Биографии Характеристики Анализ

Как мужик двух генералов прокормил характеристика героев. Характеристика мужика из “Повести как мужик двух генералов прокормил”

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал-тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ-мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири-ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча-сти простого народа в царской России. Писатель про-тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен-ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене-ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге-нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу-чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива-ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина - мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" - с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм-ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи-на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре-менно силу и слабость простого русского народа в эпо-ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть-янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род-ной страны полна «Повесть...».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе-ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще-ство...Предвидение это объясняется тем, что Салты-ков прекрасно знал психику представителей культур-ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб-на...»

Конспект урока литературы в 7 классе

"Художественные особенности "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина".

(Программа по литературе (5 - 9 классы) под ред. В. Я. Коровиной)

Цель урока:

раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

Образовательные задачи:

Выявить жанровые особенности сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик";

Дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- выяснить художественные приемы М. Е. Салтыкова Щедрина;

- изучить понятие "гротеск";

- показать актуальность "Сказок".

Развивающие задачи:

- развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности;

- способствовать развитию устной речи, творческих возможностей.

Воспитательные задачи урока:

- обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина;

- пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.

Внутрипредметные и межпредметные связи:

Исторические сведения об основах капиталистического общества периода его полной зрелости и начавшегося упадка;

- знания жанровых признаков сказок и повестей;

- суть сатирических приемов: аллегории, гиперболы, эзопова языка.

Домашнее задание предыдущего урока:

- выразительное чтение сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов.

Форма урока: урок – практикум, работа в группах.

Методы:

Репродуктивный, (частично – поисковый при заполнении таблицы) для учащихся с низким уровнем литературного развития;

- частично – поисковый (для учащихся среднего уровня);

- исследовательский (для учащихся высокого уровня).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом:

"Есть книги - волею приличий

Они у века не в тени

Из них цитаты брать - обычай -

Во все положенные дни.

В библиотеке иль читальне

Любой - уж так заведено -

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…"

А. Т. Твардовский

Употребление какого слова удивило вас? Почему именно это слово употребил А. Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке.

2. Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки.

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

1 группа (НУ):

- краткий пересказ сказки;

- какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

2 группа (СУ):

- заполните таблицу "Жанровое своеобразие "Повести…"

Признаки сказки

(официально-бытовая)

Признаки повести

Начинается с зачина ("Жили - были…")

Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!"

Два плана: реальный и фантастический

Разговорная речь

Краткость, ограниченное число действующих лиц

Раскрытие жизненной правды, высме-ивание людских пороков

Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор.

Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")

Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т. к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало"

Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов"

В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)

3 группа (ВУ):

Сравнительная характеристика генералов и мужика в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" (заполнить таблицу);

В каком произведении герой оказывается в подобной ситуации (попадает на необитаемый остров) и в чём его от генералов?

Какими приемами Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность? (Аллегория (иносказание), гипербола, эзопов язык.) Докажите.

Генералы

Мужик

Ничего не умеют и не хотят делать.

Глупые ("ничего не понимали").

Беспомощные.

Бюрократы (попав на остров, размышляют: "Ежели теперича доклад написать, какая польза из этого выйдет?")

По сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня).

Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности").

Не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

Все время занят работой.

Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали).

Мастер на все руки, сметлив.

Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок).

Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет ("нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое").

Выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

3. Беседа по выполненным заданиям.

Начать работу с классом лучше с ответов учащихся 1 группы (НУ).

4. Задание всему классу

1. Запишите в тетради определение "гротеска".

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Крайняя форма гротеска - абсурд.

2. Приведите примеры гротеска в "Сказках".

Сказка "Дикий помещик" (1869)

1 группа:

- краткий пересказ;

- назовите элементы народной сказки;

- найдите отличия от народных сказок.

2 группа:

- сравнительная цитатная характеристика помещика и мужиков в сказке "Дикий помещик";

- сравните обе сказки по сюжету, идее.

Помещик

Крестьяне

Самодовольный ("всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов")

Глупый (руководствовался в жизни газетой "Весть", не понимал значения мужиков, обрадовался чистому воздуху, когда те пропали)

Жесток, беспощаден ("Все нельзя, да не позволено, да не ваше!")

Склонен к искусству (приглашает актера Садовского с актерками)

Беспомощен, ленив (без мужиков даже не умывается; печка не топлена, сырьем питается)

Мечтатель ("у коров ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!")

Глупые ("глупый у них помещик, а разум ему дан большой")

Покорные ("легче нам пропасть, нежели всю жизнь так маяться")

Жизнедеятельные (казначейство без них существовать не может, на базаре ничего нет).

Пьющие (вино по кабакам пьют)

3 группа: (по выбору учащихся)

- Создайте собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М. Е.Салтыкова-Щедрина.

5. Беседа по выполненным заданиям.

Беседа начинается с ответов 1 группы (задание сложнее, чем было дано им к первой сказке).

После ответов 2 группы можно подвести учащихся к выводу:

Сказка "Дикий помещик" - как бы вероятное продолжение истории с генералами (это то, что случилось бы с ними, если бы не отыскался мужик; они ведь и так без него чуть было не растерзали друг друга; и не встреться им мужик, они бы вконец одичали, озверели). Салтыков-Щедрин в "Диком помещике" словно бы доводит до логического завершения свое сказочное сатирическое исследование.

Ответ 3 группы должен повести школьников к выводу о том, что "Сказки" Салтыкова – Щедрина и через 150 лет не утратили своей актуальности, способности "обжигать" (вернуться к эпиграфу урока).

6. Рефлексия.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

7. Домашнее задание ( по выбору учащихся ):

Рассмотрите иллюстрации Б. Ефимова, Н. Муратова, Е. Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

- Составить опорный сигнал (или логическую схему) "Сказки М. Е. Салтыкова – Щедрина".

- Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей.

Создайте короткометражный видеофильм (или слайд-шоу) по одной из сказок Щедрина. Вы можете точно следовать за сюжетом сказки, а можете изменить его. Тогда это будет фильм не по сказке, а по мотивам сказки. Придумайте название фильма. Фильм снимается по эпизодам. Напишите для примера сценарий одного эпизода.

Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи урока.

Образовательные (система знаний):

изучение нового:

  • осмысление идейного содержания произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”;
  • формирование представления об авторской позиции, авторском идеале;
  • способы выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

повторение изученного:

  • литературная сказка и ее отличие от фольклора,
  • способы создания художественного образа персонажа (имя, место службы, чин, речь, образованность, портрет, художественное пространство, взаимоотношения, отношение к другому персонажу, авторское отношение).

Развивающие (система умений):

формирование новых умений:

  • аргументировать отношение к персонажам произведения (генералам, мужику) автора, читателя;
  • характеризовать авторский идеал писателя-сатирика;

развитие ранее приобретенных умений:

  • характеристика героев и событий на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;
  • уместное и достаточное цитирование художественного текста;
  • выразительное чтение фрагментов эпического произведения;
  • развитие навыков устной монологической речи.

Воспитательные (система ценностных ориентиров):

  • формирование ценностного представления учащихся о мире и человеке с позиций авторского идеала;
  • овладение учащихся лексикой, выражающей их отношение к нравственным ценностям.

Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какие признаки сказки как жанра вы знаете?

Чем отличается литературная сказка от народной?

Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.

Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.

Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.

Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?

Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.

Какие вам известны способы создания образа персонажа?

Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.

II. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.

III. Характеристика генералов.

Карточка №1. Имена персонажей.

Каковы имена генералов?

Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.

Карточка №2. Место службы персонажей.

Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.

Найди в словаре значение слова “регистратура”.

Как относится повествователь к таким “регистратурам”?

Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает... Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.

Карточка №3. Чин персонажей.

Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?

Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)

Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.

Карточка №4. Речь персонажей.

Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.

В чем особенность произнесения ими слов?

Как речь характеризует персонажей?

Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.

Карточка №5. Образованность персонажей.

Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.

Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?

Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.

Карточка №6. Портрет персонажей.

В чем особенность внешнего вида генералов?

Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?

Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?

Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.

Карточка №7. Художественное пространство.

Чем замечателен остров, на который попадают генералы?

Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.

Карточка №8. Поведение персонажей.

Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?

Как поведение генералов их характеризует?

Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.

Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.

Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?

Как меняются их взаимоотношения и почему?

Приведите соответствующую цитату.

Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)

Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.

Карточка №10. Отношение генералов к мужику.

Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?

Найдите цитаты и объясните их смысл.

Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?

Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.

Почему генералы привязывают мужика?

Как генералы “отблагодарили” мужика?

Выразите свое отношение к генералам.

Предполагаемый ответ: “Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него”. Мужик – спасение генералов, он тот, кем они могут распоряжаться, как своей собственностью, он их спасение. Но стоило, благодаря старанию и умению мужика появиться разной провизии, как вместо благодарности генералы пренебрежительно произносят: “Не дать ли и тунеядцу частичку?” Слово “тунеядец” выражает здесь иронию: кто же истинный тунеядец? Но главная “благодарность” впереди: генералы привязывают мужика, чтобы он не убежал. Налицо жестокость, грубость, насилие генералов над тем, кто им подчиняется.

Что же за образ предстает перед нами в лице генералов?

IV. Характеристика мужика.

Карточка №1. Имя персонажа.

Каково имя мужика?

Каковы ваши читательские размышления по этому поводу?

Карточка №2. Портрет персонажа.

Как выглядит мужик?

Почему он назван в произведении “громаднейшим мужичиной”?

Почему в систему образов введен мужик?

Какими свойствами наделен мужик в сказках?

Предполагаемый ответ: Автор называет своего героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот человек, который все сможет сделать, ко всякой работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким всегда мужик представлен в русских народных сказках). В систему образов мужик введен не случайно: он противопоставлен бездеятельным и бесполезным генералам.

Карточка №3. Поведение персонажа.

Что умеет делать мужик?

Как выполняет работу, за которую берется?

Все ли поступки мужика вам нравятся?

Объясните причины вашего отношения к мужику.

Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать, работу выполняет быстро и добросовестно. Автор восхищается его ловкостью, трудолюбием, гипербола помогает передать изобретательность, выдумку народа.

Карточка №4. Отношение мужика к генералам.

Как относится мужик к генералам?

Почему мужик подчиняется генералам? Приведите соответствующую цитату.

Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить генералов из беды и доставить домой?

Какие качества характера проявил при этом?

Предполагаемый ответ: Мужик безропотно подчиняется генералам. Чина, оказывается достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит корабль, проявляя при этом находчивость, изобретательность.

Карточка №5. Речь персонажа

Как речь мужика характеризует его?

Предполагаемый ответ: В речи мужика отразилась извечная привычка русского народа – безропотно угождать барину.

V. Обобщение.

В отношении каких героев Салтыков-Щедрин использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру? Почему?

Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного персонажа?

Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?

Каков смысл финала “Повести…”?

VI. Подведение итогов аналитической беседы.

Обобщение учителя: “Повесть…” построена на аллегории, высмеивает пороки современного автору общества, обличает тупость и неприспособленность к жизни генералов, смирение, рабскую покорность всё умеющего мужика. Это вопросы государственного значения, благополучие России зависит от отношения к этим порокам государственной власти.

Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным намеренно употреблено слово “повесть”?

Обобщение учителя: Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между властьимущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?

Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин считал, что сатира должна не разрушать, а созидать, а писатель должен исследовать жизнь полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.

Какие нравственные ценности утверждает сатирик Салтыков-Щедрин?

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение-характеристику одного из героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа – характеристика генералов).

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал­тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ­мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири­ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча­сти простого народа в царской России. Писатель про­тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Герои сказки – генералы – по своей легкомыслен­ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене­ралы на его поиски. Найдя спящего “лежебоку”, ге­нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу­чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива­ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина – мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать – легко, картофель в земле добыть – тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить – не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, – все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. “И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!” – с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным “океан-море переплыть”, а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: “кормит генералов селедками”.

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм­ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи­на и не требует.

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин показывает одновре­менно силу и слабость простого русского народа в эпо­ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть­янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род­ной страны полна “Повесть. “.

М. Горький справедливо писал о Щедрине: “Значе­ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще­ство. Предвидение это объясняется тем, что Салты­ков прекрасно знал психику представителей культур­ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб­на. “

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Два генерала очутились на необитаемом остро­ве. «Служили генералы всю жизнь в какой-то ре­гистратуре; там родились, воспитались и состари­лись, следовательно, ничего...
  2. Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка. Композиция повести “Выстрел” интересна и непроста благодаря...
  3. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической...
  4. М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик. Жанровое разнообразие его...
  5. Смысл названия повести “Собачье сердце” Мне кажется, что название повести “Собачье сердце” имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа...
  6. Одним из лучших стихотворений Андрея Андреевича Вознесенского я считаю «Неизвестный – реквием в двух шагах, с эпилогом». Это стихотворение посвящено...

(1 вариант)

Изображая в своем произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сословные взаимоотношения в России, М.Е. Салтыков-Щедрин создает гротескный образ мужика, который одновременно вызывает у читателя и чувство жалости, и насмешку.

Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина».

Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием. Герой даже сам плетет для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег». Все поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», то «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

Итак, изображенная в сказке гротескная ситуация практически доведена писателем до абсурда: когда единственно работающий человек постоянно называется тунеядцем, а ничего не делающие генералы являются хозяевами жизни. Финал сказки заставляет читателя еще раз задуматься над взаимоотношениями между мужиком и господами: получив в казначействе много денег, генералы «об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

(2 вариант)

Итак, оказавшиеся на необитаемом острове по воле автора генералы чуть не умерли с голоду, но одного из них осенило: «А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика?.. Ну да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков наловил, и рыбы!» Хорошая характеристика мужика. Обыкновенный, не семи пядей во лбу, а работящий, все умеет. Правда, еще не найдя, уже начали ругать: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

Поискали – нашли. Нашли по запаху мякинного хлеба и кислой овчины. Мужик чужой, хозяева не его, но с молоком матери впитанное послушание одержало верх: не сбежал, начал работать, счастлив услужить. Мужик на острове не просто большой, он громаднейший, как и его роль в судьбе генералов: полез на дерево – нарвал яблок, покопался в земле – добыл картошки, потер куски дерево – развел огонь и т.д. Образы генералов и мужика противопоставлены, но как неискоренима привычка ничего не делать и пользоваться плодами чужого труда, так неискоренима и привычка жить чужим умом и волей, подчиняться приказам, выслушивать ругань, самому себе плести веревку-цепь и веселиться на полученный за труды рубль в ближайшем кабаке.

Мужик на острове огромен, а на Подъяческой «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит». Здесь он один, без него генералы умрут с голоду, а там таких миллионы, все готовы к услугам за грошовую плату и даже без нее, в силу привычки, генетически. Мужик гордится тем, что генералы «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». А ведь чаще всего генералы его называют «лежебокой», «тунеядцем», «канальей». Они не испытывают благодарности, такое положение вещей, когда один почему-то приказывает, а другой почему-то беспрекословно подчиняется, для них и для него естественное, привычное. Генералы не могут обойтись без мужика, мужик не пропадет. Тогда почему он подчиняется их воле, выполняет, как золотая рыбка, их желания?

Именно психологическая, а не физическая, зависимость интересует автора сказки.