в тюрьму своим ходом, а полиции оказалось недостаточно для препровождения в Бутырку такой внушительной толпы. Был вызван батальон Екатеринославского полка, который и сыграл решающую роль в подавлении волнений.

9 февраля 1902 года Московский университет принимает общегородскую студенческую сходку, на ней звучат лозунги о демократизации политической жизни и о борьбе с самодержавием. По итогам сходки арестовали около 500 человек из числа радикальной молодежи, многие из них отправились в Бутырскую тюрьму.

По указанию П. С. Ванновского из Московского университета исключили более 400 студентов. По итогам массовых волнений 1899-1902 годов в главном университете страны был создан профессорский дисциплинарный суд, в основном состоящий из представителей юридического факультета.

Новая структура рассматривала проступки радикально настроенных студентов и применяла меры вплоть до лишения стипендии и отчисления. В октябре 1904 года студенты протестовали против избиения молодежи, явившейся на Ярославский вокзал провожать своих товарищей на фронт военных действий.

Уже в 1901 году С. В. Зубатов отмечает, что одной грубой силой справиться со студенческими беспорядками нельзя, стоит использовать авторитет профессуры и создавать другие центры притяжения общественной мысли: «Все беспорядки происходят от подстрекателей, перед которыми масса бессильна: она… идет на сходку, где под влиянием софизмов, театральных эффектов и просто клеветы агитаторов… теряет голову и впадает в противоправительственный экстаз. Надо, следовательно, создать противодействующую силу агитаторам».

Ленин считал, что усиление массовой базы протеста влечет за собой и появление новых лиц: «Чем шире и глубже становится стихийный подъем рабочих масс, тем больше выдвигают они не только талантливых агитаторов, но и талантливых организаторов».

Меры полиции против студенчества в указанный период следует признать достаточно успешными, они базировались на сумме подходов, внедрении агентуры в студенческие кружки, а не только на разгоне массовых выступлений.

Зубатовым была выстроена работающая система по разоблачению нелегальных организаций, во вред протестному движению действовала и «…крайняя, прямо невероятная распущенность интеллигенции, в смысле полного забвения традиций конспиративности, выработанной в эпоху 70–80-х гг.».

А. И. Спиридович вспоминал, что занятие революционным делом в Москве во времена Зубатова «считалось безнадежным делом».

Полицейские чины полагали, что студенчество являлось отдельной и весьма грозной силой вплоть до 1905 года, но во время массовых выступлений периода Первой русской революции 1905–1907 годов студенчество растворилось в широком революционном движении и служило лишь контингентом для пополнения антиправительственных политических течений.

Среди студентов находились и любители добровольного сотрудничества с полицией: «В среде русского студенчества были так называемые „академисты“ - молодые люди, страстно любящие науку, которую, впрочем, они представляли себе в виде университетского диплома, обеспечивающего в будущем тепленькое местечко.

Они, конечно, были сторонниками спокойных занятий римским правом и горячими противниками вмешательства учащейся молодежи в общественную жизнь. Как ни странно, исключительное стремление к знаниям часто приводило этих благовоспитанных молодых людей в самое пекло политики, туда, где она старательно фабриковалась, - на задворки охранных отделений.

Там голубые воротники, обуреваемые заботой о мирном ходе учебных занятий, протягивали руку помощи синим мундирам». Впрочем, студент, вступивший в сотрудничество с охранкой, обычно изгонялся из академического сообщества и сплоченной студенческой корпорации.

«Он становился личным врагом каждого из своих коллег по учебе. Интеллигентная молодежь остро ненавидела полицию и жандармерию, насаждавших в студенческом сообществе обстановку подозрительности».

Ежемесячная плата за сотрудничество с охранкой составляла около 50 рублей, за каждую успешную наводку могли приплачивать еще по 25 рублей. А. Е. Иванов пишет об утвердившейся в 1870-е годы презрительной кличке «белоподкладочники», обозначающей консервативно настроенных студентов правых взглядов.

Зрелые политические требования о правах и свободах в рамках всего государства начинают мелькать в студенческих требованиях на рубеже веков.

«Студенческое движение выдвинуло политическую платформу лишь в начале XX в. под влиянием борьбы рабочего класса, деятельности революционной социал-демократии». […]

Какими же силами обладала московская полиция? В 1881 году штат сотрудников был установлен на уровне 2350 человек. «Справочная книга для чинов полиции» помогает разобраться со структурным разделением штата московских полицейских, высочайше утвержденного 5 мая 1881 года и дополненного 24 мая 1893 года.

В органах правопорядка числилось 3 полицмейстера, 41 участковый пристав, 41 старший и 21 младший помощник пристава, 41 письмоводитель участковых приставов и 40 помощников письмоводителей. Полицейская стража включала в себя 204 околоточных надзирателя и 1400 городовых.

Полицейский резерв состоял из одного начальника, 10 чиновников резерва, одного фельдфебеля-писца, 150 городовых. В 1902 году штат значительно увеличили вышестоящими указаниями - до 2962 человек. Принятый в феврале закон «Об усилении штата московской городской полиции» регламентировал увеличение численности городовых на 25%, а околоточных надзирателей - на 50%.

Сумма, отпускаемая на денежные выплаты сотрудникам полиции, проходила под строкой «Пособие государственному казначейству» и в начале XX века составляла 887250 рублей. Общие расходы города Москвы на полицию в 1905 году равнялись 1205625 рублям (8,1% от общего количества расходов).

Министерство финансов весьма неохотно удовлетворяло ходатайства об увеличении средств на содержание полиции. Так, во время волнений 1905 года часть полицейских находилась в усиленных нарядах, офицеры обеспечивали их горячее питание и оставляли в лавках специальные расписки.

Владельцы торговых точек предоставляли эти документы в органы власти, чтобы получить компенсацию. За январь - февраль 1905 года находившиеся в усиленных нарядах городовые «съели» 1382 рубля 50 копеек. Эту сумму отказались выделить градоначальство и Департамент полиции.

В итоге генерал-губернатор А. А. Козлов покрыл средства на питание подчиненных из своего кармана. Приведенный факт говорит о неповоротливости финансового аппарата Российской империи в чрезвычайных ситуациях.

По долгу службы полицейским приходилось сотрудничать с представителями Московского охранного отделения и Московского губернского жандармского управления. Под прямым руководством ГЖУ находился конный дивизион численностью около 500 человек.

В задачи дивизиона входило в том числе и подавление уличных выступлений. На деле никаких учений не проводилось, никто не думал о тактике разгона внушительных масс народа. В дивизионе служили обычные солдаты, набранные по призыву.

А. П. Мартынов писал, что «…жандармский дивизион являлся как бы парадным придатком к полицейской власти обеих столиц». Р. С. Мулукаев утверждает, что рост числа уличных преступлений стирал грань между структурными подразделениями полиции, властям необходимо было вырабатывать общую стратегию взаимодействия всех охранительных структур: «…В условиях, когда движение против существующего строя становилось массовым, втягивающим в себя различные слои общества, устарело деление полиции на тайную политическую и общую, охраняющую общественный порядок…».

Получается, что в случае возникновения очага уличных беспорядков в том или ином районе города власть могла рассчитывать только на 5–10 дежурящих в соседнем участке полицейских. Помощь бы пришла не сразу - полицейские чины боялись обнажать и оставлять без присмотра другие районы города.

После декабрьских волнений 1905 года в городе была создана конная стража, мобильное подразделение, способное быстро и энергично навести порядок в выделенном районе. В составе конной полиции служили 150 человек и обслуживающий персонал - 3 писаря и 30 конюхов.

О начале беспорядков на крупном промышленном предприятии могли сообщить чины фабрично-заводской полиции. Общая численность городовых в этой структуре не превышала нескольких десятков: на каждые 250 сотрудников фабрики приходился один городовой.

Таким образом, крупный завод мог похвастать двумя-тремя городовыми, подчинявшимися единственному околоточному. Единственным крупным исключением была Прохоровская мануфактура, где служили шестеро городовых.

Борьба полиции со студенческими волнениями, составлявшими большинство выступлений в 1880–1890 годы, представляется относительно легкой из-за компактного расположения излюбленных мест учащихся на карте города.

Пространство Моховой улицы без труда оцеплялось полицией с двух сторон, кроме того, за десятилетия студенческих «шалостей» действия полицейских в данном районе были отрепетированы до крайней степени.

«Латинский квартал» находился в самом центре города, был ограничен пространством Бульварного и Садового кольца. На Тверском бульваре белел дом московского обер-полицмейстера, на Тверской улице возвышался дворец генерал-губернатора, поэтому полицейские особенно ревностно охраняли особняки представителей городской власти.

Неподалеку располагалось и здание Тверской части, куда частенько доставляли «политических». Горожане говорили друг другу: «Политика везут „под шары“ в Тверскую!»

Центр города с его прямыми бульварами был неудобен для действий протестующих: улицы, рассчитанные на перспективу и видовое восприятие, отлично простреливались. Парижский префект Жорж Осман в 1860-е годы начинал работы по перестройке французской столицы во многом как раз из-за волнений предыдущей эпохи.

Старые улочки центральных кварталов легко перегораживались баррикадами, а после появления широких бульваров действия бунтовщиков стали скованны и затруднены.

Гораздо менее удобными для действий по наведению порядка в Москве представлялись городские окраины, населенные фабричными рабочими и бастующей беднотой.

Одновременно был запущен процесс социальной дифференциации: центр города застраивался преимущественно фешенебельными доходными домами и особняками состоятельных купцов, а недорогая жилплощадь располагалась на окраинах.

Активные протестные действия в 1905 году развернулись в районах Миусы, Грузины, Пресня, где концентрация промышленных предприятий и жилья рабочих достигала пика.

Кроме того, во время подобных выступлений у полиции нарушался алгоритм действий, вырабатывавшийся в течение десятилетий, как это происходило со студенческими выступлениями в районе Моховой улицы и Бульварного кольца.


Опубликовано: Август 15, 2011 в 04:05

Последние несколько месяцев в Чили не прекращаются стихийные демонстрации преподавателей, студентов и их сторонников. Их цель — заставить чилийское правительство провести реформу системы образования в стране. В особенности они призывают к многозначительному увеличению финансирования государственных учебных заведений и повышению качества образования в них. Для того чтобы быть услышанными студенты применяют обширный арсенал средств: от голодовок и сидячих забастовок до шествий и боев подушками. Небольшие группы протестующих отваживаются на открытые формы протеста – перепалки с отрядами полиции. Тогда в ход идут камни и зажигательные бомбы.

1. Ответом чилийских властей стал полный запрет на проведение демонстраций. Тех же кто продолжает собираться разгоняют водометами. В свою очередь власти предлагают внести изменения в систему образования, которые были отклонены. Студенты и их сторонники десятками тысяч продолжают проводить акции протеста без официального разрешения властей, а общественное недовольство президентом Себастьяном Пинером растет с каждым днем. В этом репортаже собраны фотографии с чилийских улиц, сделанные за последние несколько месяцев.

7 августа 2011. Марш протеста на улицах Сантьяго. Студенты и их сторонники требуют доступа к бесплатному высококачественному образованию.


AP Photo/Aliosha Marquez

2. Стычка студентов с полицейскими у ворот Министерства образования в Сантьяго. Вторник, 5 августа.


AP Photo/Luis Hidalgo

3. 4 августа. Полицейские применяют водометы для разгона митинга демонстрантов на одной из улиц Сантьяго, Чили. Студенты требуют внести изменения в систему образования в стране.


4. Аргентинские и чилийские студенты совершили шествие до здания чилийского консульства в Буэнос-Айресе 5 августа 2011 года, в знак протеста против полицейских репрессий в отношении чилийских студентов во время демонстраций в Сантьяго-де-Чили.


Maxi Failla/AFP/Getty Images

5. 6 июля 2011. Около 500 студентов собрались на площади Плаза-де-Армас в Сантьяго, чтобы продемонстрировать их «страсть к образованию».


AP Photo/Aliosha Marquez

6. 23 июня 2011. Студенты, скрывающие свое лицо, стреляют камнями из рогаток по полицейским во время митинга в Вальпараисо, Чили.


Reuters/Eliseo Fernandez

7. 4 августа 2011. Полицейский скрывается от потоков камней, которые летят от демонстрантов в масках во время студенческих беспорядков в Сантьяго, Чили.


AP Photo/Roberto Candia

8. 21 мая, 2011. Демонстранты пытаются остановить полицейскую машину с водометом во время столкновений с полицией рядом с чилийским Конгрессом, в котором Себастьян Пинера произнес свое ежегодное послание президента. Вальпараисо, Чили.


AP Photo/Carlos Vera

9. Простые люди на митинге студентов. Требования последних заключаются в изменении государственной системы образования в стране. 9 августа, Сантьяго, Чили.


Reuters/Ivan Alvarado

10. 16 июня 2011, Сантьяго. Замаскированный участник демонстрации уворачивается от струи водомета во время акций протеста у дворца Ла Монеда в Сантьяго. Тысячи студентов и преподавателей объявили забастовку и приняли участие в стычках с полицией в знак протеста против ущемления прав граждан в доступном образовании. Также митингующие выступают против планов правительства о приватизации части системы образования Чили.


AP Photo/Roberto Candia

11. Люди и собаки попали под обстрел водометов во время студенческого митинга, которые требуют изменения государственной системы образования в стране. 28 июля, Сантьяго, Чили.


Reuters/Carlos Vera

12. Студенты бьют в кастрюли и сковородки на антиправительственном митинге, на котором они требовали изменения государственной системы образования в стране. 9 августа, Сантьяго, Чили.


Reuters/Eliseo Fernandez

13. Крик студенток во время антиправительственной акции, получившей название «Наше образование – это массовое самоубийство». Вальпараисо, Чили, 28 июня 2011. В знак протеста студенты легли на улицах города, требуя изменений в государственной системе образования.


Reuters/Eliseo Fernandez

14. Пожарный пытается потушить огонь, охвативший универмаг во время студенческого митинга в Сантьяго 4 августа 2011 года. Студенты организовали акцию протеста с требованиями внести изменения систему образования. По информации агентства «Рейтер» нельзя утверждать, что пожар возник по вине демонстрантов.


Reuters/Carlos Vera

15. Отряд полиции особого назначения в полной боевой готовности во время студенческих митингов в Сантьяго 9 августа 2011. Надпись на стене гласит: «Чили, ты сделаешь все ради наживы».


Reuters/Ivan Alvarado

16. Задержание студента отрядом полиции особого назначения во время одной из демонстрации на улицах Сантьяго. 4 августа 2011.


Reuters/Carlos Vera

17. Участник студенческого митинга приготовился бросить самодельный коктейль зажигательной смеси в водомет. Волна демонстраций прокатилась в Чили с требованием внесения изменений в систему образования страны. Сантьяго, 30 июня 2011.


AP Photo/Luis Hidalgo

18. Чилийские студенты под струями воды полицейских водометов во время одной из демонстраций в центре Сантьяго. 12 мая 2011.


AP Photo/Roberto Candia

19. Участник демонстрации сидит в кресле на фоне перевернутого и подожженного в ходе беспорядков автомобиля. Беспорядки на улицах разразились после акции протеста 9 августа 2011.


AP Photo/Sebastian Silva

20. Один из студентов попал под струю полицейского водомета во время митинга в центре Сантьяго 1 июня 2011 года.


Reuters/Ivan Alvarado

21. Демонстранты в масках на фоне пылающей баррикады в центре Сантьяго. Беспорядки на улицах разразились после акции протеста 9 августа 2011.


AP Photo/Sebastian Silva

22. Студенты спят в Лицее №1 во время забастовки в Сантьяго 5 июля 2011 года. Лежачая забастовка стала продолжением студенческих акций, призывающих к пересмотру образовательных стандартов, снижению платы за обучение и предоставлению учащимся бесплатного общественного транспорта.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

23. Учащийся Лицея Дарио Салас лежит на полу во время 7-дневной голодовки в Сантьяго 27 июля 2011 года. 29 студентов из разных учебных заведений по всей стране объявили голодные забастовки с требованием изменить систему образования в Чили.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

24. Студенты забрасывают полицейских камнями во время одной из студенческих демонстраций в Вальпараисо. 9 августа 2011 года.


Reuters/Eliseo Fernandez

25. Полицейские разгоняют студенческий антиправительственный митинг в Вальпараисо. 9 августа 2011.


Reuters/Eliseo Fernandez

26. Студенческая антиправительственная акция на улицах Сантьяго 18 июля 2011 года прошла в костюмах суперменов.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

27. 9 августа 2011. Житель Сантьяго бьет в сковороду, высунувшись на улицу из окна своего дома во время громкой акции протеста. Студенты и их сторонники добиваются от правительства пересмотра системы образования в стране.


Reuters/Ivan Alvarado

28. Массовые бои подушками стали частью студенческих антиправительственных демонстраций в Вальпараисо. Акция прошла под названием «Бой за лучшее образование». 13 июля 2011.


Reuters/Eliseo Fernandez

29. Студенты забрасывают камнями полицейскую машину, подожженную коктейлем Молотова во время митинга в Вальпараисо 9 августа 2011.


euters/Eliseo Fernandez

30. Демонстранты укрываются от потоков воды, с помощью которой разгоняли антиправительственные акции протеста в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Carlos Vera

31. Демонстрант со скрытым лицом на фоне охваченного огнем автомобиля, который был подожжен во время беспорядков после студенческой акции протеста в Сантьяго 9 августа 2011.


AP Photo/Luis Hidalgo

32. Студенты облили краской полицейский броневик во время очередной антиправительственной акции протеста в Вальпараисо 14 августа 2011.


Reuters/Ivan Contreras

33. Разгон демонстрантов напорами водометов во время стычек с полицией в Вальпараисо 11 мая 2011.


AP Photo/Luis Hidalgo

34. Задержание одной из демонстранток на студенческом митинге в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Carlos Vera Saavedra

35. Один из студентов показывает раны от пуль, после того как полицейские стреляли в него на антиправительственном митинге в Вальпараисо 9 августа 2011.


Reuters/Eliseo Fernandez

36. Полиция применяет водометы против демонстрантов в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

37. Собака резвится под струями водомета при разгоне студенческой антиправительственной акции протеста в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Cristobal Saavedra

38. Арестованный участник студенческой демонстрации. Сантьяго, Чили, 9 августа 2011.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

Восточная Европа и постсоветские государства

Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1919 год

Ян Палаходин из самых известных лиц в акциях протеста в Чехословакии

Во время коммунистических режимов в странах Восточной Европы, студенты этих стран были одной из ведущих сил в самых известных случаях социального протеста. Цепь событий, повлекшая за собой Венгерскую революцию 1956 года (вооруженное восстание против просоветского режима народной республики в Венгрии в октябре ), началась с мирной студенческой демонстрации на улицах Будапешта, в которую влились рабочие и другие горожане. В Чехословакии одним из самых известных действующих лиц в акциях протеста, которые привели к советскому военному вторжению в страну и окончанию Пражской весны, был Ян Палах, студент, сжегший себя 16 января 1969 года. Этот акт подхлестнул протест против оккупации.


Ян Палах

Сербская организация «Отпор», образовавшаяся в 1998 году в ответ на репрессивные законы об образовании и СМИ, в сентябре 2000 году во время выборной президентской кампании Слободана Милошевича провела свою кампанию «Готов jе», накалившую недовольство сербского населения режимом Милошевича, что привело к его поражению на выборах.


Акции организации «Отпор»

Действия сербского «Отпора» привели с поражению Милошевича на выборах

«Отпор» инспирировал и другие молодежные движения в Восточной Европе, такие как «Кмара» в Грузии, сыгравшая важную роль в «революции роз», и «Пора!» на Украине, влиятельное движение, организовавшее демонстрации, приведшие к «оранжевой революции». Подобно «Отпору», эти организации следовали принципу ненасильственного сопротивления и в своей оппозиционной деятельности использовали высмеивание авторитарных лидеров. Подобные движения существовали в Кыргызстане («КельКель»), «Зубр» в Белоруссии и MJAFT! в Албании.

Противники цветных революций обвиняют Фонд Сороса и/или правительство США в поддержке или даже планировании этих революций в интересах западных стран. Но сторонники этих революций считают эти обвинения преувеличенными и говорят об этих революциях как о положительном явлении, морально оправданных, и неважно, была ли при этом поддержка Запада или нет.

Франция



Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В Сорбонне в период между 1443 и 1445 годами девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. Также, студенты Сорбонны регулярно объявляли забастовки после арестов студентов полицией. В 1453 году университет бастовал по случаю смерти Раймона де Морегара — студента, убитого стражей Шателе.

Крупнейшим студенческим протестом во Франции стало движение мая 1968

В XX веке во Франции происходили студенческие протесты против законов или реформ образования или по политическим мотивам, не относящимся непосредственно к студентам. Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему всегда находилась под пристальным вниманием политических сил и власти. Если беспорядки мая 1968 года (социальный кризис во Франции , начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. Привел в конечном счете к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе ) помогли многим силам прийти к власти, то студенческое движение 1986 года существенно снизило шансы Жака Ширака на президентских выборах в 1988 года (правительство Жака Ширака попыталось вновь ввести ограничения на поступление в университеты и сотни тысяч студентов вышли на улицы. Манифестации приняли ожесточенный характер и под ударами полицейских погиб студент Малик Усекин. Министр образования был вынужден уступить и отменить реформу ).

Китай


В 1919 году 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 году была организована студентами всех 67 пекинских университетов и другими политическими группами, стремящихся установить демократию в Китае. Правительство жестоко подавило этот протест с применением армейских подразделений, в результате чего погибли сотни протестующих. Количество убитых и раненых остаётся неясным из-за значительных несоответствий между различными источниками. Китайское правительство заявляло о 242 жертвах и около 7000 раненых, но не выпустило список погибших.

Иран


Исламская революция

В Иране студенты были в первых рядах при протестах против светской монархии до 1979 года, а в последние годы — против теократической исламской республики. Как религиозные, так и более умеренные студенты играли главную роль в оппозиции Рухолла Хомейни против шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. В январе 1978 года армия разогнала демонстрацию студентов и исламских лидеров, убив несколько студентов и посеяв целую серию широких протестов, которые в конечном итоге привели к Исламской революции в Иране 1979 года (цепь событий в Иране, результатом которых стали эмиграция шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, упразднение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни ). 4 ноября 1979 года воинственные иранские студенты, называющие себя «мусульманскими студентами-последователями линии имама», захватили посольство США в Тегеране и удерживали 52 сотрудника посольства в заложниках в течение 444 дней, требуя выдать шаха Мохаммеда Резу Пехлеви, находящегося на лечении в Нью-Йорке. Этим событиям посвящен вышедший в 2013 году фильм «Операция Арго».


Студенты над телом Джеффри Миллера. Фотограф Джон Фило получил за этот снимок Пулитцеровскую премию

Крупнейшая студенческая забастовка в истории США произошла в мае-июне 1970 года в ответ на расстрел студентов Кентского университета и американское вторжение в Камбоджу. 4 мая 1970 года студенты Кентского университета устроили акцию протеста против начавшегося за несколько дней до этого вторжения американских и южновьетнамских войск в Камбоджу. Власти объявили об отмене митинга. В университет прибыло подразделение Национальной гвардии Огайо, имевшее приказ разогнать демонстрантов. По неизвестным причинам гвардейцы открыли огонь по толпе, в результате чего погибло 4 и было ранено 9 студентов.

Трагедия вызвала волну протестов в университетах по всей территории США и привлекла огромное общественное внимание. В начавшейся общенациональной студенческой забастовке участвовали 4 миллиона студентов. Комиссия, расследовавшая произошедшее, заключила, что применение гвардейцами оружия было неоправданным. Однако никто из гвардейцев не понёс какого-либо наказания, а причина открытия огня остаётся невыясненной до сих пор.

Великобритания

Студенческое движение существовало в Великобритании с 1880-х годов, когда появились советы представителей студентов, представляющие интересы студентов, но до 1960-х годов студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью — повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов.

По-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х годов. В 1965 году 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В 1966 году появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка была организована в Лондонской школе экономики в 1967 году по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100-тысячная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х годов, организовав за это время 80-тысячную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле, разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро руководителем Национального союза студентов в ЮАР.

Россия


«Студенческая защита» — один из крупнейших протестов студентов в России

Одним из крупнейших студенческих протестов в истории новой России стала акция организации «Студенческая защита» 12 апреля 1995 года. Протетсующие выдвигали требования об отмене постановления Виктора Черномырдина о лишении успевающих студентов права на стипендию, отказе от принятия закона о призыве студентов и выпускников вузов на службу в армию рядовыми на два года, расширении студенческого самоуправления в вузах, участии студентов в контроле над финансовой деятельностью вузов, прекращении практики сокращения бесплатных учебных мест и сдачи общежитий в аренду коммерческим структурам. После проведения масштабных задержаний 3 тыс. активистов вышли на новый «марш на Кремль», после чего на пересечении с Садовым кольцом начались столкновения с ОМОНом, а около 1,5 тыс. студентов прорвались на Старый Арбат и по нему прошли до Арбатской площади, где забросали подручными средствами здание Минобороны и расписали асфальт перед ним антивоенными лозунгами. Были задержаны более 400 протестующих, 30 из них осуждены, более 200 были ранены. Тем не менее активисты добились своего — решение о лишении успевающих студентов стипендий и законопроект о призыве студентов в армию были отменены.

Мехико


Студенческая демонстрация в Мехико закончилась расстрелом демонстрантов

2 октября 1968 года мирная студенческая демонстрация в Мехико закончилась расстрелом демонстрантов и стала известной как «резня в Тлателолко». Студенты были недовольны курсом реформ президента Диаса Ордаса и огромными затратами на организацию Олимпиады в Мехико. Число погибших достигло 300 человек, а точное количество раненых остается неизвестным до сих пор.

Косово


С начала февраля 2013 года в Косово проходили студенческие протесты. 7 февраля в столице самопровозглашенной республики Косово в ходе беспорядков 29 полицейских получили ранения, 33 демонстранта были арестованы. В тот же день на пресс-конференции группа студентов Университета Приштины объявила, что завершает продолжавшиеся пять дней протесты, но в понедельник возобновит эти акции. Учащиеся потребовали отставки ректора, обвиняя его в коррупции и подделке научных работ. Ректор университета Приштины Ибрахим Гаши подал в отставку 9 февраля.