Биографии Характеристики Анализ

Коренное население ирана. Происхождение и ранняя история Иранских народов

Иран - один из самых древних очагов мировой цивилизации, и это, несомненно, отразилось на составе населения. Человек современного типа освоил территорию этой страны на рубеже среднего и верхнего палеолита. В формировании этнического облика государства большую роль сыграло расселение арийских племен, которые пришли на Иранское плато еще во втором тысячелетии до нашей эры. На протяжении веков эта территория подвергалась нашествиям и вторжениям разных народов, и все они повлияли на состав населения. Вот почему этнические группы с чисто иранскими корнями сегодня не сохранились. В статье расскажем о том, сколько населения в Иране насчитывается в настоящее время, а также поговорим об этническом и религиозном составе жителей страны.

Общая информация

По состоянию на 2012 год (самые последние имеющиеся данные) численность населения Ирана (общая) составляет 78 868 711 человек. Приблизительно половина жителей - это персы, причем подавляющее большинство относится к мусульманам-шиитам. Примечательно, что четверть всех иранцев имеют возраст младше пятнадцати лет.

Население Ирана: этнический состав

Как только что было сказано, сейчас основная этническая группа страны - персы (от 36 до 61 процента по разным оценкам). Они живут на территории всего государства и говорят на языке фарси (он является государственным). Их исторической родиной считается провинция Парс. Однако крупных этнических групп в стране несколько. Население Ирана представлено также азербайджанцами (от 16 до 45 процентов по разным оценкам), которые в основном проживают в северо-западной части государства, в так называемом Иранском Азербайджане. Следует отметить, что азербайджанцы - это единственное на территории страны крупное которое не принадлежит к иранской Представители этой этнической группы говорят на азербайджанском языке.

Около 7-10 процентов жителей государства составляют курды. Главным образом они сосредоточены на западе Ирана, в провинциях Западный Азербайджан, Курдистан, Керманшах. Вдоль Каспийского моря, на севере страны, проживают гилянцы, мазендеранцы, талыши (около 7 процентов). Население Ирана на северо-востоке представлено туркменами (большинство из них живут в остане Голестан), а также тюркскими племенами (карагозлу, таймурташ, карайи) и этническими группами чараймаков.

Юго-восток государства занимают белуджи (остан Систан и Белуджистан). Кроме того, их отдельные группы живут в западном Мекране, Хорасане и Кермане. На юго-западе сосредоточены бахтиары и луры. Эту же территорию также населяют арабы, они представлены в основном в провинции Хузестан и на побережье К остальным этническим меньшинствам относят тати, лаки, армян, грузинов-ферейданцев, ассирийцев, племенные объединения хамсе и кашкайцев.

Языки

Население Ирана главным образом говорит на персидском языке (фарси), который относится к иранской группе индоевропейских языков. По мере того как происходили арабские завоевания начал формироваться новоперсидский язык, в нем большую часть лексики составляют использующие арабскую графику арабские слова. Фарси, выступая для персов родным, является средством межэтнического общения. Также среди распространены белуджский, татский, курдский, талышский, гилянский, лурский (включая кухгилуйе), пушту, мазендеранский, бахтиярский и тюркские диалекты. применяется и для остальных языков, за исключением еврейского и армянского. На говорит более одной четвертой части населения, в основном это туркмены, азербайджанские тюрки и кашкайцы. Несмотря на незначительное число арабов в составе жителей язык, являющийся языком исламских наук и Корана, в религиозной практике весьма широко используется. По Конституции ИРИ его изучение в средней школе обязательно.

Население Ирана: религиозный состав

Ислам в эту страну пришел вместе с арабскими завоевателями еще в 7 веке, в результате из Персии был вытеснен зороастризм. Сейчас 98 процентов всех граждан страны исповедуют ислам, 90 процентов из них - шииты (азербайджанцы, персы, талыши, арабы, мазендеранцы, гилянцы) и только 8 процентов - сунниты (белуджи, курды, туркмены). Полпроцента от общего числа жителей (169 тысяч человек) исповедуют христианство, это главным образом ассирийцы (несториане, халдо-католики) и армяне. Также имеются небольшие группы православных. Тремя пресвитерианскими общинами, разделенными по языковому принципу, представлены протестанты: ассирийцы, персы, армяне. Кроме них, есть адвентисты седьмого дня, англикане, пятидесятники. В общей сложности протестантов в Иране насчитывается не менее 8 тысяч человек.

Иранские евреи, компактно живущие в таких крупных городах, как Исфахан, Тегеран, Шираза, исповедуют иудаизм, их численность - около 10 тысяч человек. Примечательно, что здесь проживает иудеев больше, чем в любом другом мусульманском государстве.

Иран - либеральная страна

Несмотря на то что Иран - исламская республика, а, как известно, в таких государствах зачастую накладываются ограничения на последователей иных верований, здесь действуют довольно либеральные законы, что отличает его, скажем, от таких странах, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар.

Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н.э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.

В мидийско-ахеменидскую эпоху ираноязычное население играло уже Иране главенствующую роль. Сами себя они называли ариями. К ним можно отнести персов, мидян в Иране, а также сарматов и скифов в Средней Азии. Во второй половине II тысячелетия до н.э. арии распространились до Индии и в науке они приняли название "индоарийскими". С древнеиранскими народами они имели много схожего в культуре, религии и быту.
В Иран арийцы пришли с территории современной Восточной Европы, где занимали земли от Днепра и до Урала. Они соседствовали с финно-угорскими народами с южной окраины и с индоевропейцами на восточных рубежах. Со временем ираноязычные племена постепенно продвигались по Северному Причерноморью, Средней Азии, Ирану и Афганистану.
В Иран они могли проникнуть двумя направлениями - через Кавказ или через Среднюю Азию. Истории еще неизвестно, как проходило точно заселение территории Ирана и близлежащих земель предками персов и мидян, возможно, это происходило по обе стороны Каспийского моря.

Расселение ираноязычных племен на территории современного Ирана

В начале I тысячелетия до х.э. на территории Ирана еще преобладали этнические группы, которые в истории упоминаются, как соседи ираноязычных племен. Но по мере длительного взаимоотношения между представителями этих групп, происходила ассимиляция местных с ираноязычным населением. Кое-где это произошло быстро, но в основной массе этот процесс занял значительное время и осуществлялся с определенными трудностями.
На начальных этапах иранские племена расселились по отдельным районам или долинам и постепенно проникали вглубь территории современного Ирана. С течением времени они принимали все большее участие в сложившейся политической обстановке и местное население постепенно попадало в зависимость к ним. Но в большинстве своем местные племена еще долго сохраняли свое этническое лицо и оставались на главенствующих ролях в социальной и политической расстановке сил. Ираноязычное население не занимало в этих образованиях еще ведущих позиций и находилось всецело в зависимости от них. Возникновение значительных объединений, где представители ираноязычных народов в какой-то мере преобладали над другими происходило в тех местах, на которых иранцы были более густо расселены и преобладали над другими народностями. Так происходило VIII в. на тех территориях, где позже образовалось Мидийское царство. По мере возникновения этого государства, как и затем Ахеменидского царства, происходило дальнейшее проникновение иранской речи и культуры.

Первое государство ираноязычных племен

Зарождение Мидийского царства началось с серий восстаний в 671 г., которые охватили большую часть восточных областей Ассирийского государства. Поднялись мидийские области, где правители не захотели мириться с правящей властью. В этом их поддержали скифские, манийские и киммерийские племена. В итоге этих событий к 669 г. Мидия была уже сформирована, как отдельная "страна". Но единое царство оно из себя еще не представляло. Долгое время существовало военное объединение нескольких правителей, и ожесточенная борьба за власть велась еще долго, пока Дейок не объединил царство под своим началом.
Дейок обосновал большой город Экбатаны (совр. Хамадан), который сделал столицей царства. Это было величественное сооружение с царским дворцом и прочими постройками, окруженное неприступными стенами. Он создал царскую стражу, установил определенные дворцовые порядки, учредил полицейскую службу. Уже при сыне Дейока, Фраорте (646-624), начались первые захватнические походы. Сначала были завоеваны персы, а впоследствии, и другие народы. Кампания с Ассирией была для Фраорта неудачной - его войска были разгромлены, а он сам сложил голову.
Своего высшего рассвета Мидийское царство добилось при сыне Фраорта, Киаксаре. Начал править, правда, он не совсем удачно и потерпел ряд поражений от скифав, вследствие чего вынужден был платить им дань, как впрочем, и многие другие государства Передней Азии. Но позже мидяне с помощью всяческих интриг и заговоров освободились от их гнета. Тот же Киаксар провел реформацию армии и заменил ополчение, которое набирал из подвластного народа, регулярными войсками.
Мидия долгое время вела войну с Ассирийским царством. Те в свою очередь находились в постоянном противоборстве с Нововавилонским царством и другими врагами. В 616 году ассирийцы потерпели поражение от вавилонян, чем воспользовался Киаксар, который вторгся во владения Ассирии. Он завоевал провинцию Аррапха, дошел до города Ашшура и разорил этот древний центр. В 612 г. мидянское войско осуществили совместный с вавилонянами поход на Ассирийское царство, в результате чего после кровопролитного штурма пала столица Ниневия.

Политической система "царства стран"

С образованием могущественного царства и в результате захватнических войн, приносившие огромный приток материальных ценностей, бурно развивался уровень мидийского общества, росло благосостояние знатных людей. Развивалась политическая и социальная система страны. Высшая власть всячески старалась укрепиться в борьбе с крупными землевладельцами и знатью. Этому способствовало укоренение культа Мазды, который всяческие противодействия центральной власти объявлял проявлением "Лжи". В то же время царская власть и установленные ею законы выдавались, как "Правда". Эта идеология была взята на вооружение еще Дейоком, а затем распространилась по всей стране. Маги имели большое влияние на политическую и социальную жизнь государства и находились на одном положении с дворцовой знатью.
При сыне Киаксара, Астиаге, который значительных войн не вел, окончательно произошло установление институтов Мидийскоко царства. Царь всячески старался держать в узде высшую знать и особо с ней не церемонился. Влияния духовенство было очень велико. Но тем не менее недовольство знати царской властью достигло предела. В 550 г. в результате предательства, Астиаг был схвачен военной верхушкой и отдан персидскому царю Киру II. Вскоре Мидийское царство прекратило свое существование и на смену ему пришло Ахеменидское царство.

Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III—II тысячелетиях до н. э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы, как уже было сказано, говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Они вторглись в Иран на рубеже XII—XI вв. до н. э. и постепенно распространились по всей территории в первой трети I тысячелетия до н. э. Это проникновение, однако, не носило характера завоевания, повсеместно шло смешение пришельцев с местным населением, которое в результате продолжительного общения с пришельцами постепенно становилось ираноязычным. Во многих районах страны в IX—VIII вв. до н. э. старое, неираноязычное население все еще оставалось преобладающим. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии. С этими процессами — расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения — связано широкое распространение могил вооруженных всадников. О занятии иранских племен коневодством свидетельствуют, в частности, указание клинописных текстов о регулярной уплате этими племенами дани лошадьми ассирийским царям, а также тот факт, что еще в VIII в. до н. э. вавилоняне заимствовали иранский термин для названия люцерны, переводимый как «лошадиная еда». Находки богатых могил. в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей, стоящих во главе воинственных конных дружин. Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Переднюю Азию киммерийцев и скифов. Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. Резиденциями правителей этих мелких владений служили крепости и укрепленные цитадели небольших городков. В своих походах ассирийцы доходили до центра Иранского плато. Например, в 744 г. до н. э Тиглатпаласар совершил поход до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получил от мидийцев в качестве подати 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий. В течение VIII в. до н. э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, главным образом ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна, ядро будущего Маннейского царства, занимавшая районы к юго-востоку от озера Урмии. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям несомненно ускорила объединение и ряда небольших мидийских княжеств в единое государство.

В конце VIII в. до н. э. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за вторжения туда киммерийских племен из Северного Причерноморья. В начале VII в. до н. э. следом за киммерийцами из Северного Причерноморья в Переднюю Азию вторглись также скифские племена, часть которых осела в области Сакасена вокруг озера Урмии и оттуда стала совершать набеги на Урарту и Ассирию. В этническом отношении скифы и киммерийцы были родственны как между собой, так и с мидийцами и персами. Все они говорили на различных диалектах иранских языков. Персы называли все скифские племена саками. Греки же называли кочевые племена Юго-Восточной Европы и Средней Азии скифами. В современной научной литературе наименование «скифы» обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а скифы Средней Азии называются саками. Киммерийская и скифская конница, состоявшая из прекрасно обученных всадников, стрелявших из лука на полном скаку, представляла немалую угрозу для древневосточных государств.

В течение длительного времени киммерийцы находились в Малой Азии, а именно в восточной части Каппадокии и в области Манна. Около 715 г. до н. э. они нанесли поражение урартскому царю Русе I, а во время царствования в Ассирии Асархаддона (681—669 гг. до н. э.) стали угрожать и ее северным границам. В 679 г. до н. э. они вторглись в Ассирию, но ассирийцам удалось одержать над ними победу. Однако около 675 г. до н. э. киммерийцы разгромили Фригийское царство в Малой.Азии и снова стали угрожать границам Ассирии. Тем временем скифы из области Сакасены стали предпринимать грабительские походы на страны Передней Азии и между 630 и 620 гг. до н. э. доходили даже до границ Египта, опустошив Сирию и Палестину.


Событием большого исторического значения было возникновение во всей степной полосе Евразии кочевого скотоводства как особой формы не только специализированного производства, но и быта. В эпоху бронзы скотоводство развивалось как придомное, пастушеское, связанное с земледелием и оседлостью, хотя и тогда уже существовали племена: подвижным образом жизни, часто менявшие место своего обитания в поисках корма для скота. Однако для носителей основных культур эпохи бронзы в степной Евразии, таких, как срубная и андроновская, во II тысячелетии до н. э. характерны были относительно долговременные поселения с жилищами, вырытыми в земле в виде ямы, перекрытой ловлей на столбах. В таких землянках, достигавших 20 м в длину и 8-9 м в ширину, в одной части помещались люди, а другая служила для содержания скота, в особенности молодняка, в зимнее время.

Хозяйственная деятельность обитателей таких жилищ была направлена, с одной стороны, на выращивание злаков: пшеницы, ячменя, проса и других растений на возделанных участках земли, преимущественно в речных долинах. Песчано-илистые почвы последних более доступны для обработки примитивными орудиями, нежели тяжелые степные черноземы и суглинки, а главное, лучше увлажнены, чем окружающая засушливая степь. Другим видом хозяйственной деятельности было разведение крупного и мелкого скота, лошадей и свиней, содержание которых при ограниченности кормозаготовок требовало выпаса на подножном корму в течение круглого года. В условиях отгонного содержания животных увеличение стада неизбежно вызывало необходимость использования пастбищ, находящихся на все более и более значительном расстоянии от поселения, что в конце концов и привело к отказу от оседлости и переходу к кочевому образу жизни, тем более что к этому времени средства передвижения в виде запряженной волами повозки со сплошными колесами, закрепленными на вращающихся вместе с ними осях, уже давно существовали, а лошади были освоены для верховой езды.

Условия для перехода от пастушеского придомного скотоводства к кочевому существовали давно, однако этот переход не мог произойти сам по себе, в результате простого увеличения числа домашних животных. Этот переход и связанная с ним перестройка быта стали возможными и необходимыми только тогда, когда скот и продукты скотоводства приобрели меновую стоимость, когда скотоводы включились в широкую систему общественного разделения труда. Кочевое скотоводческое хозяйство - хозяйство специализированное, не способное удовлетворять все насущные потребности производителей; оно не может быть замкнутым, самодовлеющим. Больше всего кочевники нуждались в хлебе, металле и вообще в изделиях несовместимого с их бытом развитого ремесла, получить которые можно было только путем обмена или грабежа у народов с другим направлением хозяйственной деятельности. Подвижность кочевников, связанная с развитием средств передвижения, во много раз сократила время, необходимое на преодоление расстояния между различными общественными группами, открыла возможность контактов и в целях мирного обмена и для ведения войны.

Новый для своего времени тип хозяйства очень быстро занял господствующее положение в степях и повлек за собой серьезную перестройку экономических и социальных отношений. Еще в докочевой период скот стал мерилом и символом богатства, а вместе с тем и социального значения его владельцев. С возникновением кочевого быта ценность скота еще больше возросла, и как следствие этого умножились случаи его похищения, участились столкновения из-за пастбищ. Все это вызвало необходимость упорядочения и укрепления общественной организации и повысило роль военного дела. У кочевников появляются огромные, хотя и недолговечные, объединения племен в виде конфедераций или империй, но в том и другом виде на основе военной организации со сложной иерархией наследственных и выборных вождей.

Еще на пастушеской стадии своего развития экстенсивное, не обеспеченное кормозаготовками скотоводство требовало обширных пастбищных угодий. Уже по одному этому скотоводческие племена нуждались в больших территориях и в своем распространении придерживались только географических условий. Слабо расчлененные евразийские степи с их необозримыми просторами представляли в этом отношении особенно благоприятные возможности. Вследствие этого на всем протяжении степей Восточной Европы, Сибири и Средней Азии возникает культура, обязанная своим единством не только однородности хозяйственного и бытового уклада ее носителей, не только наличию тесных связей и взаимодействий между племенами, но и общности их происхождения. Сходство европеоидного расового типа представителей этой культуры на всем ее протяжении подтверждает такое заключение. Это, как теперь можно считать признанным, были ираноязычные племена, которые, при всей своей общности, все же различались между собой отдельными исторически обусловленными этнографическими признаками. В соответствии с этим внутри указанной культурной общности в бронзовом веке существуют родственные, но более или менее отличающиеся друг от друга по второстепенным признакам археологической культуры, такие, как срубная в Причерноморье и в Поволжье, андроновская в Южной Сибири, тазабагъябская в Средней Азии с их более мелкими подразделениями.

Многолетнее изучение андроновской культуры Южной Сибири показало, что на занятой ею огромной территории существовало несколько центров, из которых один, наиболее восточный, находился в Минусинской котловине, на Алтае и в Восточном Казахстане, второй охватывал Центральный Казахстан, а третий обнимал Западный Казахстан, Притоболье и Южное Приуралье. Вместе с тем установлено, что в разных областях своего распространения эта культура появляется не одновременно. Так, в Средней Азии тазабагъябская культура оказывается сходной не с ранними, а с поздними формами андроновской и вместе с тем срубной культур, результатом смешения которых, по всей вероятности, она и является. Только в последней четверти II тысячелетия до н. э. эта культура в позднейшем своем варианте подходит к древним земледельческим оазисам Южной Туркмении.

В южной части Средней Азии, в северных предгорьях Копет-Дага еще в V тысячелетии до н. э. возникла земледельческая культура, основанная сначала на паводковом, так называемом лиманном, а в дальнейшем и на искусственном орошении. Эта культура, однородная с земледельческими культурами Северного Ирана, также характеризуется расписной керамикой. Памятниками ее являются более или менее высокие холмы - депе, образовавшиеся на местах долговременных поселений, состоявших из глинобитных построек. Позже, в эпоху бронзы земледельческие поселения этого рода появляются в бассейне реки Мургаба, в Ферганской долине и еще дальше на восток - в центральной части Синьцзяна. Тогда же элементы южной земледельческой культуры проникают на север - в пустыни Каракумов и в Приаралье, где вместе с местной керамикой находятся сделанные на гончарном круге сосуды и бронзовые вещи южных типов.
Еще американской экспедицией Р. Пумпелли и Э. Шмидта в 1908 г. на Южном холме Анау близ Ашхабада в среднем ярусе отложений III культуры была выделена лепная „варварская» керамика, отличающаяся от сделанной на гончарном круге. В дальнейшем того же рода керамика была найдена и на некоторых других поселениях той же культуры. Особенно интересные наблюдения сделаны на поселении Теккем-депе, где варварская керамика перекрывала остатки погибшего в огне поселения типа Намазга VI - одного из наиболее изученных поселений Мургабского оазиса - и в свою очередь была перекрыта отложениями того же типа. Еще выше снова находился слой с лепной керамикой, свидетельствующий о вторичном заселении этого места представителями варварской культуры. В поселении Намазга-депе, стратифицированные отложения которого служат эталонами относительной хронологизации других поселений той же культуры, варварская керамика связывается с верхней частью слоя VI, относящегося к концу II тысячелетия до н. э. Что же касается слоя „варварской оккупации», то его время определяется X-VIII вв. до н. э. Варварская керамика в древних земледельческих поселениях Южной Туркмении представлена различными видами, соответствующими разным этапам ее развития у степных племен, что свидетельствует о длительности контактов между степняками и земледельцами Южной Туркмении, начавшихся, по-видимому, еще в третьей четверти II тысячелетия. Пожарище на Теккем-депе говорит о том, что эти контакты не всегда были мирными. Упомянутый слой, или период, „варварской оккупации» означает не только нарушение местной культурной традиции, но и вторжение в древнюю земледельческую область нового этнического элемента со своей собственной культурой. Смешение туземцев с пришельцами привело к некоторому общему огрублению культуры в области орошаемого земледелия и к изменению хозяйства, выразившемуся в увеличении роли скотоводства. Этот процесс не ограничился Южной Туркменией, а охватил Иранское плоскогорье, где жили такие же земледельцы, как в Южной Туркмении, и где наблюдаются сходные явления, обязанные вторжению нового этнокультурного элемента. Проникновение среднеазиатских кочевников в северо-восточную часть Иранского плато и возникновение сначала Мидийского племенного союза, а затем и Мидийского царства должны были усилить связи иранского населения Средней Азии и Сибири с культурным миром Ближнего Востока, что мы и видим на примере возникновения так называемой скифо-сибирской, или просто скифской, культуры. В I тысячелетии до н. э., как и позже, население Средней Азии по хозяйству и образу жизни делилось на две части: одна занималась скотоводством и вела кочевой или полукочевой образ жизни, другая жила оседло в оазисах и вела земледельческое хозяйство на основе искусственного орошения. Со временем у оседлого населения появились не только поселки, но и города с развитыми ремеслами и торговлей. Мощные оборонительные стены вокруг них должны были обезопасить жителей от грабительских набегов кочевых соседей. Создание крупных ирригационных сооружений и защита от кочевников рано привели к возникновению в оазисах государственных образований, таких, как Бактрия, Согд и Хорезм. При всем том оседлое и кочевое население Средней Азии было одинаково ираноязычным и близко родственным между собой, хотя в культуре того и другого существовали различия. Греческий историк V в. до н. э. Геродот имел сведения о двух больших группах среднеазиатских кочевников - массагетах, живших в необозримой степи за Каспийским морем, вероятно, в северных Каракумах и низовьях Аму-Дарьи, и саках, местожительства которых он не указывает. Первые, по его словам, по одежде и образу жизни походили на причерноморских скифов, жили в повозках, занимались скотоводством и ловлей рыбы в Аму-Дарье. Женщинами они пользовались сообща, стариков убивали, почитали солнце, в жертву которому приносили лошадей. Сражались массагеты конными и пешими, пользуясь луками, копьями и секирами. „Все, что требуется для копий, стрел и секир, - говорит Геродот, - они приготовляют из меди; головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Подобным же образом у лошадей они покрывают грудь медными панцирями, а уздечки, удила и привески украшают золотом». Железа и серебра, добавляет к этому Геродот, они вовсе не употребляют, так как этих металлов нет в их стране, а золото и медь имеются в изобилии.

Последнее сообщение Геродота не соответствует действительности, так как в его время железо широко вошло в быт степняков не только в Европе, но и в Азии. Распространение его несколько запоздало в восточной части Сибири, как и в Китае, но не потому, что его не было, а потому, что население там располагало богатой сырьевой базой для изготовления бронзы, которая по качеству не только не уступала железу, а, наоборот, превосходила до того времени, когда люди научились превращать его в сталь.

Еще меньше Геродотом сообщается о саках. По его словам, саками назывались племена амюргейских скифов, носившие высокие остроконечные шапки из плотного войлока и длинные штаны. Вооружены они были луками, короткими мечами и секирами. По сведениям современника Геродота Геланика, амюргейскими саки назывались по местности, которую занимали. Вслед за В.В. Григорьевым В.В. Струве сближает название амюргейских саков с именем наиболее значительной реки Туркмении - Мургаб, в соответствии с чем их следует помещать в степях юго-восточных Каракумов, между этой рекой и Аму-Дарьей. По-видимому, это они поддержали восстание маргианцев под руководством Фрада против персидского царя Дария, жестоко подавленное в 522 г. По Геродоту, саки входили в состав XV сатрапии Дария и выплачивали вместе с каспами 250 талантов подати. Кроме того, они были обязаны поставлять контингента в персидское войско. В Марафонском сражении в 490 г. они вместе с персами находились в центре боевых порядков. Описывая разноплеменное войско сына Дария Ксеркса, собранное для похода на Грецию, Геродот опять называет в нем саков и отмечает их как особенно отличившихся в битве при Платеях (479 г.).

Саки упоминаются и в персидских клинописных памятниках. В надписи на гробнице Дария в ущелье Накш-и-Рустам близ Персеполя названы три группы саков: саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки), саки-хаумаварка и саки-тарадарайя (заморские или заречные). Представители этих групп, так же как и других народов, подвластных персам, изображены в рельефах над входом в гробницу Дария поддерживающими трон царя, изображения сопровождаются пояснительными надписями.

Вопрос о местонахождении трех групп саков остается спорным. Можно предположить, что саки-хаумаварка жили поблизости от Бактрии или даже входили в состав населения этой страны, так как они отождествляются со скифами амюргейскими, территориально связанными с рекой Мургаб. На многочисленных вотивных золотых пластинках из знаменитого Аму-Дарьинского клада с грубо выгравированной (в одном случае рельефной) фигурой человека с цветком, пучком прутьев или копьем в руках, а также и без них, имеются персонажи, одетые так же, как саки, на рельефах гробницы Дария (илл. 1, 2).

Аму-Дарьинский клад, в основе своей представляющий храмовое сокровище, составившееся из приношений верующих, найден в верховьях Аму-Дарьи, в пределах древней Бактрии, владения ее в пору расцвета простирались на южную часть Средней Азии от Памира до Каракумов. Кроме занимавших горные оазисы бактрийцев, которые в персепольских рельефах изображены в таких же, как саки, кафтанах, но с напущенными на голенища мягких сапог складчатыми штанами и в круглых низких шапочках типа тюбетейки, в бассейне Аму-Дарьи могли жить и саки, проникавшие в своих кочевьях в горы Памира до верховий этой реки, но в большей своей части обитавшие в степи и составляющие самостоятельную административную единицу Персидской империи.

Фигуры мужчин и женщин на золотых пластинках Аму-Дарьинского клада изображены в различных одеждах. Одни мужчины представлены в кафтанах до колен и в мягких башлыках с заломленным назад верхом, иногда с открытой, а в ряде случаев с закрытой нижней частью лица, другие - в длинном меховом или с меховой опушкой халате с декоративными рукавами, который носился внакидку. Все эти типы одежды представлены и в рельефах персепольского дворца, где, кроме того, часть персонажей в шаровидных шапках, характерных для мидян, тогда как мягкие башлыки носились, по-видимому, персами и обычно завязывались так, что закрывали нижнюю часть лица. Саки на тех же рельефах изображены с открытыми лицами (илл. 3). У слуг - длинные одежды со складками, а в халаты с декоративными рукавами одеты знатные персы, представленные на рельефах вдоль лестницы трипилона.

Поскольку одежда являлась устойчивым этническим признаком и именно с таким значением выступает в персепольских рельефах, изображенных на амударьинских вотивных пластинках следует считать представителями персов и саков. Принимая во внимание близкое родство этих народов между собой и нахождение Аму-Дарьинского клада в области, входившей в состав Персидского царства, где персы представляли центральную власть, а саки местное население, вполне естественно соединение их в почитании одного святилища.

Из аму-дарьинских вотивных пластинок наиболее замечательна пластинка 15 см длины с рельефным изображением человека в таком же, как в других случаях, заломленном назад башлыке, из-под которого видны завитые кудри волос над лбом и у плеч за шеей (илл. 4). У него, как и у персонажей на других пластинках, орлиный нос, усы и клиновидная борода. Одет он в кафтан до колен с узкими рукавами и с продольными прошивками по бокам, на плечах и по подолу, опоясан в два оборота узким кушаком, спереди стянутым узлом с двумя длинными концами. На нем узкие штаны и мягкие сапоги, подвязанные у щиколоток ремнями. У пояса с правой стороны характерный акинак - короткий меч в ножнах с боковой лопастью для подвешивания, совершенно такой же формы, как акинак, золотая обкладка ножен которого имеется среди вещей Аму-Дарьинского клада или какие представлены у мидян, персов и саков на персепольских рельефах. Все они одинаково подвязывали нижний конец ножен меча к правой ноге специальным ремнем, что показано и на пластинке Аму-Дарьинского клада и на персепольских рельефах. В правой согнутой руке изображенный на аму-дарьинской пластинке держит перед собой пучок прутьев, так называемый „барсом», или „брасман», употреблявшийся, по словам Геродота, скифами при гадании и вместе с тем служивший для разжигания священного огня. Считается, что это либо маг, либо жрец. Для нас в данном случае важно, что это, как показывает способ подвязывания башлыка, скорее всего сак, а не перс.

Аму-дарьинские изображения очень близки к персепольским рельефам не только иконографически, но и по стилю, а следовательно, относятся к одному времени с ними, то есть к концу VI-V вв. до н. э. Согласившись с локализацией саков-хаумаварка в южной части Средней Азии, мы, естественно, должны будем искать две другие группы саков к северу от них. Это те группы саков с остроконечными шапками („ортокорибантии»), из среды которых вышел побежденный Дарием сак Скунха и которые в рельефах на стене лестницы, ведущей к ападане персепольского дворца, изображены среди представителей подвластных персам народов, подносящих дары царю царей, в виде особой группы людей; один из них ведет прекрасного коня, другой несет, вероятно, золотые браслеты, а трое остальных - части сакской одежды: кафтан и штаны. Сильный конь с выгнутой шеей, тщательно расчесанной гривой и с узлом на конце хвоста ничем существенным не отличается от других изображений коней в той же процессии, кроме, разве, султана, укрепленного над его лбом. Но так как каждый народ подносил царю лучшее из того, чем он располагал, то можно думать, что в данном случае изображены саки, разводившие ценную породу лошадей, что заставляет вспомнить о славившихся в древности конях вклинившейся глубоко в горы Ферганской долины.

Так как одна из групп саков, живших севернее саков-хаумаварка, называлась «заречными» - тарадарайя, то вполне резонно помещать ее за Сыр¬Дарьей. В таком случае ферганские саки, саки, жившие за Согдом, окажутся саками-тиграхауда. Саки-тарадарайя одинаково локализуются к северу от Сыр-Дарьи, толковать ли их название как „заречные» или „заморские»; Аральское море в древности считалось частью Каспийского, и определение „заморские» могло означать только саков за этим морем, то есть вместе с тем и за Сыр-Дарьей. Начало покорения Средней Азии персами относится к царствованию Кира II (558-530 гг.), причем первой должна была пасть Бактрия, занимавшая ключевое положение. Ктесий сообщает, что после подчинения Бактрии Кир вел войну с саками и взял в плен царя их Аморга, в имени которого, вероятно, следует видеть название возглавляемого им племени, то есть амюргиев, или хаумаварка. Жена Аморга, узнав о пленении мужа, собрала новое войско, нанесла поражение персам и захватила в плен нескольких родственников Кира. Это заставило последнего обменять их на Аморга, а затем и заключить с ним союз. Кир фактически не сумел подчинить саков, обитавших вблизи Бактрии. В рассказе Ктесия о войне Кира с Лидией и с дербиками саки во главе с Аморгом выступают союзниками, а не подданными персов. Сохранилось сообщение, что Кир II погиб в борьбе со среднеазиатскими кочевниками в 530 г. По Геродоту, массагеты заманили его в глубь своей страны и, когда персы, захватив лагерь противников, торжествовали победу, неожиданно напали на них и перебили. При Дарии I (522-486 гг.) Средняя Азия уже прочно входила в Ахеменидскую державу. В надписях, заложенных в основании дворцов Дария в Персеполе и Экбатане, крайние восточные границы Ахеменидской империи определены „от саков, которые за Согдом». То же самое означает и выражение: „Страна саков, достигающая пределов земли» в надписи на стелле Дария, открытой В.С. Голенищевым на Суэцком перешейке. В.В. Струве отожествляет саков этой страны с саками заморскими - тарадарайя, полагая, что текст надписи можно истолковать как „проживающие у моря на краю земли», но мало вероятно, так как проживающих у моря, представляющего границу окруженной им земли, никак нельзя назвать заморскими.

3. В. Струве обратил внимание на то, что в ранних списках подвластных Дарию народов - Бехистунском и Персепольском - саки упоминаются только «по одному разу, и притом в общей форме, без указания их частных наименований. В Сузианском списке значатся два сакских народа - хаумаварка тиграхауда, и только в самом позднем Накширустемском списке, кроме того, появляется третий народ саков - тарадарайя. На этом основании можно полагать, что эти последние саки были покорены позже других и только при Дарии. Повествование Бехистунской надписи о походе Дария в 519 г. на саков с острыми шапками, чья страна находится за морем или за рекой, относится к сакам-тарадарайя, так как именно последние жили за водной преградой - то ли морем, то ли рекой, - через которую надо было переправляться, о чем говорится в надписи; ею могла быть Сыр-Дарья. В надписи далее сообщается, что саки были разбиты и что вождь их Скунха был захвачен Дарием, назначившим правителем саков другое лицо, по-видимому, из местных вождей. Здесь речь идет явно не о подавлении восстания, а о первом завоевании, которому Дарий придавал очень большое значение. Фигура Скунхи в остроконечной шапке со связанными руками и веревкой на шее была добавлена к первоначальным изображениям на Бехистунской скале после покорения этих саков (илл. 5). В первоначальном рельефе ее не было, как не было и надписи в 5-м столбце, повествующей об этом событии.

Массагетов персидские источники вовсе не упоминают, вероятно, потому, что они не входили в состав Ахеменидской державы и после неудачной попытки Кира персы никогда не старались распространить на них свое господство. Некоторые ученые даже сомневаются в самом существовании массагетов как особого племени, полагая, что их название значит „большие саки» или „большая сакская орда“, что, по сути дела, ничего не меняет, так как, если массагетов как племени не существовало, то было в дальнейшем распавшееся объединение сакских племен под этим или сходным наименованием. По весьма вероятному заключению В.В. Струве, массагеты - это приаральские саки, известные, как уже указывалось, под общими наименованиями: „ортокорибантии», то есть носящие острые шапки, а позже под именем „даев» или „дахов», которые, по Аммиану Марцеллину, были предками алан. Важно, что большинство состоявших в массагетском союзе племен не было подчинено персам и только хорезмийцы, по преданию, принадлежавшие к массагетам, значатся в надписях Дария наряду с бактрийцами и согдийцами в числе подданных персидского царя. Впрочем, владычество персов над ними было не продолжительным. В IV в. они становятся независимыми.

Соседями массагетов Геродот называет исседонов, под давлением которых часть азиатских скифов якобы была вынуждена переселиться в Причерноморье, откуда они, в свою очередь, изгнали обитавших там ранее киммерийцев. Если следовать за этим писателем, то исседонов надо помещать в Центральном или Западном Казахстане, так как Восточный Казахстан принадлежал сакам-тарадарайя. Однако, исходя из общей картины расселения кочевников Евразии, данной Геродотом и скорректированной археологическими наблюдениями, более вероятным
представляется помещение исседонов в Южном Приуралье. Археологически эта группа кочевников, по ряду признаков близкая к массагетам Приаралья, отличается как от савроматов-сарматов Нижнего Поволжья и Подонья, с одной стороны, так и от так называемой тасмолинской культуры Центрального Казахстана - с другой.

Последняя же, в своих наиболее существенных признаках распространенная далеко на восток, до Алтая и Саянских гор включительно, принадлежала, по-видимому, сакам, в общем называемым персами заречными или заморскими (тарадарайя).

Свои сведения об исседонах Геродот заимствовал у Аристея Проконисского, поэма которого „Аримаспия» до нас не дошла и который будто бы сам побывал у исседонов. Согласно этим сведениям, исседоны, как и массагеты, поедали тело умершего отца вместе с мясом убитых для поминального пира животных, а череп его покрывали золотом и употребляли как священный сосуд при жертвоприношениях. Вместе с тем они считались справедливым народом, и женщины у них пользовались одинаковым положением с мужчинами.

Сведения о народах, живущих за исседонами, Геродот сам считал не заслуживающим доверия баснословием. Рядом с ними он называет одноглазых аримаспов, похищавших золото у неких стерегущих его грифонов. Кроме них он называет занимавшихся охотой иирков, плешивых аргипеев и простиравшихся до самого Океана гипербореев. Все они, кроме гипербореев, по словам Геродота, постоянно воевали между собой. Все эти сведения относятся, по-видимому, к населению Западного Приуралья и Урала (Рипейских гор), сведений же о находившемся за саками населении Сибири в распоряжении Геродота вовсе не было.

Данные о населении восточной части степей Евразии, а в особенности Центральной Азии, в середине которой простирается песчаная пустыня Гоби, содержатся в китайских источниках. Кроме тюркоязычных хунну (гуннов или хуннов) в Монголии и Прибайкалье и занимавших Саяны и Минусинскую степь загадочных динлинов в китайских хрониках, повествующих о событиях III в. до н. э., появляются юэчжи. Клапрот, Абель Ремюза в начале XIX в., а в наше время С.П. Толстов отождествили их с массагетами, полагая, что китайское название да-юэчжи большие юэчжи - соответствует наименованию массагеты - большие геты, - что, следуя С. П. Толстову, якобы подтверждается наличием в хорезмской культуре некоего фракийского слоя. Китайские источники указывают юэчжэй в Хэси от Дунь-Хуаня - на север, от Великой стены при Ордосе - на северо-запад до Хами и считают их одним из подразделений народа сэ, то есть саков. Это была наиболее восточная часть ираноязычных кочевников, этнически родственная не только со среднеазиатскими саками, но и с такими же кочевниками Южной Сибири. К границе Китая они придвинулись не позже V в., но уже к концу III в. были изгнаны оттуда хунну (гуннами) на свою основную территорию в степной Джунгарии. Там они оставались до тех пор, пока гунны не оттеснили их еще дальше на запад - в Среднюю Азию, куда они прошли через проходы, и раньше и позже связывавшие кочевников по обе стороны Тянь-Шаня. Средняя Азия после смерти завоевавшего ее Александра Македонского досталась во владение одному из его полководцев, Селевку, и была превращена в сатрапию Селевкидского государства, включавшую Бактрию и Согдиану. Сохранивший свою независимость при Александре Македонском Хорезм продолжал оставаться самостоятельным государством. В середине III в. до н. э. (247 г.) вожди кочевого племени парное, или дахов, Аршак и Тиридат образовали на территории нынешней Туркменской ССР независимое Парфянское царство. Тогда же (около 250 г.) и сатрапия Бактрия отделилась от Селевкидов, превратившись в Греко-Бактрийское царство с потомками греческих завоевателей во главе. Оно распространило свои владения не только на весь Афганистан, но и на северо-западную часть Индии. Но затем часть провинций этого государства была отнята Парфией, а Согдиана, отделившись от него, вошла в состав вновь возникшего царства Кангха (Канкюй). Окончательный же удар по Греко-Бактрийскому царству был нанесен вторгшимися в Среднюю Азию юэчжами. На краю гибели оказалось и Парфянское царство; только с большим напряжением сил ему удалось отстоять свое существование. По китайским сообщениям, да-юэчжи - большие юэчжи прошли в Среднюю Азию через Давань (Фергану). Разбив и оттеснив саков (сэ) в Гибинь (долину Кабула), они заняли Согд и к 128 г. до н. э. покорили Греко-Бактрийское государство, образовав несколько самостоятельных владений, позже объединенных в Кушанское царство.

Вслед за юэчжами в восточной части Средней Азии - в Семиречье - появились усуни, племя, н¬известное по происхождению и этнической принадлежности, наряду с юэчжами жившее в области Хэси между Дунь-Хуанем и Циньяньшанем в западной части современной китайской провинции Ганьсу. Юэчжи вытеснили его оттуда в Западную
алxv, где оно подчинилось гуннам и прикрывало их западную границу. После разгрома юэчжей гунами усуни, преследуя побежденных, вторглись в Семиречье, этот естественный коридор, соединяющий Восточный Туркестан со Средней Азией, где, смешавшись с саками, образовали самостоятельное государство, просуществовавшее там до III в. н. э. История государственных образований Средней Азии в эллинистическое время, таких, как Согдиана и Хорезм, а также полностью или частично возникших на ее территории, но затем распространившихся далеко за свои первоначальные пределы, подобных Греко-Бактрии или огромной Парфянской империи, ставшей на место Ахеменидской Персии, выходит за рамки нашей темы. Но при рассмотрении культуры саков и других ираноязычных кочевых племен Евразии эти государства необходимо иметь в виду, так как многие явления в культуре и искусстве кочевников находились в столь же тесной зависимости от воздействия как со стороны данных государств, так и со стороны предшествовавшей их возникновению Ахеменидской империи. С течением времени важным фактором культурной истории евразийских кочевников становится также Китай.

Тем не менее ираноязычные племена Евразии и в это время сохраняли своеобразие и единство своей культуры. Общими для них, как и прежде, оставались оружие, конское снаряжение и искусство звериного стиля - то, что в археологии получило название „скифской триады». Отдельные элементы их культуры в большей или меньшей степени охватывали и соседние области, занятые другими этническими группами, однако этнографическая общность ираноязычного населения Евразии оставалась достаточно четкой за все время его существования.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1909 Родился Артур Дейл Трендал - австралийский историк искусства и археолог античности, специалист по древнегреческим вазописцам.
  • Дни смерти
  • 1984 Умер Андрей Васильевич Куза - советский археолог, историк, источниковед, специалист по древнерусским городам.
  • 1992 Умер Николас Платон - греческий археолог. Открыл минойский дворец в Закросе. Предложил хронологию базирующуюся на изучении архитектурных комплексов (дворцов) Крита.
  • 1994 Умер Сайрус Лонгуэрт Ланделл - американский ботаник и археолог. В декабре 1932 года Ланделл с воздуха обнаружил древний город Майя, впоследствии названный им Калакмулем, «городом двух соседних пирамид».