Биографии Характеристики Анализ

Преступление и наказание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок - послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

Если правильно, что каждый может свободно и мирно жить, это равнозначно только наказывать любые действия, направленные против него. Поэтому наказание в этом духе должно укрепить интернализацию этой нормы ненасилия и правила14, которая вытекает из него в неопределенном сознании их контрольных показателей, подтвердить его статус как необоротный пробный камень того, что имеет право делать или не может быть сделано в наших отношениях с другими. Не из-за благоразумия или страха наказания, а просто потому, что он никоим образом не может быть разным между людьми, уважающими друг друга, так что, если это возможно, любые попытки быть нарушенными предотвращены.

· · ✁ · ·
Аудиокнига «Преступление и наказание». Слушайте дома или в дороге. Бесплатный отрывок:

Купить и скачать аудиокнигу https://www.litres.ru/5019055/?lfrom=2267795#buy_now_noreg
· · ✃ · ·

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених - расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу - никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

Казнь, которой нет, на самом деле не одна, кроме как играть на словах, как и ангельство. Чтобы быть праведным, он обязательно должен быть суровым, уверенность в серьезности наказания больше, чем уверенность в наказании, которого не было бы так, и он был бы орошен в снисходительном «ответе», лишенном каких-либо моральных последствий. Токвиль прямо подчеркивал это во введении к своей работе над американской пенитенциарной системой: Социальный интерес требует, чтобы злой был наказан строгостью.

Поэтому праведное наказание должно быть морально неправильным, достаточно строгим, чтобы выполнять свою роль «маркера» зла, совершенного, при условии, что оно не противоречит ненасильственным нормам полностью цивилизованного общества. То, что эта серьезность не устраивает того, кто был осужден в строгом отношении к вопросам общего права, мало. Хотя это идеально желательно, согласие тех, кто сознательно нарушает права других, не является существенным. Если осужденное жалуется на эту тяжесть или обижается на него, это доказывает, что он ни о чем не жалеет, что он отказывается глубоко признаться в серьезности того, что он совершил, и его упрекают - и не умоляет к его возможной реинтеграции.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Более того, поскольку только болезненный характер карательного наказания может сделать чувствительным к тому, что является абсолютно невыносимым и поэтому предосудительным при любом нападении на физическую или моральную неприкосновенность других, предлагают уменьшить уголовное наказание гражданское лицо неприемлемо и оскорбляет жертв. Эта точка зрения, которая иногда рассматривается в ангельском движении, совершенно безнравственна, поскольку равнозначно стиранию трансгрессивного характера преступления или преступления, чтобы сделать его тривиальным объектом финансовых транзакций.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать...»

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Совершенно непоправимо, что ничто из материала не может ссылаться на заголовок «для баланса любой учетной записи». С другой стороны, следует подчеркнуть, что, вопреки тому, что утверждают софизмы экстремистского ангельства, строгое наказание никоим образом не является новым насилием, которое должно быть на том же уровне, что и совершение преступлений и правонарушений, что, возможно, было бы еще более одиозным, поскольку это было холодно принято в замаскированной социальной мести. Лишение заключенного его свободы действий и части его прав, тем не менее, имеет совершенно иной характер, чем у хищных, садистских или убийственных добровольных актов.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле - рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» - «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона - и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Насилие существует только со стороны начинающейся партии, которая берет на себя инициативу, чтобы нарушить баланс мирных отношений между людьми, используя хитрость, мошенничество или жестокую физическую силу для нападения на людей, которые не ничего не сделали для них и чья единственная ошибка состоит в том, чтобы стать легкой добычей. В слове «насилие» есть прежде всего «изнасилование»: инициирование преступления. Использование принуждения тела для наказания и прекращения его заключением - это не насилие, а законный акт, следствие восстановления закона и логического возмездия за нарушение - только в начальной агрессии.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

И что, если вы знаете, что вас не поймают до совершенно произвольного срока, все ретроспективно разрешено? Необходимость отказаться от этой догмы, свидетельствующая о том, что во Франции уголовное законодательство уже давно делает все возможное, чтобы защитить преступников от громады истинной справедливости, следует добавить, что отказ от несоблюдения наказаний, который подчиняется с той же заботой, и она также уходит корнями в самые старые слои действующего ангельства. Известно, что если обвиняемого судят за множественные правонарушения, это положение означает, что подсчитывается только самый важный из произведенных наказаний, что на самом деле составляет увольнение за другие преступления, которые обречены на небытие.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Два или три преступления, или даже более, за цену одного, вот что мало заплачено, но, безусловно, удовлетворяет тонкую совесть ангельства, поэтому старайтесь не слишком наказывать и подавлять своих протеже. Напомню, что во многих странах, а не только в Соединенных Штатах, штрафы за различные акты являются кумулятивными, возможно даже абсурдными, поскольку вы можете быть приговорены к двум столетиям тюремного заключения.

Несомненно, отмена этого положения иногда приводила бы к тюремному заключению на вечность; Разве не предпочтительнее фактическая безнаказанность, предоставляемая преступлениям, охватываемым наиболее серьезными правонарушениями, и только наказывается преступным путем? Наконец, маловероятно, чтобы осужденные правонарушители оставались полноценным гражданином, сохраняя за собой право голоса и тем самым имея возможность участвовать в политических дебатах на той же основе чем те, кто уважал закон и права других и отклонял их в категории подсобей, нападая на них.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Своими действиями насильственный нарушитель морально исключил себя из сообщества граждан и поэтому должен быть юридически запрещен из него. В этой области также серьезность и забота о справедливости сводятся к тому, что, по крайней мере, во время исполнения вынесенного приговора, за пределами и даже окончательно, в случае, например, преступлений с кровью, лишения прав правило.

На практике он фактически интерпретирует это с предельной строгостью, особенно если представляется возможным опровергнуть «непропорциональное использование» силы в ответ на агрессию. Был ли их агрессор настолько опасным, что он уже был в бегах? И что они предпочитали увернуться, призывать к помощи или просто позволить себе быть - разве они не уверены? Нельзя использовать страх, панику, вызванный эффектом удивления и сознания, что он, вероятно, покинет его кожу: у практикующего самозащиты есть все шансы на то, что его считают хуже чем его агрессор.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Только если его не обвиняют в том, что он демонстрирует невыносимую несостоятельность и сопереживание этому «неудачнику». Это подкрепляет подозрение в преднамеренном судебном предпочтении инициаторов насильственных преступлений - в сочетании с фундаментальной враждебностью к жертвам, которые активно отказываются быть жертвами. Чтобы легко найти свои статьи в своем аккаунте и получить предупреждение с каждым из своих вкладов.

Чтобы классифицировать этот элемент и найти его в своем аккаунте. Насилие превратилось в королеву, пытаясь уговорить ее, власть и судебная система провалились у его ног. Действительно, почему бы не нарушить одну, две, двадцать женщин, так как цена платить одинакова, почему бы не убить 2, 3 человека? более признается как индивидуальность, а как часть жертвы! Уважение боли жертв. Неудивительно, что все города с населением более тысячи человек, пострадавшие от правонарушений, голосуют по левому краю. Несомненно, что это будет стоить меньше общества и что людям будет лучше. Остается очень большая проблема: кто будет рисовать первый? Наши государственные служащие, страдающие от холестерина и клиентелизма, или люди, чья работа заключается в том, чтобы знать единственные, кто должен убивать и убивать.

  • Это безответственно и подстрекает «Серийный убийца».
  • Это унизительная, неприличная и даже рвота.
Если все вокруг меня однообразно и обесцвечено, разве во мне нет шторма, борьбы, трагедии?

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

Конечно, материя богата; и, какова бы ни была крутая моя жизнь, в страданиях все еще будут страдания, в мучениях, которые наполнят его, с этого часа до последнего, как использовать эту ручку и высушить эту чернильницу. Кроме того, эти муки, единственное средство страдания, - это наблюдать их, а рисовать их отвлекает от меня. Этот журнал моих страданий, час за часом, минута за минутой, пытка пытками, если у меня есть силы нести его до того момента, когда он будет ли физически невозможно для меня продолжать, не будет ли эта история, обязательно неполной, но как можно более полной, моих ощущений, нести с ней великое и глубокое учение?

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Не будет ли в этом процессе мучительной мысли, в этом все возрастающем прогрессировании болей, в таком интеллектуальном вскрытии осужденного, больше урока для тех, кто осуждает? Возможно, это чтение вернется к ним меньше света, когда в какой-то другой момент бросить голову, которая думает, голову человека, в том, что они называют шкалами справедливости? Возможно, они никогда не задумывались о несчастных, о медленной череде пыток, содержащихся в быстрой формуле смертного приговора? Неужели они когда-либо останавливались на острой мысли, что в человеке, которого они отрезали, есть интеллект; разум, который считался для жизни, душа, которая не устроилась для смерти?

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», - не соглашается он с Соней.

Они видят во всем этом только вертикальное падение треугольного ножа и, несомненно, считают, что для осужденного нет Ничего не произойдет раньше, ничто после, и эти листья не обманут их. Возможно, однажды они опубликуют свои мысли о страданиях разума; потому что они те, кого они не подозревают, и они достаточно торжествуют, чтобы иметь возможность убивать, не причиняя страдания организму. Это то, что есть! Ужас и жалость, законы, сделанные таким образом! Если после моей смерти ветер во дворе играет с теми клочками бумаги, загрязненными грязью, они не идут гнить под дождем, склеиваются в звезды в разбитое окно под ключ.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни - Бога, творца единого по природе человечества, - и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу - Христу.

Одиночество в убогой тюрьме

В выписке раскрывается лексическая область преступления и наказания: «преступление и наказание», «убийство и смерть», «кровавые», «убитые», «мучительные», «осужденные», «вскрытие», смерти. Несколько выражений относятся к смерти как «сокращенный», «последний час», «незавершенный». В повествовании подчеркивается важность времени, которое приближает смерть: «время», «час за часом», минут за минутой. Этот отрывок является не только осуждением смертной казни, но и для Хьюго способ говорить о письме, почему он пишет. Письмо персонифицировано, это фиксированная идея, которая меня любит Несколько повторений этой идеи вызваны: «идея», «эта фиксированная идея», «острая идея». Во-первых, рассказчик сомневается в его способности писать: «средство письма», Он думает, что в этом мире «нет ничего общего»и сомнения в возможности доставить «то, что стоит сказать». Человек пишет, чтобы говорить о том, что внутри него, о его беспокойстве жить: «во мне», «шторм» «трагедия», «насильственные и неизвестные», «пытки», «мучения», «террор». У повествователя газеты есть и другая цель. Это может принести другим людям «великое и глубокое учение». Его опыт может служить другим. Письмо - это «интеллектуальное вскрытие». Два глагола связаны с написанием: «наблюдать» и «отвлекать». Рассказчику удалось убедить себя, что то, что он скажет, не будет «бесполезным».

Обвинительное заключение в отношении смертной казни

Его показания станут возможностью для других людей задуматься о состоянии осужденных к смертной казни. Он осуждает лицемерие тех, кто осуждает, выступая против «триумфаторов» и причины их триумфа: «убивать почти без страдания». Он вспоминает страдания ума, которые не менее важны, чем физические боли. Мы читаем ряд вопросов, которые можно принять за риторику. Они ироничны с повторением отрицания: «не вижу», «не отразились». Иронично защищать «тех, кто осуждает»: если они делают это, то они не сдаются Он начал атаку на тех, кто узаконил смертную казнь, с ироническим названием «несчастный». В формулировке также видны издевательства: «то, что они называют шкалами справедливости». Человек, который обречен на смерть, всегда является человеком: «голова, которая думает», «голова человека», «жизнь», «душа», «интеллект». У Виктора Гюго есть проблеск надежды: «Придет день». Хьюго хочет, чтобы этот текст был вкладом.
  • Выбор Виктора Гюго для написания этого романа в форме газеты.
  • С внутренним фокусом читатель ближе всего к идеям и чувствам рассказчика.
  • Страдание персонажа подчеркивается жалким регистром.
  • Рассказчик обречен на смерть.
  • Несколько раз это предложение упоминается в тексте.
  • Но эта идея сохраняется.
  • Это страдание каждого писателя, которое здесь транскрибируется.
  • Несмотря на все, рассказчику удается убедить себя.
  • Существует несколько причин для написания.
  • Прежде всего, в целом, письмо позволяет говорить о тревоге.
  • Каждый человек несет в себе человеческое состояние и может что-то сказать.
  • Рассказчик хочет писать, чтобы противостоять смертной казни.
  • В этом тексте Виктор Гюго дает обвинительный акт против смертной казни.
  • Использование «почти» иронично.
Вуд Аллен писал где-то: если Бог существует, он должен будет иметь хорошее оправдание.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним - пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни - единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца - к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

«Преступление и наказание»

Пересказ

Часть первая

В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно «задавлен бедностью», его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Моло­дого человека терзают болезненные и тревожные мысли. Он размышляет о каком-то загадочном деле, и эта мысль му­чает его сознание уже полтора месяца, мысль об убийстве старухи-процентщицы. Раскольников идет к процентщице Алене Ивановне, дает ей в обмен на деньги часы и обещает принести вскоре еще и папиросочницу из чистого серебра. Молодой человек не понимает, как ему в голову могла прий­ти ужасная мысль об убийстве, и заходит в распивочную.

В распивочной Раскольников знакомится с титулярным советником Мармеладовым. Из речи захмелевшего титуляр­ного советника молодой человек узнает, что жена Мармела­дова с тремя маленькими детьми на руках, Катерина Иванов­на, вышла замуж за мужчину от безысходности, ей просто не­куда было деться, а ведь она умна и образованна. Мармела­дов же пропивает все деньги. Как-то он поступил на службу, но не выдержал и снова начал пить, даже унес из дома послед­ние деньги. Дочь Мармеладова Соня вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Раскольников провожает нового знакомого домой, видит бедную обстановку комнаты и оставляет у них на подоконнике мелочь.

Утром Родион читает письмо от своей матери, из которо­го узнает, что его сестру Дуню оклеветали господа Свидригайловы. Девушка работала в их доме гувернанткой, и муж хозяйки влюбился в нее. Когда хозяйка Марфа Петровна узнала об этом, она стала унижать и оскорблять Дуню.

Свидригайлов же признался, что гувернантка ни в чем не виновата. К девушке посватался сорокапятилетний Петр Пе­трович Лужин, обладающий небольшим капиталом. Далее Пульхерия Раскольникова сообщает, что они вскоре приедут к Родиону в Петербург, так как Лужин торопится со свадь­бой и хочет открыть в городе адвокатскую контору. Письмо из дома очень растрогало героя, и он выбежал на улицу.

Раскольников не хочет, чтобы его сестра стала женой Лужина. Он понимает, что родные согласились на этот брак только для того, чтобы покончить с нищетой и помочь Ро­диону. Однако герой понимает, что бедный студент не смо­жет равняться с богатым Лужиным. И снова в его сознание закрадывается мучившая давно мысль.

Родион хочет пойти к университетскому приятелю Разумихину и занять у него денег, но отказывается от этой затеи. Молодой человек тратит последние деньги на кусок пирога и рюмку водки, после чего засыпает в кустах. Ему снится страшный сон, в котором мужики до смерти заби­вают старую лошадь, а он совсем маленький и ничего не может сделать. Мальчик целует мертвую клячу и броса­ется на мужика с кулаками. Просыпаясь, Раскольников снова думает об убийстве и сомневается, что решится на него. На базаре у Сенной площади герой видит сестру ста­рухи Лизавету. Из ее разговора с торговцами он понимает, что на следующий день в семь вечера процентщица будет дома одна. Родион думает, что для него теперь «все реше­но окончательно».

Раскольников считает несправедливым то, что старуха не приносит обществу никакой пользы и владеет при этом приличным состоянием. Он убежден, что смерть ничтожно­го существа способна спасти жизни сотням других нуждаю­щихся людей. Проведя целый день в состоянии, близком к бреду, студент берет топор из дворницкой и отправляет­ся к старухе.

Когда Алена Ивановна берет у Родиона папиросочницу и поворачивается лицом к окну, молодой человек обухом топора бьет ее по голове. Когда Раскольников идет в комна­ту процентщицы, неожиданно возвращается Лизавета. Ге­рой растерян и убивает сестру старухи. Взяв себя в руки, молодой человек моет руки и топор, запирает дверь, кото­рая оказалась открытой. К процентщице приходят кли­енты. Студент дожидается их ухода и покидает квартиру, спрятавшись в пустой комнате этажом ниже.

Часть вторая

Раскольников спит до трех часов дня и вспоминает, про­снувшись, что не спрятал вещи, которые взял у Алены Ива­новны. Он перебирает их, смывает с вещей пятна крови. На­стасья передает герою повестку, принесенную из полицей­ской конторы от квартального. Когда студент приходит в уча­сток, выясняется, что хозяйка квартиры через правоохрани­тельные органы требует с него плату за жилье. Надзиратель берет с молодого человека расписку с обязательством выпла­тить долг. Когда Родион уже собирается уходить, он слышит диалог полицейских об убийстве процентщицы и падает в об­морок. Все решают, что он заболел, и отправляют его домой.

Раскольников опасается обыска и решает избавить­ся от вещей своей жертвы. Он ходит по городу, но не мо­жет этого сделать, так как везде довольно многолюдно. На­конец он спрятал вещи. Герой приходит к Разумихину, не имея какой-то определенной цели визита. Товарищ счита­ет его больным. Возвращаясь домой, молодой человек едва не попадает под коляску. Женщина, сидящая в ней, при­нимает героя за нищего и дает ему двугривенный. Расколь­ников выкидывает деньги в реку. Всю ночь студент бредит, а утром теряет сознание.

Приходит в себя Родион через несколько дней. Рядом с ним Разумихин и Настасья. Студенту приносят перевод от матери. Разумихин рассказывает, что к герою не раз заходил полицейский Заметов и интересовался его вещами. Оставшись один, Раскольников внимательно осматривает свою комнату и все вещи, переживая, не осталось ли на них следов престу­пления. Разумихин приносит товарищу новую одежду.

Раскольникову наносит визит еще один друг — студент- медик Зосимов. Из разговора гостей об убийстве старухи- процентщицы и ее сестры Лизаветы Родион узнает, что по­дозревают многих, в том числе и красильщика Миколу.

В квартиру Раскольникова приходит Петр Петрович Лужин. Он сообщает, что нашел жилье для своей невесты и ее матери. Лужин производит на студентов неприятное впечатление, так как любит одного только себя. Молодые люди снова говорят о преступлении. Герой узнает, что Пор­фирий Петрович допрашивает всех клиентов старухи. Рас­кольников упрекает Лужина в том, что тот хочет жениться на девушке из бедной семьи для того, чтобы она всю жизнь считала мужа своим благодетелем и подчинялась ему. Петр Петрович возмущен и говорит, что Пульхерия Алексан­дровна исказила смысл его слов. Родион обещает спустить гостя с лестницы.

В распивочной «Хрустальный дворец» Родион вновь встречается с Заметовым. Раскольников говорит, как бы он поступил на месте убийцы старухи: как бы замел сле­ды преступления, куда бы спрятал украденное. Заметов го­ворит, что не верит в то, что студент причастен к престу­плению. Гуляя по городу, Родион Раскольников подходит к Неве и думает о самоубийстве. На его глазах в воду броса­ется женщина, но ее спасают. Молодой человек отказыва­ется от мысли о суициде. В полубредовом состоянии герой идет к дому убитой процентщицы, где идет ремонт. Он раз­говаривает с рабочими о преступлении, и те считают его су­масшедшим. Родион собирается идти к Разумихину на ве­черинку, но слышит неподалеку шум и отправляется туда.

Коляска переехала Мармеладова. Пострадавшего несут домой, Катерина Ивановна в отчаянии, она злится и кричит на толпу зевак. Приходит Сонечка, и Родион замечает, что она смотрится нелепо в кричащем наряде среди убогой об­становки комнаты. Мармеладов просит у дочери прощения и умирает. Раскольников отдает семье все свои деньги на по­хороны. Молодого человека догоняет дочь Катерины Ива­новны Полечка, и тот дает ей свой адрес. Раскольников чув­ствует, что начинает выздоравливать. Он идет на вечеринку к товарищу, после которой Разумихин провожает его домой. Подходя к дому, студент видит свет в своих окнах. Подняв­шись, он видит свою мать и сестру, падает в обморок.

Родион Раскольников приходит в себя и просит родных не беспокоиться за него. Молодой человек спорит с сестрой

о Лужине, требует, чтобы Дуня оказала Петру Петровичу. Разумихину нравится сестра друга, он пытается доказать ей, что они с Лужиным не пара. Родные студента уходят, так как Родион хочет побыть один.

Утром Разумихин приходит к матери и сестре Родиона, просит у Дуни прощения за слова о ее женихе, извиняется за свою вспыльчивость. Лужин присылает дамам записку, сообщая, что хочет посетить их, но просит, чтобы Расколь­никова в этот момент в доме не было.

Раскольников рассказывает о смерти Мармеладова, узнает от матери о кончине Свидригайловой. Родиону гово­рят о записке Петра Петровича, а он готов поступить так, как захотят его родные. Дуня желает, чтобы брат непремен­но присутствовал при визите ее жениха.

К Раскольникову приходит Соня и приглашает его на похороны Мармеладова. Родион представляет ее матери и сестре, хотя репутация девушки не позволяет ей общать­ся с дамами на равных. Уходя, Дуня кланяется Мармела­довой. Раскольников просит познакомить его с Порфирием Петровичем, так как хочет забрать вещи, которые сам за­кладывал у старухи. Соню преследует какой-то незнакомый человек и заговаривает с ней.

Раскольников вместе с Разумихиным отправляется к Порфирию Петровичу. Родион подшучивает над симпа­тией друга к Дуне. У Порфирия друзья видят Заметова. Преступник хочет выяснить, знает ли следователь о его не­давнем визите в дом жертвы. Из разговора с полицейскими герой понимает, что его подозревают в убийстве. Порфи­рий Петрович напоминает студенту о его статье, опублико­ванной в газете «Периодическая речь». В статье изложена теория Раскольникова, согласно которой люди делятся на обыкновенных, т. е. «материал», и необыкновенных.

Необыкновенные люди могут позволить своей совести совершить преступление во имя всеобщего блага. Следо­ватель Порфирий спрашивает героя о деталях: например, видел ли тот красильщиков во время визита к процент­щице. Родион, боясь допустить оплошность, медлит с от­ветом. Разумихин говорит, что его друг был в доме за три дня до убийства, а красильщики именно в день престу­пления работали. Порфирий прощается со студентами.

Когда Раскольников подходит к своему дому, неизвест­ный мужчина называет его убийцей и тут же уходит. Героя снова мучает лихорадка. Ему снится этот прохожий. Он манит его к квартире Алены Ивановны. Родион бьет старуху топо­ром по голове, а та смеется. Молодой человек хочет бежать, но вокруг полно осуждающих его людей. Раскольников просы­пается. К нему приходит Аркадий Иванович Свидригайлов.

Часть четвертая

Раскольников визиту Свидригайлова не рад, так как тот серьезно подпортил репутацию его сестры. Аркадий Ивано­вич говорит, что они с Родионом очень похожи друг на дру­га, «одного поля ягоды». Свидригайлов просит Раскольни­кова организовать ему встречу с Дуней. Его жена оставила ей три тысячи рублей, да и сам он хочет дать ей десять ты­сяч за причиненные неприятности. Студент устроить встре­чу отказывается.

Вечером Разумихин с Раскольниковым приходят к род­ным Родиона. Лужин возмущен тем, что дамы не посчита­лись с его просьбой. Он хочет обсудить предстоящую свадь­бу, но при Раскольникове не собирается это делать. Петр Пе­трович упрекает Дуню в том, что она не понимает своего сча­стья, напоминает о бедственном положении семьи девуш­ки. Дуня отвечает, что не может выбирать между женихом и братом. Они с Лужиным ссорятся, и девушка просит же­ниха уйти.

Лужина Дуня в качестве жены совершенно устраивала, и поэтому он надеется все исправить. Родион рассказывает о визите Свидригайлова. Его сестра уверена, что мужчина за­думал что-то ужасное и боится встречи с ним. Все начинают рассуждать о том, как потратить деньги Марфы Петровны.

Разумихин предлагает заняться книгоиздательством. Все оживленно беседуют. Родион Раскольников неожидан­но встает посреди разговора и уходит. Говорит, что им луч­ше некоторое время не видеться. Разумихин пытается успо­коить родных молодого человека, говоря, что тот еще не окончательно выздоровел.

Родион приходит к Соне и говорит, что ее жертва на­прасна. Девушка отвечает, что не может оставить род­ственников, так как они без нее просто умрут от голода. Молодой человек кланяется Мармеладовой в ноги, гово­ря, что кланяется «всему страданию человеческому». Рас­кольников узнает, что Сонечка дружила с покойной Ли­заветой. На столе у девушки лежит Евангелие, принесен­ное сестрой процентщицы. Студент просит прочитать ему

о воскресении Лазаря. Потом Родион обещает на следую­щий день прийти и сказать, кто убил Лизавету. Их разго­вор слышит Свидригайлов, который находится в это время в соседней комнате.

На следующий день Родион идет к Порфирию Петрови­чу и просит вернуть его вещи. Следователь снова его про­веряет. Раскольников не выдерживает и просит признать себя виновным или невиновным в убийстве. Мужчина ухо­дит от ответа. Он сообщает, что в соседней комнате находит­ся какой-то сюрприз.

Приводят красильщика Николая, и тот неожидан­но для всех признается в убийстве старухи-процентщицы. Раскольников возвращается домой. На пороге его комнаты возникает тот таинственный человек, который называл Ро­диона убийцей. Мужчина просит прощения за свои слова. Оказалось, что он слышал рассказы об убийстве в квартире, и именно его Порфирий приготовил в качестве «сюрприза». Раскольников чувствует себя спокойнее.

Часть пятая

В своей ссоре с Дуней Петр Петрович Лужин считает ви­новатым только Раскольникова. Он хочет отомстить и при­глашает к себе Соню. Мужчина просит прощения, что не сможет прийти на поминки, и дает девушке десять рублей.

Катерина Ивановна устраивает хорошие поминки, но многие на них не приходят. Является Родион Рассольни­ков. Вдова ссорится с хозяйкой квартиры Амалией Иванов­ной. В этот момент приходит Лужин.

Петр Петрович сообщает, что Соня украла у него сто рублей. В качестве свидетеля он предоставляет своего сосе­да Лебезятникова. Соня теряется, но очень скоро начина­ет отрицать обвинения и отдает Лужину его десять рублей. Катерина Ивановна не верит в виновность девушки и начи­нает выворачивать ее карманы. Оттуда падает сторублевая купюра. Лебезятников говорит, что Лужин сам подсунул девушке деньги. Петр Петрович кричит, обещая вызвать полицию. Катерину Ивановну вместе с детьми выгоняют из квартиры.

Родион Раскольников приходит к Соне и говорит, что знаком с убийцей. Девушка все понимает. Она готова идти за ним на каторгу, но он должен искупить свой грех. Сту­дент понимает, что его теория не подтвердилась.

Лебезятников сообщает, что Катерина Ивановна сошла с ума. Она заставила детей просить милостыню, и те убежа­ли от нее. Женщину отводят к Сонечке, где она и умирает. Дуня не берет у Свидригайлова десять тысяч, и мужчина хочет отдать их Мармеладовым. Раскольников советует сво­ей сестре обратить внимание на Разумихина.

Часть шестая

Хоронят Катерину Ивановну. Разумихин рассказывает о том, что Пульхерия Александровна болеет. Родион хочет разобраться со Свидригайловым, поговорить о его намере­ниях насчет Дуни.

Приходит Порфирий Петрович и сообщает, что он по­дозревает молодого человека в убийстве, советует явиться с повинной и дает на размышление два дня. Однако дока­зательств против Родиона нет, и в преступлении он не при­знается.

Дуня идет на встречу со Свидригайловым. Аркадий Ива­нович настаивает на том, чтобы они поговорили в его кварти­ре. Он рассказывает девушке о подслушанном им разговоре Сони и Раскольникова, обещает спасти Родиона в обмен на любовь и расположение Дуни. Девушка хочет покинуть дом, но дверь заперта. Она несколько раз стреляет в Аркадия Ива­новича из револьвера, но промахивается, просить отпустить ее. Свидригайлов дает девушке ключ от двери. Дуня бросает револьвер и уходит. Мужчина револьвер поднимает.

Свидригайлов ходит по трактирам, затем заходит к Соне. Он сообщает, что пристроил детей в хороший пансио­нат, дает ей три тысячи. Ночью Аркадий Иванович видит во сне девочку-подростка, давно погибшую из-за него. Он покидает гостиницу и кончает жизнь самоубийством с по­мощью револьвера Дуни.

Раскольников прощается с матерью и сестрой; сообща­ет Дуне, что хочет признаться в убийстве, обещает начать новую жизнь. Родион сожалеет, что не переступил заветно­го порога своей теории, своей совести.

Герой идет к Соне, и девушка надевает на него свой на­тельный крестик. Она советует поцеловать землю на пере­крестке и сказать вслух: «Я убийца». Родион следует ее сове­ту, после чего идет в полицейский участок и признается в со­деянном. Там же он узнает о самоубийстве Свидригайлова.

Раскольникова приговорили к восьми годам каторжных работ. Он отбывает наказание уже полтора года. Пульхерия Александровна умирает, а Сонечка отправляется на катор­гу вслед за Раскольниковым. Сестра героя выходит замуж за Разумихина. Молодой человек хочет накопить денег и пое­хать в Сибирь, чтобы там всем вместе начать другую жизнь.

С остальными заключенными Родион общего языка не находит. Ему стыдно за то, что он так глупо и бездарно загу­бил свою жизнь. Аркадий Иванович Свидригайлов кажет­ся герою сильнее духом, потому что смог покончить с со­бой. Соню все арестанты полюбили и при встрече снимали шапки и кланялись ей. Родион заболевает, даже лежит в го­спитале. Выздоровление его происходит тяжело и медлен­но. Под подушкой у Раскольникова лежит Евангелие. Од­нажды молодой человек начинает плакать и обнимать коле­ни Сони. Девушка понимает, что он любит ее и тоже плачет: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконеч­ные источники жизни для сердца другого. Они положили ждать и терпеть… Но он воскрес, и он знал это, чувствовал полнее всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!»

На этой странице искали:

  • преступление и наказание краткое содержание по главам
  • преступление и наказание краткое содержание
  • краткое содержание преступление и наказание по главам
  • краткое содержание преступление и наказание
  • достоевский преступление и наказание краткое содержание