Тест сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. «Сложносочинённые предложения
9 класс
ВАРИАНТ 1
Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
Простые предложения соединяются в сложные при помощи союзов или союзных слов.
В СПП простые предложения равноправны по смыслу.
По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.
3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения(знаки препинания не расставлены).
Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
Я бродил подолгу и видел много примет осени.
Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
4.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки не расставлены)
Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
Солнышко село и зорька погасла.
5. Укажите предложение, соответствующие схеме: , и . Знаки не расставлены.
Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
6. Укажите предложение с грамматическими ошибками.
В обоих квартирах было темно.
У нас совсем нет времени.
Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
Это произведение более худшее.
Она ложит продукты в холодильник.
Я удивляюсь его силе.
7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :
Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери,(1) кажется,(2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. __________________________________
8. Замените словосочетание «с морского дна» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________________________________
9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой
На спинах бабур сушатся и отдыхают в открытом море прожорливые бакланы и, хорошо обсушившись, начинают снова нырять. ______________________________________________
10 . Прочитайте предложение
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
Контрольный тест на конец 1 четверти
9 класс
ВАРИАНТ 2
1.Укажите неверное утверждение.
Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
В СПП придаточное всегда стоит после главного.
Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.
2.Найдите сложные предложения.
Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.
3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).
Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивает сад.
Солнце докатилось до края степи и растеклось по небу алым заревом.
Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.
4.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)
Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
Отец любил порядок и порядок любил его.
Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
5. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .
Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
6. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
Трест организовал и руководит предприятиями.
Несколько ребят вышло из леса.
Выставка- просмотр открыта ежедневно.
Он хорошо ездит на велосипеде.
Мать знакома с обеими моими подругами.
Жизненный путь героя тяжел и трагичный.
Руководитель проекта возразил против этого предложения.
7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. ________________________________________
8. Замените словосочетание «за соседней дачей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________________________________
9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.___________________________________
10 . Прочитайте предложение
Большое парусное судно, (1) что стояло на рейде, (2) подняло якорь, (3) поставило крохотный парус, (4) как платочек, (5) и понеслось в порт.
Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» - До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Двоеточие необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Б)Богатому не спится богатый вора боится. Практические задания. Д) Решетом воду мерить время потерять. Г) Смолоду прорешка к старости дыра.
««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» - Правописание гласных и согласных в корне. Поставь себе оценку. Сложное предложение. Внимание. Надо вспомнить. Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Самостоятельная проверка в парах. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Задание. Что надо знать. Тренировочные упражнения.
«Бессоюзное предложение урок» - Обобщающий урок-практикум по русскому языку 9 класс. Когда… Зарумянилась вишня и слива, налилась золотистая рожь. Только песне нужна красота – красоте же и песен не надо. Цели урока. Может ли красота что-то изменить в жизни? Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Какие предложения называются бессоюзными?
«Бессоюзное сложное предложение урок» - Расставить и объяснить знаки препинания в следующих предложениях: Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение». Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды. Расставить и объяснить знаки препинания в тексте. К первой группе относятся БСП с перечислительной интонацией. Ко второй группе относятся БСП с несколькими отношениями.
«Бессоюзное сложное предложение» - 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Нравится рисовать рисуй на здоровье. Урок-игра на тему: «Бессоюзные сложные предложения». Ехал сюда рожь начинала желтеть. 1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 2)Расставить знаки препинания в следующих предложениях: Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами.
«Знаки в бессоюзных предложениях» - Точка с запятой между частями БСП. Синтаксис сложного предложения. Быстрая смена событий. Ключи ответов по вариантам. Схватка с медведем. Бессоюзные сложные предложения. Найти грамматические основы. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений. Виды сложных предложений. Новая версия. Тире между частями БСП.
Всего в теме 10 презентаций
Тест по теме «ССП»
9 класс
Вариант 1.
Укажите неверное утверждение.
Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.
Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.
Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.
Найдите «четвертое лишнее».
С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.
Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.
Какое из предложений является сложносочиненным.
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.
Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.
Укажите предложение, соответствующее схеме , но .
Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.
Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.
Одновременность действий.
Последовательность.
Чередование.
Противопоставление.
Найдите предложение с общим второстепенным членом.
В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.
Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание (Чехов).
Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).
отдохнув и напившись, мы;
понесла нас;
она понесла.
Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).
Вдали по-прежнему машет крыльями
мельница, и все еще
она похожа
на маленького человечка,
размахивающего руками (Чехов).
К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов).
В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?
В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)
На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)
В каких случаях союз И соединяет части ССП?
Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)
По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)
В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)
Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)
Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).
Тест по теме «ССП»
9 класс
Вариант 2.
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).
Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.
Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.
Противопоставление.
Одновременность действий
Последовательность.
Чередование.
Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову. (Чехов).
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.
Сколько простых предложений в составе сложного?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).
Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).
их не зовёт;
не зовёт его;
не зовёт рожок.
В каком предложении верно выделены грамматические основы?
Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).
Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз (Пришвин).
В каком предложении не нужны знаки препинания?
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про летит подслеповатая сова (Абрамов).
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).
Укажите сложносочинённое предложение:
Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).
Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).
Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).
Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).
Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).
У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.
Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов.
Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).