Биографии Характеристики Анализ

Значение слова олух царя небесного. Олух - это кто такой? Значение, синонимы и примеры

«Вот видишь, сей лишь час взял за нее сотняжку:
Бог олушка послал». -
«Все это, дядя, так, - племянник отвечал, -
Да в олухи-то, я не знаю, кто попал:
Вглядись-ко: ты ведь взял фальшивую бумажку».
Так Крылов в одной из своих басен изображал одураченного ловким пройдохой купца.
Слово «олух » и значит: простак, разиня, глупец.
А каково его происхождение? Тут ученые думают по-разному.
1. Может быть, оно произошло от сохранившегося кое-где в диалектах слова «лох» - «разиня» или «лух» - «дурак».
2. От собственного имени Олуфёрий.
3. От «бглух» - «глухой», «оглохший».
4. Может статься, от арабского слова «олух», означающего: «дуралей», «грубиян».
Есть и еще одно наиболее веское объяснение: слово «олух» - это не что иное, как «волух» - пастух волов. Ведь образовал же русский язык сходные производные от «конь» - «конюх» и от «свинья» - бранное «свинтус» (ранее «свин-тух», то есть свинопас).
Если так, то олух в прямом смысле - это пастух. В переносном - неуч, недалекий, глуповатый человек.
Но какое отношение олух имеет к царю небесному, к богу?
В народе говорят: «богом обиженный человек», и мы понимаем: это то же, что и «глупец», только в завуалированной, смягченной форме. Говорили раньше и наоборот: «во Христе юродивый», потому что люди «убогие», «нищие духом» считались угодными христианскому богу, его любимцами. В рассказах о христианских святых многие из них заслужили это звание именно «простотой», неполным умом. Естественно, что и «олух» мог рассматриваться как человек, находящийся под особым небесным покровительством.
Некоторые думали так всерьез, другие - не без насмешки. Так, явно иронически, запорожцы в своем прославленном письме к турецкому султану назвали его «нашего бога дурнем», хотя это ни дать ни взять то же самое, что и выражение «олух царя небесного ». Вряд ли такой титул мог показаться падишаху почетным.

Олух Царя Небесного разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько объяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста И. Соболевского слово «олух» произошло от «волух», то есть «пастух волов», то есть крайне простой человек. В древности на Руси было в ходу имя Олух, которое постепенно исчезло, так как слово «олух» стало нарицательным. Полное же сочетание «олух Царя Небесного», как полагают, скорее всего продукт народного творчества, указывающий на приближённость наивных людей к Богу. Это выражение употребляется не только в разговорной речи, но и в художественной литературе.

П.С. От себя добавлю, что данное выражение является вольной переработкой первой фразы Нагорной проповеди Иисуса Христа:

"Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженные нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное".

В толковом словаре Владимира Даля слово «олух» объясняется так: «простак, простофиля, разиня, ротозей». Тут же приводится пример использования этого слова: «Олух Царя Небесного!» Именно так - с восклицательным знаком. Но какой особый простак может быть у Самого Небесного Царя? И почему память о нём сохранилась в русском языке?

Самое вероятное, что слово «олух» образовалось от скандинавского имени Олаф. История эта такая. У крестителя Швеции короля Олафа была дочь принцесса Ингигерда. К ней посватался Норвежский король - тоже Олаф по прозвищу Толстый. Был он «невысок, коренаст и силен», имел «глаза красивые, взгляд острый», - сообщает «Сага о святом Олафе».

Норвежец уже проявил себя как настоящий викинг: с двенадцати лет воевал сначала с датчанами против англичан, а потом пожалел английского короля Этельреда II Неразумного - и перешёл к нему, помог вернуться на престол.

Англичане познакомили Олафа с христианской верой, и примерно в девятнадцать лет он крестился. Христа принял глубоко и искренне.

В 1015 году (ему двадцать лет) Олаф задумал удалиться на Святую Землю. Но во сне ему явился грозный муж и велел отказаться от этого намерения: «Возвратись в свою вотчину, ты навеки будешь конунгом (королём) Норвегии». И Олаф послушался. Став королём, объединил разрозненные части страны в единую Норвегию и крестил свой народ. С 1024 года христианство стало единственной религией в государстве.

Король Олаф, как всякий викинг, был по-военному прям и прост. Где не удавалось договориться с людьми, быстро брался за оружие и наказывал непокорных подданных. Он навёл порядок: никому не позволял красть, разбойничать, производить неправедные суды. Провинившихся наказывал - вплоть до смерти. Невзирая на лица.

Олаф хотел жениться на шведской принцессе Ингигерде: это помогло бы уладить со Швецией спорные территориальные вопросы и прекратить приграничные войны. Ингигерде нравился решительный норвежец, к тому же христианин, как и она сама. Но отец её не любил Олафа. И хотя о свадьбе уже договорились, выдал дочь за другого - Ярослава Новгородского, сына великого Киевского князя Владимира.

Олаф Норвежский женился на сводной сестре Ингигерды - и стал свояком новгородской княжеской четы.

Люди часто хотят справедливости, но только предпочитают, чтобы справедливо поступали другие, а не они сами. Норвежцам надоело жить в нравственной строгости - и они изгнали короля Олафа из страны. Им помог король Дании Кнут Могучий - и сам стал править Норвегией.

Вместе с сыном Олаф приехал к своякам в Великий Новгород. Ярослав Мудрый уже был великим князем Киевским, но часто посещал любимый город, жители которого всегда помогали ему в критических ситуациях.

Ярослав с женой приняли норвежских родственников очень тепло. Олаф оказался человеком удивительным: король - и при этом христианский подвижник. Господь дал ему дар исцеления - и княгиня Ирина (так звалась в Крещении Ингигерда) посылала к нему больных.

Олаф молился и просил Господа указать ему верный путь в жизни. Думал он опять же о Святой Земле и монашеском постриге. Но тот же грозный муж снова явился ему в сонном видении и велел возвращаться в Норвегию: «Там твои владения».

Олаф с небольшим войском отправился на родину и погиб в бою. Норвежцы быстро раскаялись в убийстве своего короля. Кнут Могучий, которого больше не сдерживало присутствие Олафа на этом свете, показал крутой нрав, притеснял народ.

Но Олаф навсегда стал королём Норвегии! Через год были обретены его нетленные мощи - и святой теперь считается небесным покровителем своей страны.

Почитался святой Олаф и в России. Храмы его имени стояли в Новгороде и Старой Ладоге. Но в какой-то момент он выпал из «списка» святых - и тут нет ничего особенно. Его свояк благоверный князь Ярослав Мудрый только лет пять назад вернулся в православные календари. И у всех Ярославов, крещённых в его честь, наконец, появились именины.

Но как Олаф превратился в нарицательного «олуха Царя Небесного»? Да ведь он повёл себя, будто простак, ничего не смыслящий в земных делах. И при этом выполнил волю Божию о себе. А норвежцы поступили, как обычно поступают люди: убили - и потом только поняли, кого.

Удивительно, что шведская принцесса Ингигерда и сама стала святой благоверной княгиней Анной Новгородской, и оба претендента на её руку - тоже во святых. А может, ничего удивительного тут нет? С кем дружбу поведёшь, такую жизнь и проведёшь.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Олух царя небесного разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня», «придурок». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько объяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста… … Википедия

Разговорное выражение, означающее «простофиля», «простак», «разиня». Происхождение слова «олух» точно не известно. Существует несколько обьяснений этимологии этого слова. По мнению лингвиста И. Соболевского слово «олух» произошло от «волух», то… … Википедия

См … Словарь синонимов

ОЛУХ, а, м. (разг.). Глупый, непонятливый человек, дурак. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

олух царя небесного - прост. , неодобр. глупый человек, простофиля. Слово олух имеет в народных говорах целый ряд однокоренных слов: волух, валух, валуй, валях (со значениями: лентяй, увалень, дурак, бездельник). Все эти существительные связаны с глаголом валяться. На … Справочник по фразеологии

Иноск.: дурак, покровительствуемый судьбой Небом На дурака у Бога милости много. Ср. Божий человек (иноск.) юродивый, малоумный. Ср. Ведь он такой олух царя небесного, даже прекрасного, шельма, не понимает... на женщину никогда не взглянет, а… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Олух царя небесного - Прост. Презр. Глупец, дурак, тупица, болван. Дурак лопоухий! гневно сказал унтер офицер, багровый от досады и страха, олух царя небесного! Уж теперь тебе штрафа не миновать, ещё и в дисциплинарный запрячут (С. Голубев. Когда крепости не сдаются) … Фразеологический словарь русского литературного языка

Олухъ (царя Небеснаго) иноск. дуракъ, покровительствуемый судьбой Небомъ. На дурака у Бога милости много. Ср. «Божій человѣкъ» (иноск.) юродивый, малоумный. Ср. Вѣдь онъ такой олухъ царя небеснаго, даже прекраснаго, шельма, не понимаетъ... на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

См. Нашего Бога дурень … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Прост. Пренебр. Глупец, простофиля, недотёпа. ФСРЯ, 29297; БМС 1998, 421; БТС, 1458; ДП, 437; СПП 2001, 58 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Олух царя Небесного , Вильгельм Дихтер. 304 стр. Олух Царя Небесного - автобиографический роман Вильгельма Дихтера, польского еврея, с 1968 года живущего в США. Глазами ребенка, потерявшего в Холокосте почти всех родных, мы видим…
  • Олух Царя Небесного , Дихтер В.. "Олух Царя Небесного" - автобиографический роман Вильгельма Дихтера, польского еврея, с 1968 года живущего в США. Глазами ребенка, потерявшего в Холокосте почти всех родных, мы видим ужасы…

"Олух" - это замечательное слово, и прекрасно оно тем, что о нем можно написать. Раскроем значение определения, его синонимы и поговорим о том, хорошо или плохо быть олухом. Всегда приятно узнать что-то новое, тем более что это хорошо забытое старое.

Значение

Тут нет многообразия смыслов. Когда человека называют олухом, то, наверное, он допустил какую-то ошибку, которую не сделал бы даже ребенок, будь у него хоть капля соображения. Олухом можно быть ситуационно, а можно перманентно. Например, человек может по доброте душевной и забывчивости отдать последние деньги нищему, а сам идти пешком домой. Кто он? Конечно, олух! Это слово в данном случае очень подходит.

Читатель скажет, что нельзя так говорить про человека, который сделал доброе дело. Возможно. Но ведь промашка налицо.

Слова-замены

Да «олух» - это устаревшее понятие, но, может освежат читателю память. Нашего героя можно встретить под следующими именами:

  • дурак;
  • болван;
  • простофиля;
  • балбес;
  • балда;
  • глупец;
  • дуралей (тоже старенькое словцо);
  • идиот;
  • остолоп;
  • разиня;
  • растяпа;
  • ротозей.

Подходящий пример подбирается сразу. Нам синонимы знакомы со школы. Их использует в своей речи алчная старуха из произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». «Дурачина ты, простофиля», помните? И еще характерная интонация в прекрасном советском мультфильме. Но А. С. Пушкин своим сочинением наталкивает нас на мысль о том, что олух - это не всегда ругательство. Вернее сказать, оно не всегда отражает реальный промах человека. Многое в этом смысле зависит от наблюдателя.

Вернемся к сказке, старуха, например, была жадная до невозможности, поэтому считала, что рыбку надо было ободрать как липку. Естественно, отталкиваясь от ее точки зрения, старик - олух, ибо не захотел наживаться. В глазах же незаинтересованного человека рыбак - честный человек, вот и все.

Бывают ли перманентные дураки?

Замечательный вопрос в своей коварности. На примере хрестоматийных персонажей мы поняли, что олух - это характеристика относительная. Поэтому так и подмывает задать вопрос: "Неужели на свете нет ни одного чистокровного дурака?" Наверное, есть. Но как отделить сущность человека от нашего мнения о нем? Никак. Поэтому нужен более или менее объективный показатель, например, уровень жизни. Перманентным дураком будем считать того, кто бессознательно (сознательно вряд ли такое возможно) идет на понижения качества своего существования. С этой точки зрения, балбесами можно признать тех, кто не хочет ничему учиться, ничего узнавать.

Упустить ту или иную возможность время от времени может каждый и сказать: «Вот я олух!», но лишь глупец будет упорствовать в заблуждении и сознательно выбирать путь незнания. Приходим к финальному заключению. Перманентных дураков нет на свете, у каждого есть надежда на спасение из темницы невежества, было бы желание.

Фразеологизм «Олух царя небесного»

После того как мы узнали, что такое олух, время поговорить и об устойчивом словосочетании, которое сразу же приходит на ум. Каков смысл фразеологизма «олух царя небесного»? Смысл выражения аналогичен отдельному слову, которое мы рассматриваем. При этом присутствие Господа не должно никого смущать и вводить в заблуждение. Бог в данном случае - это синоним случая. Последний тезис нуждается в пояснении, оно не заставит себя долго ждать.

«Олух» - толкование (значение нам уже известно) довольно простое. Так называют человека, который ничего не делает сам, а надеется на небо. Естественно, манны небесной Всемогущий ему не посылает, ибо Бог помогает трудолюбивым. Главная опасность состоит в том, чтобы путать этот фразеологизм и феномен юродства. Мол, понятия «олух» и «юродивый» равны. Нет, это совсем не так.

«Олух» как естественная альтернатива «успешному человеку»

Несмотря на довольно нелестное определение, дурак может быть героем нашего времени, причем совершенно ненасильственным образом. Вся эта пропаганда накопительства, работы до седьмого пота возвращает нас к образу архетипическому - Иванушки-дурачка, который даже не желает слезать с печи. Ваня совершенно уверен в том, что бытие устроит все наилучшим образом и без его участия. Да в такой концепции проглядывается Дао Лао-дзы.

Не будем скрывать от читателя своих источников, замечательное эссе на эту тему написал современный философ Александр Секацкий, а сочинение называется «Чжуан-Цзы и даос Емеля».

И вообще, позиция дурака во всех смыслах выгоднее позиции официального лидера сообщества. У людей успешных нет права на ошибку, они вынуждены играть по правилам, а дураку-то закон не писан, и в этом его основная сила: нет ограничений, нет ожиданий, Емеля совершенно свободен. Кроме того, на идиота никто никогда не рассчитывает, к нему никто никогда не обращается, что последнему развязывает руки для собственный свершений.

Классическое значение слова «олух», конечно, пренебрежительное, но мы советуем напоследок читателю не жить так буквально. Лучше смотреть на вещи с другого, непривычного угла.