Биографии Характеристики Анализ

Изучение комедии Гоголя 'Ревизор' (Боголепов П.К.). Характеристика Хлестакова из «Ревизора Явление 2 хлестаков примеры характеризующие его

План

1. Введение

2.Образ и характеристика Хлестакова

3."Хлестаковщина"

Иван Александрович Хлестаков - один из самых известных персонажей в русской литературе. Образ, созданный Н. В. Гоголем, обрел настоящее бессмертие. Комедийный замысел "Ревизор а" основан на противоречии между ожидаемым чиновником из Петербурга и его жалким "двойником".

Гоголь в указаниях для актеров дал весьма точное описание своего героя с помощью меткой фразы - "без царя в голове". Автор подчеркнул, что лучше всего будет показать как можно больше "чистосердечия и простоты". Хлестаков - типичный мелкий чиновник, который никогда не добьется успехов на службе. С ранних лет он привык к тому, что отец снабжает его деньгами. Свою работу он расценивает в качестве крайне неприятного занятия. Небольшого жалования ему, естественно, не хватает. Бросить службу Хлестаков не может, так как это вызовет гнев отца.

Хлестаков ведет беспорядочную жизнь. Деньги, выдаваемые отцом, он тратит на карты и всяческие развлечения. Он совершенно не умеет экономить и составлять хоть какой-нибудь план действий. В этом отношении очень комично выглядят рассуждения слуги Осипа, который обнаруживает гораздо больше ума и житейской мудрости, чем его хозяин. Отец уже не может выносить беспутства сына и отправляет его в деревню. Выданные на проезд деньги Хлестаков сразу же проигрывает в карты. Он нисколько не сожалеет об этом и мечтает вновь сыграть с удачливым пехотным капитаном.

Разгульная жизнь вновь сменяется голодом. Автор описывает Хлестакова в момент, когда хозяин гостиницы перестает отпускать ему в долг. Иван Александрович даже не думает о том, как поправить свои дела. Хлестаков - изрядный трус. Несмотря на свое дворянское звание, он боится разговаривать с хозяином гостиницы и просит сделать это за него Осипа. Даже с гостиничным слугой он разговаривает заискивающе. Только при виде принесенного обеда он испытывает воодушевление и начинает гневно высказываться по поводу блюд.

Настоящий ужас Хлестаков испытывает при известии о том, что к нему направляется городничий, который напуган не меньше его. К "достоинствам" Ивана Александровича можно отнести то, что он первым начинает догадываться об ошибке местного начальства. Хлестаков постепенно "расправляет крылья". Принятый за важного чиновника, он чувствует себя в своей стихии.И он никого не обманывае, он просто наслаждается нежданной удаче и наслаждается ситуацией.

Свое ничтожество Хлестаков подчеркивает безудержным хвастовством. Городничий с безмолвным трепетом внимает его фантастическим рассказам о литературной деятельности своего гостя, "супу в кастрюльке" прямо из Парижа, "тридцати пяти тысячам одних курьеров" и т. д. Только у самого пустого и никуда не годного человека могут возникнуть подобные мечты.

Хлестаков, однако, искренне считает себя очень важным и нужным человеком. Главным доказательством этого является его жизнь в столице, перед которой меркнут провинциальные жители. Иван Александрович постоянно упоминает о Петербурге. Эти замечания очень сильно воздействуют на окружающих. Осип чувствует надвигающуюся опасность раскрытия обмана и буквально спасает своего глупого барина, подготовив спешный отъезд. Его глупый хозяин, обрадованный всеобщим почтением, не способен подумать о дальнейшем развитии событий. Если бы Хлестаков задержался еще ненадолго, он бы вновь попал в очередную "историю", которая могла закончиться тюрьмой.

После публикации "Ревизора" появилось особое понятие "хлестаковщины" - безудержного и наглого вранья и хвастовства. Огромная заслуга Гоголя состоит в том, что он изобразил достаточно распространенный в его эпоху тип молодого дворянина. В России было множество хлестаковых. Избалованные дети богатых дворян не желали ни учиться, ни работать.

Жизнь представлялась им в качестве бесконечных развлечений. Сталкиваясь с суровой действительностью, они оказывались совершенно беспомощными. Гоголь безжалостно критикует этот тип людей. Бесправный Осип намного умней своего трусливого и хвастливого хозяина. Только глупость и страх перед проверкой городничего позволяют Хлестакову на некоторое время почувствовать себя важной персоной. Счастье хлестаковых заключается только в том, что есть еще более глупые люди, которые принимают за истину их бахвальство.

РЕВИЗОР
(Комедия в пяти действиях, 1835; пост. 1836; 2-е испр. изд. 1841)
Хлестаков Иван Александрович – по оценке самого Гоголя, центральный персонаж комедии, “…молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде”.
X. выходит на сцену во 2-м д. Он направляется из Петербурга, где, подобно Акакию Акакиевичу Башмачкину (повесть “Шинель”), служит переписчиком бумаг, в Саратовскую губернию, в деревню отца, недовольного карьерными неуспехами сына. (Саратов в начале XIX в. – беспросветная глушь; ср. слова Фамусова в “Горе от ума”: “В деревню, в глушь, в Саратов!”) По дороге, в Пензе, проигрался; теперь не имеет денег ни на дальнейший путь, ни на оплату гостиничного счета; голодает. Прибытие губернатора Сквозник-Дмухановского (явл. 8) поначалу связывает с арестом за неуплату долга. Затем (успев занять деньги у Сквозник-Дмухановского и перебравшись к нему на квартиру – д. 3, явл. 5) объясняет гостеприимство и услужливость чиновников “сентиментально” – их человечностью и обычаем привечать приезжих, показывать им “богоугодные заведения”, поить их из “бутылки-толстобрюшки”.
За этим (д. 4) следует череда “просительных” визитов чиновничества и купечества. У первого из визитеров, судьи Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, X. робко просит занять 300 руб.; у почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина и смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова ту же сумму просит уже не стесняясь. У попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники вытягивает 400 руб.; войдя во вкус, с неслужащих – а потому вроде бы и не имеющих причины давать взятки – Бобчинского и Добчинского пытается стребовать уже 1000.
Лишь когда поток кредитоспособных просителей иссякает, X. наконец-то догадывается, что его принимают за кого-то другого (он считает, что за генерал-губернатора). Но и тут объясняет “успех” не случайностью, а своим петербургским костюмом и обхождением. О чем спешит рассказать в письме “душе Тряпич-кину”, петербургскому приятелю из “сочинителей”. Приняв напоследок обиженных Городничим купцов, слесаршу, мужа которой забрили в солдаты, и высеченную унтер-офицерскую вдову, X. устает от миссии защитника униженных и окорбленных и, как бы войдя в роль взяткобрателя (до сих пор он действительно полагал, что берет “взаймы”), велит гнать взашей жалобщиков из бедного сословия.
X. легко описывает чужие недостатки; язвительные характеристики, какие он дает чиновникам уездного города в письме к Тряпичкину, остроумны и верны. Но сознательно взглянуть на себя со стороны, оценить свое действительное положение он не в состоянии. Даже догадавшись, что невольно занял чье-то место, X. (каким он изображен в окончательной редакции “Ревизора”) не может сообразить, что рано или поздно объявится настоящий “генерал-губернатор” (он же ревизор). Ему так хорошо быть тем, кому в своей “настоящей” жизни он обречен лишь завидовать и кем ему никогда не стать, что “делать ноги” он не спешит. В финале д. 4 X., вместо того чтобы поспешить с отъездом, затевает двойной роман с женой и дочерью Городничего; в конце концов сватается к последней и пробуждает в Сквозник-Дмуха-новском тщетные надежды на генеральский чин. И если бы не слуга Осип, по-народному сметливый, то X. не успел бы покинуть пределы “гостеприимного” города за несколько минут до того, как Шпекин явится с “саморазоблачительным” письмом X. к Тряпичкину, а Жандарм объявит о том, что “Приехавший по Именному повелению из Петербурга чиновник требует” Городничего “сей же час к себе”.
“Ревизор” – комедия и “лиц” и “положений”; комедий-ность “положений” обеспечена в ней всеобщим самообманом “лиц”, а не хитроумным обманом героя-авантюриста. Неповторимость сценического амплуа X. в том и состоит, что он – щелкопер, враль по вдохновению, а не обманщик по умыслу. Гоголь называл X. “лицом фантасмагорическим”; но эта “фантасмагория” лишена инфернально-демонического начала. Контраст между действительным ничтожеством X. и высокой социальной легендой о нем, которую создают чиновники и жители уездного города, “записавшие” X. в ревизоры, питает комическую атмосферу пьесы. Этот же контраст формирует и ее скрыто-трагический подтекст – тот “светлый” смех сквозь невидимые, неведомые миру слезы, который Гоголь считал единственно положительным “лицом” комедии.
Смешно, когда X. в явл. 5, д. 3 после “бутылки-толстобрюш-ки” с губернской мадерой, как бы отвечая на ожидания чиновной “публики”, от реплики к реплике поднимает себя все выше и выше по иерархической лестнице и лишь изредка случайно довирается до правды (“Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: “На, Маврушка, шинель”… Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже”). Начав с того, что его хотели сделать коллежским асессором, продолжив тем, что “один раз” солдаты приняли его за главнокомандующего, Хл. кончает тем, что описывает явление “курьеров, курьеров, 35 000 одних курьеров” с просьбой вступить в управление департаментом – и восклицает: “Я везде, везде! Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…”
Но то, что кажется смешным, – на самом деле беспредельно трагично. X. в отличие от чиновников, которые уверены, что “надувают” ревизора, пускают ему пыль в глаза, врет и хвастает бескорыстно, не преследуя никакой цели и попросту не помня, что он говорил вчера, час или минуту назад. Однако его вранье и хвастовство не походит и на пустую болтовню фанфарона Репетилова из “Горя от ума”, или беспечно-возбужденную ложь Ноздрева из “Мертвых душ”, или фантазии какого-нибудь водевильного шалуна. В том, как пьяный X. выдумывает свою “идеальную” биографию, как строит ее из разрозненных и взаимоисключающих эпизодов, есть прямая и жесткая при всей ее бессознательности логика. Все социальные маски, которые примеряет на себя напившийся (а значит, освободившийся от самоконтроля) X. предельно экзотичны. Будь то “фельдмаршальство”, будь то “сочинительство” (X. с Пушкиным на дружеской ноге; он автор множества сочинений разных эпох и стилей – “Женитьбы Фигаро” Моцарта Бомарше, оперы “Роберт-дьявол” Майербера, “Фрегата “Надежда” А. А. Бестужева-Марлинского, “другого”, не загоскинского “Юрия Милославского”; его псевдоним – Барон Бромбеус; он издатель “Московского телеграфа” Н. А. Полевого). Будь то “любовное” амплуа: объясняясь с дочерью Городничего Марьей Антоновной, X., подобно романтическому герою-любовнику, уверяет ее: “Я могу от любви свихнуть с ума”. В том фантасмагорическом мире, который создан в лживом воображении X., раз навсегда преодолена жесткая бюрократическая “регулярность” петербургской (шире – российской) жизни. Ничтожный чиновник производится в фельдмаршалы, безликий переписчик становится известным писателем. X., как мелкий бес, выпрыгивает из своего социального ряда и несется вверх по общественной лестнице. Если бы не цензурные “ограничители”, он на фельдмаршальстве ни за что не остановился бы – непременно посягнув на “вакансию” государя, как делает это другой гоголевский чиновник, Поприщин. Поприщина освобождает от социальной скованности сумасшествие; Акакия Акакиевича Башмачкйна, который заворачивается в шинель, как в царскую порфиру, – смерть; X. освобождает его вранье. Причем освобождает не “от условий жизни”, а “от самого себя” (выражение литературоведа Ю. М. Лотмана). В какой-то момент он озирается с этой немыслимой высоты на себя реального и с беспредельным презрением отзывается о своем настоящем положении: “…а там уж чиновник для письма, эдакая крыса, пером только: тр, тр пошел писать”.
Между тем преодолеть свой сословно-бюрократический статус, возвыситься над мелкой судьбой хотят многие герои “Ревизора”. Городничий, “осчастливленный” предложением, которое делает его дочери “значительное” лицо, тут же возносится в мыслях до генеральского чина, пародийно повторяя завиральные интонации X.: “Кавалерию повесят тебе через плечо поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: лошадей! обедаешь себе у губернатора, а там: стой, городничий! Хе-хе-хе (заливается и помирает со смеху), вот что, канальство, заманчиво!” (д. 5, явл. 1). Но выше генеральства Городничий не заносится. Бобчинский, у которого к X. одна-единственная “нижайшая просьба” (“как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам если эдак и Государю придется, то скажите и Государю, что вот, мол, Ваше Императорское Величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”), тоже, по существу, хочет “возвысить” себя до высших чиновников империи вплоть до государя. Но поскольку он не имеет духу и беззаботности X., чтобы лично приблизиться к престолу, хотя бы и в пространстве собственного воображения, постольку он робко умоляет “перенести” через сословные преграды хотя бы одно свое имя и освятить его ничтожное звучание “божественным” слухом государя.
X. – во многом благодаря своей беззаботности – куда более смел, куда более масштабен, чем все остальные герои комедии; его удаль (хотя бы и “не туда”, “не на то” направленная) позволяла Гоголю с самого начала считать X. “типом многого, разбросанного в русских характерах”. В нем, в его “социальном поведении” аккумулированы, осуществлены затаенные желания чиновников уездного города; с ним связаны основные социально-психологические, философские проблемы пьесы. Это делает его сюжетным центром комедии.
Позже, в драматургической “Развязке “Ревизора” (1846), отвергнутой большинством читателей, включая актера М. С. Щепкина, выведенного в “Развязке” в качестве мудрого толкователя смысла комедии, Н. В. Гоголь “надстроит” свой сюжет аллегорией душевного города (“Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Ну, а что, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас”) и даст дополнительные характеристики всем персонажам, превратив их в олицетворения разных страстей человека. Мнимый ревизор X. предстанет “ветреной светской совестью”, перед которой каждый может оправдаться; ему противостоит ревизор “истинный” – “наша проснувшаяся совесть”, ждущая каждого человека у дверей гроба.

Сочинение по литературе на тему: Характеристика образа Хлестаков Иван Александрович

Другие сочинения:

  1. Известно, что Николай Васильевич Гоголь, сколь бы важной ни представлялась ему борьба со всякого рода взяточниками, казнокрадами и прочими проходимцами, главным лицом своей пьесы считал именно проходимца и плута Хлестакова. Можно только гадать, что это означает: гениальный ход великого художника, Read More ......
  2. Познакомьтесь, Иван Александрович Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) Познакомьтесь – Иван Александрович Хлестаков, молодой человек, мелкий служащий в одной из петербургских канцелярий. Проигравшись в карты, он застрял в уездном городе, где его приняли за ревизора – “инкогнито”, “еще Read More ......
  3. В пьесе Н. В. Гоголя “Ревизор” показана жизнь уездного города, от которого, по словам городничего, “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Но показывая уездный город, Гоголь на протяжении всей пьесы подчеркивает его связь со столицей, с Read More ......
  4. Печорин Григорий Александрович – главный герой романа, по своему типу связанный с персонажами психологических романов Р. Шатобриана (“Рене, или Следствия страстей”), Б. Кон-стана (“Адольф”), Э. Сенанкура (“Оберман”), А. де Мюссе (“Исповедь сына века”), незаконченного романа Н. М. Карамзина “Рыцарь нашего Read More ......
  5. Томский Павел Александрович – молодой князь, внук старой графини; поначалу кажется второстепенной фигурой, кем-то вроде игрока Нарумова (который “посредничает” между главным героем, Германном, и миром карточных игроков). Сюжетная роль Т. действительно ничтожна и сугубо служеб-на. Он появляется в первой главе Read More ......
  6. Гончаров учился в частном пансионе, где приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Не закончив его, Гончаров поступил в 1831 году на филологическое отделение Read More ......
  7. ХЛЕСТАКОВ – герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (конец 1835 – – начало 1836; окончательная редакция – 1842). Иван Александрович X., мелкий петербургский чиновник, по выражению его слуги Осипа, “елистратишка простой” (то есть у него чин коллежского регистратора, самый низкий Read More ......
  8. Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия “Ревизор”, где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа Read More ......
Характеристика образа Хлестаков Иван Александрович

>Характеристики героев Ревизор

Характеристика героя Хлестаков

Хлестаков Иван Александрович – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», мелкий чиновник из Петербурга, мнимый ревизор, один из самых известных образов в русской литературе. Это молодой человек лет 23-х, худощавый, немного глуповатый и не способный надолго остановить внимание на какой-либо мысли. В Петербурге, он чиновник самого низшего ранга, о котором никто ничего не знает. Его никто не уважает, даже его слуга Осип . Хлестаков обладает безликой личностью, ничтожен и беден.

По дороге в Саратовскую губернию к отцу, он проиграл все деньги, и теперь живет в трактире в долг. Когда к нему заявляется городничий , принявший Хлестакова за ревизора, тот не на шутку пугается и думает, что это связано с арестом за неуплату долга. Взяв взятку у городничего, он полагает, что тот даёт деньги в долг из человечности. Вслед за городничим ему приносят деньги все остальные чиновники и купцы города. Он всё больше наглеет и берет это всё «взаймы». Когда Хлестаков догадывается, что его приняли за кого-то другого, то пишет письмо своему другу Тряпкину, в котором нелестно описывает каждого из визитеров. При этом он приукрашивает письмо самыми фантастическими историями, вплоть до романа с женой и дочерью городничего. В этом письме раскрывается глупая, хвастливая и легкомысленная натура героя.

Хлестаков живет беспечной жизнью, не задумывается о будущем и не вспоминает о прошлом. Куда захочет – туда и едет, что захочет – то и делает. Больше всего ему нравится красоваться перед дамами, хвастать перед чиновниками и обычными людьми. При этом он обязательно упоминает, что он из Петербурга и рассказывает о светских манерах и столичной жизни. По натуре Хлестаков – человек творческий. Во-первых, он артистичен, раз ему удалось так быстро вжиться в образ ревизора. Во-вторых, собрав изрядно взяток, он хочет заняться литературой. Несмотря на то, что он даже не догадывался, что его письмо будет вскрыто и прочитано, Хлестаков всё же почувствовал скорое разоблачение и второпях уехал.

Кто такой Хлестаков

«Ревизор» – одна из первых театральных пьес, написанных Николаем Васильевичем Гоголем. Один из центральных персонажей произведения – Хлестаков, молодой человек, оказавшийся в городе N проездом из Петербурга в деревню к отцу.

Краткую характеристику Хлестакова из «Ревизора» Гоголя можно составить всего из двух слов: легкомысленный и безответственный. Все деньги, которые присылал ему отец, он спустил, проиграл в карты. В трактире, где Хлестаков живет со своим слугой Осипом, за жилье и за еду он задолжал. Да еще и возмущается, что его не хотят кормить бесплатно, словно все вокруг обязаны его содержать.

Как пишет Гоголь в краткой характеристике в «Замечаниях для господ актеров», Хлестаков – пустейший человек.

Роль Хлестакова в пьесе

По ходу пьесы Хлестаков оказывается в ситуации, когда его принимают за проверяющего. Хлестаков поначалу испугался, подумав, что городничий собрался посадить его в тюрьму, но потом, быстро сориентировавшись, использовал ситуацию в свою пользу. Поняв, что ему пока ничего не грозит и используя чинопочитание со стороны городничего и других персонажей, Хлестаков выуживает у них деньги и скрывается в неизвестном направлении. Сам того не подозревая, Хлестаков играет роль скальпеля, вскрывшего нарыв на теле больного. Все грязные делишки, которые творят чиновники в городе N вдруг вылезают наружу. Люди, считающие себя «элитой» города, начинают поливать друг друга грязью. Хотя до сцены, где все несут Хлестакову подношения, все мило улыбались и делали вид, что все хорошо.

Фамилия Хлестакова и его роль в пьесе – есть ли связь?

Фамилия Хлестаков, хорошо подходит к его роли в пьесе, ведь он своим обманом словно «отхлестал» по щекам всех персонажей. Сложно сказать – связывал ли Гоголь характер Хлестакова в комедии «Ревизор» с его фамилией. Но по смыслу получается очень похоже на это. Причем Хлестаков просто принял на себя роль, навязанную ему окружающими, и воспользовался случаем.

Отношения Хлестакова с героями пьесы

В зависимости от того, с кем и при каких обстоятельствах он находился, менялось и его отношение к героям. Например, с Осипом Хлестаков – барин, капризный, немного грубоватый, ведет себя как маленький неразумный ребенок. Хоть и бранит его временами, Хлестаков все же прислушивается к его мнению, именно благодаря пронырливости и осторожности слуги, Хлестаков успевает уехать до разоблачения.

С женщинами Хлестаков – столичный франт, нашептывающий комплименты любой дамочке, независимо от возраста.

С Городничим и городскими чиновниками – поначалу испуганный, а потом обнаглевший заезжий врунишка, строящий из себя важную птицу.

Хлестаков легко приспосабливается к любой ситуации и находит выгоды для себя, в результате выходя «сухим из воды».

Хлестаков и современность

Сюжет пьесы удивительно перекликается с сегодняшним днем. И сейчас можно встретить описанное в произведении чинопоклонничество. И характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» вполне подходит многим людям. Ведь часто бывает, когда человек, стараясь казаться значительнее, хвастается знакомствами со знаменитостями или, приспосабливаясь к ситуации, врет и изворачивается.

Гоголь словно описывает события, происходящие в нынешнее время. А ведь, когда он писал «Ревизора» ему было всего двадцать семь лет. И это лишний раз подтверждает, что гениальность не зависит от возраста.

Тест по произведению

» очень важно, ведь именно создав образ этого лжеревизора из Санкт-Петербурга, автору удается раскрыть сущность чиновников, которые привыкли все решать с помощью взяток.

Итак, описывая Хлестакова и давая ему характеристику, следует отметить, что это главный герой комедии, с которым автор нас знакомит уже вначале своего произведения. Характеристика Хлестакова с цитатами из произведения позволит нам составить точный образ героя.

Характеристика Хлестакова с цитатами

Это парень «тоненький, худенький», ему «лет двадцать три». Он «приглуповат», «без царя в голове», «одет по моде». Не для него деревенская жизнь «душа моя жаждет просвещения», его привлекает столица. Именно таким представляет нам автор своего героя. Не сумев покорить Петербург, промотав деньги, он едет обратно домой, не забыв приодеться в модные одежды. Именно это и сыграло злую шутку над чиновниками небольшого городка, которые приняли Хлестакова за ревизора.

Краткая характеристика Хлестакова

Хлестаков — мошенник, неудачник и как же он удивился, когда ему стали предлагать деньги, приняв за ревизора. А ему это только на руку, ведь он даже и не пытается разуверить в обратном, а только «подпускает пыли». Краткая характеристика Хлестакова позволяет нам назвать героя наглым человеком, который не брезгует брать деньги у чужих.

Хлестаков врет так, что трепещут чиновники. Встречаются и вульгарные слова, может и обозвать «дураком», «скотиной» в адрес своего слуги, «подлецами», «бездельниками», когда кричал на хозяина трактира. Его духовный мир нищий, так как он не может акцентировать внимание на чем-то конкретном, произнося отрывистые речи.

В конце он покидает город, не забыв написать письмо, в котором сообщает, что городничий глуп, Земляника – свинья и прочее. Это говорит о неблагодарном отношении Хлестакова к окружающим.

Характеристика образа Хлестакова позволяет назвать героя произведения пустым, никчемным человеком. И, правда здесь в том, что такие вот городничие, Хлестаковы существуют по сей день, поэтому и «Ревизор» в наше время актуален как никогда, а созданный образ героя бессмертен, ведь он будет существовать до тех пор, пока чиновники не начнут работать и жить правильно, а, значит, вечно.

Характеристика Хлестакова сочинение, 2 вариант

Сегодня на уроке мы изучали комедию Ревизор, познакомившись с ее главным героем, и сейчас нам предстоит дать характеристику Хлестакова, которая поможет получше познакомиться с данным персонажем. Кстати, фамилия Хлестакова со временем стала нарицательной, а хлестаковщина включила в себя ложь, манерность поведения, зазнайство, глупость и внутреннюю пустоту. Давайте остановимся на характеристике Хлестакова кратко и понятно.

Характеристика образа Хлестакова

Наверное, в сочинении по теме характеристика Хлестакова в комедии Ревизор, сразу имеет смысл охарактеризовать героя со стороны автора произведения… Чтобы помочь актерам более точно играть роль Хлестакова, он дает подсказку. Гоголь характеризует героя, как пустого и очень глупого человека, что говорит без соображения. Хлестаков — дворянин, занимающий самый низкий чин. Согласно цитатной характеристике Хлестакова — это елистратишка простой, хотя ведет он себя заносчиво и не по статусу. Хозяин гостиницы называет этого человека мошенником и плутом, при этом Иван Хлестаков продолжает с детской наивностью производить должное впечатление, дальше продолжая врать. Лучше всего ложь ему дается в общении с чиновниками некоего уездного городка, которые приняли приезжего за ревизора. Вот здесь Хлестаков, пользуясь случаем, и дает волю своей фантазии.

Хлестаков — пустышка, а смысл жизни он видит в поиске выгоды для себя. Живет всегда не по средствам, любит все самое лучшее, азартный, поэтому играет в карты и часто проигрывает крупные суммы денег.

Характер Хлестакова

Продолжая изучать характеристику Хлестакова на уроке литературы, рассмотрим его характер. Здесь мы видим трусливого обманщика и тщеславного человека. Правда стоит отдать должное смекалке Хлестакова. Поняв, что его принимают за другого, он тут же вживается в роль ревизора, понимая что на празднике жизни можно погулять только в случае, если умеешь пользоваться выпавшим шансом.

Хлестаков — авантюрист, который ищет приключения, но при этом он жалок и ничтожен. Как сказал городничий о главном герое комедии, это сосулька, тряпка, но умеющая себя подать. Никчемный и наглый пустобрех. Что самое страшное, Хлестаков не просто человек, прожигающий свою жизнь, это настоящее детище бюрократии, которая сложилась в царской России.

Характеристика речи Хлестакова

Если охарактеризовать речь Хлестакова, то уже вначале мы замечаем хаотичность его мыслей. Его беседа ни грамотная, ни последовательная, что ни слово, то сюрприз не только для собеседника, но и для самого героя. Речь Хлестакова всегда бессвязная, и он постоянно врет. Так как его словарный запас скуден, да и по большей части общается он лишь с картежниками и слугами, то часто использует в речи лишние слова вставки. Например, «а что», «а как бы», «а если», «а как же». Его речь непоследовательна и может быстро перескакивать с одной темы на другую. Из-за неумения придумать что-то оригинальное, его вранье превращается во второсортное. Единственное, мы видим в речи Хлестакова немного поэзии в общении с женщинами. И то лишь потому, что он говорит заученными фразами и штампами, которые были вырваны им из французских романов. Но все наиграно, смешно и не искренне.

Внешность Хлестакова

Характеризуя внешность Хлестакова, мы понимаем, что его внутренний мир очень скуден, и он духовно пустой человек. Может поэтому автор много внимания уделяет внешности героя.

Согласно описанию, у Хлестакова приятные черты лица, располагающие к себе. Волосы каштанового цвета, небольшой нос и часто бегающие глаза, что характеризуют Хлестакова, как трусливую личность. Однако это не настораживает окружающих, а наоборот, быстрые глаза всех смущают. Он небольшого роста, очень худой, физически непривлекателен, и далек от грациозности. Но и здесь Хлестаков находит выход из ситуации, отдавая предпочтение дорогим костюмам. Благодаря этому первое впечатление о нем складывается наилучшим образом. Не зря же чиновники небольшого городка приняли его за ревизора. А все потому, что одет Хлестаков был с иголочки, одежда из дорогой ткани и пошита по последней моде, что кажется это некая хитрость. Ведь благодаря внешности он отвлекает внимание людей от своего внутреннего мира пустоты и бездушия.

Вот так, благодаря своей внешности, умению врать, быстро говорить и перескакивать с темы на тему, Хлестакову удается обмануть чиновников. И это все автор раскрывает при помощи своего главного героя Ивана Хлестакова, над чьей характеристикой, манерой поведения, внешностью и характером мы сегодня поработали.

Данный материал по теме характеристика Хлестакова можно использовать в сочинении для 8 класса.

Характеристика Хлестакова. Ревизор Гоголя

5 (100%) 4 votes