Биографии Характеристики Анализ

Мост подъемный. Конструкции разводных мостов

Страница 2 из 2

Раскрывающиеся мосты

Для таких мостов характерно вращательное движение пролетного строения относительно горизонтальной оси. Однокрылый раскрывающийся разводной мост представляет собой несимметричную систему (рис. 9.1). В закрытом состоянии пролетное строение опирается на опорные части (3) и (4); ось вращения (2) разгружена при помощи специального подклинивающего устройства (6). При раскрывании пролетное строение опирается на ось вращения, а для обеспечения устойчивого положения пролетного строения при этом и уменьшения требуемой мощности двигателей пролетное строение уравновешено противовесом (5). Расчетный пролет L выбирают в зависимости от заданной ширины подмостового габарита с учетом расстояния от центров опирания до граней опор, а также с учетом неполного освобождения подмостового габарита при раскрывании (на 5-10% больше ширины подмостового габарита). Расположение шва (1) проезжей части возможно позади оси вращения или впереди его. Последнее решение имеет преимущества: при любом положении временной нагрузки от нее не возникает отрицательной опорной реакции на опоре, на которой расположен конец крыла; во время раскрывания не образуется щели в проезжей части, через которую в колодец опоры падает грязь с разводного пролетного строения, и не исключено случайное падение человека. Шов проезжей части над главными балками и в этом случае нужно устраивать позади оси вращения, чтобы при открывании главные балки не упирались в конструкцию проезжей части.

Рис. 9.1 - Раскрывающийся мост: L - расчетный пролет моста

Для обеспечения равновесия пролетного строения раскрывающегося моста в любой момент движения необходимо, чтобы центры тяжести крыла, противовеса и ось вращения лежали на одной прямой, а моменты веса противовеса Q и веса крыла G относительно оси вращения были равны. Если противовес расположить в колодце опоры (см. рис. 9.1), потребуется значительная ширина ее. Ширина опоры может быть уменьшена, если противовес разместить между балками или фермами соседнего пролета (рис. 9.2, а) с устройством в опоре открытых ниш, а подклинку дать на конце крыла, притягивая его вниз. Уменьшить ширину опоры можно устройством шарнирного прикрепления противовеса к хвостовой части крыла (рис. 9.2, б). При этом увеличится глубина колодца, в который опускается противовес. Кроме того, если возможен подъем уровня воды выше дна колодца, потребуется гидроизоляция его. К опоре противовес дополнительно присоединяется тягой АВ для обеспечения поступательного движения и предотвращения раскачивания его. Для сохранения равновесия такой системы необходимо, чтобы точка Оʹ подвеса противовеса, ось О вращения и центр тяжести пролетного строения (вместе с хвостовой частью) лежали на одной прямой, а фигура OOʹВА представляла собой параллелограмм (см. рис. 9.2, б).

Рис. 9.2 - Расположение противовеса раскрывающегося пролетного строения

Важен вопрос числа и расположения главных балок разводного пролетного строения с учетом габарита проезда по мосту. Для железнодорожного однопутного моста, а также автодорожного при небольшой ширине проезда нужно ставить две балки. При большой ширине проезда число балок можно увеличить, но целесообразно принимать его четным с тем, чтобы можно было соединять балки связями попарно.

Раскрывающаяся система может быть и с двумя крыльями. Ее иногда применяют по архитектурным соображениям, а экономически целесообразной она может оказаться, если разводной пролет имеет значительную длину (50-70 м). Здесь, как правило, получается экономия мощности механизмов разведения и двигателей, которые должны быть рассчитаны на значительно меньшие нагрузки (хотя и поставлены в двух экземплярах). Ширина опор также может быть уменьшена. Особое внимание нужно обращать на статическую схему пролетного строения в закрытом состоянии. Здесь возможны два основных варианта: соединение концов крыльев при помощи продольно-подвижного шарнира; замыкание пролетного строения в трехшарнирную распорную систему с передачей распора через средний шарнир (рис. 9.3). В первом случае конструкция соединения проста, но жесткость пролетного строения сравнительно мала, при проходе нагрузки возникает перелом профиля проезда над шарниром. Поэтому для железнодорожных мостов это решение неприемлемо. Во втором случае конструкция усложняется и на опоры передается распор, который может быть значительным, так как система получается пологой (f/L ≥ 1/15). Однако конструкция обладает большей жесткостью. От пролетного строения (см. рис. 9.3) распор передается на опору через упор (1), ограничивающий поворот качающейся стойки (2). Пролетное строение немного не уравновешено; при закрывании качающаяся стойка, поворачиваясь, приподнимает его и разгружает ось вращения.

Рис. 9.3 - Распорная система

Возможно соединение концов крыльев замком, способным работать на полный изгибающий момент. Такое решение не реализовано из-за трудности обеспечить достаточно жесткий замок, рассчитанный на значительные усилия, который к тому же можно было бы быстро закрыть и открыть.

Для приведения раскрывающихся разводных мостов в движение применяют электромеханический или гидропривод . Электромеханический привод (рис. 9.4, а) имеет ведущую шестерню (1), которая вращается от электромотора с редуктором и имеет зацепление с зубчатой дугой (2), закрепленной на пролетном строении. Возможен вариант привода с шестерней на пролетном строении и с зубчатым кругом на опоре. Имеет свои преимущества привод с кривошипно-шатунным механизмом (рис. 9.4, б). Здесь ведущая шестерня (1) вращает кривошип (3), усилие передается на пролетное строение через шатун (4). Преимущество этого привода - нулевая скорость поворота пролетного строения в начале и конце движения. Гидропривод (рис. 9,4 в) состоит из гидроцилиндров (5) и насосных установок. В гидроцилиндре имеется поршень (6), шток которого шарнирно присоединен к пролетному строению (7). Гидроцилиндр также шарнирно присоединен к опоре. Подавая под давлением масло в полость над поршнем или под ним, можно создавать усилие, необходимое для приведения в движение пролетного строения. Гидроцилиндры имеют диаметр до 500 мм, давление масла до 10 МПа и развивают усилие до 2000 кН.

Рис. 9.4 - Привод раскрывающихся мостов

Откатно-раскрывающиеся мосты

Пролетное строение такого моста (рис 9 5) при разведении откатывается по специальному пути катания (1), опираясь на него кругом катания (2), прикрепленным к пролетному строению, которое совершает плоско-параллельное движение. Поворачиваясь в вертикальной плоскости и откатываясь назад, оно полностью освобождает отверстие разводного пролета, что является преимуществом этой системы.

Рис. 9.5 - Откатно-раскрывающийся мост

Вертикально-подъемные мосты

Пролетное строение вертикально-подъемного моста (рис. 9.6) при разведении перемещается поступательно в вертикальной плоскости. Для этого служат башни (4), которые опирают на специальные опоры или на соседние пролетные строения. На башнях укрепляют шкивы (2) через которые проходят тросы (1). Тросы соединяют подъемное пролетное строение с противовесами (3), которые при раскрывании моста опускаются вниз. Высоту подъема h п пролетного строения определяют как разность высот подмостового габарита в разводном пролете в закрытом h 3 и в раскрытом h p состояниях - причем высота h 3 может быть приближенно принята равной высоте подмостового габарита в неподвижных судоходных пролетах. При предварительном определении высоты башен оставляют запас а , равный 3-5 м.

Рис. 9.6 - Вертикально-подъемный мост

Назначая размеры башни, заботятся об устойчивости ее против опрокидывания как вдоль так и поперек моста. Значительные растягивающие усилия в ногах башни нежелательны. Поэтому длина основания башни при расположении ее на соседнем пролетном строении обычно назначается около 1/6 H, а при опирании на опоры - 1/4÷1/5 H; ширина башни поперек моста, как правило, не менее 1/6 H.

Кроме основной разновидности вертикально-подъемных мостов с подъемом всего пролетного строения на специальных башнях, применяли системы с поднимающейся конструкцией проезжей части при небольшой высоте подъема h п, с пролетным строением, опускающимся под воду, и в других редких случаях.

Подъемное пролетное строение может иметь сквозные или сплошные главные фермы. Для железнодорожных мостов, как правило, применяют две главные сквозные фермы с ездой понизу, а для автодорожных используют также и другие типы конструкций, например пролетное строение с ездой поверху и с несколькими главными балками. В этом случае потребуются мощные поперечные балки, за концы которых будут закреплены тросы противовесов. Пролетное строение со сквозными главными фермами может иметь ту же конструкцию, что и типовое пролетное строение обычного неподвижного моста.

Дополнительно требуются лишь элементы опорной стойки и верхнего пояса в первой панели. К образуемому ими верхнему узлу прикрепляют поперечную подъемную балку.

Башни в большинстве случаев состоят из двух продольных ферм, включающих в себя передние и задние стойки и решетку, и двух ферм связей, расположенных в поперечных плоскостях. Фермы связей в нижней части представляют собой порталы для обеспечения проезда. Наверху устраивают оголовки в виде системы балок, воспринимающих нагрузку от шкивов и передающих ее на башни. Передние стойки башен вертикальны, задние обычно наклонны или очерчены по ломаной. Расстояние между осями передних стоек в поперечном направлении, как правило, равно расстоянию между осями главных ферм подъемного пролета или соседнего с подъемным (если башня располагается на соседнем пролетном строении). Ширину башни поверху в продольном направлении принимают минимальной, недостаточной для свободного движения противовеса внутри башни. Понизу башня должна иметь ширину, достаточную для обеспечения ее устойчивости против опрокидывания. Если к разводному пролету примыкают небольшие пролеты, то башни ставят на сближенные опоры. Если пролетные строения в соседних пролетах имеют большую длину, то башни располагают на них (см. рис. 9.6). Иногда при небольшой высоте подъема и значительной высоте соседних пролетных строений оказывается возможным обойтись без башен, расположив оголовки и шкивы на верхних поясах соседних пролетных строений. Подъемные тросы, перекинутые через шкивы и связывающие подъемное пролетное строение с противовесом, прикрепляют к пролетному строению при помощи поперечных подъемных балок.

Оголовок башни (рис. 9.7) представляет собой балочную клетку, воспринимающую нагрузку от шкивов и передающую ее в узлы башни. Шкивы (1) опираются своими осями через подшипники (2) на продольные балки (3). Каждая продольная балка одним концом располагается на передней поперечной балке (4), прикрепленной к передним стойкам (5) башни, а другим концом соединена с задней поперечной балкой (6). В местах передачи на балки сосредоточенных усилий ставят ребра жесткости. Чтобы продольные балки (3) были устойчивы и хорошо противостояли горизонтальным ветровым и случайным нагрузкам, их поперечное сечение можно сделать коробчатым или укрепить места опирания на переднюю поперечную балку при помощи кронштейнов.

Рис. 9.7 - Конструкция оголовка башни

Вертикально-подъемные мосты обладают значительной жесткостью. В качестве подъемных пролетных строений могут быть использованы типовые конструкции с незначительными изменениями. Система достаточно экономична, если высота подъема не слишком велика. Недостаток - наличие башен, ухудшающих внешний вид моста.

Для приведения вертикально-подъемных мостов в движение, как правило, используют электромеханический привод. Электрические лебедки приводят в движение пролетное строение при помощи системы блоков и тросов, закрепленных за пролетное строение и башни. Лебедки можно размещать на пролетном строении, тогда синхронность их работы можно легко обеспечить. Находит применение привод, при котором электромоторы с редукторами размещают на башнях, а усилие от ведущей шестерни передается непосредственно на зубчатый венец шкива. Это устройство надежно в работе, но требует синхронизации вращения шкивов на обеих башнях, что можно обеспечить при помощи специальной электрической системы, связывающей электродвигатели привода (электрический вал).

Поворотные мосты

Такие разводные мосты имеют пролетные строения, поворачивающиеся вокруг вертикальной оси. В разведенном состоянии пролетное строение располагается вдоль реки, открывая для судоходства обычно два одинаковых пролета. Одной из разновидностей может служить поворотный мост (рис. 9.8) с опиранием пролетного строения на катки (2) при помощи центрального барабана (4), прикрепленного к пролетному строению. Катки перекатываются по кольцевому пути (5), уложенному на опоре (6). Для центрирования пролетного строения и катков служит неподвижная ось (3), не несущая вертикальной нагрузки. На крайних опорах установлены подклинивающие устройства (1), воспринимающие на себя часть постоянной нагрузки в закрытом состоянии.

Рис. 9.8 - Поворотное пролетное строение

Поворотные мосты сравнительно просты по конструкции, имеют достаточную жесткость и в разведенном состоянии не стесняют габарита для прохода судов по высоте. Недостатки их - опасность навала судов на пролетное строение и как следствие замедление прохода судов, а также значительная ширина центральной опоры. Выбирая систему поворотного моста, нужно иметь в виду, что при опирании пролетного строения на катки, они работают и под эксплуатационными нагрузками. Чтобы предупредить быстрый износ катков, необходимо ставить их довольно много; диаметр круга катания получается значительным и размеры центральной опоры возрастают. Катки подвержены неравномерному износу, а замена их связана с подъемкой пролетного строения. Требуется точное выравнивание кругового пути под катками, в противном случае резко возрастают сопротивления движению и износ катков.

Расстояние между главными фермами пролетного строения при езде поверху принимают равным 2,5-3,5 м, а число главных ферм - в зависимости от габарита проезда на мосту. В случае стесненного подмостового габарита применяют пролетное строение с ездой понизу с двумя главными фермами. Главные фермы могут быть сквозными или сплошными; как правило, при пролетах до 50 м преимущество имеют сплошные главные фермы. Высота главных ферм обычно увеличивается к центральной опоре, где достигает примерно 1/8-1/15 L; в середине пролета высота главных ферм около 1/10-1/20 L.

Для поворота пролетного строения может быть использован электромеханический или гидравлический привод, аналогичный применяемым для раскрывающихся мостов с той разницей, что вращение здесь происходит относительно вертикальной оси.

Приведенными примерами не исчерпывается все многообразие систем и разновидностей разводных металлических мостов. В подходящих условиях могут быть применены раскрывающиеся мосты с расположением противовеса над проезжей частью (что сокращает размеры опоры), а также коромысловые раскрывающиеся мосты. При длине разводного пролета более 50 м во многих случаях оказываются целесообразными сквозные фермы. При стесненном подмостовом габарите в закрытом состоянии уместно разводное пролетное строение с ездой понизу.

Пример конструкции раскрывающегося разводного моста

Конструция разводного городского моста, обеспечивающего пропуск морских судов при подмостовом габарите шириной 55 м и высотой 60 м, разработана Ленгипротрансмостом. Разводная часть перекрыта однокрылым раскрывающимся пролетным строением, имеющим в закрытом состоянии расчетный пролет 60,4 м. Угол раскрытия, равный 77°, обеспечивает подмостовой габарит (рис. 9.9). Подклинка хвостовой части не применена. В закрытом состоянии пролетное строение опирается на неподвижную опорную часть концом крыла (1) на шарнирную стойку, расположенную на одной вертикали с осью вращения, и представляет собой простую балку на двух опорах с консолью, на которой размещен противовес. Устойчивое положение крыла в закрытом состоянии, а также разгрузка оси вращения обеспечиваются за счет неуравновешенности крыла при раскрывании (момент от неуравновешенных сил 6 МН∙м). Такое решение потребовало увеличения мощности привода, но зато упростило конструкцию ввиду отсутствия механизмов подклинки.

Рис. 9.9 - Раскрывающееся разводное пролетное строение: 1 - очертание подмостового габарита; 2 - крыло в раскрытом положении; 3 - ось вращения; 4 - противовес; 5 - опорная стойка; 6 - крыло в закрытом положении

Мост с шириной проезжей части 18,5 м рассчитан на четырехполосное автомобильное движение. Кроме того, предусмотрены два тротуара по 2,25 м рис. 9.10). В поперечном сечении пролетное строение имеет четыре главные балки сплошного сечения и ортотропную плиту проезжей части в виде горизонтального листа толщиной 12 мм, усиленного продольными ребрами 80×10 мм через 400 мм и поперечными балками высотой 500 мм, поставленными через 2200 мм. Стенки главных балок имеют толщину 12 мм (в хвостовой части - 20 мм) и усилены продольными и поперечными ребрами жесткости. Материал пролетного строения - стали классов С-35 и С-40. Два противовеса расположены между главными балками. По обе стороны от пар балок размещены гидроцилиндры привода. В раскрытом состоянии противовесы опускаются в колодец опоры, низ которого находится на 3,5 м ниже уровня воды в реке. Поэтому особое внимание обращено на гидроизоляцию колодца: нижняя его часть защищена от проникания воды сплошным кожухом из стали толщиной 10 мм, усиленным ребрами жесткости. Кожух сварен и проверен на водонепроницаемость до бетонирования опоры.

Рис. 9.10 - Поперечный разрез у противовесов: 1 - главные балки; 2 - противовес; 3 - ось гидроцилиндра

Во время раскрывания и в раскрытом состоянии крыло опирается на оси вращения, раздельные для каждой главной балки (1); применены роликовые двухрядные самоустанавливающиеся подшипники (2) (всего 8 шт.), допускающие статическую нагрузку до 4,9 МН (рис. 9.11). Вес крыла с противовесом составляет приблизительно 24 МН.

Рис. 9.11 - Расположение основных механизмов

Пролетное строение приводят в движение при помощи гидропривода. Гидроцилиндры (3) расположены в поперечном сечении в четырех плоскостях вертикально и создают пару сил с плечом 3,4 м, поэтому во время их работы не происходит дополнительной перегрузки оси вращения. Штоки гидроцилиндров шарнирно прикреплены к пролетному строению, в состав которого включены специальные поперечные балки (7) с кронштейнами (8). В помещении внутри опоры разводного пролетного строения размещены основные наносные установки, обеспечивающие раскрытие за 4 мин, а также запасные насосные установки, работающие от автономной электростанции.

Опорные стойки (9), на которые опирается пролетное строение в закрытом состоянии, служат одновременно механизмом для разгрузки осей вращения крыла (рис. 9.12). При раскрытом крыле стойки расположены наклонно, а пролетное строение опирается на оси вращения. Во время закрывания, при подходе крыла к горизонтальному положению, стойка при помощи специальной тяги подводится к крылу и вступает в зацепление с опорной частью, прикрепленной к нижнему поясу главной балки. В этот момент опорная стойка имеет небольшой наклон к вертикали, а крыло - к горизонтали. При дальнейшем движении, которому способствует неуравновешенность крыла, стойка встает в вертикальное положение. При этом крыло приподнимается приблизительно на 5 мм, ось вращения разгружается, а в подшипнике оси вращения образуется зазор.

Рис. 9.12 - Опорная стойка: 1 - ось вращения; 2 - зазор под подшипником; 3 - тумба под ось вращения; 4 - опорная стойка после раскрытия; 5 -тяга; 6 - опорная стойка в закрытом положении; 7 - опора

Для смягчения удара при подходе крыла к положению наибольшего раскрытия предусмотрены буферные устройства (6) из резины, а для фиксации крыла в раскрытом положении - автоматические гидравлические замки (5) в виде выдвижных засовов в углублениях на концах главных балок (см. рис. 9.11).

Пример конструкции вертикально-подъемного моста

Конструкция пролетного строения железнодорожного моста разработана Ленгипротрансмостом в 1978 г. По условиям судоходства для прохода крупных судов требуются отверстие моста 40 м и высота подъема 30 м (рис. 9.13).

Рис. 9.13 - Вертикально-подъемное разводное пролетное строение

В качестве подъемного использовано типовое пролетное строение (10) пролетом 44,8 м с добавлением элементов, необходимых для подъема его в положение (9). Башни подъемного пролета расположены на соседних пролетных строениях и имеют сварные элементы с монтажными соединениями на фрикционных болтах (сталь 15ХСНД). Передние стойки башен (6) вертикальные, коробчатые. На них передаются значительные усилия. Наклонные задние стойки (1), как и элементы решетки продольных вертикальных ферм башен, имеют Н-образное сечение.

В поперечных плоскостях поставлены связи (11), и, кроме того, в горизонтальных плоскостях в каждом узле башен - крестовые поперечные связи. Оголовок башни представляет собой балочную клетку, опертую на переднюю (4) и заднюю (2) поперечные балки. На оголовок опираются подшипники шкивов (3), имеющих диаметр 2700 мм. Каждый шкив имеет с одной стороны зубчатый венец, с которым находится в зацеплении ведущая шестерня, приводимая в движение электромотором через редуктор. Шестерни двух шкивов на одной башне расположены на одном общем валу. Для синхронизации подъема обоих концов пролетного строения использовано устройство, называемое электрическим валом и требующее укладки кабелей, соединяющих электродвигатели привода на обеих башнях. Для того чтобы избежать укладки кабелей под водой, применен легкий кабельный мостик (8).

Пролетное строение уравновешивается при помощи противовесов (5), состоящих из металлических каркасов с монолитным бетонным заполнением и съемных железобетонных плит для точной регулировки веса. Предусмотрено подвешивание противовесов к балкам оголовка при помощи стальных лент для разгрузки канатов при ремонте. Подвесные тросы (7) по 10 на каждом шкиве соединяют пролетное строение и противовесы (тип тросов 37-Г-В-ЖС-О-Н-140). Тросы прикреплены к подъемной балке (12), расположенной в узле В1 пролетного строения.

Пролетное строение оборудовано дополнительными устройствами (рис. 9.14). Подвесные тросы прикреплены к подъемной балке (1) через стальные стержни с резьбой, ввинченные в анкерные стаканы (11) и имеющие на концах гайки (3) для точкой регулировки длины каждого троса. Регулировать можно при помощи переставных гидравлических домкратов (4) со специального мостика (5). При подходе тросов к подъемной балке они разводятся по обе стороны ее стальными отклоняющими отливками (2). Для предотвращения раскачивания пролетного строения на тросах во время подъема имеются направляющие устройства в виде восьми обойм с роликами, прикрепленных к пролетному строению. Во время подъемки ролики катятся по направляющим листам башен. В плоскости нижнего пояса в опорных узлах одного конца пролетного строения поставлены обоймы с тремя роликами (9), препятствующие перемещению пролетного строения как в продольном, так и в поперечном направлениях. В остальных опорных узлах верхнего и нижнего поясов поставлены обоймы с одним роликом (10), препятствующие только поперечным перемещениям. Таким образом обеспечены стабильное положение пролетного строения при подъеме и свобода температурных перемещений опорных узлов. К опорной поперечной балке подъемного пролетного строения прикреплены пневматические буферные устройства (8) для предотвращения ударов при опускании пролетного строения. Для точной фиксации пролетного строения в поперечном направлении служит центрирующее устройство (7), прикрепленное к опоре, в которое входит выступ со скосами, присоединенный к опорной поперечной балке.

Рис. 9.14 - Детали разводного пролетного строения

Вес подъемного пролетного строения 2,23 МН; оно уравновешено противовесами не полностью. Пролетное строение тяжелее противовесов на 40 кН, кроме того, неуравновешенная часть тросов при опущенном пролетном строении составляет 66 кН, что создает устойчивое положение пролетного строения в закрытом состоянии. Для дополнительной гарантии против самопроизвольного подъема пролетного строения, например от действия восходящего ветра, предусмотрены пролетные замки. Ригель замка (6) после опускания пролетного строения перемещается при помощи механического привода (12) в продольном направлении и входит в вырезы коробки центрирующего приспособления,

Железнодорожный путь на пролетном строении устроен на металлических поперечинах. Для точного совмещения рельсового пути на разводном и неподвижном пролетных строениях предусмотрены рельсовые замки.

Продолжительность подъема основным приводом 2 мин. Кроме основного, предусмотрены запасной привод с автономной электростанцией (время подъема 17 мин) и ручной аварийный привод (время подъема 150 мин). Мощность основного и синхронизирующего приводов 45 - 22 = 67 кВт.

Полезная модель относится к области мостостроения и может быть использована при возведении автодорожных вантовых разводных мостов, как правило, в городах через широкие судоходные реки. Технической задачей полезной модели является снижение материальных и финансовых затрат на строительство вантового разводного моста, а также использование всех пустотелых стоек пилонов в судоходном пролете одновременно и в качестве подъемных опор для вертикального перемещения разводного пролетного строения до проектного уровня. Техническая задача решена за счет того, что вантовый разводной вертикально-подъемный мост, состоящий из вантово-балочных пролетных строений имеет в судоходном пролете вертикально-подъемное пролетное строение и два пилона с четырьмя пустотелыми стойками, отличается тем, что все стойки пилонов в судоходном пролете используются в качестве подъемных опор, внутри которых размещены противовесы, тяговые лебедки и канатно-полиспастные системы для перемещения вверх пролетного строения. При этом все стойки пилонов вверху жестко соединены между собой по фасаду и поперек моста горизонтальными металлическими балками, которые используются в качестве пешеходных мостов. При этом подъем на них людей осуществляется специальными обзорными лифтами, размещенными снаружи всех стоек пилонов.

Полезная модель относится к области мостостроения и может быть использована при возведении автодорожных вантовых разводных мостов, как правило, в городах через широкие судоходные реки.

Известны различные конструкции больших и внеклассных вантовых неразводных мостов через широкие и глубокие судоходные реки и проливы (Байтовые мосты. А.А. Петровский и др. - М.: Транспорт, 1985. Металлические мосты. Н.Н. Бычковский, А.Ф. Данковцев. В 2-х частях. Саратов, 2005. Инженерные сооружения в транспортном строительстве. В 2-х кН. П.М. Саламахин и др. - М.: Академия, 2008. Вестник мостостроения. Журнал. 2003, 1; 2).

Для обеспечения судоходного габарита по высоте (до 70 м и более) строятся высокие опоры, что требует значительных материальных и финансовых затрат на сам мост и на устройство длинных эстакадных сооружений к ним, чтобы обеспечить проектные уклоны для въезда транспорта на мост. Однако такие решения возможны не всегда из-за отсутствия необходимых территорий, особенно в стесненных условиях городских застроек на берегах водной преграды.

Известна также конструкция металлического вантового однопилонного разводного моста (Патент на полезную модель 118319 от 20.07.2012 г. «Металлический вантовый однопилонный разводной мост»), в которой часть вантово-балочного пролетного строения (ВБПС) над судовым ходом, примыкающая непосредственно к пилону, является раскрывающейся за счет поворота ее вверх вокруг горизонтальной оси с использованием противовесов канатно-полиспастной системы и тяговых лебедок. Указанные элементы размещены внутри обеих полых стоек пилона (железобетонных или металлических).

Основным недостатком вантового моста является следующее: в период разводки моста неразводная часть ВБПС удерживается от горизонтального сдвига ее вантами к пилону специальным жестким металлическим упором, размещенном в устое моста. Кроме того, неразводная часть ВБПС в разведенном положении моста может иметь (как консоль) значительные поперечные колебания (амплитуды) при воздействии ветром, что затруднит процесс разъединения и соединения разводной и неразводной частей ВБПС. Следствием этого может стать невозможность разводки моста при сильных ветрах.

Известны также конструкции разводных вертикально-подъемных мостов (например, через р. Неву, Северную Двину, Свирь и др. реки), в судоходных пролетах которых размещены балочные пролетные строения и две подъемные башни с элементами канатно-полиспастной системы и направляющими для вертикального перемещения пролетного строения [Разводные мосты. В.И. Крыжановский - М.: Транспорт, 1967].

Основным недостатком вертикально-подъемного моста, принятого за прототип является ограничение судоходного габарита по высоте. При высоте башен больше ширины судоходного пролета такие мосты становятся нерентабельными из-за высокой стоимости устройства подъемных башен.

Технической задачей полезной модели является снижение материальных и финансовых затрат на строительство вантового разводного моста, а также использование всех пустотелых стоек пилонов в судоходном пролете одновременно и в качестве подъемных опор для вертикального перемещения разводного пролетного строения до проектного уровня.

Техническая задача решена за счет того, что вантовый разводной вертикально-подъемный мост, состоящий из вантово-балочных пролетных строений имеет в судоходном пролете вертикально-подъемное пролетное строение и два пилона с четырьмя пустотелыми стойками, отличается тем, что все стойки пилонов в судоходном пролете используются в качестве подъемных опор, внутри которых размещены противовесы, тяговые лебедки и канатно-полиспастные системы для перемещения вверх пролетного строения. При этом все стойки пилонов вверху жестко соединены между собой по фасаду и поперек моста горизонтальными металлическими балками, которые используются в качестве пешеходных мостов. При этом подъем на них людей осуществляется специальными обзорными лифтами, размещенными снаружи всех стоек пилонов.

Полезная модель поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлена схема фрагмента вантового моста с судоходным пролетом, где обозначено:

а - разрез стойки пилона с размещенным в ней противовесом, тяговой лебедкой и канатно-полиспастной системой подъема пролетного строения;

б - общий вид по фасаду моста стойки пилона с вантами веерной системы и обзорным лифтом;

в - поперечный разрез моста в судоходном пролете;

г - вид пилонной опоры сверху и частей подъемного и вантово-балочного пролетных строений;

1 - вантово-балочные пролетные строения;

2 - подъемное пролетное строение;

4 - стойки пилонов;

5 - балки жесткости;

6 - панорамные лифты;

7 - обзорные павильоны на оголовках стоек пилонов;

8 - противовес;

9 - тяговая лебедка;

10 - опорная балка;

11 - ролики полиспастов;

12 - консоли подъемных (поддомкратных) балок подъемного пролетного строения;

13 - опорные части;

14 - пилонная опора.

Вантовый разводной вертикально-подъемный мост представляет собой протяженную конструкцию, состоящую из нескольких вантово-балочных пролетных строений 1 и не менее одного вертикально-подъемного пролетного строения 2 в судоходном пролете, а также нескольких пилонных опор 14. Вантово-балочные пролетные строения 1 поддерживаются вантами 3 веерной системы. Стойки пилонов 4 вверху жестко соединены между собой по фасаду и поперек моста металлическими балками.

Вантовый разводной вертикально-подъемный мост работает следующим образом. Подъемное пролетное строение 2 перемещается вверх с использованием противовесов 8, тяговых лебедок 9, канатно-полиспастной системы, состоящей из стальных канатов (тросов), различных роликов 11, часть которых закреплена на опорной балке 10 и на четырех консолях 12 пролетного строения 2.

В нижнем (неразведенном) положении пролетные строения 1 и 2 опираются на опорные части 13, размещенные на пилонных опорах 14 судоходного пролета.

Во время разводки моста пешеходы, а также обслуживающий персонал могут переходить с одной части моста на другую по балкам жесткости 5, на которых устроены настилы и перила. Подъем людей на оголовки стоек пилонов 4 осуществляется панорамными лифтами 6, которые прикреплены к фасадным поверхностям стоек 4. На оголовках стоек 4 могут быть смонтированы павильоны 7 (или навесы) с ограждениями. Эти павильоны (или навесы) могут использоваться также в качестве обзорных площадок.

Масса противовесов, мощность лебедок, полиспасты рассчитываются на основе данных о длине и массе подъемного пролетного строения.

Полезная модель расширяет область использования стоек пилонов и упрощает конструкцию опор в судоходном пролете.

1. Вантовый разводной вертикально-подъемный мост, состоящий из вантово-балочных пролетных строений и имеющий в судоходном пролете вертикально-подъемное пролетное строение и два пилона с четырьмя пустотелыми стойками, отличающийся тем, что все стойки пилонов в судоходном пролете используются в качестве подъемных опор, внутри которых размещены противовесы, тяговые лебедки и канатно-полиспастные системы для перемещения вверх пролетного строения.

2. Вантовый разводной вертикально-подъемный мост по п.1, отличающийся тем, что все стойки пилонов вверху жестко соединены между собой по фасаду и поперек моста горизонтальными металлическими балками, которые используются в качестве пешеходных мостов, при этом подъем на них людей осуществляется специальными обзорными лифтами, размещенными снаружи всех стоек пилонов.

2. ВЕРТИКАЛЬНО-ПОДЪЕМНЫЕ МОСТЫ

2.1. Основные особенности и классификация мостов

вертикально-подъемной системы

В мостах вертикально-подъемной системы разводное пролетное строение движется поступательно в вертикальной плоскости. В большинстве случаев с этой целью с обеих его сторон сооружаются башни, вдоль передних стоек которых и происходит перемещение разводного пролетного строения. Для уменьшения потребной мощности механизмов разводки пролетные строения уравновешиваются, для чего на оголовках башен устанавливаются главные шкивы, через которые перекинуты несущие или противовесные тросы, прикрепленные одним концом к разводному пролетному строению, другим – к противовесу.

Башни могут опираются на отдельно стоящие опоры или на опоры разводного пролета, а также на смежные с разводным стационарные пролетные строения, называемые башенными, если они представляют собой конструкции со сквозными главными фермами с ездой понизу (рис. 2.1, а, б, в).

Рис. 2.1. Башни вертикально-подъемных мостов

а – башня сквозной конструкции, установленная на отдельных опорах; б – сплошностенчатая башня, установленная на опоре разводного пролета; в – башня сквозной конструкции, установленная на смежном башенном пролетном строении; г – безбашенный вертикально-подъемных мост

Имеются безбашенные мосты вертикально-подъемной системы. В таких мостах пролетное строение поднимается при разводке на специальных рамах или на штоках гидроцилиндров, устанавливаемых внутри опор разводного пролета (рис. 2.1, г).

Классификация разводных мостов вертикально-подъемной системы представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Классификация мостов вертикально-подъемной системы

Вертикально-подъемная система разводных мостов обладает рядом ценных качеств. Разводное пролетное строение как в наведенном и разведенном положениях, так и в процессе движения работает по одной и той же статической схеме – разрезной балки, что позволяет получить конструкцию, вполне удовлетворяющую требованиям по жесткости, предъявляемым не только к автодорожным, но и к железнодорожным и совмещенным мостам. По указанной причине разводные пролетные строения по своей конструкции незначительно отличаются от конструкций балочных неразводных пролетных строений такого же пролета, что позволяет применять в качестве разводных пролетные строения, предназначенные для неразводных мостов, в том числе типовые конструкции, с незначительной их доработкой. Относительно небольшое возрастание сопротивления движению разводного пролетного строения с увеличением его длины определяет возможность использования вертикально-подъемной системы для перекрытия практически любых пролетов в области рационального применения разрезных балочных конструкций. Механическое оборудование вертикально-подъемных мостов и его техническое обслуживание в процессе эксплуатации относительно простые, а эксплуатационные расходы сравнительно малы. Никакие элементы конструкций башен и пролетного строений не заходят в пределы разводного пролета, поэтому величина разводного пролета в свету может быть принята равной ширине требуемого подмостового габарита или незначительно превышать ее.

Размеры и конструкция опор разводного пролета отличаются от соответствующих размеров опор неразводных балочных мостов незначительно (за исключением случая, когда башни устанавливаются непосредственно на опорах разводного пролета, а также в безбашенных мостах). Мостовое полотно на разводном пролетном строении не требует специального закрепления.

Неблагоприятный внешний вид мостов вертикально-подъемной системы из-за наличия башен, придающих сооружению чисто утилитарный вид, ограничивает их применение там, где к сооружению предъявляются повышенные архитектурные требования, например, в городах. Другим недостатком является ограничение подмостового габарита по высоте. Кроме того, при большой высоте подмостового габарита становится значительным расход металла на башни, что может привести к заметному увеличению стоимости всего сооружения. Вместе с тем, во многих случаях использование вертикально-подъемной системы оказывается наиболее рациональным.

2.2. Конструкция башен и разводных пролетных строений мостов вертикально-подъемной системы

2.2.1. Особенности конструкций башен

Башни вертикально подъемных мостов могут быть решетчатыми и сплошностенчатыми.

Башни решетчатой конструкции представляют собой пространственные стержневые системы, основными несущими элементами которых являются две пары стоек – передние и задние. По верховому и низовому фасадам передние и задние стойки башен попарно объединяют решеткой, обычно раскосной (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Очертания задних стоек решетчатых башен

а – полигональное по всей длине; б – прямолинейное; в – прямолинейное отдельными участками

С учетом характера работы башен и с целью уменьшения расхода металла в мостах старых проектировок очертание задних стоек башен принималось полигональным с расположением узлов по параболе (рис. 2.3, а). С целью упрощения конструкции и технологии изготовления в настоящее время задние стойки, как правило, делают прямолинейными (рис. 2.3, б). Возможно решение, когда очертание задних стоек делают прямолинейным с различными углами наклона на отдельных участках (рис. 2.3, в).

Между собой пары передних и задних стоек соединяются вертикальными продольными связями, причем распорки связей располагаются в тех же плоскостях, что и распорки решеток по фасадам башен (рис. 2.4, а). При небольшой ширине башен В б, когда ее величина близка к шагу распорок λ , связи устраиваются крестовыми, что характерно для железнодорожных мостов (рис. 2.4, б ). При большой ширине устанавливают две или несколько панелей крестовых связей или переходят к полураскосной решетке (рис. 2.4, в ).

Рис. 2.4. Решетчатые башни

а – раскосная решетка фермы башни; б – крестовая решетка связей; в – полураскосная решетка связей

Сплошностенчатые башни выполняют в виде пилонов, устанавливаемых на верховых и низовых сторонах опор разводного пролета. Обычно верховую и низовую башни на каждой опоре связывают поверху горизонтальным ригелем, образуя жесткую П-образную раму, при этом ригель используют для установки на нем механизмов разводки. Стенки таких башен выполняют из железобетона или металла.

Размеры башен понизу определяются устойчивостью против опрокидывания вдоль и поперек оси моста, а также конструктивными соображениями.

При установке на отдельно стоящие опоры размер башен поперек оси мостаB б должен удовлетворять условиям:

Поперечные размеры сплошностенчатых башен-пилонов определяются необходимостью размещения в башнях противовесов, лестниц и подъемников (лифтов).

Размер башен поверху d б определяется условиями размещения механического оборудования на оголовке. При этом обычно размер башен поверху получается меньше размера понизу: .

В случае задние стойки становятся вертикальными, конструкция башни упрощается, но увеличивается расход металла на башню. Если принять величину d б минимально необходимой, задние стойки могут иметь различное очертание (см. рис. 2.3).

мост над крепостным рвом, поднимающийся в случае нападения неприятеля и преграждающий доступ в крепость. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)


Смотреть значение Подъемный мост в других словарях

Мост — м. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев, для езды и для ходьбы; сплошная постройка поперек реки, либо оврага, для перехода;........
Толковый словарь Даля

Мост — моста (моста обл.), о мосте, на мосту, мн. мосты, м. 1. Сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-н. др. препятствием и дающее........
Толковый словарь Ушакова

Подъёмный — подъем и пр. см. поднимать.
Толковый словарь Даля

Мост М. — 1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т.п. // перен. То, что соединяет что-л., является связующим звеном между кем-л., чем-л. 2. Помост,........
Толковый словарь Ефремовой

Подъёмный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: подъём, связанный с ним. 2. Свойственный подъёму (1,6), характерный для него. 3. Устроенный так, что можно поднять; поднимающийся.
Толковый словарь Ефремовой

Подъёмный — подъёмная, подъёмное. 1. Служащий для подъема (см. подъем в 1 знач.). кран. Подъемная машина. 2. Прил., по знач. связанное с поднятием, подъемом чего-н. вес. Подъемные работы.........
Толковый словарь Ушакова

Банк-мост — -
банк, получивший лицензию на прием активов и пассивов банка-
банкрота.
Экономический словарь

Мост — -а и -а́, предлож. о мо́сте, на мосту́; мн. мосты́, -ов; м.
1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т.п. Железнодорожный м. Понтонный........
Толковый словарь Кузнецова

Кредит-мост — -
краткосрочный
кредит на эксплуатационные
расходы или для урегулирования срочной финансовой проблемы.
Экономический словарь

Подъемный — -ая, -ое.
1. к Подъём. П-ые работы. П-ая сила судна. П. вес. П-ая дорога. П. кран. П. механизм.
2. Устроенный так, что его можно поднять. П-ая рама. П. мост, занавес.
Толковый словарь Кузнецова

Промежуточный Заем; Букв. - Заем-мост — Краткосрочный заем, предоставляемый в ожидании среднесрочного или долгосрочного финансирования.
Экономический словарь

Bridge - Мост — устройство, соединяющее две или несколько физических сетей и передающее
пакеты из одной сети в другую. Используется, чтобы соединять сети, использующие разные
........
Экономический словарь

Мост — Общеславянское слово, восходящее, видимо, к той же основе, что и глагол метать – "бросать". Буквально – "переброшенное через что-то". Согласно другой этимологической........
Этимологический словарь Крылова

Варолиев Мост — (pons Varolii; С. Varolio, 1543-1575, итал. анатом) см. Мост.
Большой медицинский словарь

Адамов Мост — цепь отмелей и коралловых островов между п-овом Индостан ио. Шри-Ланка. Длина 30 км. Согласно легенде, Адам, изгнанный из рая наземлю (на о. Шри-Ланка), прошел по Адамову мосту на материк.

Варолиев Мост — (мост головного мозга), верхняя часть СТВОЛА МОЗГА у человека. Содержит нервные волокна, соединяющие две половины МОЗЖЕЧКА. Являясь нижней частью головного МОЗГА, ствол........

Мост — , в стоматологии - протез, воспроизводящий часть зубов, который закрепляют при помощи крючков на соседних зубах. В зависимости от обстоятельств мост может быть постоянным........
Научно-технический энциклопедический словарь

Мост Уитстона — (измерительный мост), электрическая цепь, используемая для измерения сопротивления; названа по имени Чарльза УИТСТОНА. Состоит из четырех сопротивлений, соединенных........
Научно-технический энциклопедический словарь

Подвесной Мост — , мост, настил которого подвешен на одном или нескольких ТРОСАХ, обычно проходящих через приподнятые пилоны (башни) и прочно закрепленных на концах. Тросы состоят из........
Научно-технический энциклопедический словарь

Подъемный Магнит — , мощный ЭЛЕКТРОМАГНИТ, используемый для поднятия и переноса тяжелых металлических предметов. Такой магнит подвешивают на стрелу крана.
Научно-технический энциклопедический словарь

Вантовый Мост висячий мост, в котором основная несущая конструкция -ферма - выполнена из стальных тросов (вантов).
Большой энциклопедический словарь

Мост Головного Мозга — (pons; PNA, BNA, JNA; син. варолиев мост) отдел головного мозга, расположенный между продолговатым мозгом и ножками мозга.
Большой медицинский словарь

Задний Мост — комплекс узлов самоходных машин (напр., автомобиля,трактора), обычно передающий движителю крутящий момент от карданного валаили коробки передач и вертикальную нагрузку........
Большой энциклопедический словарь

Измерительный Мост — устройство для измерения электрических сопротивлений,емкостей, индуктивностей и т. д. методом сравнения с образцовой мерой;выполнено по схеме мостовой цепи с гальванометром........
Большой энциклопедический словарь

Наплавной Мост — мост на плавучих опорах (понтонах, плотах, баржах).Наводится на широких и глубоких реках, когда устройство моста напостоянных опорах сложно технически и нерентабельно.
Большой энциклопедический словарь

Передний Мост — (передняя ось) - комплекс узлов колесных самоходных машин,воспринимающий через подвеску вертикальную нагрузку от кузова (рамы) ипередающий ее на управляемые колеса,........
Большой энциклопедический словарь

Подъемный Кран — см. Грузоподъемный кран.
Большой энциклопедический словарь

Разводной Мост — имеет подвижное пролетное строение (поворотное,вертикально-подъемное, раскрывающееся, коромысловое, откатное), обычносооружаемое для пропуска судов.

Интересное сооружение, оригинальная идея. Узнаем подробнее …

Самый высокий в Европе подъемный мост спроектирован таким образом, чтобы под ним могли проходить не только круизные теплоходы, но и парусники, приходящие в Руан на корабельный парад «Руанская армада».

Мост носит имя родившегося в Руане французского писателя Гюстава Флобера (Pont Gustave-Flaubert ), а его подъемный механизм запускается 30-40 раз в год. Любопытна конструкция моста: каждое полотно шоссе - прямого и обратного движения, 2 х 18 м с пешеходной полосой 2,5 м - имеет собственную подъемную секцию. Помимо чисто технического облегчения работы подъемных механизмов (общий вес подъемных платформ 1300 т), конструкция выполняет важную экологическую функцию. Проем между платформами моста, нависающими над рекой на высоте 7 м, отчасти сохраняет приток солнечного света к воде под мостом, что поддерживает естественную экосистему реки.


Мост перекинут через Сену в городе Руан на севере Франции. Высота моста составляет 91 м, длина — 1088 м. Два пролета моста, каждый весом около 1300 тонн, поднимаются на высоту 55 м. Это обеспечивает свободных проход круизных судов и больших яхт. Мост позволит решить проблему загруженности других пяти мостов Руана. Сейчас по всем мостам этого города в сутки проезжает около 200 тысяч автомобилей. Новый мост будет обладает пропускной способностью 50 тысяч автомобилей в сутки.

Стоимость проекта составила 155 миллионов евро. Мост был построен дочерней компанией Bouygues Travaux Publics. Проект моста был создан автором парижского стадиона «Стад де Франс» Эмериком Зубленом, а также известным в мире инженером Мишелем Вирложо, который ранее сконструировал мост Нормандии и знаменитый виадук Мийо. Строительство моста началось в 2004 году. Мост официально был открыт 25 сентября 2008 года.

Место: река Сена, Руан, Франция
Тип: вертикально-подъемный, автомобильный и пешеходный
Длина: 670 м (подъемная часть 116 м)

Архитекторы: Эмерик Зублен, Мишель Вирложо, Франсуа Жилляр

Флобе р (Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан, – 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель.

Вышедший в 1857 роман «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» (рус. пер. 1858) – плод 6-летней работы – принадлежит к шедеврам мировой литературы, это поистине энциклопедия французской провинции 19 в. Власти признали книгу «безнравственной» и отдали автора под суд; приговор был оправдательный.

Значение Ф. и его влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, внимательный читатель рус. литературы (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой), он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно уча писательскому ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творческой добросовестности, преданности своему призванию, горячей любви к слову, родному языку. Сочинения Ф. были хорошо известны в России, о них сочувственно писала рус. критика. Его произведения переводил И. С. Тургенев, связанный с Ф. близкой дружбой; М. П. Мусоргский создал оперу по мотивам «Саламбо». Творчество Ф. анализировали Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, М. Горький. Советское литературоведение изучает наследие Ф. в конкретно-историческом контексте, отмечая выдающуюся роль этого писателя в становлении реализма во французской литературе.

Давайте посмотрим на процесс строительства этого оригинального гиганта …