Биографии Характеристики Анализ

Айсберг происхождение. Как образуются айсберги? Образование плавучих льдов

Айсберг - это величественное природное произведение искусства. Огромные ледяные скульптуры высотой до 100 метров, плавающие в море, являются грозным и одновременно завораживающим зрелищем. Они заставляют трепетать и благоговеть перед могущественными силами природы.

Уникальные произведения природы

Айсберг - это природное явление, великолепие и величественность которого с трудом можно отобразить на фотопленке, его невероятную ледяную мощь можно почувствовать только при личной встрече. Что же это такое? Нет двух одинаковых айсбергов, формы и размеры повторяются очень редко. Интересен сам факт их появления и образования.

Рождение ледяных гигантов

Айсберг - это образование, которое состоит из сильно уплотненного снега, выпавшего на гренландскую ледяную шапку несколько тысяч лет назад, если не больше. Из-за постоянных изменений и движения каждый год появляются тысячи айсбергов, которые в основном формируются в море от ледников в центральном и северо-западном регионе Гренландии, а также на ее восточном побережье.

Размер имеет значение

Айсберг - это явление природы, которое может выступать в самых различных формах, размерах и конфигурациях. Самые высокие из них возвышаются над поверхностью океана на высоте, соответствующей 15-этажному зданию, а самые маленькие похожи по своему размеру на небольшую хижину. Нередко целые дворцы айсбергов мягко дрейфуют под влиянием течений в арктических водах.

Это всего лишь верхушка айсберга

Каким бы большим ни казался айсберг, это всего лишь его вершина, оставшиеся 7/8 частей его массива находятся на морской глубине. Антарктида и Гренландия, где находятся все ледниковые покровы в мире, являются главными источниками этого природного явления в мире. Над водой видна одна восьмая часть айсберга, другая расположена ниже поверхности воды. Отсюда и появилась фраза «вершина айсберга», означающая только часть идеи или проблемы.

Почему айсберги синие?

Некоторые ледники и айсберги имеют синеватый оттенок. Химическая связь кислорода и водорода в воде поглощает свет в красном конце спектра видимого света. Синие ледники и айсберги голубые по той же причине, что и небо, которое таким является из-за атмосферного рассеивания света.

Большие куски льда

Айсберг - это не просто большой кусок льда, оторвавшийся от ледника. В его составе замороженная пресная вода. Большинство из них в Северном полушарии отрываются от ледников в Гренландии. Иногда они дрейфуют на юг с течением в Северную Атлантику. В Южном полушарии почти все айсберги выходят из Антарктиды.

Некоторые из них маленькие, это просто плавающий морской лед, который простирается не более чем на 5 метров над океаном. Айсберги также могут быть огромными, они иногда превышают по своему размеру некоторые острова, например, такой как Сицилия - самый большой остров в Средиземном море.

Опасный лед

Существует много разных видов айсбергов. Например, мохнатый лед представляет собой набор плавающих льдов и айсбергов длиной не более 2 метров. Особенно опасными являются подводные айсберги. Острый скрытый лед может легко проделать дыру в нижней части корабля. Особенно предательская часть Северной Атлантики стала известна как Аллея айсбергов из-за большого количества подводных ледяных образований. Это место находится в 250 милях к востоку и юго-востоку от Ньюфаундленда (Канада).

В 1912 году «Титаник», крупный британский океанский лайнер, на своем пути в Нью-Йорк, столкнулся с ледяной горой и затонул в Аллее айсбергов. Более 1500 человек погибли. Вскоре после того, как «Титаник» затонул, был создан Международный ледовый патруль для отслеживания айсбергов и предупреждения судов. Этот патруль продолжает свою деятельность и сегодня.

Куда плывут айсберги

Айсберг - что это? Как долго он может существовать? Куда он плывет? Ледяные массивы, оторванные от ледников и дрейфующие в более теплые воды, в конечном итоге тают. Ученые оценивают продолжительность жизни айсберга, начиная с первого снегопада на леднике и заканчивая окончательным плавлением в океане, приблизительно в три тысячи лет. По понятным причинам точное определение времени существования того или иного айсберга является весьма затруднительным. Движение наиболее крупных ледяных плавающих образований отслеживается при помощи спутников.

Формы и размеры

Айсберги поменьше могут происходить из ледников или шельфовых льдов, а также могут быть результатом разрыва большого айсберга. По форме они также совершенно разные. Некоторые айсберги имеют крутые стороны и плоскую вершину, другие - купола и шпили.

Айсберг - что это?

Слово «айсберг» происходит от голландского и буквально означает ледяную гору. Как известно, около 91% от всего плавающего ледяного массива находится под водой. Это связано с физическими характеристиками. Поскольку плотность чистого льда составляет около 920 кг/м 3 , а морской воды - около 1025 кг/м 3 , обычно одна десятая объема айсберга выше воды (по принципу Архимеда). Форму подводной части определить, исключительно глядя на часть над поверхностью, очень трудно.

Айсберги обычно колеблются от 1 до 75 метров над уровнем моря и весят от 100000 до 200000 метрических тонн. Самый большой известный айсберг в Северной Атлантике возвышался на 168 метров над уровнем моря. Это приблизительная высота 55-этажного здания. Подобные айсберги происходят от ледников Западной Гренландии и могут иметь внутреннюю температуру от -15 до -20 °C.

Отслеживание айсбергов

Айсберги обычно ограничены ветрами и течениями. Более 95% данных, используемых в анализах морского льда, получены от удаленных датчиков на полярно-орбитальных спутниках, которые исследуют эти отдаленные районы Земли. До начала 1910-х годов не было системы для отслеживания айсбергов для защиты судов от столкновений, скорее всего, потому что они не считались серьезной угрозой тогда, кораблям удавалось уцелеть даже при прямых столкновениях.

В 1907 году германский лайнер "Кронпринц Вильгельм" протаранил айсберг и получил очень серьезные повреждения, но смог завершить свое путешествие. Однако потопление «Титаника» в апреле 1912 года изменило все это и обусловило спрос на создание систем для наблюдения за айсбергами. Так был сформирован Международный ледовый патруль.

Новые технологии контролируют айсберги. Воздушный надзор за морями в начале 1930-х годов позволил разработать чартерные системы, которые могли бы точно детализировать океанские течения. В 1945 году эксперименты проверили эффективность радара при обнаружении айсбергов. Десять лет спустя были созданы океанографические контрольные пункты для сбора данных, эти форпосты продолжают служить исследованию окружающей среды.

  1. Защити себя и свой бизнес

    Книга >> Менеджмент

    ... айсберга . ... Образование" . Содержит полную информацию об образовании ... перспективу ; * планы на долгосрочную перспективу ... опасности и обстановке, в которой опасность ... распространения сведений, которые пытается использовать ... методов защиты конфиденциальной...

  2. Теневая экономика: явление, макроэкономические последствия и методы борьбы

    Курсовая работа >> Экономика

    Гигантского айсберга , определить... особая опасность для... защиту , надо использовать ... , широко распространенная несанкционированная допол­нительная... экономики и образование мощных... применении нескольких методов , с... рассчитанные на перспективу . В краткосрочном...

  3. Защита водных ресурсов

    Реферат >> Экология

    ... айсбергах и зоне вечной мерзлоты. Из всего количества пресной воды только около 1 % используется ... – самое распространенное вещество в... образования Озера... расчетную перспективу при... , защиту , сохранение... усовершенствование методов контроля... опасность представляют...

  4. Методы управления персоналом (18)

    Реферат >> Менеджмент

    Особо опасные виды... образование , науку, культуру, здравоохранение; -ценовая политика государства в области товаров «потребительской корзины»; -защита ... части айсберга . ... этого используется метод анализа... перспективу ... распространенным методом аттестации является метод ...

  5. Основы паблик рилейшенз

    Реферат >> Маркетинг

    Громадного айсберга науки... существует опасность распространения информации... методов математики и компьютерной техники. Самыми распространенными методами ... защиты ... более широкие перспективы . * ... образование , готовится набор фотографий кандидата с детьми.Использовать ...

Ученые подсчитали, что ледяной покров , крупнейшего острова на Земле, обновляется примерно за 6 тысяч лет. Это означает, что значительная часть гренландских ледников за это время превращается в айсберги, которые «блуждают» по Северной Атлантике. Тот же процесс постоянно происходит и в Антарктиде, где находятся крупнейшие на Земле ледники.

Добравшись до края суши, ледник или нависает над водной поверхностью в виде карниза или козырька, или продолжает передвигаться по шельфу (материковой отмели). Время от времени от ледяного массива с бешеным грохотом отламываются огромные глыбы — айсберги. («Айсберг» с голландского языка переводится как «ледяная гора») При этом образуются волны, очень опасны для судов, оказавшихся поблизости.

Некоторые айсберги, по своим размеры могут соревноваться не только с горами, но и с целыми горными массивами. У самого крупного из когда-либо обнаруженных айсбергов, который в 2000 году отпал от шельфового ледника Росса в Антарктиде, была поверхность площадью около 10 тысяч км 2 при высоте более 100 метров. Через пять лет его осколок был длиной более 115 километров и площадью более 2500 км 2 . По мнению ученых, такие «ледяные горы» способны влиять на океанские течения и погодные условия, тем более что морские течения несут айсберги за многие тысячи километров от мест, их «рождения». Так начинаются многолетние блуждания ледяных гор.

Плотность морской воды около 1025 кг/м 3 , а плотность льда — 920 кг/м 3 . По этому только верхушка, десятая часть объема айсберга возвышается над водой, а остальные десять девятых объема находятся под водой и являются невидимыми для наблюдателя с борта судна. Эта «скрытая» часть плавучей ледяной скалы представляет наиболее серьезную опасность.

В истории мореплавания известно много случаев столкновения судов со скитальцами-великанами. Так, 20 февраля 1856 года, у острова Ньюфаундленд, после столкновения с айсбергом потерпел крушение американский парусный корабль. Вся команда погибла — 135 человек. А в 1928 году загадочно исчез датский пьятищогловий баркас «Копенгаген». Судно шло из Монтевидео в Австралию и на его борту находились 59 человек. В широтах, где проходил маршрут баркаса, дрейфовали антарктические гигантские айсберги. В 1943 году в Северной Атлантике столкнувшись с айсбергом пошел на дно британский танкер «Свенд Фойн» вместе со всем своим экипажем. Но самая известная из катастроф такого рода произошла 1 апреля 1912 года. Только что построенный крупнейший океанский лайнер «Титаник», вышедший в свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с гигантским айсбергом и затонул, невзирая на то, что он считался абсолютно надежным и непотопляемым. При этом из 2208 человек пассажиров и экипажа спаслись только 706.

С появлением на судах радиолокационного оборудования опасность подобных столкновений уменьшилось. Однако даже самые современные приборы порой оказываются несостоятельными. В ноябре 2007 г. неподалеку от Южных Шетландских островов, расположенных у побережья , круизный лайнер «Эксплорер» врезался в ледяную гору и получил пробоину. К счастью, всех пассажиров удалось эвакуировать и разместить на другом корабле еще до того, как лайнер скрылся под водой.


Чрезвычайной особенностью айсбергов является их способность «кувыркаться». В теплых водах лед тает гораздо быстрее, при этом изменяется положение центра массы ледяной горы, и время от времени айсберги неожиданно переворачиваются. Известен случай, когда в результате такого «кувырка» пассажирский корабль, находившийся вблизи большого айсберга, был подхвачен им при опрокидывании и оказался на поверхности льда. Однако новое положение айсберга оказалось неустойчивым, и за короткое время он сделал «кувырок» в обратную сторону, причем корабль вновь оказался на плаву, не получив серьезных повреждений. Интересно, что айсберг, который недавно «перевернулся», отличается от своих собратьев темно-синим цветом льда.

Среди ледяных гор большинство — столовые айсберги. Отличительной чертой этих айсбергов является ровная, как стол, поверхность. Под действием морских волн и солнечных лучей форма айсбергов со временем меняется. Чем «старше» ледяная гора, тем изобретательнее ее внешний вид. Некоторые из них, пропутешествовав несколько лет в водах Северной Атлантики или на юге Индийского и Тихого океанов, становятся похожими на гигантских белоснежных лебедей или на скалистые острова с широкими долинами, острыми утесами и живописными бухтами. Многие айсберги существуют так долго, что на них образуются колонии морских птиц — поморников, чаек, пингвинов, а также тюленей.

Скопление айсбергов, встречающихся у ледяного барьера Антарктиды, обычно выглядят как ледяные города, созданные архитектором с неукротимый фантазией и неограниченными возможностями. Освещенные солнцем, они переливаются всеми цветами чистейшего пресного льда — от ослепительной белизны к глубокому сине-фиолетового тона.

В конце XX века Европейским Космическим Агентством и НАСА были созданы спутниковые системы, которые ведут круглосуточное наблюдение за передвижениями ледяных путешествующих гор в океанах планеты, движением покровных ледников и образованием новых айсбергов. В декабре 2009 года спутник Егмизат обнаружил огромный айсберг у берегов . Ледяной глыбе размером 19 на 8 километров (больше площади Гонконга), что отпала от шельфового ледника Росса, понадобилось 10 лет, чтобы преодолеть такое расстояние.

10 152

В ноябре 1956 года в Тихом океане обнаружили самый большой в истории айсберг. Его длина составляла 335 км. Ледяные скалы всегда вызывали интерес исследователей, путешественников и обычных людей. Мы расскажем о пяти самых знаменитых айсбергах в истории.


АЙСБЕРГ ТИТАНИКА

Этот непримечательный айсберг стал знаменит благодаря великому кораблю, потопленному им. Гигантское британское судно, отличавшееся, как утверждали создатели, повышенной прочностью, затонуло после столкновения с глыбой льда 14 апреля 1912 года, в результате чего 1 495 человек погибло.
Известно, что айсберг откололся от глетчера в заливе Мелвила, в Гренландии, 24 июня 1910 года, в 12 часов 45 минут. Странствующая гора имела высоту 105 метров и вес в 420 тысяч тонн. Во время плавания по Атлантике айсберг сильно уменьшился в размерах, но все же был достаточно массивен, чтобы протаранить и потопить 66-тысячетонный лайнер.
После столкновения с кораблем гору подхватило теплое течение и через полгода принесло к Земле Франца Иосифа. Тут полурастаявший, рыхлый айсберг сел на мель и, перезимовав до лета 1913 года, растаял.



Этот айсберг мог погубить «Титаник». На нем были обнаружены следы красной краски, оставшиеся от корпуса корабля Фото: Wikipedia



Фото: Global Look

ОСТРОВ ФЛЕТЧЕРА

Ледяной остров Флетчера (или Т-3) - айсберг, обнаруженный исследователем Джозефом Флетчером в конце 1940-х годов. Это один из самых известных дрейфующих островов. Он откололся от шельфового ледника Уорд Хант. Площадь острова составляла 90 кв. км, толщина льда - до 50 метров. С 1952 по 1978 годы на нём неоднократно располагались дрейфующие научные станции. В начале 1980-х годов айсберг, предположительно, был вынесен течением в Северную Атлантику и растаял.


Фото:qsl. net


Фото: Global Look

В15 – САМЫЙ БОЛЬШОЙ АЙСБЕРГ

Самый большой за всю историю научных наблюдений (документально зафиксированный и исследованный учеными) айсберг под названием В15 откололся от шельфового льда Антарктиды в 2000 году. Его площадь составляла приблизительно 11 тыс. кв. км. Два с половиной года этот ледяной исполин величиной с Ямайку был заперт в море Росса, а в 2003 году раскололся на 2 куска. Они тоже, в свою очередь, с годами раскалывались на части. Айсберг, обнаруженный в 1956 году, был больше, он имел площадь 31 тыс. кв. км, однако он не был изучен учеными в отличие от В15.


B-15 Фото: Wikimedia


Фото: Global Look

РЕКОРДСМЕН СЕВЕРНОГО ПОЛУШАРИЯ

В 2010 году около гренландских берегов сотрудники канадской Службы наблюдения за льдами обнаружили самый большой айсберг северного полушария за последние полвека - размером с треть Киева (260 кв. км.). Среди тысяч айсбергов, которые откалываются от гренландских ледников, такие великаны - очень редкое явление. Если бы эта громадная льдина сместилась к югу от Гренландии, то послужила бы серьезной помехой судоходству в Атлантике.


Фото: Wikimedia


Фото: Global Look

САМЫЙ ВЫСОКИЙ

Самый высокий айсберг был замечен в Южной Атлантике около Фолклендских островов в 1904 году. Его вершина располагалась на высоте 450 м. Примерно такая же высота у знаменитого Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.


Огромный айсберг перевернулся на глазах у туристов

Кто хочет полетать над Исландией (ледниковая лагуна Йокульсарлон. 360° Аэрофотопанорама) жмем на ссылку выше. А потом посмотрим фото красивых айсбергов и узнаем о них чтоб нибудь интересное.

"Корабль плыл в 270 метрах от шельфового ледника, когда от его края с громким треском отломилась огромная глыба весом примерно в миллион тонн Главная масса отломившейся ледяной горы то поднималась высоко из воды, то снова ныряла, скрываясь из виду Это повторялось много раз, причем от нее все время отламывались куски, и она становилась все меньше и меньше Когда грохот утих, посреди многочисленных белых обломков осталась прекрасная голубая гора, словно сердцевина цветка среди спавших лепестков". Так поэтично и в то же время документально точно описывает картину рождения айсберга знаменитый австралийский полярник, покоритель Южного магнитного полюса и самого южного вулкана Земли — Эребуса — Дуглас Моусон.

Грозные плавучие ледяные горы представляют собой огромные массивы льда, отколовшиеся от сползающих в море ледников или отломившиеся, как описывает Моусон, от краев гигантских ледяных щитов, покрывающих Антарктиду и Гренландию Момент откола айсберга — грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим пушечную канонаду Вся поверхность моря приходит в это время в сильное волнение, а образующиеся волны так велики, что опрокидывают шлюпки и далеко отшвыривают небольшие рыболовные суда.

АЙСБЕРГИ, крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся в море или приледниковое озеро (обычные плавучие льдины и паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7-9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра.


Слово «айсберг» переводится на русский, как "ледяная гора" В этом нет преувеличения, так как айсберги действительно достигают огромных размеров. В океане встречались ледяные исполины длиной в десятки и даже сотни километров и высотой в сотни метров. Еще в 1854¬1864 годах ученые целых десять лет следили за движением айсберга-гиганта, который имел длину 120 километров и высоту 90 метров. А в 1927 году с норвежского китобойного судна заметили ледяной остров, достигавший длины в 170 километров. Но самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в 1956 году. Его длина составляла 385, а ширина — 111 километров. По площади он был равен почти половине такой страны, как Словения, или трем Люксембургам!

А самый высокий айсберг был встречен в 1904 году у Фолклендских островов в Южной Атлантике. Высота пика этой ледяной горы составила 450 метров!

Из-за того, что лед легче воды, а также благодаря пузырькам воздуха, находящимся в ледяных кристаллах, айсберги имеют хорошую плавучесть. При этом на поверхности моря видно лишь одну восьмую часть ледяной горы, остальная ее масса находится под водой. Поэтому айсберги движутся силой морских течений, а не воздушных потоков, и часто плывут против ветра и даже сквозь ледяные поля толщиной до двух метров. Горе кораблю, вмерзшему в такое ледяное поле — айсберг раздавит его, как спичечную коробку!

Антарктические айсберги редко продвигаются далеко на север в Индийский океан и южную часть Тихого, где проходят основные судоходные пути, хотя их и встречали в 160 км к югу от Австралии. В Южной Атлантике айсберги дрейфуют с Фолклендским течением от мыса Горн к мысу Доброй Надежды. Северная часть Тихого океана отделена от Северного Ледовитого (за исключением узкого Берингова пролива) и свободна от айсбергов. 10-15 тыс. айсбергов ежегодно откалываются от западно-гренландских ледников, много их поступает из восточной Гренландии и с северо-восточного арктического побережья Канады. Лабрадорское течение переносит эти айсберги на юг, вдоль Ньюфаундленда, а затем Гольфстрим влечет их через Атлантику в северо-северо-восточном направлении. С апреля по август айсберги в изобилии встречаются на оживленных североатлантических судоходных линиях и круглый год могут наблюдаться в районах к северу от 43° с.ш. Иногда на юге они попадались вплоть до широты Азорских островов.


В ясную погоду благодаря своей блестящей поверхности айсберги видны издалека. Ночью буруны образуют предупредительную белую линию вокруг их основания. В тумане они плохо различимы на расстоянии свыше 90 м, и до изобретения радара обнаруживались с помощью корабельной сирены, звук которой отражался от их поверхности. Гибель первоклассного лайнера «Титаник» в 1912 была результатом неосторожности, и это явилось причиной действующих до сих пор очень строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узлов, несмотря на полученные по радио предупреждения о наличии в этом районе плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 с после того, как тот был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся 1513 жизней.


"Родителями" айсбергов являются обширные ледники Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и острова Канады. Оттуда ежегодно "стартуют" в плавание 18 тыс. айсбергов.

Процесс рождения айсберга неторопливый. Область ледника медленно сползает на воду, подгоняемая непогодой и подмываемая набегающими волнами. Затем отколовшаяся часть ледника с грохотом падает в воду. Находящиеся в айсберге пузырьки воздуха, а также из-за того, что лед легче воды айсберг имеет хорошую плавучесть.

Процесс рождения айсберга сопровождается очень интересными и непохожими ни на что другое звуками


На поверхности плоских айсбергов часто находят большие озера, иногда до двадцати километров в диаметре. На таких ледяных островах встречаются также реки и ручьи, стекающие в море красивыми водопадами. Одна из таких рек достигала в длину четырех километров, а в глубину — двенадцати метров.

Морская вода промывает в айсбергах глубокие туннели и пещеры. Иногда, впрочем, пещеры достаются ледяной горе "в наследство" от породившего ее ледника. Образовавшиеся при движении ледяных языков по горным склонам трещины могут затем смыкаться вверху, если ледник выходит на равнину, и тогда внутри него остаются длинные подледные полости, которые со временем приближаются к берегу и отправляются вместе с содержащей их ледяной глыбой в дальнее плавание.

Внутренность этих подледных, или, точнее, «внутриледовых», пещер представляет собой зрелище изумительной красоты. Вот что рассказывает об этом один из участников советской антарктической экспедиции 1965 года:

"Округлый коридор высотой примерно в три метра уходил в глубь ледяной горы. Волнистые стены были из гладкого, точно отполированного льда. Необычайный голубовато-синий свет проходил через весь ледяной массив, мягко струился, переливаясь в ледяных стенах. На сосульках играли отблески света, проникавшего во входное отверстие. Фантастический голубой цвет стен, игра света, пар, клубами вырывавшийся изо рта, настраивали на торжественный лад. Мы невольно говорили шепотом и медленно шли по коридору... Ветвящиеся во все стороны ходы пронизывали айсберг, и самым удивительным в них были огромные ледяные кристаллы, свисавшие с потолка и сплошь покрывавшие стены. Это был иней, сходный с тем, который можно увидеть на окнах в морозный день, но только увеличенный во много раз.

Ледяные иглы, как цветы самых причудливых форм, сверкали и искрились в голубом рассеянном свете. Страшно было не только двигаться, но и дышать среди этой необычайно хрупкой и неописуемой красоты. Мы зажгли спички, и они неожиданно вспыхнули ярко-красным пламенем. Конечно, огонь от зажженной спички казался таким ярким по контрасту с голубоватым освщением пещеры, но это не делало его менее красивым."

Однажды наши моряки встретили у берегов Антарктиды даже «поющий» айсберг. Вода промыла в нем сквозные отверстия, в которых ветер устраивал довольно мелодичные «концерты», словно играя на огромной флейте.

Порой айсберги напоминают очертаниями средневековые замки или сторожевые башни. Их называют пирамидальными. Но чаще встречаются плоские, так называемые столовые айсберги. Иногда попадаются и цветные плавучие острова: черные, зеленые или желтые. Предполагают, что причиной необычной окраски айсбергов является покрывающая их вулканическая пыль.


Интересно, что плавучие ледяные горы можно встретить не только в морях и океанах. На Тянь-Шане, у подножья величественного пика ХанТенгри, находится ледниковое озеро Мерцбахера. Когда в 1920-е годы к озеру впервые вышла научная экспедиция, ее члены с удивлением увидели, у берегов Гренландии что по озеру плавают большие айсберги, оторвавшиеся, очевидно, от образовавшего озеро ледника Иныльчек. Один из ученых экспедиции так описывал увиденную картину:

"Айсберги, искрясь в лучах южного солнца, плавали в воде. Ледяные башни и замки, опушенные снегом и горящие на солнце мириадами снежных кристаллов, полупрозрачные гроты на поверхности айсбергов, свисающие сосульки, играющие всеми цветами радуги, — все это создавало сказочное впечатление".


Айсберги всегда представляли серьезную угрозу для морских судов. Особенно опасны в этом отношении гренландские айсберги, которые ветры и течения гонят на юг, к берегам Северной Америки, где пролегают оживленные судоходные трассы. Причем если в марте ледяные горы доходят лишь до острова Ньюфаундленд, после чего тают и исчезают, то в октябре они порой доплывают до широты Нью-Йорка, создавая опаснейшее препятствие на пути трансокеанских лайнеров, следующих из Европы в США и обратно.

Опасность усугубляется тем, что в этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, отчего возникают густые и продолжительные туманы. Между тем айсберги высотой до 20-30 метров (а таких большинство в Северной Атлантике) даже в ясную ночь различимы лишь с расстояния в 500-600 метров, что не позволяет капитану, пусть и скомандовавшему "Полный назад!", избежать столкновения с роковым препятствием.

Величайшая морская катастрофа XX века вынудила морские державы принять меры для того, чтобы избежать подобных трагедий в будущем. В результате в 1913 году был создан Международный ледовый патруль в Северной Атлантике. Патрульные суда и самолеты следят за появлением айсбергов и предупреждают по радио проходящие суда. За год патруль выявляет до четырехсот опасных ледяных гор, на которых устанавливают специальные радиобуи или красят их поверхность яркой оранжевой краской.

Однако даже патрулирование не дает полной гарантии избежать столкновений. Так, уже в наши дни, в 1959 году, датское судно "Ханс Хедхоф" врезалось в тумане в айсберг и затонуло со всеми пассажирами и экипажем. Погибли 95 человек. Опасность представляет и подход на близкое расстояние к плавучей ледяной горе. Подтаивающие снизу айсберги постепенно теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться, погубив при этом неосторожно приблизившееся судно.

Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описывают это событие:

"В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга".

Многие крупные айсберги живут в море по нескольку лет. В Антарктике на них нередко поселяются большие колонии пингвинов и других морских птиц. Некоторые даже устраивают там гнезда. Долговечность айсбергов натолкнула людей на мысль попробовать применить их для снабжения пресной водой засушливых стран в Африке и Аравии. Так возник проект буксировки крупных айсбергов специальными судами к берегам Персидского залива, с тем чтобы использовать образующуюся при их таянии воду для водоснабжения и орошения полей. Подсчитано, что количество воды, образующееся при растоплении одного айсберга средних размеров, равно годовому стоку крупной реки. Время покажет, насколько реальным окажется осуществление такого проекта.

Во время бурной погоды корабли, плавающие у берегов Антарктиды, нередко используют айсберги для защиты от бушующих волн, укрываясь на их подветренной стороне от шторма. А летчики антарктических экспедиций иногда избирают их плоскую поверхность в качестве посадочной полосы. Конечно, при этом надо всегда помнить о коварном характере ледяных островов и быть начеку. Ведь поведение айсбергов непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприза.


Вот как «пошутил» однажды айсберг с канадским пароходом «Поршиа». Это случилось в 1893 году. «Поршиа» совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди по курсу показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры попросили капитана подойти поближе — уж больно красив был айсберг, хотелось получше разглядеть его и сфотографировать крупным планом. Но только судно подплыло вплотную к айсбергу и туристы защелкали фотоаппаратами, как случилось что-то непонятное. Неведомая сила начала поднимать «Поршиа» из воды. Через несколько секунд судно уже оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе айсберга, который до того находился под водой. По-видимому, ледяная гора раскачивалась в воде, и когда пароход приблизился к ней, наклон позволил судну проплыть над подводным карнизом. Затем айсберг стал крениться в другую сторону и поднял пароход в воздух. К счастью, это длилось недолго. Когда айсберг вновь наклонился обратно, судно оказалось в воде, не получив даже легких повреждений. Полным ходом капитан направил пароход прочь, подальше от ледяной ловушки. О том, что могло случиться, если бы айсберг перевернулся, пассажирам не хотелось даже думать.


Надо сказать, что, несмотря на вполне заслуженную мрачную славу, айсберги производят на впервые видящего их путешественника поразительное впечатление своей какой-то неземной, сказочно-романтической красотой. Формы их могут быть самыми причудливыми и необычными: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, в которых не хватает только уютной деревеньки, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными скалами, образующими красивые, живописные бухты. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на колонну на красивом пьедестале, на пирамиду, на старинный город со стенами, башенками и подъемными, мостами...

И тот, кому довелось увидеть на темной глади моря их фантастические очертания, напоминающие плавающие очарованные замки, белоголубые, сине-зеленые или розовые на закате, уже никогда не забудет этого величественного и прекрасного зрелища.


Даже относительно небольшая ледяная гора толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра содержит в себе почти 150 млн. т пресной воды, причем совершенно чистой, лишенной примесей и загрязняющих веществ.

Конечно, осуществить эти проекты нелегко.Нужны мощные буксиры и надежные тросы.Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры, и сделать так, чтобы айсберг таял медленнее.