Биографии Характеристики Анализ

Леонид николаевич трефолев. Трефолев леонид николаевич

Трефолев Леонид Николаевич (9.09.1839-28.11 .1905), поэт. Родился в г. Любиме ныне Ярославской области в небогатой помещичьей семье. Окончил Ярославскую гимназию (1856). Был помощником редактора, а в 1866-1871 - редактором «Ярославских губернских ведомостей», где опубликовал свое первое стихотворение (1857). После 1872 занялся земской деятельностью, увлекался краеведением. В своем творчестве Трефолев показал положение крестьянства (стихотворения «Обоз», «Батрак», «Деревенская долюшка-доля», «На бедного Макара шишки валятся»), городской бедноты (стихотворения «Грамотка», «Шут», «Честный должник»), тяжелую долю женщины (стихотворения «Красные руки», «Таинственный ямщик», «Дуня»).
С 70-х Трефолев стал выступать с сатирическими стихами в «Искре», «Будильнике» и «Осколках», обличая как либералов, так и патриотов (М. Н. Катков , К. П. Победоносцев , П. П. Цитович) и даже самого царя (стихотворения «Царь наш - юный музыкант», «Музыкант», «Александр III и поп Иван»). Как и поэты «Искры», Трефолев откликался на злобу дня, тяготел к жанрам песни, куплета, сценки, писал пародийные стихи. Образ писателя-гражданина запечатлен в стихах «Памяти Ивана Захаровича Сурикова», «Памяти сатирика М. Е. Салтыкова», «Мы собрались почтить певца» (о Н. А. Некрасове ) и др. Трефолев часто пользовался жанром стихотворной новеллы, включавшей бытовые сценки и живой народный диалог, обращался к фольклорным мотивам. Широко известными, популярными в народе стали песни на стихи Трефолева: «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике», «Ямщик» («Когда я на почте служил ямщиком…») и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Пережил своих собратьев по перу, поэтов «некрасовской школы»

Леонид Николаевич Трефолев (1839-1905). Трефолев намного пережил своих собратьев по перу, поэтов «некрасовской школы», он скончался на исходе 1905 года. Застал русско-японскую войну, Цусиму, восстание на броненосце «Потемкин», был свидетелем расстрела 9 января («кровавого воскресенья») и умер в самый канун баррикадных боев на Красной Пресне в дни декабрьского восстания.

Эти события, однако, не отразились в его поэзии. По своим взглядам он остался «шестидесятником». Но и это было великим достоинством. Он сохранил демократизм, пронес его через народнические увлечения, захватившие часть русского общества, и доживал свой век, когда декаденство уводило русскую литературу от народа и борьбы за его права. Не даром «Русское богатство» писало, что Трефолев хранитель «забытых слов», главное из которых - «народ». Это касалось если не всей литературы, то во всяком случае современной поэзии; Трефолев - «рыцарь правды». «Русское богатство» откликалось на вышедший в 1894 г. в Москве сборник «Стихотворений» поэта: «Прекрасное, бодрящее впечатление производит сборник г. Трефолева, - читаем в журнале, - в особенности теперь, в разгар декадентского, символистского, импрессионистского и прочего нытья, опротивившего истинно до омерзения» 1 .

1 . Русское богатство. 1894. № 10. Новые книги. С. 30.

Трефолев считался забытым писателем. Только очень знающие люди помнили и ценили его. К сожалению, Трефолев, окончив Ярославскую гимназию, почти не выезжал из родных мест (он родился в г. Любим, ныне Ярославской области, в небогатой помещичьей семье). Ряд лет он работал в «Ярославских губернских ведомостях», сначала в качестве помощника редактора, а затем и редактора. Годы ушли на земскую деятельность, краеведение. Только незадолго до закрытия «Искры» он начал выступать в ней с сатирическими стихами. Но в основном ему пришлось сотрудничать в типичных для 80-90-х годов развлекательных журналах «Будильник», сначала издававшихся в Петербурге, а затем в Москве, который вели после Н. А. Степанова малозначи-тельные литераторы; печатался и в «Осколках» Н. А. Лейкина, журнале юмористическом, но отличавшимся поверхностной критикой нравов чиновников, купцов.

Трефолев прокладывал курс серьезной гражданской поэзии. Он рисковал, как истинный «некрасовец» писал эпиграммы, обличительные стихи на М. Н. Каткова, К. П. Победоносцева, П. П. Цитовича и даже на самого царя (стих «Царь наш - юный музыкант», «Музыкант», «Александр III и поп Иван»). Не всегда выдерживалась им твердая линия, были колебания, но демократическое направление оставалось основой его поэзии.

В «некрасовской школе» у Трефолева - свое особое место: он - песенник. Песенная традиция идет у него от Некрасова, от «суриковцев» (недаром он написал два стихотворения памяти И. 3. Сурикова ), многое брал из народной поэзии. Особенно прославили Трефолева песни, сочиненные на стихи («Дубинушка», «Песня о камаринском мужике», «Ямщик» («Когда я на почте служил ямщиком»).

Во всяком случае ярославская газета «Северный край» писала о своем земляке в связи с сорокалетием его литературной деятельности и состоявшимся чествованием: «Являясь носителем поэтической традиции Некрасова (...) Леонид Николаевич и в своем творчестве - один из симпатичнейших по содержанию поэтов наших» 1 .

Характернейшей для «некрасовской школы» прием «перепевов» чужих мотивов у Трефолева приобрел особые черты, по сравнению с Курочкиным , Минаевым . В его «перепевах» нет и тени шаржа или пародии. Он «перепевал», углубляя содержание произведения. Все три названных нами стихотворения, ставшие песнями, суть «перепевы». Например, та «Дубинушка», которую мы все знаем с детства, начинающаяся словами: «Много песен слыхал я в родной стороне...», написана В. И. Богдановым, «поэтом «Искры». Напечатана она была в 1865 г. в журнале «Будильник», редактором которого стал Н. А. Степанов, только что отошедший от В. С. Курочкина, чтобы завести свое дело. Этот «Бу-

1 . Северный край. 1899. № 360.

дильник» еще во многом был похоже на «Искру». Богдановскую «Дубинушку» переделал и дополнил демократически настроенный поэт А. А. Ольхин (1895 г.), сделав ее чрезвычайно популярной революционной песней. «Дубинушка» Трефолева, появившаяся в печати в 1867 г., занимает промежуточное положение между богдановским и ольхинским вариантами. Трефолевская «Дубинушка» близка к некрасовским мотивам о Волге - матушке-реке. Перед нами - живая картина бурлацкой жизни:

От Самары до Рыбинска песня одна;
Не на радость она создана:
В ней звучит и тоска, похоронный напев,
И бессильный страдальческий гнев.

Трефолевская «Песня о камаринском мужике» (1867) - обработка давней народной песни «Ах ты, милый мой, (вариант: сукин сын) камаринский мужик, Ты зачем, скажи, по улицам бежишь?» Поэт наполняет стихотворение определенным сюжетным содержанием:

Как на улице Варваринской
Спит Касьян, мужик камаринский.
Борода его всклокочена
И дешевкою 1 подмочена.

Речь идет о мужике Касьяне, загулявшем в день своих именин (Касьянов день празднуется один раз в четыре года, в високосный год, и приходится на 29 февраля). Несмотря на курьезное содержание, стихотворение использовалось в революционной пропаганде - ведь не от хорошей жизни Касьян загулял.

И, наконец, «Ямщик» (1868) - не что иное, как перевод, что и было обозначено в подзаголовке: «Из Владислава Сырокомли» с посвящением неизвестной нам А. Ф. Яровицкой. Трефолев любил этого польского поэта за народность его сюжетов, простой разговорный язык, Трефолеву вообще нравилась славянская поэзия: у него были переводы и переложения из украинской (Шевченко), сербской поэзии. Переводил он также и французских, английских, немецких, датских, ирландских, голландских поэтов. Понравилось ему стихотворение Сырокомли «Почтальон» по жанру «Gaweda gminna» (т.е. местный, сельский «рассказ»), В основе стихотворения - разговор ямщика-почтаря со случайным седоком. Неизвестный композитор положил стихотворение Трефолева в сильно сокращенном виде на музыку.

«Имя Трефолева, - пишет исследователь, - должно быть названо в первом ряду имен поэтов-«некрасовцев», поэтов, подхвативших некрасовский поэтический голос» 2 . Трефолев употребляет разговорный язык, изображает текущие события народной жизни,

1 . Дешевка - дешевая водка.

2 . Айзеншток И. Поэт-демократ Л. Н. Трефолев. 1839-1905. Ярославль. 1954. С. 196.

знает, что главное достоинство поэта - гражданское мужество, честность, неподкупность:

Мой бедный неуклюжий стих,
Плохими рифмами наряжен.
Ты, как овечка, слаб и тих,
Но, слава богу, не продажен.

(«К моему стиху», 1870).

Мы не должны ограничиваться похвалами будничности описаний у демократов. Такие похвалы всегда снисходительно сентиментальны и натянуты. Еще Белинский, Салтыков-Щедрин указывали, что «второстепенные» писатели тоже важны в познавательном и общетеоретическом смысле. Без них, как и без гениальных, нельзя представить себе лицо национальной литературы, внутренние закономерности ее истории. Большое достоинство Трефолева в том, что он изображает «...ту безвестную жизнь масс, где совершаются дела и события, почти всегда находящиеся в явном противоречии с показаниями истории, писанной и щеголяющей именами» 1 . Жизнь и деятельность народных масс и есть подлинная история. Об этом говорил Ф. Энгельс: «Представление, будто громкие политические деяния, есть решающее в истории, является столь же древним, как и сама историография. Это представление было главной причиной того, что у нам сохранилось так мало сведений о том развитии народов, которое проходит в тиши, на заднем плане этих шумных выступлений и является действительной движущей силой» 2 .

Не подходит по отношению к такого рода писателям определение «бытовики». Они описывают те миллионы реальных свершений в народной жизни, при помощи которых двигается история. Возьмем, например, стихотворение Трефолева «Пошехонские леса» (1870). Оно развивает мотив некрасовского «Школьника». И в непроходимое Пешехонье пробился луч света, пришла грамотность. Кругом чудные бесконечные леса, населенные лешими и медведями. Рука не поднимется рубить заповедную сосну или елочку. Зеленый шум сменился другим шумом. Пусть жалуются дикие дебри:

Доля выпала суровая! -
Зашумели глухо елочки: -
Здесь стоит изба тесовая,
Вся новехонька, с иголочки.

Земской школой называется,
Ребятишек стая целая
В этой школе обучается
И шумит, такая смелая!

1 . Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. М., 1937. Т. 8. С. 297.

2 . Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 163.

И мешает нам дремать в глуши,
Видеть сны, мечты туманные...
Хороши ли, путник, - сам реши, -
Эти школы окаянные?

Удостоился чести быть воспетым и пресловутый Макар, который куда-то телят гонял и на которого все шишки валятся. Так и называется у Трефолева стихотворение в девяти частях «На бедного Макара и шишки валятся» (1872), представляющее собой расширенный вариант русской пословицы. Что не задумывает Макар, все у него не ладится: хотел разжиться, кобылу продать, а кобылку украли, пошел бурлачить на кормилицу Волгу, а вернулся с медной гривною, пошел просить отсрочки подати, а отделался побоями. И речь идет не об одном Макаре (как и о Касьяне), - тут вся мужицкая судьба.

Макар все может:

Он и кроток, и смел,
И на все он ходок,
Даже сделать сумел
Петербург-городок.

(«Макар», 1884).

Все, что видим вокруг, все, что построено, посеяно и пожато, - все Макары да Касьяны сделали:

Красны руки, рабочие руки!
Много узнали вы горя и муки.
Много трудились вы ночью и днем...

(«Красные руки», 1882).

Именно рабочего человека называет Трефолев «перлом создания» природы.

Над Землей когда-нибудь да сжалится
Батько-Солнце, светлый чародей,
И Земля пред Солнышком похвалится,
Приютив работников-людей.
На Земле не будет пушек грохота,
Навсегда умолкнет звук мечей,
И народ, сквозь слезы, после хохота,
Позабудет предков-палачей.
Мир-Любовь украсится победою,
И окрепнет царствие Труда...
Это будет, будет... Сердцем ведаю,
Но когда? - Не знаю, господа!

(«Перл создания», 1892).

В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989, с. 83-87.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения. М., 1894;

Собр. стихотворений. М.; Л., 1931;

Неизданные стихи и автобиография // Лит. наследство. Т. 3. М., 1932;

Избранное. [Ярославль], 1951;

Стихотворения. Л., 1958;

[Соч.] // Трефолев Л. Н., Суриков И. З., Дрожжин С. Д. Стихотворения. М.; Л., 1963.

Ах, войдите, милый доктор, вы учились, без сомненья,

Различать все минералы, и металлы, и каменья.

Вас просить я смею:

Повнимательней взгляните, как мне люди порадели,

Удивительные четки люди добрые надели

На больную шею.

Тверды, будто бриллианты, и воды прозрачней, чище,

Эти четки озаряют наше бедное жилище:

Будто солнце блещут, -

И мильонами сияний, чрез мгновение, проворно

Изменяясь, отливаясь, удивительные зерна

Радужно трепещут.

Как головка у булавки, посредине каждой четки

Капля красная из крови, точно у сиротки,

Светится алмазом.

И от них благоуханье к небу ясному струится,

Но внутри их - ты не пробуй - горечь адская таится,

Отравишься разом.

Назови же этот камень. Отвечай мне, доктор. Ну-ка!

Или знать всего не может эскулапская наука?

Мой ученый жалкий!

Мне же сердце подсказало, сердце - вещий мой оратор:

То сухие слезы негра. Вызвал их злодей плантатор

И бичом и палкой.

ТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич - поэт. Род. в г. Любиме, Ярославской губ., в семье мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на страницах "Ярославских губернских ведомостей"). В течение нескольких лет Т. продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений ("Иван Сусанин", "Катанье" и др.) и переводов, в частности из Беранже ("Добрая старушка"). С 1864 стихи Т. начинают появляться в столичной печати - журналах и газетах: "День", "Дело", "Искра", "Развлечение", "Народный голос", "Отечественные записки" (80-х гг.), "Вестник Европы" и др. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть "Ярославских губернских ведомостей". С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя "Вестник ярославского губернского земства". Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в "Русском архиве", "Историческом вестнике" и др. журналах.

Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Т. тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. "Песня рабочих"); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства ("Песнь о камаринском мужике", небольшая поэма "На бедного Макара и шишки валятся" и др.).

Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение "Макар", сказка "Два Мороза Морозовича".

В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества. Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в щедринских "Отечественных записках" была напечатана прекрасная сатира на либерализм ("Буйное вече"). Т. принадлежат также злые эпиграммы на "литературного жандарма" Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.

К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона, Гейне, Гервега, Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика к-рых совпадала с тенденциями гражданской поэзии Т.

Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся "Дубинушка", "Камаринская", "Когда я на почте служил ямщиком" (перевод "Ямщика" В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: "Стих его бьет по сердцу. Это - мастер, а не подмастерье".

ТРЕФОЛЕВ Леонид Николаевич (9(21) сентября 1839, Любим Ярославской губ. — 28 ноября(11 декабря) 1905, Ярославль, похоронен на Леонтьевском кладбище) — русский поэт, переводчик, историк, журналист, краевед.

Родился в семье члена уездного суда, обедневшего помещика Николая Дмитриевича Трефолева. Мать Леонида, Клавдия Петровна, как и Николай Дмитриевич, была страстной« охотницей до книг», библиофилкой. Родители были также и театралами, и Трефолев с детства унаследовал любовь к книгам, к образованию. С 12-ти лет начал« рифмовать», то есть писать стихи. Окончил в Ярославле курс гимназии, хотел продолжить образование в Демидовском лицее, но семья потеряла отца, и надежды на студенческую юность были оставлены.

В 1856 Трефолев поступает на службу в губернское правление, в должности помощника редактора« Ярославских губернских ведомостей». Появляются в печати его первые стихотворения, оригинальные и переводные(Беранже, Гейне и др.). В начале 1860-х годов стихи Трефолева начинают печатать столичные газеты, а затем и журналы. Он скрывает свое авторство за псевдонимами — «Уединенный пощехонец», «Ярославский старожил» и др. Большую творческую помощь юному поэту оказывала жившая в Ярославле Юлия Жадовская. По свидетельству Трефолева, Жадовская давала ему« умные и полезные советы относительно сюжетов, форм и мелодии стихотворений».

В эти годы Трефолев становится также известен как постоянный сотрудник исторических журналов« Древняя и новая Россия», «Русский архив», «Исторический вестник». Через некоторое время он стал редактировать« Вестник ярославского земства». Со времени 1860-х гг., периода расцвета« натуральной школы» в русской литературе, «физиологических очерков», Трефолев унаследовал интерес к человеческим характерам, портретам, художественным деталям, точным фактам. Героями трефолевских стихотворений становятся разорившиеся, опустившиеся чиновники, бурлаки, тянущие лямку от Самары до Рыбинска, семинаристы, крестьяне, провинциальные актеры.

Не случайно 1880-е годы становятся временем сближения Трефолева и молодого Чехова. Трефолев в стихах, а Чехов в прозе открывали новую область в литературе — сферу житейских невзгод, случаев, мелочей. Обыденная жизнь почтового чиновника, уездного фельдшера, дьячка занимает Чехова так же, как занимает Трефолева одиссея камаринского Касьяна на Варваринской улице в Ярославле или письмо-грамотка, полученное крестьянкой Дарьей о гибели мужа на отхожем промысле в Питере. Трефолева волнует, из чего состоит русская жизнь, в чем суть национального характера, его возможностей. В «картинках с натуры», в «картинках из бывшего-отжившего»(подзаголовки трефолевский сочинений) возникает Россия, одержимая« холопьим недугом», Россия в ее паденьях, безделье, скуке, опустошении. Но и в мечтах, в порывах, в подвигах. Впоследствии« Песня о камаринском мужике» и «Дубинушка» Трефолева сделались народными.

Еще в 1864 Трефолев близко познакомился с поляками, сосланными в Ярославль за участие в польском восстании 1863 года. Трефолев изучил польский язык, познакомился с польской поэзией. Особенно увлекло его творчество Людвика Кондратовича, писавшего под псевдонимом Владислав Сырокомля. Один из переводов стал известной народной песней« Когда я на почте служил ямщиком».

В течение пяти лет(1866−71) Трефолев редактировал неофициальную часть« Ярославских губернских ведомостей», под его редакцией газета стала одним из лучших органов провинциальной печати. Он принимал также деятельное участие в редактировании« Трудов ярославского статистического комитета»(где напечатана и обширная монография Трефолева« Странники. Эпизод из истории раскола», обратившая на себя внимание глубокого знатока истории раскола, каким был И.С. Аксаков).

Замечательна была привязанность Трефолева к прошлому своего края. «Архивные источники неисчерпаемы, — признавался он. — Была бы добрая воля провинциальных тружеников да любезное внимание к их трудам со стороны властей, от которых зависит доступ в губернские архивы: это сослужит хорошую службу русской истории». Одним из первых историков Трефолев исследовал журналы Ярославского магистрата XVIII столетия. Ему дорога ломоносовская мысль« о собственных Невтонах и быстрых разумом Платонах». Об отце русского театра Ф. Г. Волкове он написал в очерке« Ярославль при императрице Елизавете Петровне». Рядом с Ф. Г. Волковым в очерках Трефолева — его земляки, ярославцы. Поэт Василий Майков, вольнодумец князь Михаил Щербатов, выдающийся администратор Алексей Мельгунов. Трефолев напомнил ярославцам, что в 1786 здесь вышел в свет первый провинциальный журнал« Уединенный пошехонец», редактировавшийся В. Д. Санковским.

В 1871 Трефолеву пришлось оставить государственную службу и «Ярославские губернские ведомости» из-за обвинений в «политической неблагонадежности». После увольнения он стал работать в земских учреждения. Более 25 лет он редактировал« Вестник ярославского земства». Трефолев был не чужд либеральных иллюзий, но в своих лучших сатирических стихотворениях едко высмеивает либеральную болтовню, процветавшую на разного рода земских собраниях. Его сатира« Буйное вече»(высоко оцененная Салтыковым-Щедриным и напечатанная им в «Отчественных записках») и в наши дни поражает своей актуальностью и злободневностью. Не случайно множество произведений Трефолева было запрещено цензурой. В 1896 Трефолеву было запрещено выступление на вчере памяти Ф. М. Достоевского.

В 1898 Леонид Николаевич организовал работу Волковской подкомиссии по подготовке 150-летнего юбилея театра имени Ф. Г. Волкова и деятельности его основателя. Он стремился придать юбилею русского национального театра всероссийский характер. В 1900(по воспоминаниям М. П. Чехова, брата писателя) на сцене Волковского театра с большим триумфом чествовали и Леонида Николаевича Трефолева в связи с его 60-летием.

У Леонида Николаевича было четверо детей: Владимир, Всеволод, Надежда и Ольга. О Всеволоде, к сожалению, никаких сведений не удалось найти. А Владимир, Надежда и Ольга в 1930-е годы жили вместе, одной семьей, по адресу: ул. Крестьянская(бывш. Екатерининская), д. 7, кв. 4.

В это время сестры уже не работали, были на пенсии. Старшая Надежда Леонидовна(в 1930 году ей было 68 лет), закончила Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге, училась вместе с сестрой Ленина Анной Ильиничной Елизаровой-Ульяновой. В 1935 году, во время широко отмечавшегося в Ярославле 30-летия со дня кончины поэта, в газете« Северный рабочий» упоминалось, что они были не только сокурсницами, но и подругами. До 1914 года Надежда Леонидовна работала заведующей книжным складом Ярославского земства, после революции — в коммунальном отделе, в 1927 году вышла на пенсию. На квартире у Надежды Леонидовны часто собиралась местная интеллигенция, в основном любители музицирования, хозяйка сама неплохо играла на пианино.

Но жилось Надежде Леонидовне, как и многим представителям ее сословия, в ту пору отнюдь не сладко. Еще в 1930 — 1931 годах она вместе с братом Владимиром Леонидовичем попала под следствие якобы за незаконное хранение оружия. Органами ОГПУ с нее была взята подписка о невыезде. Владимир Леонидович находился под следствием(сидел в тюрьме) пять месяцев, после чего его отпустили: подозрения не подтвердились. Ему также вменялось в вину участие в белогвардейском мятеже в Ярославле в 1918 году, на что он отвечал: был на стороне мятежников, но никакого участия в мятеже не принимал.

Родился Владимир Леонидович в 1873 году. Окончил Ярославскую классическую гимназию. До Октябрьской революции работал корректором газеты« Вестник» Ярославского губернского земства, давал частные уроки на дому, увлекался фотографией. После революции служил в различных советских учреждениях, работал счетоводом, конторщиком на ярославских предприятиях: Урочском вагоноремонтном заводе, машиностроительном заводе № 2. 25 апреля 1935 года он поступил на Ярославский автомобильный завод(ныне — ОАО« Автодизель») картотетчиком и помощником бухгалтера по материальной части. И сразу же попал в один из многочисленных списков« социально чуждых элементов». Подобные списки сотрудники заводского отдела кадров составляли ежегодно. В архиве Ярославского моторного завода сохранились учетная карточка, где отмечается, что В. Л. Трефолев — «сын литератора», и трудовая книжка(«трудовой список»), где четко указаны перерыв по службе с 23 декабря 1930 по 13 мая 1931 года и причина этого перерыва — «находился под следствием по ст. 58 УК РСФСР». Последняя запись в трудовой книжке — от 1 марта 1937 года — гласит, что В. Л. Трефолева перевели на должность старшего счетовода. А учетная карточка обрывается записью от 23 марта 1938 года: уволен за невыход на работу более двух месяцев.

На работу Владимир Леонидович выйти не мог: он был расстрелян 3 марта 1938 года. Его арестовали за три месяца до того — 3 января того же года — и предъявили обвинение в том, что он будто бы являлся агентом германо-латвийской разведки. Надежда Леонидовна Трефолева не дожила до этих страшных дней. На следствии Владимир Леонидович упомянет, что она уже умерла(точную дату смерти Н. Л. Трефолевой установить пока не удалось). Среди членов семьи Владимир Леонидович назвал только сестру Ольгу, подчеркивая, что она — инвалид и что ей 64 года. Ему было 65. Реабилитировали В. Л. Трефолева 11 октября 1957 года.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Литература

Материалы к биографии и творческому наследию Л.Н. Трефолева // Литературное наследство, 1932, кн. 3, с. 227-229, 242-246;

Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. - М., 1974-1983. Письма, т.1-5;

Критский П.А. Трефолев // Наш край. - Ярославль, 1907, с. 305-309;

Лосев П. Поэт и историк нашего края // О чем рассказывают улицы: Ярославское кн. изд-во. - Ярославль, 1952;

Айзеншток И. Поэт-демократ Леонид Николаевич Трефолев. - Ярославль: Ярославское кн. изд-во, 1954.

Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели Ярославского края. - Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1990, с 153-169;

Ваняшова М.Г. Записки ярославского старожила и судьба "уединенного пошехонца" // Трефолев Л.Н. Исторические произведения. - Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1991, с. 6-28.

Не предать забвению. Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью. - Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1991, с. 353.

Баршевская И. Автозаводцы в жерновах сталинизма // Не предать забвению. Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т.6. - Ярославль: Верхняя Волга, 2003, с. 541-547.

Баршевская И. Неизвестные Трефолевы // Северный край, 2002, 10 сентября.

Красильников Г. Леонид Трефолев: «И у меня есть сердце» // Северный край, 2009, 17 сентября.

Соч.:

Стихотворения (1864-1893). - М., 1894;

Ярославская старина: исторические очерки. - Ярославль: Ярославское кн. изд-во, 1946;

Стихотворения. / Вступ. ст. и примеч. И. Айзенштока. - Л., 1949 (Биб-ка поэта. Малая серия);

Стихотворения. - Л., 1951 (Б-ка поэта. Большая серия);

Суриков И., Трефолев Л. Стихотворения. - Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1983;

Исторические произведения. - Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1991.

Трефолев (Леонид Николаевич) - поэт и публицист. Родился в 1843 году, в Любиме, Ярославской губернии, кончил курс в ярославской гимназии и ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в ярославском губернском правлении, с 1872 года редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Ярославских Губернских Ведомостях", "Русском Архиве", "Историческом Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 году; стихи его появились в "Деле", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Наблюдателе", "Русском Обозрении", "Русской Мысли" и др. Стих у Трефолева очень бойкий; по характеру своей поэзии ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Трефолева большой известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") - на мотив известной народной песни. Трефолев очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 году издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование" (вып. 1, Ярославль, 1896).

Отличное определение

Неполное определение

Трефолев, Леонид Николаевич

Поэт и публицист. Род. в 1843 г. в Любиме, Ярославской губернии; окончил курс в Ярославской гимназии и Ярославском юридическом лицее. Служил некоторое время в Ярославском губернском правлении, с 1872 г. редактирует "Вестник Ярославского Земства", где поместил массу сведений о местной жизни вообще и земской в частности. Писал много корреспонденций и разных сообщений в местные и столичные издания; поместил ряд статей, касающихся старины и современного состояния края в "Яросл. Губ. Вед.", "Русск. Архиве", "Истор. Вестнике" и др. Как поэт, выступил в 1864 г.; стихи его появились в "Деле", "Отеч. Записках", "Вест. Европы", "Наблюдателе", "Русск. Обозр.", "Русской Мысли" и др. Стих у Т. очень бойкий; по характеру своей поэзия ближе всего примыкает к Некрасову. Из юмористических стихотворений Т. большою известностью пользуются его "Песня о камаринском мужике" ("Как на улице Варваринской спит Касьян мужик камаринский") - на мотив известной народной песни. Т. очень много переводил из славянских и польских поэтов (больше всего из Сырокомли). В 1894 г. издал свои стихотворения отдельной книжкой. Кроме того отдельным изданием вышли: "Заметка о первом провинциальном журнале "Уединенный Пошехонец" (Ярославль, 1882); "Славянские отголоски", стихотворения (Ярославль, 1877); "Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи" (Ярославль, 1866); "Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование" (вып. I, Ярославль, 1896).

{Брокгауз}

Трефолев, Леонид Николаевич

Поэт. Род. в г. Любиме Ярославской губ., в семье мелкого чиновника. В 1856 окончил ярославскую гимназию. В следующем году впервые начал печататься (на страницах "Ярославских губернских ведомостей"). В течение нескольких лет Т. продолжал сотрудничать в этом издании, поместив в нем довольно много стихотворений ("Иван Сусанин", "Катанье" и др.) и переводов, в частности из Беранже ("Добрая старушка"). С 1864 стихи Т. начинают появляться в столичной печати - журналах и газетах: "День", "Дело", "Искра", "Развлечение", "Народный голос", "Отечественные записки" (80-х гг.), "Вестник Европы" и др. Т. почти всю жизнь прожил в Ярославле. С 1866 по 1871 Т. редактировал неофициальную часть "Ярославских губернских ведомостей". С 1872 до смерти служил в земстве, одновременно редактируя "Вестник ярославского губернского земства". Т. много занимался историей Северного края. Его исторические статьи и краеведческие очерки печатались в "Русском архиве", "Историческом вестнике" и др. журналах.

Как поэт Т. сформировался в некрасовской школе. Для лучших произведений Т. характерны мотивы любви к народу, горячего сочувствия его нуждам. В стихах Т. тепло очерчены образы столичной городской бедноты (напр. "Песня рабочих"); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства ("Песнь о камаринском мужике", небольшая поэма "На бедного Макара и шишки валятся" и др.).

Демократической поэзии Т. не свойственна яркая революционная целеустремленность, придававшая такую силу творчеству Некрасова. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, народнического преклонения перед долготерпением крестьянства. Но следует подчеркнуть, что даже в годы мрачной реакции поэта не оставляла вера в могучие силы народа и его грядущее освобождение. Об этом свидетельствуют, в частности, стихотворение "Макар", сказка "Два Мороза Морозовича".

В отличие от многих других поэтов, Т. не сложил оружия в эпоху вырождения народничества. Именно во вторую половину своей деятельности он создал ряд сатир, обличавших современный строй. В 1881 в щедринских "Отечественных записках" была напечатана прекрасная сатира на либерализм ("Буйное вече"). Т. принадлежат также злые эпиграммы на "литературного жандарма" Каткова, Александра III, Победоносцева и других апологетов самодержавия. Эти эпиграммы не могли появиться в печати до революции.

К оригинальным стихотворениям Т. примыкают его многочисленные переводы из П. Дюпона, Гейне, Гервега, Шевченко, Сырокомли и др. поэтов, народная и обличительная тематика которых совпадала с тенденциями гражданской поэзии Т.

Поэтическое мастерство Т. в значительной мере определяется его интересом к народной речи, стремлением отразить песенные размеры и ритмы. Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям, многие стихи Т. приобрели широкую известность в качестве народных песен; сюда относятся "Дубинушка", "Камаринская", "Когда я на почте служил ямщиком" (перевод "Ямщика" В. Сырокомли) и др. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: "Стих его бьет по сердцу. Это - мастер, а не подмастерье".

Лит-ое наследие Т. до сих пор не собрано полностью. Основной сборник его стихотворений крайне не полон и испорчен цензурой. В издание 1931 включены стихотворения, которые не могли быть напечатаны до революции; однако это издание совершенно неудовлетворительно как в отношении обработки текстов, так и, особенно, в отношении сопроводительного аппарата.

Библиография: I. Славянские отголоски [вып. I], Ярославль, 1877; Стихотворения (1864-1893), М., 1894; Собрание стихотворений, ОГИЗ - ГИХЛ, М. - Л., 1931; Неизданные стихи и автобиография, "Литературное наследство", № 3, М., 1932, стр. 227-246; Избранные стихотворения. Вводная статья и редакция И. А. Мартынова. Ярославское областное изд-во, 1937.

II. "Русское богатство", 1894, X (рецензия на сб. 1894); Mихеев В., Л. H. Трефолев и его поэзия, "Северный край", [Ярославль], 1905, № 291 от 8 декабря; Ог-(урц)ов Н., Л. Н. Трефолев (К 10-летию со дня смерти), "Голос" (Ярославль), 1915, № 272 от 28 ноября; Дмитриев С. С., Сотрудничество Л. Н. Трефолева в исторических журналах в кн.: Ярославский край, сб. II (Ярославское естественно-историческое и краеведческое общество. Труды секции краеведения, т. III, вып. 2), Ярославль, 1929; Достоевский А. М., Воспоминания, изд. Писателей в Ленинграде, 1930 [см. по указателю].

III. Огурцов Н. Г., Опыт местной библиографии. Ярославский край, Ярославль, 1924 (см. по указателю. Неполная библиография исторических работ Т. Дополнения см. в статье С. Дмитриева).

В. Жданов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Леонид Николаевич родился 9 (21) сентября 1839 года в городе Любиме Ярославской губернии в семье мелкого чиновника. Окончил курс в Ярославской гимназии (1856) и ярославском Демидовском юридическом лицее. Почти всю жизнь прожил в Ярославле.

С 1856 по 1866 год - помощник редактора, с 1866 по 1871 год - редактор неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей». Служил некоторое время в Ярославском губернском правлении. С 1872 года до смерти служил в Ярославском земстве.

С 1857 года начал печататься в газете «Ярославские губернские ведомости». За несколько лет там были напечатаны его стихи («Иван Сусанин», «Катанье» и др.) и переводы («Добрая старушка» Беранже). С 1864 года Трефолев начинает печататься в столичных изданиях: «День», «Дело», «Искра», «Развлечение», «Народный голос», «Отечественные записки» (в 1880-е), «Вестник Европы», «Наблюдатель», «Русская мысль» и других. С 1872 года редактировал «Вестник Ярославского губернского земства».

В 1900 году и в 1903-1905 годах был председателем Ярославской губернской учёной архивной комиссии.

Леонид Николаевич умер 28 ноября (11 декабря) 1905 года в Ярославле. Похоронен на Леонтьевском кладбище Ярославля.

Краевед

В «Вестнике Ярославского губернского земства» Леонид Николаевич печатал много краеведческих материалов. Исторические статьи и краеведческие очерки Трефолева печатались в «Русском архиве», «Историческом вестнике», и др. журналах.

  • Странники. Эпизод из истории раскола и Увеселения города Мологи. Ярославль, 1866
  • Заметка о первом провинциальном журнале «Уединенный пошехонец». Ярославль, 1882
  • Очерк деятельности ярославского губернского земства. Народное образование. Ярославль, 1896

Журнальные публикации:

Переводчик

Трефолев переводил стихи славянских и польских поэтов (больше всего В. Сырокомли). Перевод стихотворения «Ямщик» («Почтальон») В. Сырокомли под названием «Когда я на почте служил ямщиком» стал народной песней.

Поэт

Как поэт Трефолев сформировался в некрасовской школе. Для ряда его произведений характерны мотивы любви к народу, сочувствия его нуждам. В стихах Трефолева очерчены образы столичной городской бедноты (стихотворения «Песня рабочих», «Грамотка», «Шут», «Честный должник»); но с особенным вниманием он рисует жизнь нищего, задавленного нуждой и трудом крестьянства («Песнь о камаринском мужике», стихотворения «Обоз», «Батрак», «Деревенская долюшка-доля», небольшая поэма «На бедного Макара и шишки валятся» и др.). Показал тяжёлую долю женщин(стихотворения «Красные руки», «Таинственный ямщик», «Дуня»). Однако, поэзии Трефолева не свойственна революционная целеустремленность. В отдельных стихах его (особенно 80-х гг.) звучат ноты уныния, смирения, преклонения перед долготерпением крестьянства.

В 1877 году была издана в Ярославле книга стихов Трефолева «Славянские отголоски». Леонид Николаевич в 1880-е писал политические сатиры как на либералов, так и консерваторов, в том числе эпиграммы на Каткова, Александра III («Царь наш - юный музыкант», «Музыкант», «Александр III и поп Иван»), Победоносцева. Сборник стихов Трефолева, изданный в 1894 году, был сильно укорочен цензурой.

Благодаря простоте языка, напевности, песенным интонациям песни на стихи Трефолева «Песня о камаринском мужике», «Дубинушка», «Когда я на почте служил ямщиком» стали народными песнями.

В 1930-е годы издавались стихотворения Трефолева, в том числе, запрещённые при жизни цензурой.

  • Славянские отголоски (выпуск I), Ярославль, 1877
  • Стихотворения (1864-1893), Москва, 1894
  • Собрание стихотворений, ОГИЗ - ГИХЛ, Москва - Ленинград, 1931
  • Неизданные стихи и автобиография, Литературное наследство, № 3, Москва, 1932
  • Избранные стихотворения. Вводная статья и редакция И. А. Мартынова. Ярославское областное изд-во, 1937.

Память

В 1958 году в Ярославле был установлен памятник Л. Н. Трефолеву на улице, переименованной в его честь (бывшая Варваринская). Имя Трефолева носят ярославская библиотека-филиал № 6 и Ярославская областная премия за достижения в развитии журналистики. В Любиме установлен посвящённый ему памятный знак.