Биографии Характеристики Анализ

Что такое русская речь.  речь это что такое речь: определение — педагогика.нэс

«Говорим, говорим…» или правила пунктуации для прямой речи

Все наши слова, складывающиеся в монологи, диалоги и полилоги, и есть прямая речь в . Другое дело – как правильно оформить данное высказывание, верно вставив его в авторские мысли на письме. В чем отличие косвенной от прямой? И какие знаки препинания в русском языке используются для ее обозначения? Подробности в данной статье.

Вконтакте

Прямая речь в русском языке: что это такое?

По сути, прямой речью и называют слова говорящего, которые вставлены дословно в мысли автора. Такой формат отличается индивидуальностью и обладает того, чьи слова воспроизведены. Человек может использовать диалектизмы, соблюдать паузы или насыщать свои высказывания вводными конструкциями.

Внимание ! Никаких дополнительных союзов или местоимений введение такого речевого типа не предусматривает.

Оформление прямой речи обычно выделяется посредством кавычек либо отдельным абзацем. В качестве разновидности сюда можно отнести также цитирование – это выделение авторской речи в кавычках.

Что такое прямая речь?

Правила оформления

Как пишется прямая речь? Лучшим средством для запоминания пунктуации являются схематические правила.

Расшифровка обозначений: «П» – прямая речь, «А» – слова автора.

Для лучшего понимания приведем примеры для левой колонки схем:

  1. Он прокричал: «Начался дождь!»
  2. Он спросил: «Дождь еще не начался?»
  3. Он подумал: «Скоро будет дождь…»
  4. Он пожал плечами: «Все-таки дождь пошел».
  1. «Мы идем гулять!» – засмеялась она.
  2. «Мы пойдем гулять?» – спросила она.
  3. «Мы уже гуляем», – ответила она по телефону.

И последними идут примеры для правой колонки схем:

  1. Он улыбнулся: «Обед был очень вкусный!» – и зажмурил глаза от удовольствия.
  2. Она взглянула на него: «Ты действительно так считаешь?» – и сильно удивилась.
  3. Он задумался, глядя вдаль: «Может, ты и прав…» – и покачал головой.
  4. Она подбежала к нему: «Папа, возьми кленовый листок», – и протянула его своей маленькой ручкой.

«П, – а. – П».

В таких сложных случаях в кавычки берется все высказывание вместе с авторскими словами.

Пример: «Я приеду потом, – сказал он. – Ужинайте без меня».

Важно! Такой речевой тип членом предложения не является!

Пунктуационные схемы

Как правильно оформить диалог?

Диалогом называют обмен репликами двух людей, поэтому на письме этот речевой вид оформляется без кавычек , и каждая реплика пишется с новой строки. Перед началом высказывания идет также постановка тире.

Схема примерного диалога:

Где «Р» – реплика.

Тот же словесный пример:

– Мы сегодня ходили на экскурсию.

– В палеонтологический музей.

– Здорово!

– Да, было очень интересно!

Иногда можно встретить необычный диалог, который вытянут в строку. Это делается потому, что реплики очень короткие. Данные диалоги оформляются по тому же самому правила, как и вкрапление авторских слов.

Например:

– Кто там? – спросила она. – Это я!

В том случае, если предложение содержит в себе две конструкции с прямой речью и каждая имеет в основе свой глагол, то перед началом «второй» конструкции ставится тире.

– Пойдем, уже темнеет, – сказал он и тихо спросил: – Ты не замерзла?

И самым интересным случаем является следующее оформление, когда несколько реплик, это может быть и диалог, и полилог (обмен репликами нескольких людей), идут друг за другом в строку. Причем не указывается, кому принадлежат данные слова, являются ли они словами автора или героев разговора. При этом каждая реплика оформляется в отдельных кавычках и с тире.

«П, – а, – п?» – «П». – «П?» – «П». – «П?» – «П».

Например:

«Скажи, мне, бабушка, вот что, – попросил я, – нужно тебе еще чем помочь по дому?» –- «Спасибо, внучок, есть для тебя еще работа». – «Какая, бабуль?» – «Да вот дверцу прикрутить у шкафа». – «И давно она отваливается?» – «Уже два дня, неудобно так».

Оформление диалогов

Внимание! Тире и дефис не тождественны. Тире ставится внутри предложений или в начале оформления диалога, а дефис делит на составные части только слова.

Разновидности: цитата и несобственно-прямая речь

Как уже было сказано выше, цитирование отличается от прямой речи в русском языке тем, что вторая может быть косвенной. А самым главным отличием является то, что цитата с ее уникальностью может быть также членом предложения . Единственным сходством цитаты и данного речевого типа будут кавычки: и то, и другое всегда ими оформляется на письме.

Правила пунктуации для цитирования:

  • Если цитата становится косвенным высказыванием или другой частью предложения, которая органично вписывается в текст, то она берется в кавычки и пишется со строчной буквы. При анализе предложения такая цитата также разбирается, как и авторские слова. Например: «Тем, кто выступал независимыми судьями на шоу, было сразу понятно, «кто есть кто», и обмануть себя они не дали.
  • Если цитата становится членом предложения, то пишется она с заглавной буквы и выделятся кавычками при письме. Прямой речью такое цитирование также не считается.

Например: «Любовная лодка разбилась о быт» – данной строчке уже более 80 лет.

Отдельным особняком стоит несобственно-прямая конструкция, которая выглядит как отрывок повествования, передающий мысли, эмоции, настроение или позицию изображенного персонажа. Однако такая прямая речь с особой интонацией никак не выделяется: ни синтаксически, ни пунктуационно. Автором этого приема в литературе является А.С. Пушкин, чтобы говорить и одновременно думать за своего персонажа. Такая речевая позиция является трансляцией чужой мысли.

Например: Вот его дом. Он обветшалый, туда давненько никто не заходил. А вот и парадное. Господи! Как он мог жить здесь? На полу слой грязи, обои разорваны. Настоящая дыра!

Эта конструкция, естественно, имеет отношение к автору, поэтому все местоимения и глагольные формы выбраны именно с его позиции, но все же такая несобственно-прямая речь имеет лексические и стилистические особенности, которые присущи нашему речевому типу. Например, применение разговорной .

Примеры прямой речи

Когда Андрей доехал домой, его решительность и мало-помалу испарилась…он посмотрел в окно: Москва была по-весеннему прекрасна. Горожане любовались первыми одуванчиками…Где теперь Анна? Каково ей на чужбине? Совсем пропала. Чем же она занята? Андрей вернулся к компьютеру и снова начал набирать сообщение.

Проблему данного типа повествования впервые стал изучать Михаил Бахтин, а Волошинов уже заговорил о ее двухакцентности и том, каким многоголосьем отдает такой тон повествования. Успенский же предложил соединить эти конструкции с внутренним монологом героя и обозначить их как промежуточную стадию перехода прямой речи в косвенную.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи

Вывод

Таким образом, ответом на вопрос, что такое прямая речь, становится полное убеждение в том, что это довольно важная часть текстовых фрагментов, так как вбирает в себя не только стилистические особенности говорящего и отражает его индивидуальность, но и передает черты характера, а также способствует лучшему пониманию смысла. Такой речевой тип делает текст более живым, насыщает эмоциями и приближает читателя к реальности. А оформлять его совсем не сложно, если схематично заучить легкие пунктуационные правила.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание .

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков.

Значение

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков , включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения . Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова, личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации)
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Свойства речи:

  1. Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи - это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

См. также

Напишите отзыв о статье "Речь"

Литература

  • Выготский Л. С. Мышление и речь.
  • Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Речь

Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.

РЕЧЬ

1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).

2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).

3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький . Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.

4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.

5. мн. в том же знач. , что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин . «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов . «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов . «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин . «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин . «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов . «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький . Дружеские речи.

6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А.Тургенев . О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.

8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин . Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.

9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.

❖ Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие называются частями речи.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "РЕЧЬ" в других словарях:

    речь - речь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь

    речь - речь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Речь - Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

    речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

    Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… … Словарь синонимов

    Река и речь, создал господь Вас вдохновением единым. Вас никому не побороть, Для вашей плоти нет плотины. Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… … Энциклопедия мифологии

    И; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь» (табл. 2).

Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Таблица 2

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык - недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Новое знание поэтому может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов. Владея понятием, мы знаем о предмете или явлении очень многое. Если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже еще реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия.

Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.

Из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

Процесс формирования понятия начинается у ребенка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»

Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.

Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?

Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.

Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

Дадим понятие речи.

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.

Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.

Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.

Основная единица речи – это слово.

Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.

Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.