Биографии Характеристики Анализ

Древнерусские государства на территории нашей страны. Древнейшие народы на территории нашей страны

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 миллиардов лет тому назад. Солнце - одна из множества звезд нашей галактики возникло

10 миллиардов лет тому назад. Наша Земля - рядовая планета Солнечной системы - имеет возраст 4,6 миллиарда лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет тому назад.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов.

Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, яз которого изготовлялись используемые человеком орудия труда (каменный век: 3 млн. лет тому назад - конец Ш тысячелетия до

н.э.; бронзовый век: с конца Ш тысячелетия до н.э. - I тысячелетие до

н.э.; железный век - с I тысячелетия до н.э.

КАМЕННЫЙ ВЕК

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч.

"антропос" - человек, "генезис" - происхождение) и формирования человеческого общества (сощюгенез, от лат. "сопиетас" - общество и

греч. "генезис" - происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis - человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет тому назад так называемых питекантропов (от греч. "питекос" - обезьяна, "антропос" -

человек) или архантропов (от греч. "ахайос" - древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет тому назад архантропы сменились более развитым типом человека - палеоантропами или неандертальцами

  • (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

В период раннего каменного века - палеолита* (примерно 700 тыс,

лет тому назад) человек проник на территорию Восточной Европы. За-

селение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми -

Яшгух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также

в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира

и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 500-300 тыс. лет тому назад.

Великий ледник. Примерно 100 тыс. лет тому назад значительную часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор). Возникновение ледника сказалось на развитии человечества. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь,

а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить в условиях резкого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и

режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки,

иглы и т.п.). Очевидно, к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать первые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетельствует появление искусственных захоронений.

Трудности борьбы за существование, страх перед силами природы и

неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы,

животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распространению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

В период позднего палеолита (35-10 тысячелетий тому назад) закончилось таяние ледника и установился климат, похожий на современный.

Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к

этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis)

в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его называют кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же,

очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существования резких отличий в климате между разными регионами земного шара

" Палеолит - древний каменный век (от греч. "палайос" - древний, "литое" -

камень). Соответственно: "мезос" - средний, "неос" - новый; отсюда - мезолит,

сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная и монголоидная).

Дальнейшее развитие получила обработка камня и особенно кости и

рога. Ученые иногда называют поздний палеолит "костяным веком". К

находкам этого времени относят кинжалы, наконечники копий, гарпуны, игаы с ушком, шилья и т.п. Обнаружены следы первых долговременных поселений. Жилищем служили уже не только пещеры, но и

шалаши и землянки, построенные человеком. Найдены остатки украшений, которые позволяют воспроизвести одежду того времени.

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества - родовая община. Ро-

довая община - это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и

полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии. Женщина в это время играла ведущую роль в хозяйстве,

что определило первую ступень родового строя - матриархат, продолжавшийся до времени распространения металла.

До нас дошли многие произведения искусства, созданные в эпоху позднего палеолита. Живописные красочные наскальные изображения животных, на которых охотились люди того времени (мамонты, бизоны,

медведи, олени, лошади и др.), а также статуэтки, изображающие женское божество, обнаружены в пещерах и на стоянках во Франции, Италии, на Южном Урале (знаменитая Капова пещера).

В мезолите, или среднекаменном веке (10-8 тыс. лет тому назад),

новые успехи были сделаны в обработке камня. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одним из важнейших достижений явилось изобретение лука - оружия дальнего боя, позволившего более успешно охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки.

была приручена собака, вслед за ней - свинья. Окончательно была заселена Евразия: человек дошел до берегов Балтики и Тихого океана.

Тогда же, как полагают многие исследователи, из Сибири через Чукотский полуостров люди попали на территорию Америки.

Неолитическая революция. Неолит - последний период каменного века (7-5 тыс. лет тому назад) характеризуется появлением шлифования

и сверления орудий из камня (топоры, тесла, мотыги). К предметам

прикреплялись рукоятки. С этого времени известна глиняная посуда.

Люди стали строить лодки, научились плести сети для ловли рыбы,

Значительные изменения в технике и формах производства в это время иногда называют "неолитической революцией". Самым важным ее итогом был переход от собирательства, от присваивающего хозяйства

к производящему. Человек уже не боялся оторваться от обжитых мест,

мог более свободно расселяться в поисках лучших условий жизни, осваивая новые земли.

В зависимости от природно-климатических условий на территории

Восточной Европы и Сибири сложились различные типы хозяйственной деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На территориях современной Украины, Закавказья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы. Охотничьерыболовческое хозяйство было характерно для северных, лесных районов европейской части и Сибири. Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие

и земледельческие племена. Земледелие постепенно проникало в степные районы.

Из числа стоянок земледельцев на территории Восточной Европы и

Средней Азии можно выделить неолитические поселения в Туркмении

(вблизи Ашхабада), в Армении (близ Еревана) и др. В Средней Азии в

IV тысячелетии до н.э. были созданы первые искусственные оросительные системы. На Восточно-Европейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Киева (III тысячелетие до н.э.). Поселения трипольпев открыты археологами на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному веку - энеолиту (Ш-1 тысячелетия до н.э.).

(до X в.)

Этническая и политическая панорама Восточной Европы и Северной Азии

История России корнями уходит в историю многих государств и народов, когда-либо прожи­вав­ших на территории от Балтики до Тихого океана. Каждый россиянин может считать себя потомком любого древнего жителя Евразии, которая представляла собой в веках «гигантский котел этнической переплавки» бесчисленных больших и малых народов.

Киммерийцы. С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения многочисленных народов. Первыми обитателями Север­ного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в VIII-VII веках до н. э.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье до прихода скифов. Пребывание киммерийцев здесь принято относить к концу II - началу I тысячелетия до н. э. Киммерийцы представляли собой сильное государство. О киммерийцах упоминается в ассирийских клинописных текстах VIII века до н. э. Особенно сильно беспокоили киммерийцы Ассирию при царе Асаргадоне. В анналах другого ассирийского царя, Ашурбанипала, отмечается победа над «народом гиммера» (название киммерийцев в античных источниках). В тех же анналах говорится о борьбе с киммерийцами египетского фараона Псамметиха.

Греческие авторы считали, что исходным пунктом всех походов киммерийцев в страны Древнего Востока было Северное Причерноморье, а пути их набегов шли через Кавказ и Балканский полуостров.
По данным топонимики, киммерийцы жили в Приазовье. Геродот приводит несколько географических названий, сохранившихся здесь до его времени (V век до н.э.). Это Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления и область Киммерия. На Днестре были могилы киммерийских царей, погибших во время столкновения со скифами. Геродот считает, что часть киммерийцев ушла в Малую Азию (Каппадокию), а другая часть была ассимилирована2 скифами.

Греческие колонии. С VIII века до н.э. Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний, Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапей, Фанагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства - единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы.

Скифы. Главные сведения о скифах дают археология и труды Геро­дота. Пришедший с востока, этот народ в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое пле­менное (государственное) объединение и занимал в VII-V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могу­щественная Скифская держава сумела противостоять военно-политиче­ским претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неодно­род­ные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном При­черно­морье - Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).

У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.

Известный поэтический образ скифов как «азиатов с раскосыми и жадными очами», созданный А. Блоком, не соответствует действительности: антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черт у скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины - потомки сарматов, ближайших родственников скифов.

Сарматы. Перейдя в южно-русские степи из Западной Азии во II веке до н. э., сарматы разбили скифов и заняли земли Причерноморья и При­каспия. В руках скифов остается степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском.

В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев - сарматов, аланов, готов. Часть скифов была ассимилирована славянами.

Готы. Из Прибалтики в причерноморские степи во II веке до н. э. пришли германские племена готов. Готы воевали с сарматами и аланами, но им удалось одержать победу лишь через несколько веков. В IV веке н. э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся на территории почти всей Восточной Европы. С конца 360-х годов в Готии стала активно распространяться христианская религия. Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов.

Гунны, оттеснившие в IV веке н. э. готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали сначала в Среднюю Азию и на Южный Урал, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси), а затем - в Причерноморье. Л. Н. Гуми­лев пишет, что на Южном Урале был создан новый этнос - западные гунны, «также мало похожи на старых азиатских хунов, как техасские ковбои на английских фермеров». Мощный гуннский союз под главенством их вождя Аттилы в конце IV века ворвался в Европу, производя опустошения. После 70 лет войн и походов, в середине V века, гуннский союз распался. Часть гуннов, оставшись на Дунае и в Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями; другая часть ушла на восток.

Тюркский каганат сложился в середине VI века на Алтае и в Монго­лии, а затем расширил свою территорию до Китая, Аму-Дарьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовалось несколько союзов - авар­ский, хазарский и булгарский.

Авары в VI веке повторили путь гуннов из Азии в Европу; они обосновались на теперешней Венгерской равнине и основали мощное государство, просуществовавшее до начала IХ века. Движение авар через восточно-европейские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. «Повесть временн‹х лет» рассказывает, что авары («обры») поработили часть славян и подвергали их жестокому угнетению. Воинственные авары постоянно совершали набеги на Византию и на Западную Европу, их орды достигали берегов Северного моря. В конце концов, после долгих войн, авары были разгромлены франками и исчезли со страниц истории. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке: «Погибоша аки обри».

Хазарское государство возникло около VII века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу.

В Хазарии были крупные города: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле совре­менного Дербента), Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тысяч человек), Таматарха и Фанагория на Тамани, Саркел и др. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей Азии и Европы. Носители религии арабы. Дело в том, что в VII-VIII веках арабы завоевали Средиземное море (Восточное и Южное), прекратив этим торговлю между Востоком и Западом. «Великий шелковый путь» сменил вектор движения. Торговые пути пошли через Волгу (Итиль - хазарская река) - серебряный путь и Днепр (Борисфен) - парчовый путь. Взимание больших таможенных пошлин составляло важную статью доходов государства.

И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля, заставлявшая охотиться за «живым товаром».

Тесно связана была с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Но этими принципами ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело к обострению отношений. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Восточно-Европейской равнине. В вассальной зависимости от него находилась Волжская Булгария. Хазарские войска под руководством Песаха в 940 г. дошли до Киева и обложили русское княжество данью. Хазария в IX-X вв. была одной из самых богатых и сильных стран Евразии. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего на сталкивание печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским Халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов. Обострялись споры и с Византией по поводу смежных районов в Крыму.

Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале IX века к серьезному полити­ческому шагу - официальному принятию иудаизма - религии, в одинаковой мере холодно воспринимаемой и в Византии, и в Халифате. Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской торгово-ростовщической верхушки Халифата.

Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Иудаизм оторвал кагана и его окружение от провинциальной знати и еще более отдалил от народа. Против правительства образовался своеобразный христианско-мусульманско-языческий союз. Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникнове­нием в его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей Киевской Русью.

В 965 году киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. Сын Святослава Владимир пода­вил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюрко-хазар смешались с другими тюркскими народами, стали составной частью возникшего позднее русского народа. Иудео-хазары эмигрировали в Западную Европу, а частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы).

Булгарские союзы около VII века делились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в формировании балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправи­лась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, передав им свой этноним3. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно-угорских племен.

Государство Волжская Булгария было основано булгарами, пришед­шими в Среднее Поволжье около VII века. Столица - город Булгар - являлась крупным торговым пунктом, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточными кочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими в 922 году ислама.

Волжская Булгария была многонациональным государством. Булгары и финно-угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассими­лируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями в то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 1236 году не подверглось разгрому со стороны монголо-татар. После этого название «булгары» в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляции. Но не исчез народ, когда-то носивший это имя; потомками волжских булгар являются чуваши и казан­ские татары. Булгарский элемент заметен в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов.

Печенеги появились в Днепровско-Донском междуречье в IX веке. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915 году, после чего был заключен мир. В 944 году князь Игорь привлек печенегов к совместному походу на Византию. Воевать с печенегами было трудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе Святослава на Хазарию. Но уже через 3 года после этого византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году. Святослав был убит.

После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась изнурительная борьба. Печенеги вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес им серьезное поражение. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил успех у стен Киева, фактически уничтожив печенежскую опасность. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине XII века эти три этноса объединились в союз, получивший в русской летописи имя Черных Клобуков. Монголо-татарское нашествие привело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами. Гагаузы (современная народность) являются потомками печенегов.

Половцы в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана к берегам Среднего и Нижнего Донца. Весь XI век половцы осваивали степь, за­хватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины.

Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» - солома). Это не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах как о людях низкого роста, с черными волосами и с большими скулами. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стелообразные каменные скульптуры. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек.

К середине XII века ареал (среда обитания) половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно-политиче­скую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разрозненные половцы отступили за Волгу и за Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана - Боняк и Тукорган - объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Буняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.

Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо-татар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в 1223 году они потерпели разгромное поражение. Не помогла и помощь русских дружин. Уцелевшие роды ушли на Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственными тюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и других народов.

Финно-угорские народы. «Повесть временн‹х лет» перечисляла народы, которые отдавали дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти народы поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались смешанные браки. Некоторые фин­ские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) народы полностью растворились в славянском этническом массиве. М.Н. Покровский считал: «В жилах великороссов течет 80% фин­ской крови». Шел процесс образования нового этноса, впоследствии получившего название «русский». В.О. Ключевский утверждает, что ассимиляция шла мирно. Волны славян -переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на единый язык. Большинство финно-угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Финно-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось
в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.

Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки - калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т.д.).

Славяне: теории происхождения и расселения

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов - это несомненно славяне.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX-X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временн‹х лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II-III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» - это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, - и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI-VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.

Великое переселение народов: исторические факты

Первые века нашей эры стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления порой пользуются термином «этническая революция». Он призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в I тысячелетии и их роль в изменении этнополитической карты Европы и Азии. В ходе глобальных перемещений людей стирались и изменялись границы традиционного расселения, смешивались разные этнические компоненты, создавались новые народы.

Первая волна Великого переселения была связана с германцами. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину, с севера на юг - из районов Сканди­навии и Прибалтики в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом.

Под напором гуннов и славян в V веке готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, граничившие с Римской империей.

В VI-VIII веках политическими лидерами на Евразийском континенте ста­ли тюркские племена - авары, хазары, булгары. Тюрки выделялись в азиат­­ских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.

К последним миграционным волнам Великого переселения относятся арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой Великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины.

К концу VIII века относятся первые экспедиции норманнов как в Западную, так и в Восточную Европу.

В IX веке в южно-русские степи ворвались печенеги, а в XI веке - половцы. В это же время (в конце IX века) далекий переход мадьяр (угро-финское племя, родственное ханты-манси) с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Паннонии, где они ассимилировали местных славян.

Таким образом, Великое переселение народов в I тысячелетии н.э. изме­нило этнополитическую панораму Европы и Азии, положило начало современным народам и государствам.

Расселение. Первые упоминания о предках современных славянских народов – венедах – относятся к I веку нашей эры, когда они проживали в Прикарпатье. К V в. славяне оттесняют германские племена за р. Эльбу, выходят к среднему Днепру и начинают колонизацию Балкан. В VII–VIII вв. происходит разделение славян на три группы – западные, южные и восточные. Восточные славяне расселяются по Днепру, до р. Невы и Ладожского озера на севере, на востоке доходили до Дона. Известны славянские поселения и в Крыму.

Занятия восточных славян. Восточные славяне занимались земледелием: в лесных районах – подсечно-огневым, в лесостепной зоне – пашенным. Выращивали рожь, ячмень, просо, пшеницу, овёс. При усадьбах разбивали сады и огороды. Важными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Происходит выделение ремесла. Развивается торговля, чему способствовало возрастание в IX–X вв. роли нового торгового пути из Византии в Северную Европу по Днепру «из варяг в греки», заменившего Волжский торговый путь «из варяг в арабы».

Общественный строй. С середины I тысячелетия н.э. у восточных славян начинается процесс разрушения родовых связей, вызванный развитием хозяйства. Усовершенствование орудий труда и техники обработки земли (появление плужного земледелия), переход к стойловому содержанию скота позволили отдельным семьям самостоятельно вести хозяйство. Родовая община заменяется соседской. К VIII в. складываются военно-политические союзы племён с «военной демократией» как формой общественных отношений. Разрушение родовой общины сопровождалось имущественным и социальным расслоением населения. Формируется родовая знать.

Мировоззрение. Мировоззрение восточных славян было мифологичным. Жизнь человека и всей окружающей природы подчинялись законам, установленным предками по воле богов. Славяне были язычниками. Существовало два основных культа – культ видимой природы и культ предков. Весь окружающий мир был населён богами:
Хорс – бог солнца;
Дажьбог – бог плодородия, солнечного света и живительной силы, дед славян, сын Сварога;
Сварог – бог-кузнец, одна из сторон Рода, владевший светом, огнём и эфиром, бог-творец и законодатель, отец Дажьбога;
Перун – бог грозы, грома и молний;
Стрибог – бог ветра;
Макошь (Мокошь) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия и связана с урожаем;
Велес (Волос) – бог домашнего скота, зверей и богатства, второй по значению бог после Перуна, принимал обличье медведя и считался покровителем хорошей охоты;
Лада – богиня любви и брака;
Домовой – домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие;
Леший – хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц;
Водяной – хозяин водных пространств.
 О благополучии человека заботился его предок – Чур (Щур, Пращур). Род воплощал единство рода, а его дочери Рожаницы – Небесные Хозяйки Мира. Едва ребёнок появляется на свет, в небе загорается его звезда – она и есть рожаница.

Создание древнерусского государства

Образование государства – процесс длительный и закономерный. Государство создаётся в результате разложения родоплеменного строя.

Существуют две наиболее распространённые концепции происхождения государства – классовая и договорная.
 Согласно классовой концепции государство возникает в период распада родовых отношений в результате появления частной собственности и имущественного и социального неравенства. Государство в этом случае призвано прежде всего защитить частную собственность и привилегии небольшой части населения (знати).
 Согласно договорной концепции государство возникает вследствие договора между людьми, когда общество отказывается от части своих прав (самоуправление, организация обороны и т. д.) и передаёт их государственным органам.

Призвание варягов. В VIII–IX вв. у восточных славян сложились племенные союзы, которые возникли прежде всего как военные союзы:
  на юге - поляне, древляне, северяне, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты;
 в центральной и северо-восточной части - радимичи, дреговичи, вятичи;
  на севере - словене (ильменские), кривичи, полочане.

Образование государства у восточных славян проходило одновременно с процессом обретения независимости – освобождения от власти соседних народов: варягов и хазар. В 862 г. варяги были изгнаны из Новгорода, но не смогли выбрать себе князя. Тогда новгородцы обратились к варягам, к руси: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Княжить в Новгород пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора власть полностью перешла к Рюрику.
 В 879 г. Рюрик умер, и ввиду малолетства сына Рюрика Игоря новгородским князем стал Олег Вещий, родственник Рюрика.
 В 882 г. Олег совершает поход на Киев, убивает княживших там Аскольда и Дира и становится киевским князем, объединив таким образом южный и северный центры восточных славян.
 В тот же период в Западной Европе после распада империи Карла Великого (843 г.) создаются Западное (будущая Франция), Среднее (будущая Италия) и Восточное (будущая Германия) королевства, а также Моравское (830 г.), Венгерское (896) и Польское (960 г.) государства.

Внимание! В исторической литературе нет единства мнений о дате образования Древнерусского государства. Одни историки называют 862-й год , то есть год призвания Рюрика в Новгород, другие – 882-й год , то есть год объединения Новгорода и Киева под властью одного князя – Олега.

Причины создания государства у восточных славян:
общественно-политические – разложение родовых структур, объединение отдельных родов в племена, а племён – в племенные союзы;
социально-экономические – появление частной собственности и имущественного и социального расслоения населения, необходимость для облегчения внешней торговли объединения под властью одного правителя племён, живущих вдоль торгового пути «из варяг в греки»;
внешне-политические – необходимость освобождения от власти соседних народов и государств.

Теории возникновения Древнерусского государства
 Краткость изложения в исторических документах событий, связанных с созданием государства у восточных славян, стала причиной многолетних споров и появления различных теорий.
 Опираясь на текст «Повести временных лет», Г. З. Байер, А. Л. Шлецер и Г. Ф. Миллер (немецкие учёные, приглашённые на работу в Россию) выдвинули норманнскую теорию, согласно которой Древнерусское государство было создано варягами (норманнами, то есть скандинавами), которых пригласили княжить в Новгород два славянских (словене и кривичи) и два финских (чудь и весь) племени. Название народа и государства Русь – неславянского происхождения. Управляла новым государством династия неславянского происхождения. Одним из доказательств норманнской теории служит преобладание скандинавских имен среди купцов и дружинников, подписавших вместе с князем Олегом договор с греками в 911 г.
 Против норманнистов выступил М.В. Ломоносов, теория которого получила название антинорманнской (славянской). Антинорманнисты считают, что восточные славяне в IX в. стояли на более высокой ступени общественного развития, чем «разбойные» скандинавы, и не нуждались в их услугах. Уже в VI–VIII вв. у славян появились крупные суперсоюзы племён: Держава волынян, Куяба (вокруг Киева), Славия (в районе Новгорода), Артания (район современных Рязани и Чернигова) с чертами ранней государственности. Племя русь, из которого приглашён на княжение в Новгород Рюрик, было не скандинавского, а славянского происхождения и проживало в Восточной Пруссии.
 Большинство современных историков (А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и др.) придерживаются центристской теории, согласно которой древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития восточных славян, но при участии варягов, представители которых в том числе могли занять высокое положение в системе управления нового государства.

Укрепление государства. Политический строй Древней Руси
 В IX–X вв. происходит постепенное расширение границ и укрепление княжеской власти в Древней Руси. В 883–885 гг. Олег подчиняет своей власти древлян, северян и радимичей, воюет с уличами и тиверцами. К концу X в. власть киевского князя распространяется на все восточно-славянские племена-княжения. Но фактически она сводится только к уплате дани. Постепенно происходит замена родовых князей на наместников киевского князя, в том числе членов его семьи.
 В 945 г. при попытке повторного сбора дани происходит восстание древлян во главе с князем Малом. Князь Игорь был убит. Жена Игоря Ольга после подавления восстания изменяет систему сбора дани: полюдье было заменено повозом , установлены уроки и погосты.
 В 972 г. после гибели кн. Святослава происходит первая усобица. Сыновья князя, перед походом посаженные им наместниками в разные города (Ярополк – в Киеве, Олег – у древлян, Владимир – в Новгороде), начинают борьбу за киевский престол. Причина усобиц – сохранение пережитков общинных отношений. Их разложение привело к появлению частной собственности и представлений о наследовании не только имущества, но и политической власти («княжеского стола»). Но в IX – первой половине XI в. отсутствовало представление о старшинстве, то есть о приоритете кого-либо из сыновей при наследовании власти. Все братья имели равные права на «княжеский стол», что приводило к борьбе между ними. Первая усобица длилась 8 лет и закончилась утверждением на киевском престоле Владимира I Святославича.
 К моменту смерти в 1015 г. Владимира I в живых было 11 его сыновей. Каждый из братьев и в Киеве, и в княжествах, где они были наместниками, имели свои дружины и сторонников, готовых поддержать их в борьбе за престол. Сидевший в Новгороде Ярослав Мудрый ещё при жизни отца отказался платить Киеву налоги и подчиняться Владимиру. Владимир I собирался в поход на Новгород, но неожиданно умер. Началась новая усобица.
 Первыми жертвами борьбы за власть стали кн. Борис и Глеб, убитые Святополком, прозванным за это Окаянным (братоубийца, подобный библейскому Каину). В 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Мудрый. Его борьба с Мстиславом Тмутараканским продолжалась до 1026 г., когда братья подписали соглашение о разделе русских земель по Днепру: Киев и правобережная часть оставались за Ярославом, левобережная часть – за Мстиславом Тмутараканским. Смерть в 1036 г. бездетного тмутараканского князя позволила Ярославу Мудрому восстановить власть Киева над всеми русскими землями.
 При Ярославе Мудром был принят древнейший из известных нам закон – «Русская Правда». Стремясь предотвратить усобицы после своей смерти, Ярослав разделил города между сыновьями, передав киевский престол старшему Изяславу, и завещал братьям «жить в любви между собой… запретив им преступать пределы других братьев и сгонять их со стола». Так складывается лествичная система наследования власти: власть в стольном граде Киеве передавалась старшему в роду. Но мир между братьями сохранялся недолго. Вскоре началась новая волна усобиц.
 Государство, сложившееся у восточных славян в IX–XI вв., было раннефеодальной монархией. Её основные черты:
 – во главе стоял киевский старший князь, опиравшийся в своей деятельности на дружину и совет старейшин;
 – управление на местах осуществляли первоначально родовые князь, затем наместники киевского князя, в том числе члены его семьи;
 – важную государственную и политическую роль продолжает играть вече;
 – взаимоотношения старшего киевского князя с племенными князьями и всем подвластным населением строились на договорных (сюзеренно-вассальных) принципах.

Внешняя политика. Древнерусское государство находилось в постоянных контактах с соседними государствами и народами. Устанавливались торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения. Войны с соседями и мирная колонизация приводили к расширению границ Древней Руси. Подписание меж- дународных договоров с Византией (907, 911, 941, 944 гг.) поднимало её международный авторитет. Большое значение в укреплении авторитета Древней Руси имело принятие христианства, поставившее Русь в один ряд с большинством европейских государств.
 На северном направлении мы наблюдаем преимущественно мирную колонизацию и освоение новых земель, ассимиляцию местных племён.
 На восточном направлении русские князья развивают дипломатические и торгово-экономические связи с Волжской Булгарией. Походы кн. Святослава в 964–965 гг. привели к разгрому Хазарского Каганата. Дружиной князя были взяты столица хазар Итиль, крепость Саркел на Дону, ставшая русской крепостью Белая Вежа (Белая Башня), и город Таматарха на Тамани, ставший столицей русского Тмутараканского княжества.
 Разгром Хазарского Каганата открыл путь для вторжения в степи Приазовья и Причерноморья номадов-кочевников из Азии. К границам Руси подходят печенеги, а после их разгрома Ярославом Мудрым – половцы. Начинается длительный период борьбы и взаимодействия русских княжеств со степью.
 На западном направлении развиваются дипломатические и торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Через русские земли осуществляла торговые связи с Северной Европой Византия. Большое значение для экономики Древней Руси имели торговый путь «из варяг в греки» и установление контроля над волжским торговым путём. Заключались династические браки: сын убитого Владимиром I Ярополка кн. Святополк был женат на дочери польского короля, дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна стала женой французского короля.
 На южном направлении развиваются экономические, политические и культурные связи с Византией. Успешные походы Олега Вещего в 907 и 911 гг. позволили киевскому князю заключить выгодные договоры,
определявшие:
 – порядок выкупа пленных;
 – наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии;
 – правила ведения судебного процесса и наследования;
дававшие:
 – наиболее благоприятные условия торговли для русских и греков: русские купцы получили право свободной и беспошлинной торговли в Византии;
изменявшие:
 – береговое право: вместо захвата владельцем прибрежной земли выброшенного на берег судна и его имущества местные жители обязывались оказывать помощь в спасении терпящего бедствие судна и товаров.

Внимание! Среди исследователей нет единства мнений о количестве договоров, заключённых Олегом с Византией. Часть историков считает, что договор был заключён только в 911 г. Помещённый в летописи текст договора 907 г. является лишь пересказом договора 911 г., а не самостоятельным соглашением Олега с греками.

Договор 944 г., заключённый после неудачного похода дружины кн. Игоря,
 – обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты;
 – вводил ряд ограничений для русских купцов в размерах вывоза ценных тканей, месте и продолжительности пребывания в столице Византии Константинополе, порядке посещения её торговых районов и т. д.
 Кроме того, Русь и Византия согласились помогать друг другу военными силами. Византийские императоры неоднократно обращались к киевским князьям за военной помощью.
 Договор 971 г., заключённый с имп. Иоанном Цимисхием после неудачного похода кн. Святослава Игоревича в Болгарию, содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию.
 Святослав Игоревич остался в истории как князь-воин. «…Легко ходил в походах, как пардус (т.е. гепард), и много воевал, – писал о нём летописец. – В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов… Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"». Много времени Святослав проводил в походах, надолго покидая Киев. Во время нападения печенегов на Киев в 968 г. современник укорял Святослава: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул… Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»
 Расширяя территорию своего государства, Святослав хотел также перенести столицу в Переяславль на Дунае. Но добиться этого во время похода 971 г. кн. Святославу не удалось. Весной 972 г. во время возвращения в Киев княжеская дружина была перехвачена печенегами у днепровских порогов. Кн. Святослав погиб.
 Киевские князья, стремясь укрепить авторитет Руси, заключали династические браки с византийскими императорскими домами. Сестра императоров Василия и Константина Анна стала женой Владимира I. Мирный договор 1046–47 гг. был скреплён браком Марии, родственницы Константина IX Мономаха, с сыном Ярослава Мудрого Всеволодом.

Культура Древней Руси

Культура каждого исторического этапа складывается:
 – из культурных достижений предшествующих поколений;
 – вклада живущих поколений;
 – заимствований из культур других народов и стран.

Восточные славяне до принятия христианства обладали развитой культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями – земледелием, охотой, рыболовством и ремеслом. Деревянное строительство дополнялось изготовлением различных изделий из дерева. О большом количестве городов свидетельствует скандинавское название Древней Руси – Гардарики (страна городов). Устное народное творчество было связано с языческой религией и бытом славян. Зарождается письменность – четы и резы.


Крещение Руси . Стремясь обеспечить духовное единство вошедших в государство племён, кн. Владимир I в 980 г. проводит религиозную реформу. В Киеве создаётся пантеон шести старших языческих богов, главным из которых был назван Перун. Но реформа не дала ожидаемого результата. Кн. Владимир решает перейти к единобожию (монотеистической религии). Летописная легенда рассказывает, как Владимир Святославич выбирал религию, сравнивая ислам, иудаизм и два направления в христианстве – римский католицизм и византийское православие. Выбор князя остановился на православии. В 988 г., по одним данным, в Корсуни (Херсонесе), в Крыму, по другим – в Киеве Владимир с дружиной принимает крещение, затем крестит всю Русь.
Причины принятия христианства :
 – наиболее тесные экономические, политические и культурные связи у древнерусского государства были с Византией;
 – принятие христианства значительно облегчало Руси, через которую проходил торговый путь «из варяг в греки», ведение торговых операций с Византией и христианскими государствами Европы;
 – восточные славяне и киевские князья давно были знакомы с христианством. В 955 г. в Константинополе приняла крещение кн. Ольга. Варяги-христиане жили в Киеве уже в начале X в. По легенде, Аскольд и Дир также были христианами.
 Крещение восточных славян привело к значительным изменениям в их культуре.
 Вместе с христианством на Русь пришли славянская азбука (глаголица и кириллица) и книжность. Делаются переводы на славянский язык богослужебных книг и светских сочинений. Древнейшая из сохранившихся книг – «Остромирово Евангелие». По указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии была создана первая на Руси библиотека.
 Появляется литература – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты, поучения и послания Феодосия Печерского, житийная литература, в том числе «Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» монаха Нестора, «Палея Толковая», в которой впервые формулировались идеологические постулаты русичей, и др.
 В конце XI – начале XII в. монахами Киево-Печерского монастыря Никоном, Нестором и Сильвестром создаются первые русские летописи.
 Грамотность на Руси была широко распространена, о чём свидетельствуют надписи на хозяйственных предметах и многочисленные берестяные грамоты, написанные представителями разных социальных слоёв.
 Сохраняется и развивается устное народное творчество – былины, сказания. Древнерусский период отражён в былинах «Добрыня и змей», «Добрыня-сват», «Вольга и Микула» и др.
 С христианством на Русь приходит каменное храмовое строительство (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.).
 Живопись представлена монументальной (фрески и мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой.
 Распространена музыка, несмотря на протесты православной церкви, видевшей в светской национальной музыке отголоски язычества. В соборе Киевской Софии сохранилась фреска с изображением музыкантов.

В целом для русской средневековой культуры IX–XII вв. характерен традиционализм, основными чертами которого являются:
 – господство религиозного мировоззрения;
 – накопление знаний;
 – общая замедленность темпов культурного развития;
 – влияние европейской культуры.

  • Предмет, задачи и методы изучения истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Методы и принципы изучения истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
    • Источники и историография
  • Государство и право Древней Руси (IX - XII вв.)
    • Древние государственные образования на территории нашей страны
    • Образование Древнерусского государства
    • Правовое положение основных категорий населения
    • Государственный строй Древней Руси
    • Суд и процесс Древней Руси
    • Возникновение и развитие древнерусского права
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.)
    • Причины политической раздробленности
    • Основные тенденции развития Галицко-Волынского княжества
    • Общественный строй и право Владимиро-Суздальского княжества
    • Русские земли в составе Великого княжества Литовского
    • Особенности общественно-политического и правового развития Новгородской и Псковской феодальных республик
    • Золотая Орда и Русь (XIII-XV вв.)
  • Образование русского централизованного государства и развитие права (2-я половина XIV - 1-я половина XVI в.)
    • Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества
    • Правовое положение населения в Московском княжестве
    • Государственный строй Московского княжества
    • Суд и процесс в Московском государстве
    • Развитие права на территории Московского государства
  • Сословно-представительная монархия в России и развитие права (2-я половина XVI - конец XVII в.)
    • Общественный строй России в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода сословно-представительной монархии
    • Право периода сословно-представительной монархии
  • Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII-XVIII в.)
    • Предпосылки образования абсолютной монархии в России
    • Общественный строй в период становления и развития абсолютной монархии
    • Изменения в государственном строе России в период развития абсолютизма
    • Судоустройство и судопроизводство в России периода абсолютной монархии
    • Развитие права в период абсолютной монархии в России
  • Российская империя и развитие права (1-я половина XIX в.)
    • Общественный строй России в первой половине XIX в.
    • Государственный строй России первой половины XIX в.
    • Изменения в судебной системе в конце XVIII - начале XIX в.
    • Кодификация российского законодательства и развитие права в Российской Империи
  • Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (2-я половина XIX в.)
    • Предпосылки реформ
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Судебная реформа 1864 г.
    • Реформа полиции во второй половине XIX в.
    • Военная реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформа системы образования во второй половине XIX в.
    • Контрреформы 80-90-х годов XIX в.
    • >
    • Развитие права в России во второй половине XIX в.
  • Государственно-правовое развитие России (1900 г. - февраль 1917 г.)
    • Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX в.
    • Общественный строй
    • Государственный строй. Учреждение Государственной думы
    • Изменения в судебных и карательных органах
    • Государственный аппарат и развитие права в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.)
  • Государство и право России в период между февральской и октябрьской революциями (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция и формирование новой государственной системы. Двоевластие
    • Законодательная политика Временного правительства (март - октябрь 1917 г.)
  • Cтановление и развитие советского государства и права (1917-1920 гг.)
    • Октябрьская революция и создание советской государственной системы
    • Становление и развитие советской судебной системы
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны
    • Национально-государственное строительство раннего Советского государства
    • Формирование основ советского права
  • Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929 гг.)
    • Причины перехода к новой экономической политике
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления
    • Образование СССР
    • Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г.
    • Судебная реформа 1922 г. и совершенствование судебной системы
    • Право в период НЭПА
  • Государство и право СССР в период становления и развития государственнопартийного социализма (1930-1941 гг.)
    • Преобразование политической системы и государственного аппарата
    • Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.
    • Дальнейшее развитие СССР как союзного государства
    • Особенности развития судебной системы СССР в 1930-1941 гг.
    • Основные тенденции развития права
  • Государство и право СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
    • Преобразование государственного аппарата. Создание чрезвычайных органов власти
    • Изменения в судебной системе в период Великой Отечественной Войны
    • Особенности развития права в период Великой Отечественной Войны
  • Государство и право СССР в период восстановления и развития народного хозяйства (2-я половина 1940 - 1-я половина 1950-х гг.)
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Судебная система в период восстановления и развития народного хозяйства
    • Развитие права в период восстановления и развития народного хозяйства
  • Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений (2-я половина 1950 - 1-я половина 1960-х гг.)
    • Преобразования в системе государственного управления. Реформы Н.С. Хрущева
    • Изменения в судебной системе в период либерализации общественных отношений
    • Право в СССР периода либерализации общественных отношений
  • Государство и право в условиях кризиса советского общества (2-я половина 1960- 1-я половина 1980-х гг.)
    • Эволюция государственно-политической системы
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Судебная система СССР в 1960-1980-х гг.
    • Развитие права в СССР 1960-1980-х гг.
  • Особенности государственно-правового развития СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)
    • Попытки реформирования советского государства. Перестройка
    • Изменения в системе органов государственной власти и управления в период перестройки
    • Судебная система в период перестройки и распада СССР
    • Право в период перестройки
    • Распад СССР
  • Государство и право Российской Федерации
    • Последствия распада СССР для Российской Федерации. Россия и СНГ
    • Развитие государственного механизма суверенной России
    • Национально-государственное устройство России. Конституция РФ 1993 г.
    • Судебная реформа в современной России
    • Развитие права в современной России

Древние государственные образования на территории нашей страны

Из дошедших до нашего времени источников следует, что древнейшие рабовладельческие государства на территории нашей страны возникли в Северном Причерноморье. Важное место среди них занимало Скифское государство. По поводу происхождения скифов и их этнической принадлежности до сих пор ведутся научные споры. Не определена точно и дата возникновения Скифского государства. Исследователи называют и VII, и даже IV в. до н.э. Однако многие авторы склоняются к тому, что уже в VII в. до н.э. у скифов существовала наследственная царская власть 1 См.: История отечественного государства и права: учебник/ под ред. О.И. Чистякова. 3-е изд. М., 2004. Ч. 1. С. 21. .

Для Скифского государства была характерна сильная военная организация. Хотя в целом оно не было централизованным, так как некоторые скифские племена вели кочевой образ жизни. Первоначально столица Скифского государства находилась в Приднепровье, а затем в III в до н.э. она переместилась в Неаполь Скифский, располагавшийся в Крыму, недалеко от нынешнего Симферополя. В этот период наступает расцвет Скифского государства. В нем широко развивается ремесленное производство и торговля, появляются города. Однако после захвата значительной части Скифского государства войсками Александра Македонского, а затем и сарматами, оно приходит в упадок. Оставалась лишь небольшая его территория в Крыму, которая была покорена в III в. н.э. готами.

Важную роль во взаимоотношениях со скифами и в международной торговле играли греческие города-колонии, находившиеся на берегах Черного и Азовского морей. К ним необходимо отнести Херсонес (территория нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Керкинитида (Евпатория), Горгиппия (Анапа), Танаис (Ростовская область) и др. Они были рабовладельческими государствами, развивавшими широкие торговые связи с Грецией.

На основе объединения нескольких греческих городов-колоний (Горгиппия, Феодосия, Фанагория и др.) в V в. до н.э. возникло Боспорское царство, столицей которого стал Пантикапей (современная Керчь). Особенностью этого рабовладельческого государства было то, что в земледелии труд рабов практически не применялся. Это было обусловлено тем, что на присоединяемых территориях проживало большое число свободных крестьян-общинников, которые и выполняли основные сельскохозяйственные работы. Кроме того, рабовладельцы не желали использовать труд своих рабов на приграничных земельных угодьях, так как рабы могли сбежать на территории соседних государств. Этим, очевидно, и объясняется наличие в Боспорском царстве меньшего числа рабов, нежели свободных людей.

Боспорским государством управлял не один монарх, а два или три, представлявшие правящую династию Спартокидов (отец и старшие сыновья и т.д.), которые разделяли между собой властные полномочия. Из этого следует, что форма правления носила коллегиальный характер. Данная система правления позволяла сохранять правопреемство в случае смерти главного правителя.

В вошедших в состав Боспорского государства бывших греческих городах-колониях на первом этапе сохранялись полисные формы правления, характеризовавшиеся наличием народных собраний, советов и магистратур. Однако вскоре они потеряли свое значение.

Боспорское царство делилось на два округа. Первый охватывал территорию, расположенную на Крымском полуострове, а второй - за Керченским проливом. Возглавляли эти округа младшие родственники правящей династии Спартокидов. Округа делились на административно-территориальные единицы - комы, которые возглавляли комархи.

В III-II вв. до н.э. на Боспорское царство усилились набеги со стороны скифов и сарматов, а также возникли крупные восстания рабов.

Одно из них с трудом удалось подавить лишь при помощи армии Понтийского царства, которое затем включило в свой состав территорию Боспорского государства. В IV в. н.э. оно было разорено гуннами.

Гунны занимали обширную территорию в Приуралье. Они покорили значительное число народов и образовали во II в. Союз племен. В 70-е годы IV в. массовое передвижение гуннов на запад положило начало Великому переселению народов. Наибольшего могущества Союз племен достиг при вожде гуннов Аттиле. Однако после его смерти в 453 г. он распался.

Енисейские кыргызы во второй половине VI в. в Западной Сибири создали Кыргызский каганат, представлявший собой раннефеодальное государство. В 1209 г. каганат был покорен Чингисханом.

На территории Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья и Крыма в середине VII в. был образован Хазарский каганат. Его возглавлял каган, обладавший верховной административной и судебной властью. Принятие в VIII в. иудаизма способствовало изменению характера власти. Каган избирался теперь только из представителей знатного еврейского рода. Подготовкой и проведением выборов руководил бек, которому принадлежала реальная власть в каганате. Бек не только определял кандидатуру следующего кагана, но и решал вопросы войны и мира, возглавлял войско, распоряжался государственной казной и т.д.

Хазарский каганат занимался сбором дани с соседних племен и пошлин с купцов, а также посреднической торговлей. Заниматься торговлей имели право только иудеи. Они торговали воском, мехами и лошадьми. Однако наибольший доход хазарские купцы получали от торговли рабами из славянских земель.

Киевская Русь постоянно вела борьбу с хазарами. Так, киевским князьям Аскольду и Диру удалось освободить от дани полян. Затем в 884 г. великий князь Олег освободил от этой зависимости радимичей. А великий князь Святослав Игоревич в 964-965 гг. нанес сокрушительное поражение войскам Хазарского каганата, который прекратил свое существование.

В начале X в. возникла Волжская Булгария, которая на первом этапе попала в зависимость от Хазарского каганата. Однако принятие ислама в качестве государственной религии, а затем и разгром Хазарского каганата войсками Киевской Руси в 965 г. обеспечили независимость Волжской Булгарии.

Располагаясь на пересечении водных и сухопутных торговых путей в Среднем и Нижнем Поволжье, Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение, контролируя торговлю между Востоком и Западом. Она сама также торговала пшеницей, мехом, скотом, рыбой, медом и ремесленными изделиями. Кроме того, в ее столице (г. Булгар) находился крупный рынок рабов, которых поставляли из славянских земель и Северного Поволжья.

Волжская Булгария сначала вела борьбу с Киевской Русью, а затем в XII в. с Владимиро-Суздальским княжеством. Однако только монголо-татарским войскам во главе с ханом Батыем в 1240 г. удалось полностью покорить Волжскую Булгарию, которая вскоре стала одной из провинций Золотой Орды.

Таким образом, первые государственные образования на территории нашей страны, возникшие в VII в. до н.э., и греческие города- колонии имели признаки рабовладельческих государств. Поэтому их государственный строй и общественное устройство полностью соответствовали данному типу государства. Однако, покоренные готами и гуннами в первых веках новой эры, народы этих государств в VI-VIII вв. начали создавать новые государственные образования, носившие уже раннефеодальный характер.

На территории современной России государственные образования возникали задолго до появления Древней Руси. Большая их часть была в Крыму, который и оставил нам в наследство свидетельства о их былом могуществе.

Скифское царство (VIII век до н. э - III век н. э.)

К VIII веку до н. э. скифы преимущественно переходят от кочевого к оседлому образу жизни.

Поддерживая контакты с греческими полисами Северного Причерноморья, скифы активно развивают земледелие, торговлю: множится количество скифских городищ и увеличиваются их размеры.

Политическому сплочению скифов способствовала военная экспансия в Малую Азию, Мидию, Сирию и Северный Кавказ. Постепенно военная демократия Скифии переросла в рабовладельческую монархию: царская власть стала наследственной и обожествлялась.

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до середины III века и было разгромлено готами. Остатки скифов окончательно растворились среди племен Великого переселения народов.

Боспорское царство (480 год до н. э. - VI век н.э.)

В период основания греческих колоний на северном берегу Черного моря сложились благоприятные условия для объединения полисов по обеим сторонам Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Постепенно города греческих поселенцев формируются в сильное и влиятельное Боспорское царство, которое достигло пика своего расцвета при династии Спартокидов.

Заняв удачное положение, позволяющее контролировать пролив, Боспорское царство превратилось в развитую торговую державу. Особенно активным товарооборот был с Грецией.

Афины получали с Боспора примерно половину всего импортируемого хлеба. С Греции в Боспор ввозились металлические изделия, дорогие ткани, терракота – всё это использовалось в налаживании отношений со знатью соседних племен.

Со временем из-за натиска скифов, гуннов и готов боспорские цари вынуждены были искать поддержки у более могущественных соседей. Так Боспрское царство поочередно попадает в зависимость от Понтийского царства, Рима, Византийской империи и вскоре исчезает из истории как самостоятельное государство.

Империя гуннов (IV-VI век)

Империя гуннов, называемая еще Империей Аттилы – полиэтническое государство, основное население которого составляли гунны и сарматы. Расширение империи во многом обязано успешной завоевательной политике Аттилы.

Непрерывные войны с Восточной и Западной Римской империей, Галлией, Византией, Сирией позволили Аттиле подчинить огромные территории.

В период своего расцвета государство гуннов протиралось от побережья Северного моря на западе до Поволжья на востоке, от Дуная на юге до территории современной Москвы на севере.

По сведениям современников, «разрушитель Европы» не собрался останавливаться на достигнутом и готовил поход в Персию. Смерть Аттилы оборвала его грандиозные планы а вместе с этим и пошатнула империю: с этого времени государство варваров стало утрачивать свои позиции.

Тюркский каганат (552 - 603 годы)

За свою недолгую 50-летнюю историю Тюркский каганат успел стать одним из крупнейших государств Азии. Во времена своего расцвета государство контролировало территории, которые позднее занимали Манчжурия, Монголия, Туркестан, Казахстан, его данниками были Сасанидский Иран и некоторые китайские государства.

В состав Тюркского каганата входила и часть территорий современной России – Алтай, Северный Кавказ и Крым: последние две в 576 году были отторгнуты от Византии.

Размаху территорий не уступал этнический состав каганата: тюркюты, согдийцы, башкиры, нушиби, усуни и другие народы.

Высшим правящим лицом и военачальником государства являлся каган, самым известным из которых можно назвать Тобо-хана. Время его правления подняло Тюркский каганат вровень сильнейших государств того времени. Английский историк Генри Ховорс даже попытался от Тобо-хана вывести родословную Чингисхана. После смерти Тобо-хана в 581 году Тюркский каганат постепенно скатился к «великим распрям», которые привели сначала к расколу государства, а затем и к его исчезновению.

Государство алан (VI век - 1239 год)

Ранние упоминания об аланах относятся к I веку н. э. Считается, что племенной союз алан первоначально существовал в рамках сарматского народа, однако со II века он постепенно оформляется в самостоятельное территориальное образование – Аланию.

В ходе Великого переселения народов значительная часть алан ушла в Западную Европу, нарушив целостность аланского населения Кавказа.

И только к VI веку закладываются предпосылки становления аланской государственности.

В начале IX века усилиями византийских миссионеров Алания принимает православие, которое с трудом здесь приживается. «Царь аланов – христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство, – язычники, поклоняющиеся идолам», – пишет арабский географ Ибн-Русте.

X–XI века стали апогеем духовной и материальной культуры Алании. Страну охватывает церковное строительство, выразившееся в десятках монументальных капелл. Расцвет Аланского царства во многом связан с ростом городов, превратившихся в центры торговли и ремесел. Как независимое государство Алания прекратила своё существование в период нашествия монгольских войск.

Хазарский каганат (650 - 969 годы)

Возникновение государства хазар связано с расширением на запад Тюркского каганата до границ каспийско-причерноморских степей. Однако к середине VII века междоусобицы привели к развалу Западно-Тюркского каганата, на руинах которого и выросла Хазария.

Хазарский каганат был мощной, влиятельной силой в регионе, выделяясь боеспособной армией и искусной дипломатией. Особенно напряженными отношения у Хазарии были с Арабским халифатом. Не одно столетие велись арабо-хазарские войны, но в конечном итоге каганат не позволил арабам закрепиться в Закавказье.

Военная добыча долгое время была главным источником доходов Хазарии. Государство развивалось и богатело. В каганате быстро разрастались города: Беленджер, Семендер, Саркел, Итиль.

К IX столетию Хазарский каганат с завоевательной политики переключился на торговлю. Во многом это связано с принятием части хазарской элиты иудаизма. Однако внешнеполитическая ситуация оставалась для государства неблагоприятной: с переменным успехом складывались отношения с Византией, с востока угрожали кочевники, разрастался конфликт с Древнерусским государством. Поход Святослава в 964 году и стал началом падения Хазарского каганата.

Волжская Булгария (IX - XIII век)

Первые сведения о расположении Волжской Булгарии даёт нам Ибн-Русте, сообщая, что «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волга)». Современные историки из-за недостатка информации не берутся точно судить о размерах государства булгар.

Известно, что основу населения Волжской Булгарии составляли тюркские народы. По приблизительным подсчетам, приведенным историком Игорем Алексеевым, количество населения могло достигать 1,5 – 2 млн. человек. Основой вероисповедания булгар сначала было тенгрианство, затем ислам, но после заключения мирного договора с киевским князем Владимиром туда стало проникать и христианство.

В период монгольского завоевания земли Волжской Булгарии подверглись опустошению, а в 1240 году территория государства вошла в состав Золотой Орды.

Во второй половине XIX века в татарском сообществе возникло течение «булгаризм», которое делало акцент на «булгарской идентичности» татарского народа и возрождении булгарской государственности.