Биографии Характеристики Анализ

Кто автор произведения гряда. Конспект урока по литературе "А.С

Элегия А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда...» написана в период южной ссылки, во время путешествия с семьёй Раевских по Кавказу. После череды неурядиц, неотступно преследовавших опального поэта, эта поездка явилась для него настоящим подарком судьбы. Острота впечатлений от пребывания в «полуденных краях» была необычайной. Исключительное влияние оказало на поэта и общение с семейством генерала Раевского, выхлопотавшего для Пушкина разрешение на это путешествие. Именно здесь, на юге, поэт с головой погружается в романтику, создаёт свои «кавказские» поэмы, множество прекрасных стихов. В это время написаны и строки его прекрасной элегии «Редеет облаков летучая гряда».

Помню, после первого прочтения этого стихотворения мне захотелось побывать в том краю и увидеть всё своими глазами. Но, разумеется, кавказский пейзаж, каким он предстаёт и элегии Пушкина, неповторим — вряд ли удастся встретить нечто подобное в реальности. Нужен особый, пушкинский, взгляд на всё сущее, талант видеть цельную картину мира, домысливать то, чего не хватает.

Филологи утверждают, что в первых строках элегии описывается гористый берег реки Тясмина. Не знаю, насколько была красива тогда эта речка. Что на самом деле увидел Пушкин, выйдя на её берег лунной ночью? Вполне возможно, что это был банальный «южный» пейзаж. Однако бросив на него мгновенный взгляд, поэт запечатлел в памяти величественное. Чувство глубокого уважения к Творцу, создавшему всё это, усиливается за счёт размеренного шестистопного ямба с пиррихием во второй и пятой стопах, а смежные рифмы придают стихам настроение задумчивости, словно размышления о лунном пейзаже пробуждают в лирическом герое давние воспоминания. Пушкин чередует мужскую и женскую рифмы, поэтому, видимо, описание крымского пейзажа так напевно — оно напоминает шум «полуденных волн», которые, нахлынув на берег, тут же откатываются от него.

При чтении элегии создаётся впечатление, что в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...» присутствует скрытый диалог лирического героя с некой таинственной дамой. Может быть, это любовь прошедших дней? Ведь от рассказа об увиденной картине поэт плавно переходит к давним событиям:

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Эти строки дали исследователям повод говорить об утаённой «южной любви» Пушкина. Возможно, в стихах таким образом изображена одна из двух сестёр Раевских — Мария или Екатерина. А может быть, упоминаемая в элегии «юная дева» — лишь плод поэтического воображения и Пушкин конкретно никого не имел в виду? Или поэт стремится сознательно создать себе в литературе «вторую биографию»? Стихи тем и прекрасны, что, сколько бы мы их ни истолковывали, за поэтическими строками всегда ощущается присутствие тайны, связанной с личностью автора и его лирического героя.

Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.

С. Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные и таинственные картины природы?

В8. Назовите средство художественной изобразительности, к которому прибегает поэт в первой строке стихотворения («облаков летучая гряда»).

В9. Каким размером написано пушкинское стихотворение?

В10. Укажите приём усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:

Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис…

В11. Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической «эмблемой» («звезда печальная, вечерняя звезда»)?

В12. Укажите название стилистического приёма, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков («влачил задумчивую лень»)

С1. Как переданы в стихотворении переживания лирического героя?

С2 . Какие произведения русской лирики тематически перекликаются с данным стихотворением? Свой ответ обоснуйте.

В8. метафора

В10. анафора, повтор

В11. символ

В12. аллитерация, звукопись.

В поле чистом серебрится
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.



Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»

А.С.Пушкин

В8 . Как в литературном произведении называется разновидность описания, с помощью которого автор создаёт поэтическую картину русской зимы:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

………………….

Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

В9. Вторя, третья и четвёртая (незавершённая) строфы стихотворения А.С.Пушкина начинаются со слова «пой». Как называется подобный художественный приём?

В10. Укажите термин, которым в литературоведении называют стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строфе.

В11 . Из текста стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…» выпишите два наречия, определяющие, как именно поэт вслушивается в пение ямщика.

В12. как называется средство художественной выразительности, встречающееся в стихотворении А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится…»(«в поле чистом», «песня удалая», «месяц ясный» ), и позволяющее говорить о связи этого произведения с традициями русского фольклора.

С3. Назовите основные темы и мотивы стихотворения «В поле чистом серебрится…».

С4 . Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ дороги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

Ответы:

В9. анафора, единоначатие

В10. аллитерация, звукопись

В11. молча, жадно

В12. постоянные эпитеты, устойчивые фольклорные сочетания

«Осень»

Привычная русская природа здесь увидена двойным зрением. С одной стороны, она поэтизируется, описывается поэтически-высоким слогом; отсюда “пышные” эпитеты (“Люблю я пышное природы увяданье, // В багрец и золото одетые леса”), олицетворения (осень – нелюбимое дитя; см. характеристику Татьяны в “Евгении Онегине”), развёрнутые сравнения (осень – чахоточная дева, VI строфа). С другой стороны, стихотворение отличается предметной конкретностью в изображении меняющейся природы:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи –

в нём подчёркивается органическая связь природы с повседневным бытом:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой приходит голод.

В “Осени” “высокий” стиль гармонически сочетается с “низким” (“Я снова жизни полн” – здесь тон повышенный, поэтический; и тут же резкий ход “вниз”: “...таков мой организм // (Извольте мне простить ненужный прозаизм)”; повседневное и будничное прекрасно уживаются (в одной строке). Такова жизнь, таково и стихотворение. В поэзии того времени привычно аллегорическое понимание осени как горького итога жизни (см. “Осень” Е.А. Баратынского). В “Осени” Пушкина описание природы становится сложным и противоречивым (как сама жизнь), обогащённым тонкими и разнообразными смысловыми оттенками. Так, в осени отмечены, с одной стороны, болезненность и отчуждённость, с другой – нарядность и праздничность. Осень описывается то как пограничное состояние природы между жизнью и смертью, то как время задумчивости и меланхолии, то как пора бодрости и здоровья, молодости и счастья. И вот неожиданность: едва ли не впервые в мировой поэзии указано на физиологическую связь природы и творчества.

«Вновь я посетил…»

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни - там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Произведение завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. Творчество Пушкина развивалось в направлении к реализму. Этим объясняется точность и простота деталей пейзажа.

В основе стихотворения “Вновь я посетил” – раздумья о смысле бытия. Образ Времени как философской категории помогает поэту передать эти раздумья. Перед нами прошлое, настоящее и будущее. Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” трех времен, единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли. И лирический герой стихотворения “покорен общему закону”. Так выражается у поэта христианский взгляд на жизнь и смерть. Все в мире разумно, целостно. Вечен и человек, если попадает в ритм законов Бытия. Мысль о “вечной разумной жизни” воплощает художественный образ дерева, листьев. Мы, все люди, как листья на деревьях. Листья опадают, а дерево остается. Весной появляются новые листья, как новые поколения людей. Человек остается в мире и через семью, детей, через память. Мотив памяти звучит в 1 и 3 частях стихотворения, где возникают картины прошлого и будущего.

Память – соединительная нить между ними. Носителем памяти о прошлом выступает сам лирический герой стихотворения; память его хранит дорогие сердцу образы: “опальный домик”, облик няни, “холм лесистый”, озеро, “иные берега, иные волны”. Обыденное становится для него символом вечности. В 3 части стихотворения носителем памяти становится внук. И это прекрасно, считает поэт. И он приветствует это “племя, младое, незнакомое”. Смысл жизни – в этой памяти потомков. Мы все – часть друг друга. Мы все едины: человек с человеком, человек с природой, поэтому не распадается связь времен, и жизнь человека имеет смысл, она неподвластна смерти. Христианский взгляд на мир – это любовь к жизни, спокойное и мудрое приятие смерти как общего закона бытия. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Быть “покорным общему закону” – значит принять разумность Бытия. Это путь к любви, гармонии, Богу. К такому восприятию жизни человек идет всю свою жизнь и сам учится этому, а “обучившись”, обретает вечность. “Любовному благоволению “ко всему живому, как творению и образу Божию”, с великой мудростью учит нас Пушкин.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!

«Вновь я посетил...» лишено обилия тропов, сложных образов . В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал ), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак ), славянизмам (златых, брегам, главу, младая ). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.

Стихотворение написано безрифменным пятистопным ямбом.

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» написано в имении братьев Давыдовых Каменке (сегодня Черкасская область). Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н.Н.Раевского, героя 1812 года и брата Давыдовых. На берегу реки Тясмин в Каменке Пушкин написал стихотворение - воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.

Когда в Екатеринославе поэт в начале лета 1820 г. сильно простудился, проезжавший на Кавказ Раевский уговорил Инзова (начальника Пушкина по службе) отпустить его для лечения на Кавказ.

На обратном пути на три недели остановились в Гурзуфе. О пребывании там Пушкин вскоре написал брату как о «счастливейших минутах жизни». Но 21-летний Пушкин утаил от брата свою влюблённость в 15-летнюю Марию Раевскую. По-видимому, сёстры Раевские рассказывали Пушкину о том, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют «звездой Марии»…

Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину спрашивает разрешения напечатать стихотворение в альманахе «Полярная звезда». Пушкин соглашается, но просит не печатать три последних стиха, в которых зашифровано имя той, кому посвящено его произведение!

Бестужев не выполнил воли поэта. Пушкин писал ему в 1824 г.: «Вообрази моё отчаяние, когда я увидел их напечатанными – журнал может попасть в её руки. Что ж она подумает?.. Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики».

К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далёким воспоминанием. Мария была помолвлена с молодым генералом, князем Сергеем Волконским.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» - романтическая элегия. Звезда, восходящая над «увядшими равнинами» и над обрывистыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, «где всё для сердца мило». Романтический пейзаж вызывает в памяти образ «юной девы», которая стала причиной «сердечной думы» лирического героя.

В одном автографе стихотворение названо « Таврическая звезда » , в другом, вместе с несколькими другими стихотворениями - « Эпиграмма во вкусе древних » .

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 16 строчек и 3 почти равных по длине предложений. Каждое предложение – отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены образом вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и теперь - «знакомое светило». К ней обращается лирический герой.

Первая часть – унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть – это крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюблённости лирического героя и намекает на личность возлюбленной.

Тема стихотворения – светлая печаль о прошедшей любви. Основная мысль: всё, что было в жизни, остаётся частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом со множеством пиррихиев. Речь плавная, близка к разговорной. Мужская и женская рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко. Рифмовка парная. Всего в стихотворении 8 двустиший.

Тропы и образы

Стихотворение строится на развёрнутом олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда - посредник между лирическим героем и его возлюбленной, «девой юной». Венера, «звезда Марии» – тёзка возлюбленной. Глядя на звезду, лирический герой вспоминает деву.

Олицетворения делают природу живой и чувствующей: дремлющий залив, дремлет мирт, свет звезды разбудил думы . Одухотворяют природу метафорические эпитеты: звезда печальная, стройны тополы, нежный мирт .

В стихотворении есть метафоры летучая гряда облаков, луч осеребрил равнины, сладостно шумят волны . Эти образы делают пейзаж романтическим, как и эпитеты чёрных скал вершины, небесная вышина, мирная страна, полуденные волны, сердечная дума, дева юная .

Старославянизм в метафоре над морем я влачил задумчивую лень даёт возможность в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и праздности.

Метонимия увядшие равнины определяет время происходящего. Стихотворение описывает одно время суток, но разные места (Каменку и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток – вечер, момент восхода Венеры. Именно она пробуждает воспоминания о любви.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 18.

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…».

Цель :

    закрепить знания учащихся об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха; проанализировать содержание стихотворения А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»; выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро»;

    формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развивать речь учащихся;

    формировать чувство прекрасного, умение видеть красоту и радость в окружающем.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Жанр элегии.

2.Двусложные размеры стиха.

3.Выполнение задания 2, стр.162.

III. Изучение нового материала.

1.Стихотворение А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

1.1.Сообщение подготовленного ученика «Гурзуф и Каменка в жизни А.С.Пушкина» (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!», стр.153-155).

1.2.Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…».

Кому посвящена элегия?

Назовите имя композитора, написавшего романс на стихи А.С.Пушкина.

1.3. Прослушивание романса Н.А.Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда…» в исполнении С.Я.Лемешева.

1.4. Слово учителя.

Ранним образцом пушкинской пейзажной элегии может служить стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), в котором описание природы распадается на две половины с чётким обозначением рубежа в соответствии с темой-настроением.

В первой – картина сумерек написана в романтическом стиле:

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины…

Во второй части элегии пейзажу Каменки, расположенной на скалистых берегах реки Тясмина, противопоставляется морской пейзаж Гурзуфа.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

1.5.Работа с заданием 2, стр.153.

Может ли печаль быть светлой? Почему?

2.Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

2.1. Слово учителя.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая недалеко от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем и дочерьми Анной Николаевной и Евпраксией Николаевной – подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.

2.2. Выразительное чтение стихотворения.

2.3. Лексическая работа.

Определите значение слов «аврора», «нега».

Аврора (от лат. aura - «предрассветный ветерок», у греков Эос) - богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

Нега - состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.

2.4. Анализ стихотворения.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Попробуйте представить солнечное морозное утро. Опишите ваши впечатления.

2.5. Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.С.Степанова, К.Ф.Юона и др. художников.

2.4. Анализ стихотворения.

Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:

Под голубыми небесами

Необозримыми коврами

Лежит, как саван, белый снег.

Каково лексическое значение слова «саван»?

Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.

Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.

Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. В чём смысл противопоставлений?

Проследим смену эмоционального состояния лирического героя по строфам.

- Как меняется время изображения событий? - Выявим контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы в каждой строфе. Каков смысл этих противопоставлений?

Оформление контрастов эмоционального состояния во внутреннем строении строф в виде таблицы.

- Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?

Чувство лирического героя диссонирует с неполнотой жизни, заметной и в сонной красавице, и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

2.5. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..» (1829).

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня;

Арапники в руках, собаки вслед за нами;

Глядим на бледный снег прилежными глазами;

Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,

Двух зайцев протравив, являемся домой.

Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;

Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;

По капле, медленно глотаю скуки яд.

А мысли далеко... Я книгу закрываю;

Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет... Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:

Стих вяло тянется, холодный и туманный.

Усталый, с лирою я прекращаю спор,

Иду в гостиную; там слышу разговор

О близких выборах, о сахарном заводе;

Хозяйка хмурится в подобие погоде,

Стальными спицами проворно шевеля,

Иль про червонного гадает короля.

Тоска! Так день за днем идет в уединенье!

Но если под вечер в печальное селенье,

Когда за шашками сижу я в уголке,

Приедет издали в кибитке иль возке

Нежданная семья: старушка, две девицы

(Две белокурые, две стройные сестрицы), -

Как оживляется глухая сторона!

Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Сначала косвенно-внимательные взоры,

Потом слов несколько, потом и разговоры,

А там и дружный смех, и песни вечерком,

И вальсы резвые, и шёпот за столом,

И взоры томные, и ветреные речи,

На узкой лестнице замедленные встречи;

И дева в сумерки выходит на крыльцо:

Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!

Но бури севера не вредны русской розе.

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!

Что возвращает поэту ощущение полноты жизни?

«Бледный снег» останавливает поток жизни. Жизнь лишается поэзии: «Стих вяло тянется, холодный и туманный». И только любовь возвращает ощущение полноты жизни: «Как жизнь, о Боже мой, становится полна!»

IV. Подведение итогов урока.

Что объединяет эти стихотворения?

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…» (по выбору).

Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением - романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?

Какой эпизод запомнился вам более всего?

Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

3.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение о генерале Я.П. Кульневе;

Подготовить сообщения об усадьбах Архангельское, Михайловское, Петровское, Кистенево, Болдино.

Пейзажная лирика помогает наглядно увидеть картину природы, но в то же время понять лирического героя, как, например, можно увидеть в одном из произведений А. С. Пушкина, если провести анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда...». Настроение и гармонирует с окружающим миром, лирический герой находится в том состоянии, когда все вокруг цветет, радуется прекрасному времени года. Но бывает и так, что в стихотворении противопоставляются состояния души и природы.

История

Анализ стихотворения "Редеет облаков летучая гряда" необходимо начать с упоминания истории его создания. Когда Пушкин находился в имении братьев Давыдовых, в 1820 году, он написал данное произведение.

Написанию стихотворения предшествовало знакомство юного 21-летного поэта с 15-летней Он встретил ее, когда гостил у в Гурзуфе.

Спустя годы юношеское увлечение казалось молодым, милым и далеким воспоминанием. Каждый пошел своей дорогой. Но когда Пушкину написал Александр Бестужев с просьбой о размещении стихотворения в журнале, поэт попросил не печатать последние строчки, ведь в них было зашифровано послание. Однако Бестужев не послушал и разместил произведение полностью, отчего Пушкин был в отчаянии, как написал в письме своему другу.

Основная мысль, жанр и композиция

Тема стихотворения спрятана в словах "печальный", "дремлющий", "нежный", "сердечной", что говорит о светлой печали прошедшей любви. Природа только помогает нежные чувства, пробуждать их, вызывая лишь только положительные эмоции. На основе этих слов можно увидеть главную тему и заложенную мысль.

Анализ стихотворения "Редеет облаков летучая гряда" показывает, что произведение состоит из 16 строк, где каждое предложение - это новая картинка и мысль.

Стихотворение разделено на три части, на три состояния души:

  • первая часть - унылый пейзаж, когда герой находился в грустном состоянии и еще не встретил любовь;
  • вторая часть - воспоминания;
  • третья часть - состояние влюбленности и обращение к своей возлюбленной.

Находясь в юношеском возрасте, Пушкин написал "Редеет облаков летучая гряда". Анализ стихотворения позволяет определить жанр произведения как романтическую элегию, когда поэт смотрел на пейзаж, который вызывал у него в памяти образ юной особы, и то время и место, "где все для сердца мило", которое он провел на берегу реки Каменки.

Плавная речь, мужская и женская рифмы, восемь двустиший - и все это написано шестистопным ямбом.

Интересно, что стихотворение имело несколько названий: "Таврическая звезда", "Эпиграмма во вкусе древних" - но так и осталось без названия, за основу которого были взяты первые строчки.

"Редеет облаков летучая гряда": анализ стихотворения, тропы

Гармония с природой - это состояние лирического героя, он смотрит на пейзаж и видит образ возлюбленной, а значит, поэт использовал в произведении олицетворение, сравнивая звезду с девушкой. Использование олицетворения делает природу живой и чувственной, она будто понимает героя и навевает прекрасные воспоминания прошедшего мгновения. Из-за использованного приема не создается ощущения какой-то потерянности, нет грусти, печали, а лишь светлое воспоминание, которое было у каждого, и, как лирический герой, он вспоминает это время с улыбкой.

Анализ стихотворения "Редеет облаков летучая гряда" помогает увидеть и другие тропы, такие как эпитеты (небесная вышина, печальная звезда, черных скал вершины), метафоры (луч осеребрил равнины), старославянизм (над морем я влачил) и метонимия (увядшие равнины).