Биографии Характеристики Анализ

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно? А1-А6. Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические В каком предложении вместо слова ценный

Пример 1

В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить
ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

План подготовки

Нарушение лексической сочетаемости - распространенная речевая ошибка. Проявляется она в неправильном выборе слова для конкретного контекста. Чтобы знать, с какими словами "дружит" данный пароним, надо четко понимать нюансы его смыла. Подготовится к этому вопросу, выучив некий список, проблематично (список был бы слишком большим). Не обязательно читать его весь - выберите лишь те слова, нюансы значения которых вы не понимаете. Это не только полезное, но и занимательное чтение. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МИНИМУМ – изучить краткий словарик паронимов на сайте Rus-Exam.ru.

Разумеется, на ЕГЭ в словарь не посмотришь. Но вы наверняка слышали ранее слова, предлагаемые вам в тесте. Если вы помните особенности их смысловой сочетаемости, то дело в шляпе. Если нет - придется прибегнуть к некоторым манипуляциям. Обычно будет достаточно одной из трех процедур. Рассмотрим их на примере.

Инструменты

01 Попробуйте, не подглядывая в предложения из примера, сами придумать "малый" контекст (на уровне словосочетания) для каждого слова. Что можно назвать ценным? Совет, кадр (т.е. сотрудник), подарок, приз. А какие слова сочетаются со словом "ценностный"? Пожалуй, только два: ориентиры и установки. Теперь посмотрим на пример. В предложении (2) видим "ориентиры". Туда и подставим слово "ценностные".

Скорее всего, зная возможный контекст, вы легко справитесь с заданием. Но могут понадобиться дополнительные рассуждения:

02 Как можно видоизменить контекст ? Слово "ценный" явно имеет количественный посыл. Его можно использовать со словами, обозначающими количество, например "очень ценный". А теперь посмотрите на пример. Нетрудно заметить, что слово "очень" нельзя подставить в предложениях (2) и (4). Что такое "очень ценные ориентиры"? Какая-то ерунда! Чего в них может быть ценного? "Очень ценные бумаги" тоже не скажешь, но по другой причине. Словосочетание "ценные бумаги" (акции, облигации и т.д.) настолько устойчиво, что в него ничего нельзя вклинить, а если убрать слово "ценные", то полностью исказится смысл. Так что с "ценными бумагами" все в порядке, а ошибка содержится именно в варианте (2).



03 Если первые два подхода не развеяли сомнений, можно попробовать понять смысловой диапазон слова, независимо от контекста . "Ценный" имеет отношение к цене (в прямом или переносном смысле), а ценностный - к ценностям. При этом надо заметить, что речь идет вовсе не о конкретных ценностях (золото, недвижимость и т.д.), а об абстрактной установке человека, его жизненных приоритетах: что для него главное - карьера, материальные блага, патриотизм, власть, семья и пр. Поняв эти нюансы, мы опять же с легкостью увидим, что именно в варианте (2) речь идет о ценностях, а не о цене.

Образец рассуждения

Итак, в ваших руках три основных инструмента. Иногда полезно бывает также попытаться подставить синонимы. Универсальной схемы здесь нет. Но всегда нужно "танцевать" от конкретного слова: в каком контексте оно может применяться, какие ассоциации оно вызывает, насколько ограниченна его сочетаемость, является ли значение конкретным или абстрактым, в чем нюансы значения (количественная, качественная характеристика). Но главным, повторюсь, остается поиск подходящего контекста.

Часто репетиторы в подобных вопросах требуют от ученика выдать пример рассуждения. Дело это очень полезное, но с одной небольшой поправкой. Вам совершенно не нужно выстраивать некое наукообразное повествование. Вы должны либо очень коротко объяснить отличие между двумя паронимами, либо просто предложить для каждого из них вариант контекста на уровне словосочетания или короткого предложения. Не забивайте голову деталями. При рассмотрение описанного выше примера достаточно, чтобы в вашем сознании на экзамене всплыло следующее. "Более ценный" - хорошо, "более ценностный" - не годится. "Ценный" - это про количество. "Ценностный" - какая-то абстракция. Возможный контекст: "ценностные ориентиры". Всё!

На что обратить внимание

· Хотя в приведенном выше варианте в задании дана пара слов (паронимы), в реальном задании может быть иная формулировка. Вам могут просто предложить найти, в каком из четырех предложений выделенное слово не уместно. В этом случае речь не идет а паронимах, но суть та же - оценка правомерности лексической сочетаемости данного слова в контексте.

Пример 2

В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

1) Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
2) Составленный руководителем проекта план в процессе работы ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.
3) В Музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков.
4) На книжной ярмарке всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться в с любимыми авторами.

Такая постановка вопроса не должна вас смущать: просто надо забыть про всякие паронимы и оценивать сочетаемость отдельно для каждого предложения. Есть надежда, что одно из предложений резанет вам слух. В данном случае ошибка настолько грубая, что ее трудно не заметить: "ОТБОР дисков" следует заменить на "ВЫБОР дисков". Но ответ может не быть столь очевиден, поэтому рассмотрим и другие пункты вопроса.

Предложение (1) звучит немного странно. Но помните, что ваша задача - оценивать не стилистические красоты текста, а только правомерность того или иного словосочетания. В этом смысле выражение "охватить вниманием" вполне можно пережить. А вот о наличии такого выражения как "претерпеть изменения" надо просто знать. И, наконец, серьезная ловушка содержится в предложении (4). Возможность ПРЕДОСТАВЛЕНА или ПРЕДСТАВЛЕНА? Если не уверены, попробуйте порассуждать. Обратите внимание, что при подборе слов нужно использовать ту же грамматическую форму, что и в предложении (в данном случае страдательный залог). Этим мы сократим диапазон значение, например отсечем значение представлять=воображать. Что или кто может быть ПРЕДСТАВЛЕН? Спикер (представить кого-то собравшимся), отчет, офицер (представлен к награде). А что может быть ПРЕДОСТАВЛЕНО? Возможность, шанс, самолет. Каким синонимом можно заменить слово "предоставить"? Словом "дать". Поэтому в предложении (4) слово "предоставлена" использовано верно.

· Иногда нюансы значения слова зависят от окончания. В этом смысле вопрос о лексической сочетаемости иногда пересекается с вопросом об ударениях (разные окончания могут приводить к разным ударениям). Помните, что, в отличие от вопроса А1, где вам предлагали оценить возможность того или иного ударения, в данном случае вы должны оценивать корректность применения данного словав контексте . Не дайте себя запутать.

Например, возьмем такое предложение: "В июле весь класс на три недели отправился в ЯЗЫКОВЫЙ лагерь".Этот вариант необходимо признать ошибочным. Почему? Ведь слово "языковый" существует! Проблема в том, что "языковый" имеет отношение к языку, как органу. Если же мы говорим о языке как средстве человеческого общения, то необходимо использовать слово ЯЗЫКОВОЙ.

Практика

Из приведенных выше рассуждений вы поняли, что при анализе надо исходить из особенностей конкретного слова. Попытаемся использовать столь же гибкий подход в тренировочных упражнениях. Перейдите в рабочую тетрадь и сделайте задания. В Упр. 1 при наличии в предложении ошибки, необходимо заменить одно из слов на похожее по форме, но отличающееся по смыслу. В Упр. 2 предлагается составить лексические пары (А+Б).

Тяжелый случай

Существуют лексические пары, в которых, по свидетельству учителей и репетиторов, ученики чаще всего делают ошибки.

а) Убедитесь, что вы хорошо понимаете отличия следующих слов.
б) Если есть сомнения - посмотрите в словаре.
в) Затем попытайтесь самостоятельно поставить каждое слово в контекст (например, придумайте короткое предложение).
+ Обратите внимание на написание (сложности подчеркнуты).

ИСКУС НЫЙ - ИСКУССТ ВЕННЫЙ
ПРЕ ТЕРПЕТЬ - ПЕРЕТЕРПЕТЬ - ПРИ ТЕРПЕТЬСЯ
ПРЕ СТАВИТЬСЯ - ПРЕДСТАВИТЬСЯ
АДРЕСАНТ - АДРЕСАТ

Когда я собиралась в Прагу, друзья обещали, что этот город меня удивит и очарует. И Прага меня действительно удивила. Правда, не архитектурой старинных улочек, не Карловым мостом, не Градчанами, и даже не тем, как похожа новая Прага на советские города, а… ценами. Я испытала настоящий шок, когда расплачивалась за ужин в ресторане, расположенном в самом что ни на есть туристическом месте (по-нашему, считай, на Невском), - в пересчете на рубли заплатить мне пришлось 400 рублей. На Невском на эти деньги можно разве что кофе с круассаном себе позволить. Но еще больше удивили меня цены на проезд в городском транспорте.

Друзья предупреждали не связываться с таксистами, а потому прямо в аэропорту я нашла стойку продажи билетов на городской общественный транспорт и, так и не поверив до конца продавцу, убеждавшему меня на плохом русском, что это «на все», купила квиток сроком действия 24 часа. Удовольствие в течение этого времени кататься в метро, на автобусе и трамвае, пока не надоест, обошлось мне примерно в 160 рублей. При этом билет достаточно активировать один раз (я это сделала в автобусе, курсирующем между аэропортом и станцией метро), а потом спокойно иди в метро (никаких турникетов!), садись в трамвай, выходи из него, пересаживайся на другой маршрут…

Пока ехала из аэропорта до станции метро с романтичным (как мне показалось) названием «Дейвицка» (одноразовый билет на этот маршрут, включающий право в течение получаса воспользоваться еще и другим транспортом - тем же метро - обошелся бы мне примерно в 50 рублей), считала в уме, во что туристу обойдется аналогичная поездка в Петербурге. 21 рубль - автобус от аэропорта до «Московской». 24 рубля - проезд в метро до станции «Невский проспект» - 45 рублей вынь да положь. И потом опять - вынь да положь столько раз, сколько будешь кататься в автобусе, троллейбусе, трамвае или метро. И не стоит даже пытаться купить единый проездной на один день. У нас метро, например, делает скидки на проезд по карточке только в том случае, если вы не собираетесь входить в подземку чаще, чем раз в 10 минут. В Москве, кстати, скидку дают просто за «оптовую» покупку: приобрел, скажем, 20 поездок - и хочешь 20 дней катайся, а хочешь - одномоментно 20 человек проводи. Но это, опять же, только на метро. А вот в Праге «на все», и если не на один день, а, скажем, на неделю, то скидка еще больше.

Ехала я и думала: видать, Прага побогаче Петербурга будет, раз у них такой коммунизм на общественном транспорте. У нас в Петербурге что ни день - то новое повышение. Вот только что, с 1 января, стоимость проезда повысили, а тут опять новость, что весной маршрутки подорожают. А маршрутки в Петербурге не роскошь, как, например, в Праге, где автобусы почему-то ходят по расписанию и почему-то часто. В Питере маршрутки - это иногда единственный способ передвижения, если, конечно, вы не фанат автобусов и готовы ждать их на остановке до посинения, напевая «что мне снег, что мне зной».

С другой стороны, мы же любим равняться на Европу, а там городской транспорт стоит пока подороже, чем у нас. Потому, видимо, выглядит он новехоньким, ухоженным, а тамошние маршрутки на ходу не разваливаются. И ходит он поэтому не в пример нашему транспорту намного чаще. Если исходить из этих аргументов, то, разумеется, надо повышать цены на проезд. И на Прагу незачем равняться - кто знает, на какие средства они построили коммунизм в отдельно взятом общественном транспорте? Ну и что с того, что Чехия нам, недалеко ушедшим от социализма, по уровню жизни ближе, чем другие европейские страны, на которые мы равняемся. Ориентироваться-то нужно на лучшее, правда? Жаль, конечно, что мы эти ориентиры только в стоимости услуг догоняем. А качество сервиса у нас, как говорили в одном фильме, «по-прежнему в долгу». Как и зарплаты. Но это ничего - здоровее будем. Начнем ходить пешком, бегать трусцой на работу и с работы, зимой проложим к родному предприятию лыжню - и тогда уж точно будем впереди планеты всей.

Ирина Ляхова, заместитель главного редактора «НВ»

Задания А1-А6 проверяют, владеешь ли ты нормами русского литературного языка и твою общую культуру.

А1 - задание на определение правильного-неправильного ударения в общеупотребительных словах разных частей речи. Из четырёх слов или форм слов (иногда проблемы с ударением возникают только в отдельных формах слова) нужно выбрать, в зависимости от формулировки, либо правильный, либо неправильный вариант постановки ударения.

Внимание:

в 2013 г. в этом задании будет формулировка, требующая найти ошибку, т. е. неверно обозначенное ударение.

  • внимательно прочитать вопрос и изучить примеры,
  • сделать выбор на основе знания нормативного ударения в словах и отдельных формах слов.

А1 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • кухОнный
    • докУмент
    • обОстришь
    • тОрты
  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • красИвее
    • Агент
    • нАчав
    • тортЫ
  2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    • донельзЯ
    • взЯла
    • граждАнство
    • нАверх

Правильные ответы:

  1. тОрты
  2. красИвее
  3. граждАнство

Слова в разных вариантах КИМов одни и те же. В основном это частотная общеупотребительная лексика, в которой многие люди допускают ошибки на ударение. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, правильно ли ты ставишь ударение в словах. А если обнаружатся ошибки, выучить ошибкоопасные слова и формы. Даже если ты думаешь, что говоришь правильно и не допускаешь ошибок на ударение, проверь себя. Знай, в силу многих причин ошибки на ударение в словах не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что произносят слова неправильно. См. А1. Ударение.

А2 - задание на определение правильного-неправильного употребления пары слов-паронимов в контексте предложений. Правильность определяется по параметрам: А) лексическое значение слова, Б) лексическая сочетаемость. Дано четыре предложения. Необходимо определить, в каком из них вместо данного слова нужно употребить другое. Иными словами, найти ошибку, неправильное употребление слова в предложенном контексте.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • сделать выбор на основе понимания различия в значении слов и их лексической сочетаемости.

А2 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

    • Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
    • Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
    • Ты говоришь, как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.
    • ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
  2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

    • Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
    • В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
    • В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
    • В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
  3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    • В неясном рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
    • Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
    • ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
    • Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

Слова-паронимы во многих вариантах КИМов повторяются. Это общеупотребительные слова, в использовании которых частотно встречаются ошибки. Для подготовки необходимо рассмотреть побольше типичных примеров и проверить, понимаешь ли ты различия в значении и лексической сочетаемости таких слов. С целью экономии твоего времени списки слов даны в неполных контекстах: для понимания значения и знания лексической сочетаемости в тренировочных материалах даются словосочетания со словами-паронимами. См. А2. Употребление слов-паронимов .

А3 - задание на определение ошибки в образовании морфологических форм. Случается, что люди образуют грамматические формы так, как будто русский язык для них не родной, а иностранный. Ошибки бывают на употребление форм разных частей речи. Самые ошибкоопасные места нужно знать. Тогда вы без труда выполните задание А3. Для этого нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе знания того, как должны образовываться различные морфологические формы.

А3 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • более пятиста человек
    • инженеры
    • наисложнейший
    • в день именин
  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • в шкафу
    • пять полотенец
    • шестисот семи человек
    • ихние дела
  2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    • лягте (на пол)
    • их работа
    • горячие супы
    • шестистами учениками

Правильные ответы:

  1. более пятиста человек
  2. ихние дела
  3. шестистами учениками

КИМы включают типичные ошибки на образование форм разных частей речи. Для того чтобы научиться видеть ошибки и самим не повторять их, см. А3. Образование форм слова .


А4 -
задание на выбор грамматически правильного предложения - включает предложения с деепричастным оборотом. Парадокс в том, что задание это вовсе не сложное. Подготовка к нему не требует обширного материала. Но ошибки при употреблении деепричастий в речи широко распространены. Разберись, в чём тут дело.

Для того чтобы выполнить задание правильно, нужно:

  • внимательно прочитать формулировку вопроса и примеры,
  • сделать выбор на основе понимания роли деепричастных оборотов в предложении.

А4 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Возражая против отдельных положений доклада, ...

    • началась дискуссия.
    • большую роль играет культура спора.
    • выступление в целом произвело хорошее впечатление.
  2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обработав статистические данные, ...

    • была выявлена интересная закономерность развития языка.
    • подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
    • для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
  3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Говоря о богатстве языка, ...

    • в аудитории началась дискуссия.
    • у меня возник интерес к этой проблеме.
    • требуются конкретные примеры.

Правильные ответы:

  1. присутствующие в целом согласились с докладчиком.
  2. учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
  3. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5 - задание на определение нарушения синтаксических норм. Владея синтаксическими нормами, люди правильно строят словосочетания и предложения. Задание А4 проверяет владение одной из синтаксических норм, а именно: умение строить предложения с деепричастными оборотами. Но ошибки допускаются не только в предложениях с деепричастиями. Не менее частотны и другие случаи. Для того чтобы успешно выполнить задание А5 , нужно сделать выбор на основе знания закономерностей синтаксических связей слов в предложении, употребления предлогов и союзов, однородных членов предложения и проч.

А5 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    • "Мойдодыр", написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
    • М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
    • Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.

Правильные ответы:

  1. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Обрати внимание: в демоверсиях разных годов одно и то же задание.
В КИМы включены самые типичные, частотные нарушения синтаксических норм. Для того чтобы замечать подобные ошибки и самим не повторять их, см. А5. Синтаксические нормы .

А6 - задание на определение возможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Помните стихотворение "Вот дом, который построил Джек" ? Можно здесь заменить придаточную часть (придаточное определения) на обособленное определение? Можно: Вот дом, построенный Джеком (обособленное определение, выраженное причастным оборотом).

А6 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Герои В. Шукшина пришли из той "шукшинской жизни", которую мог бы прожить сам писатель.
    • В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
    • Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.
    • Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.
  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
    • Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
    • Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
    • Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.
  2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    • Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
    • Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
    • В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
    • Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Споры о том, когда и почему возникли птичьи перелёты, всё ещё продолжаются. (2)Некоторые учёные считают, что всё дело в ледниковом периоде: наступающий ледник выгнал птиц из привычных мест обитания, а когда ледник отступил, потомки беглецов вернулись домой. (3)______ ведь почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки.

2. Некоторые учёные считают, что птицы возвращаются домой, когда отступает ледник.

3. Причиной птичьих перелётов являлся ледниковый период: когда ледник наступал, птицы улетели, а когда отступил - они вернулись на привычные места обитания.

4. Учёные до сих пор спорят о том, когда и почему возникли птичьи перелёты.

5. Ледниковый период, выгнавший птиц из привычных мест обитания, стал причиной птичьих перелётов.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. И в самом деле,

2. К счастью,

4. При этом

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТСТУПИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТСТУПИ ТЬ, -уплю , -у пишь; сов

1. Шагнув, отойти, отодвинуться назад, в сторону. О. от дверей. О. на шаг. Леса отступили на север (перен.).

2. Отойти назад под напором наступающего неприятеля. О. с боями. О. перед трудностями (перен.).

3. от чего. Отказаться от своих намерений, планов. От своего не отступит. Не отступлю, пока не добьюсь своего.

4. от чего. Перестать придерживаться чего-н. О. от своего мнения. О. от обычая.

5. от чего. Перенести внимание с основного на второстепенное. О. от темы.

6. (1-е лицо и 2-е лицо не употр.), перен. В нек-рых сочетаниях: стать слабее, приблизиться к концу. Болезнь отступила. Огонь отступил. Стихия отступила.

7. от чего. Сделать отступ. О. немного от края листа.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вероисповЕдание

кухОнный

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. В детстве она была очень ДОВЕРЧИВЫМ ребенком.

2. В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры

3. Он всегда был чересчур ПРАКТИЧНЫМ человеком.

4. Сегодня сестра НАДЕЛА праздничное платье.

5. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон разговора.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЩЕТ бельё

согласно ТАБЕЛЮ

мало КАЛОРИЙ

ДВОЕ прекрасных пианистки

МАЛЕНЬКИЙ пони

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Мария Склодовская-Кюри- единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что "И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят".
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол.
7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях.
8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь
9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

запр...щающий

б...зироваться

возг...рание

к...нтингент

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

з...ночевать, нед...варить

пр...брежный, пр...даное

и...готовить, во...питание

пр...увеличивать, пр...страстие

п...дорожник, нен...глядный

10

стро...вой

удачл...вый

добр...нький

эмал...вый

преодол...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приоткрыва...мая

непередава...мые

беспоко...шься

преследу...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется И.

Теперь уже н(1) гор, н(2) неба, н(3) земли - н(4)чего н(5) было видно.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как Фёдор отважно прошёл (ПО)ТОМУ скалистому уступу.

2. На улице (ПО)ПРЕЖНЕМУ стояла жара, (ПО)ЭТОМУ вопрос о доставке питьевой воды оказался самым актуальным.

3. (НЕ)СМОТРЯ на плохое самочувствие, Сергею удалось закончить работу (В)ТЕЧЕНИЕ недели.

4. ЧТО(БЫ) добраться до перевала, пришлось идти так долго, что у многих (ЗА)ЧАСТУЮ мелькала мысль о возвращении в лагерь.

5. Во дворе ТАК(ЖЕ), как и год назад, играли малыши и строгие бабушки следили за тем, ЧТО(БЫ) соблюдался порядок.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

На яхте – фирме(1)ое клеймо «К. Фаберже», а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название «Вера».

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах

3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку.

4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым запахом травы и корней.

5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.

16

Уже две недели (1) недавно появившийся у нас (2) щенок осваивает мир (3) заодно прощупывая (4) границы дозволенного.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди разговоров (1) которые происходили тогда между Дэзи и мной (2) и (3) которые часто кончались под утро (4) потому что относительно одних и тех же вещей открывали мы новые их стороны (5) особенной любовью пользовалась у нас тема о путешествии вдвоём по всем тем местам (6) какие я посещал раньше.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он довольствовался тем (1) что написано в тетрадке (2) и докучливого любопытства не обнаруживал (3) даже (4) когда и не всё понимал (5) что слушал и учил.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Дом-коммуна был оборудован по последнему слову техники, здеся позаботились о комфорте жильцов: прачечная, столовая-ресторан, клуб, магазин, редкая по тем временам горячая вода, детский сад.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Осень пришла врасплох и завладела землёй - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2)Всё сразу стало осенним.

(3)В саду суетились синицы. (4)Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5)Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

(6)Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (8)Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

(9)Начался листопад. (10)Листья падали дни и ночи. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (13)Этот дождь шёл неделями. (14)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(15)Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16)До тех пор я эту сказку никогда не слышал, - должно быть, Прохор её выдумал сам.

(17)- Ты гляди кругом, - говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, - ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18)Гляди, объясняй. (19)А то скажут: зря учился. (20)К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле - главный ответчик. (21)Человек,скажем, выдумал порох. (22)Враг его разорви вместе с тем порохом! (23)Сам я тоже порохом баловался. (24)В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25)Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26)Дурак ударил по ним из обоих стволов - и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27)А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28)Небось видел в лесу - есть лист жёлтый и есть лист красный. (29)До того времени вся птица зимовала у нас. (30)Даже журавль и тот никуда не подавался. (31)А леса и лето и зиму стояли! (32)И в листьях, цветах и грибах. (33)И снега не было. (34)Не было зимы, говорю. (35)Не было! (36)Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37)Какой с неё интерес? (38)Убил дурак первую птицу - и загрустила земля. (39)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41)Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.