Биографии Характеристики Анализ

"Физики и лирики: чья взяла?". Могут ли «физики» быть «лириками»

Вопрос об отношениях физиков и лириков в ХХ веке сильно волновал людей, по крайней мере в России, и было много дискуссий по этому поводу («Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне…» Б. Слуцкий). Кстати говоря, равновесия нет и сейчас. Есть такой перекос: в интеллигентной среде считается дурным тоном не знать литературы, искусства, хотя бы одного иностранного языка. И совершенно нормально - не уметь рассчитать каких-то простых вещей и не знать, например, что такое тангенс.

Безусловно, между физиками и лириками есть принципиальная разница . Человек, достигший успеха в гуманитарной области, обязательно создал что-то уникальное. От его деятельности непременно как-то изменился мир. Например, если он написал даже не очень хорошее стихотворение, все равно: был мир без стихотворения - стал со стихотворением. И никто другой написать это стихотворение вместо него не мог. Скажем, не написал бы Лев Толстой «Войну и мир» - не было бы этого романа вообще. И это касается любой гуманитарной деятельности: скульптор ли, музыкант ли - он обязательно меняет, обогащает мир, в котором мы живем.

Что касается точных и естественных наук, здесь ситуация совершенно другая. Одна из главных и наиболее старых ее функций - познание окружающего мира. Оно требует от человека значительных способностей, ума, целеустремленности и т. д. Но когда ученый открывает какое-то явление или закон природы, мир не меняется. Человек лишь узнает то, что в мире есть, поэтому, скажем, если гуманитарное произведение признается принадлежащим тому, кто его создал, то закон тяготения Исааку Ньютону не принадлежит. Это, скорее, закон имени Ньютона, ставшего его первооткрывателем, но не создателем. И в этом существенная разница. Если бы не было Ньютона, закон открыл бы кто-то другой. Закон природы объективен, в нем нет индивидуальности.

В XVII веке ученые получили такую же возможность влиять на мир, как гуманитарии, но до сих пор плохо ею пользуются. Благодаря Фрэнсису Бэкону появился принцип исследования мира не на умозрительной основе, а на основе эксперимента. Было признано, что для исследования окружающего мира нужно не только наблюдать за ним, как делали ученые ранее, а заниматься естествоиспытанием, ставить опыты.

Так научные исследования стали творческой деятельностью. Во-первых, потому что для опытов и наблюдений необходимо создавать инструментарий. И все признают: это - телескоп Галилея, это - микроскоп Левенгука, это - интерферометр Майкельсона, а это - турбодетандер Капицы.

Начиная с этого времени, когда наука стала экспериментальной, она оказалась способна создавать, и эти следы остаются в мире. Благодаря этому она сблизилась с гуманитарной деятельностью. Но все-таки назначение научных изобретений другое, сугубо утилитарное, а художественные произведения предназначены для того, чтобы человек получал удовольствие и совершенствовался морально, эстетически и т. д. И поэтому, конечно, объективная разница есть. Но она не должна влиять на определение, кто лучше, кто хуже. Это просто разные функции.

Материал из ЗапоВики

Физика и художественная литература, наука и искусство… Что общего между этими, казалось бы, далекими областями человеческого интеллекта?

В те далекие 60 годы, когда первый человек полетел в космос, когда было сделано много научных открытий, когда люди серьёзно задумались о существовании внеземных цивилизаций, когда общепризнанным литературным кумиром был Эрнест Хэмингуэй, в кругах образованной молодежи появилось два негласных течения: «физики» и «лирики». Физики - молодые люди с математическим складом ума, рационалисты, люди естественнонаучного мировоззрения и просто зануды, лирики - поэты, философы, литераторы и просто мечтатели.

Конечно, они спорили между собой, за кем будущее человечества. В стихотворении советского поэта Бориса Слуцкого, которое было впервые напечатано в «Литературной газете» в 1959 году, автор говорит о проблеме: "Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне...
Дело не в простом подсчете
Дело в мировом законе! "

Поэт пишет о том, что «лирики в загоне» потому, что время требует именно «физиков», людей точных знаний. После публикации данного стихотворения в советской печати развернулась бурная дискуссия, в ходе которой выясняли, «кто более нужен» - «физики» или «лирики».И в силу хищной человеческой натуры, жаждущей самоутверждения и первенства, рассматривали эти две группы людей если не как врагов, то как непримиримых соперников. Это уж точно! И пылу нетрезвого спора краснели и, размахивая руками, кричали на своих оппонентов. Отстаивали сегодня позиции одних, а на следующий день – других.

Этот спор казался нескончаемым –
Физики важнее или лирики?
Оппонентов хаяли отчаянно,
А себе же пели панегирики.
(Яков Кофман)

Да, физики были в почете. Лирики, разумеется, не собирались сдавать своих позиций и, ударившись в поэтическую публицистику, стали собирать огромные залы и даже стадионы любителей поэзии, а точнее говоря, людей, жаждущих найти правду в лобовых стихах молодых поэтов-шестидесятников.

На наш взгляд, очевидна беспредметность спора. Споры между «физиками» и «лириками» во многом надуманы и велись они, в основном, ради «умных» разговоров, демонстрации своего «понимания» современного мира. Как раз большинство «лириков» вышло из реальных «физиков», а большинство настоящих «лириков» сожалели об отсутствии технического или физико-математического образования.

В конце концов, сошлись на том, что нужны и те, и другие, что важна как наука, так и искусство.

Но теперь, как видно, спор закончился –
Смысла нет, к чему нам этот лишний шум?
Время мчит, летит, как свора гончая,
Век двадцатый быстро катит к финишу.
Нынче в моде новые коллизии –
Ну, кому теперь нужны романтики?
Все равно, что лирики, что физики –
Кончились конфеты, вот вам фантики!
Не в ходу ни физики, ни лирики,
(Яков Кофман)

Думаем, деление на физиков и лириков в корне неправильное. Ибо успех в любом деле зависит от совмещения того и другого в нужной пропорции. К творчеству (даже написанию стихов) полезно относиться с холодной головой, будто решаешь математическую задачу. И, наоборот,технарю всегда на пользу творческий подход к работе. Тут все едино, если заглянуть поглубже. Настоящий успех приходит только так, факт. И те, и другие могут быть талантливы и в «противоположной» сфере. Сколько стихов написано, и сколько песен спето технарями – не сосчитать. Не нужно каждый раз делить людей и искушать «без нужды». Снимите с человека гуманитарный слой – что останется? Большая ученость, что ли? Нет, одни животные инстинкты.

Если знаешь природу вещей, то уже не сможешь писать о них так, как во время своего неведения. Английский поэт Китс ненавидел великого Ньютона за то, что тот объяснил радугу и разорвал поэтические связи между радугой и божественными силами. Научное объяснение, по его мнению, обеднило поэзию.

Прав ли Китс (а также многие его прошлые и современные единомышленники) в том, что наука депоэтизирует действительность? Думается, что в этом нет ни грамма истины.

Полагать, что наука мешает поэзии, – значит думать, что поэзия кончается там, где начинают проглядывать ясные связи между явлениями или где становятся видимыми первопричины настроений и страстей человека.

Не правильнее ли считать, что знание природы вещей должно породить богатые поэтические образы? Знание, которым не обладали его предшественники, только оно позволит художнику найти новые слова и краски для создания по-настоящему современных, совершенных.

По мнению Аркадия Мигдала, гения физики, у физики и высокого искусства один корень - природа. А если еще точнее - природа красоты. Не случайно для своих физических методов он часто находил аналогии в поэзии. Ведь известно, что там, на вершинах творчества, таланты и гении сходятся, чем бы они не занимались: физикой, живописью или музыкой. Там же часто и пересекаются сферы деятельности. Эйнштейн, к примеру, хорошо играл на скрипке. Пастернак, кроме стихов, долго занимался композицией. Физик академик Мандельштам знал почти всю поэзию своего любимца А.С.Пушкина наизусть. Его друг, тоже академик, Н.Д. Папалекси выше всего ставил поэзию М.Ю.Лермонтова. Физик-оптик академик Г.С. Лансберг, ведя свои эксперименты часами в абсолютно темной спектроскопической лаборатории, декламировал "Евгения Онегина"; академик С.И.Вавилов даже на фронте не расставался с гётевским "Фаустом"; академик Л.Д.Ландау говорил, что «физик,не воспринимающий поэзии и искусства,»- плохой физик. А великий русский писатель Л.Толстой считал: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце.»

«Как наша пожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?» - задавал вопрос поэт- романтик А. Мицкевич

Многие произведения искусства были созданы с использованием законов физики. Физика участвует в создании красоты.

"Что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку? Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию мира" (А.Б. Мигдал)

И физика, и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика - в понятиях, законах, теориях, литература в образах, что зачастую гораздо ближе и понятнее нам.

Говоря о строении атома,приходят на ум слова из стихотворения Брюсова:

Быть может эти электроны -
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет,
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но так же то, чего здесь нет.

В литературных произведениях описывается окружающий нас мир, и главная задача физики также состоит в том, чтобы описать всевозможные явления природы. В лирических произведениях часто есть физический смысл. И пример тому - творчество великого русского поэта А. С. Пушкина. Читая Пушкина, можно не только наслаждаться прекрасной поэзией, но и знакомиться с различными физическими явлениям (хотя он и был абсолютным гуманитарием и, мягко говоря, не склонен к точным наукам, но очень точно и грамотно с физической точки зрения описывал те или иные процессы и явления в природе). Говоря о физиках и лириках, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что многие физики (то бишь, люди всех технических специальностей) не обходятся без лирики. Более того, они с годами переквалифицируются, но не в управдомы, а в поэты.

Самым ярким примером может явиться судьба Федора Михайловича ДОСТОЕВСКОГО, который закончил Главное инженерное училище в Петербурге, куда поступил по воле отца, но вскоре он оставил службу в Инженерном департаменте, найдя нужным посвятить себя литературе.

Читатель вправе спросить: а были случаи, когда бы лирики перешли в стан физиков? Пожалуй, трудно будет привести подобный пример. Вероятно, после служения муз творец либо предается обмирщению, либо призывается Богом. Примером тому судьба французского поэта Артюра РЕМБО, который писал до девятнадцати лет, а последние шестнадцать лет безуспешно занимался коммерцией. Перуанский поэт Сесар ВАЛЬЕХО начинал писать в юности, неплохо заявил о себе и замолчал на целых пятнадцать лет. Учительствовал. И вдруг за несколько месяцев до кончины написал книгу гениальных стихотворений, благодаря которым и поставил себя в ряд крупнейших поэтов современности.

Объявленный в шестидесятых годах спор между физиками и лириками можно считать законченным. В наше время он не имеет былой актуальности. Тем более что физики доказали, что могут быть поэтами и бардами не хуже, чем экспериментаторами.

Интернетресурсы

При подготовке работы использовался материал со следующих сайтов:

"Спор физиков и лириков" имел отголоски еще в 70-х, какие-то культурные следы в 80-х, а кое-что осталось до сих пор. Хотя бы пара куплетов, или само понятие о таком споре. Но вот чем закончился тот спор, если закончился вообще чем-то - вроде бы и неизвестно, вопрос открыт.

"Спор "физиков" и "лириков" возник на страницах "Комсомольской правды" и продолжался около 3 месяцев - со 2 сентября по 24 декабря 1959 года . Проходил он под рубрикой "О духовном мире нашего современника". Главная тема: значение науки и литературы (искусства вообще) для формирования сознания человека (понятно, что имелся в виду "советский человек").
Началом послужила публикация в КП от 2.09.1959 статьи И.Эренбурга "Ответ на одно письмо". Это был ответ студентке пединститута, которая в письме к писателю рассказывала о конфликте со своим другом-инженером. Писала она, что попыталась прочитать ему стихи Блока, на что он заявил, будто это устарело, чепуха и теперь другая эпоха. Инженер этот ничего не признавал, кроме физики. Корреспондентка и спрашивала, верно ли, что интерес к искусству вытесняется в наш век могущественным научным прогрессом? Эренбург в ответ наплел понятной чепухи, состоящей из сплошных общих мест, вроде необходимости гармоничного развития личности, эмоциональной бедности мира этого инженера и т.п. Но тут началось такое! КП только успевала публиковать отклики - каждую неделю по десятку минимум. Писатели, научные работники, инженеры, рабочие (куда ж без них), студенты, аспиранты, молодежь и старики просто завалили письмами редакцию. Пожалуй, столь оглушительный журналистский успех не отказалось бы повторить любое сегодняшнее массовое издание. Главное, что интересно: у инженера нашлись горячие адвокаты, мнение которых наиболее полно выразил некто Полетаев: "Мы живем творчеством разума, а не чувства, поэзией идей, теорией экспериментов,строительства. Это наша эпоха. Она требует всего человека без остатка, и некогда нам восклицать: ах, Бах! ах, Блок! [...] Хотим мы этого, или нет, они стали досугом, развлечением, а не жизнью". "

На мой взгляд, спор тогда же, в 60-е, и закончился. Закончился наиболее естественным, и, очевидно, неизбежным при том соотношении сил, образом: лирики подменили мир физиков на собственный, и с притворным огорчением признали право "победителей" идти на его стройку.

Странно, но, кажется, никто не может сказать, что же это, собственно, за "мир лириков" . Нет его описания. Профессиональные описатели мира не способны описать свой идеал. Вернее, они его описывают непрерывно, но описание мира в терминах "белый", "светлый", "справедливый", "полный любви" и т.д., возможно, что-то говорит сердцу, но ничего уму. А любая конкретизация поневоле уводит энтузиаста в мир физиков. В этом и проблема.
Иначе говоря, лирики вынуждены не мытьем так катаньем просочить свое видение в мир физиков, переложить на "практиков". Описание мира лириков есть, только его надо искать "у физиков". И худшее, что могут сделать физики - этого не понять.

"Мир физиков" легко представим. Ясно, что в современном мире это должна быть технократия .
Правда, в силу собственной советской системы общественных отношений, технократия также имела собственный извод. А наиболее представительным его описанием (по крайней мере, в смысле широкоизвестности), был все тот же пресловутый "мир полудня" Стругацких. Корпус текстов и фильмов, и вообще "научно-популярной культуры", включая журнал Техника-Молодежи и производственных "киножурналов" перед киносеансами - был велик, но суть яснее всего видна на авангарде.
И вот если присмотреться к "миру Полудня" повнимательнее именно с точки зрения отношения к технике и физике, это какая-то весьма странная технократия.

Технических деталей этого мира как раз почти не описывается. Советский "научпоп" был скорее "попнауч", а НФ скорее ФН. На фоне технических проблем разворачиваются нравственные проблемы технических специалистов. Положительные фигуры это неординарные "яркие личности", избегающие практической деятельности, а вот фигуры, ориентированные на результат - именно этим смешны, "ограниченные", изгои в коллективе, пахнут стружкой и маслом, разрабатывают какие-нибудь дурацкие "ботинки".
Техника не только ограничена, но и вообще опасна. Этим физикам дай волю, они ведь целую планету грохнут какой-нибудь энергетической волной. Или черная дыра из коллайдера всех поглотит. Разве можно оставить физиков без общественного контроля?
Да, в общем, и чего мудрить - самая уважаемая и важная профессия, на которой держится "мир полудня", это т.н. "Учителя". А самая, низкая и маловажная, если не сказать "слегка презренная" - Техники. Которые добывают миру Полудня ту самую "энергию", на которой он держится и за которую конкурируют "институты физиков". Упоминалось между делом, что, дескать, не хватает людей на эту работу, Всемирный Совет ("учителей жизни") объявил призыв добровольцев в кочегарку мира. На этом моменте еще можно усмехнуться, нашли авторы решение - обойти проблему, "добровольцы найдутся".

И знаете, совсем будет та усмешка не к месту. Оказывается, добровольцев выше крыши. И добровольцы эти - Физики.

Вот этот "мир полудня" (как и прочей фантастики, начиная от фильмов про "счастливый труд колхозников, рабочих и инженеров"), у которого на лбу написано "диктатура лириков", советские физики считали технократией. "Своим миром". Даже защищают его от "лириков", которые сопротивляются приоритетности таких "НИИ", где сидят такие физики, и занимаются такой физикой. Всеми своими силами. Иронии тут мало, "какая у физиков сила". Известно какая - ускориться массой.

Ну, Сахаров, скажем, вот такой вот физик. Его физический результат повлиял на мир, и еще как - дал целой стране и народу возможность не сдаться, дал паритет и пару десятилетий спокойной жизни для всего мира. Казалось бы, сама жизнь подтвердила победу "физики" над лирикой.
Вот только после этого физик забежал впереди результата, раскинул перед ним руки, запел лирические песни и положил жизнь на то, чтобы обратить результат в обратное. То есть все-таки сдаться, разоружиться, и "взявшись друзьями за руки" пойти в Гуантанамо. И таких странных физиков, занятых лирикой, был эдак с миллион. Ясно, что не они главные, но руки приложили. Глядя на результат опустошения и количество жертв, продолжающее расти, понимаешь, что это была мегабомба. Вот только не все физики понимают это даже до сих пор. Даже ограбленный и скинутый с поезда "Москва-Пекин", куда он ездил за пуховиками, или проектируя застежки для бюстгалтера вместо "Бурана", иной физик не понял, где его надули.

Так же, как лирик неспособен сколотить свой садовый домик прямоугольным, физик неспособен красочно, привлекательно и объемно описать свой физический мир. Этим должна заниматься лирика, она и занялась.

После того спора, "физик", во-первых, стал считать себя "творческим интеллигентом" (и даже хранит в шкафу свитер грубой вязки, расстроенную гитару и коллекцию бобин с "бардами"). Он не ответил на вопрос "зачем нужна поэзия" - он забыл, что такой вопрос у него был, он теперь сам "пишет".
И во-вторых, мечтает о построении "технократии", которая, почему-то, как две капли воды похожа на мечты лирика. Физик теперь считает в рублях или киловаттах - "смысл жизни", пользой меряет убийство, а Стругацких считает "штрейкбрехерами лириков", в то время как они "казачки у физиков". Он так и не понял, зачем в "мире Полудня" гипноизлучатели, кто их сделал, кого зазомбируют первым, и что через них, исходя из рациональности, будут транслировать. Мир Полудня уже наступил. Просто не все гипнотизируются.

Иногда приходится слышать термины вроде "коррупционная технократия" или "авторитарная технократия", призванные обозначить, что это это все-таки какая-то "порченая" технократия у нас получилась.
Но следует понимать, что это "технократия" самих средств и методов управления, причем методов советских. Технократия в принципе лишь инструмент для решения конкретных задач, а цели должно формулировать нечто извне. И когда цели состоят в "дать аргумент в идеологическом споре систем", "написать лозунг на Луне" - то это не технократия вообще.

Эта меж-физико-лирическая технократия вынужденно проецируется в промежуточную фигуру между "физиками" и "лириками". Она смазывает картину, но на результат не влияет. В советском (и пост-советском) обществе, деятель такого межумочного, порченного технократизма, назывался "крепкий хозяйственник". Приобретающий законченность в фигурах Горбачева, Ельцина, Лужкова или Черномырдина. Примаков, скажем, в этой системе координат скорее "лирик на должности", и, вполне вероятно, на именование себя "крепким хозяйственником" поморщился бы.

Обратим внимание, что никогда не имелось в виду собственно техническая, научная грамотность "крепкого хозяйственника", или хотя бы, положа руку на сердце, просто грамотность. Типичное становление хозяйственника: "чернорабочий - комсомольско-партийная карьера, сопровождаемая ростом научно-технических должностей - руководитель отрасли". Если "дворник" - то "мэр Москвы", если "слесарь" - то "Газпром", значима тут не последняя должность, а первая. Образовательные и научные "бумажки" прикладываются сами собой. Их "технократизм", почему-то, распространяется на всю науку и технику целиком, позволяет произвольно менять руководимые области.
Например, не сразу можно догадаться, кто в паре Лужков-Черномырдин закончил политех, а кто нефтегаз, и кто из них двоих - кандидат наук.

Это вовсе не "инженеры" или "специалисты" в изначальном смысле технократических концепций, и даже не "менеджеры", в смысле поздних дополнений. Это синтетическая фигура "идеологического (лирического) контроля над хозяйством (физиками)", в силу неспособности самих лириков к таковой деятельности. Это дублирующий провод в голову от ближайшей гипновышки, Маша в корзине за спиной медведя, капающая ему на мозг.

Принципиальное их отличие от "людей технократии", независимо от области деятельности, является отсутствие примата рацио над собственными чувственными интересами. Для них не существует никаких обязательных "законов природы" или "общества", которые бы определяли их поведение. Итог развития этой системы определен изначально - ее изначальным содержанием. Что посадили, то и выросло. Да, человек приставлен к техникам. Возможно, знает пару терминов. Если он компетентен на своем месте, то разбирается во всяких перестановках и товарно-денежных потоках. То есть почти "менеджер". С одним, но критичным изъяном. В любой момент он просто перевернет доску, и на все рациональные аргументы скажет "ну и что, зато жене шуба".

Этот "родовой изъян" советской технократии вполне рационален, как заложенный блок самоуничтожения в ракетах. Отнюдь не случайно в мэры попадает именно дворник. Хотя это за рамками вопроса, в данном рассмотрении важно следствие этого "блока выключения рацио" - такой технократ, в отличие от "менеджера", не самостоятелен. Он не способен создать и поддерживать самообеспечивающуюся систему (для этого нужен примат рацио), он может только распределять поступающее извне.

Что, наверное, в целом и обрисовывает хотя бы общие печальные рамки этой картины "отечественного технократического пейзажа".
Обсуждая любые варианты постсоветской модернизации в направлении "технократии", нужно обязательно учитывать эти моменты. Что не всякая "технократия" - на самом деле технократия, что физики нерезистентны к лирическому облучению, и что существующие "технократы" - на самом деле дворники.

И, что характерно, опять во всем виноваты "лирики".
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

Образовательная: Вовлечение обучающихся в поиск информации по наукам.

Развивающая: Развитие познавательной активности, творческого потенциала учащихся, культуры речи, театрального мастерства.

Воспитательная: Воспитание уважения к истории и культуре народов мира.

Форма проведения: устный журнал.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выставка литературы, физических приборов.

Устный журнал.

Страница 1. Эврика

Страница 2. Физики смеются.

Страница 3. Лирики о физике.

Страница 5. Музыкальная страница

Ход мероприятия

Ведущие: (читают стихи на фоне музыки)

Опять апрель на белом свете,
На нашей радостной планете.
Природа снова оживает:
Звенит, поёт, благоухает.
И снова чудо в нашем зале:
Каких людей мы здесь собрали!
Здесь море умных, чистых глаз,
Здесь мудрость очарует нас.

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на презентации журнала, который называется “Физики и лирики”. Этот журнал позволит по-новому взглянуть на окружающие нас вещи, расширить кругозор.

Мы поговорим о физике и поэзии. Вам кажется, что это несовместимые понятия, но вы ошибаетесь, и сами убедитесь в этом.

Вот как говорит об этом Алексей Сисакин:

Мертва наука
без искусства,
оно ей прибавляет чувства.

В загоне – лирики,
в почёте – физики,
мне кажется, что это – ерунда,
придумали, наверно, это циники…
мы в жизни друг без друга –
никуда…

Здесь жизнь – строка,
дыханье – рифма,
сердцебиенье –
ритм, угаданный меж строк,
и строгости
здесь нету алгоритма.
А каждая неискренность – подлог.
Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…

Ведущие: Открываем 1-ю страницу нашего журнала.

Страница 1. Эврика

62-я Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (ООН) провозгласила 2009 год Международным годом астрономии.

Резолюция была представлена Италией, родиной Галилео Галилея.

1609 год – год первого использования Галилеем телескопа - изобретения, положившего начало четырёхсотлетнему периоду удивительных астрономических открытий.

Полистаем страницы истории.

Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный.

По Аристотелю, в центре Вселенной расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются 8 хрустальных сфер с планетами, Луной, Солнцем, звёздами. Девятая сфера является двигателем Вселенной.

Птолемей Клавдий (II в. н.э.) – древнегреческий учёный, разработал геоцентрическую систему мира, в центр которой поместил шарообразную Землю, вокруг которой движется Луна, Солнце, пять известных в то время планет и звёзды.

Коперник Николай (19.02.1473–24.05.1543) - выдающийся польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

По его убеждению, центром мира является Солнце, вокруг которого обращается Земля, движутся все планеты, вращающиеся одновременно вокруг своей оси.

Бруно Джордано (1548–17.02.1600) – итальянский учёный, который считал, что Вселенная бесконечна. Солнце – центр Солнечной системы, одно из множества звёзд, вокр.уг которых обращаются планеты.

“Отсюда ввысь стремлюсь я, -
полон веры,
Кристалл небес мне не
преграда боле,
Рассекши их, подъемлюсь
в бесконечность.

(Из философских сонетов Д. Бруно)

Галилей Галилео (15.02.1564–8.01.1642) – выдающийся итальянский физик, механик и астроном, поэт, филолог и критик.

В 1609 г. Галилей построил свой первый телескоп, при помощи которого он открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутник Юпитера, пятна на поверхности Солнца и его собственное вращение.

“Движенье повсюду, движенье везде:
и в воздухе птица, и рыба в воде,
и жизни нигде без движения нет,
и Солнце летит в хороводе планет”.

Галилео Галилей

Конкурс “Крылатые выражения”

Предлагаем вопросы. Будьте внимательны.

1. Учёный, который под угрозой суда инквизиции вынужден былотречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: “А всё-таки она вертится!” Кто он? (Галилей)

2. Про него говорили: “Он остановил Солнце и сдвинул Землю” . О ком шла речь? (О Копернике)

3. Кому принадлежит высказывание: “Плутон мне друг, но истина дороже” (Аристотелю)

5. Задолго до суда, словно прозревая будущее, писал: “Смерть мыслителя в одном столетии дарует бессмертие в веках” (Бруно)

Страница 2. Физики шутят

Обычно физику все видят строгой, официальной, последовательной, состоящей из лабораторных работ, формул, законов, следствий. Но есть в ней и то, что делает физику привлекательнее, человечнее, что оживляет её. Творцы физической науки оставили нам не только открытия и законы, но и богатейший юмористический материал: шутки, розыгрыши, смешные истории.

Быть остроумным очень важно. Это часто помогает выходить из затруднительных положений. Послушайте истории из жизни физиков и изобретателей.

Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: “К сожалению, в настоящее время у меня нет Х - лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку”.

“Тепло всё расширяет, а холод сокращает. Поэтому летом дни длиннее, а зимой они короче”. (Профессор В. Вернадский )

“Звучащие тела, вроде камертона, хорошо “откликаются” только на тот звук, который могут издавать сами, а не звучащие “отзываются” почти на каждый тон, но очень слабо. Так и у людей – кто может сам задавать тон, тот мало заботится о том, что говорят другие. Человек бесхарактерный ко всему присоединяется и всему сочувствует”. (Австрийский физик Э. Мах )

Епископ воскликнул, обращаясь к Гей-Люссаку, крупнейшему французскому физику и химику, ослепшему во время опытов на один глаз: “Не понимаю, какой вы теперь учёный! Что можно увидеть одним глазом?!” – “Побольше вашего, - ответил Гей-Люссак , - вот, например, я вижу у вас два глаза, а вы у меня – один!”

Лирические стихи физика

А сейчас вашему вниманию будет представлено сочинение наших современников, участников игры КВН: физик-лирик объясняется в любви:

Как одинокий электрон
Вокруг протона водорода,
Тяжёлым чувством удручён,
Вокруг неё хожу полгода.
Нет, знаю холодность её
Меня заставит возмутиться:
Не человек я для неё –
Элементарная частица.
Привязан как магнитным полем,
При виде милой всякий раз
Я в полной у неё неволе.
Хоть абсолютный ноль своей
Гордынею лишить терпенья,
А всё же что-то тянет к ней
Как по закону тяготенья.
Надеюсь только на Эйнштейна,
На относительности суть,
Вдруг переменит отношенье
Ко мне она, когда-нибудь.

Страница 3. Лирики о физике

Вы слышали давний спор о том, кто важнее – физики или лирики:

Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе.

Б. Слуцкий

А. Франс писал: Наука без литературы бездушна…

Вы встречали в различных произведениях описание физических явлений, а попробуйте объяснить, с точки зрения физики, явления, которые описаны в стихах.

1. А.А.Блок “Всё чаще по городу брожу…”

“Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенный толчком…”

Вопрос: Объясните падение всадника с точки зрения физики.

(Лошадь двигалась вперёд, ногами запнулась, и корпус пошёл вперёд по инерции, а ноги остались на месте. В результате, всадник, находившийся на лошади, выходит из положения равновесия, т.к. его тело тоже движется по инерции.)

2. Вопрос: О каком открытии И. Ньютона идёт речь в строках Байрона “Дон Жуан”?

“Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его и спасло, -
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведения мучительное зло.
Дорогу к новым звёздам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлём свои машины”.

(Закон притяжения)

3. А. С. Пушкин.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся ключ отрадный!
Журчи, журчи твою мне быль…

Вопрос: Почему вода, падая с высоты, разбивается на капельки, а не наотдельные молекулы?

(Между молекулами жидкости достаточно велики силы притяжения, которые не позволяют молекулам разлетаться по одиночке)

4. Ф.И. Тютчев.

День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно. Вечереет день.

Вопрос: Почему вечером облака “гаснут”?

(Облака видны благодаря солнечному свету, который отражается от них, вечером света становится меньше)

(Слайд №22)

5. К. Завойский.

Ехал странный пассажир,
Вёз в кошёлке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
Пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход -
Пассажир назад ползёт.
Все, кто ехал с пассажиром,
Вышли, смазанные жиром.

Вопрос: Какое свойство физических тел объясняет поведение пассажира?(Инерция)

Страница 4. Напряги извилины

Суть игры? Вы посмотрите сценку и ответите на вопрос “Что и почему не понравилось редактору?”

(На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик.

За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка)

“Редактор”: Принес репортаж?

Журналист: Принес (подает рукопись. Редактор читает ее).

Редактор: Ты что написал?!

“Машинист резко

Нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный”.

Журналист: А почему бы и нет?

Редактор: А это?!

“Теплоход проплыл мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода”.

Журналист: А разве так не бывает?

Редактор: Слушай:

“Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, откуда он появился”.

На уроках физики спал, наверное? А это что?

“Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть”.

Нельзя в печать это отдавать: засмеют нас! Ты совсем не знаешь физику, да и литературу!

У нас серьезный журнал, и без знаний физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

(Журналист хватает учебник физики и садится его читать)

1. Поезд в силу своей инертности не может мгновенно остановиться.

2. Ватерлиния не может быть под водой, она показывает допустимую осадку судна.

3. Свет Луны не рождается в её недрах. Луна светит отражённым солнечным светом.

4. Писк комара создаётся колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.

Давайте представим, что человек создал себе подобную мыслящую машину и ей дали задание найти формулу Вселенной: пусть эта формула объединит все науки, всю Вселенную и Человека в том числе. Я думаю, что машина начала бы выдавать стихи Пушкина, Байрона, Гете.

Гениальная поэзия – это и есть то познание Вселенной и Человека, к которому наука всегда будет стремиться. И, наверное, учебники будущего по физике, математике – это не только формулы и числа – а это истории открытий, судеб и эпох, когда эти открытия делались.

Страница 5. Музыкальная

“ Всё, что в жизни есть у меня…”

(Исполняется песня)

Мир непрост, совсем непрост,
Во всём есть тайна, загадка, вопрос!
Бегут мгновенья, летят года,
Учиться надо всему и всегда!
Мир непрост, совсем непрост,
Сдадутся тайна, загадка, вопрос!
Звук иль движение, свет или тьма –
Задачи ставит природа сама!

Всё, что в мире есть вокруг нас,
Нам понять хотелось тотчас.

Связано, связано ______________
Всё, что в мире есть вокруг нас,
Нам понять хотелось тотчас.
Всё, что изучаем мы с тобой,
Связано, связано с жизнью самой!

Огромное влияние на мировоззрение шестидесятников оказала Великая Отечественная Война . В 1941 году старшей части поколения было 16 лет - и очень многие пошли добровольцами на фронт. Большая их часть, в частности, почти всё Московское ополчение, погибла в том же году. Но для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, не закамуфлированное пропагандой, требовало формировать собственное мнение. Кроме того, атмосфера на передовой, в ситуации реальной опасности, была несравнимо более свободной, чем в мирной жизни. Наконец, экзистенциальный фронтовой опыт заставлял вообще по-иному относиться к социальным условностям. Бывшие десятиклассники и первокурсники возвращались с фронта совсем другими, критичными и уверенными в себе людьми.

ХХ съезд

Однако их ждало разочарование. Вопреки массовым ожиданиям интеллигенции, что после войны наступит либерализация и очеловечивание строя, сталинский режим стал ещё жёстче и бескомпромисснее. По стране прокатилась волна мракобесия в духе средневековья: борьба с "формализмом", кибернетикой, генетикой, врачами-убийцами , космополитизмом и т. д. Усилилась антизападная пропаганда. Тем временем, большинство фронтовиков-шестидесятников вернулись на студенческие скамьи, сильно влияя на младших товарищей.

Определяющими событиями в жизни поколения стали смерть Сталина и доклад Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС (1956 год), разоблачавший сталинские преступления. Для большинства «шестидесятников» ХХ съезд был катарсисом , разрешившим многолетний мировоззренческий кризис, примирявший их с жизнью страны. Последовавшая за ХХ съездом либерализация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели », стала контекстом активной деятельности «шестидесятников». Шестидесятники активно поддержали "возвращение к ленинским нормам", отсюда апологетика В.Ленина (стихи А.Вознесенского и Е.Евтушенко, пьесы М.Шатрова, проза Е.Яковлева) как противника Сталина и романтизация Гражданской войны (Б.Окуджава, Ю.Трифонов, А.Митта). Шестидесятники - убеждённые интернационалисты и сторонники мира без границ. Не случайно культовыми фигурами для шестидесятников были революционеры в политике и в искусстве - В.Маяковский, Вс.Мейерхольд, Б.Брехт, Э. Че Гевара, Ф.Кастро, а также писатели Э.Хэмингуэй и Э.М.Ремарк.

Проза

Заметнее всего «шестидесятники» выразили себя в литературе. Огромную роль в этом играл журнал «Новый Мир» , с по 1970 год редактировавшийся Александром Твардовским . Журнал, стойко исповедовавший либеральные взгляды, стал главным рупором «шестидесятников» и был невероятно популярен в их среде. Трудно назвать печатное издание, имевшее сравнимое влияние на умы какого-нибудь поколения. Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок . Прежде всего это были честные, «окопные», произведения о войне, в основном молодых авторов - так называемая «лейтенантская проза»: «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова , «Пядь земли» Григория Бакланова , «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева и др. Огромное просветительское значение имела публикация мемуаров И.Эренбурга. Но, очевидно, главным событием была публикация в 1962 году повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича » - первого произведения о сталинских лагерях . Публикация эта стала почти столь же переломным и катарсическим событием, как и сам ХХ Съезд. Среди молодёжи огромной популярностью пользовалась катаевская «Юность» .

Поэзия

С другой стороны, важную роль в среде «шестидесятников» стала играть модернистская поэзия. Поэтические чтения впервые в отечественной истории стали собирать толпы молодежи. Как писала известная правозащитница Людмила Алексеева :

Увлечение поэзией стало знаменем времени. Стихами болели тогда люди, ни прежде, ни позже поэзией и вообще литературой особенно не интересовавшиеся. По всей Москве в учреждениях и конторах машинки были загружены до предела: все, кто мог, перепечатывал для себя и для друзей - стихи, стихи, стихи… Создалась молодёжная среда, паролем которой было знание стихов Пастернака , Мандельштама , Гумилева . В 1958 году в Москве был торжественно открыт памятник Владимиру Маяковскому. После завершения официальной церемонии открытия, на котором выступали запланированные поэты, стали читать стихи желающие из публики, в основном молодёжь. Участники той памятной встречи стали собираться у памятника, регулярно, пока чтения не были запрещены. Запрет действовал какое-то время, но потом чтения возобновились. Встречи у памятника Маяковского в течении - гг. все более приобрели политическую окраску. Последняя из них состоялась осенью г., когда были арестованы несколько наиболее активных участников собраний по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде.

Организаторами чтений «на Маяке» были будущие диссиденты Владимир Буковский , Юрий Галансков и Эдуард Кузнецов.

Авторская песня

Съемки со знаменитых чтений в «Политехе» вошли в один из главных «шестидесятнических» фильмов - «Застава Ильича» Марлена Хуциева , а перечисленные поэты на несколько лет стали невероятно популярны. Позже любовь публики перешла на поэтов нового жанра, порожденного культурой «шестидесятников»: авторской песней . Его отцом стал Булат Окуджава , начавший в конце 50-х исполнять под гитару свои песни - сперва на вечеринках или просто на бульваре. Его песни резко отличались от передававшихся по радио - прежде всего личным, даже частным настроем. Вообще, песни Окуджавы - пожалуй, самое адекватное выражение мироощущения «шестидесятников». Вскоре появились другие авторы - Александр Галич , Юлий Ким , Новелла Матвеева , Юрий Визбор ставшие классиками жанра. Появился аудио самиздат , разнесший голоса бардов по всей стране, - радио, телевидение и грамзапись были тогда для них закрыты.

«Физики» и «лирики»

«Шестидесятники» состояли из двух взаимосвязанных, но разных субкультур, шутливо называвшихся «физиками» и «лириками» - представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции. В частности, А.Эйнштейн и Л.Ландау были культовыми фигурами, чьи фото украшали квартиры людей далёких от физики.Естественно, «физики» меньше проявляли себя в искусстве, однако мировоззренческая система, возникшая в их среде, была не менее (а, может, и более) важна в советской культуре 60-х- и 70-х годов. Присущая культуре «физиков» романтизация научного познания и научно-технического прогресса оказала огромное влияние на развитие науки и весь советский быт. В искусстве взгляды «физиков» проявлялись не часто - ярчайшим примером является проза братьев Стругацких .

«Физики» (хотя их личные взгляды могли быть вполне независимыми) были гораздо более любимы государством, чем «лирики», - поскольку в них нуждалась оборонная промышленность. Это отражено в известной строчке Слуцкого : «Что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне». Видимо, отчасти, с этим связано то, что в 70-х эстетика «физиков» была воспринята советским официозом - «научно-фантастический» стиль стал архитектурно-дизайнерской нормой позднего СССР.

Походники

В конце 60-х, когда общественная жизнь в стране была придушена, в среде «физиков» возникла новая субкультура - туристов-походников. В её основе лежала романтизация таежного (северного, высокогорного) быта геологов и прочих полевиков. Простота, грубость и свобода их жизни были антитезой скучной бессмыслице «правильного» существования городского интеллигента. Кроме того, образ Сибири вызывал ассоциации с культурой зеков, блатной свободой, в общем изнанкой официальной жизни. Выражением этих настроений стал фильм Киры Муратовой «Короткие встречи » (1967 г) с Владимиром Высоцким в главной роли. Миллионы интеллигентов стали проводить свои отпуска в дальних турпоходах, штормовка стала обыденной интеллигентской одеждой, центральной практикой этой субкультуры было коллективное пение у костра под гитару - в результате чего авторская песня превратилась в массовый жанр. Олицетворением и любимейшим автором этой субкультуры был бард Юрий Визбор . Впрочем, расцвет её пришёлся не на «шестидесятников», а на следующее поколение.

Кино и театр

В кино «шестидесятники» проявили себя исключительно ярко, несмотря на то, что этот вид искусства жёстко контролировался властью. Самыми известными фильмами, выражавшими настроения после ХХ Съезда были «Летят Журавли » Михаила Калатозова , «Застава Ильича » Марлена Хуциева , «Я шагаю по Москве » Георгия Данелии , "Девять дней одного года " Михаила Ромма .

Вместе с тем большинство актёров «золотой обоймы» советского кино - Иннокентий Смоктуновский , Олег Табаков , Евгений Евстигнеев , Юрий Никулин , Леонид Броневой , Евгений Лебедев , Михаил Ульянов , Евгений Леонов , Зиновий Гердт , Олег Басилашвили , Валентин Гафт , Владимир Зельдин и многие другие, - были «шестидесятниками» и по возрасту, и по образу мышления. Но гораздо больше кинематографисты-"шестидесятники" проявили себя в 70-х - 80-х годах - в основном в жанре кинокомедии, поскольку только в ней и разрешалось что-то выражать. Именно тогда сняли свои лучшие фильмы такие типичные «шестидесятники» как Эльдар Рязанов и Георгий Данелия .

Наиболее характерным примером «шестидесятничества» в театре были «Современник » Олега Ефремова и «Таганка » Юрия Любимова .

Живопись

В живописи обострилась борьба против неоакадемизма. Выставка молодых художников в Манеже (1963) подверглась разгромной критике со стороны Н.С.Хрущёва и др. руководителей страны.

Застой

Я все равно паду на той, на той единственной Гражданской.
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.

При том, что интеллигенция следующего поколения относилась к этим идеалам в лучшем случае равнодушно. Это вызывало ощутимый конфликт поколений - подкреплявшийся философскими и эстетическими разногласиями. «Шестидесятники» без энтузиазма относились к «авангардизму », которым жила интеллигенция 70-х - джазу , концептуализму , постмодернизму . В свою очередь, «авангардистов» мало волновала лирика Твардовского и разоблачения сталинизма - все советское было для них очевидным абсурдом. В 1970-х годах многие лидеры "шестидесятничества" ушли в эмиграцию (писатели - В.Аксёнов, В.Войнович, А.Гладилин, А.Кузнецов, А.Галич, Г.Владимов, А.Синявский, Н.Коржавин; кинематографисты - Э.Севела, М.Калик, А.Богин; эстрадные певцы - Э.Горовец, Л.Мондрус, А.Ведищева и мн. др.) Часть "шестидесятников" была вытеснена во "внутреннюю эмиграцию" - поэты В.Корнилов, Б.Чичибабин и др.

В годы застоя главным кумиром, почти иконой «шестидесятников» стал академик Андрей Сахаров , отказавшийся от комфортной жизни обласканного властью учёного ради борьбы за свободу совести. Сахаров с его сочетанием чистоты, наивности, интеллекта и моральной силы действительно воплощал все идеалы поколения - а кроме того, был и «физиком», и «лириком».

Религия

По воспитанию «шестидесятники» по большей части были атеистами или агностиками - и остались таковыми на всю жизнь. Однако с началом «застоя » в условиях отутствия каких-либо социальных перспектив некоторая их часть обратилась к религиозному поиску - в основном в рамках православия и иудаизма . Самыми заметными фигурами православного ривайвла в «шестидесятнической» среде были протоиереи Александр Мень и Глеб Якунин , митрополит Антоний Сурожский , диссидентка Зоя Крахмальникова , филолог Сергей Аверинцев . Как правило, активные деятели этого движения были связаны с Катакомбной церковью .

Перестройка

Перестройку «шестидесятники» восприняли с огромным энтузиазмом - как продолжение «оттепели», возобновление их давнего диалога со сталинизмом. Они - после двух десятилетий бездействия - вдруг вновь оказались оказались очень востребованными. Одна за другой выходили их книги о сталинской эпохе, производя эффект разорвавшейся бомбы: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова , «Чёрные Камни» Анатолия Жигулина, «Белые Одежды» Владимира Дудинцева , «Зубр» Даниила Гранина и т. д.

Публицисты-"шестидесятники" (Егор Яковлев , Юрий Карякин , Юрий Черниченко , Юрий Буртин и др.) оказались на переднем крае борьбы за «обновление» и «демократизацию» социализма (поскольку этот дискурс вполне соответствовал их взглядам) - за что были названы «прорабами перестройки». Правда, вскоре выяснилось, что они более горячие сторонники перестройки, чем её авторы. Спорный вопрос, можно ли назвать «шестидесятниками» самих Михаила Горбачева и Александра Яковлева (все-таки больше сформированных номенклатурной культурой). Так или иначе, в целом перестройка была звездным часом поколения.

С тем же энтузиазмом большинство «шестидесятников» восприняло приход к власти Бориса Ельцина и реформы Егора Гайдара . В 1993 году многие представители этого поколения подписали «Письмо 42-х» , называя законно избранный парламент «фашистами».

С крушением коммунизма кончилась и общественная востребованность «шестидесятников». Новая социальная реальность принесла совсем другие понятия и вопросы, сделав неактуальным весь дискурс, на котором строилась шестидесятническая культура. И в 90-х большинство знаменитых «шестидесятников» тихо умерли полузабытыми.

История термина

Термин «шестидесятники» прижился после того, как в журнале «Юность » в была напечатана одноимённая статья критика Станислава Рассадина . Автор позже критически отзывался о распространившемся слове :

…само понятие «шестидесятник» заболтано, обессмыслено, да и с самого начала не имело поколенческого смысла, являясь приблизительным псевдонимом времени. (Признаю вполне самокритически - как автор статьи «Шестидесятники», напечатанной буквально за несколько дней до наступления самих 60-х, в декабре 1960 года.)

В других советских республиках и странах соцлагеря «шестидесятниками» называют свои поколенческие субкультуры, отчасти близкие русской (см. например украинскую статью Википедии). Вместе с тем, «шестидесятниками» часто называют западных представителей «поколения 60-х», эпохи хиппи , The Beatles , рок-н-ролла , психоделиков , сексуальной революции , «новых левых », «движения за гражданские права» и студенческих волнений 1968 года (см. английскую статью Википедии). Это, конечно, совершенно другое историческое явление: так, советские шестидесятники чувствовали гораздо большее родство с битниками , предшествовавшим поколению хиппи. Однако, занятно, что в совершенно разных контекстах возникли эмоционально перекликающиеся феномены с общим названием.

Некоторые представители поколения со временем стали относиться к термину иронически. Так, Андрей Битов пишет: «…я шестидесятник лишь потому, что мне за шестьдесят; мои первые дети родились в шестидесятые, и Ленинград находится на шестидесятой параллели» . А Василий Аксёнов в рассказе «Три шинели и нос» вообще называет себя «пятидесятником» .

Представители

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .