Биографии Характеристики Анализ

Что вы изменили в школе. Современная школа: что в ней нужно менять, а что сохранять

Когда 11 лет посвящаешь какому-то делу, то хочется, чтобы то, чем ты занимаешься в течение столь долгого срока, приносило бы не только пользу, но и удовольствие. Но вот это время проходит, и, оглядываясь назад, человек начинает делать выводы. И через несколько лет нынешним старшеклассникам придется решать, в какую школу отдать своих детей, чему, а главное, как должно будет учиться новое поколение россиян? Школьное образование - и это радует - не стоит на месте, а постоянно меняется, подстраиваясь под реалии современной жизни. Что же нужно менять в современной школе, чтобы она давала выпускникам нужные знания, а процесс обучения из прогрызания гранита науки превратился бы в неспешное поедание вкусного тортика? Начинать, наверное, нужно с элементарных, но вместе с тем и глобальных вещей: с увеличения числа школ и учителей, увеличения экономической помощи со стороны государства. Больше учителей – меньше учеников в классе, следовательно, учитель может уделить больше внимания каждому ученику. Если учитель будет работать в классе из 10-15 человек, то успеваемость каждого из учеников будет намного выше, ведь учитель вполне сможет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Второй пункт модернизации – требования, предъявляемые к учителям и школьным программам. Если во всей стране ввели Единый Экзамен, то все учителя во всех школах должны готовить своих подопечных к его успешной сдаче. Учителям в современной школе нужно идти в ногу со временем, чтобы материал, преподаваемый ими, был актуален и нужен современному школьнику. Для успешной работы учителя нужно, чтобы он был не только соответственно образован и умел общаться с детьми, но и чтобы его заработная плата в какой-то мере зависела от успеваемости его учеников.Разобравшись с тем, как должна модернизироваться современная школа в плане преподавания, перейдем непосредственно к тому, что должно изучаться в школах. Прогресс и наука никогда не стоят на месте, и каждый год ученые открывают что-то новое. Школьные программы пополняются новыми знаниями по каждому из предметов, и общий объем информации, которую должны получить школьники за год обучения, постепенно увеличивается. Уже сейчас информации слишком много. Человеческий мозг просто не способен все это запоминать, а учителя–то требуют знания по своим предметам на все сто процентов. Как выход из такого непростого положения – введение в школах более строгой специализации, разделения детей на классы с углубленным изучением физики и математики, гуманитарных наук, биологии и химии. Только так можно готовить настоящих специалистов, способных в дальнейшем стать профессионалами в какой-то определенной области науки. Это не значит, что в остальном такие «специалисты» должны будут проявлять невежество, просто по остальным, непрофильным предметам имеет смысл уменьшить объем изучаемого материала до минимума. Теперь перейдем от глобальных к более конкретным изменениям. Материал, преподаваемый в школе, стоит сделать более открытым, поместив его в интернете. Нужно выкладывать на сайтах школы все самостоятельные и домашние задания, чтобы любой ученик или родитель легко мог их посмотреть. Необходимо также изменить шкалу оценки работ школьников. От плоской пятибалльной шкалы перейти к оценке выполненной работы в %. Т.е. оценивать каждую работу от 0% до 100% по таким параметрам, как «Аккуратность» «Правильность» «Интересность» и «Трудность» где 85% будут соответствовать современной пятерке. И еще, наверное, есть смысл разрешить ученикам самим выбирать букву или название своего класса. Те, кто с первого по одиннадцатый класс учились под
скучной литерой А, Б или В, наверняка позавидуют тем малышам, чей класс называется «Наш», «Мы», «Плюс» или как-то по-другому. Обсудив глобальные и маленькие вопросы модернизации школы, можно прийти к выводу, что от старой, советской школы в таких условиях не остается и камня на камне. Самое важное - изменить отношение учителя к ученику. Гоняясь за знаниями, пытаясь вложить в голову школьника как можно больше информации, легко забыть о том, что школа и учеба в ней не должны вызывать отвращение и ломать личность, причинять вред психологическому здоровью, а должны, наоборот, способствовать развитию способностей детей. Только пряником, а никак не кнутом, можно привлечь учеников к школе. Только развивая личностные качества каждого, можно поднять общий уровень образованности в стране. А что происходит сейчас? Система образования на протяжении тех одиннадцати лет, что учились нынешние выпускники, менялась, но мало. Да, был введен ЕГЭ, и учителям волей-неволей пришлось хоть как-то подстраиваться под него. Но все остальное, к сожалению, осталось, как и было. И если все останется по-прежнему, то в будущем родители, всерьез задумавшись об образовании своих чад, трижды подумают и, вспомнив свои школьные годы, спросят себя, хотят ли они, чтобы их дети учились точно так же? Если образование будет стоять на месте и не приспосабливаться к реалиям жизни, то оно из процесса познания нового и интересного превратится в бесполезное времяпровождение, целью которого будут не знания, а лишь «корочка» об окончании учебного заведения.

Научиться учиться - вот ключ ко всему. И ваши дети забыли как это делается, так это только потому, что это знание основополагающего процесса было упрятано слишком далеко с вашей помощью или в их жизни было слишком много традиционного обучения.

Хэл Зина Беннет (1972).

В то время, как политика общественных школ утвердила несомненную пользу, сделав образование доступным миллионам, она не сумела все же удовлетворить потребности современного мира. Пойманная в ловушку собственной догмы, она окончательно устарела. Следующие одиннадцать пунктов сумели бы подготовить ее ко встрече с XXI веком:

Изменение I: узнавайте о наклонностях ребенка не по книгам, а от него самого.

Слишком часто обучая, преподаватель или внутренний уклад школы заставляет следовать плану урока, рассчитанного на определенную возрастную группу детей, игнорируя тот факт, что дети учатся с различной результативностью. Например, в то время, как один ребенок может быть подготовлен к навыку чтения в 5 лет, другой может оказаться неготовым к этому до достижения восьмилетнего возраста. Позорить ребенка, называя его "тупым" или "неудачником" только потому, что он или она бывают не готовы к изучению предмета к моменту, определенному учебным планом, чистая глупость.

Вдобавок к различным степеням готовности существуют такие различные склонности, которые будут нормально развиваться в течение одного или другого временного интервала в зависимости от наших индивидуальных способностей. В своей книге "Взращивание Магического Ребенка" Джозеф Чилтон Пирс описывает семь таких наклонностей: физические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные, концептуальные, интуитивные и воображение. В то время, как один индивидуум может преуспевать в одной области, другой реализуется в совершенно иной.

Проще говоря, некоторые люди чаще пользуются правым полушарием, фокусируя свое внимание на нелинейной неструктурной деятельности в то время, как другие ориентированы на левое полушарие, сосредотачивая свои интересы на таких линейных процессах, как математика и наука.

Это как раз некоторые степени подготовленности людей к обучению - то, как они воспринимают информацию и то, как они наилучшим образом выражают себя. Для того, чтобы помочь молодым людям развить в себе свои уникальные способности, мы должны научиться распознавать эти различия и находить возможности обеспечить каждого индивидуума необходимыми навыками для успеха.

Изменение II: прекратите практику преподавания через наказание.

Мой отец, который был педагогом, говорил мне, что работа учителя во-первых и прежде всего заключается в том, чтобы учить, а не травмировать ребенка. Но в существующей системе образования власть учителя основана на страхе провала учеников. Мой отец говорил мне: "Если у ребенка неудача, это у системы неудача, а не у ребенка". Когда я учился в школе, я помню, что я был больше напуган, чем воодушевлен моими учителями, потому что провалы от неудачи слишком страшили меня.

Я считаю, что учителя должны быть тренерами и проводниками молодежи, открывая перед ними новые двери, двери, которые безоговорочно приведут их к успешной жизни. Конечно, учителя не должны быть теми, кто захлопывает двери перед носом студентов.

В школьную систему будущего должно быть включено некое новое структурное соглашение между:

1. Индивидуальностью ученика.

2. Родителями.

3. Учителями.

4. Классом в целом.

В соответствии с контрактом ученик обязуется учиться, приходить вовремя, выполнять задания. Родители - осуществлять контроль за выполнением контракта ребенком и посещать классные собрания, направленные на поддержание школы и различных видов деятельности, необходимых для успешного функционирования образовательной системы. Учитель обязуется делать все, что от него требуется таким образом, чтобы подготовить ученика к успешному овладению следующим уровнем жизни. От учителя не должно исходить сомнения и посягательства на наличие способностей у ребенка. Класс должен восприниматься как единая обучающая единица, оценивающаяся одной оценкой для всех, кто в этом классе учится, исходя из совокупного уровня подготовленности всего классного коллектива. Такой подход исключит принцип "выживания сильнейшего", победителей и проигравших, тех, кто в результате получает установку на безуспешное будущее.

Как показывает история, в Китае о время Культурной Революции было совершено много ошибок. Но участники экспериментировали со множеством обучающих техник, которые были очень эффективными. Был к примеру, такой лозунг: "Сначала дружба, а потом соревнование". Миллионы людей обучались новым навыкам укрепления экономической мощи страны. Когда группа молодых людей обучалась управлению трактором, к примеру, она не проходила аттестацию, пока каждый полностью не овладевал навыком. Те, кто обучались быстро, помогали научиться остальным. И когда приходил день выпуска группы, радость всего коллектива была несравнимой с удовольствием отдельно взятого, пусть даже самого блестящего студента. Всего, чего они достигли, они достигли кооперативно. Со всеми своими недостатками этот метод обучения прививает чувство общности и ответственности, которые являются позитивными и продуктивными одновременно.

Вы можете почувствовать, что то, что я предлагаю, может оказаться очень заманчивым, волнующим и динамическим процессом совместного обучения, хотя является противоположным принятому сейчас. Ученикам, возможно, даже понравилось бы школьное времяпрепровождение больше, чем уличное или домашнее у экранов телевизоров.

Соглашение между учениками, учителями и родителями позволило бы детям, и сильным, и слабым, почувствовать вкус к кооперативному обучению, которое все больше напоминало бы саморазвивающийся процесс, а не подачу взрослых. Ученики увидели бы конкретную пользу от совместной работы, укрепляющей их совместное благополучие. Если бы они начали коллективное обучение в самом раннем возрасте, результаты могли бы сказаться ошеломляющими с точки зрения личностного самоутверждения, утверждения величайшей ценности дружбы и любви, в том числе в семьях, и унижения преступности. Стало бы постепенно уменьшаться чувство собственной незначительности и одиночества. Возможно величайшим уроком стали бы осознание того факта, что мы все имеем свою партию в оркестре, исполняющем тему счастливой и полноценной жизни каждого.

Сценарий классного обучения выглядел бы примерно следующим образом: учитель класса четвертой, к примеру, ступени должен ознакомить своих 30 или около того учеников и их родителей с теми целями и задачами, которые подготовят детей к переходу на пятую ступень обучения. Контракт должен быть зачитан и осмыслен всеми сторонами соглашения, одобрен и подписан ими. Такое соглашение должно стать предпосылкой для поступления в класс каждого желающего.

Если ребенок не будет стараться в школе из-за того, что родители окажутся не в состоянии поддержать его, как ему потребуется, ответственность ляжет целиком на их плечи ибо такой ребенок будет тянуть назад весь класс. Если кто-то из детей будет нарушать дисциплину, это станет общеклассной проблемой. И тогда и дети, и родители будут заинтересованы в отыскании приемлемого решения для восстановления в классе атмосферы, нацеленной на обучение. Если кто-то из детей будет испытывать трудности в овладении тем или иным предметом, остальные дети поддержат и помогут ему. Родители, дети и учителя - все становятся ответственными за учебный процесс.

Со временем наступит день, когда родители смогут оставить все свои заботы и попечения у порога школы и умыть руки по поводу отсутствия всякой необходимости участвовать в процессе обучения.

Тест для перехода на пятую ступень обучения будет дан либо всему классу, либо небольшим группам или командам учащихся. Это позволит учителям пятой ступени составить более трудный и интересный тест. Ученики будут больше заинтересованы в его сдаче, чувствуется его жизненность и необходимость.

Если один или более учеников не будет выполнять свои обязанности, вопрос будет решаться всем классом; учителя в свою очередь будут искать способ решения данного конфликта, впредь исключая повторение подобного. Ученики научатся нести ответственность, как за коллектив в целом, так и за каждого в отдельности, ясно осознавая его возможное влияние на весь класс как в положительном, так и в отрицательном аспекте. Это в свою очередь предоставит альтернативу мировоззрению "это не моя проблема", которому сегодня следует наше общество.

Кроме того, тест может проходить в форме соревнования со старшим классом. Если результаты не будут достаточно высокими можно будет пересдать. Ученики, учителя и родители соберутся вместе и выяснят самые важные краеугольные моменты перехода своего класса на пятый уровень, обсуждая все это с учителями пятого уровня обучения. Ответы тем не менее будут не так важны, как сам процесс обсуждения, коррекции и обучения. Класс найдет, что было им упущено и сделает все возможное для ликвидации своего пробела. Дети будут учиться на своих ошибках и корректировать их.

Если класс сочтет тест неуместным или слишком трудным, он сможет апеллировать к директору школы или какому-либо другому компетентному в этом вопросе лицу. Это снизит возможную тенденцию учителя неоправданно усложнять тест и позволит учащимся защитить себя в случае необходимости. Безусловно, переходные с уровня на уровень тесты должны быть стандартизированы и канонизированы. Это будет означать, что ученики станут обучаться быстрее, их будет радовать сам процесс обучения, а школа покажется местом волнующим и интересным, бросающим им вызов в форме тестирования. Как результат, национальные стандарты будут возрастать. Это, несомненно, будет касаться тех, кто уже заканчивает свое обучение в рамках единой закрытой системы образования. Лучшие будут несравнимо лучше, а также выше станет уровень подготовленности большинства. Кроме того, уроки будут иметь жизненную ценность, так как направлены будут на достижение богатства и счастья.

После того, как класс четвертого уровня продемонстрирует свою компетентность и подтвердит ее тестом, учитель пятого уровня встретится с детьми и их родителями для обсуждения подготовки их к пятому году обучения. Соглашение снова должно быть всесторонне рассмотрено и подписано, и только лишь в этом случае начнутся занятия. Сейчас же многих учителей обязывают брать неподготовленных учеников.

Такой метод обучения исключит высокую вероятность страхов и неудач. Если группа сдала, значит каждый сдал. Это станет заботой группы вселить в каждого обучающегося уверенность в его силах, в противном случае все проиграют. Дети с самого раннего возраста смогут научиться распознавать и ориентироваться в общественной этике, морали, составлении коллективных и личных договоров. Они также научатся держать слово, творить правду, уважать чужую точку зрения, как свою собственную, поддерживать коллектив, делая все максимально возможное для успеха каждого в группе.

Приняв такие изменения, через несколько поколений мы сможем получить процветающий гармоничный мир, наполненный счастливыми, сострадательными, самореализовавшимися людьми.

Изменение III: обучать универсальным принципам.

Универсальные принципы - это те, которые истинны во всех случаях жизни. Например, принцип, говорящий о том, что отдавая другим, мы по сути дела отдаем самим себе, является универсальным. Точно так же, если вы принципиально обучаете теории единственного правильного ответа, вы неизбежно столкнетесь с противоположными группировками победителей и проигравших.

Если человек понимает эти и другие универсальные принципы, он сможет ориентироваться в общих чертах, объединяющих различные специальные дисциплины такие, как музыка, медицина, животный мир, мир небесных объектов, автомобили, деньги и экономика. Молодежь будет развивать в себе широкий круг возможностей вместо сужения с годами своего потенциала. Молодые люди, владеющие различными специальностями, смогут свободно общаться с другими людьми независимо от их специализации.

Невозможно запомнить весь обширный спектр информации, требующейся в наше время для работы. Знание универсальных принципов обеспечит ребенка основополагающим образованием, которое поможет ему в дальнейшем специализироваться в той сфере, которую он выберет для своего дальнейшего обучения.

Изменение IV: Изучайте принципы денег, бизнеса и финансов.

Только единицы детей одарены способностью учиться. Далеко не каждый талантлив настолько, чтобы стать хирургом, делающим операции на мозге или ученым в космической сфере. Но каждый является способным настолько, чтобы чувствовать себя экономически комфортабельно и безопасно. Если бы дети знали, что обладают природными способностями быть богатыми и счастливыми, они чувствовали бы уверенность в своем завтрашнем дне.

Постоянно слишком много детей уходят из школы, думая, что они тупые и неспособные создать для себя хоть какое-то экономически стабильное положение. Они верят, что их состояние в школе прогнозирует их финансовое будущее. Не только низкие оценки, но и школьная пропаганда, что "ты нигде не устроишься, пока не окончишь колледж" приводят к тому, что слишком много детей предоставлено самим себе. "Зачем вкладывать энергию в школу, если у меня все равно нет будущего?" - распространенное среди жертв образовательной системы мнение. Оно становится источником хронической апатии и высокой преступности в городах.

Бедность - это прежде всего и более всего состояние ума. Все деньги мира не решат проблему бедности до тех пор, пока мы не интегрируем принципы изобилия в образовании. Эти изменения должны начаться со школ, которые в наше время опираются на мальтузианскую теорию нехватки и бедности. Существующая система образования обучает людей быть созависимыми наркоманами денег вместо того, чтобы научить их быть их хозяевами.

Изменение V: Использование музыки в обучении.

Вместо того, чтобы настаивать на том, чтобы ученик выключил свою музыку, учителя должны внедрять ее в процесс обучения. В классах, где я обучаю взрослых, мы постоянно используем смесь классической и современной рок-музыки во время наших занятий.

Музыка может служить фоном для коллективных обучающих сессий, во время которых небольшие групп работают вместе, иногда шумно обмениваясь друг с другом мнениями. Используйте музыку для увеличения степени концентрации внимания во время учебного периода. (Понаблюдайте за подростками, и вы обнаружите, что лучших результатов они достигают под свою любимую музыку).

Изменение VI: Позвольте ученикам быть исследователями.

Позвольте ученикам по достижении 15 лет покидать школу, если они того хотят, без стереотипа неудачников. Они будут свободны в своих исследованиях мира, и в то же время будут осознавать, что когда будут готовы и захотят, они смогут вернуться назад. Я думаю, мы были бы удивлены, когда узнали бы сколько учеников осталось бы в школе, если бы у них был выбор.

Дети обычно учатся усерднее, когда к ним с уважением относятся, и когда они чувствуют, что образование - их собственный выбор, а не насилие со стороны взрослых. Я не знаю как учителя умудряются обучать тех детей, которые не хотят быть в школе. Известно, что с 15 до 20 наступает жизненная стадия, называемая "неопределенная мудрость" - тот период жизни, когда мы верим, что у нас есть все ответы. Если дети находятся в этот жизненный период в школе не хотят, позвольте им уйти в мир самостоятельных исследований и открытий того, что они хотели бы знать. Позвольте им вернуться, когда успокоятся их гормоны, и блеск получения самой низкооплачиваемой работы отрезвит их. Тогда учителя смогут обучать тех, кто действительно захочет учиться. Почему учителя должны заставлять учиться тех, кто не хочет и кто мешает учиться остальным?

Может быть лучше последовать старой мудрости: "Никогда не пытайтесь научить свинью петь. Это занимает время и раздражает свинью".

Изменение VII: обучайте большему за меньшее время.

Я обучаю учителей обучать быстро. Мы обучаем годичному курсу экономики на уровне колледжа за два дня. Я знаю, большинство людей скажет, что это невозможно. Это их парадигма. Человеческий мозг работает намного быстрее, чем способность обучать его. Детям наскучили современные медленные архаичные методы обучения. Вместо того, чтобы оставлять детей надолго в школе, система должна начать обучать их большему за меньшее время. В школе у меня была стойкая неприязнь к процессу обучения. Она называлась скука. Я обучаю учителей быть забавными, развлекающими. Большинство учителей так задавлено диктатом образовательной системы, что боятся продемонстрировать даже слабое проявление живой жизни.

Изменение VIII: Используйте игры для обучения.

Я бы вместо лекций использовал бы для обучения игры. Я обучаю взрослых с помощью игр, и большинство из них это любит. Мы используем такие игры, как метание колец, рэгби, американский футбол и волейбол для обучения бизнесу. Мы даже иногда играем мужчины против женщин. Именно те, у кого проблемы с играми постигают опыт в основном ментально и не хотят проходить через физический и эмоциональный процесс обучения. В двух словах, те, кто сдерживаются, они то как раз ненавидят совершать ошибки и не хотят думать. Они только хотят, чтобы им давали готовые ответы. Большинство детей нуждается в подспорье к ментальному способу обучения. Существующая система на 90% ментальная. Это как обучать баскетболу без мяча.

Изменение IX: Позволить свободу выбора.

Во время обучения я бы позволил детям выбирать те предметы, которые их больше всего интересуют. Давайте, к примеру, представим, что ребенок интересуется жизнью животных. Весь учебный план, включая историю, химию, математику, бизнес, искусство можно разработать с опорой на тематику животного мира. Тогда дети будут читать и заниматься охотнее, потому что они впервые обнаружат для себя что-то интересное. Обучение действительно должно быть забавным.

Существующая система образования разбила совокупные темы на элементы образования. В результате ученики вынуждены изучать математику, чтение, науку, историю и т.д. без привязки к конкретной теме. Сам термин элементарное образование подтверждает истинную природу такого процесса, который представляет собой набор скучных, несвязанных между собой элементов.

Изменение X: Вдохновение длительного обучения посредством трудоустройства.

Вместо того, чтобы вдохновлять студентов становиться хорошими работниками, я бы лучше предложил становиться хорошими учениками на рабочих местах. Я бы нацелил их на поиск работы, где можно чему-либо научиться, а не просто заработать. Я бы посоветовал искать работодателей, желающих обучать, а не просто осуществлять механический навык, становясь одной из корпоративных собак, выгавкивающих зарплату. Эти оттренированные люди часто заканчивают вытьем под луной примерно следующего содержания: "Я заслуживаю следующего повышения зарплаты несмотря на то, что моя компания разваливается, а половину моих друзей увольняют!"

Сейчас, когда большинство детей подрастает в мире, где миллионы проживают 100 и более лет, зачем давить на них, заставляя выбирать профессию в пятнадцатилетнем возрасте? Устроит ли нас консультация подростка по поводу приобретения вами той или иной специальности? Тогда зачем же вы просите их сделать это для самих себя? Я вспоминаю одного своего 46-летнего друга, неожиданно осознавшего, что он стал бухгалтером в результате решения, сделанного в шестнадцатилетнем возрасте. В возрасте, когда он едва знал что это означает! Сегодня он зарабатывает большие деньги, которые не мешают ему впрочем сожалеть о своем выборе. Ему бы больше хотелось быть смотрителем парка, потому что он обожает активность под открытым небом и переживает за состояние окружающей среды.

Я бы посоветовал 15-летним молодым людям обучиться базовым бизнес-навыкам таким, как производство, продажи, бухгалтерия, организационный менеджмент и финансы. Этот опыт позволит им стать широко осведомленными универсальными бизнесменами с реальным опытом. Только потом им следует делать выбор профессии и возвращаться в школу для специализированного обучения. Родители обычно досадуют на этот совет, но я говорю, позвольте им эту досаду. Это обычно те, кто сами сидят в финансовой ловушке. Я всегда удивляюсь, почему они хотят, чтобы с их детьми произошло то же самое.

Я определенно не рекомендую детям делать выбор будущей профессии слишком рано. Я предлагаю универсализацию в самом раннем возрасте и специализацию значительно позднее. Это напоминало бы 15-летнюю отсрочку и было бы забавно - а я настоятельно советую делать свою жизнь забавной. Только подумайте, что, если людям потребуется 35 лет, чтобы повзрослеть и им еще останется 65 лет взрослой жизни.

Изменение XI: дискриминализация образования (падение роста преступности).

Зачем заставлять детей ходить в школу? Не было бы лучше, если бы мы изменили систему так, что они бы захотели ходить туда.

Вот эти 11 изменений я ввел бы в существующую систему образования, будь у меня на это полномочия. Пожалуйста, поймите, я не настаиваю на обязательном вводе этих изменений любой ценой. Я подозреваю тем не менее, что эти изменения начнут постепенно прояснять те архаичные стандарты, за которые цепляется система образования сегодня. Эти изменения определенно стали бы шоком для системы, которая нуждается в шокотерапии. Но, допустив однажды встряску, можно было бы потом долго реорганизовывать и улучшать больную систему.

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

Каждый предметник считает свой предмет самым главным и задаёт такой объём домашней работы, что ребёнок говорит: «Мне жить некогда». При этом не учитываются интересы и склонности ребёнка. Зачастую все эти рисунки, поделки, гербарии никому не нужны, но дети шантажируются оценками.

Ирина Порохова, мама семиклассника

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

Артём Мокрушин, ученик 10-го класса

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны . Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии - учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Министерство образования и науки России заявляет, что «для получения высоких баллов на ЕГЭ необходимо продемонстрировать высокий уровень освоения школьной программы». Проблема в том, что в процессе натаскивания на ЕГЭ у детей на это освоение не остаётся времени.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные - лишь бы как-нибудь получить оценку.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к является итоговое сочинение. В перспективе - введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

В рамках национального проекта «Образование» в России вот уже больше 10 лет внедряют сервисы электронных журналов и дневников. Закон не запрещает отказаться от бумажных документов, но большинство учебных заведений продолжают вести двойную бухгалтерию. Потому что многочисленные комиссии могут их потребовать.

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Дарья Цыкина, ученица 10-го класса

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты - это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.


Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Помимо государственного надзора, в последние годы в работу учителей вмешивается родительский контроль. «Инициативные» мамы и папы загоняют педагогов в тиски уставов и протоколов.


Мне моя работа нравится. Не могу пожаловаться на «современную молодёжь»: есть, конечно, отдельные отпрыски, но в целом коллектив управляемый. Напрягает то, что приходится напрямую работать с родителями и доказывать, что ты не верблюд. Теперь принято вмешиваться в учебный процесс и даже сидеть на уроках. Администрация старается не позволять этого в больших масштабах, но и отказывать не может. Поэтому на фразы и статьи законов учимся отвечать тем же. Молодые учителя (22–45 лет) уже приспособились, представителям старшего поколения сложнее.

Ирина Перекраснова, учитель географии

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.


hodor.lol

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции - только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм - не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Марина Оганезова, ученица 10-го класса

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Наталия Чипышева, учитель начальных классов

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

Георгий Порохов, ученик 7-го класса

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Напомним, что проект стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании(подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования. Все остальные предметы, кроме четырех обязательных, будут объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область« естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает« основам» и лишь профильный — занимается« подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета.

Разрабатывая новый проект образовательных стандартов, министерство образования и науки РФ посчитало, что 14 предметов, которые сейчас изучают в старшей школе, перегружают старшеклассников ненужной им информацией, поэтому в будущем количество предметов сократится до 10−11. Новая система заработает в пилотном режиме в 2013 году, внедрить ее во все российские школы министерство образования планирует не раньше 2020 года.

Впрочем, пока министр образования и науки Андрей Фурсенко еще не утвердил спорный проект, против которого выступают не только педагогическое сообщество, но и родители, которые не хотят, чтобы их дети в будущем остались неучами.

Интернет-портал сайт узнал у представителей образовательной сферы республики об их отношении к госстандарту для старшей школы и что бы они изменили в системе обучения в России.

Альберт Гильмутдинов, министр образования и науки РТ:

Главная задача, которая стоит перед российским образованием, это повышение его качества. Потому что-то качество, которое есть сейчас, никого не устраивает. Оно не устраивает ни самих детей, ни родителей, ни общество, ни работодателей. Для возрождения качества образования нужно резко повысить эффективность функционирования образовательной отрасли. В нее вкладывается очень много денег, но они расходуются с невысокой отдачей. Поэтому когда мы поймем, как образовательную отрасль сделать эффективной, тогда решим вопрос качества.

Касательно государственных образовательных стандартов я думаю, что они нужны. Но конкретно по тому варианту стандартов, который сейчас внесен на рассмотрение, возникает очень много спорных моментов. Поэтому не зря продолжаются обсуждения, и я уверен, что туда будут внесены серьезные коррективы. По поводу предложенных четырех дополнительных предметов могу сказать, что я не против физкультуры, потому что это основа здоровья детей, введение предмета« Россия в мире» тоже понятно. В дополнение к ним я бы ввел русский и английский язык, математику. Сама идея с предоставлением выбора предметов старшеклассникам правильная, единственное, как грамотно ее воплотить в жизнь. Я думаю, что необходимые коррективы в стандарты все-таки еще будут внесены.

Юрий Гортышов, ректор КГТУ им. Туполева:

— Я к изменениям, которые происходят с государственным образовательным стандартом, отношусь не очень хорошо. Даже если вы министра спросите или ректора и то нам не так просто сказать, какой предмет можно выбрать, хотя у нас большой опыт. Как в этом случае школьнику что-то выбрать, я не представляю.

Конечно, всегда есть стремление что-то сделать лучше, но система образования — это очень тонкая система. Знания — это огромный шар, внутри которого ядро меньшего размера, олицетворяющее собой фундаментальное образование на все времена. Оно почти не меняется и состоит из математики, физики, географии, русского языка. А снаружи ядро окружает огромная оболочка, которая меняется. В школе дают ядро, а вузовская система — это оболочка ядра. Оболочка постоянно меняется, знания быстро устаревают, но в школе надо давать то, что не устаревает никогда.

Мне кажется, что-то, чему и как учили в школе раньше, было правильно. К тому же очень важна система, но еще важнее ее реализация. Мы можем придумать очень хорошую систему, но неграмотно ее реализовать. Пока я не понимаю тех предметов, которые сделали обязательными для учеников старших классов. Ведь почти невозможно
спрогнозировать в первом, пятом или десятом классе, куда пойдет ребенок. То ли он будет технарь, то ли творческий работник, и не понятно, затачивать его под нужное предприятие или давать базовые знания. И сколько мы имеем случаев, когда авиационный специалист занимается проектированием судов или автомобилями. Я думаю, что все-таки важно дать основу и научить человека учиться и сделать это вовремя, в школе.

Людмила Дроздикова, директор школы № 135:

— В системе школьного образования я бы изменила финансирование, тогда не было бы ни каких проблем. Наша школа уже перешла на государственный образовательный стандарт для первых классов. Сейчас в них больше проводится работа по духовно-нравственному воспитанию учеников. Много часов посвящаем развитию интереса к спорту, искусства у детей, беседуем на нравственные темы. Все родители от такого построения урока довольны.

Что касается государственного образовательного стандарта для старших классов, то я согласна с вдовой Александра Солженицына о том, что наши дети превратятся в придаток к компьютеру. Стандарты для одиннадцатиклассников до конца не продуманы. Я считаю, что нужен плавный переход от одного госстандарта к другому. То есть в первом классе мы к ним уже перешли, а пятиклассники еще нет, а старшие ученики тем более. Как же тогда они могут по новому стандарту учиться?

Также думаю, что у многих учителей отношение к новому государственному образовательному стандарту для старшей школы однобокое. В проекте же не говорится, что они не будут изучать остальные предметы. Основой их изучения просто станет выбор школьника.

Анна Мишагина, заведующая по учебной работе школы № 31:

— Я бы увеличила число часов по русскому языку, профильное обучение начала не с девятого класса, а с восьмого и сделала акцент на необходимых ученику предметах. На мой взгляд, проект государственного образовательного стандарта для старшей школы не продуман. Например, учителя не понимают, что за такой предмет« Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта. Среди обязательных я бы ввела изучение русского и английского языков, математики, истории. К тому же не понятно, как старшеклассники будут учить предметы, которые необходимы для сдачи ЕГЭ.

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок

или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Райлян Галина Геннадьевна

учитель музыки и начальных классов

МОБУ СОШ с. Сухоречка

муниципального района

Бижбулякский район РБ

[email protected]

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, научиться проводить уроки на более высоком современном уровне. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества. Ведь урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.

Рассматривая урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника, мы часто задаем себе вопросы: Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?

Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.

В стенах нашей школы я попыталась провести аналитический опрос учителей и учащихся по данному вопросу. Сразу отмечу, что учащиеся более серьезно подошли к работе, нежели педагоги, некоторые из них просто проигнорировали анкету.

Итак, было предложено ответить на десять вопросов:

Анкета

Современный урок, каким он видится учителям и каким ученикам.

  1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок?. Назовите несколько основных черт (научный подход, культура общения, самостоятельность, исследовательская работа, тесная связь учителя и ученика, этика, эстетика и т. д.)
  2. Как вы думаете все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших уроках? Напишите 2 столбика: Присутствуют Отсутствуют
  3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, учителя, администрация, чтобы качество уроков стало более высоким. Заполните ответ в таблицу: Ученики Учителя Администрация
  4. Пожалуйста, назовите учебные предметы на которых вы больше всего(по сравнению с другими)

Пишете под диктовку или конспектируете:

Занимаетесь самостоятельно под руководством учителя:

Рассуждаете, спорите, решаете проблемы:

  1. По каким из предметов вы чувствуете большую нехватку дополнительной литературы, методических пособий?
  2. Часто ли вам приходится посещать школьную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  3. Часто ли вы посещаете сельскую библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что взаимоотношения преподавателей и учеников должны носить характер сотрудничества?
  1. Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учеников?

Согласен; Скорее да, чем нет; скорее нет чем да; не согласен.

  1. Назовите предметы и учителей, уроки которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.

В качестве эпиграфа к дальнейшему обсуждению ответов разрешите процитировать ответы некоторых учащихся, поскольку именно ученики являются социальными заказчиками образования.

"Современный урок могут отличать любые черты, главное чтобы и у учеников и у учителей было желание продуктивно работать". "Прежде всего, должны быть хорошие знания и умение их преподносить". "Учитель и ученик должны постоянно сотрудничать, а не подчиняться один другому". "Современный урок – это спокойная и доброжелательная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: "Слава Богу, закончилось!". Учитель не должен перебивать ученика, если он отвечает не верно, а помогать ему найти правильный ответ".

Мнения учителей и пожелания учащимся.

Образование должно быть культурно-методическим центром, в котором должны проводиться нетрадиционные занятия, урок должен строиться на современном научном подходе, соблюдении культуры общения между учителем и учеником, самостоятельной и исследовательской работе, использовании инновационных технологий, экспериментаторской работе. Целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить урок, используя ролевые игры.

Требования к учащимся:

  1. Им надо быть добросовестными.
  2. Расширять кругозор.
  3. Заниматься научно-исследовательской работой
  4. Читать дополнительную литературу.
  5. Уметь учиться и быть дисциплинированными.
  6. Быть активными.

Педагогам необходимо:

  1. Обладать высоким интеллектом.
  2. Соблюдать творческую дисциплину.
  3. Формировать у учащихся чувство уверенности в себе и своих силах.
  4. Воспитывать достоинство и свободу личности ученика.
  5. Повышать опыт работы с новыми техническими средствами обучения.

Сравним полученные данные с мнением учащихся. Они считают, что современное образовательное учреждение должно отличаться, прежде всего, наличием современных средств обучения – это отметили 73% опрошенных. Но на первое место все же поставлено сотрудничество, свобода и демократизм в обучении и общении – 86%. 32% высказались за повышение качества предоставляемой информации и повышении интеллектуального уровня учителей. 47% сетуют на перегрузки и большие домашние задания. 14% жалуются на неоправданные двойки, которые чаще ставятся за поведение нежели за знания, а так же некорректное отношение к себе со стороны взрослых.

Разрешите процитировать некоторые ответы учащихся, в которых они дают советы учителям.

  1. Советы общепрофессионального плана.

" Овладеть профессиональными навыками. Быть подготовленными к уроку. Повышать свою квалификацию. Действительно стремиться научить, а не просто, продиктовав тему, скорее уйти. Как можно обширнее давать материал, используя различные современные источники. Быть требовательными, но корректными."

  1. Советы методического плана.

"Не "зацикливаться" на старых методах обучения, когда вокруг море интересных форм уроков. Задавать домашнее задание, согласовав с другими учителями-предметниками, а то, то густо, то пусто. Сделать музыкальные физ. минутки для всей школы одновременно, чтобы учителя не забывали их проводить. Честно выставлять оценки, не взирая на личности. Поменьше писать на устных уроках.

  1. Эмоционально – действенные советы.

" Не орать. Не огрызаться на учеников. Оставлять свои проблемы дома. Быть более терпимыми и сдержанными. Не говорить то, чего не было на самом деле. Не обсуждать между собой учеников за их спиной. Почаще улыбаться и быть красивыми. Прислушиваться к мнению учеников.

Как видим, наших школьников очень волнуют взаимоотношения с преподавателями. Это выражается в цифрах. 47% говорят, что их преподаватели унижают и лишь 15,4% отмечают, что, и ученики тоже позволяют себе издеваться над учителями. Тревожные цифры?

В отношении собственного поведения учащиеся были очень единодушны. Они считают, что должны меньше пропускать занятий и активнее работать на уроке -79%.

Итак, можно сказать, что мнение учащихся и учителей относительно повышения качества преподавания и научного подхода в обучении учащихся практически совпадают, но школьники в пять раз чаще, чем учителя, говорят о необходимости сотрудничества на уроках, в шесть раз чаще просят использовать ТСО, разнообразные виды уроков. Втрое чаще говорят, что нуждаются в дискуссиях, диспутах, свободном обсуждении материала.

Результаты исследования показали, что активной самостоятельности, спорам и рассуждениям отводится в среднем 22% урочного времени и то не на всех дисциплинах. Многие же вообще затруднились ответить на этот вопрос. А чем же заняты учителя и учащиеся остальное время на уроке? Одни пишут под диктовку, а другие собственно диктуют, чаще всего то, что уже написано в учебнике. Или просто происходит пассивное слушание. Является ли это современной чертой урока? Каждый пусть сам ответит на этот риторический вопрос.

Как было сказано, во многих анкетах, так или иначе, звучало обращение к свободам и правам ученика. Но изучение ответов, показало, что вызваны они исключительно нравственными и дисциплинарными эмоциями: педагоги говорят, что ученикам надо быть активными, не пропускать занятия, ученики дают себе наказы "быть активнее, не пропускать школу". На первый взгляд – идиллия. Но тут же возникают фразы: не орать на учеников, не оскорблять и т. д. Так что же получается, мы воспитываем от противного. Показываем образцы неприемлемого поведения, унижая, стремимся "формировать у учащихся чувство уверенности"? Педагоги предъявляют к ученикам требования расширять кругозор и т.п. И при этом урок ведут таким образом, что ученики просят их побольше интересного дополнительного материала, повысить свою квалификацию, готовиться к урокам и. т.п. Считаю что работать в этом вопросе нужно всем.Сначала нужно разобраться с самим собой, навести порядок в своих делах. Если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся.и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик. И школа будет готовит по-настоящему достойных и конкурентноспособных выпускников .