Биографии Характеристики Анализ

Вальтер ойкен основные принципы экономической политики. Вальтер Ойкен – Главы в книгах – Публикации ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

(1891-01-17 )

Учился в Боннском университете. Преподавал в Тюбингене и Фрайбурге .

Изучением творчества и развитием идей Вальтера Ойкена занимается (Фрайбург).

Основные произведения

  • «Основы национальной экономии» (Die Grundlagen der Nationalökonomie , 1940);
  • «Основные принципы экономической политики» (Grundsätze der Wirtschaftspolitik , 1952).

См. также

Напишите отзыв о статье "Ойкен, Вальтер"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ойкен, Вальтер

– Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер.
– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить…
– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.
– Никаких извинений, ничего решительно, – говорил Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения, и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в 80 ти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в 40 ка друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили, отпечатавшиеся по мокрому, глубокому снегу, следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в 10 ти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за 40 шагов ничего не было видно. Минуты три всё было уже готово, и всё таки медлили начинать, все молчали.

В 30-40-х годах XX в. в Германии формируется либеральная по своей сути теоретическая школа, основателем и признанным лидером которой стал Вальтер Ойкен. Следует отметить, что немецкая экономическая мысль всегда отличалась значительным своеобразием и концепция Ойкена и его последователей не стала исключением.

С середины XIX в. в Германии ведущие позиции в экономической науке занимала историческая школа, концепция которой основывалась на описании и систематизации исторических особенностей экономики страны. Маржиналистские теории не получили в Германии заметного распространения. В результате теоретический анализ в исследованиях немецких экономистов почти полностью исчез.

ВАЛЬТЕР ОЙКЕН

(Walter Eucken) (1891-1950)

Вальтер Ойкен родился в 1891 г. в г. Йене (Германия). Его отец Рудольф Ойкен был известным философом, лауреатом Нобелевской премии по литературе, а мать Ирена - художницей. После получения образования в университетах Бонна и Киля и прохождения воинской службы в годы Первой мировой войны Ойкен некоторое время проработал профессором университета в Тюбингене, а затем в 1927 г. переехал во Фрайбург, где жил и работал в университете до конца своих дней.

В начале 1930-х гг. благодаря тесному сотрудничеству Ойкена и юриста Франца Бёма стала формироваться так называемая Фрайбургская школа, которая объединила экономистов, социологов, юристов, историков, придерживавшихся либеральных взглядов. В годы фашизма Ойкен и другие сторонники Фрайбургской школы оказались в опале. После покушения на Гитлера в 1944 г. многие друзья Ойкена были арестованы, а сам он неоднократно допрашивался в гестапо.

С крахом нацистского режима Фрайбургская школа становится своего рода интеллектуальным центром ФРГ, внесшим большой вклад в научное обоснование той экономической политики, которая привела к так называемому экономическому чуду - быстрому послевоенному восстановлению страны и превращению ФРГ в ведущую мировую экономическую державу. Сам Ойкен в эти годы консультировал военную администрацию западных оккупационных зон Германии, а затем был советником первого правительства ФРГ.

Умер В. Ойкен в 1950 г. в Лондоне, куда он был приглашен для чтения курса лекций.

Основные работы: «Основы национальной экономии»

«Основные принципы экономической политики» (1952, работа опубликована после смерти автора).

Важнейшая заслуга Ойкена состоит в возрождении немецкой экономической теории. Однако одновременно Ойкен продолжает традиции немецкой экономической мысли, подчеркивая роль исследования национальных и исторических особенностей в экономической науке.

Формулируя основную задачу экономической науки, Ойкен отмечает, что общественный экономический процесс, звеньями которого являются отдельные производства и домашние хозяйства, представляет собой сложный механизм. Этот механизм включает в себя производство с целью удовлетворения разнообразных потребностей, его пространственное и временное упорядочение, распределение ресурсов и произведенных продуктов и т.д. По мнению Ойкена, экономическая наука должна объяснить, «как происходит регулирование этой грандиозной, основанной на разделении труда всеобщей взаимосвязи, от которой зависит обеспечение благами, т.е. существование каждого человека?» 1 .

С одной стороны, подчеркивает Ойкен, хозяйственная практика всегда сильно зависит от уровня образования людей, традиций, убеждений, институтов, политической структуры государства, т.е. вообще от исторического фона. С другой стороны, познать сложный экономический механизм в его взаимосвязях путем непосредственного созерцания сегодняшней действительности невозможно. Если экономист подойдет к вопросу чисто исторически, он установит множество фактов, но не выявит никаких зависимостей. Вместе с тем если подойти к вопросу с общетеоретических позиций, то экономист, возможно, установит абстрактные взаимосвязи, но реальность ускользнет от его взора.

В связи с этим Ойкен говорит о «большой антиномии» , с которой сталкивается экономическая наука, не преодолев которую нельзя осмыслить экономическую действительность.

Обратимся к первоисточнику

«Напряжение, которым проникнута антиномия, должно быть выражено в предельно заострешюй форме: исторический характер проблемы требует созерцания, интуиции, синтеза, понимания, вживания в индивидуальное существование; общетеоретический ее характер требует между тем рационального мышления, анализа, работы с мысленными моделями. Здесь жизнь, там рацио. Как согласовать то и другое, живое восприятие и теоретическое мышление? Как охватить проблему во всей ее исторической специфической полноте и постоянной изменчивости и в то же время, придав ей всеобщую форму, сделать доступной для теоретического исследования?».

Ойкен В. Основы национальной экономии. С. 36.

Итак, центральная задача экономической науки - объяснить хозяйственную действительность в ее взаимосвязях. Классическая политическая экономия, по мнению Ойкена, «искала за историческим многообразием существующих общественных порядков один-единственный естественный порядок и нашла его в конкурентном порядке», но потерпела при этом неудачу, так как «предлагаемое ею теоретическое решение не соответствовало многообразию жизни» 1 . Историческая школа также оказалась оторванной от действительности, поскольку за множеством собранных фактов не смогла увидеть общую картину хозяйства.

Ойкен подвергает критике попытки различных экономистов выделить определенные «фазы», «стадии» или «ступени» развития экономики, считая, что они не помогают разрешить «большую антиномию». На основе этих классификаций этапов развития экономики не удается ни отразить многообразие экономических форм, ни построить теорию. Экономическая наука должна обеспечить познание конкретных хозяйственных порядков. По определению Ойкена, «хозяйственный порядок той или иной страны заключается в совокупности тех устойчивых форм, в которых ежедневно протекает экономический процесс» . Однако слово «порядок» имеет еще и другое значение: порядок, соответствующий сути человека, порядок, в котором существуют мера и равновесие. Ойкен пишет о восходящей еще к античности и средним векам идее ordo - идее естественного порядка, соответствующего разуму или природе вещей .

Научное познание экономической действительности должно начинаться с выделения некоторых основополагающих чистых хозяйственных форм, различные комбинации которых образуют множество реальных хозяйственных порядков. Эти чистые хозяйственные формы Ойкен называет «идеальными типами хозяйства», поскольку они являются не отражением действительности, а аналитическим инструментом.

Ойкен выделяет два основных «идеальных типа хозяйства», которые в той или иной мере можно обнаружить во всех эпохах: «централизованно управляемое хозяйство», когда вся повседневная жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра, и «меновое хозяйство», которое состоит из отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы. В рамках централизованно управляемого хозяйства Ойкен выделяет две разновидности: натуральное хозяйство (простое централизованно управляемое хозяйство) и централизованно-административное хозяйство, когда всем народным хозяйством управляет особый административный аппарат.

Ойкен подчеркивает, что в реальной действительности «идеальные типы хозяйства» не встречаются, всегда существует некий «сплав» административного и менового хозяйства. С одной стороны, в условиях социалистической экономики доминируют принципы централизованного административного управления, однако используются и некоторые элементы рынка. С другой стороны, хозяйственный порядок в западных промышленно развитых странах определяется рыночными, меновыми принципами, но ряд экономических функций выполняет и государство.

Анализ различных типов хозяйственных порядков приводит Ойкена к выводу, что они имеют существенные недостатки. Свободное рыночное хозяйство, основанное на принципах laissezfaire, по мере усиления процесса индустриализации порождает монополию, для него характерны периодические депрессии и неполная занятость. Более того, частое нарушение равновесия в рыночной экономике приводит к усилению вмешательства государства в экономический процесс. Следовательно, как подчеркивает Ойкен, меновое хозяйство нестабильно, поскольку порождает тенденцию к превращению его в другой хозяйственный порядок, основанный на централизованном управлении.

Центрально управляемое хозяйство достаточно успешно решает проблему полной занятости, однако ресурсы распределяются неэффективно, возникает дефицит многих товаров, производственный аппарат чрезмерно раздут. Кроме того, как подчеркивает Ойкен, этот хозяйственный порядок неприемлем в социальном отношении, поскольку нарушает принцип свободы личности.

В этих условиях, как пишет Ойкен, «мысли и дела обращаются к вопросу, каким образом возможен компромисс между двумя крайностями, некая комбинация свободы и централизованного регулирования» . Одним из таких компромиссов стала кейнсианская концепция государственного регулирования рыночной экономики, которую Ойкен подвергает критике. Он считает, что кейнсианцы, концентрируя внимание на достижении полной занятости, ставят проблему с ног на голову. Одна лишь полная занятость никак не может быть целью экономической политики. Предлагаемые кейнсианцами государственные инвестиции могут направляться не туда, куда надо, а денежно-кредитная экспансия разрушает ценовой механизм регулирования. В результате даже при достижении полной занятости возникают межотраслевые диспропорции, ресурсы используются неэффективно, а методы централизованного управления лишают рыночный механизм возможности нормально функционировать.

В связи с этим Ойкен пишет, что «важнейшая задача состоит в том, чтобы этой... индустриализированной экономике с глубоким разделением труда дать дееспособный и достойный человека порядок хозяйства, который мог бы существовать долго» . Говоря о дееспособности хозяйственного порядка, Ойкен имеет в виду его способность эффективно использовать ограниченные ресурсы. А достойный человека хозяйственный порядок должен создать возможности для самостоятельной ответственной жизни людей. Создание такого хозяйственного порядка невозможно без активного участия государства. «Необходимо обдуманное формирование порядка», - подчеркивает Ойкен.

Обратимся к первоисточнику

«Правовое и экономическое мышление в течение XIX и начала XX в. развивались особыми путями и лишь изредка соприкасались. В этот период господствовало убеждение, что правовой порядок необходимо внедрять и расширять, а адекватный, естественный хозяйственный порядок образуется в ходе развития спонтанно. Следовательно, нет надобности формировать хозяйственный порядок, он возникает сам собой. <...>

Между тем выяснилось, что современный индустриализированный мир в процессе своего развития не может сам по себе создать пригодный хозяйственный порядок и, следовательно, нуждается в определенных принципах порядка, или хозяйственной конституции».

Ойкен В. Основы национальной экономии. С. 303-304.

Ойкен считает, что основной целью государственной политики должно быть создание конкурентного порядка, при котором доминирует рынок «полной конкуренции». Он подчеркивает, что конкурентный порядок не следует путать с laissez faire: это не экономика, которая сводится к борьбе каждого против каждого, стремлению разорить конкурента, подавлению слабого сильным, стремлению поставить рабочего в зависимость от работодателя и т.п. Основа конкурентного порядка - добросовестная конкуренция.

Практически разрешая проблему «большой антиномии», Ойкен стремится соединить теоретический анализ преимуществ и недостатков идеальных типов хозяйства с историческим исследованием реально существовавших хозяйственных порядков. Он считает, что из экономической действительности последних 150 лет можно вывести определенные принципы конкурентного порядка, которые носят практический характер и должны быть претворены в жизнь. Ойкен пишет, что «существует две группы принципов, тесно соприкасающихся друг с другом: конституирующие и регулирующие. В первом случае речь идет об установлении конкурентного порядка, во втором - о том, чтобы поддерживать его в состоянии функционирования » .

Ойкен выделяет несколько конституирующих принципов конкурентного порядка.

Первый принцип - создание способного функционировать механизма цен полной конкуренции, который он называет основным принципом экономического конституирования. Для достижения этой цели государство должно не только избегать таких мер, как предоставление субсидий, замораживание цен, запрет на импорт или создание государственных монополий, но и проводить позитивную политику, направленную на развитие конкурентного рынка.

Второй принцип - поддержание стабильности национальной валюты. В условиях инфляции механизм цен перестает нормально работать, поскольку структура цен искажается.

Третий принцип - обеспечение открытости рынков. В условиях закрытых рынков не только существенно облегчается образование монополий, но и нарушаются связи между отдельными рынками, в результате чего система полной конкуренции не в состоянии функционировать в полном объеме. Государство должно обеспечивать не только снятие запретов на импорт, но и обеспечившего свободу предпринимательства, свободу перемещения, не допускать монополистической практики недобросовестной конкуренции и установления искусственных барьеров.

Четвертый принцип - защита частной собственности, которая является предпосылкой конкурентного порядка и его эффективного функционирования, а также условием существования свободного государственного и общественного порядков. Вместе с тем Ойкен подчеркивает, что частная собственность нуждается в контроле со стороны конкуренции, иначе неизбежно возникновение монополистических структур.

Пятый принцип - свобода заключения договоров. Без свободных индивидуальных договоров, вытекающих из хозяйственных планов отдельных людей или предприятий, полная конкуренция невозможна. Однако, как специально отмечает Ойкен, «эта свобода не должна использоваться для образования монополий или для укрепления их позиций» 1 .

Шестой принцип - ответственность. «Тот, кто имеет доходы, должен нести и убытки». Реализация этого принципа способствует тому, чтобы капиталом распоряжались со всей осмотрительностью, инвестиции осуществлялись с большой тщательностью, производство велось с максимальной эффективностью при минимальных издержках. Ойкен считает, что «ответственность является предпосылкой не только для экономического порядка в условиях конкуренции, но и вообще для общественного порядка, в котором господствуют свобода и чувство ответственности перед самим собой» .

Наконец, седьмой принцип - неизменность экономической политики, что является важным условием для осуществления достаточных капиталовложений. Неустойчивость экономической политики создает атмосферу неуверенности, недоверия, сдерживает долгосрочные капиталовложения и вынуждает предпринимателей делать лишь такие инвестиции, которые по причине очень высокой рентабельности позволяют быстро возвратить вложенный капитал.

Вместе с тем, как подчеркивает Ойкен, важно не только сформировать конституирующие принципы конкурентного порядка, но и сохранить его способность нормально функционировать. Для этого необходима реализация некоторых регулирующих принципов.

  • 1. Настоятельной необходимостью является проведение политики контроля за деятельностью монополий, поскольку они неизбежно будут существовать даже при конкурентном порядке (например, естественные монополии).
  • 2. Важно осуществлять определенную политику в области доходов. Из-за неравенства в распределении доходов возникают существенные различия в распределении покупательной способности, что может стимулировать производство предметов роскоши, тогда как насущные потребности людей с незначительными доходами удовлетворяются не в полной мере. Ойкен предлагает для решения этой проблемы использовать прогрессивное налогообложение, однако так, чтобы не создавать угрозы капиталовложениям.
  • 3. Государство должно бороться с негативными последствиями свободного предпринимательства, когда частные интересы вступают в противоречие с общественными: загрязнение окружающей среды, чрезмерная продолжительность рабочего времени, недостаточная охрана труда рабочих, использование детского труда и т.д.

Таким образом, Ойкен стоит на либеральных позициях и выступает за развитие рыночной конкурентной экономики. Вместе с тем он понимает, что для того, чтобы свободный рынок полностью реализовал свои преимущества, ему в современных условиях необходима поддержка государства. Однако в отличие от Кейнса, который предлагал дополнить работу рыночного механизма государственным регулированием, т.е. как бы передать государству часть функций рынка, Ойкен считает прямое вмешательство государства в работу хозяйственного механизма бесперспективным, приносящим больше вреда, чем пользы. Не регулирование рынка, а создание условий для его нормального функционирования - вот основная задача государства. «...Политико- экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономического процесса», - подчеркивает Ойкен 1 .

Неолиберальная концепция Ойкена получила развитие в трудах его сторонников и последователей (Вильгельма Рёпке, Альфреда Мюллер-Армака, Людвига Эрхарда). Эта концепция предопределила специфику развития немецкой экономической мысли в послевоенный период, а также легла в основу экономической политики правительства ФРГ . Важным фактором, способствовавшим широкому распространению идей неолиберализма в Германии, стал крах жестко централизованной экономической системы, существовавшей в стране в годы фашизма.

Ойкен и его сторонники критически относились к крайним вариантам хозяйственных порядков и искали своего рода средний (третий) путь экономического развития. Этот третий путь, особая модель экономического развития, которая реализовывалась в ФРГ, получил название социальное рыночное хозяйство. А. Мюллер-Армак, который впервые использовал понятие «социальное рыночное хозяйство», подчеркивал, что «желаемая современная рыночная экономика должна иметь ярко выраженную социальную направленность и привязку» .

Основная задача, которую ставят сторонники неолиберальной концепции, - формирование основанного на свободе и одновременно социально ориентированного экономического и социального порядка, обеспечиваемого сильным государством. Концепция социального рыночного хозяйства была направлена на синтез гарантированной государством экономической свободы и социальной защищенности и справедливости.

Использование термина «социальный» применительно к рыночному хозяйству означает, с одной стороны, что в силу своей экономической эффективности и предоставляемой каждому возможности в условиях экономической свободы обеспечить свое благосостояние, рыночная экономика носит социальный характер. С другой стороны, рыночное хозяйство должно ограничиваться государством там, где его свободное развитие привело бы к социально нежелательным результатам.

Таким образом, по мнению сторонников немецкого неолиберализма, государство в современных условиях должно играть весьма активную роль: не занимаясь само непосредственно хозяйственной деятельностью, оно должно, выработав правила рыночной игры, следить за строгим их соблюдением частными хозяйствующими субъектами, формируя одновременно достойную человека социальную инфраструктуру.

Обратимся к первоисточнику

«В одном из моих более ранних выступлений я как-то раз указал на роль государства как высшего арбитра. Хочу воспользоваться здесь немного банальным примером футбольной игры. Я считаю, что, так же, как судья на футбольном поле не имеет права участвовать в игре, так и государство не должно принимать в ней участие. Существенной предпосылкой правильной, хорошей игры является то, что игроки следуют определенным, заранее установленным правилам. То, к чему я стремлюсь, проводя политику рыночного хозяйства, - чтобы уж оставаться при нашем примере, - это выработать порядок и правила этой игры».

Эрхард Л. Благосостояние для всех. М.: 1991. С. 132.

  • Ойкен В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996. С. 11.
  • Антиномия (гр. antinomia) - противоречие между положениями, каждое их которыхпризнается логически доказуемым. Там же. С. 302.

В книге представлены взгляды наиболее видных представителей немецкой неолиберальной экономической мысли: В. Ойкена, Ф. Бёма, Ф. Лутца, Л. Микша, Ф. фон Хайека, А. Рюстова, В. Рёпке, Й. Хёффнера, А. Мюллер-Армака и Л. Эрхарда. Большинство публикуемых работ мыслителей Фрайбургской школы переведены на русский язык специально для этого издания. В первой части книги помещены вводные статьи немецких авторов Н. Гольдшмидта и М. Вольгемута, чл.-корр. РАН В.С. Автономова, а также вводная статья научных редакторов русскоязычных переводов - Н.К. Меден, С.И. Нев ского, Е.В Романовой, Н.В. Супян, Л.И. Цедилина. Во второй части книги собраны избранные произведения представителей Фрайбургской школы, которые также сопровождаются вводными статьями, посвященными жизни и творчеству каждого классика. Издание снабжено указателями имен и терминов. Книга предназначена для студентов, преподавателей, экспертного и научного сообщества, а также всех читателей, интересующихся проблемами создания эффективной социальной рыночной экономики.

В главе учебника по экономической компаративистике осуществляется сравнение реального с виртуальным, показываются единство и различия старой и новой компаративистики, характеризуются основные черты метода. Приводятся учебно-методические материалы.

Характеризуются принципы сравнительного метода в общественных науках в целом и место компаративистики в методологии экономической науки, дается классификация и описание основных направлений экономической компаративистики.

Ковач Я. М. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 17-34.

В этой статье Янош Ковач анализирует противоречия, с которыми столкнулось распространение новых институциональных теорий в странах Центральной и Восточной Европы. В условиях распада марксизма и сравнительной неразвитости неоклассической экономической теории новой институциональной экономической теории предсказывалось блестящее будущее, учитывая происходящие в обществе глубокие институциональные изменения. Именно это научное направление наряду с ордолиберализмом казалось наиболее привлекательным и для экономистов, и для социологов. Однако, к удивлению многих, в странах Восточной Европы концепции новой институциональной экономической теории так и не получили полнокровного развития. Более того, они были весьма скептически восприняты местными экономистами, предложившими вместо этого весьма эклектичные исследовательские программы. Опираясь на результаты специального проекта, реализованного в восьми странах, Ковач рисует выпуклую картину особенностей развития экономических и социальных наук в посткоммунистических обществах.

Первые послевоенные десятилетия для Западной Германии были отмечены стремительным хозяйственным подъемом, который, несмотря на разрушительную катастрофу Второй мировой войны и последовавший государственный раскол, довольно быстро смог вернуть страну в число высокоразвитых индустриальных наций мира. Проведенные в 1948 г. денежная и хозяйственная реформы позволили не только заложить основы монетарной и финансовой стабильности, повысить стимулы к росту предпринимательской активности и производительности труда, но и сформировать условия для проведения политики порядка социального рыночного хозяйства. Опираясь на идею построения свободной, эффективной и одновременно социально справедливой рыночной системы, концепции социального рыночного хозяйства удалось заполнить институциональный вакуум послевоенного периода, завоевать широкое признание немецких избирателей и стать основополагающим конституирующим элементом социальной и хозяйственной системы ФРГ. Благодаря достигнутым в 1950-1960-х гг. высоким темпам роста ВВП западные немцы смогли быстро преодолеть послевоенную разруху, справиться с безработицей, существенно поднять жизненный уровень широких слоев населения и обеспечить в долгосрочной перспективе высокий уровень экономической и социальнополитической стабильности. Данная статья посвящена истории формирования идейных основ социального рыночного хозяйства - концепции, теоретический каркас которой опирался на различные течения общественно-экономической и правовой научной мысли. Сначала мы обратим внимание на основополагающие постулаты немецкой ордолиберальной экономической научной мысли, под непосредственным воздействием которой происходило становление доктрины нового общественно-экономического строя в послевоенной ФРГ. После этого мы выделим важнейшие аспекты, определяющие социальный фундамент социального рыночного хозяйства. Затем перенесем данные размышления на современную теорию порядка, с тем чтобы определить место и роль социальной политики в нынешней общественно-экономической системе ФРГ. В заключение будут сформулированы некоторые тезисы относительно значения политики порядка в структуре современной экономической науки.

Гутник В. П. В кн.: Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2007. С. 69-97.

Либеральная традиция принципиально не признает права государства вмешиваться в процесс хозяйственного формотворчества, заниматься «политэкономической инженерией». Однако в реальной действительности чисто эволюционное развитие лишь в редких случаях приводит к созданию эффективных или хотя бы общественно приемлемых хозяйственных форм. Поэтому в среде самого либерализма постепенно стала осознаваться необходимость упорядочивающей деятельности государства. Наиболее ярко это проявилось в германском неолиберализме 1930-1950-х годов, и особенно в ордолиберальных концепциях экономистов и юристов Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Бёмом. Ордолиберализм считает неправомерным ограничивать роль государства лишь контролем за соблюдением правил хозяйствования.

Вальтер Ойкен (1891 – 1950) - немецкий экономист, представитель западногерманского (фрайбургского) неолиберализма; редактор научного ежегодного издания “Ordo”.

Краткая биография

Вальтер Ойкен – сын известного философа Р. Ойкена.

Закончил Боннский университет. Получил докторскую степень (Бонн, 1913 год). В 1921 году получил звание профессора в университете Берлина.

Занимался преподавательской деятельностью в городах Фрайбург и Тюбинген.

В годы национал-социализма Вальтер Ойкен старался находиться в стороне от политики.

Наиболее известные научные труды Ойкена:

  • «Основы национальной экономии» (1940)
  • «Основные принципы экономической политики» (1952).

Замечание 1

Выдвинул идею «экономической конституции», которая представляла собой своего рода «рамочное обрамление» государства силами рыночной конкуренции.

Вклад в экономическую науку

Труды Вальтера Ойкена знаменуют, в определенной степени, возвращение к классической школе (в контексте немецкой экономической мысли и ее специфики, после практически безраздельного преобладания исторической школы).

В основе теории экономической политики , которую предложил В. Ойкен, лежит разграничение между институциональными и правовыми основами экономической деятельности, и экономическим процессом - сделками, осуществляемыми экономическими агентами в своей повседневной деятельности.

В. Ойкен был убежден в том, что государству не следует осуществлять прямое вмешательство в работу рыночного механизма. Однако, оно должно гарантировать и обеспечивать «основные принципы» рыночной экономической системы, такие как:

  • поддержание эффективной конкурентной рыночной среды
  • стабильность денежного обращения
  • защита и неприкосновенность частной собственности, а также права на нее для каждого человека
  • свобода заключения сделок (контрактов)
  • свобода вхождения в рынок
  • последовательность экономической политики
  • ответственность и т. д.

Следующие «регулирующие принципы» являются вспомогательными:

  • социальная политика
  • антимонопольная политика
  • стабилизационная политика.

В. Ойкен считал, что ни централизованная экономика, ни чистый рынок не существуют (и не могут существовать, в принципе) в своем идеальном виде. На практике, они являются лишь определяющими принципами для реальных экономических систем. Другими словами, в состав любой национальной экономика входят одни и те же элементы, однако сочетаются они всякий раз по-разному, в зависимости от доминирующего принципа управления (децентрализация или централизация), а также от традиций и исторических обстоятельств (институтов). Реальные экономические системы, таким образом, состоят из набора определенного числа чистых форм. Глубокое и объективное осмысление характера сочетания этих форм дает возможность оценивать изменения, которые происходят в реальной хозяйственной системе.

Главным пороком рыночной экономической системы В. Ойкен считал ее тенденцию к монополизации. Экономист заявлял о том, что стихийная рыночная власть, которая «предоставлена самой себе», может впоследствии стать политической, в результате концентрации производства и, как результат – образования монополий. Монополисты оказывают давление на властные структуры и это, в свою очередь, служит причиной регулирования экономики властными группировками, а это «путь в царство обнищания масс и несвободы». По мнению Ойкена, государство, должно стремиться создавать экономический порядок, подразумевающий полную конкуренцию.

Замечание 2

В целом же представители «ордолиберализма» представляли институциональное регулирование, направленное на создание конкурентной среды, наилучшим средством антициклического регулирования экономики. Сторонники ордолиберального направления критиковали кейнсианцев, считая необходимой гибкую кредитно-денежную и фискальную антициклическую политику, настаивая на необходимости постоянства экономической политики государства.

Вальтер Ойкен принадлежит к числу тех выдающихся умов, которые при жизни были обойдены заслуженной славой. Нацистские времена не располагали к дискуссиям о рациональном устройстве общества. Мировая экономическая наука познакомилась с трудами немецкого профессора лишь в 50–60-е гг.

Сегодня книги Ойкена выходят многотысячными тиражами и превратились в учебники для студентов во многих странах, в пособия по теме: «Как делать политику». «Второе пришествие» В. Ойкена в мировую науку завоевало широкую аудиторию. Экономисты – теоретики и практики – постигли справедливость жестких слов о первородном грехе эмпирической науки. «Зачастую словом мы подменяли факты, анализом понятий – анализ сути дела», – писал В. Ойкен.

Вальтер Ойкен родился в 1891 г. в Йене, в семье философа и лауреата Нобелевской премии по литературе Рудольфа Ойкена. Вальтер изучал экономику, историю и философию в университетах Германии, в 1913 г. получил магистерскую степень, а в 1921 г. стал доктором наук.

Во время Первой мировой войны он был призван на военную службу и провел 1914–1918 гг. на фронте. В тяжкие годы послевоенной разрухи и гиперинфляции молодого ученого занимали проблемы денежного обращения. В свет вышли «Критические заметки по проблеме денег в Германии» (1923) и «Международная валютная проблема» (1925). В начале 30-х гг. опубликовывается «Исследование по теории капитала». В дальнейшем главной заботой Ойкена становится создание новой методологии экономического анализа. В 1939 г, вышла в свет монография «Основы национальной экономии». Второй крупный труд «Основные принципы экономической политики» был издан в 1954 г., уже после смерти автора. Перу ученого принадлежат статьи, в которых он резко критиковал правительство Аденауэра – Эрхарда за ошибки и непоследовательность, хотя последний признавал Ойкена своим духовным отцом и наставником. Первую профессорскую кафедру Вальтер Ойкен получил в университете Тюбингена (1925–1927), а затем был приглашен во Фрайбург, откуда практически не выезжал. Смерть настигла ученого в Лондоне, где он читал цикл лекций, озаглавленный кратко, но провидчески: «Этот век неудач».



Вальтер Ойкен был женат на Ирэн Борзик, которая родилась и провела детство в Смоленске; у супругов было трое детей. В посмертном издании трудов, в частности русских переводов, принимали участие дочь – Эдит Ойкен-Освальт и внук – Вальтер Освальт.

В. Ойкен был одним из основателей и идеологом известной Фрайбургской школы (начало 30-х гг.). Ее называют ордо-либеральной*, призванной, как гласила ее заповедь, служить целям создания экономического и социального порядков, достойных свободного человека. Близкие духовные связи были у Ойкена с Фридрихом Хайеком и Йозефом Шумпетером – выдающимися экономистами либерального толка, с философом Карлом Поппером, некоторыми учеными-физиками и естествоиспытателями. В условиях нацистского режима в доме Ойкенов собирались друзья, приходили студенты, велись дискуссии, не предназначавшиеся для уха приверженцев национал-социализма. Однако после покушения на Гитлера в июле 1944 г. круг друзей поредел, некоторые из них были арестованы, начались допросы и расследования.

* Ordo (лат.) – ряд, порядок.

В послевоенные годы В. Ойкен создал вместе с Францем Бёмом ежегодник «ОРДО»; фрайбургские соратники участвовали в подготовке германского «экономического чуда». Традиции Фрайбургской школы сохраняются сегодня в университетах Марбурга и Йены. Ойкен впитал лучшие качества немецкой исторической школы в экономике (основательность исследований, междисциплинарный подход), но в отличие от своих коллег-историков внимательно изучал труды маржиналистов, в основном австрийцев, с которыми историческая школа находилась в жестком противостоянии. Теория полезности и предельной производительности помогла Ойкену осуществить сравнительный анализ экономических систем.

Ключевым звеном общей концепции Ойкена является положение об экономическом порядке. Мыслители XIX в. жили в принципиально ином мире. Тогда же сложились понятия, которые и сегодня разделяются значительной частью людей. Это – социализм и капитализм. Предлагая уйти от этих умозрительных абстракций, приглашая задуматься над экономическим опытом и в особенности над экономической политикой, автор сосредоточивается на анализе реально существующих экономических порядков. Они разнообразны, но несущими конструкциями остаются такие посылки, как та или иная полнота конкуренции, степень развития монополий, различия в интенсивности и формах централизованного государственного вмешательства в экономику.

Экономический порядок в стране исторически предопределен прежде всего тем, насколько рациональными и реализованными явились предшествовавшие реформы, в лоне которых протекают конкретные процессы. Зачастую установленный экономический порядок оказывается нецелесообразным. Идея порядка (ordo) превращена у Вальтера Ойкена в движущую силу прогресса. Периоды неравновесия, поиска оптимального порядка наполнены бедствиями.

Наиболее рационален, с точки зрения автора, конкурентный порядок. Здесь на первый план выдвигается анализ эволюции экономической власти. Конкурентный рынок – это альтернатива централизованному государственному регулированию. Что касается власти экономической, то она усиливается по мере того, как конкуренция угасает под гнетом монополий, на смену последним может прийти централизованное управление экономикой – как с сохранением частной собственности, так и достигающая своего максимума экономическая власть при централизованном управлении и коллективной ответственности. При распаде централизованных структур и возвращении к конкурентному рынку экономическая власть сжимается, угасает.

Власть и порядок взаимозависимы: власть оправдана до тех пор, пока она служит целям создания и сохранения конкурентного рынка.

Как воздействует экономический порядок на хозяйственные процессы? Ответ на этот вопрос раскрывает суть самого экономического порядка.

Отдельные предприятия, так же как и домашние хозяйства, принимают решения, строят планы, действуют на основе некоей совокупности факторов, или данных. К ним относятся разнообразные потребности в оборудовании, сырье и квалификации работников, повседневные запросы домашних хозяйств. В числе самых необходимых данных находятся цены. Таким образом, формируются исходные сведения для индивидуальных хозяйств. Координация частных планов в рамках единого рыночного процесса осуществляется через механизм цен.

Индивидуальные данные изменчивы, но они складываются в совокупность. В ней наличествует, по крайней мере, шесть групп (величин), которые постоянно присущи общехозяйственной совокупности. Это – потребности людей, дары природы и природные условия, рабочая сила, переходящие товарные запасы, технические знания, а также правовой и социальный порядок. Особое внимание уделено шестому фактору – здесь имеются в виду не только законы и указы, но и нравы, обычаи, духовный настрой, определяющий «правила игры».

Общехозяйственные данные ограничивают, заключает наш автор, пределы экономического космоса.

Общехозяйственные данные не всегда оказываются востребованными теми лицами, которые определяют экономическую политику. Скорее они рассматриваются политиками лишь как отправные сведения. Вместе с тем меры экономической политики изменяют данные. Вмешательство человека может изменить даже климат. Самым обычным полем деятельности для экономической политики остается та группа данных, "которые можно обозначить как правовой и социальный порядок.

Искусство экономической политики состоит в умении разработать и соединить данные по шестой группе. Главное правило этого искусства – подготовить и формализовать общехозяйственные условия с акцентом на взаимосвязь вышеуказанных величин. (Сегодня подобная экспертная деятельность называется макроэкономическим анализом.) Ойкен предупреждает, что любое точечное вмешательство в сеть взаимозависимостей может стать губительным.

Со страниц книг Ойкена звучит призыв к деидеологизации экономической политики, обретению нового стиля, при котором принятие общих решений становится функцией выбора доминирующих и порядковых форм. Решения требуют не умозрительного, а реалистического подхода.

Подводя итог короткому анализу концепции Вальтера Ойкена, можно, пожалуй, заметить некоторую идейную связь, преемственность суждений между ордо-либералами немецкой, или лучше сказать, европейской кагорты и американским конституционализмом, представленным в нашей галерее имен Джеймсом М. Бьюкененом.

Несмотря на академизм и старомодность изложения (ведь эти труды создавались более полувека назад), автор объясняет сегодняшнюю экономическую жизнь порой глубже и шире, чем современные экономисты. Его размышления служат путеводителем при составлении прогнозов, поиске путей реформирования. Книги эти как будто написаны для стран Восточной Европы и СНГ, стремящихся обрести свои «хозяйственные порядки».

На русском языке опубликованы «Основные принципы экономической политики» (1995) и «Основы национальной экономики» (1996). Переводчики сохранили колорит и стиль, свойственные автору, логику, структурную четкость. Это – немецкие книги. Но для русского читателя их польза несомненна. Россию и Германию объединяет трагедия исторических судеб, культурная общность. Именно нашим народам пришлось вынести на своих плечах основную тяжесть «неблагополучного» XX в. Может быть, рассуждения Вальтера Ойкена о национальном хозяйственном порядке и хозяйственной конституции нужны нам, людям трансформирующейся экономики, даже больше, чем странам с относительно здоровой рыночной средой?