Биографии Характеристики Анализ

Принцип интеграции в современных педагогических системах. Консультация на тему: «Принцип интеграции в дошкольном образовании

"Интегрированный подход к образовательному процессу

в ДОУ"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия .

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,раскрытия его способностей.

В детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий по различным направлениям на основе единого тематического планирования.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных спедагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программына каждом занятии;

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

Большая информативная емкость образовательного материала, используемого назанятии;

Систематичность и доступность изложения материала;

Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональнойподдержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Интеграция направлений представлена на схеме.

Интеграция направлений

Уважаемые коллеги!

С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Закон об образовании РФ, Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 г.г.».

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования » определяется как средство и условие достижения целостности мышления.

Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского общения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому воспитатели и педагоги должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны.

В дошкольных образовательных учреждениях с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время.

Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов :

  1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
  2. Использование одних специалистов методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).

Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми.

Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.

Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.

Рассмотрим интеграцию на примере взаимодействия специалистов при коррекции речи в условиях ДОУ.

Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.

Все чаще дети, зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы.

Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:

  • Развитие познавательной сферы.
  • Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность).

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.

Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает игры по профилактике речевых нарушений.

С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны).

Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:

  • хороводы,
  • игры с пением,
  • шумовые оркестры.
  • музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
  • ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
  • упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
  • распевки, на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
  • этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.

Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.

Этапы Основное содержание Результат
Подготовительно-ознакомительный Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей, обследование физического развития и музыкальных способностей.Заполнение индивидуальных карт развития детей.Организация и проведение ПМП консилиума. Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.
Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ.Осуществление логопедического мониторинга.Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей.
Заключительный Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов.

Так же можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.

Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности

В своей педагогической деятельности, мы реализовали проект «Волшебный мир театра» .

Проект: краткосрочный, групповой, творческий.

Целью проекта было: внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.

В ходе реализации проекта мы провели:

  1. Беседа «Что такое театр? Какой бывает театр?»
  2. Беседа – рассуждение «Что такое сказки?»
  3. Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр»
  4. Чтение сказки Сутеева В. «Кто сказал мяу?»
  5. Презентация «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал» Рассматривание иллюстраций Сутеева.
  6. Проигрывание этюдов «Важный петух; Пугливая мышка; Злая собака; Сердитая кашка» Игра (пантомима) «Угадай кто я?». Пересказ сказки по опорным картинкам.
  7. Лепка героев сказки. Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок. Примерные темы: «Знакомство. Расскажи какой ты?», «Твоя любимая игра»
  8. Изготовление декораций и атрибутов для постановки спектакля. Распределение ролей.
  9. Презентация проекта: Драматизация сказки «Кто сказал мяу?»

Результатом работы над проектом стало:

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Сегодня в дошкольном учреждениях, в том или ином виде, осуществляется деятельность по взаимодействию всех участников образовательного процессы. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д. Современными исследователями дошкольного образования разработаны и апробированы формы, методы, определено содержание деятельности по взаимодействию.

Поэтому перед педагогическим коллективом можно поставить следующие задачи:

  • формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями воспитанников, их соотнесение с личными целями;
  • развитие ответственного отношения к педагогической деятельности, формирование профессиональной позиции и самооценки;
  • формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения психологического климата в коллективе;
  • повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
  • профилактика профессионального выгорания

Только выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая работа позволит достичь результатов в интеграции деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Бесчётнова Татьяна Викторовна
Воспитатель МБДОУ "Инсарский детский сад "Солнышко" Республика Мордовия
Подготовила: воспитатель старшей группы Бесчётнова Т.В. Инсар 2013г.
Уважаемые коллеги!
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Таким образом, перед воспитателями, встают вопросы: как сделать процесс формирования личности ребёнка творческим и увлекательным, как добиться успеха в формировании становления личности дошкольника.
Одним из ответов на эти вопросы – интеграция образовательной деятельности
Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей. У того целого всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов, и интеграция производится именно с целью воспользоваться этими плюсами.
Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Интеграция может проходить по следующим направлениям
- музыка + познание (математика),
- коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка,
- коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература,
- познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд,
- познание (математика) + изобразительная деятельность,
- здоровье + физическая культура (двигательная деятельность) + познание, художественная литература, музыка и другие.
- познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь)

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках принципа интеграции то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя, разные аспекты:
1) социальные, в том числе нравственно – эстетические;
2) эмоционально – чувствительные, включая музыкальные;
3) художественно – эстетические;
4) логика – математические;
5) естественно – научные.
Интегрированные занятия сложны, безусловно, но в целом дают неплохие положительные результаты в освоение ребёнком образовательных областей.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.
Использование принципа интеграции на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Почему же мы выбрали именно такую форму?
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием принципа интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Таким образом, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества и педагога и воспитанника.
Важно отметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.
Наиболее эффективны из них следующие:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск;
-проблемные вопросы;
- речевые игры, эвристическая деятельность, совместные открытия, активизация словаря.
На каждом занятии мы ставим следующие цели:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Успех занятия в целом зависит от позитивного отношения к ребёнку, от проявления искренней заинтересованности к действиям ребёнка, от эмоциональной поддержки. Нельзя проявлять раздражение, нельзя говорить приказным тоном.
Таким образом, для достижения положительного результата воспитатель ставит перед собой задачи, которые должны научить ребёнка. Развивать внимание, память, логическое мышление, находчивость, фантазию, творческие способности.
Из всего сказанного следует вывод:
Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов детского сада и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детское – взрослое сообщество.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает. (Т.С. Комарова)

Многие психологи характеризуют дошкольный возраст как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Действенную помощь в их раскрытии может оказать интегрированная образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

  • «Физическое развитие» - двигательная деятельность;
  • «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
  • «Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;
  • «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями дошкольников: «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально. Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

  • Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
  • Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

При планировании и проведении НОД по познавательно-речевому развитию педагог в работе с детьми использует такие методы, как:

  • сюрпризный, игровой моменты;
  • рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;
  • сравнительный анализ, сопоставление, эвристическую деятельность (частично-поисковый);
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
  • разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Форма проведения НОД - нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. В связи с внедрением федерального государственного стандарта игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других - педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно-исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

В настоящее время перед детским садом поставлена задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

Целью нашего ДОУ компенсирующего вида является создание единого коррекционно-образовательного пространства, обеспечивающего оптимальную коррекцию отклонений в развитии, полноценное физическое и психическое развитие детей и выравнивание их стартовых возможностей при поступлении в школу.

Наш педагогический коллектив уже много лет работает по единому перспективному тематическому плану . С каждым ребенком работает широкий круг специалистов . Каждый педагог преломляет лексическую тему на своих занятиях в своем направлении, тем самым у детей создается целостное представление о тех или иных явлениях, предметах. Кроме того концентрическое расположение учебного материала способствует углублению и закреплению полученных знаний и навыков.

Для дошкольников с ТНР образовательная работа строится на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Изучение некоторых тем проходит как проектная деятельность.

Например, тема «День защитников Отечества» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской, двигательной. В течение недели детям читают произведения о Российской армии Л. Кассиля, С. Маршака, рассматривают репродукции картин об армии, готовится выставка «Наши папы – солдаты», коллаж об армии, выставка игрушечной военной техники, военной формы На познавательных и логопедических занятиях беседуют об армии, знакомятся с видами войск, военной формой, техникой, играют в различные речевые игры, составляют рассказ по серии картин «Собака-санитар», мастерят подарок для папы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные армии (военный марш), Единой организационной формой может быть комплексное познавательно-музыкальное тематическое занятие (развлечение), спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие», проведенный совместно с родителями (папами).

В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают черты будущего солдата, такие, как собранность, ловкость, смелость, решительность, смекалка, учатся ценить и уважать своего папу. Здесь налицо духовно-нравственное, патриотическое и гендерное воспитание (тем более, что основной контингент воспитанников – мальчики), социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, физическое развитие, а также формирование у детей таких интегративных качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.


Галина Щедрова
Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях

Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширение и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира . Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; побуждать познавательные интересы .

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность . На занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы , что содействует процессы активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно - познавательных целей, формируются навыки самооценки.

К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня , включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки . Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени на организации их самостоятельной деятельности в режиме дня , времени прогулки и отдыха. Все это оказывает определенное воздействие на дошкольников : нерациональная организация двигательного режима в ДОУ, длительное пребывание детей на занятиях в статистическом положении и гиподинамия как результат этого процесса. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на развитие интеллектуальное , и наоборот.

Мы часто разделяем мнение педагогов, что результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с позиции как психологических, так и внешних (поведенческих) показателей, однако полагаем, что правомерно будет целью дошкольного образования назвать разностороннее развитие ребенка , формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, формировании сроков перевода его на школьные рельсы, а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала. И одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции . Наша точка зрения подтверждается мнением многих ученых, отмечающих, что мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления, что возрастающие число проблем в виду их полимодального характера требует междисциплинарного анализа и синтеза . при их решении необходим поиск консенсуса между различными альтернативными позициями и образами мышления.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ , позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности , - интегрированные занятия . На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада . В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время, для организации игровой и самостоятельной деятельности . Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно – интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интегрированные занятия .

Общая характеристика занятий .

Занятие – специально организованная форма обучения. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, с правилами и др., а так же других специфических для дошкольников видов деятельности : изобразительной, конструктивной и т. д.

Комбинированное занятие – сочетание разных видов деятельности или дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

Комплексное занятие – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении» ). При этом один вид деятельности доминирует , а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированное занятие – соединение знаний их разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. По сути, понятие «интеграция » рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.

Важно заметить, что методика проведения интегрированных занятий существенно отличается от методики проведения обычного занятия . В процессе обучения на интегрированном занятии необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие :

Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эврическая деятельность ;

Проблемные вопросы, стимулирующие своего рода совместных с педагогом «открытий» , помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи» , «объясни» , «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по разному .

Требования предъявляемые к интегрированному занятию :

Четкость, компактность, сжатость учебного материала;

Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии ;

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия ;

Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии ;

Систематичность и доступность изложения материала;

Необходимость соблюдения временных рамок занятия .

Структура занятия .

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос : «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?» ).

2. Основная часть. Детям даются новы знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значении е воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенного.

К основным особенностям интегрированного занятия относятся синтез :

Предметов образовательного цикла между собой;

- деятельности двух или более педагогов и др.

Определение цели.

Прежде, чем приступить к составлению интегрированного занятия , необходимо поставить цель. Постановка цели всегда связана необходимости и возможности связать темы, разделы содержания обучения.

Как определить цель развития детей на определенный промежуток времени? В комплексной программе в разных разделах имеются похожие задачи развития :.

Задача по освоению пространственных представлений решаются в процессе знакомства с математическими понятиями и имеются в разделах «Физическое развитие» , «Изобразительная деятельность » , «Конструирование» ;

Временные представления осваиваются детьми в процессе занятий по математике (знакомство с частями, при ознакомлении с природой (времена года, проце5сс развития живых организмов, знакомства с окружающим миром (понятия прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года) ;

Освоение понятия «часть – целое» происходит на занятиях математикой , конструирования, при обучении грамоте 9состав слова и предложения) и даже при ознакомлении с художественной литературой (характерная структура сказки, рассказа) и т. д.

И хотя в каждом разделе одна и та же задача имеет свою специфику, их решение в небольшом временном промежутке наиболее эффективно, поскольку результат достигается целенаправленно с разных сторон и в разных видах деятельности детей .

При этом име5ются задачи, способные дополнять дуг друга :

Знакомясь со средствами связи («Ознакомление с окружающим миром» , дети осваивают нормы речевого общения по телефону («Развитие речи» , «Нравственное воспитание» );

Знакомясь с производством одежды («Ознакомление с окружающим» , лети учатся поддерживать красоту в своей одежде (культурно – бытовые навыки) .

Кроме того, возможно несколько задач развития решать одновременно. В продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация и др., кроме освоения технических навыков, могут решаться :

Задачи социального развития (если организовать работу в нескольких подгруппах, обучая детей взаимодействию);

Развития речи (если предложить детям рассказать о своей работе, придумать дальнейшие события);

Развития игровой деятельности (если с изготовленной поделкой в дальнейшем развернуть игровые ситуации) .

Подбор объектов

(источник интегрирования )

Если например, поставлена цель ликвидировать многопредметность, то составляющими интеграции будут , как правило, близкие друг другу области знаний. если же целью становится ускорение прохождения материала, то чаще всего проводится внутрипредметная интеграция . И только после этого вступают в силу механизмы интеграции – связи и отношения , которые устанавливаются между интегрированными объектами согласно структуре и в определенной технологической последовательности.

Моделирование образовательного процесса.

Образовательный процесс должен представлять собой взаимосвязанную цепочку обучения на занятиях и в деятельности вне занятий (например. к занятию , посвященному Дню защитника Отечества, можно предварительно почитать художественную и познавательную литературу, посмотреть энциклопедии, рассмотреть слайды, картинки, поиграть в настольные игры с символикой русской армии, армий других стран, а после занятия предложить детям сделать коллективный макет военной базы или изготовить солдатиков, провести досуг «На полигоне» или «Зарница» и др.).

Методика подготовки и проведения интегрированных занятий .

При планировании и проведении интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия :

Обязательный учет содержания базовой программы детского сада ;

В интегрированном занятии объединяются блоки из разных предметов , поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия . Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия , методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии ;

- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия . При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии ;

При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы ) требуется тщательная координация действий;

Необходимо сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии , индивидуальные и психологические особенности детей группы;

На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры , развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятии – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечения ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированное занятие важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процесса, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимосвязь различных наук. Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.

Анализ интегрированного занятия

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны , осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценивать свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности .

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия :

Качество знаний по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность;

Умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

Отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию .

Специфика анализа.

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)

В создании нового раздела (программы) ;

Цикла (блока) периодически повторяемых занятий ;

Единичных интегративных занятий .

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии :

Организация единая, целостная структура;

Параллельное существование в одном занятии или программе различных пластов материала;

Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

5. Тема интегрированного занятия , проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию . Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия ; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия условия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

8. Формы проведения интегрированного занятия , виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

9. Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии ? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне . Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия ? Нет ли противоречий в используемых ими материалах

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии . Создалось ли у них единое (интегрированное ) представление о проблеме; широта их кругозра; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Педагогический Совет «»

План педсовета

1. Краткий отчет о выполнении ранее принятых решений.

2. Сообщение заместителя заведующей «Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях ».

3. Представление опыта работы педагогов по интегрированию разных видов детской деятельности на занятиях :

Звонцовой С. А. воспитатель гр. № 3;

Шилина Г. М. муз. руководитель;

Щедрова Г. В. воспитатель гр. № 4;

Добрынина О. А. воспитатель гр. № 8;

Забабурина Е. М. муз. руководитель.

4. Обзор методической литературы.

5. Итог : решение педсовета.

Решение педагогического Совета :

1. Провести открытые интегрированные занятия педагогам с высшей квалификационной категорией.

2. Обобщить опыт работы педагогов с высшей квалификационной категорией по интеграции разных видов детской деятельности на занятиях .

Занятия с использованием межпредметных связей.

Сложение и вычитание чисел первого десятка.

Задачи :

Закрепить навыки сложения и вычитания чисел первого десятка;

Развивать навыки логического мышления;

Пробуждать интерес к предмету математики посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.

Материалы : проектор, цифровые карточки, полоски из бумаги, палочки, фонограмма с ритмической музыкой

Педагог. В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса - прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.

Педагог предлагает детям числа в порядке возрастания и перевернуть их

Дети выполняют.

Иван – царевич отправился в путь. Долго шел он и вышел на распутье. На придорожном камне надпись :

Долго шел Иван – царевич по выбранной вами тропинке и, наконец, вышел на лесную полянку, а там стоит избушка на курьих ножках, жилище Бабы Яги. Что должен сказать Иванушка, чтобы избушка к нему повернулась?

Дети отвечают.

А вам надо переложить две полоски, чтобы развернуть избушку (домик из счетных палочек) . Баб Яга рассердилась на Ивана – царевича за то, что потревожил ее. Согласилась помочь только если отгадает Иванушка ее загадки.

На воде две уточки, во дворе две курочки,

Два гуся в пруду, да индюк в саду.

Сколько птиц всего? Считайте! Да ответ мне называйте.

Дети отвечают.

Ежик по грибы пошел, 10 рыжиков нашел.

8 положил в корзинку, остальные же на спинку.

Сколько рыжиков несешь на своих иголках еж?

Дети отвечают.

Шесть веселых медвежат за машиной в лес спешат.

Но один малыш устал, от товарищей отстал.

А теперь ответ найди : сколько мишек впереди?

Дети отвечают.

Баба Яга Иванушке дала волшебный клубочек. Но Иван – Царевич устал. Давайте ему поможем.

Организуется физкультминутка.

Волшебный клубок привел Ивана –царевича к пещере Змея Горыныча. Чтобы победить змея, вы должны решить эти примеры.

1+8= 4 3=7 7 - =5

Дети выполняют.

Молодцы, ребята! А Иван – царевич уже в пещере, нашел он там волшебный сундук, а открыть его не может. Нужно разгадать шифр замка.

Дети выполняют.

Достал Иван – царевич из сундука волшебный меч и отправился в замок Кощея Бессмертного. А замок этот стоит на высокой горе, крутой и непреступной. Эта гора волшебная. Кто из вас заметил ее секрет? (круговые примеры)

Дети отвечают.

С трудом Иван – царевич взобрался на эту гору, очень устал и решил немного взбодриться.

Организуется физкультминутка.

В замке Кощея Бессмертного четыре башни. В одной их них трусливый колдун и спрятался. В какой из них, если мы знаем, что первая башня пустая? Кощей не в самой высокой башне. Где же он?

Дети отвечают.

Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Иванушку такими словами :»Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя1 если не выполнишь – голова с плеч!»

Педагог дает детям задания. Они выполняют.

Птицы весной

Цель : создать условия для формирования целостного восприятия мира.

Задачи :

Закрепить и углубить по теме «Насекомые» ;

На основе личных наблюдений детей сделать выводы о порядке прилета птиц, связи между появлением насекомых и прилетом птиц; познакомить с видами гнездования птиц;

Учить бережно относиться к природе, охранять птиц;

Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору сюжетов по заданной теме; учить использовать природный материал;

Развивать образное мышление , зрительную память, наблюдательность;

Воспитывать любовь к родному краю, интерес к изобразительной деятельности .

Материалы : аудиозапись «Голоса птиц» , аудиозапись цикла П. Чайковского «Времена года» ; картины на темы : «Весна в природе» , «Насекомые» , «Птицы» ; тесты для детей, альбомы, краски, пластилин, папка по труду (клеенка, стека для пластилина, салфетка) .

Звучит музыка П. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» , педагог читает стихотворение П. Соловьева «Подснежник» .

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»

Педагог. Давайте займемся составлением и рисованием пейзажа на тему «Весна» . Нужно доказать маленькому подснежнику, что действительно пришла весна. И составим весенний пейзаж.

На металлической доске собирается из деталей весенний пейзаж.

Что такое пейзаж?

Дети отвечают.

А какой первый закон пейзажа?

Дети отвечают (линия горизонта, где небо сходится с землей в одну линию)

Второй закон?

Дети отвечают (у края листа будет передний план, предметы изображаются крупно и ярко, а около линии горизонта – дальний план, изображаемые предметы мелкие, в бледных тонах).

А теперь добавим цвет.

Дети выполняют.

Итак, тема нашего пейзажа – «Весна» . Какие весенние признаки предметов неживой природы мы можем показать на нашем пейзаже?

Дети отвечают.

Какие весенние признаки предметов живой природы можно изобразить? Докажите свой выбор.