Биографии Характеристики Анализ

Зимняя дорога тема. Александр Пушкин — Зимняя дорога: Стих

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Зимняя дорога"

Еще только прочитав первые четыре строчки стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина, буквально переносишься на тихие, унылые, зимние поля. Тут же понимаешь, что это одно из тех произведений поэта, которые вызывает лирическое и одновременно романтическое настроение. По-видимому, автор находится совсем не в приподнятом настроении, солидарна ему и «печальная луна», и «печальные поля». Печальны они оттого, что одиноки, что до весны еще так долго, а значит, сейчас нужно только ждать.

Единственное, что разряжает тишину - это колокольчик, который и то «утомительно гремит», да песня ямщика, которая наводит на воспоминания. Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые деньки, и от этого еще грустнее, что они позади. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части.

Главное, что хотел передать поэт - это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость - награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать...

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечнее кажется зимняя дорога.

Проанализируйте композицию стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен

Дремля, смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Композиция сюжета стихотворения «Зимняя дорога» состоит из нескольких частей. Особенности монтажной композиции таковы, что вначале мы видим автора едущего «По дороге зимней, скучной». Монотонный звук колокольчика, и однообразный пейзаж, и бег борзой тройки, и песни ямщика утомляют путника, навевают ему скуку, грусть. И мысли его уносятся вдаль, туда, где ждет его милая, добрая женщина по имени Нина, жарко пылающий камин, стрелка часов, отсчитывающая минуты и часы приятного общения.

Скучно, грустно... Завтра, Нина

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

И вновь путник возвращается к зимней дороге. Но сюжет уже сменятся. Та же луна, та же дорога, тот же монотонный колокольчик, но стало еще более грустно и скучно, т.к. даже ямщик, утомленный дорогой, морозом, уже не поет, он дремлет на облучке. Грустно, дремотно. Только одна радость - ожидание близкого свидания.

Повествовательная композиция имеет также свои особенности, выражающиеся эпическими чертами. Она как бы охватывает большие, неопределенные в границах временные и пространственные отрезки. Зимняя дорога пропускается через всю жизнь автора, она как бы соединяет его с прошлыми воспоминаниями, с ощущением предстоящей встречи с милой женщиной.

Предметная композиция стихотворения. Четкими выверенными мазками он рисует и «волнистые туманы», и печальный свет луны, и снежные просторы сколько видит глаз («Ни огня, ни черной хаты», «только версты полосаты»). Но уже с этих первых строк мы воображаем и зимний пейзаж, и получаем представление о самом авторе. По всему видно, что он часто путешествует, с самого детства ему знакомы долгие песни ямщика. И здесь сюжет стихотворения приобретает краски ретроспективного сюжета:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Только запахи, звуки образа детства становятся родными и близкими.

Интересны и речевые средства сюжета. Все стихотворение построено на внутреннем диалоге автора, то он размышляет, погружен в свои мысли, в свои воспоминания, то обращается к Нине, как бы жалуясь ей на скуку, усталость от дороги и ожидания встречи.

Александра Сергеевича Пушкина недаром считают гениальным поэтом, ведь в своих произведениях он, как ни кто другой, мог связывать свои чувства и переживания с происходящими событиями или картинами природы. Ярким подтверждением этих слов является невероятно лирическое и романтическое стихотворение «Зимняя дорога».

Данная работа была написана Пушкиным в 1826 году. Многие литературные критики сходятся на мысли о том, что данная лирическая работа была посвящена Софье Пушкиной. Софья Федоровна была дальней родственницей Александра Сергеевича.

Стихотворение «Зимняя дорога» имеет довольно печальную предысторию. Говорят, что Пушкина испытывал к Софье довольно пылкие чувства. Александр Сергеевич даже сделал ей предложение руки и сердца, но был отвергнут. Именно поэтому исследователи считают, что образ Нины в данном стихотворении является прообразом Софьи Федоровны.

Первые строки стихотворения «Зимняя дорога» передают нам душевное состояние Пушкина. Мы понимаем, что Александр Сергеевич находится в унынье. Лирическая работа наполнена темными, печальными красками. Так, про поляны поэт говорит, что они «печальные», луна также печально льет свой свет, сама дорога является «скучной». И только «колокольчик однозвучный» и «долгие песни ямщика» вносят некое разнообразие.

Возможно, такое настроение Пушкина можно объяснить тем, что поэт понимал неизбежность поражения в своей задумке о женитьбе, но верил, что Софья ответит согласием. Поэт мечтает, что уже в скором времени увидит любимую и «забудется у камина». Он верит, что долгая зимняя дорога оправдает себя.

В стихотворении «Зимняя дорога» Александр Сергеевич проводит параллели со своей собственной жизнью, которая казалась поэту такой же серой, грустной, холодной.

К моменту написания данного стихотворения, Пушкин был уже состоявшимся поэтом. Он мечтал о всеобщем признании и славе. Но высшее общество холодно относилось к нему. Виной всему было пристрастие Пушкина к азартным играм. К тому времени Александр Сергеевич успел промотать все отцовское наследство. Возможно, именно эта пагубная привычка стала причиной негативного ответа Софьи Федоровны на предложение о бракосочетании.

Несмотря на все это, Александру Сергеевичу удалось создать невероятно чувственное и романтическое стихотворение «Зимнее утро».

Зимняя дорога анализ стихотворения по плану

1. История создания . Стихотворение "Зимняя дорога" (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта - С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.

2. Жанр произведения - пейзажно-философская лирика.

3. Главная тема стихотворения - подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. "домашней" ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.

Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.

В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются "разгулье удалое" и "сердечная тоска". Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.

Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни ("глушь и снег"). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.

4. Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.

5. Размер стихотворения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства . Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов ("печальные", "скучной", "однозвучный") и наречий ("печально", "скучно", "грустно"). Произведение "оживает" благодаря олицетворениям: "пробирается луна", "льет", "полночь... не разлучит". В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.

7. Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение "Зимняя дорога" кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.

Пейзажи А. С. Пушкина - не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1826 г., впервые появилось в печати в журнале «Московский вестник» за 1828 г.

Тема стихотворения – печальное очарование зимней природы и «сердечная тоска».

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Стихотворение состоит из семи катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».

Эпитеты «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты».

История создания

Стихотворение появилось из-под пера Александра Сергеевича в 1826 г. Оно имеет автобиографическую основу. Существуют две версии истории создания произведения. Одни исследователи считают, что оно посвящено дальней родственнице автора - Софии Пушкиной. Немногие знают, что поэт собирался жениться на ней. Зимой 1826 г. он сделал девушке предложение. Согласно этой гипотезе, под образом таинственной Нины скрывается София.

Другие ученые утверждают, что произведение было написано после поездки в Москву. В сентябре 1826 г. Пушкина уведомили, что в Москве его ожидает Николай I. Император пообещал поэту свое покровительство и освобождение от контроля со стороны цензуры. Известно, что разговор с императором был напряженным.

Впервые «Зимний вечер» увидел мир в 1828 г. в журнале «Московский вестник».

Тема

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы - красоты зимней природы и «сердечной тоски». В центре произведения лирический герой, второстепенные образы - Нина и ямщик.

Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты» . Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь» . Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. По смыслу стихотворение условно делится на две части: зимний пейзаж и обращение к Нине. Картины зимней природы обрамляют обращение к девушке. Стихотворение состоит из семи катренов. Разбор формальной и смысловой организации стиха помогает проследить, как автор реализует идею произведения.

Жанр

Жанр произведения - элегия. Поэт описывает природу, постоянно подчеркивая свою печаль, в стихах, обращенных к Нине, вместе с радостными нотками чувствуется тоска. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Зимний пейзаж создается помощи средств выразительности. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Преобладают в тексте эпитеты : «волнистые туманы», «дорога скучная», «колокольчик однозвучный», «разгулье удалое», «черная хата», «версты полосаты» . Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают метафоры : «пробирается луна на печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик» . Сравнения поэт не использует. Смешанные чувства лирического героя передаются при помощи антитезы , например, описывая песню ямщика, он говорит, что в ней чувствуется: « То разгулье удалое, то сердечная тоска» .

Для того чтобы передать печаль героя А. С. Пушкин в трех катренах использует оборванные предложения.