Биографии Характеристики Анализ

Из истории изучения русской фонетики. Историческая фонетика

Почему и куда гласные «убегают» ? дня – дневной Что заставляет одну согласную меняться на другую? рука – ручка Почему гласный меняется на согласный, а один звук – на два других время – времени, имя – имени, снять – снимать, мять – мнет, начать – начнет

Современный русский язык - а, е, о, у, и, ы Праславянский язык - ? гласных

ИЖИЦА И жица - последняя буква дореформенного русского алфавита; обозначала перед согласным гласный звук [и] и [в] перед гласным в немногих словах греческого происхождения. Происходит от греческой буквы υ (ипсилон). До 1917- 1918 гг. ижица встречалась в немногих словах. В документах орфографической реформы 1917- 1918 гг. ижица не упомянута.

И ДЕСЯТИРИЧНОЕ І, і - буква, существовавшая в русском языке до реформ 1917- 1918 гг. (заменена на И). Восходит к греческой букве Ι (йота). Чаще всего употреблялась: перед гласными и перед й (исторія, русскій, Іерусалим ъ); в слове міръ в значении «Вселенная» , «общество» для отличия от слова миръ в значении «спокойствие» .

ЮСЫ Ю сы - буквы старославянских азбук, кириллицы и глаголицы, обозначавшие древнеславянские носовые гласные, впоследствии (в X веке) превратившиеся в «чистые» гласные в большинстве славянских языков.

Ѧ - ен или юс малый - (-А, - Я) ѧзыкъ (езыкъ) - Язык. Имѧ (име) - Имя. Ѫ - одь или юс большой - (-У, -Ю). Ѫста (юста)

С 10 века – утрата носовых согласных Грязь, мять, вянуть, жать Ѧ Мудрый, суд, ловлю, поющий Ѫ Время – времени Закон открытого слога - все слоги заканчиваются только на гласный

ЯТЬ Ѣ, ѣ (ять) - буква исторической кириллицы, ныне употребляемая только в церковнославянском языке. Обозначала долгий гласный. В России «ять» оставался в употреблении вплоть до реформы русской орфографии в 1918 году.

В русском письме со временем изменилось значение буквы «ять» . Буквы и е стали произноситься совершенно одинаково. Сравните: вечер – ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер –. До изгнания из азбуки «ять» называли «буквойстрашилищем» , «буквой-пугалом» , т. к. она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть слова с «ять» . Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях. К каким только ухищрениям не прибегали, чтобы заучить, где писать. Запоминали, что после буквы б буква пишется в четырех корнях, после в – в пятнадцати, после д – в трех и т. п. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с:

Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ Убѣжалъ голодный въ лѣсъ. Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ, Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ И за горькій тотъ обѣдъ Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ. Проф. Н. К. Кульманъ, "Методика русскаго языка", СПб. , изданіе Я. Башмакова и Ко, 1914 (3 -е изд.), стр. 182.

Но были и такие буквы, которые изменили свое значение, но из алфавита не исчезли. Буквы ъ («ер») и ь («ерь») первоначально обозначали так называемые редуцированные гласные, близкие к [о] и [е]: сънъ, дьнь (оба слова были двусложными). Примерно в XII в. редуцированные звуки в русском языке перестали существовать, исчезли вообще или перешли в гласные [о] и [е]: сон, день. Но буквы ъ и ь не исчезли из алфавита, как юсы, они стали употребляться уже в другом значении: буква ь стала разделительным знаком (вьюга) и знаком мягкости (день, письмо), а ъ стал разделительным знаком (въехал).

АЗЫ НАУКИ АЗ – первая буква кириллицы, вместе с буквой БУКИ они даже слово АЗБУКА образовали. основы науки

ОТ АЗА ДО ИЖИЦЫ АЗ – первая буква кириллицы, ИЖИЦА – последняя буква. от начала до конца.

ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ на Розги и следы порки известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на эту букву. Так что прописать ижицу - проучить, наказать, проще – выпороть.

Олимпиадные задания 1. Восстановите современную форму древнерусских местоимений: ONЪ КЪЖЬДО КЪТО СЯ, КОЛИКЪ АЗЪ ВЬСЯКЪ N КЪТО Он Каждый Кто Себя Сколько Я Всякий никто

2. Назовите два звука в славянских языках, которые в сильной позиции (под ударением) совпали со звуками [о ] и [э] , а в слабой позиции (на конце слова) были близки к нулю звука, и поэтому утратились.

3. К какому фонетическому процессу в современном русском языке привело исчезновение конечных гласных Ъ и Ь? ОГЛУШЕНИЕ

Объясните чередование звуков в словах обнять – обнимать, взять – взимать, звонить – звук. Когда-то носовые гласные звуки [он] или [ом] (обозначаемые буквой «юс большой») и звуки [ эн] или [ эм] («юс малый») образовывали своеобразные фонетические чередования. Если за этими звуками шел гласный они оставались без изменений, если за ними шел согласный, то они изменялись в звуки [а], [у]. В 10 века произошла утрата носовых гласных, а исторические чередования сохранились.

Какие звуки в современном русском языке мы называем редуцированными? Гласные О, Э, А в слабой (безударной) позиции В сильной позиции эти гласные не изменяют своего качества. Раньше в древнерусском языке были и до сих пор в церковно-славянском сохранились редуцированные Ъ (ер), Ь (ерь), которые обозначают очень сокращённые звуки О и А или Э и А после мягкого согласного. В 11 веке начинается процесс падения редуцированных звуков.

Что это значит – «падение» ? Куда они могли «упасть» ? «Упали» – значит, перестали произноситься или изменили качество произношения, стали другими звуками. Сравним слова: Стол – столъ Утка – утъка Кто – къто Что – чьто Сон – сънъ День – дьнь В каких словах в современном русском языке Ъ и Ь не отображены на письме? Слабой считалась позиция Ъ и Ь, если дальше слог На конце слог между согласными полного образования, то естьслова, с гласной в сильной позиции.

А в какой позиции редуцированные Ъ и Ь стали произноситься как гласные полного образования О и Э? В сильной позиции, то есть Сравним слова: Стол – столъ Утка – утъка Кто – къто Что – чьто Сон – сънъ День – дьнь под ударением

Вывод В живой речи славян в 11 веке в слабых позициях редуцированные гласные перестали произноситься и отображаться на письме В сильных позициях редуцированные превратились в гласные полного образования: Ъ – в О, Ь – в Э. МОУ "СОШ № 13 с УИОП"

Церковно-славянские книжники продолжали писать по-старому, хотя иногда делали ошибки под влиянием устной разговорной речи. В древнерусском языке падение Ъ и Ь произошло в 12 веке и очень сильно отразилось на фонетической системе русского языка. Этот процесс буквально преобразил всю фонетическую систему.

Каковы же были последствия падения редуцированных? Понаблюдаем: К Г Ь Д Е Звуки К и Д оказались рядом, и звонкий Д оказал влияние на предшествующий глухой звук К. Произошло «уподобление» (ассимиляция) звука К звуку Д по звонкости, звук К стал звонким Г. МОУ "СОШ № 13 с УИОП"

Потренируемся! С процессом падения редуцированных связано и такое явление в Съдесь – здесь современном русском языке, как чередование гласных звуков О и Э с нулём звука, Съдоровъ – здоров например: сон – сна, день – дня. Гласные, которые исчезают Сънимати – с’н’имать при чередовании, мы называем беглыми. Беглыми в русском языке могут быть только бывшие редуцированные гласные Ъ и Ь, ныне буквы О и Е.

Связь правописания слов с историей языка Какое правило русского языка связано с процессом падения редуцированных? Суффиксы ИК и ЕК существительных Почему ЕК пишется, если Е «убегает» , как это правило связано с процессом падения редуцированных? Так как Ь перешло в Е, этот звук чередуется с нулём звука Вставьте пропущенные буквы в современные слова: Цветоч…к, горош…к, моточ…к, мешоч…к, звоноч…к, ключ…к, воробыш…к, внучо…к, местеч…к, рыбёш…к, братиш…к, вазоч…к, зверюш…к, перст…нь, пес…н, мороз…ц, владел…ц, младен…ц.

Как древнерусское слово истъба превратилось в избу? Составьте цепочку «превращений» . ИСТЪБА И С З Д Т Б А

Сравните Посол – посол Посла – посола Послу – посолу Почему при склонении существительного посол (посланный, посланец) исчезает один гласный звук из основы? Почему в другом слове посол (засол), которое звучит так же, ударный О не «убегает» в косвенных падежах, где окончания у обоих слов одинаковые?

Проверь себя! Посол – посланник Посол – засол Посолъ – посол Посъла – посла Посълу – послу Посълъ – посол Посъла – посола Посълу - посолу Редуцированные безударные гласные «падали» , исчезали, а под ударением не исчезали, наоборот, изменяли своё качество в более сильную сторону, превращаясь в гласные полного образования: ЕР – в О, ЕРЬ – в Э. Таким образом, в словах первой колонки редуцированный Ъ упал, так как был в безударном положении, а в словах второй колонки сохранился, перейдя в гласный полного образования О, так как стоял в ударном положении.

В древнерусском слове СЪБЪРЪ три гласных Ъ. В сильной позиции один из этих звуков преобразовался в звук [о], остальные две позиции для него слабые, и поэтому он стал равен нулю звука. Восстановите современную форму слова и назовите фонетический процесс, которому подвергается согласный в приставке.

Расскажите об истории появления беглых согласных [о] и [э]. Запишите кириллицей старославянские слова, которые соответствуют русским словам ложь, зло, день, лоб, кров, дом. Появление беглых гласных [о] и [э] является следствием падения редуцированных гласных фонем [ъ] и [ь] в 12 – 13 вв. : в слабой позиции они исчезли, в сильной позиции прояснились в гласные полного образования [о] и [э]. При изменении слова редуцированный гласный мог оказаться то в слабой, то в сильной позиции, поэтому в разных формах слова он либо исчезал, либо прояснялся в гласный полного образования. Таким образом, происходило чередование гласного с нулем звука.

Запишите кириллицей старославянские слова, которые соответствуют русским словам ложь, зло, день, лоб, кров, дом. Лъжь, зъло, дьнь, лъбъ, кровъ, домъ.

Даны польские слова и их переводы на русский язык: droga – дорога, proch – порох, strona – сторона. Как переводится на русский язык польское слово sroka? 1) срок 2) соро ка 3) строка 4) со рок 5) все переводы (а – г) неверны 2)

Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения. Что это за слово? ходьба косьба судьба просьба Составьте цепочку превращений свадьба

    - (от греческого слова phone голос, звучащая речь) отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях: 1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно… … Литературная энциклопедия

    фонетика - и, ж. phonétique f. 1. Звуковой состав языка. Фонетика рус. языка. БАС 1. Предки девушки были Гамильтоны, выехавшие из Англии и под давлением.. фонетики русского человека превратившиеся сначала в Гаментовых, потом Хамонтовых и потом, по закону… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [нэь], фонетики, мн. нет, жен. (от греч. phonetikos звуковой) (линг.). 1. Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Экспериментальная фонетика. Историческая фонетика. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка. Говоры отличаются… … Толковый словарь Ушакова

    Лингвистика … Википедия

    фонетика - (< др. греч. φωνητική голосовой, звуковой). Учение о звуковой стороне языка. Наука, изучающая звуки и их чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетика – это также и… …

    Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия

    Дисциплина, рассматривающая эволюцию грамматического строя одного языка с помощью сравнения лингвистических фактов, относящихся к разным временным пластам. Название «историческая грамматика» неточно: традиционно в нее включается не только… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

    - (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (зреч. phonetike от phnne звук). 1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. Фонетика общая.… … Словарь лингвистических терминов

    фонетика историческая - Исследование изменений в звуковой системе, исследование того, как происходили эти изменения, какие звуковые единицы предшествовали другим, как менялись чередования звуков … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Историческая фонетика русского языка. Учебник для вузов , Колесов В.В.. Учебник посвящен развитию фонетической системы русского языка. В нем представлены последовательные изменения фонетических единиц и их признаков, начиная с периода праславянской общности и…

Структуру слога и слова в древнерусском языке определяли закон открытого слога и закон слогового сингармонизма, унаследованные из праславянской эпохи. Оба закона действовали до падения редуцированных (11–12 вв.). В древнерусском языке до падения редуцированных было незначительное количество односложных слов (например, тъ, то, та ). Большинство слов имело 2 или более слогов (например,сто-лъ, къ/н /зь ). После падения редуцированных принцип построения слога по восходящей звучности стал нарушаться, однако тенденция построения слога по этому принципу сохранилась.

    1. Система гласных древнерусского языка X–XI вв.

      1. Общая характеристика гласных древнерусского языка X-XI вв.

Подъем

Передний

непередний

Верхний

[ô](o))))) [ǒ](o)

Средний

[е](е),[ь](ь) 2

Нижний

Отношение к лабиализации

нелабиализованные

лабиализованные

В древнерусском вокализме (от лат. vocalis«гласный») было 11 гласных фонем.

Они различались:

    по полноте образования : [ъ ,ь ] были гласными неполного образования, редуцированными (сверхкраткими); остальные гласные являлись гласными полного образования;

    по участию губ в образовании звука: гласные [о ,у ,ô ]были лабиализованными (от лат.labia«губы»), остальные – нелабиализованными;

    по месту образования : [и ,е ,h, ь , ӓ ] были гласными переднего ряда; [ы ,у ,ъ ,ô ,о ,а ] – гласными непереднего ряда;

    по степени подъема языка к верхнему небу: [и ,ы ,у ] – гласные верхнего подъема; – гласные верхне-среднего подъема; [е ,ь ,ъ ,о ] – гласные среднего подъема; [а ,ӓ ] – гласные нижнего подъема.

Гласные полного образования древнерусского языка произносились одинаково в ударном и безударных положениях до возникновения аканья (XVв.).

Все гласные древнерусского языка были самостоятельными фонемами, то есть выполняли смыслоразличительную функцию.

Гласные [и ,ы ,у ,е ,о ,а ] произносились, по-видимому, так же, как в современном русском литературном языке (СРЛЯ) в ударном положении, и сохранились без изменения.

Гласные были утрачены в дальнейшей истории русского языка.

Это, прежде всего, гласный [h] – полного образования, нелабиализованный, переднего ряда, верхне-среднего подъема. Гласный [h] происходил из 1): видhти ([h] зд.); 2)* oi * ai перед согласным и в абсолютном конце слова : пhти ([h] зд.* oi перед согласным ), ср.: пою ([о-j] зд.*oiперед гласным); цhна ([h] зд.* ai перед согласным ), ср.: каяться ([а-й] зд.* ai перед гласным ).

Гласный [h] произносился, по-видимому, как звук типа закрытого [ê ] или дифтонг [͠ие ]. О таком возможном произношении древнего [h] свидетельствуют данные ряда современных русских говоров, в которых на месте [h] произносятся указанные звуки – закрытое [ê ] или дифтонг [͠ие ].

В современном русском литературном языке на месте старого [h] произносится преимущественно открытое [е ], не переходящее в [о ] под ударением перед твердым согласным, например: се носhно, ле слhсъ, спе шкаспhшька.Лишь в нескольких словах СРЛЯ на месте [h] произносится [и ]: си деть (сh дhти, ср.: се сть, се дло), ми зинец (мh зиньцьмhзиныи «меньший, младший»), ди тя (дh т#, ср.: де ти), сви детель (съвh дhтель «тот, кто ведает, знает»).

Фонема в соответствии со своим фонематическим статусом выполняла смыслоразличительную функцию: ср. словоформы – сh лъ (прош. вр. глаг. сhсти) и се лъ (род. мн. сущ. село).

В древнерусском языке было 2 фонемы неполного образования – <ъ > и <ь> . В лингвистической литературе существует несколько названий данных фонем – «редуцированные », «сверхкраткие », «глухие ».

Гласный [ъ ] – неполного образования, нелабиализованный, непереднего ряда, среднего подъема. Гласный [ъ ] восходит к 1): сынъ *sūnŭ s; 2): рабъ *ǒrbǒ s([ъ ] зд. возникло из).

Гласный [ь ] – неполного образования, нелабиализованный, переднего ряда, среднего подъема. Гласный [ь ] восходит к 1): дь нь *dǐ nǐ s2)* ъ (после исконно мягких): ко[н ь ]*konj ŭ s*konj ǒ s([ь ] зд. возникло из* ъ * ŭ * ǒ ).

Как известно, заслуга установления звукового значения [ъ ] и [ь ] принадлежит выдающемуся лингвисту Александру Христофоровичу Востокову (1781-1864). Редуцированные звучали очень кратко. В зависимости от позиции в слове они произносились с различной степенью длительности. В сильных позициях эти звуки произносились дольше, то есть [ъ о ], [ь е ] (условно). В слабых позициях редуцированные произносились очень кратко, поэтому в этих позициях рекомендуется не произносить их, при этом не оглушая звонких согласных перед ними, например: городъ город .

Сильные позиции редуцированных [ъ ] и [ь ]:

    в односложных словах:

тъ , сь ;

    перед слогом с редуцированным в слабой позиции:

тъпъ р〤, правь д〥на;

    под ударением:

тъ пъръ,

    в сочетаниях типа *tъrt, *tьrt, *tъlt*tьlt:

гъ рдыи, вь рба, пъ лныи, въ лкъ (в слове въ лкъ [ъ] возник из *ь).

Слабые позиции редуцированных [ъ ] и [ь ]:

    в абсолютном конце слова (АКС):

сън〤, дьн〥;

    перед слогом с гласным полного образования:

с〤на, д〥н㆓;

    перед слогом с редуцированным в сильной позиции:

л〤жь ц〥, ж〥нь ц〥.

Редуцированные [ъ ] и [ь ] перед [j ], [и ] (¬*j〥) выступали в своих позиционных вариантах – в виде редуцированных [ы̌ ] и , например: молоды̌ и ([и] зд. из *j〥), сини̌ и ([и] зд. из *j〥). Редуцированный [ы̌ ] выступал только в сильных позициях, редуцированный [и̌ ] имел сильные позиции и одну слабую позицию.

Сильные позиции редуцированных [ы̌ ],[и̌ ]:

    под ударением:

мы ̌ ю, ши̌ и;

    в окончаниях прилагательных и местоимений, например: молоды ̌ и, сини̌ и.

Слабая позиция редуцированного [и̌ ]:

перед слогом с гласным полного образования, например: шю.

Гласный [ӓ ] – полного образования, нелабиализованный. переднего ряда. нижнего подъема. Гласный [ӓ ] происходит из [ę ] () * en /m ; [ӓ ] выступал в таких словах, как мта (ср.: мен тол), звкнути (ср.: звен ети), мсо,зыкъ и др.

Гласный [ô ](«о-напряженное») – полного образования, лабиализованный, непереднего ряда, верхне-среднего подъема. Гласный [ô ]восходит к * o под восходящей (акутовой) интонацией (например, вô л㆓), в словах с полногласными сочетаниями, в которыхударение падает навторой слог полногласия (например, горô хъ, корô ва). [ô ]произносилось, по-видимому, как [ô ](«о-напряженное») или дифтонг [《]. На такое возможное произношение [ô ] указывают данные современных русских говоров, в которых на месте древнего [ô] произносятся [ô ]или [《]. В памятниках письменности над [ô ]иногда ставился особый знак, называемый каморой, –͠ .

Образец выполнения самостоятельных зачетных работ по Истории русского языка. Раздел: Историческая фонетика

Задание № 1

Фонетические старославянские черты в словах современного русского языка

Допущен, единица, житие, красота, ладья, мятеж, на исходе, небрежный, прождать, просвещение, прыщ, радость, сравнение, тень, убеждение, стричься, ночь, помощь.

Укажите в словах современного русского языка старославянские звуковые особенности. Слова сгруппируйте в следующем порядке:

1) Слова с неполногласием (неполногласие - наличие в старославянском языке в корневых морфемах сочетаний -ра-, -ла-, -ре-, -ле- между двумя согласными в одной морфеме, соответствующих русским полногласным сочетаниям -оро-, -оло-, -ере-, -оло-): небрежный - русское соответствие бережный, берегу; *berg-.

2) Слова с жд, передующимся с д (*dj →*žʼ͡dʼ [жʼ͡дʼ]): убеждение - ср. убедить.

3) Слова с щ, чередующимся с т (*tj →*šʼ͡tʼ [шʼ͡тʼ], в русской огласовке [шʼшʼ]): просвещение - ср. свет, русск. свечение.

4) Слова с начальным е, не перешедшим в о под старославянским влиянием: единица - ср. русск. один.

5) Слова с е на конце слова и внутри слова перед твердым согласным, не перешедшим под ударением в ʼо:

житие - ср. русск. житьё (житьё-бытьё), мятеж - ср. русск. падёж (скота).

6) Слова с начальными ра-, ла- при сочетаниях ро-, ло- в соответствующих словах русского происхождения: сравнение - ср. русск. ровный, *orvn-.

7) Наличие в основе существительного перед падежным окончанием и при отсутствии его в соответствующих русских существительных:

житие - ср. русск. житьё, просвещение - русск. просвещенье, сравнение - русск. сравненье, убеждение - ср. русск.убежденье.

8) Слова с приставкой из- (ис-) при соответствующих словах русского происхождения с приставкой вы-: на исходе - русск. выход.

9) Слова с щ на месте доисторических гт, кт (*kt,gt+ гласный переднего ряда → *šʼ͡tʼ [шʼ͡тʼ], в русской огласовке [шʼшʼ]): помощь - русск. помочь, *pomogtis.

10) Слова без старославянских звуковых особенностей:

допущен, красота, прождать, прыщ, радость, тень, стричься, ночь.

Задание №2

Восточнославянские фонетические особенности

Бровь, вровень, выпросить, гордость, движок, избёнка, комочек, мялка, несу, Остап, охотник, первенец, печь, поговорка, половик, порожний, разжечь, ружьё, строже, тупица, хуже, чуждаться.

В данных словах укажите восточнославянские фонетические особенности. Слова сгруппируйте в следующем порядке:

1) Слова с полногласием: порожний - ср. ст.сл. праздный, *porzd-.

2) Слова с у, ю, а, я на месте носовых гласных.

Для справок. Для того чтобы определить, был ли когда-то в современном русском слове носовой гласный, нужно ориентироваться

1) на чередование в корне а(я) / им, ин, ем, ен, ьм, ьн, у/ ъм, м, он: вз-я-ть - вз-им-ать, с-жа-ть - с-жим-ать, на-ча-ть - на-чьн-у, на-чин-ать, на-ду-тый - на-дъм-енный, зву-к - звон и др. ;

2) на чередование в корне а(я)/у (*ę/*ǫ): трясти - трус, мять - мука, вязать - узел, запрягать - супруг, прясть - запруда;

3) Морфемы с у, ю на месте * ǫ:

1. Окончания В.П. ед.ч. существительных ж. р., прилагательных, причастий, местоимений, порядковых числительных - у, ую, юю: мою младшую сестру, первую попавшуюся книгу.

2. Окончания Т.П. ед.ч. ж. р. ою, ею: моею младшею сестрою, с интересною книгою.

3. Суффикс глагольной основы инфинитива -ну-: замкнул, толкнувший, отвергнутый, тонув.

4. Суффикс действительного причастия наст. вр. -ущ-, -ющ-: волнующий, несущий.

5. Суффикс адъективированных причатий наст.вр. -уч-, -юч-: жгучий, колючий.

6. Окончание 1-го л. ед.ч. наст. или простого буд. вр. глаголов -у, -ю: иду, пою.

7. Окончание 3-го л. мн.ч. наст. или простого буд. вр. глаголов -ут, -ют: несут, поют.

Морфемы с а, я на месте *ę

1.Окончание 3-го л. мн.ч. наст. или простого буд. вр. глаголов -ат, -ят: лечат, стоят.

2. Суффикс деепричастия несовершенного вида - а, -я: держа, стоя, неся.

3. Суффикс действительного причастия наст. вр. -ащ-, -ящ-: лечащий, стоящий.

4. Суффикс адъективированных причатий наст.вр. -уч-, -юч-: лежачий, стоячий.

5. Возвратная частица -ся: исправиться, становишься, отправляющийся, пригодившийся.

6. Окончание сущствительных ср.р. И.П. ед.ч. на -мя: пламя - пламени.

7. Суффикс имен существительных (названий детёнышей и производных от них слов) -ат, -ят: жеребята, медвежата, медвежатник, телятина.

4) проверить корневые а,я или у, ю по этимологическому словарю.

мялка - от мять (мя-ть - мн-у, раз-мин-ать) ст.сл. м#ти;

несу - ст.сл. нес$;

ружьё - см. словарь: ст.сл. ор$жи%;

тупица - см. словарь: ст.сл. т$пити;

чуждаться - см. словарь: в корне - ст.сл. ω©ждъ, в постфиксе -ся - ст.сл. с#.

3) Слова с о,е на месте сильных редуцированных гласных:

движок - движка → *др.-русск. движь къ;

комочек - комочка, комка → *др.-русск. комъ чь къ;

первенец - первенца → пьрвень ць.

4) Слова с исчезнувшими в произношении слабыми редуцированными:

вровень - в- /во- (в-ходить - во-шёл) → въровнь;

избёнка - избенок → * др.-русск. избенъка;

мялка - мялок → *др.-русск. м#лъка;

охотник - др.-русск. охотьникъ;

поговорка - поговорок → *др.-русск. поговоръка;

порожний - др.-русск. порожьний.

5) Слова с начальными сочетаниями ро-ло- при начальных сочетаниях ра-, ла- в соответствующих словах старославянского происхождения:

в-ровень - ст.сл. равный *orvn-.

6) Слова с начальным о при начальном е в соотвествующих словах, заимствованных из других славянских и неславянских языков: Остап - ср. Евстафий.

7) Слова с ж, чередующимся с д (*dj → žʼ [жʼ]): хуже - ср. худой.

8) Слова с ч, чередующимся с т (*tj → čʼ [чʼ]): чуждаться - ср. ст.сл. ω©ждъ, *tjǫd-.

9) Слова с ч на месте доисторических гт, кт (*kt,gt+ гласный переднего ряда → *čʼ [чʼ]): разжечь - ср. разожгу, *gegti.

10) Слова с переходом е в о под ударением на конце слова и внутри слова перед твердым согласным:

движок: движь къ → движек → движок;

11) Слова без сохранения и в исходе основы имен существительных:

ружьё - ср. оружие.

12) Слова с восточнославянской приставкой вы- при приставке из- (ис-) в соотвествующих словах старославянского происхождения:

выпросить - испросить.

Задание №3

Историческое объяснение чередований гласных звуков в современном русском языке

Водопой, воспоминание, глядеть, замок, запруда, напиток, оплот, переплёт, перемычка, отопью, прялка, слышать, примкнуть, память, сомнение.

Выпишите слова по гнездам: однокоренные слова, слова с общим суффиксом или окончанием. Установите тип чередования звуков и каждое чередование объясните исторически.

Для справок

В индоеврорейском языке гласные звуки различалась не только по качеству, но и по количеству. Были возможны качественные, количественные и качественно-количественные чередования.

Качественные чередования - прежде всего это чередование е/о.

Индоевропейский язык

Праславянский язык

Учитывать результаты I палатализации, если гласные находились после заднеязычного согласного

*kĕs- / *kŏs- > чесати / косити

*kĕr- / *kŏr- > черенъкъ - корень

несу - ноша

стелю - стол

* sēd - / sōd-

др.русск. с&д&ти - садъ

сел - сад

! *ē / ō после *j и других мягких согласных

ʼě / а > а /а

*gēr- / gōr- > gěr- / gаr- > žʼěr- / gаr- > žʼаr- / gаr-

а /а, при чередовании согласных:

жарить - гарь

кадити - чад

! *ē может находиться после после разных согласных

если *ē находился после полумягкого согласного *ē > ě ,

если *ē находился после *j или другого мягкого согласного

*ʼ ē > ʼě > ʼа

например, суффикс инфинитива *ē может быть представлен и как ě , или как а

смотр& ти - дыша ти

суффикс имен существительных *-ěl- > -ěль или -аль

свир& ль - печа ль

виде ть - стоя ть

Количественные чередования

Индоевропейский язык

Праславянский язык

Отражение чередования в современном русском языке

опоздать - опаздывать

кормит - выкармливать

др.русск. лет&ти - л&тати

так как ь мог быть как в сильной, так и в слабой позиции, чередование становится трехчленным:

др.русск. посълъ - посълати - посылати

так как ъ мог быть как в сильной, так и в слабой позиции, чередование становится трехчленным:

посол - послать - посылать;

замок - замкнуть - замыкать

Чередования, связанные с судьбой дифтонгов

Индоевропейский язык

Праславянский язык

Современный русский

ě, и / оj, аj

др. русск. п&ти - поють

е, и / оj, аj

др. русск. пити - пию, пии

пить - пью, пей

у / ов, ав

др.русск. кую - ковати

сунуть - совать

др.русск. плюю - плевати

воюю - воевати

Чередования, связанные с судьбой дифтонгоидов с конечными носовыми (*en, in, on, em, im, om и др.)

Чередования, связанные с чередованием носовых гласных *ę /ǫ

Выполнение задания:

1. Замок - перемычка - примкнуть

1) Современный русский язык:

за-мок - пере-мыч-ка - при-мк-нуть (выделите корни)

чередование гласных о / ы /ø – трехчленное

2) Древнерусский язык:

за-мък-ъ - пере-мыч-ька - при-мък-нуть

чередование гласных ъ / ы - двучленное, но ъ может быть в сильной и слабой позициях (ъ / ы /ъ˰).

3) Индоевропейский язык:

*mŭk- / *mūk- - двучленное количественное чередование.

Таким образом, в представленных корнях на уровне индоевропейского языка фиксируется количественное чередование гласных (*ŭ /ū),

в праславянском языке после качественной дифференциации долгих и кратких индоевропейских гласных *ŭ> ъ, * ū> ы и в корнях представлено двучленное качественное чередование (ъ/ы);

так как [ъ] мог быть в сильной и слабой позиции, то рефлексы его в русском языке дали разные результаты [ъ ]> [о], [ъ˰]>ø , а в корнях представлено трехчленное чередование о / ы /ø .

2. Водопой - напиток - отопью

1) Современный русский язык

водо- пой - на-пи-ток - ото-пj - у

чередование в корне оj - и - j

Такое чередование восходит к судьбе дифтонгов с * i ̯.

2) В индоевропейском языке в корне, из которого позднее произошли слова водопой и напиток , находился дифтонг *о̯i: в первом слове корень стоял в позиции перед гласным звуком *vodo – pо̯i – ь, поэтому дифтонг распался на два звука *о и *i ̯, который перешел перед гласным в *j (*i ̯> j). Дифтонг распался, изменился словораздел: *vodo – pо̯i /ь > vodo – po / jь; во втором слове дифтонг *о̯i находился в позиции перед согласным, поэтому монофтонгизировался, т.е. стянулся в один звук [и]: *na - pо̯i – tъкъ > na-pi-tъkъ. В третьем слове отопью , по-видимому, наблюдается чередование гласных в составе дифтонгов: *о̯i / *еiꞈ: *ot- pеiꞈ- ǫ > ot- pej -ǫ > ot – pǐj-ǫ > ot – pǐ ̭ j-ǫ > в русском языке после утраты носовых гласных и после педения редуцированных otо- pj - u (ото -пj- у).

3. Воспоминание - память - сомнение

1) Современный русский язык: воспо-мин-ание - па-мя-ть - со-мн-ения

В историческом корне чередуются: ин-ʼа - н.

2) Для того чтобы объяснить происхождение этого чередования стоит обратиться к старославянскому языку, в котором сохранялись носовые гласные.

Ст.сл.: въспо-мин-ани% - па-м#-ть - съ-мьн-ени%.

Чередование: ин- ę - ьн.

3) Такое чередование восходит к судьбе дифтонгоидов с конечными носовыми. По-видимому, в индоевропейском языке корни, от которых впоследствии были образованы данные слова, выглядели таким образом

*vъzpo-mīn-anije - *pa – mĭn-tь - *sъ-mĭn-enije.

В первом и во вотором слове дифтонгоиды находились в позиции перед гласными звуками, поэтому дифтонгоиды распались на два звука - гласный и носовой согласный, изменился слогораздел, носовой согласный отошел к последующему слогу. Так как в первом слове в дифтонгоиде был долгий звук [ī], то после качественной дифференциации долгих и кратких индиевропейских гласных, он перешел в [и]: *ī > i, в третьем слове в дифтонгоиде гласный был краткий, он перешёл в [ь]: *ĭ>ь.

*vъzpo-mīn-anije > *vъzpo-mī /nanije > *vъzpo-mi / nanije

*sъ-mĭn-enije > *sъ-mĭ /nenije > *sъ-mь / nenije > в древнерусском после падения редуцированных *sо-mn -enje

Во втором слове дифтонгоид находился в позиции перед согласным, поэтому стянулся в один звук - ę: *pa – mĭn-tь > *pa – mę -tь > в древнерусском после утраты носовых (*ę> ʼа) *pa – mʼa-tь.

4. Глядеть - слышать

Здесь чередование представлено в суффиксах инфинитива. На уровне современного русского языка чередование е/а.

Древнерусский язык: гл#д&ти - слышати, чередование ě/а.

В индоевропейском языке чередования не было, суффикс был один и тот же:

*ględēti - *slyxēti

*ględēti > *ględěti > в древнерусском языке после утраты носовых *glʼаděti > glʼаdеti > глядеть

*slyxēti > slyxěti > по I палатализации slyšʼěti > slyšʼаti > слышать.

Современное чередование ʼа/у восходит к древнему чередованию носовых гласных *ę /ǫ . Поэтому полезно обратиться к старославянскому языку, в котором сохранились носовые гласные. По-старославянски эти бы слова писались так: запр$да - пр#лъка.

В индоевропейском языке данные корни были представлены в следующем виде:

*za-prǫd-a > в древнерусском языке после утраты носовых гласных za-prud-a;

*prędlъka > после упрощения группы *dl>l pręlъka > в древнерусском языке после утраты носовых гласных prʼalъka.

6. Оплот - переплёт

В современном русском языке в данных корнях чередеются не гласные, а согласные звуки л/лʼ (буква ё обозначает звук [о], но одновременно указывает, что [лʼ] - мягкий.

На уровне древнерусского языка в корнях наблюдается чередование гласных: оплотъ - переплетъ. Чередование о/е. В слове переплетъ [е] находился в позиции после мягкого согласного перед твердым под ударением, поэтому подвергся третьей лабиализации, т.е. переходу е>ʼo: п˙ер˙епл˙етъ ̭ > после вторичного смягчения согласных пʼерʼеплʼетъ ̭ > после падения редуцированных пʼерʼеплʼет > после развития аканья пʼьрʼи ͤ плʼет > после третьей лабиализации е > пʼьрʼи ͤ плʼ͘от.

В индоевропейском языке в корнях, от которых в дальнейшем были образованы эти слова, было качественное чередование *ĕ / ŏ.