Биографии Характеристики Анализ

Исповедные ведомости. Исповедные росписи (ведомости)

Остановимся теперь на самых ранних документах, сохранность которых определяет возможности поиска. Все эти документы дают информацию о податных сословиях. О поиске по дворянским родословным и о документах, которые могут дать сведения о дворянах, я расскажу в будущем.

1. Метрические книги. Отдельные метрические книги в областных архивах встречаются с 1700 – 1710 гг., их повсеместное систематическое ведение начинается с 1722 г. Однако в большинстве архивов метрики XVIII в. сохранились очень плохо. Даже там, где они представлены за многие годы, полнота сведений, которые включались в документы этого периода, не позволяет использовать их в качестве основного источника. Метрические книги XVIII в. привлекаются в основном для уточнений, при этом основными источниками являются ревизские сказки и исповедные ведомости.

2. Исповедные ведомости. Эти документы начали вести с рубежа XVII – XVIII вв., но систематическая сохранность исповедных ведомостей в областных архивах (если они вообще сохранились: в некоторых архивах этот вид источников уничтожен практические полностью) начинается с 40 – 60-х гг. XVIII в. Поскольку они зачастую содержат сведения, отличные от ревизских сказок, исповедные ведомости – один из основных источников исследований в ранний период. Их основной недостаток связан с тем, что они не содержат информации о перемещениях крестьянских семей, тогда как XVIII в. – время активного освоения земель, когда помещики переводят своих крестьян очень и очень активно.

3. Ревизские сказки – пожалуй, самый главный источник исследований в этот период. В XVIII в. ревизские сказки проводились: в 1719 – 1727 гг. (I ревизия), 1744 – 1747 (II ревизия), 1762 – 1765 (III ревизия), 1782 – 1788 (IV ревизия), 1794 – 1808 (V ревизия). В ревизских сказках I и II (а также VI) ревизий не учитывались женщины, зато в материалах III – V ревизий указывалось даже, из какой деревни женщину взяли замуж. В ревизиях содержится список всех членов той или иной семьи с указанием возраста, а также отметками о том, жила ли эта семья здесь или была перемещена из другого населённого пункта. Материалы I – III ревизий дополняются также книгами убылого населения, в которых фиксируются все перемещения в период между переписями. Материалы I – III ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов, IV и более поздних – в областных архивах. Глубина изучения родословной определяется обычно сохранностью ревизий (иногда – также исповедных ведомостей), поскольку именно эти документы дают наиболее полную картину податного населения России XVIII в.

4. Материалы переписей начала XVIII в. В это время проводилось две переписи податного населения. Первая была проведена в 1710 г., вторая (ландратская перепись) – в 1715 – 1718 гг. Документы ландратской переписи особенно интересны, поскольку фиксируют женщин, а также отмечают причины отсутствия крестьян, наглядно демонстрируя всю тяжесть Северной войны для населения России. Материалы всех переписей хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. К сожалению, сохранность этих документов позволяет использовать их для изучения родословных лишь в редких случаях.

5. Писцовые и переписные книги. Составление писцовых книг началось с конца XV в., изначально по пятинам Новгородской земли, а затем и по всем землям Российского государства. В XVII в. было проведено два подворных описания, которые должны были охватить всё население, обязанное платить налоги: в 1646 – 1647 и 1676 – 1678 гг. Эти переписи содержат имена и, во многих случаях, возраст жителей деревень и городов. Найти предков по писцовым книгам – большая удача. К сожалению, сохранность архивных документов не всегда позволяет дойти до писцовых книг, они сами также сохранились весьма неполно. В настоящее время писцовые книги хранятся в нескольких фондах Российского государственного архива древних актов.

Помимо названных документов, по некоторым регионам в XVII – XVIII вв. проводились дополнительные переписи (например, по землям Витебской губернии – в 1772 г., по Новгороду – в 1707 г.). Кроме того, существуют некоторые массивы документов, касающихся одного сословия в каком-либо регионе, например, крестьянские книги Енисейской губернии конца XVII – начала XVIII в.

Факт сохранности тех или иных документов не означает, что искомая семья будет там найдена, поскольку далеко не всегда удаётся отследить все перемещения, кроме того, в силу разных обстоятельств учёт мог быть неполон. Однако, несмотря на это, большая часть изучаемых нами крестьянских родословных имеет глубину по документам – начало – середина XVIII в., а по сведениям обычно уходит в XVII в. В некоторых случаях удаётся также найти писцовые книги. На моей практике был даже один случай, когда крестьянскую родословную по территории нынешней Вологодской области удалось довести до последней четверти XVI в.

Исповедные ведомости или росписи, являясь некоторым подобием диптихов или списков кающихся древней христианской церкви, по своему историческому началу в церкви русской восходят к 1718 г., когда именным указом Петра I (февр. 17) приказано было священникам ежегодно подавать «ведомость о неисповедавшихся» для взыскания с таковых штрафа (Полн. Собр. Зак. № 3169); то же распоряжение было подтверждено и в указе от 28 февр. 1722 г., которым предписывалось: «во всех епархиях, во всяких градских и уездных приходах священником учинить прихожанам своим всякая звания мужеска и женска полу книги, записав в них именно православных и раскольников, означа ясно по домам, в которых книгах под написанием всякого дому оставлять место впредь, на приписку прибылых в тот дом, а убылых подписывать кто куда отбыл в тех книгах именно». Первоначальная форма этих ведомостей была самая простая; каждый причт церковный обязан был вести у себя три именных списка: в 1-й вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во 2-й - не бывшие, в 3-й - раскольники. Списки эти представлялись приходскими священниками поповским старостам, заказчикам или десятильникам, а этими последними в архиерейские дома, откуда посылались в Св. Синод только общие извлечения из списков, с показанием общего количества бывших и не бывших у исповеди по каждой епархии. Но в 1737 г., на конференции Сената с Синодом, была установлена более сложная форма этих списков из 49 граф с 22 заголовками, а указом 16 апр. того же года повелено: «во всех епархиях градским и уездным всех приходских церквей священникам, каждому со своим причтом, сочинить прихожанам своим всякая чина мужеска и женска пола, от престарелых до сущаго младенца, именныя, по чинам и домам, верныя с показанием комуждо лет от рождения, росписи». Нынешняя форма исповедных ведомостей или росписей утверждена Св. Синодом 15 окт. 1846 г. и тогда же введена в употребление по церквам. По действующему Уставу духовной консистории (ст. 16) исповедные росписи должны вестись во всех приходских церквах в двух экземплярах, из которых один чрез благочинного ежегодно к 1-му октября представляется в консисторию, где составляется особая перечневая ведомость, представляемая в Синод при отчёте архиерея о состоянии епархии. Исповедные росписи имеют весьма важное значение как в церковном, так и в гражданском отношении. Так событие брака, в случае сомнений, удостоверяется, между прочим, справкою с исповедными росписями (Уст. дух. конс. ст. 260, 266 и Зак. гражд. ст. 35 Свод. зак. т. X, ч. 1-я, изд. 1900 г.); за невозможностью получить метрическое свидетельство, по неимению метр. книг, или при сомнительности обстоятельств, которые в них записаны, могут быть в доказательство рождения от законного брака принимаемы и исповедные росписи (Уст. дух. конс. ст. 265; Уст. гражд. суд. ст. 1356); при сомнении в законном возрасте брачующихся справки делаются и с исповедными росписями (Инстр. благоч. ст. 18, примеч. 2-е). Вследствие такого значения испов. росписей на благочинного возлагается обязанность наблюдать за своевременным и верным составлением их приходскими священниками (там же, ст. 40) и, в частности, за тем, чтобы последние с особенною осторожностью показывали супругами таких лиц, которые хотя и поступают на всегдашнее жительство в их приходы, но не ими венчаны, и в подтверждение супружества своего не представляют никаких доказательств (там же, ст. 42). За неисправное ведение росписей священнослужители и причетники наказываются выговором или денежною пенею, а за явное нерадение или неблагонамеренность в ведении этого дела священники могут быть подвергнуты отрешению от места с низведением в причетники (Уст. дух. конс. ст. 192 и 193).

* Николай Федорович Марков,
кандидат кан. права Спб. университета,
помощник управляющего канцелярией Св. Синода.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 1119. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

(Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Один экземпляр росписи оставался на хранении в церкви, другой отсылался в консисторию, где, как правило, подшивался в дело вместе с отчётами по соседним приходам (например, приходам одного и того же духовного правления). В настоящее время исповедные росписи хранятся в региональных архивах в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, отдельных церквей. В РГИА — в фондах «Духовное правление при протопресвитере военного и морского духовенства синода» и «Канцелярия заведующего придворным духовенством МИДв».

Поскольку в исповедных росписях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан, то данные документы, наряду с метрическими книгами, являются одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях. Ценность исповедных росписей особенно существенна по тем территориям, на которых переписи населения проводились нерегулярно (например, Левобережной Украине), или их материалы не сохранились до нашего времени.


История

Старейшая инструкция по составлению исповедных росписей была принята святейшим патриархом Московским Адрианом ещё 26 декабря 1697 года. Её появление было связано с борьбой со старообрядчеством и выявлением раскольников. Исповедные росписи должны были представлять собой три списка. В первом перечислялись бывшие на исповеди прихожане, во втором — не ходившие на исповедь, в третьем — раскольники. Однако тогда эта отчётность не была воплощена в жизнь. В 1716 году Петром I был издан указ «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», этим же указом было предписано духовникам подавать светским властям именные списки неисповедавшихся. Однако этот указ первые годы продолжал не исполняться; лишь с 1718 года начинают составляться первые росписи. 7 марта 1722 года Синодом был принят указ, который обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии, начиная с 7 лет, у своего священника». Отсутствующие больше года в своём приходе могли исповедаться и причаститься у другого священнослужителя, но после должны были об этом предъявить справку в церковь по месту проживания. В том же 1722 году, 16 июля, совместным Сенатским и Синодским приказом было установлено обязательное ведение исповедных росписей. Окончательно форма исповедных росписей, которая просуществовала практически неизменной до их отмены, была определена указом императрицы Анны Иоановны в 1737 году. Необходимость ведения исповедных росписей была отменена только в 1917 году. Однако, в отдельно взятых приходах они продолжали составляться и некоторое время после. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.

Содержание, достоверность, полнота описания в исповедных росписях различались и зависели от нескольких причин — от года написания этого документа, от местности в которой находился приход, от прилежания переписчика, от наличия в приходе своего священника, или священника входящего. Обычно текст росписи переписывался с прошлогоднего документа с внесением в него изменений за прошедший период, исправлением старых ошибок и созданием ошибок новых. В некоторых случаях порядок описания и тексты двух смежных по годам росписей мало схожи между собой, что может свидетельствовать о проведении какой-то локальной церковной переписи.

В начале документа шло его название примерно такого содержания .

В столбцах , , записывался порядковый номер двора (дома, семьи), лица́ мужского и лица женского пола соответственно.

В столбцах и — число лет лица́ мужского, женского пола (как правило, возраст указывался приближённо).

В столбце как раз и размещался список прихожан .

В заголовке этого столбца обычно записывалась та социальная группа, к которой принадлежали перечисленные в нём на данной странице люди: духовные и их домашние (обычно в первую очередь в списках шёл сам церковный причт), военные и их домашние, дворяне и их домашние, дворовые и их домашние, крестьяне и их домашние (или просто — поселяне) и так далее. Иногда здесь же приводилось название селения, где проживали указанные прихожане (обычно названия селений писались прямо в списке). Если населённый пункт принадлежал нескольким владельцам (помещикам), то в росписи присутствовали его описания по каждому владельцу отдельно, и не обязательно эти описания были расположены рядом друг с другом. В некоторых случаях в конце росписи могло находиться ещё и дополнение по селению с теми жителями, которые по каким-то причинам не были упомянуты в основном тексте. Иногда в конце исповедных находился список церковных причётников соседних приходов, для которых местный священник был духовником.
Всего в исповедных росписях, помимо раскольников, с 1713 по 1842 год официально разделяли 7 социальных групп, с 1843 по 1860 год — шесть, начиная с 1861 года — пять: духовные, военные, статские, городские станы и крестьяне.
В селениях описание шло по дворам (домам, семьям). Вначале записывался его глава с фамилией (если была), именем, отчеством; затем его жена с именем и отчеством (если переписчик не забывал его указать), или отмечалось вдовство; после — их дети с именами, их супруги и дети; более дальние родственники: племянники, срощенники, подсоседники и так далее.

, и столбцы предназначались для отметок об исповедовании и прохождении причастия.

В некоторых исповедных вместо трех столбцов обходились двумя, или вообще одним. Так, в напротив исповедовшегося и причастившегося прихожанина писали был, была, но чаще объединяли сразу некоторую группу скобкой и отмечали были все. Более подробные записи можно встретить у имён церковного причта. Тут иногда упоминали сколько раз в году исповедовался и причащался, например, священник, а изредка и у кого и где. Напротив неисповедавшихся и непричастившихся лиц в этом столбце ставили прочерк, а в указывали причину: за малолетством, по нерачению, за старообрядчеством и так далее. Столбец использовался по назначению крайне редко, и чаще всего — как свободное место для неуместившегося текста в .

По лицевым листам исповедной росписи священник церкви ставил свою скрепу (подпись), например: (л.1) К сей (л.2) духовной (л.3) росписи (л.3) священник (л.4) […] руку приложил. Другие члены церковного причта полистно обычно не расписывались. Помимо священника, на листах росписи может находиться также скрепа представителя духовного правления.

После этой таблицы шла вторая — сводная ведомость по приходу или табель. В ней приводился общий итог: сколько дворов, сколько душ той или иной социальной группы, мужского и женского пола в приходе.

В конце документа шло заверительное объявление, что в нём всё верно написано, без укрывательства и приписок, а за выявленную в случае чего ложь составители готовы нести ответственность в виде штрафов. После, шли подписи (скрепы) всех лиц церковного причта мужского пола.

Если на территории прихода проживали раскольники, то после итоговой сводки приводился их список.

Нецерковный учёт исповедований и причащений

Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам. В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.

«Приказ.
По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.
Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.
И. Д. Начальника округа /Подпись./

Делопроизводитель /Подпись./»

При приказе была представлена также форма списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения, несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.

Фрагмент исповедной росписи церкви Николая Чудотворца селаСлавного Шеского и Кушальского стана Тверского уезда Тверской провинции Новгородской губернии1755 года

Лист учета и описания уникального документа

1. Учетные и описательные характеристики.

Регистрационный номер: 20

Дата включения документа в ГР УР: 21.06.2005

Название (заголовок) документа: Духовные росписи за 1819 г., метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Благовещенского собора Камско-Воткинского завода за 1819 г. Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении 4 ноября 1819 г. Павла Матвеевича Обухова

Самоназвание документа: -

Вид документа: Метрическая книга

Дата (время создания) документа: 06.11.1819

Ориентировочная дата: -

Язык документа: русский

Аннотация: Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении известного русского металлурга Павла Матвеевича Обухова. Родители: шихтмейстер Камско-Воткинского завода Метвей Фёдорович Обухов. Восприемники шихтмейстер того же завода Андрей Петрович Миславский. Подлинник.
Обухов Павел Матвеевич (1819-1869) - русский металлург, изобретатель вязко-тягучих сортов стали, основоположник сталепушечного производства. Обухов П.М. являлся непосредственным продолжателем работ металлурга Аносова П.П. (1799-1851), создавшего способ получения высококачественной литой стали путём объединения науглероживания и плавления металла, раскрывшего утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали, а также впервые применившего микроскоп для исследования строения стали. Разработанный П.М. Обуховым способ приготовления литой тигельной стали (способ получения стали в расплавленном виде в тиглях - сосуде (горшке) из тугоплавких или огнеупорных материалов для плавки, варки или нагрева различных материалов) в больших количествах обеспечивал возможность получения крупных слитков, необходимых для изготовления стволов артиллерийских орудий. Изобретение П.М. Обухова явилось поворотным пунктом в истории отечественной артиллерии и внесло весомый вклад в обеспечение обороноспособности страны; являлось актуальным в связи с поражением России вследствие военной и экономической отсталости в Крымской войне (1853-1856 гг.). "Обуховская сталь" обходилась дешевле заграничной; хорошие механические и технологические свойства позволяли применять ее и для изготовления коленчатых валов, вагонных осей, бандажей.
П.М. Обухов - уроженец Воткинского завода. В 1843 г. по окончании института корпуса горных инженеров в Петербурге работал на Уральских металлургических заводах. В течение 1846-1848 гг. с целью "усовершенствования в горном деле" находился в заграничной командировке, где изучал железоделательное производство. В 1854 г. П.М. Обухов был назначен управителем Златоустовской оружейной фабрики. В 1857 г. получил привилегию на разработанный им способ массового производства литой стали. В 1859 г. в Златоусте по его проекту была построена сталелитейная фабрика (Князе-Михайловская сталелитейная фабрика), на которой началась отливка стальных пушек. Лучшее орудие П.М. Обухова, отлитое в 1860 г., выдержало свыше 4 тысяч выстрелов и было отмечено золотой медалью на Всемирной выставке в Лондоне (1862 г.). С 1863 г. П.М. Обухов руководил строительством крупного сталелитейного завода в Санкт-Петербурге, получившего название Обуховский сталелитейный завод.
До настоящего времени точная дата рождения П.М. Обухова была неизвестна. В существующей научно-справочной литературе датой рождения П.М. Обухова чаще всего указывается 1820 г. Метрическая запись № 813 в метрической книге Благовещенского собора Камско-Воткинского завода Вятской губернии о рождении известного русского металлурга Павла Матвеевича Обухова - единственный документ Архивного фонда УР, подтверждающий факт рождения П.М. Обухова в поселке Воткинский завод и впервые дающий представление о дате его рождения (4 ноября 1819 г.).

Историческая справка: метрическая книга поступила в составе коллекции метрических книг из Республиканского архива ЗАГС в 1975 г. Находится в составе ОАФ "Благовещенский собор и церкви Камско-Воткинского завода"

Наличие драгоценных металлов и камней: -

Палеографические особенности: скоропись 19 века (канцелярское письмо)

Печати: -

Художественные особенности оформления документа: -

Экспонирование: -

Собственность: государственная Удмуртской Республики

Владелец документа: государственный архив (центр документации)

2. Место хранения документа

Место хранения документа: Центральный государственный архив Удмуртской Республики

Адрес места хранения документа: 426034, Удмуртская Республики, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 264

Архивный шифр: фонд № 409, опись № 1, ед.хр. № 135, лл. 330

3. Физические характеристики документа

Материальный носитель информации: бумага бледно-голубого цвета с водяными знаками в виде букв "ТМЕП"

Размеры документа: 22х35,4. Находится в деле 24,5х35,7х5,7.

Объем документа: метрическая запись на 1 листе. Находится в деле объемом 402 листа.

Физическое состояние документа: удовлетворительное

Потребность в реставрации: Имеются следы от свечи в виде небольших желтоватых пятен, небольшие порывы верхнего и правого края листа.

Реставрация документа: -
год:
Организация:
Ф.И.О. (полностью) реставратора:

4. Страховая оценка документа

Дата оценки: 30 тыс. руб.
полис № 114 от 17.10.2005, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
полис № 185\06 от 10.11.2006, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
40 тыс.руб.
полис № Д-41850010-40-1-000-472-08 от 07.11.2008, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
полис № Д-41850010-10-1-000749-09 от 23.10.2000, Главное Управление по УР ООО "Росгосстрах - Поволжье";
год:
месяц:
число
Название страховой компании:
сумма (в ф.ст. или долларах):

5. Служебная информация

Кем представлен документ: Центральным государственным архивом УР

В Российской Федерации действует закон, по которому срок хранения метрик и записей актов гражданского состояния органами ЗАГС составляет около ста лет, по прошествии которых все документы перенаправляются на постоянное хранение в государственные архивы. Чтобы найти или узнать, где хранятся метрические книги церкви, которые вас интересуют, необходимо определить год и место рождения родственника, просчитать по возрасту документа вид учреждения, где он должен находиться, после чего направить соответствующие запросы в территориальные организации. Обращаем внимание читателей на то, что большинство метрических книг сохранилось и до наших дней, но часть фонда канула в Лету из-за многочисленных пожаров и других причин, что, безусловно, затрудняет поиск родственников. Часть записей не представляется возможным найти, так как метрические книги в наше время попросту уже не существуют. Рекомендуем не отчаиваться после первых неудачных поисков и попробовать найти места хранения вторых экземпляров метрических книг.

Исповедальные росписи

Исповедальная ведомость, также называемая духовной, или исповедной, росписью, представляет собой церковную книгу со списком прихожан, проживавших на близлежащих территориях, но среди местных жителей могли быть и приезжие люди. Основу составляли представители главных сословий: духовенство (священники и другие члены причта), военные, статские, купцы и мещане, крестьяне, дворовые (до начала 60-х годов XIX века) и другие. В исповедную роспись включался ежегодный отчет о приходе, заверенный священнослужителями церкви, которые также вели и метрические книги.

Государственный документ периода XVIII – начала XX века, содержащий в себе информацию об исповедях православного населения, делился на три основополагающие части:

1. «Кто были у Исповеди и Святого Причастия».

В этой части росписи указывался перечень членов семей с отметкой о присутствии или отсутствии во время Великого поста (с 23 марта по 3 апреля). В исповедальную ведомость записывалось «был» или «не был» прихожанин участником обряда. Благодаря таким сведениям из ведомостей сегодня исследователи родословных могут добывать дополнительную информацию, делать определенные выводы о духовности предка из династии и соединять родственные цепочки.

2. «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием».

Вторая графа присутствовала в исповедной росписи крайне редко. По усмотрению священника в нее вносились те, кто не присутствовал на причащении более года. Если время пропуска составляло более трех лет и прихожанином не представлялись документы, объясняющие его отсутствие, то священнослужитель отмечал это в исповедальной ведомости и сообщал о таком человеке своему епархиальному начальству, которое в свою очередь могло причислить поданного к раскольникам (старообрядцам или иным людям, придерживавшимся нетрадиционного вероисповедания).

3. «Которые у исповеди не были».

Исповедная роспись (духовная ведомость) в третьей части обычно содержала перечисление раскольников и причин, почему жители не могли явиться на обряды в православную церковь.

Причинами пропусков чаще всего указывались «по отлучке» или «по нерадению», однако исследователями сайта livemem.ru в редких случаях выявляются записи «за леностью» и аналогичные им, характеризующие личность человека соответствующим образом. На православных, попавших в этот список, светскими властями мог налагаться штраф «против доходу с него втрое», причем уплата штрафа не освобождала человека от обращения к исповеди.

Пример (образец) исповедной росписи:


«Исповедальные росписи Стародубской епархии города Стародуба церкви Вознесения Господня, 1829 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людям, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

Священник Тихон Проценко,

Дьякон Илья Диаковский,

Дьячок Андрей Диаковский.

Мещане и их домашние

№ 77. Алексей Андреев Карпов, 27 лет, жена его Екатерина Тимофеева, 25 лет, сыновья их Семен, 3 года, Антон, 2 года, Петр, 1 год.

№ 394. Иоанн Дружников, 67 лет, жена его Екатерина, 59 лет, дети их Любовия, 20 лет, Степан, 22 года, Андрей, 36 лет, женат, жена его Иулиания, 32 года, дети София, 6 лет, Дарья, 4 года, Мария, 2 года».


Первые инструкции по составлению и ведению исповедных ведомостей появились с указом Московского патриархата от 1697 года. Однако массовое распространение и внедрение практики подачи отчетных списков о добросовестности прихожан относительно церковных обрядов пришло немного позднее, ближе к началу 20-х годов XVIII века. В 1722 году в свет вышел указ Синода об исповедных росписях , обязывающий жителей, начиная с семилетнего возраста, каждый год исповедоваться если не во время Великого поста, то хотя бы в Петров (15 июня – 12 июля), Успенский (14 августа – 27 августа) или Рождественский (28 ноября – 6 января) посты.

Первые версии духовных росписей оформлялись в виде тетрадок с вручную расчерченными таблицами для ввода данных. Печатные же версии исповедальных ведомостей начали появляться лишь к середине XIX века, при этом содержание практически не менялось за все время существования документа. Строгий контроль вышестоящего духовного правления дисциплинировал священнослужителей, которые старались относиться к заполнению книг ответственно, ведь в противном случае им грозили наказания, вплоть до лишения сана. Официальный отказ государства от ведения исповедных росписей произошел после революции 1917 года, но отдельные священники продолжали вести списки и несколько последующих лет.


Пример (образец) исповедальной ведомости:


«Исповедальные росписи Саратовской епархии города Саблы церкви Рождества Богородицы, 1863 года.

О обретающихся в приходе оной церкви нижеявленных всякого чина людей, с изъяснением противу каждого имени, кто в Четыредесятницу был у Исповеди и Святого Причастия, кто исповедовался только, а не причастился, и кто и не исповедовался и не причастился и почему.

Священник Иоанн Преображенский,

Дьякон Василий Лыков,

Дьячок Андрей Лыков.

Мещане и их домашние

№ 5. Параскева Марковна Карпиха, 57 лет, дочь ее Екатерина, 16 лет.

№ 17. Мария Ивановна Карпова, 41 год, сын ее Кирилл, 20 лет.

№ 58. Василий Михайлович Карпин, 44 года, жена его Евдокия Корнильевна, 38 лет, дети их Лаврентий, 18 лет, Евдокия, 11 лет.

№ 149. Иван Тимофеевич Карпин, 51 год, жена его Матрона Онисьевна, 37 лет, дети их Семен, 12 лет, Петр, 3 года, Тимофей, 2 года, Мария, 6 лет».


В отсутствие метрических книг исповедные росписи обладали юридической силой и использовались при разрешении брачных и земельных конфликтов. Переселенцам настоятель церкви выдавал справку об исповедовании, без которой невозможно было совершить обряд бракосочетания на новом месте. Что касается описания, то исповедальная книга схожа с прочими церковными документами. Первым указывался порядковый номер семьи или двора, далее шел непосредственно перечень прихожан, где первоначально вписывали представителей мужского пола, и только после этого могла быть записана жена или другая родственница отца семейства. В следующие столбцы исповедной росписи вносился возраст, сословная или владельческая принадлежность. Иногда прямо в этом списке указывался населенный пункт, в случае если к приходу относились несколько селений. Тут же отмечалось присутствие либо отсутствие на исповеди. Все листы должны были подписываться каждым звеном причта, но, так как это указание носило рекомендательный характер, на практике заверение происходило только на заключительных страницах блоков.


В конце исповедальной ведомости приводились статистические общие сведения о приходе в виде таблицы, разделенной на сословия.

Форма написания была относительно свободная, а исповедные росписи даже соседних уездов могли сильно отличаться по оформлению и чередованию записей, к чему исследователь должен быть заранее морально подготовлен. Для того, кто ищет, первостепенным значением является расположение фамилий, которые, как правило, шли в начале, что дает возможность более или менее оперативно разыскать нужного прихожанина (насколько это возможно, исследуя огромные фолианты, пример которых показан на фотографии в Приложении). Однако поисковик-генеалог должен иметь в виду, что в конце 20-х годов XX столетия, во времена существования РСФСР, исповедальные ведомости, начиная от 1865 года и двигаясь к нашему времени, были признаны не имеющими исторической ценности, в связи с чем большая часть фондов была уничтожена.

Где искать исповедальные ведомости прихожан церквей

Информация, содержащаяся в исповедных росписях населения Российской империи, обладает особенной ценностью еще и потому, что в этих документах фиксировались принадлежность жителей к определенному владению, их социальное положение, возраст, место проживания, составы семей, за редкостью род занятий.

Исповедные росписи принадлежат к фондам духовных консисторий и правлений, а также епархиальных управлений. В настоящее время исповедальные ведомости хранятся в государственных архивах определенного региона. Нелишним будет отметить, что в редких случаях росписи по исповеди и причастии можно найти в архивах отдельных церквей. Чтобы отыскать конкретное дело, где закреплена духовная роспись, исследователю необходимо знать примерное место и время проживания искомого человека. Обладая такими исходными данными, уже можно проводить тотальный или «точечный» поиск родственника по датам за его период жизни. Необходимо иметь в виду, что священники были обязаны вести исповедальные ведомости в двух одинаковых экземплярах, один из которых направлялся на ответственное хранение в духовную консисторию, зачастую объединяясь с делом соседних приходов, а соседство определялось в зависимости от территориального деления того или иного региона. Второй экземпляр исповедной росписи оставался в фондах самой церкви.

Генеалогические исследователи по неопытности могут завершить поиски, узнав в государственном учреждении о том, что оригинал книги не сохранился до наших дней. Компетентный же специалист должен обязательно про верить наличие исповедной росписи еще и в конкретной церкви, прихожанами которой были искомые личности. Так как в XIX веке наблюдался особый контроль духовности населения Российской империи, обычным делом был дополнительный не церковный учет причащения и исповедования жителей (в основном крестьян). Проводя поиски, мы встречаем разного рода приказы и распоряжения светских начальников, где говорится, что их подчиненные обязаны представить справку от настоятеля храма о пребывании на исповеди и Святом причастии. На основе подобных документов тоже может быть добыта ценная информация о родственниках, наряду с исповедальными ведомостями, метрическими книгами, ревизскими сказками и другими основными генеалогическими источниками. Многие энтузиасты публикуют найденные материалы в Интернете, можно провести поверхностный поиск и посмотреть, что есть в Сети.

В разных храмах исповедные росписи назывались исповедальными ведомостями, или духовными книгами.

Ревизские сказки

Ревизские сказки, скаски, а также аналогичные источники по генеалогии, такие как метрические книги и исповедные росписи, являются незаменимыми инструментами поиска, которые помогают исследователям родословных. Благодаря умению правильно пользоваться ревизскими списками в совокупности с другими документами архивисты или те, кто изучает историю своей династии, могут установить цепочки родства между поколениями. Эксперты и признанные профессионалы рекомендуют пользоваться комплексом мероприятий, а не каким-то одним источником, ведь при таком подходе эффективность будет ощутимо выше. Информация, полученная на основе исследования ревизий населения, – это ценнейшие данные как для конкретных семей, так и для России в целом.

26 ноября 1718 года по указу Петра I была начата ревизия-перепись населения (в более ранний период своеобразные переписи тоже проводились, но в значительно упрощенной форме). Причиной введения ревизских списков послужила необходимость определить, «сколько, где, в какой волости, селе и деревне крестьян, бобылей, задворных и деловых людей, всех от старого до самого малого, с летами их». Этот указ знаменует переход российского налогообложения с подворного на подушное, где «ревизской душой» являлось лицо мужского пола. Лишь при более поздних переписях населения в ревизские сказки заносились «души женского пола». Зная нюансы, пользователи архивов не будут тратить время на поиск того, чего нельзя найти в принципе.

С 1718 по 1858 год в Российской империи проведено 10 ревизий:

1: 1718–1727 гг. (женский пол не учитывался);

2: 1743–1747 гг. (без учета «женских душ»);

3: 1761–1767 гг.;

4: 1781–1782 гг.;

5: 1794–1795 гг.;

6: 1811 г. (женский пол не учтен);

10: 1857–1858 гг.


Ревизские сказки по переписи могли составляться на протяжении пяти и более лет. На некоторых ресурсах можно встретить обозначение как несколькими годами, так и одним, при этом если к этапу ревизии-переписи присваивается конкретный год – под такой записью подразумевается, что именно за этот период времени было учтено больше всего единиц подушного обложения. Итогом ревизии населения являлись составленные генеральные табели и окладные книги, где в удобном для исследователей и статистов формате приводились собранные данные.

Где хранится информация о ревизиях населения

Процесс поиска предков посредством изучения исторических документов достаточно сложен даже для специалистов с профильным образованием, а для начинающих исследователей еще и затрудняется отсутствием опыта. Определить, где найти ревизские сказки , сможет не каждый, так как требуется еще и сравнение административного деления современной России и территории Российской империи.

Перед тем как выяснить, где искать ревизские сказки, следует знать, какие группы населения подлежали налоговому обложению, а также относились ли к ним представители искомой династии. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не проводить бессмысленный поиск. Например, если вы ищете отца прадедушки – отставного солдата, то тратить время на анализ ревизских сказок нет смысла в связи с тем, что состав действующей армии и флота наряду с отставниками не участвовал в ревизиях. На протяжении переписей XVIII и XIX веков числилось более ста наименований, условно обозначающих разделение населения. Некоторые сословные группы не облагались налогами и были освобождены от учета в ревизских списках на определенных этапах переписей:

1) потомственные и личные дворяне;

2) государственные служащие;

3) представители духовенства, их дети;

4) почетные граждане;

5) учителя на дому;

6) обладатели академических, ученых и медицинских степеней;

7) купцы 1-й гильдии;

8) уважаемые работники и мастера казенных заводов.


Однако стоит принять во внимание, что ревизии были распространены не только на крестьян (как дворовых, так и частновладельческих), но и на однодворцев, посадских людей, всевозможных сельских обывателей, а также другие податные сословия. В ревизских сказках должны были учитываться лица, «возвратившиеся в податные списки», например лишившиеся санов монахи. Примечательно, что первую ревизию проводили гвардейцы Петра I, выявившие утайку помещиками миллиона крестьян, которые вскоре были выведены гениальным императором из крепостного состояния и переведены в новое сословие – государственные, казенные, лично свободные крестьяне. Самые зарвавшиеся воры-помещики были беспощадно казнены, а остальные – оштрафованы. Впоследствии ревизии по переписи населения проводили Военная и Ревизион-коллегии, но дело шло очень медленно. Последние ревизии осуществляли должностные лица губерний и уездов, помещики, старосты, казенные палаты. Чиновники, старавшиеся угодить начальству и получить его расположение, дотошно проверяли метрические книги и сопоставляли данные из них с ревизскими сказками, разыскивая при этом все утаенное.

В свою очередь, были чиновники, которые вымогали взятки за то, чтобы в учетные списки помещиков не вносились «мертвые души», увеличивающие налог. Справедливо будет заметить, что и сами помещики зачастую провоцировали государственных служащих на получение мзды за сокрытие какого-либо количества крестьян в ревизских сказках. Во все времена, во всех без исключения государствах и при любых правителях существовала прослойка населения, желающая уйти от налогов, так что подобное положение дел в те времена не кажется особенным. История знает случаи, когда скрывались целые деревни, поэтому отсутствие записей о представителях исследуемого рода в ревизских сказках какого-либо села или уезда еще не на 100 процентов доказывает отсутствие звеньев династии в этом месте.

Говоря о местах хранения тетрадей с записями о ревизиях, мы рекомендуем учитывать непосредственно регион, в котором проходит поиск. Как правило, ревизские сказки 1781–1858 годов хранятся в фондах федерального архива конкретного субъекта Российской Федерации. Сказки по первым трем ревизиям можно найти, посетив РГАДА (Российский государственный архив древних актов). В редких случаях копии ревизских списков можно отыскать в фондах дум, управ, уездных казначейств, мещанских старост, наместнических правлений, а также РГИА (Российский государственный исторический архив). Имейте в виду, чтобы определить местоположение документов, необходимо уточнить по картам или у сотрудников учреждения, к какой губернии или уезду относилось селение на момент проживания искомого человека в нем. Обращаем внимание исследователей на то, что учреждение имеет право даже не выдать для ознакомления ревизские сказки по причине их плохого состояния.

Так как работы по описям (занесение ревизий населения в списки, обозначающие, что книга находится в данном архиве) документов ввиду их колоссальных объемов продолжаются и по сей день, информация о существовании некоторых сказок неизвестна даже сотрудникам ведомств. Учитывайте полученные сведения из этой части статьи, и поиск генеалогических источников станет для вас интересным увлечением, а не обременительным времяпрепровождением.

Примерно до середины XVIII века четкого формуляра по составлению ревизских сказок не было, и ответственные за перепись лица вносили данные о населении лишь руководствуясь рекомендациями властей, а не в строгой зависимости от них. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк, до появления которого форма списков прорисовывалась вручную. С 3-й по 7-ю ревизию таблица пополнялась новыми графами, и лишь с 1815 года структура ревизской сказки обретает свой окончательный вид. В форме содержалась следующая информация: дата подачи сказки, место проведения переписи населения вплоть до указания села или деревни. Также указывались номер семьи, ее состав до и во время проводимой ревизии, возраст каждого конкретного человека и другое. В заключительной части ревизской сказки подсчитывались итоговые цифры и ставилась подпись того, кто был ответственен за перепись в административной единице.

Усложняющим фактором при ознакомлении со списками является неразборчивый почерк заполняющих лиц (в чем вы можете убедиться, посмотрев на фото в Приложении), который в большинстве случаев трудночитаем. Некоторые записи и вовсе невозможно разобрать даже с лупой и опытом работы в сфере генеалогии пару десятков лет. Однако важность записанных данных заставляет исследователей сидеть над ревизскими сказками не один час и день, так как, прочитав текст, можно узнать сословную принадлежность, род деятельности, имущественное положение, место службы и другую ключевую информацию об искомых родственниках из прошлого. Касаемо расположения элементов в таблице, нелишним будет отметить, что записи в тетради делались следующим образом: на левой стороне ревизской сказки вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи, указывался возраст, а также обозначалось, «сколько таких лиц было в семье во время предыдущей ревизии, сколько лиц выбыло, когда именно и по какой причине, и сколько состоит налицо». На правой стороне ревизского списка вписывались «души женского пола» с указанием возраста.


«Ревизская сказка Успенской губернии Староустьинского уезда города Новопетровска при помещике Алексее Давыдове за 1817 год.

№ 14. Иоанн Васильев Друничев, крестьянин, 59 лет, переведен из деревни Крючкино в 1804 году.

Иоанна Друничева сыновья:

Петр, 34 года;

Дмитрий, 31 год.

Иоанна Друничева внук, сын Петра Иоаннова:

Михаил, 6 лет.

Иоанна Друничева жена Агрипина Яковлева, 57 лет;

Петра Иоаннова жена Параскева Федотова, 29 лет;

Его же дочь, Татьяна, 4 года».


Как заметно, в приведенном образце ревизской сказки указана степень родства. Изучив запись, можно выстроить фамильное древо на несколько поколений в глубь династии и получить исходные данные для продолжения поиска предков. Анализ возраста с местом жительства конкретного человека поможет определить генеалогические источники для следующего этапа исследования родословной, приобщившись к истории семьи.

Переписи населения

Переписи – сплошной массовый учет населения по определенной программе, является одним из старейших способов его статистического изучения.