Биографии Характеристики Анализ

Аварии танкеров. Крушение танкера

Трагедия в Керченском проливе пополнила скорбный перечень крупнейших морских катастроф.

1967 год. Гибель танкера «Torrey Canyon» у берегов Англии
Танкер направлялся в Милфорд Хэйвен (Англия) со 120000 галлонами кувейтской нефти на борту. 19 марта 1967 года танкер выскочил на скалу Севен Стоунс Риф в районе о-вов Сцилли. Танкер получил пробоину, и практически сразу нефть начала выливаться в воду. Чуть позже подошла помощь - шлюпки, катера, вертолеты, корабли ВМФ Англии и датский спасатель.
Нефтяное пятно длиной 22 миль накрыло побережье, начали умирать птицы.


Спасатель начал закачивать воздух в пустые танки, предполагая, что таким образом удастся снять судно с рифа. Внезапно на борту спасателя раздался взрыв, двое человек выбросило за борт. Один из экипажа прыгнул в воду им на выручку, вытащил их обоих, но сам погиб в толстом слое нефти, покрывавшем поверхность.


Тем временем танкер стал новостью номер один в мире, люди предлагали идеи и проекты по борьбе с разлившейся нефтью. Катастрофа танкера переросла в экологическую катастрофу - гибли птицы, рыба и устричные поля побережья.


Танкер окончательно разломился, и в море хлынули новые потоки нефти. Правительство приняло решение разбомбить остатки судна и бомбежкой воспламенить нефтяное пятно.


В течении последующих нескольких дней, остатки судна были разбомблены, вся нефть оказалась в воде. Пятно подожгли. Тем не менее, остатки пятна продолжали покрывать побережье. Некоторое время спустя пришло облегчение - переменился ветер, и пятно понесло в сторону Франции, которой тоже досталось, хотя и не так, как Англии.


Эта катастрофа вызвала к жизни Конвенцию гражданской ответственности (CLC) от 1969 года и Конвенцию Фонда защиты от разлива нефти в море от 1992 года. Впервые в истории судовладельцы стали нести ответственность за последствия в любом случае, а не только тогда, когда бывает доказанной преступная халатность.


16 марта 1978 года гибель танкера Amoco Cadiz
Бретань, Атлантическое побережье Франции
48 35 N Latitude 004 43 W Longitude
на борту нефть сырая арабская легкая, иранская легкая и бункер-мазут С


16 марта 1978 года танкер Amoco Cadiz выскочил на скалы Portsall Rocks, в трех милях от побережья Бретани, вследствии отказа рулевого устройства. Танкер следовал из Персидского залива на Гавр и попал в шторм, что также способствовало катастрофе. Весь груз - 1619048 баррелей нефти вылился в море. Пятно 180 миль шириной и 80 миль длиной накрыло приблизительно 200 миль побережья Бретани.


Отдаленность места катастрофы от портов, а также продолжающийся шторм, явились причинами, затруднявшими спасательные работы. Судно, из-за шторма, раскололось надвое прежде, чем спасатели смогли начать откачку груза. ВМФ Франции отвечали за морскую часть спасательных работ, Служба гражданской безопасности - за зачистку побережья. Было собрано порядка 100000 тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, не превысило 20000 тонн.
На 1978 год катастрофа Amoco Cadiz стала рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны.


19 июля 1979 года столкновение танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain
19 июля 1979 года - Тринидад и Тобаго - порядка 314285 тонн сырой нефти вытекло в море после столкновения вблизи Тобаго танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain.

1989 год катастрофа «Exxon Valdez», Аляска, США
В порту Valdez находится конечный выход трансаляскинского нефтепровода. Танкеры, загруженные нефтью Аляски, развозят ее по всем 48 штатам США. В 9.26 вечера танкер Exxon Valdez отошел от терминала порта и начал свой 28 рейс с момента входа в строй в 1986 году, назначением на Лонг Бич, Калифорния.


Танкер был одним из крупнейших на этих линиях, почти 1000 футов (около 300 метров) длины, при скорости 15 узлов танкеру требовалось 3 мили дистанции до полной остановки. На мостике были капитан Джозеф Хэйзелвуд, лоцман и третий помощник Грегори Казинс. После прохода узкостей Valdez и мыса Rocky лоцман покинул борт судна.


Погода была хорошей, но в районе отмечалось наличие небольших айсбергов. Капитан связался с Береговой охраной и сообщил о изменении курса, чтобы уйти с пути айсбергов. Было дано разрешение следовать северным рекомендованным путем. Приказав 3-му помощнику вернуться на южный рекомендованный путь после прохода острова Busby, капитан спустился в каюту, и дальнейшее судовождение осуществлял 3-й помощник. Около полуночи Казинс отдал приказ рулевому ворочать вправо, однако судно начало поворот слишком медленно - так и не установлено, почему именно - или рулевой неправильно понял команду, или что-то было не в порядке с рулевым устройством.



После катастрофы судно было переименовано и стало называться SeaRiver Mediterranean, затем его увели в Средиземноморье, где и отправили на слом в 2002 году.
1996 год - катастрофа «Sea Empress», Милфорд Хэйвен, Англия
15 февраля 1996 года, 8.07 утра
Танкер "Sea Empress", имея на борту 131000 тонн сырой нефти с нефтеплатформ Северного моря, выскочил на мель у входа в Милфорд Хэйвен, Англия. Сразу после посадки на мель в море вылились 2500 тонн нефти. Погода была хорошей, и во время прилива танкер всплыл.
16 февраля
Судно удерживается на месте в районе входа в порт 4-мя буксирами. Планировалось разгрузить танкер на другие суда, однако в дело вмешалась погода. Первое пятно размером 10 миль захлестнуло побережье.
17 февраля
Танкер начали отводить от места, где он сел на мель. Порвались буксиры. Машинное отделение затопило, судно снова село на мель.
18 февраля
Экипаж сняли с борта судна, налетел шторм силой до 9 баллов. Китайский спасатель смог подать буксир, буксиры с остальных спасателей полопались. Судно прочно село на скалы. Экологическая катастрофа стала реальностью.
19 февраля
Еще 20000 тонн нефти вытекло в море.
20 февраля
Несмотря на то, что уже около 50000 тонн груза вытекло, и высокие приливы, судно остается на скалах.
21 февраля
В конце-концов судно сняли с мели 12-тью буксирами после того, как по меньшей мере 71800 тонн груза вытекло в море. Судно отвели в порт Милфорд Хэйвен и ошвартовали. Остатки груза продолжали вытекать в море.
22 февраля
Подготовка к откачке оставшейся нефти.
23 февраля
Начали откачивать остатки.
Итого в море вытекло порядка 71800 тонн сырой нефти.



1994 год трагедия в проливе Босфор
Танкер M/T Nassia, и балкер M/V Shipbroker, оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 года в проливе Босфор. 29 членов экипажей танкера и балкера погибли в результате столкновения, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью.


Приблизительно 20000 тонн сырой легкой нефти российского происхождения вылилось в море.
Пожар (судов и пятна, получившегося в результате разлива груза с Nassia) длился 4 суток 5 часов 40 минут и остановил все движение в проливе на это время.

2 января 1997 года гибель танкера «Находка» Японское море
2 января 1997 года, «Находка», танкер Приморского морского пароходства, Находка, Россия, разломился надвое во время шторма в Японском море в 80-ти милях от побережья префектуры Шимане, Япония. На борту танкера находилось 17100 тонн дизтоплива, перевозимого из Китая на Дальний Восток России.
Через пять дней после того, как танкер разломился, носовую часть вынесло на прибрежные скалы префектуры Фукуи. Кормовая часть затонула на глубине 2500 метров. Приблизительно 5000 тонн груза вытекло в море - это превратилось в крупнейшую для Японии экокатастрофу, вызванную разливом нефти.
Серьезно пострадали традиционные места промысла морепродуктов, то есть практически весь годовой урожай морского ушка, крабов, морской капусты и пр. погиб, как впрочем и последующие урожаи на несколько лет вперед.
Серьезный ущерб причинен морским птицам - так, пострадала гагарка, которая и так-то числится в Красной книге. Ученые подсчитали, что последствия загрязнения будут сказываться в течении 20 лет.
Серьезно пострадал туризм - пятно накрыло одну из туристических достопримечательностей - полуостров Ното.

12 декабря 1999 года гибель танкера Erika
Танкер Erika раскололся надвое во время шторма 12 декабря 1999 года вблизи атлантического побережья Франции. 15000 тонн мазута - часть груза, вытекла в море. Экипаж сняли вертолетами. На борту в танках остались еще 15000 тонн груза. Танкер затонул на глубине 120 метров в 100 км от устья Луары.

С помощью подводных роботов удалось заделать трещины в бортах, через которые наблюдалась утечка.
К 25 декабря первые пятна мазута накрыли побережье. К началу января пятнами были покрыты 400 км побережья. Погибли тысячи птиц.
Согласно предварительному расследованию, катастрофа произошла вследствии слабости корпусной конструкции из-за коррозии.
На момент катастрофы судну было 24 года. Танкер построили в середине 70-х в Японии на верфях Kasada, в числе других семи одной серии.
Танкер подвергался осмотру дважды в 1999 году - в Порто-Торрес, дефектов не обнаружено, и в порту Новороссийск - отмечены некоторые дефекты корпуса.


14 ноября 2002 года гибель танкера «Prestige»
Танкер под панамским флагом M/T Prestige, 27 человек экипаж, 77000 тонн груз мазут, гибнет в 50 км к северо-западу от мыса Tourinan, Испания. Шторм, большой крен, утечка груза. Буксиры пытаются вывести танкер за пределы территориальных вод Испании.
15 ноября
Танкер взят на буксир спасателями международной спасательной компании SMT - куда следуют, неизвестно.
16 ноября
Экипаж снят и доставлен в испанский порт Ла Коруна. Капитан Apostolos Mangouras арестован властями Испании «за неподчинение властям и причинение ущерба окружающей среде». Неподчинение выразилось в том, что капитан отказывался от буксировки его судна за пределы территориальных вод Испании.
19 ноября
судно переломилось надвое и затонуло в 150 милях от северного побережья Испании, вблизи Португалии. В море вытекло около 800000галлонов топлива.


Август 2003 года Пакистан. Гибель танкера «Tasman Spirit»

Пятница 15 августа 2003 года
Портовые власти Пакистана официально заявили, что существует угроза экологической катастрофы у побережья Пакистана. Греческий танкер Tasman Spirit, выскочивший на мель вблизи Карачи, под ударами волн муссонных штормов уже практически раскололся.


Нефтяное пятно вдоль побережья растет, гибнут рыба, птицы и черепахы. Токсичные испарения угрожают людям.
Свыше 1000 полицейских в респираторах привлечены к охране побережья от посетителей. Более 10 миль берега, обычно заполненные отдыхающими, закрыты для посещения.
Однокорпусный танкер Tasman Spirit выскочил на мель во время сильного муссонного шторма две недели тому назад. Спасатели смогли выгрузить некоторое количество иранской сырой нефти, однако на борту осталось порядка 40000 тонн нефти из общего количества 67000 тонн. Если оставшиеся 40000 тонн выльются в море, это станет одним из самых крупных разливов нефти в мире и одной из самых крупных экологических катастроф.

Когда на мель выскочил злополучный танкер Exxon Valdez - Аляска, 1989 год - разразилась экологическая катастрофа, превзошедшая все связанное с разливами нефти ранее. Вытекло 38800 тонн - эквивалент 125 олимпийских плавательных бассейнов.

Попытки разгрузить танкер, сидящий на мели на расстоянии 800 метров от входа в порт Карачи, прекратились в среду 13 августа после того, как корпус танкера треснул. Опасаясь возможного взрыва или пожара из-за возникшего разлома корпуса, экипаж эвакуировали.
Разлом корпуса увеличился, особенную опасность представляют три танка. Из этих танков большая часть груза была выгружена, но все-таки осталось порядка 5000 тонн. Остальные танки удалось худо-бедно загерметизировать.

Даже Индия - враг и соперник Пакистана, предложила помощь - редкий случай в истории сосуществования двух стран.
Если танкер полностью разломается, остатки груза разольются - это станет экологической катастрофой с особенно тяжелыми последствиями для мангровых зарослей побережья.
Иранская сырая нефть является легкой нефтью, т.е. более токсичной. Собственно топливо на борту танкера также представляет угрозу, будучи высокотоксичным. Танкер был зафрахтован компанией Pakistan National Shipping Corp. и перевозил нефть для государственной компании Pakistan Refinery Ltd.
Финал - спасательные работы длились более двух недель

Пакистан требует от греческих судовладельцев 1 миллиард долларов в озмещение ущерба от гибели танкера Tasman Spirit.
Кроме того, правительство Пакистана собирается возложить на греческую компанию все расходы, связанные с очисткой побережья. В итоге в результате гибели танкера в море вытекло 28000 тонн сырой нефти. Загрязнены порт, внешняя акватория порта и пляжи Карачи. На танкере было 67000 тонн сырой нефти. В результате операции, длившейся 15 дней, удалось выгрузить 37500 тонн. Угроза дальнейшего разлива миновала. Во время операции погода была неблагоприятной и все время шла утечка груза. Загрязненной оказалась 15-ти мильная полоса побережья, по заявлению министра окружающей среды Файсала Малика на полную зачистку и устранение последствий потребуется не менее трех лет.


Многие местные жители получили отравления от испарений вытекшей нефти с характерными признаками - тошнота, головная боль и другие симптомы отравления.Огромный ущерб нанесен морской флоре и фауне - погибли сотни и тысячи птиц, моллюсков, морских змей и прочих представителей морской фауны.
Шторм в воскресенье 12.11.2007 стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, ещё четыре судна сели на мель.
Вызывает серьезные опасения экологические последствия чрезвыйного проишествия. При крушении танкера «Волгонефть-139» в воду вылилось более двух тысяч тонн мазута. Остановить разлив нефти из разломившегося пополам танкера пока не удается. Полные мазута танки перевозил также потерпевший крушение «Вольногорск». Что касается загрязнения серой, то спасатели надеются, что затонувшие контейнеры удастся поднять на поверхность раньше, чем сера начнет вступать в соединения, опасные для человека,не говоря уже об обитателях
моря.



Крушение танкера «Prestige»

На третьем месте снова экологическая катастрофа.

13 ноября 2002 года нефтяной танкер Prestige взорвался, 77000 тонн горючего ушло в океан, что стало крупнейшим в истории Европы разливом нефтепродуктов. Убытки в ходе работ по устранению нефтяного пятна составили 12 миллиардов долларов.

Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии, однако Португалия запретила вход аварийного танкера в свои воды. Аварийное судно было отбуксировано в море.

19 ноября 2002 года корабль раскололся на две части и затонул в 210 км от берегов Галисии. Останки корабля легли на грунт на глубине ок. 3700 м. В результате в море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти. Нефтяное пятно растянулось на тысячи километров возле береговой линии, тем самым нанеся огромный урон всей морской и береговой фауне, а также местной рыбной промышленности. Разлив нефти стал самым масштабным экологическим бедствием за всю историю Испании и Западной Европы. Последствия катастрофы считаются более тяжелыми, нежели в аналогичной катастрофе танкера Эксон Валдез.

В результате катастрофы пораженными оказались тысячи километров Атлантического побережья Европы, над ликвидацией последствий аварии работали 300.000 добровольцев со всей Европы. Общий ущерб от катастрофы оценивается в € 4 млрд.

Хайме Доресте (Jaime Doreste), адвокат испанской неправительственной организации «Экологи в действии» заявил, что все последствия для здоровья и окружающей среды от нефтяного пятна не были обнародованы. В исследовании, опубликованном испанскими экологами в 2010 году, сообщается, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания легких.

АВАРИЯ НА ТАНКЕРЕ «ТОРРИ КАНЬОН»

Аварии танкеров – судов для перевозки нефти – относятся к числу так называемых техногенных катастроф, причина которых вызвана хозяйственной деятельностью людей. Происходят они по многим причинам: от халатности по отношению к технике и невнимания до банального непрофессионализма и «стечения обстоятельств». Однако несмотря на то что общая вероятность их составляет всего 0,4 на 1000 рейсов, а вероятность разлива нефти в зависимости от обстоятельств – от 0,05 до 0,25, каждая авария наносит огромный ущерб людям и животным, экологии планеты Земля в целом. А самое первое серьезное загрязнение океана нефтью произошло при гибели супертанкера «Торри Каньон» в 1967 году.

Для полноты представления этот рассказ стоит начать с кратких статистических данных. Сейчас танкерный флот обеспечивает транспортировку половины добываемой на мировом шельфе нефти – ежегодно от 1,5 млрд тонн. Причем пятая часть нефти и добывается непосредственно в море, а 7–8 тонн из 10-ти доставляется к местам переработки также морским транспортом. Такие темпы добычи требуют соответственных судов, и если в 1960-х годах дедвайт (полная грузоподъемность, или водоизмещение) танкеров составлял не более 200 тыс. тонн, то в конце XX – начале XXI века он уже составляет от 500 тыс. тонн нефти до 1 млн. На некоторых участках Мирового океана происходит буквально вавилонское столпотворение. К примеру, через пролив Ла-Манш, ширина которого составляет 29 км, каждый день проходит более 1000 танкеров с нефтью, поэтому неудивительно, что количество аварий здесь тоже велико. Пик танкерных катастроф пришелся на 1970–1980-е годы, однако и теперь серьезные аварии случаются почти каждый год. И количество нефти, оказавшейся в океане, растет прямо пропорционально количеству и дедвайту танкеров.

Самым ужасным по количеству танкерных катастроф до сих пор остается 1967 год: в Регистре Ллойда упомянуто о 337 судах, погибших в разных районах океана, причем 15 из них исчезли бесследно, и причины этого так и не выяснены. Большинство же остальных потерпели крушение из-за наиболее частых факторов: поступления воды в отсеки, столкновения, пожар на борту, посадка на мель или риф.

Застрахованному на 18 млн долларов танкеру «Торри Каньон», возвращавшемуся из Персидского залива, Регистром Ллойда был присвоен класс 100А1 – наивысший для судов данного типа. Экипаж его составлял 36 человек – включая капитана Пастренго Руджиати. Танкер этот был одним из наибольших в мире – оснащенный всеми необходимыми приборами и средствами связи, длиной 296,8 м, он фактически состоял из множества плавающих цистерн, вмещающих 850 тыс. баррелей (117 тыс. тонн) нефти, небольшой надстройки для экипажа и двух паровых турбин. «Торри Каньон» был заполнен очень вязкой, омагниченной сырой нигерийской нефтью, принадлежащей английской компании «Бритиш Петролеум». Однако само судно не было британским: приписанное к столице Либерии Монровии, оно принадлежало компании «Барракуда танкер корпорейшн», размещавшейся на Бермудских островах. Последняя являлась холдингом компании «Юнион ойл». Все эти тонкости в дальнейшем стали головной болью истцов, не знавших, с кого требовать погашения ущерба.

18 марта 1967 года танкер вплотную приблизился к островам Силли – 48 безжизненным скалам, выступавшим из воды на расстоянии 33–46 км от полуострова Корнуолл в Англии. В 8 часов 18 минут не выспавшийся Руджиати направил танкер в один из проходов Ла-Манша – шириной 6,5 мили и глубиной 60 м, между Силли и гранитным рифом Севен Стоунз, не зная о том, что большим судам категорически не рекомендуется им пользоваться. Утром пролив, как обычно, был усеян рыболовными судами, в результате чего «Торри Каньон» не сумел повернуть в нужном месте, и уже в 8 часов 48 минут капитан понял, что курс лег прямо на риф Поллар Рок, что в 16 км от Корнуолла. Переключатель рулевого управления работал в автоматическом режиме, и в результате танкер не успели развернуть: через два минуты «Торри Каньон» сел на риф, как на палочку от мороженого, – Поллар Рок вонзился в судно на 5 метров.

На сигналы SOS откликнулось несколько судов, и через несколько часов на танкер уже были высажены спасатели, английские ВМС прислали вертолеты, способные в случае необходимости снять всех людей с погибающего судна. «Торри Каньон» к тому времени был уже частично затоплен и бился о скалы. Из пробитых танков в море вылилось более 5 тысяч тонн нефти, а экипаж, чтобы уменьшить массу танкера, самостоятельно выкачивал за борт оставшуюся нефть, в результате чего вокруг судна образовалось нефтяное пятно диаметром около 9 км. Поскольку морская вода выталкивает нефть, «Торри Каньон» полностью утратил плавучесть в носовой части и медленно шел ко дну. Тем временем к танкеру подходили все новые спасательные буксиры и корабли, доставившие 4,5 тыс. галлонов эмульгатора (детергента), способного связать нефть. В ночь на 18 марта буксир «Утрехт», принадлежавший компании «Вейсмюллер», которая раньше спасла знаменитый «Маре Нострум», предпринял безуспешную попытку снять «Торри Каньон» с рифа. После этого с борта забрали почти всю команду: остались только капитан Руджиати, трое членов экипажа и двое спасателей. За 30 часов, прошедших со времени крушения, нефтяное пятно уже достигло размеров 27x6 км и вблизи танкера уходило вглубь на полметра.

В понедельник, 20 марта, по заявлению английского руководства, в очистке моря от нефти участвовало уже 20 кораблей, имеющих на борту 200 тыс. галлонов детергента. Через время стало известно, что из 18 танков «Торри Каньон» 14 разорваны рифом. На следующий день нефтяное пятно разлилось уже по площади в 225 км 2 , причем двигалось оно к Корнуоллу – наибольшему приморскому курорту Великобритании. Отношения между британским правительством и хозяевами танкера становились все более напряженными. Несмотря на политические неурядицы, спасательные работы ни на час не останавливались. В полдень 22 марта погибающий танкер потряс взрыв машинного отделения: многие члены команды были ранены, один человек скончался по дороге в больницу, однако «Вейсмюллер», работающая по принципу «Нет спасения – нет и вознаграждения» и вложившая в спасательную операцию уже немалые деньги, не собиралась отказываться от попытки снять «Торри Каньон» со скалы. Спасение виделось в прокачке танкера сжатым воздухом, чтобы он всплыл на поверхность, и 24–26 марта была предпринята последняя попытка. Однако и она провалилась: не помогли и три буксира, общая мощность двигателей которых составляла почти 7 тыс. лошадиных сил, и работающие в полную силу компрессоры, и высокий прилив, который, как надеялись, должен был помочь снять судно. Танкер ни на сантиметр не сдвинулся с рифа. Более того: материал корпуса не выдержал постоянных ударов о камни: к 12 часам дня 27 марта 1967 года «Торри Каньон» разломился пополам и пошел ко дну.

В то время уже действовал научно-технический комитет, который должен был рассмотреть различные варианты поведения в случае провала операции по спасению танкера. Было решено уничтожить «Торри Каньон», в танках которого оставалось еще 80 тыс. тонн нефти, а в случае неудачи – бороться с нефтью непосредственно на побережье. Войска английских ВМС должны были очистить от пленки, толщина которой в иных местах достигла уже 1,5 м, территорию моря, а сухопутная армия – 300-метровые прибережные воды и пляжи, 100 км которых уже в пятницу были залиты нефтью. Однако в действительности количество загрязненных пляжей было значительно больше: ведь совершенно чистый, на первый взгляд, песок мог быть на значительной глубине пропитан нефтью, и единственным способом ее обнаружения было глубокое боронование.

28 марта компания «Вейсмюллер» отказалась от дальнейших попыток спасения остатков «Торри Каньон», а «Юнион Ойл» отказалась от прав на танкер в пользу страховщиков. Сразу же после этого британская авиация начала его бомбардировку с воздуха, чтобы воспламенить и сжечь нефть, прежде чем та окончательно зальет корнуолльские пляжи, так как один из способов ликвидации последствий аварии – использовать подводные подрывные снаряды – был слишком рискованным. Бомбардировщики «Бакэнир» сбросили в место крушения «Торри Каньон» более 40 бомб по 450 кг каждая, из которых в цель попало всего 30. В основной состав бомб был добавлен алюминий, чтобы усилить пламя. Следом за бомбардировщиками реактивные истребители «Хантер» с той же целью сбросили в разгорающийся огонь более 20 тыс. л бензина. Этого хватило всего на два часа чудовищного пожара. 29 марта нефть поджигали ракетами, напалмом, который не сработал, и снова бензином; 30 марта было сброшено еще около 120 бомб. Все это время над морем стоял густой черный дым, невыносимый запах и летел пепел. Так продолжалось несколько дней, и после исследований затонувшего танкера 7-13 апреля выяснилось, что жидкой нефти в нем практически не осталось.

Из-за этой катастрофы пострадала не только Англия. 9-11 апреля пленка нефти размером 45x8 км достигла Бретани между Лесе-Хаум и заливом Ланьон. Французское правительство, не успевшее принять никаких мер по защите своего побережья, в то время как нефтяная масса неслась к нему со скоростью 65 км/ч, было вынуждено выделить 3 млн долларов для очистки пляжей: чтобы не применять детергенты, но хоть как-то связать нефть, ее посыпали опилками, а на берегу ее вручную собирали лопатами местные жители.

Одновременно все силы были брошены на очистку побережья Корнуолла – борьба с нефтью только теперь началась по-настоящему. В операции принимали участие 2200 британских морских пехотинцев и солдат, 86 летчиков, 78 пожарных команд. Добровольцев же, в отличие от Франции, в Великобритании было мало, а проку от них – еще меньше. Исключением оказался разве что женский добровольческий корпус. Осложняло уборку нефти и то, что Корнуолл – это довольно скалистая местность, поэтому к труднодоступным участкам люди добирались по сброшенным со скал канатам, а иногда их вместе с запасами детергента приходилось спускать с вертолетов. В конце концов нечеловеческие усилия закончились успехом. В середине мая войска возвратились на места дислокаций, а к началу июня пляжи были полностью очищены от нефти. К концу лета корнуолльские курорты привычно заполнили отдыхающие.

Не будем вдаваться в политические тонкости и подоплеку операции по спасению танкера «Торри Каньон». Следует только заметить, что 3 апреля в Генуе начались заседания следственной комиссии, официально созданной правительством Либерии, которая признала, что Пастренго Руджиати несет полную ответственность за гибель «Торри Каньона». Капитан и сам признался в грубых нарушениях правил судовождения и в сентябре 1967 года был лишен капитанского диплома без права восстановления. Шум, поднятый многими наблюдателями по поводу якобы предвзятого решения комиссии, пытавшимися доказать, что подлинными виновниками являются компании «Барракуда танкер корпорейшн» или «Юнион ойл», ни к чему не привел. В связи с аварией вскоре были приняты и три международные конвенции: Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 год (в 1973 году был принят Протокол, распространяющий конвенцию на другие опасные и вредные вещества); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969) и Конвенция о международном фонде (1979), который компенсировал бы ущерб, в результате уже повышенной ответственности операторов судов, сверх 14 млн долларов и до 60 млн долларов.

Главной же темой аварии «Торри Каньона» остаются страшные экологические последствия. Как показали результаты операции по спасению танкера, применение химических средств явилось наилучшим способом борьбы с крупными загрязнениями нефтью. Но беда в том, что нефти оказалось слишком много. Еще до начала бомбардировки танкера ее вытекло около 50 тысяч тонн; примерно 15 тысяч тонн из этого количества испарилось или рассеялось естественным путем. Таким образом, на поверхности моря осталось 35 тысяч тонн. В ходе операции было израсходовано приблизительно 3,5 тысячи тонн детергентов-эмульгаторов – количество, достаточное для связывания 15 тысяч тонн нефти. А 20 тысяч тонн нефти, как известно, было выброшено на берег.

И здесь не все так просто. Дело в том, что плавающая на поверхности в открытом море нефть не причиняет вреда морским организмам. Однако после обработки детергентом она становится чрезвычайно ядовитой для морской растительности и живых организмов приливной зоны. Свидетельство тому – их гибель. В районе аварии у крабов отпадали конечности и они умирали; все чаще попадались мертвые омары. Погибли морские ежи, моллюски, морские собачки, прилипалы, песчаные угри, многие виды рыб, а в прибрежной зоне – все мидии… Но страшнее всего последствия крушения отразились на птицах. Их пропитанные нефтью и детергентом перья теряли водоотталкивающие свойства и переставали удерживать тепло, что приводило к быстрому охлаждению тела; легкие, горло, кишечник, забитые пеной из нефти и детергентов, были обожжены. Нефть, кроме того, вызывала перитониты, нарушение деятельности печени и почек, паралич и слепоту. Птицы, перья которых были сильно пропитаны нефтью, умерли все без исключения; среди пострадавших выжило менее 20 %. Только на побережье Корнуолла погибло 20 тысяч кайр и 5 тысяч гагарок – 90 % птиц этих районов…

Авария «Торри Каньона» оказала большое влияние на некоторые аспекты спасательных работ в море. Ее отклики до сих пор звучат во многих странах мира – она помогла осознать всю опасность загрязнения окружающей среды и привела к утверждению законов и правил, обусловливающих необходимость разработки новых методов спасательных работ для предотвращения загрязнения поверхности моря в случае аварии подобных гигантских танкеров. В этой области ведутся масштабные разработки. Так, американская компания «Оушн сайенз энд инжиниринг» по контракту с Береговой охраной США осуществляет проектирование специального устройства для перекачки нефти с потерпевшего аварию танкера. «Бритиш Петролеум», чья нефть переправлялась на «Торри Каньон», ведет опыты по утилизации нефти с помощью «пожирания» ее микроорганизмами, а немецкая фирма «Бадише анилин унд зода фабрик» создала специальный вид пенопласта «гигромулл», который сбрасывается в море с борта судна, впитывает и удерживает значительный объем загрязненной нефтью воды, а затем удаляется с поверхности моря с помощью насосов.

Все эти меры очень пригодятся в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности. Ведь доля танкерных аварий и на самом деле ничтожна: в три раза больше нефти поступает в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в четыре раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых…

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

Моторы на севере. Авария На следующий день я хотел вылететь в лагерь опять, но погода снова испортилась. Шел снег, была пурга. 10, 11, 12 и 13 марта погода стояла переменная. Я каждый день вылетал, но возвращался обратно из-за погоды и из-за неисправности мотора. Кстати о моторах в

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

Летчик Е. Конкин. Авария После первого полета в лагерь к челюскинцам, 5 марта, когда мы вывезли женщин, нам было приказано перенести базу из Уэллена в Ванкарем. Выполняя приказание, мы устроили совещание с летно-подъемным составом и решили подготовить для этого самолет

Из книги Холодная война - глубины океана… автора Орлов Борис Александрович

Авария Выпью спирт, разбавив дистиллятом, И войду в реакторный отсек. Я покрою матом мирный атом, Что нам укорачивает век. Эту жизнь, дневную и ночную, Я люблю – и знаю в жизни толк. А реактор заглушу вручную… Мирный атом – как домашний

автора Кубеев Михаил Николаевич

Горючая нефть с «Торри Каньон» Эта экологическая катастрофа, не имеющая аналогов по своим печальным последствиям, произошла ранним субботним утром 18 марта 1967 года с крупнейшим итальянским нефтеналивным танкером «Торри Каньон», построенным в США и плававшим под

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

ГОРЮЧАЯ НЕФТЬ С «ТОРРИ КАНЬОН» Эта экологическая катастрофа, не имеющая аналогов по своим печальным последствиям, произошла ранним субботним утром 18 марта 1967 года с крупнейшим итальянским нефтеналивным танкером «Торри Каньон», построенным в США и плававшим под

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

АВАРИЯ НА ТАНКЕРЕ «ВАЛДЕЗ» До недавнего времени авария танкера «Валдез» у берегов Аляски, происшедшая в марте 1989 года, считалась самой крупной экологической катастрофой в мире, связанной с нефтяным загрязнением. Как показали недавние исследования, истинных масштабов

автора Горз Джозеф

ГИБЕЛЬ «ТОРРИ КЭНЬОНА» 1967 год, отмеченный спасением «Маре нострума» и гибелью «Торри кэньона», был особенно ужасным. Как свидетельствует Регистр Ллойда, он оказался самым тяжелым годом за всю историю судоходства – в различных районах океана погибло 337 судов общим

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

АВАРИЯ К-13 Другой успешно проведенной Янгом операцией явился подъем К-13, большой (длиной 101,8 м) новейшей английской лодки подводным водоизмещением 2600 т, снабженной дизельными двигателями, электродвигателями и паровой турбиной. Самой интересной особенностью К-13 было

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС Слово «Чернобыль» известно сейчас всему миру. Оно стало грозным напоминанием о том, какое разрушительное оружие находится в руках человека, насколько важно уделять внимание экологическим проблемам. После крупнейшей техногенной катастрофы

Из книги Рихард Зорге - Подвиг и трагедия разведчика автора Ильинский Михаил Михайлович

Авария Рихард с мучительным чувством открыл глаза. Маленькая чистая комната. Окно - во всю стену. Белые шторы. Белые занавески. Белая спинка кровати. И вдруг - яркое красное пятно. Оно расплывалось, прыгало, превращалось в обжигающий огненный шар. Шар катался в воздухе,

Из книги Приключения на орбитах автора Салахутдинов Гелий Малькович

Авария на «Скайлэбе» Окончание лунной гонки означало, что пилотируемая космонавтика оказалась на перепутье. Всем было ясно, что пилотируемые полеты на Луну неоптимальны и неэффективны. Но в каком направлении двигаться дальше, не знал никто. Еще во время полетов

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Астрономия юго-запада и каньон Чако Земледелие и религия пронизывали жизнь индейцев пуэбло на юго-западе (США), где осадки были непредсказуемыми и расчет времени сбора урожая и посадок быт буквально всем. Мир пуэбло характеризует взаимозависимосты между земледелием и

Из книги Броненосец «Слава». Непобежденный герой Моонзунда автора Виноградов Сергей Евгеньевич

Кампания 1910 г. - авария «Славы» Кампанию 1910 г. Балтийский отряд в составе «Славы», «Цесаревича» и крейсеров «Рюрик» и «Богатырь» начал 9 мая. 10-го на корабли прибыл новый выпуск гардемарин (на «Цесаревич» и «Слава» по 36 чел., на «Рюрик» - 40, на «Богатырь» - 27). Весь май,

Из книги Великие тайны и загадки истории автора Брайан Хотон

БОЛЬШОЙ КАНЬОН: ЕГИПЕТСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА? Фотография Скотта Ктрона (Лицензия свободной документации «GNU»). Видна Большой каньон с пика Тийо, Северный Рим5 апреля 1909 г. на первой странице газеты «Аризона гэзетт» появилась статья неизвестного автора под названием

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Авария 1832 год, 17 октября. В течение 2 дней русичи берут Гимры. Кази-мулла убит. Шамиль успевает бежать.1834 год. Гамзат-бек, ученик убитого Кази-муллы, с бандой в 20 000 нападает на Аварию. Не сумевши взять столицу Аварии, Гамзат-бек вероломно и подло убивает на переговорах 2 (двух)

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

04.03 21:34

04.03 21:33

04.03 20:48

04.03 20:42

04.03 20:15

04.03 19:35

04.03 19:31

04.03 19:00

04.03 18:39

04.03 18:21

04.03 18:19

04.03 18:13

04.03 17:58

04.03 17:53

04.03 17:33

04.03 17:25

04.03 17:15

04.03 16:50

04.03 16:40

04.03 16:39

04.03 16:21

04.03 16:11

04.03 16:01

04.03 15:50

04.03 15:35

04.03 15:29

04.03 15:12

04.03 15:00

04.03 14:57

04.03 14:42

04.03 14:41

04.03 14:35

04.03 14:29

04.03 14:08

04.03 14:06

04.03 14:03

04.03 14:03

04.03 13:51

04.03 13:26

04.03 13:25

04.03 13:21

04.03 13:12

04.03 12:38

04.03 12:35

04.03 12:31

04.03 12:25

Нефть. Крупнейшие катастрофы в истории

В ближайшие дни суд в США должен вынести вердикт бывшему инженеру нефтяной компании BP, который пытался уничтожить переписку с руководством компании, которая проливала свет на причины, повлекшие трагедию.

Нефть является одним из самых продаваемых продуктов в мире, это накладывает и свои особенности. Рост глобального рынка нефти в середине XX века вынудил компании использовать супертанкеры для ее перевозки и нарастить добычу в открытом море, игнорируя все возможные риски. В результате катастроф не удалось избежать. Многокилометровые пятна нефти, которые уничтожали тысячи птиц и рыб, оказавшихся на их пути, наносили ущерб дикой природе в течение десятилетий даже после своей локализации.

Крушение танкера "Торри Каньон" (Великобритания)

"Торри Каньон" был одним из первых построенных супертанкеров, а также стал причиной первого масштабного розлива нефти в современной истории.

Изначально танкер был построен для перевозки 60 тыс. тонн нефти, однако компания, которая владела судном, в обход всех норм, увеличило объем перевозимой нефти до 120 тыс. тонн, что и стало основной причиной катастрофы в 1967 г.

В результате столкновения с рифом у архипелага Силли на юге Британии около 110 тыс. тонн нефти вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 270 квадратных миль. Было загрязнено нефтью около 180 миль береговой линии. Около 15 тыс. птиц и огромное количество животных погибли, прежде чем нефтяное пятно было ликвидировано.

Столь значительный ущерб окружающей среде объясняется тем, что для устранения нефтяного пятна использовались токсичные растворители, которые в результате оказались не эффективными.

Крушение танкера Sea Star

Южнокорейский супертанкер Sea Star столкнулся с бразильским танкером Horta Barbosa вблизи берегов Омана утром 19 декабря 1972 г.

В результате столкновения на борту танкеров начался пожар, который вынудил экипаж в срочном порядке покинуть судна. Пожар на Horta Barbosa удалось потушить в течение дня, однако пожар на южнокорейском танкере так и не удалось потушить. Sea Star затонул 24 декабря после серии взрывов.

Крушение либерийского танкера Odyssey (Канада)

10 ноября 1988 г. либерийский танкер Odyssey в 1300 км от берегов Новой Шотландии (Канада) потерпел крушение.

В результате крушения 132 157 тонн нефти вылилось в море.

Крушение танкера M/T Haven (Генуя)

Принадлежащий семье миллиардера Стелиосу Хаджи-Иоанну танкер M/T Haven неожиданно взорвался неподалеку от Генуи. В пламени погибли пять членов экипажа, а в прибрежные воды вылились 126 тонн нефти. Одной из причин трагедии стало ужасное состояние танкера, который был плохо отремонтирован после попадания в него ракеты во время ирано-иракской войны.

Крушения танкера ABT Summer (Ангола)

28 мая 1991 г. перевозивший 260 тыс. тонн сырой нефти танкер ABT Summer взорвался на расстоянии 1400 километров от побережья Анголы. Корабль трое суток горел, и его остов так и не был обнаружен. К счастью, открытое море разнесло нефть в разные стороны, и серьезного экологического ущерба удалось избежать.

Крушение танкера Amoco Cadiz (Франция)

В 1978 г. танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Франция. Быстро локализовать утечку нефти из-за штормовой погоды не удалось.

В результате катастрофы погибло около 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тыс. тонны нефти, образовав пятно размером в 2 тыс. квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы.

Крушение танкера Castillo de Bellver (ЮАР)

Танкер Castillo de Bellver загорелся и развалился пополам в 100 километрах от Кейптауна (ЮАР).

В Индийский океан вылилось более 250 тыс. тонн нефти.

Течение унесло нефтяную пленку в океан, и побережье ЮАР не пострадало.

Авария на платформе Nowruz (Персидский залив)

Во время войны между Ираном и Ираком в 1983 г. нефтяной танкер столкнулся в Персидском заливе с платформой Nowruz, повредив расположенную под ней скважину. Возникшую в результате этого утечку нефти не удавалось остановить в течение нескольких месяцев. Общий объем нефти, попавшей в море, составил 250 тыс. тонн.

Сброс нефти в реку Колва (Россия)

Плохое состояние нефтепровода привело к тому, что в течение восьми месяцев нефть протекала в реку Колва (Россия). Однако обильные осадки 29 сентября 1994 г. спровоцировали разрушение гидрозатворов, созданных на ручьях для сдерживания разлившейся нефти. Это привело к попаданию огромной массы нефти в Колву, в результате чего загрязнение протянулось на 30-40 км по всей ширине реки. В реку попало 265 тыс. тонн сырой нефти.

Столкновение Atlantic Empress и Aegean Captain (Тринидад и Тобаго)

Два танкера Atlantic Empress и Aegean Captain столкнулись около побережья Тринидад и Тобаго. В результате столкновения оба судна загорелись, и 290 тыс. тонн нефти оказались в море. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье островов не пострадало.

Взрыв на платформе Ixtoc I (Мексика)

В 1979 г. на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I из-за резкого скачка давления произошел мощный взрыв, в результате которого в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти.

Ликвидировать последствия этой аварии удалось лишь год спустя, поскольку остановить утечку нефти смогли лишь за несколько месяцев. За это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

Авария на Deepwater Horizon (США)

Платформа Deepwater Horizon, которая принадлежала компании British Petrolium, затонула рядом с побережьем штата Луизиана 22 апреля 2010 г. после 36-часового пожара, который последовал за взрывом.

Жертвами трагедии стали 11 человек. Нефть продолжала вытекать в океан еще в течение 85 дней. К августу 2010 г. из скважины BP в залив попало 4,9 млн баррелей сырья. Утечка стала одним из крупнейших бедствий в истории.

Отступление армии Ирака (Кувейт)

В 1990 г. поверженные иракские войска, для затруднения высадки десанта антииракской коалиции в Кувейте, открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров.

В результате в воды Персидского залива вылилось от 1,5 – 4 млн тонн нефти. Пока велись военные действия, локализовать катастрофу не пытались.

Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км поверхности залива и загрязнила около 600 км побережий. Для того чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

28.12.2011 - 17:18

Самые жесткие законы в Америке в отношении охраны окружающей среды существуют в штате Аляска. Благодаря им сам штат и окружающие его воды Мирового океана долгое время считались одними из самых чистых на земле. Пока не наступил тот роковой день…

«Заправка»

24 марта 1989 года через четыре минуты после полуночи супертанкер «Эксон Вальдез» налетел на риф в проливе Принца Уильяма, что возле Аляски. В результате катастрофы в чистейшие прибрежные воды вылилось более 10 миллионов галлонов сырой нефти.

О возможной катастрофе ученые начали предупреждать буквально чуть ли не наследующий день после того, как на Аляске обнаружили нефть, а случилось это, кстати, не так давно, в 1968 году. Сначала шли долгие споры о том, как перебрасывать «черное золото в другие штаты, на нефтеперерабатывающие заводы. Предлагались разные варианты, в том числе и постройка нефтепровода через Канаду вплоть до Калифорнии. Однако пересилило вполне понятное нежелание прокладывать «свой» нефтепровод через территорию пусть дружественной, но все же чужой страны, и в результате остановились на супертанкерах.

В короткие сроки был проложен небольшой нефтепровод от мест добычи до порта Вальдез, куда и подходили заливаться танкеры. В этом порту 23 марта к концу дня супертанкер, принадлежащий компании «Эксон» с соответствующим названием «Эксон Вальдез», принял в свои танки 1 миллион 260 тысяч баррелей нефти. А незадолго до отправки капитан танкера Хэзлвуд, его третий помощник Грегори Казен и рулевой Роберт Каган посетили береговой кабачок и, вопреки всем правилам, «приняли» вовнутрь некоторое количество горячительных напитков…

Позже свидетели сообщили, что капитан и раньше был не против «заправиться» и делал это как на берегу, так и на борту судна во время плавания. Хэзлвуд даже лечился одно время от алкоголизма, правда, безрезультатно, но, несмотря на этот порок, компания его ценила, как очень хорошего капитана, выплачивала 150 тысяч долларов в год и увольнять не собиралась.

Железом по камню

В 9 часов 10 минут вечера капитан появился на мостике своего танкера, который поднимал якоря, чтобы направиться в Лонг-Бич (штат Калифорния). Лоцман Уильям Мерфи, по правилам, обязан был вести корабль два часа, пока не обогнет мелководье и подводные камни. Когда лоцман, сделав свое дело, покинул борт «Эксон Вальдез» капитан Хэзлвуд связался по радио с местной береговой охраной и сообщил, что он изменил курс корабля и направил его во входной канал, так как предназначенный для выхода судов канал был забит льдом. Без десяти полночь капитан сдал вахту третьему помощнику Казену. Второй помощник капитана Ллойд Кейн в это время спал в своей каюте.

В предпринятом капитаном маневре не было ничего особенного, и береговая охрана с легкостью дала бы танкеру разрешение, если бы не потеряла в тот момент радарную связь с судном.

Итак, капитан Хэзлвуд приказал Казену войти во входной канал и отправился к себе в каюту заполнять необходимые документы. В следующий момент «Эксон Вальдез» по непонятным причинам отклонился от курса, по которому ему следовало идти, более чем на милю и опасно приблизился к подводным скалам. Одна из причин отклонения, возможно, заключалась в том, что рулевой Роберт Каган, слишком резко повернув корабль к входному каналу, совершил обратный маневр, чтобы снизить ход и вернуться на положенный курс.

Этот маневр был внесен в судовой журнал. Что еще проделал рулевой Каган на мостике - неизвестно, но через 15 минут все услышали и ощутили мощный удар корпуса супертанкера о скалы…

Текучая смерть

Капитан Хэзлвуд бросился на мостик и, по плавному раскачиванию трехсотметровой махины тут же понял, что корабль центром корпуса сел на риф. Как потом выяснилось, в стальном днище судна образовались огромные пробоины, некоторые из них достигали пяти метров в длину. Восемь из пятнадцати танков были разорваны, и нефть вытекала из них губительными языками.

Несмотря на порочную страсть, Хэзлвуд действительно был хорошим капитаном. Прежде всего, он убедился, что самостоятельно с рифа не сойти, так как «Эксон Вальдез» может либо перевернуться, либо развалиться пополам. И капитан принял единственное в этом случае правильное решение: используя мощность машин, он удерживал корабль в стабильном положении, крепко прижав его к рифу и ограничив, таким образом, выброс нефти в море.

Вскоре восстановилась радарная связь с береговой охраной. Но, по невыясненным причинам работники этой службы появились на борту корабля только через три часа после катастрофы.

Когда рассвело, люди были потрясены последствиями этой аварии. На огромных участках моря, покрытых тонкой, мертвой пленкой нефти, плавали трупы морских птиц и выдр…

Первые команды по уборке нефтяного пятна появились только через десять часов, вопреки положенным пяти. За это время из разорванных танков в воды пролива вылилось 40 миллионов литров нефти. Прибывшие на место катастрофы рабочие с помощью своей техники не смогли справиться с таким гигантским нефтяным выбросом. Стоял штиль, и химические очистители нельзя было использовать.

Береговая охрана, которая по закону должна иметь всегда под рукой суда, способные справиться с подобной катастрофой, держала все свои корабли в Сан-Франциско, за две тысячи миль от места трагедии.
В воскресенье, 26 марта, подул ветер. Он взбивал пену на покрытой нефтью поверхности моря и сводил на нет все попытки снять ее. Пятно, покрывшее 900 квадратных миль, попытались поджечь, но безуспешно.

Кто виноват?

Итоги катастрофы для природы оказались ужасными. По самым скромным подсчетам погибли 86 тысяч птиц, в том числе 139 редчайших белоголовых орлов, 984 морские выдры, 25 тысяч рыб, 200 тюленей и несколько дюжин бобров. Были уничтожены миллионы мидий, морских ежей и других обитателей морских глубин. Не исключено, что тысячи умерших морских выдр утонули в море и остались «неучтенными». Некоторые участки побережья необходимо было промывать моющими химическими средствами по нескольку раз.

Ученый-эколог Пол Уиллард сказал по этому поводу: «Выброс нефти произошел в самом худшем месте. Скалистые берега пролива Принца Уильяма изрезаны бесчисленными пещерами и бухтами, где собралась вытекшая нефть и оставалась там многие месяцы, убивая молодь рыбы, которая плодилась на мелководье».

Несмотря на то, что «Эксон» спешно выделила миллиард долларов на очистку берегов, а так же выплатила компенсации рыбакам и другим людям, которые понесли прямой урон в результате выброса нефти, на компанию обрушился шквал критики. Газеты призывали людей не покупать продукцию компании, и игнорировать ее автозаправочные станции, что американцы с охотой и сделали. Нужно было срочно найти и наказать виновных.

Разумеется, виновным оказался капитан Хэзлвуд и не только потому, что капитан полностью отвечает за все судно, но и за его пристрастие к выпивке. Однако последующее, более подробное исследование показало, что Хэзлвуд в этой критической обстановке действовал достойно и с большим умением.

Судьи пришли к выводу, что большую роль в катастрофе сыграли такие факторы как общая усталость команды. Дело в том, что в эту ночь на борту огромного танкера работали только двадцать моряков, то есть, меньше половины положенного экипажа. К тому времени, когда командование кораблем принял капитан Хэзлвуд, двадцать четыре человека были уволены.

Часть вины понесла береговая охрана, которая в самый серьезный момент умудрилась потерять связь с кораблем. Если бы этого не случилось, она имела бы возможность предупредить команду, что корабль отклонился от курса и зашел в опасные воды. После катастрофы компания ввела на своих судах новые, более строгие антиалкогольные правила. Однокорпусные танкеры, действующие в проливе, заменены на двухкорпусные. Но для загубленной природы это очень слабое утешение.

  • 4772 просмотра