Биографии Характеристики Анализ

Егэ по информатике сложный. Подготовка к ЕГЭ по информатике: что нужно знать

Какой язык программирования выбрать, на каких задачах стоит сосредоточиться и как распределить время на экзамене

Преподаёт информатику в Фоксфорде

Разные вузы требуют разные вступительные экзамены по IT-направлениям. Где-то нужно сдавать физику, где-то – информатику. К какому экзамену готовиться – решать вам, но стоит иметь в виду, что конкурс на специальности, где надо сдавать физику, обычно ниже, чем на специальностях, где требуется ЕГЭ по информатике, т.е. вероятность поступить «через физику» больше.

Зачем тогда сдавать ЕГЭ по информатике?

  • К нему быстрее и проще подготовиться, чем к физике.
  • Вы сможете выбирать из большего количества специальностей.
  • Вам будет легче учиться по выбранной специальности.

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов. Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

Как готовиться к решению задач из первой части

  • Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны. Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
  • Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
  • Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
  • Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике - один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
  • Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
  • Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
  • Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.

Что нужно знать о решении задач с развёрнутым ответом

24 задача - на поиск ошибки

25 задача требует составления простой программы

26 задача - на теорию игр

27 задача - необходимо запрограммировать сложную программу

Основную трудность на экзамене представляет 27 задача. Ее решает только 60-70% пишущих ЕГЭ по информатике. Ее особенность заключается в том, что к ней невозможно подготовиться заранее. Каждый год на экзамен выносится принципиально новая задача. При решении задачи №27 нельзя допустить ни одной смысловой ошибки.

Как рассчитывать время на экзамене

Ориентируйтесь на данные, которые приведены в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по информатике. В ней указано примерное время, отведенное на выполнение заданий первой и второй части экзамена.

ЕГЭ по информатике длится 235 минут

Из них 90 минут отводится на решение задач из первой части. В среднем на каждую задачу из первой части уходит от 3 до 5 минут. На решение задачи №23 требуется 10 минут.

Остается 145 минут на решение заданий второй части экзамена, при этом для решения последней задачи №27 понадобится не менее 55 минут. Эти расчеты выполнены специалистами Федерального института педагогических измерений и основаны на результатах экзаменов прошлых лет, поэтому к ним следует отнестись серьезно и использовать в качестве ориентира на экзамене.

Языки программирования – какой выбрать

  1. BASIC. Это устаревший язык, и хотя его до сих пор изучают в школах, тратить время на его освоение уже нет смысла.
  2. Школьный алгоритмический язык программирования. Он разработан специально для раннего обучения программированию, удобен для освоения начальных алгоритмов, но практически не содержит глубины, в нем некуда развиваться.
  3. Pascal. По-прежнему является одним из самых распространённых языков программирования для обучения в школах и вузах, но и его возможности сильно ограничены. Pascal вполне подходит в качестве языка написания ЕГЭ.
  4. С++. Универсальный язык, один из самых быстрых языков программирования. На нём сложно учиться, зато в практическом применении его возможности очень широки.
  5. Python . Его легко изучать на начальном уровне, единственное, что требуется – знание английского языка. Вместе с тем, при углубленном изучении Python предоставляет программисту не меньше возможностей, чем С++. Начав изучение «Питона» ещё в школе, вы будете использовать его и в дальнейшем, вам не придётся переучиваться на другой язык, чтобы достичь новых горизонтов в программировании. Для сдачи ЕГЭ достаточно знать «Питон» на базовом уровне.

Полезно знать

  • Работы по информатике оценивают два эксперта. Если результаты оценки экспертов расходятся на 1 балл, выставляется больший из двух баллов. Если расхождение 2 балла и более – работу перепроверяет третий эксперт.
  • Полезный сайт для подготовки к ЕГЭ по информатике –

ЕГЭ по информатике позади. Мои ученики сдали экзамен хорошо: 79, 81, 88 баллов. Это достойный результат. При этом самые сильные могли претендовать на 90-100. Так в чем же дело? Где «потерялись» недостающие баллы?

Вот закономерность: все эти ученики выполнили ВСЕ задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 20 и более баллов на ерундовых задачах. Ситуация повторяется из года в год, а потому я не считаю ее случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.

Структура ЕГЭ по информатике

Давайте рассмотрим структуру экзаменационной работы ЕГЭ по информатике. Всего в работе 27 заданий. Из них 23 с кратким ответом (бывшая часть B) и 4 с развернутым ответом (бывшая часть С).

В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставляется возможность поработать, как компьютер.

Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 3, 2, 3 и 4 балла. Таким образом, за первую часть можно получить максимально 23 балла, а за вторую 12.
Видите, насколько велик вес первой части?

В спецификации Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ указано рекомендованное время на выполнение каждого задания.

На первую часть ЕГЭ по информатике рекомендовано потратить полтора часа (включая проверку и переписывание на бланк). На вторую часть остается 2,5 часа. Это очень правильная рекомендация. Если планируешь сделать всю вторую часть, больше часа на решение первой части тратить нельзя. Еще полчаса уйдут на проверку и переписывание!

Но что такое час на 23 задания? Правильно, это меньше 3 минут на каждое! Я считаю, что задания первой части довольно простые для большей части учеников, но они часто требуют аккуратного перебора и анализа большого объема данных. Даже в случае отличного понимания предмета требования почти невыполнимые! При полном понимании хода решения задачи просто не хватает времени.

И что же – значит, невозможно решить всю часть 1 на ЕГЭ по информатике быстро и без ошибок, при этом оставив достаточный ресурс времени на сложные задачи части 2?

Конечно же, возможно. Нам поможет опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. Я часто говорю ученикам: «Если вы хорошо знаете, как забить гол в ворота из любой позиции, просмотрели много матчей и знаете наизусть все рекомендации лучших тренеров, - это не значит, что вас можно отправлять на чемпионат»!

Здесь понимания недостаточно. Важна практика, безошибочность действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. А такую практику, как известно, можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий.

Итак, рецепт достижения нужных временных характеристик есть. Методических материалов, подборок всех типов задач у меня достаточно. Приступаем к делу. И вот здесь ключевой момент…

Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике?

Вспомним, что людей по восприятию информации, мыслительному процессу, способу построения причинно-следственных связей можно отнести к разным типам: интроверты - экстраверты, рационалы - иррационалы, сенсорики – интуиты и т.д. Не буду заходить на территорию психологов, лишь отмечу в общем, что сильные ученики, претендующие на 90-100 баллов на ЕГЭ по информатике, по способу мышления бывают двух полярно различных типов: Аккуратисты и Креативщики.

Аккуратист: Кропотливый, исполнительный, усидчивый.
Креативщик: Быстрый, оригинальный, нестандартно мыслящий.

Аккуратисты обладают хорошим почерком, редко делают вычислительные ошибки, получают удовольствие от идеально выполненной и оформленной работы, даже от рутинного труда. Они замечательно справляются со сложнейшими задачами, основанными на постепенных выводах, расчетах и доказательствах. Однако их ставит в тупик задание неизвестного им типа.

Креативщики - пишут быстро и неразборчиво, обладают развитым абстрактным мышлением, большим спектром знаний в различных областях, умением находить красивые и неожиданные решения самых необычных задач. Однако они категорически не приемлют рутинный монотонный труд. Им сложно и скучно заставить себя выполнять понятные действия.

В жизни эти типы выражены не так резко. Ученик может обладать и теми, и другими качествами.
Что же происходит на экзамене по информатике?

Те ученики, которые безошибочно выполняют сложные задания второй части ЕГЭ по информатике (особенно 27-ю задачу), ближе к Креативщикам. А потому заставить их выполнять большое домашнее задание, состоящее из простых, однотипных, но очень объемных заданий, очень сложно. Их раздражает необходимость тратить время на многократное повторение одних и тех же понятных действий.

Сильные ученики на вопрос о выполнении домашнего задания обычно отвечают: «Сделал первые 3 задачи, остальные точно такие же, и так ясно, как их делать». То есть изучил технику забивания гола вместо того, чтобы часами бегать по стадиону.

В результате я снова после экзамена слышу одну и ту же фразу: «Задания были очень простые, мне просто не хватило времени».

Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно больше «бегать по стадиону», нарабатывая нужные автоматические навыки.

И вот тогда ваш блистательный гол, ваши 100 баллов за ЕГЭ по информатике станут вполне реальной целью.

Каждый старшеклассник, мечтающий о будущем в ІТ-сфере, в первую очередь волнуется о том, как подготовиться к ЕГЭ по информатике. В обычной школе этому предмету отводится в неделю не более двух часов. Хотя сама программа обучения предусматривает немало сложных тем. Поэтому подготовка к ЕГЭ на уроках информатики в школьной среде - дело непростое. Чтобы получить высший балл, школьникам следует посвятить свободное время дополнительным занятиям, так они смогут получить нужные знания, либо изучать предмет самостоятельно.

Структура и специфика

Экзамен длится 3 часа 55 минут и представлен 27 заданиями; проходной минимум составляет 40 баллов. При этом расчет осуществляется следующим образом: первые 23 задания позволяют набрать 23 балла максимум (в сумме), а 4 задания, предполагающие развернутый ответ, могут обеспечить 12 баллов суммарно. Всё это вместе приводят к 100-балльной системе.

Тестов с выбором правильного варианта нет, это изменение было произведено пару лет назад и теперь участникам нужно самим вписывать ответ.

Сложно ли сдавать ЕГЭ по информатике при таком раскладе? Для тех, кто хорошо разбирается в точных науках - нет, тем же, кто рассчитывал найти правильные ответы методом подбора - намного труднее.

Кроме того, перспектива сдавать информатику на компьютерах, а не на бланках пока не предполагается. Связано это со слабой технической оснащенностью некоторых школ Москвы и, в особенности, дальних регионов.

На что нужно обратить особое внимание

Тем, кто хочет получить доступ в мир информационных технологий, в первую очередь важно изучить:

  • кодирование информации;
  • логику, алгоритмы и элементы их теории;
  • систему счисления;
  • компьютерный эксперимент и моделирование;
  • этапы программирования;
  • числовую информацию и ее обработку;
  • строение компьютерных сетей и компьютеров;
  • хранение информации и технология ее поиска.

Среди вышеперечисленных тем есть те, которым в школах почти не уделяется внимание, подготовка к их выполнению требует особого подхода. Но есть и несложные темы, трудностей с которыми не возникает почти ни у одного школьника.

В общем, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике, нужно реально оценивать свои силы и обращаться за помощью к преподавателю, если что-то не знаете. Самостоятельная подготовка требует времени, а сдать предмет с нуля - немалых усилий. При этом достичь успеха на ЕГЭ по информатике можно соблюдая три простых правила:

  1. Выполнять большое количество упражнений.
  2. Анализировать ошибки.
  3. Внимательно читать и даже перечитывать условия задачи.

Важно помнить, что сдать экзамен будет сложнее тем ученикам, у которых наблюдаются проблемы с математикой, так как оба предмета, имея непосредственное отношение к сфере информационных технологий, тесно переплетаются.

Информатика в школе помогает детям получить знания об устройстве компьютера, об азах работы с ним, о различных операционных системах и программах. Зачастую, хорошо пройденного и освоенного школьного курса по информатике хватает даже для того, чтобы в дальнейшем устроиться на работу, связанную с деятельностью, которая требует хорошего знания программ Microsoft. В основном это базовые программы Microsoft office Word и Microsoft office Excel. Без них сложно представить работу на компьютере. Тем более что такие программы считаются достаточно простыми, важно лишь на начальном этапе работы с компьютером освоить их.

Информатика в школе. Общий курс

Традиционно начинают изучать с 5 класса, но некоторые школьные программы рассчитаны на углубленное изучение этого предмета, начиная уже с 1 класса. Конечно, в начальной школе детей не знакомят со сложными определениями, терминами, понятиями и алгоритмами. На этом этапе предмет постигается с помощью занимательных игр и задач. Для этого разработан специальный учебник «Информатика для детей в играх и задачах».

С 5 класса начинается более подробное изучение Информатики и ИКТ (информационных компьютерных технологий). Компьютерная грамотность достигается при помощи учебников Босовой, Угриновича и Семакиной, выпущенных для средних общеобразовательных школ. Эти пособия признаны как оптимальные для понимания различных процессов взаимодействия с компьютером. Если внимательно слушать учителя, разбираться во всех нюансах, делать все правильно, то в дальнейшем даже более сложные программы не будут сложными.

Информатику в школе преподают с использованием соответствующих определенным учебникам рабочих тетрадей с задачами, составленными теми же авторами. Школьный курс предусматривает на каждый учебный год по одной такой тетради. И об этом следует помнить родителям, которые отправляют ребенка в школу.

В старших классах средней школы учащиеся занимаются по специальному задачнику-практикуму, в котором собраны объединённые по темам практические задания, помогающие подготовиться к предстоящей ГИА по информатике. Помимо нового материала задачник-практикум содержит пройденный материал, начиная с 5 класса. Подобное повторение нацелено на закрепление полученных ранее знаний для лучшей подготовки к предстоящему экзамену.

Информатика в 9 классе. ГИА по информатике

ГИА по информатике (Государственная итоговая аттестация) - экзамен, который учащиеся сдают в 9-м классе. По баллам ГИА учитель проставляет итоговую годовую оценку по информатике, которая учитывается не только при формировании 10-х классов, но и важна для школьников, решивших закончить обучение в школе после 9 класса. Эти баллы влияют на дальнейшее поступление в ПТУ или техникум, ведь получив высокие баллы на ГИА по информатике, можно уже весной быть зачисленным в колледж, так как результат аттестации засчитывается как вступительный экзамен.

Школьная программа отводит достаточное количество часов на подготовку учеников к сдаче ГИА по информатике, в процессе которой затрагивается изучение или повторение следующих тем:

  • системы счисления;
  • файловая система организации данных;
  • алгебра логики;
  • графы;
  • программирование;
  • базы данных;
  • кодирование информации;
  • электронные таблицы (Excel);
  • компьютерные сети.

Конечно, для работы бухгалтером или программистом, этого не достаточно, но даже если пройденная в школе информатика не пригодится при получении дальнейшего образования, в наши дни необходима каждому человеку.

Лада Есакова

Когда учащийся 11 класса начинает готовиться к ЕГЭ по информатике – как правило, он готовится с нуля. В этом одно из отличий ЕГЭ по информатике от экзаменов по другим предметам.

По математике у старшеклассника знания точно не нулевые. По русскому языку – тем более.

А с информатикой ситуация намного сложнее. То, что изучается в школе на уроках, никак не связано с программой подготовки к ЕГЭ по информатике.

Что такое ЕГЭ по информатике?

Контрольный тест ЕГЭ по информатике содержит 27 заданий, который относятся к самым разным темам. Это системы счисления, это булева алгебра, алгоритмика, это программирование, моделирование, элементы теории графов.

ЕГЭ по информатике охватывает очень большой спектр информации. Конечно, на экзамене понадобятся только азы, но это основы важных и современных тем.

Подготовка к ЕГЭ по информатике с нуля подразумевает, что ни одну из этих тем ученик не проходил в школе. Обычно это так и есть!

Например, такая тема, как булева алгебра, или алгебра логики, включена в ЕГЭ по информатике. Но она не изучается в школах, даже в специализированных. Ее нет ни в курсе школьной информатики, ни в курсе математики. Школьник о ней понятия не имеет!

И поэтому знаменитую задачу на системы логических уравнений не решает практически никто из учеников. Эта задача в ЕГЭ по информатике идет под номером 23. Скажем больше - преподаватели часто рекомендуют старшеклассникам вообще не пытаться решить эту задачу, и даже не смотреть на нее, чтобы не тратить время.

Означает ли это, что задача 23 из ЕГЭ по информатике не решается вообще? Нет, конечно! Наши ученики регулярно решают ее каждый год. На нашем курсе подготовки к ЕГЭ по информатике из многих тем мы берем только то, что потребуется на экзамене. И уделяем этим задачам максимальное внимание.

Почему же школа не готовит к ЕГЭ по информатике?

Связано это с тем, что информатика – предмет не обязательный. Каких-либо стандартов и программ Министерство образования не дает. Поэтому учителя на уроках информатики дают школьникам совершенно разный материал – кто что может. Более того - в некоторых школах вообще нет уроков информатики.

Чем же обычно занимаются старшеклассники на уроках по информатике? Неужели играют в стрелялки?

К счастью, в школе на уроках информатики все-таки школьники занимаются не ерундой, а вполне полезными вещами. Например, изучают Word и Escel. В жизни это пригодится, но, к сожалению, для сдачи ЕГЭ – абсолютно бесполезно.

Причем Word ребята изучают на серьезном уровне, и некоторые даже сдают экзамены по компьютерной верстке и получают свидетельство верстальщика. В каких-то школах изучают 3D-моделирование. Очень многие школы дают веб-дизайн. Это прекрасная, полезная в будущем тема, но к ЕГЭ она совсем никак не относится! И приходя к нам на курсы, ученик действительно готовится к ЕГЭ по информатике с нуля.

Похожая ситуация – у старшеклассников профильных лицеев. Сильные профильные лицеи честно дают на уроках информатике программирование. Ребята выходят оттуда хорошими программистами. Но ведь в ЕГЭ по информатике всего 5 заданий хоть как-то связаны с программированием, и из них ровно одна задача в варианте ЕГЭ посвящена написанию программы! Результат – максимум 6 задач на ЕГЭ по информатике.

Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?

Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.

Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.

Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.

На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.

Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?

Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.

Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».

Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.

Итак, год активной подготовки к ЕГЭ по информатике с нуля, и ваш результат - 26 задач из 27 возможных. А если вы хоть немного знакомы с программированием – то и все 27 из 27. Мы желаем вам достичь на экзамене такого результата!

И еще раз рекомендую для подготовки теоретический материал и свою книгу «Информатика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ» , где дается практика решения задач.

Расскажи друзьям!