Биографии Характеристики Анализ

Универсальные характеристики детского творчества кудрявцев. Понятие изобразительного творчества в психолого-педагогических исследованиях

«Отношение дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего. Дети перестают соотносить свое поведение и свои желания с «идеей» - образом идеального взрослого или примером правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает поведение ребенка из ролевого в волевое.

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Весьма печально… Тем более что факт этот негативно отражается на общем психологическом и личностном развитии ребенка. Все мы знаем, что именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется определенным правилам (открытым и заданным). Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и (наверное, это главное) учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.



Сказанное, разумеется, вовсе не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными. Однако правила эти исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

В развитой форме игры дети действуют самостоятельно и правильно. Если правила исключаются из игры, можно говорить о том, что игра перестает быть «школой произвольного поведения». Подчеркнем: ни один вид деятельности, присущий детям дошкольного возраста, эту функцию не выполняет. А ведь произвольность – не только действия по правилам. Это и осознанность, и независимость, и ответственность, и самоконтроль, и внутренняя свобода. Лишившись этих качеств, ребенок становится ситуативно-зависимым от окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти развиваются сами по себе в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра (ее правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка они считают степень его готовности к школе, т.е. умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок пасует, ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?..».

Приложение № 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ РАННЕГО, ДОШКОЛЬНОГО

И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1

Игры Возрастная адресованность (годы жизни детей)
Классы Виды Подвиды
Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-эксперимен-тирования С природными объектами С животными и людьми Общения с людьми Со специальными игрушками для экспериментирования + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Сюжетные самодеятель-ные игры Сюжетно-отобразительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театральные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого Обучающие игры Автодидакт. предметные Сюжетно-дидактические Подвижные Музыкальные Учебно-предметные дидактические + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Досуговые игры Интеллектуальные Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Игры народные, идущие от исторических традиций этноса Обрядовые игры Культовые Семейные Сезонные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Тренинговые игры Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Досуговые игры Игрища Тихие Забавляющие Развлекающие + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Лабораторная работа №1-2. Теория и методика сенсорного воспитания

1. Преимущества (недостатки) систем сенсорного воспитания: Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой.

2. Сенсорное воспитание младенца в домашних условиях.

3. Организация сенсорного воспитания в группах детей раннего возраста.

4. Развитие сенсорных способностей дошкольника в различных видах деятельности.

1. Подготовьте сравнительную таблицу, отражающую специфику систем сенсорного воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, О. Декроли, М. Манасеиной.

2. Подготовьте дидактические материалы и выполните задания с дидактическими материалами перечисленных авторов.

3. Разработайте конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей какой-либо возрастной группы и проведите его со своими однокурсниками.

4. Подберите несколько игр, направленных на сенсорное воспитание, для детей различных возрастных групп. Проведите их со студентами. Изготовьте или подберите в кабинете дидактические пособия, необходимые для игры.

Литература

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974. №3.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Ф.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978.

4. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М., 1983.

5. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.

6. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. М.Б.Мчедлидзе и др. М., 1986.

7. Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994, №4, №5.

8. Морозова О., Е.И.Тихеева: Дошкольный возраст: Сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. 1993. №5.

9. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.

10. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983.

11. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., 1996.

12. Плеханов А. Овид Декроли и его метод // Дошкольное воспитание. 1991. №11.

13. Плеханов А. Теория и практика М.Монтессори // Дошкольное воспитание. 1989. №10.

14. Плеханов А., Морозова О. М.М.Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1994. №2.

15. Плеханов А., Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики // Дошкольное воспитание. 1995. №7.

16. Программа «Развитие» (Основные положения). М., «Новая школа» . 1994.

17. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. М., 1981.

Лабораторная работа №3. Проблема детского творчества. Развитие творческих способностей в различных видах художественной деятельности

Задание: подготовьте аргументированные ответы на вопросы по следующим проблемам, подготовьтесь к обсуждению в группах

Вопросы для обсуждения

1. Своеобразие и виды детского художественного творчества.

2. Формы и методы развития художественно-творческих способностей детей.

3. Организация условий для самостоятельной художественной деятельности детей дома и в ДОУ.

4. Организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, основные требования к ней.

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите универсальные характеристики детского творчества из статьи В. Кудрявцева, В. Синельникова «Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей» (см. «Дошкольное воспитание» 1995. №9,10).

2. Приведите примеры использования метода творческих заданий (Н.А. Ветлугина) в разных видах художественной деятельности детей.

3. Подберите тематику совместных творческих работ для детей разных возрастных групп.

Литература

1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.

2. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. А. Петровского. -М.,1994.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.,1991. Гл. 1,2.

4. Казаков Т. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. 1993. №4.

5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. - М., 1995.

6. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание. - М., 1995. №6.

7. Маханева М. Влияние среды на формирование личности ребенка // Дошкольное воспитание. 1992. №2.

8. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 1989. №1.

9. Никитин Б.П. Развивающие игры или ступеньки творчества. - М., 1988.

10. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.

11. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. №5, 8, 9.

12. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1980. Гл. 1.

13. Синельников В. США: Проблемы детского творчества // Дошкольное воспитание. 1993. №2.

14. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дошкольное воспитание. 1997. №5.

15. Трифонова Е. Как оценивать детский рисунок // Педагогический вестник. 1995. №2.

16. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М., 1974.

17. Чумичева Р. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1995. №4.

18. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1985.

Методические указания по выполнению контрольных работ

1. Объем работы – 15-20 стр.

2. Структура работы: план, введение, основная часть (одна или две), заключение, список литературы.

3. Введение включает в себя обоснование актуальности (объективной и субъективной) проблемы, характеристику исследований по проблеме (краткий анализ литературы, которая была изучена (не менее 5 источников)), постановку цели и задач работы.

4 .Основная часть реферата (контрольной работы), как правило, включает одну (реже - две части), каждая из которых состоит из нескольких параграфов (3-4), в которых последовательно рассматриваются основные вопросы темы. Это может быть грамотно скомпонованный материал из разных источников (статей, монографий, учебных пособий, методических рекомендаций для воспитателей ДОУ и др.). В названии параграфа должна быть сформулирована проблема, которая раскрывается в тексте параграфа. Структура параграфа (с точки зрения логики изложения): тезис, аргументы (точки зрения авторов исследований из различных источников), собственный вывод студента (на основе анализа источников). В тексте работы должны обязательно присутствовать сноски на источники, которыми пользуется студент при изложении материала. Каждый параграф заканчивается выводом по проблеме, освещенной в данном разделе работы, в конце части – вывод по части в целом.

5. Заключение содержит все выводы по основной части, а также рекомендации по исследованной проблеме.

5–й семестр

Тематика контрольных работ (часть 2)

и основная литература к ним

Страница 3

Кудрявцев В., и Синельников В., выделяют еще одну универсальную характеристику творчества - детское экспериментирование. Экспериментирование – как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность. Экспериментирование представляет собой ведущий функциональный механизм творчества ребенка. Обычно различают реальный и мысленный эксперимент. У дошкольников обе эти формы экспериментирования слиты друг с другом. Только где-то к концу дошкольного детства происходит относительное выделение мысленного эксперимента в самостоятельный вид деятельности. Путем экспериментирования ребенок производит перенос и включение свойств знакомых предметов в контекст новых ситуаций, а также раскрывает возможные трансформации данных свойств в этом контексте.

В процессе развертывания своей экспериментальной деятельности дошкольник способен ориентироваться не только на внешне эмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные внутренние, ключевые характеристики.

Иногда ему бывает трудно создать «экспериментальный» условия, в которых природа вещи проявилась бы наиболее полно и ярко. В таких случаях решение этой задачи берет на себя взрослый. Ребенок может активно вмешиваться вход изменения условий. В результате особенности «экспериментального поведения» предметы получают свое чувственное обобщение в образах детского воображения.

Комарова Т.С., говорит о том, что специфика детского творчества состоит, чтобы создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний и умений.) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются субъкт-субъективные отношения. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно направленных с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата. Таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему общественных отношений через содержание деятельности. Кроме того, возникают субъект-субъективные отношения ребенка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке и т.п.). Другими словами, процесс освоения деятельности ребенком есть процесс развития ребенка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребенка.

Таким образом, со стороны педагогов под творчеством мы понимаем деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

Особое место занимает изобразительное творчество ребёнка, которое несколько отличается от изобразительного творчества взрослого человека.

Этот вид детского творчества является наиболее эффективным средством для развития творческих способностей ребёнка. В процессе изобразительной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им самим; огорчается, если что-то не удалось. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их осознанно использовать. Более того, творчество дошкольника на занятиях по изобразительной деятельности неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию.

Особое внимание следует уделить психическим свойствам и качествам личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности (музыкальной, изобразительной, музыкально-двигательной, игровой и др.), и специальные, важные для конкретной области (только для музыкальной или только изобразительной). Общими процессами являются: воображение, восприятие, образное представление и мышление, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней, память и внимание. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает разные чувства, выражает отношение к ним. Отношение имеет как эмоционально положительный, так и отрицательный характер, связанный с чувством радости, грусти, восхищения, возмущения, любви, ненависти и другими.

Новое о педагогике:

Особенности индивидуализации в преподавании математики
В настоящее время происходит сокращение времени отводимого учебными планами на изучение традиционных курсов (в том числе и математики), которое неадекватно изменениям программных требований к уровню усвоения учебных дисциплин. Сложившаяся...

Оценка эффективности инновационного развития образования
Концепция инновационного развития образования Новосибирской области предлагает современные подходы к оценке качества и эффективности образования. В соответствии с такими подходами система оценки в большей степени опирается на качественные...

дипломная работа

1.1 Понятие изобразительного творчества в психолого-педагогических исследованиях

В этом параграфе для нас важно было выделить сущность понятия детское изобразительное творчество и рассмотреть его особенности. Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивает его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе .

Ветлугина Н.А., считает, что открывая новое для себя, ребенок открывает взрослым новое о себе. Поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При оценке детского творчества акцент делать не на результат, а на процесс деятельности .

Флерина Е.А., называла детское творчество «зернышком», а в зернышке заложено все, что проявляется в зрелом растении, только вырастить надо

Кравцова Е.Е., рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка

Комарова Т.С., в своих исследованиях дети в мире творчества, обращает внимание на ученого Лилова А., который вложил свое понимание творчества. «Творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией». Эти общие закономерные моменты таковы:

Творчество есть общественное явление,

Его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» .

Также Комарова Т.С., приводит в пример исследователя Волкову А.А., которая в свою очередь характеризует творчество дошкольников как: разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Комарова Т.С. обращает внимание на ученого Лернера И.Я., он указывает что: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

2. Видение новой функции предмета (объекта)

3. Видение проблемы в стандартной ситуации;

4. Видение структуры объекта;

5. Способность в альтернативным решениям;

6. Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми .

Казакова Т.Г в своих исследованиях развития детского изобразительного творчества , рассматривает ученого Поддъякова Н.Н., который подчеркивает, что творчество - это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество - это особая форма процесса развития ребенка, оно диалектично и противоречиво. Автор пишет о том, что творчество детей носит глубоко личностный характер и определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельностью поэтому его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Автор, выделил два генетических источника творчества дошкольников. Первый - это практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Второй - игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия, создаются благоприятные условия для свободного проявления интересов и потребностей. Также Н.Н.Подъяков отмечает, что дети сенситивны к восприятию и пониманию сложных объектов на основе глобальных психических образований. Он утверждает, что данную способность необходимо поддерживать и всемерно развивать и что для этого необходима разработка нового содержания и новых методов воспитания и обучения.

Как же определяют детское творчество известные отечественные ученые? Как определяют его значение для формирования личности ребенка? Исследователь детского творчества Е.А.Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных или через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» .

Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути:

· через ознакомление детей с материалом;

· через создание ими образа в рисунке.

Рассмотрим пути формирования творчества по Н.А.Ветлугиной. Они весьма своеобразны, и лишены той обычной выстроенности, которая характерна для процесса обучения. Можно предположить, что возникновение творческого начало в детской художественной практике носит поэтапный характер. На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отражение жизненных впечатлений в сказке и рисунке, то его надо учить, прежде всего, образному видению окружающего.

Второй этап - собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками средств осуществления.

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен уже планировать свою творческую деятельность и в связи с этим видоизменяться и характер педагогических воздействий. Последовательность формирования творчества зависит:

· От процесса возникновения и становления формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями);

· От путей становления творческого образа у детей (замысел - поиски средства воплощения);

От последовательности меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества - частичное соучастие в нем - самостоятельная игра детей). Этапы творческого процесса есть в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Кудрявцев В.., Синельников В., выделяют универсальные характеристики детского творчества как: реализм воображения и умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование .

Под реализмом воображения и умения видеть целое раньше частей подразумевается, что реализм воображения и умение видеть связаны друг с другом и рассматривают в едином ключе. Распространен взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлет от нее. И чем дальше этот «отлет», тем более творческими по своей оригинальности считаются образы воображения.

Детям приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые, - вплоть до не видимых лучей, порождаемых энергией органов чувств. Для того чтобы постичь реальное значение предмета, ребенок должен его вообразить, взглянуть на него с необычной и парадоксальной точки зрения. Воображение повторяет ребенку путь вхождения в человеческую культуру. Посредством воображения он осваивает значение тех предметов, которые составляют ее исторически развивающееся содержание. Например, овладеть нормами родного языка ребенок не сможет без свободного экспериментирования с материальным телом слова, без того, что называется детским словотворчеством. Выполняя эту функцию в психическом развитии ребенка, воображение выступает не отдельным психическим процессом, а всеобщим свойством сознания, универсальным корнем всех его основных духовных проявлений.

При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфика для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу воображение и творчество - непроизвольное «впитывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта.

Следующая универсальная характеристики творчеств, которую выделяют Кудрявцев В, и Синельников В, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Здесь творчество понимается как выбор альтернатив в ложных и неопределенных условиях. Само наличие ситуации выбора считается ключевой предпосылкой свободы творчества, воли, совести. Но, достаточная информационная база для принятия решения не гарантирует адекватности выбора. Необходимо активное участие «выбирающего» в становлении альтернатив в их «судьбе».человек развитый в творческом и нравственном отношении, решал значимую для себя проблему, никогда не станет выбирать из совокупности готовых, извне навязанных альтернатив, сложившихся независимо от него. Но выбирая, он либо отдает предпочтение какой-либо из тех альтернатив, в формировании которых сам принимал участие, либо добавляет к ним новое. Проведенный эксперимент с историей про гномиков показал, что дети не всегда используют дарованную им взрослыми «свободу выбора» из готовых альтернатив. Нередко идут по пути сопротивления, раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставит перед нами, мир взрослых. Показатель творческого развития человека не умение осуществлять выбор, а продление диктата выбора, создание конструктивной альтернативы самому выбору.

Кудрявцев В., и Синельников В., выделяют еще одну универсальную характеристику творчества - детское экспериментирование. Экспериментирование - как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность. Экспериментирование представляет собой ведущий функциональный механизм творчества ребенка. Обычно различают реальный и мысленный эксперимент. У дошкольников обе эти формы экспериментирования слиты друг с другом. Только где-то к концу дошкольного детства происходит относительное выделение мысленного эксперимента в самостоятельный вид деятельности. Путем экспериментирования ребенок производит перенос и включение свойств знакомых предметов в контекст новых ситуаций, а также раскрывает возможные трансформации данных свойств в этом контексте.

В процессе развертывания своей экспериментальной деятельности дошкольник способен ориентироваться не только на внешне эмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные внутренние, ключевые характеристики.

Иногда ему бывает трудно создать «экспериментальный» условия, в которых природа вещи проявилась бы наиболее полно и ярко. В таких случаях решение этой задачи берет на себя взрослый. Ребенок может активно вмешиваться вход изменения условий. В результате особенности «экспериментального поведения» предметы получают свое чувственное обобщение в образах детского воображения .

Комарова Т.С., говорит о том, что специфика детского творчества состоит, чтобы создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний и умений.) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются субъкт-субъективные отношения. Это происходит с развитием ее мотивов, особенно социальных, общественно направленных с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата. Таким образом, ребенок как субъект деятельности включен в систему общественных отношений через содержание деятельности. Кроме того, возникают субъект-субъективные отношения ребенка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке и т.п.). Другими словами, процесс освоения деятельности ребенком есть процесс развития ребенка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребенка.

Таким образом, со стороны педагогов под творчеством мы понимаем деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

Особое место занимает изобразительное творчество ребёнка, которое несколько отличается от изобразительного творчества взрослого человека.

Этот вид детского творчества является наиболее эффективным средством для развития творческих способностей ребёнка. В процессе изобразительной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им самим; огорчается, если что-то не удалось. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их осознанно использовать. Более того, творчество дошкольника на занятиях по изобразительной деятельности неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию .

Особое внимание следует уделить психическим свойствам и качествам личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Мы выделяем общие психические процессы, необходимые для успешного осуществления любого вида деятельности (музыкальной, изобразительной, музыкально-двигательной, игровой и др.), и специальные, важные для конкретной области (только для музыкальной или только изобразительной). Общими процессами являются: воображение, восприятие, образное представление и мышление, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней, память и внимание. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает разные чувства, выражает отношение к ним. Отношение имеет как эмоционально положительный, так и отрицательный характер, связанный с чувством радости, грусти, восхищения, возмущения, любви, ненависти и другими.

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от интеллектуальной сферы и недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление её богатства. О бедности детского воображения и одновременно о его яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребёнка», говорил ещё К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека.

Опыт ребёнка мал, а значит детское воображение беднее взрослого. В то же время Л.С. Выготский отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональность насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.

Так Л.С. Выготский, силу творчество, видит в многообразных формах связи воображения с действительностью. В исследованиях ученого доказано, что благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения, к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека. Данный автор указывает что, творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством . Выготский Л.С. говорит о том, что продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребенка. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни .

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества. В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Одно из важнейших условий развития детского изобразительного творчества - это появление собственно изобразительной деятельности у ребенка дошкольника.

Основными условиями развития детского изобразительного творчества Григорьева Г.Г., считает :

Широкий подход к решению проблемы. Игра, художественная деятельность предоставляют для ребенка большие возможности. Взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

Обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел.

В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Теплов Б.М., указывает на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значение…»при таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортною это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Создание атмосферы творчества во многом зависти от общей культуры педагога, понимания существа дела.

Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Теплов Б.М., отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям.

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа».

Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного творчества - это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка, рассказ). Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи.

Таким образом, мы пришли к выводу, что на современном этапе развития психолого-педагогических исследований под творчеством принять понимать общественное явление, сущность которого заключена в создании новых по замыслу культурных ил материальных ценностей, полезных для общество. Сам же творческий процесс будет представлять собой выражение индивидуальности через преобразование своих эмоциональных состояний и чувств в некий продукт творческой деятельности или саму деятельность.

Изобразительное творчество в полной мере развивается в дошкольный период. У ребенка появляются не только желание действовать с изобразительными материалами, но и получать определенный результат, выразить свои эмоции и свои чувства в деятельности.

Воспитанность учащихся в современной начальной школе

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса...

Игра-драматизация как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

На протяжении последних десятилетий вопросы полового просвещения, сексуальный аспект взаимоотношений полов ставятся во главу процесса воспитания детей разного пола. Отсюда возникает термин «половое воспитание». И.С...

Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека...

Организация кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого...

Педагогические основы полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

Идеи полоролевой дифференциации воспитания исторически сложились давно, и присутствуют практически во всех этнических системах мира. Опыт народной педагогики, накопленный веками...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе активизации работы с семьей

профессиональный компетентность педагог семья Анализ педагогической литературы показывает, что проблема развития профессиональной компетентности педагога в настоящее время является одной из актуальных. Компетентность, по мнению В.А...

Проблемы развития детского изобразительного искусства

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве...

Развитие навыков самостоятельной работы младших школьников в процессе исследовательской деятельности

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить...

Развитие патриотизма на уроках изобразительного искусства

Сущность патриотизма раскрывается в энциклопедиях, словарях и специальных научных трудах как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего...

Развитие самооценки младших школьников в процессе обучения

Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он - и познающий, и познаваемый. }