Биографии Характеристики Анализ

Краткое описание кому на руси жить хорошо. Филипп на Благовещенье

"Кому на Руси жить хорошо": краткое содержание. Первая и вторая части

Следует понимать, что краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова не даст такого представления о произведении, как прочтение ее в полном виде. Поэма написана вскоре после того, как отменили крепостное право, и имеет острый социальный характер. Она состоит из четырех частей. Первая названия не имеет: в ней на дороге встречаются семеро мужиков из разных деревень, названия которых говорят о положении крестьян в них - Дырявино, Заплатово, Неелово и т. д. Они рассуждают, кому на Руси хорошо живется.

Варианты мужики предлагают разные: попы, помещики, чиновники, купцы, министры, царь. Не придя к единому мнению, они отправляются искать, кому на Руси жить хорошо. Краткое содержание не позволит нам раскрыть всех событий и диалогов, однако стоит сказать, что по дороге им встречаются представители разных сословий - поп, солдат, купец, крестьяне, но никто из них не может сказать, что живет замечательно. У каждого находятся свои горести. Также в этой части рассматривается извечный вопрос пьянства на Руси: один из встреченных мужиков рассуждает, что выпивают люди не от хорошей жизни. Во второй части, которая называется "Последыш", крестьяне встречают помещика Утятина: старик так и не смог поверить в то, что произошла отмена крепостного права. Это лишило его всех привилегий. Родственники помещика просят местных мужиков вести себя почтительно как прежде, снимать шапки и кланяться, обещая им за это земли после смерти барина. Однако люди остаются обманутыми и ничего не получают за свои старания.

"Кому на Руси жить хорошо". "Крестьянка": краткое содержание

Во второй части крестьяне отправляются искать счастья среди женского населения Руси. Молва приводит их к Матрене Тимофеевне, которая рассказывает мужикам историю своей жизни, начавшуюся еще в крепостные времена. Она полностью разуверяет их в возможности счастья русской женщины: услышав ее рассказ, стоит ли вообще спрашивать о том, кому на Руси жить хорошо? Краткое содержание истории Матрены таково. Ее выдали замуж против желания за мужика работящего, но поколачивающего супругу.

Пережила она и приставания управляющего своего барина, от которого спасу не было. А когда у нее родился первенец, случилась беда. Свекровь строго запретила Матрене носить дитя с собой на покос, так как тот мешал ей работать, велела оставить под присмотром дряхлого деда. Дед за малым не доглядел - ребенка съели свиньи. И горюющей матери пришлось пережить не только потерю сына, но и обвинения в соучастии. Матрена родила потом других деток, но о первенце своем очень тосковала. Спустя некоторое время она потеряла родителей и осталась совсем одна, без защиты. Далее мужа забрали в рекруты вне очереди, и осталась Матрена в мужниной семье, ее не любившей, с кучей ребятишек и единственная рабочая - остальные буквально сидели у нее на шее. Однажды ей пришлось наблюдать, как наказывали ее малолетнего сына за несущественную провинность - наказывали жестоко и беспощадно. Не выдержав такой жизни, она отправилась к губернаторше просить, чтобы вернули кормильца. Там она потеряла сознание, а как пришла в себя, узнала, что родила сына, которого и крестила губернаторша. Мужа Матрене вернули, но счастья в своей жизни она так и не видела, да еще ее все стали дразнить губернаторшей.

"Кому на Руси жить хорошо": краткое содержание. Часть 4: "Пир на весь мир"

Сюжетно четвертая часть является продолжением второй: помещик Утятин умирает, а мужики закатывают пир, где обсуждают планы на земли, обещанные им ранее родственниками хозяина. В этой части появляется Гриша Добросклонов: молодой человек в свои пятнадцать глубоко уверен, что он без всяких сомнений пожертвует собой ради родины. Однако он не чурается простого труда: он косит и жнет вместе с крестьянами, на что они ему отвечают лаской и помощью. Гриша, будучи интеллигентом-демократом, в итоге и становится тем самым, кому жить хорошо. Его прототипом признан Добролюбов: тут и созвучность фамилий, и одно на двоих заболевание - чахотка, которая героя поэмы настигнет раньше, чем Россия придет к светлому будущему. В образе Гриши Некрасов видит человека будущего, в котором соединится интеллигенция и крестьянство, и такие люди, объединив усилия, приведут свою страну к процветанию. Краткое содержание не дает возможности понять, что это неоконченное произведение - изначально автор планировал восемь частей, а не четыре. По какой причине Некрасов закончил поэму таким образом, неизвестно: вероятно, он чувствовал, что может не успеть ее дописать, поэтому привел к финалу раньше. Несмотря на незавершенность, поэма стала гимном любви к народу, которой был полон Некрасов. Современники отмечали, что эта любовь и стала источником некрасовской поэзии, ее основой и содержанием. Определяющей чертой характера поэта была готовность жить для других - близких, народа, родины. Именно эти идеи он вкладывал в поступки и действия своих героев.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более чем десяти лет. Так получилось, что последней, четвертой, стала глава «Пир на весь мир». В финале она обретает некую законченность - известно, что автору не удалось реализовать замысел в полной мере. Это проявилось в том, что автор косвенно называет самого на Руси. Это Гриша, решивший посвятить жизнь служению народу и родной стране.

Вступление

В главе «Пир на весь мир» действие происходит на берегу реки Волги, на окраине села Вахлачина. Здесь всегда происходили самые важные события: и праздники, и расправа над провинившимися. Великий пир организовал уже знакомый читателю Клим. Рядом с вахлаками, среди которых были староста Влас, приходской дьякон Трифон и его сыновья: девятнадцатилетний Саввушка и Григорий с худым, бледным лицом и тонким, вьющимся волосом, присели и семь главных героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Останавливались здесь также люди, ожидавшие парома, нищие, среди которых были странница да тихий богомол.

Местные крестьяне собрались под старой ивой не случайно. Главу «Пир на весть мир» Некрасов связывает с сюжетом «Последыша», в которой сообщается о смерти князя. Вахлаки стали решать, что делать с лугами, которые теперь они надеялись получить. Не часто, но все же случалось, что крестьянам перепадали благословенные уголки земли с лугами или леском. Их владельцы чувствовали себя не зависящими от старосты, собиравшего подати. Вот и вахлаки захотели сдать луга Власу. Клим провозгласил, что этого с излишком хватит для уплаты и подати, и оброка, а значит, можно будет почувствовать себя свободными. Таково начало главы и ее краткое содержание. «Пир на весь мир» Некрасов продолжает ответной речью Власа и его характеристикой.

Человек добрейшей души

Так называли старосту вахлаки. Он отличался справедливостью и старался помочь крестьянам, оградить их от жестокостей помещика. В молодости Влас все надеялся на лучшее, но любые перемены несли лишь одни обещания или беду. От этого староста стал неверующим и угрюмым. А тут вдруг всеобщее веселье охватило и его. Ему не верилось, что теперь и, правда, наступит жизнь без податей, палки и барщины. Добрую улыбку Власа автор сравнивает с солнечным лучом, озолотившим все вокруг. И новое, ранее не изведанное чувство охватило каждого мужика. На радостях поставили еще ведро, и начались песни. Одну из них, «веселую», исполнил Гриша - ниже будет дано ее краткое содержание.

«Пир на весь мир» включает несколько песен о тяжелой крестьянской жизни.

О горькой доле

По просьбе собравшихся семинаристы вспомнили народную. Она повествует о том, как беззащитен народ перед теми, от кого зависит. Так помещик увел у мужика корову, судья отобрал кур. Незавидна судьба детей: девочек ждет дворня, а мальчишек - долгая служба. Горько звучит на фоне этих историй повторяющийся припев: «Славно жить народу на Руси святой!».

Затем вахлаки запели свою родную - о барщине. Такую же печальную: веселых народная душа еще не придумала.

«Барщинная»: краткое содержание

«Пир на весь мир» рассказывает о том, как живется вахлакам и их соседям. Первая история о Калинушке, чью спину «украшают» шрамы - часто и сильно секли - а живот от мякины вспух. От безысходности он идет в кабак и глушит горе вином - это в субботу аукнется его жене.

Далее повествуется о том, как жители Вахлачины натерпелись при помещике. Днем работали, как каторжные, а по ночам ожидали гонцов, отправленных за девками. От сраму перестали друг другу в глаза глядеть и не могли словом перемолвиться.

Соседний крестьянин сообщил, как у них в волости помещица решила сечь всех, кто крепкое слово скажет. Намаялись - ведь без него мужику никак. Зато получив свободу, наругались вволю…

Глава «Пир на весь мир» продолжается рассказом о новом герое - Викентии Александровиче. Сначала служил при бароне, затем перешел в пахари. Он рассказал свою историю.

О верном холопе Якове

Поливанов купил за взятки деревню и жил в ней 33 года. Прославился жестокостью: выдав дочь замуж, тут же высек молодых и прогнал. С другими помещиками не водился, был жаден, много пил. Холопа Якова, который верно служил ему с малых лет, ни за что бил каблуком в зубы, а тот барина всячески холил и ублажал. Так оба дожили до старости. Стали у Поливанова ноги болеть, и никакое лечение не помогало. Остались у них развлечения: в карты играть да к сестре помещика в гости ездить. Яков сам выносил барина и отвозил в гости. До поры все шло мирно. Да только подрос у слуги племянник Гриша и захотел жениться. Услышав, что невеста - Ариша, Поливанов разгневался: сам глаз на нее положил. И отдал жениха в рекруты. Сильно обиделся Яков, запил. А барину неловко стало без верного слуги, которого он братом называл. Это первая часть истории и ее краткое содержание.

«Пир на весь мир» Некрасов продолжает рассказом о том, как Яков решил отомстить за племянника. Через время вернулся он к барину, покаялся и стал дальше служить. Вот только хмур стал. Как-то повез холоп барина в гости к сестре. По дороге вдруг свернул к оврагу, где была лесная трущоба, и остановился под соснами. Когда стал коней распрягать, испугавшийся помещик взмолился. Но Яков лишь зло рассмеялся и ответил, что не станет свои руки убийством марать. Закрепил вожжи на высокой сосне и свою голову в петлю… Барин кричит, мечется, но никто его не слышит. А холоп над головой висит, качается. Только на следующее утро увидел Поливанова охотник и отвез домой. Наказанный барин только причитал: «Грешен я! Казните меня!».

Спор о грешниках

Рассказчик умолк, а мужики заспорили. Одни жалели Якова, другие - барина. И стали решать, кто грешнее всех: кабатчики, помещики, крестьяне? Купец Еремин назвал разбойников, чем вызвал негодование у Клима. Их спор вскоре перерос в драку. Примирить купца и мужика решил сидевший до той поры тихо богомол Ионушка. Он поведал свою историю, которая и продолжит краткое содержание главы «Пир на весь мир».

О странниках и богомольцах

Ионушка начал с того, что народа бездомного на Руси много. Бывает, целыми селениями попрошайничают. Такие люди не пашут и не жнут, а оседлых крестьян горбом житницы зовут. Конечно, попадаются среди них нечестивые, такие как странница-воровка или паломники, обманом подступившиеся к барыне. Известен и старец, взявшийся учить девок пению, да только перепортил их всех. Но чаще странники - люди беззлобные, как Фомушка, который живет по-божески, опоясан веригами и ест только хлеб.

Рассказал Ионушка и о Кропильникове, который пришел в Усолово, обвинил жителей села в безбожии и призвал их уйти в лес. Странника просили покориться, потом отвезли в острог, а он все твердил, что ждет всех впереди горе и еще более тяжелая жизнь. Испугавшиеся жители крестились, а утром в соседнее село пришли солдаты, от которых досталось и усоловцам. Так сбылось пророчество Кропильникова.

В «Пир на весь мир» Некрасов включает и описание крестьянской избы, в которой остановился захожий странник. Вся семья занята работой и слушает мерную речь. В какой-то момент старик роняет лапти, которые чинил, а девушка не замечает, что уколола палец. Даже дети замирают и слушают, свесив головы с полатей. Так что не изведана еще душа русская, ждет она сеятеля, который укажет верный путь.

О двух грешниках

А затем поведал Ионушка о разбойнике и пане. Услышал он эту историю в Соловках от отца Питирима.

Бесчинствовали 12 разбойников под предводительством Кудеяра. Многих они ограбили и убили. Но как-то проснулась в атамане совесть, стал он тени мертвых видеть. Засек тогда Кудеяр есаула, обезглавил любовницу, распустил шайку, нож под дубом закопал, а награбленное богатство раздал. И стал грехи отмаливать. Много странствовал и каялся, а вернувшись домой, поселился под дубом. Сжалился над ним бог и провозгласил: получит прощение, как только срубит своим ножом могучее дерево. Несколько лет отшельник резал дуб шириной в три обхвата. И вот как-то подъехал к нему богатый пан. Усмехнулся Глуховский и сказал, что жить нужно по его принципам. И добавил, что почитает только женщин, любит вино, много холопов загубил, а спит спокойно. Охватил Кудеяра гнев, и вонзил он свой нож в грудь пану. В тот же миг рухнул могучий дуб. Таким образом, поэма «Кому на Руси жить хорошо» показывает, как бывший разбойник получает прощение после наказания зла.

О крестьянском грехе

Выслушали Ионушку, задумались. А Игнатий вновь отметил, что все же самый тяжкий грех - крестьянский. Клим было возмутился, но затем все же произнес: «Рассказывай». Вот какую историю услышали мужики.

Один адмирал получил от императрицы за верную службу во владение восемь тысяч душ. А перед смертью вручил старосте ларец, в котором было его последнее желание: отпустить всех крепостных на волю. Но приехал дальний родственник, который после похорон призвал к себе старосту. Узнав о ларце, он пообещал Глебу вольную и золота. Жадный староста завещание сжег и обрек все восемь тысяч душ на вечную кабалу.

Зашумели вахлаки: «Впрямь великий грех». И предстала перед ними вся их прошлая и будущая тяжкая жизнь. Затем затихли и вдруг дружно затянули «Голодную». Предлагаем ее краткое содержание («Пир на весь мир» Некрасов, кажется, наполняет вековыми страданиями народа). Идет замученный мужик к полоске ржи и призывает ее: «Дозрей, матушка, съем ковригу горой, никому не дам». Будто нутром своим изголодавшимся пропели песню вахлаки и отправились к ведру. А Гриша неожиданно заметил, что причина всех грехов - крепь. Клим тут же вскричал: «Долой «Голодную». И стали рассуждать о крепи, нахваливая Гришу.

«Солдатская»

Стало светать. Игнатий обнаружил у бревен спящего и подозвал Власа. Подошли остальные мужики, а разглядев лежащего на земле человека, стали бить его. На вопрос странников, за что, ответили: «Не знаем. Но так наказано из Тискова». Вот и получается - раз всем миром велено, значит есть за ним вина. Тут хозяйки вынесли ватрушек да гусятины, и все набросились на еду. Развеселило вахлаков известие, что кто-то едет.

На возу оказался знакомый всем Овсянников - солдат, зарабатывавший игрой на ложках. Попросили его спеть. И снова полилась горькая история о том, как пытался добиться бывший воин заслуженной пенсии. Однако все полученные им раны измерили вершками и забраковали: второсортные. Клим подпел старику, а народ по копеечке да по грошу ему рубль насобирал.

Окончание пира

Только к утру стали расходиться вахлаки. Повели домой своего отца и Саввушка с Гришей. Шли они и пели о том, что счастье народное заключается в свободе. Далее автор вводит рассказ о жизни Трифона. Хозяйства он не держал, ели то, чем другие поделятся. Жена была заботливой, но рано умерла. Сыновья учились в семинарии. Таково его краткое содержание.

«Пир на весь мир» Некрасов завершает песней Гриши. Доведя родителя до дома, он отправился в поля. Вспоминались ему в одиночестве песни, что пела мать, в особенности «Соленая». И не случайно. Хлеба можно было у вахлаков попросить, а вот соль только покупалась. Навсегда запала в душу и учеба: эконом недокармливал семинаристов, забирая все себе. Хорошо зная трудную крестьянскую жизнь, Гриша уже лет в пятнадцать решил бороться за счастье убогой, но родной Вахлачины. И сейчас, находясь под влиянием услышанного, он думал о судьбе народа, а мысли выливались в песни о скорой расправе с помещиком, о нелегкой участи бурлака (увидел три груженые барки на Волге), об убогой и обильной, могучей и бессильной Руси, спасение которой он видел в силе народа. Загорается искра, и поднимается рать великая, заключающая в себе несокрушимую силу.

Пролог

В сказочной форме автор изображает спор семерых кре-стьян о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают меж-ду собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не по-лучив ответа идут по российской земле в поисках счастливца.

Глава I

Первым крестьянам встречается поп, который уверя-ет их, что «поповское житье» весьма нелегко. Он говорит о том, что крестьяне и помещики одинаково бедствуют и пе-рестали носить в церковь деньги. Крестьяне искренне со-чувствуют попу.

Глава II

Множество интереснейших лиц вырисовывает автор в этой главе, где он изображает ярмарку, куда в поисках счаст-ливых попали семеро мужичков. Внимание крестьян привле-кает торг картинками: здесь автор высказывает надежду, что рано или поздно наступят времена, когда мужик «не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет».

Глава III

После ярмарки начинается народное гуляние, «бедовая ночь». Многие крестьяне напиваются, кроме семерых пут-ников и некоего барина, который записывает в книжечку народные песни и свои наблюдения за крестьянской жиз-нью, в этом образе в поэме, вероятно, воплотился сам ав-тор. Один из мужиков — Яким Нагой — пеняет барину, не велит изображать русских людей поголовно пьяницами. Яким утверждает, что на Руси на одну пьющую — непью-щая семья, но пьющим легче, поскольку страдают от жиз-ни все труженики одинаково. И в работе, и в гульбе русский мужик любит размах, не может без этого. Семерым путни-кам уже захотелось домой, и они решили поискать в боль-шой толпе счастливого.

Глава VI

Путники стали приглашать других мужиков к ведру с водкой, обещая угощение тому, кто докажет, что он счаст-ливец. «Счастливцев» оказывается очень много: солдат рад тому, что уцелел и после иностранных пуль, и русских па-лок; молодой каменотес похваляется силой; старый каме-нотес счастлив тем, что больным сумел добраться из Петер-бурга в родное село и не умер по дороге; охотник на медве-дей рад тому, что жив. Когда ведерко опустело, «смекну-ли наши странники, что даром водку тратили». Кто-то под-сказал, что счастливым надо признать Ермила Гирина. Он счастлив собственной правдивостью и народной любовью. Не раз помогал он людям, и люди отплатили ему добром, когда помогли купить мельницу, которую хотел перехва-тить ловкий купец. Но, как оказалось, Ермил сидит в остро-ге: видно, пострадал за свою правду.

Глава V

Следующим, кто встретился семерым мужичкам, был помещик Гаврило Афанасьевич. Он уверяет их, что и его жизнь нелегка. При крепостном праве он был полновласт-ным хозяином богатых владений, «любя» учинял здесь суд и расправу над крестьянами. После отмены «крепости» ис-чез порядок и пришли в запустение барские усадьбы. Поме-щики лишились былого дохода. «Писаки праздные» велят помещикам учиться и трудиться, а это невозможно, посколь-ку дворянин создан для другой жизни — «коптить небо божие» и «сорить казну народную», поскольку это позволяет ему родовитость: среди предков Гаврилы Афанасьевича был и вожак с медведем Оболдуев, и князь Щепин, пытавшийся поджечь Москву ради грабежа. Помещик заканчивает свою речь рыданием, и крестьяне были готовы всплакнуть вместе с ним, но затем передумали.

Последыш

Странники попадают в деревню Вахлаки, где видят странные порядки: здешние крестьяне по доброй воле ста-ли «у бога нелюдями» — сохранили за собой крепостную за-висимость от дикого помещика, выжившего из ума князя Утятина. Путники начинают выпытывать у одного из мест-ных — Власа, откуда в деревне такие порядки.

Сумасбродный Утятин не мог поверить в отмену кре-постничества, так что «спесь его подрезала»: от злобы хва-тил князя удар. Наследники князя, которых он обвинил в потере мужиков, побоялись, что старик перед скорой кончиной лишит их имения. Тогда они уговорили мужи-ков играть роль крепостных, посулив отдать поёмные луга. Вахлаки согласились — отчасти потому, что привыкли к рабской жизни и даже находили в ней удовольствие.

Странники становятся свидетелями того, как здешний бурмистр славит князя, как селяне молятся за здоровье Утятина и искренне плачут от радости, что есть у них такой благодетель. Неожиданно князя хватил второй удар, и ста-рик умер. С тех пор действительно крестьяне лишились по-коя: между вахлаками и наследниками пошел нескончае-мый спор за поёмные луга.

Пир — на весь мир

Вступление

Автор описывает пирушку, которую устроил один из вахлаков — неугомонный Клим Яковлевич по случаю смер-ти князя Утятина. Путники вместе с Власом присоедини-лись к пирующим. Семи странникам интересно послушать вахлацкие песни.

Автор перекладывает на литературный язык многие народные песни. Сначала он приводит «горькие», т. е. грустные, о крестьянском горе, о бедном житье-бытье. От-крывает горькие песни причитание с ироничной присказ-кой «Славно жить народу на Руси святой!» Заключает под- главу песня про «холопа примерного Якова верного», ко-торый наказал своего барина за издевательства. Автор ре-зюмирует, что народ в состоянии за себя постоять и нака-лить помещиков.

На пиру путники узнают о богомольцах, которые тем кормятся, что висят на народной шее. Эти бездельники пользуются доверчивостью крестьянина, над которым не прочь при возможности возвыситься. Но были среди них и такие, кто верой и правдой служил народу: лечил боль-ных, помогал хоронить умерших, боролся за справедли-вость.

Мужики на пиру рассуждают о том, чей грех более ве-лик — помещичий или крестьянский. Игнатий Прохоров утверждает, что крестьянский больше. В пример он приво-дит песню про адмирала-вдовца. Адмирал перед смертью велел старосте освободить всех крестьян, а староста не вы-полнил последнюю волю умирающего. В том великий грех русского мужика, что он своего брата-мужика продать за копеечку может. Все согласились, что это великий грех, и за этот грех всем мужикам на Руси вечно в рабстве ма-яться.

К утру пир закончился. Один из вахлаков сочиняет ве-селую песню, в которую вкладывает свою надежду на свет-лое будущее. В этой песне автор обрисовывает Россию «убо-гую и обильную» как страну, где живет великая сила народ-ная. Поэт предвидит, что наступит время и вспыхнет «ис-кра сокрытая»:

Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Это слова Гришки, единственного счастливчика в поэме.

Крестьянка

Пролог

Странники задумались о том, что стоит им забросить поиски счастливых среди мужиков, а проверить лучше баб. Прямо на пути у мужичков заброшенное имение. Автор ри-сует удручающую картину запустения богатого некогда хо-зяйства, которое оказалось ненужным барину и которым не могут управлять сами крестьяне. Здесь им посоветовали ис-кать Матрену Тимофеевну, «она же губернаторша», кото-рую все считают счастливой. Путники встретили ее в тол-пе жниц и уговорили рассказать о своем, бабьем «счастье».

Глава I

Женщина признается, что в девках была счастливая, пока ее лелеяли родители. За родительской лаской и все хло-поты по хозяйству казались легкой забавой: за пряжей деви-ца до полуночи пела, во время работ в поле приплясывала. Но вот ей нашелся суженый — печник Филипп Корчагин. Матрена вышла замуж, и жизнь ее резко изменилась.

Глава II

Автор пересыпает свой рассказ народными песнями в собственной литературной обработке. В этих песнях поет-ся о непростой судьбе замужней женщины, попавшей в чу-жую семью, об издевательствах мужниных родственников. Поддержку Матрена находила только у дедушки Савелия.

Глава III

В родной семье дедушку недолюбливали, «клеймили каторжным». Матрена его поначалу боялась, пугаясь его страшного, «медвежьего» облика, но вскоре увидела в нем доброго, сердечного человека и стала спрашивать во всем совета. Однажды Савелий поведал Матрене свою историю. Попал этот русский богатырь на каторгу за то, что убил немца-управителя, издевавшегося над крестьянами.

Глава IV

Крестьянка рассказывает о большом своем горе: как по вине свекрови потеряла любимого сына Дёмушку. Свекровь настояла, чтобы Матрена не брала с собой ребенка на жни-во. Сноха послушалась и с тяжелым сердцем оставила маль-чика с Савелием. Старик не уследил за малышом, и того съели свиньи. Приехал «начальник» и учинил следствие. Не получив взятки, велел проводить вскрытие ребенка при матери, подозревая ее в «сговоре» с Савелием.

Глава V Материал с сайта

Женщина была готова возненавидеть старика, но потом оправилась. А дед из угрызений совести ушел в леса. Ма-трена встретила его спустя четыре года на могиле Дёмушке, куда пришла оплакать новое горе — смерть родителей. Крестьянка вновь привела старика в дом, но Савелий вско-ре умер, до самой кончины продолжая шутить и наставлять людей. Шли годы, у Матрены подрастали другие детки. За них крестьянка боролась, желала им счастья, готова была угодничать свекру и свекрови, лишь бы детям жилось хо-рошо. Сына Федота восьми лет свекор отдал в подпаски, и случилась беда. Федот погнался за волчицей, похитившей овцу, а потом пожалел ее, так как та кормила детенышей. Староста задумал наказать мальчишку, но мать вступилась и приняла наказание за сына. Она сама была как волчица, готовая положить жизнь за своих детей.

Глава VI

Настал «год кометы», предвещавшей неурожай. Дур-ные предчувствия сбылись: «пришла бесхлебица». Обезу-мевшие от голода крестьяне готовы были поубивать друг друга. Беда не приходит одна: мужа-кормильца «обманом, не по-божески» забрили в солдаты. Мужнины родственни-ки пуще прежнего стали издеваться над Матреной, в то вре-мя беременной Лиодорушкой, и крестьянка решила идти к губернатору за помощью.

Глава VII

Тайно крестьянка покинула мужнин дом и отправилась в город. Здесь ей удалось встретиться с губернаторшей Еле-ной Александровной, к которой обратилась со своей прось-бой. В губернаторском доме крестьянка разрешилась Лио-дорушкой, а Елена Александровна крестила младенца и на-стояла на том, чтобы ее супруг вызволил Филиппа из ре-крутчины.

Глава VIII

С тех пор на селе Матрену ославили счастливицей и даже прозвали «губернаторшей». Крестьянка заканчивает историю укором, что не дело путники затеяли — «между бабами счастливую искать». Стараются божьи сподвижни-ки отыскать ключи от счастья женского, но те где-то дале-ко затеряны, может, проглочены какой-то рыбой: «В каких морях та рыбина гуляет — бог забыл!..»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • очень краткое содержание некрасова последвш
  • кому на руси жить хорошо краткий анализ поэмы
  • краткое изложение поэмы кому на руси жить хорошо
  • краткое содержание последыш
  • краткое содержание последыш некрасов

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков - недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень - Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.
За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать верст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костер и за водкой продолжают спор - который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем - словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живется весело, вольготно на Руси».
Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье - в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали - так, что рука не поднимается взять медные пятаки - жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, - теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну, а о том, каков попу почет, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.
Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар - но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово - один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьет». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придет великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живется. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удается обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актеры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом - несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.
До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, соленую - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.
Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живет сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твердо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждет, что в ней еще скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовет на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, - они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.


Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» имеет свою уникальную особенность. Все названия деревень и имена героев ярко отражают сущность происходящего. В первой главе читатель может познакомиться с семью мужиками из сел «Заплатово», «Дыряево», «Разутово», «Знобишино», «Горелово», «Неелово», «Неурожайко», которые спорят, кому на Руси хорошо живется, и никак не могут прийти к согласию. Никто даже не собирается уступать другому… Так необычно начинается произведение, которое Николай Некрасов задумал для того, чтобы, как он пишет, «изложить в связном рассказе всё, что знает о народе, всё, что привелось услыхать из уст его…»

История создания поэмы

Над своим произведением Николай Некрасов начал работать в начале 1860 годов и закончил первую часть через пять лет. Пролог напечатали в январской книжке журнала «Современник» за 1866 год. Затем начался кропотливый труд над второй частью, которая называлась «Последыш» и была издана в 1972 году. Третья часть под названием «Крестьянка» увидела свет в 1973 году, а четвертая «Пир – на весь мир» – осенью 1976, то есть через три года. Жаль, автору легендарной эпопеи так и не удалось полностью окончить задуманное – написание поэмы прервала безвременная кончина – в 1877 году. Однако, и спустя 140 лет это произведение остается важным для людей, его читают и изучают как дети, так и взрослые. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» входит в обязательную школьную программу.

Часть 1. Пролог: кто на Руси самый счастливый

Итак, пролог рассказывает, как семеро мужиков встречаются на столбовой дороге, а затем отправляются в путешествие, чтобы найти счастливого человека. Кому на Руси живется вольно, счастливо и весело – вот главный вопрос любопытных путников. Каждый, споря с другим, считает, что именно он прав. Роман кричит, что самая хорошая жизнь у помещика, Демьян утверждает, что замечательно живется чиновнику, Лука доказывает, что все-таки попу, остальные тоже выражают свое мнение: «вельможному боярину», «купчине толстопузому», «министру государеву» или же царю.

Такое разногласие приводит к нелепой драке, которую наблюдают птицы и животные. Интересно читать, как автор отображает их удивление происходящим. Даже корова «пришла к костру, уставила глаза на мужиков, шальных речей послушала и начала, сердечная, мычать, мычать, мычать!..»

Наконец, намяв друг другу бока, мужики образумились. Они увидели крохотного птенчика пеночки, подлетевшего к костру, и Пахом взял его в руки. Путники начали завидовать маленькой пичужке, которая может полететь куда захочет. Рассуждали о том, чего хочется каждому, как вдруг… птица заговорила человеческим голосом, прося отпустить на свободу птенчика и обещая за него большой выкуп.

Птичка показала мужикам дорогу туда, где закопана настоящая скатерть-самобранка. Вот это да! Теперь уж точно можно жить-не тужить. Но сообразительные странники попросили еще и о том, чтобы на них не снашивалась одежда. «И это сделает самобранная скатерть» –сказала пеночка. И выполнила свое обещание.

Началась у мужиков жизнь сытая и веселая. Вот только главный вопрос они пока не разрешили: кому же все-таки хорошо живется на Руси. И решили друзья не возвращаться к семьям, пока не отыщут ответ на него.

Глава 1. Поп

По дороге мужики встретили священника и, поклонившись низко, попросили ответить «по совести, без смеху и без хитрости», действительно хорошо ли ему живется на Руси. То, что рассказал поп, развеяло представления семерых любопытных о его счастливой жизни. Как бы суровы ни были обстоятельства – глухая осенняя ночь, или лютый мороз, или вешнее половодье – приходится батюшке идти туда, куда его зовут, не споря и не прекословя. Работа не из легких, к тому же стоны отходящих в мир иной людей, плач сирот и рыдание вдов совершенно расстраивают покой души священника. И только внешне кажется, что поп в почете. На самом деле нередко он – мишень для насмешек простого народа.

Глава 2. Сельская ярмонка

Дальше дорога ведет целеустремленных странников в другие деревни, которые почему-то оказываются пустыми. Причина в том, что весь народ на ярмарке, в селе Кузьминское. И решено отправиться туда, чтобы расспросить людей о счастье.

Быт села вызвал у мужиков не очень приятные чувства: вокруг много пьяных, везде грязно, уныло, неуютно. На ярмарке торгуют и книгами, но низкопробными, Белинского и Гоголя здесь не найти.

К вечеру все становятся настолько пьяными, что, кажется, шатается даже церковь с колокольней.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью мужики снова в пути. Они слышат разговоры пьяных людей. Вдруг внимание привлекает Павлуша Веретенников, который делает записи в блокноте. Он собирает крестьянские песни и поговорки, а также их истории. После того, как все, сказанное запечатлено на бумаге, Веретенников начинает упрекать собравшийся народ за пьянство, на что слышит возражения: «пьет крестьянин в основном потому что у него горе, и поэтому нельзя, даже грех упрекать за это.

Глава 4. Счастливые

Мужики не отступают от своей цели – во что бы то ни стало найти счастливого человека. Они обещают наградить ведром водки того, кто расскажет, что именно ему вольготно и весело живется на Руси. На такое «заманчивое» предложение клюют любители выпить. Но как ни стараются красочно расписать хмурые житейские будни желающие напиться даром, ничего у них не выходит. Истории старухи, у которой уродилось до тысячи реп, дьячка, радующегося, когда ему нальют косушечку; разбитого параличом бывший дворового, сорок лет лизавшего у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, отнюдь не впечатляют упорных искателей счастливого на Русской земле.

Глава 5. Помещик.

Может, здесь им улыбнется удача – предполагали искатели счастливого русского человека, встретив на дороге помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Сначала он испугался, думая, что увидел разбойников, но узнав о необычном желании семерых мужиков, преградивших ему дорогу, успокоился, засмеялся и поведал свою историю.

Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами. Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать. Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.

Часть 2. Последыш

На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин. Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства. Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.

Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо. За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости. Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.

Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух. Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных. Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.

Часть 3. Крестьянка.

Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю. Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей. Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка. Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети. Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.

Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.

Часть 4. Пир на весь мир.

В конце села Валахчина проходил пир, куда были собраны все: и мужики-странники, и Влас-староста, и Клим Яковлевич. Среди празднующих – два семинариста, простые, добрые парни – Саввушка и Гриша Добросклонов. Они поют веселые песни и рассказывают различные истории. Делают это потому, что так просят простые люди. С пятнадцати лет Гриша твердо знает, что посвятит жизнь счастью русского народа. Он поет песню о великой и могучей стране под названием Русь. Не это ли тот счастливец, которого так упорно искали путники? Ведь он ясно видит цель своей жизни – в служении обездоленному народу. К сожалению, Николай Алексеевич Некрасов безвременно скончался, не успев дописать поэму до конца (по замыслу автора мужики должны были отправиться в Петербург). Но размышления семи странников совпадают с мыслью Добросклонова, думающем о том, чтобы вольготно и весело на Руси жилось каждому крестьянину. В этом и был главный замысел автора.

Поэма Николая Алексеевича Некрасова стала легендарной, символом борьбы за счастливые будни простых людей, а также итогом размышлений автора о судьбах крестьянства.

“Кому на Руси жить хорошо” – краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова

4.7 (93.33%) 3 votes