Биографии Характеристики Анализ

Однажды когда бабушка стояла на коленях. Однажды за вечерним чаем

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Тема послания здесь в Питере: Не позволяйте прошлому писать будущее. И в рамках этой информации мы дали вам много концепций. О вас, о которых вы слушаете, о вас, сидящем здесь, на стульях. В контексте грядущего поколения вам кажется определенное чувство. Мы неоднократно говорили об этом, вы не можете думать о том, что вы видели или что знаете. У вас есть только концепция, основанная на том, что вы видели в прошлом, и поэтому все, что вы думаете, когда говорите об эволюции «жизни в лучшем месте », - это просто прошедшие действия, которые становятся лучше.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « - Будет жить, - повторил Зыбин. - Будет жить!»

Итак, вы думаете о проблеме в старой энергии, и вы думаете: «Ну, это понятно, так что это будет новая энергия, и это будет новый человек». И это именно то, с чем вы ошибаетесь! Дорогой, ты смотришь на новую парадигму бытия. Что происходит, когда сознание в целом становится более сознательным? Концепции реальности начинают смещаться.

Мы говорили раньше: «Вы не знаете, чего не знаете». Это сообщение называется «Невозможное будущее». Те, кто родился на этой планете, поднимут эту новую энергию, новое сознание и новые атрибуты, как только они придут, но они не преуспеют, пока их не воспитывают те, кто здесь. Но новая энергия приведет к тому, что новорожденные примут то, чего у вас никогда не было.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

И все же - элегантность того, как вы меняетесь сегодня, завтра изменит планету. Самый великий со многими атрибутами - человек, который почти полностью контролирует свою «химию» и тело, свой Акаш и собственные эмоции. То есть, дорогой, впервые в истории человечества, вы начинаете видеть то, что могли сделать мастера. Вы видели примеры, и у вас есть истории об этом. Теперь это зависит от вас. Тот, кто не «поймает» болезнь, «побежит» сам и ни за что не выйдет из равновесия. Можете ли вы представить себе жизнь, когда чувствуете здоровье все время?

Дорогой, это «невозможное» будущее? Нет, это не так. Это ваше наследство. Это обещание, потому что вы снова пришли в эту новую энергию. Вы говорите об исцелении, о способности исцелять, инструменты исцеления, о том, чтобы быть целителем. Что, если бы вы контролировали свою химию настолько, что могли искоренить все, что не было на вашем балансе? Разве вам не интересно, что вы видели у мастеров этой планеты? Многие из них могут ходить между вами, прикасаться к кому-то и вызывать время исцеления. И вы думаете, что было бы замечательно иметь эту целебную силу, когда вы можете касаться только кого-то, и он может исцелить себя.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Как бы вы хотели полностью контролировать свои страхи? Как бы вы хотели, прежде чем ложиться спать по ночам, тренировать свой мозг в то время, когда ваши нейроны смешиваются в вашем мозгу, которые вы называете «мечтой», и даете указаниям вашего тела, которые говорят: Сегодня это будет только хорошие вещи. Вы только что дали инструкции тела удалить кошмары. Независимо от того, что ваш Акаш пытается «накормить», независимо от того, что произошло в прошлом, ничего подобного не произойдет в вашей мечте.

Некоторые из вас чувствуют себя жертвами снов, потому что вы не можете контролировать то, что происходит, когда вы спите. О, но ты можешь! Неужели это невозможное будущее или оно является частью вас, когда вы становитесь Учителем больше, чем считаете возможным?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)В тот день на бе­ре­гу моря Зыбин всё-таки до­стал краба. (2)Краб был страш­но боль­шой и плос­кий, и, при­смот­рев­шись, на нём можно было раз­гля­деть бугры и ко­люч­ки, какие-то швы, зуб­ча­тые гре­беш­ки. (3)Если его за­су­шить, по­лу­чит­ся, на­вер­ное, пре­крас­ный су­ве­нир!

Дорогой, вы можете в основном замедлить старение, если верите, если вы начнете это делать! Для этого старые души предназначены в это время и в этой новой энергии. Все это начинает меняться и резко меняться, позволяя вам делать это и начинать развиваться. Вы один из тех, у кого нет энергии? Некоторые скажут: «Ну, Крайон, это звучит хорошо, но у меня есть завет с Богом в этой жизни, и этот завет говорит об этом и о том и том». Дорогой, ты только что создал! Контракт может быть реальным, когда вы сюда попадете.

Вы должны, потому что вы двигаетесь и меняетесь. Это часть развивающегося человеческого духа, который понимает, что даже ваши отношения с Богом будут развиваться. Вам не нужно ждать, пока вы пройдете через «вуаль» и вернитесь, чтобы реализовать эти вещи. Это полный контроль над собой. Это просто упражнение мышц. Он начинается медленно, а затем растет. И теперь есть то, чего вы не ожидаете. На самом деле, некоторые скажут, что обычно это плохо работает, когда вы делаете то или это. Это не имеет никакого отношения к Духу.

(4)Краб не­де­лю про­си­дел под кро­ва­тью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кро­ва­ти, и, когда кто-ни­будь на­кло­нял­ся над ним, он с гроз­ным бес­си­ли­ем вы­став­лял вперёд за­зуб­рен­ную клеш­ню. (6)На тре­тий день около усов по­ка­за­лась пена, но, когда Зыбин к нему при­тро­нул­ся, краб пре­боль­но, до крови, за­клеш­нил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой за­дви­нул краба к самой стене - вот он там и сидел сна­ча­ла, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрну­лись белой плёнкой, но толь­ко Зыбин при­тро­нул­ся к нему, как он вы­бро­сил вперёд всё ту же страш­ную и бес­по­мощ­ную клеш­ню.

Но это связано с самооценкой. Пришло время переписать химию нашей собственной самооценки! А также все, что вы делаете, и то, что вы считаете совпадением, то есть когда вы являетесь «явным совпадением» в нужном месте в нужное время! Как вы хотите переписать синхронность? Это может быть достигнуто посредством более высокой интуиции, потому что именно интуиция говорит: Иди сюда, иди туда, сделай это, сделай это. Прошли те времена, когда вы написали для себя контракт, в котором говорится: Вы хороши в этом, но плохо в чем-то другом. Измените это, создайте новую систему, которая гласит: Моя интуиция всегда приводит меня к лучшему решению, к самому великодушному результату.

(9)На пан­ци­ре тоже по­яви­лось что-то вроде пле­се­ни.

(10)На седь­мой день Зыбин утром ска­зал Лине:

– (11)Всё, боль­ше я не могу - ве­че­ром я его вы­пу­щу.

(12)Она от­ве­ти­ла:

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они до­го­во­ри­лись встре­тить­ся на на­бе­реж­ной.

(15)Когда стем­не­ло и она по­до­шла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин ска­зал:

Это мое. И как только вы пойдете в мир, ожидайте, что все будет работать! Вы переписываете старую программу. Как вы себя чувствуете прямо сейчас? Считаете ли вы, что он начинает меняться? Чувствуете ли вы великолепие своей души, которое начинает сжигать старый «фасад» темной части вашего я и начинает сиять, как никогда раньше? Это не учение Крайона. Это учение всех ангельских существ и каналов в новой энергии на этой планете. Если вы слышите информацию о канале, которая говорит вам, что вы меньше этого, немедленно убежите.

Он исходит из старого источника, и он не показывает великолепие нового человека на Земле. Сострадание - это инструмент, который вы можете перезаписать, когда увидите Землю, других людей и животных. Это еще одно сообщение. Это потрясающая, потрясающая концепция о ВАС, когда вы начинаете идти по пути, о котором вы даже не думали, что можете пойти в этой жизни. Божья любовь начинает излучать гораздо больше, чем когда-либо прежде. Вы чувствуете это? И многие это сделают. Имейте в виду, что принято. Старая энергия сформирует рутину, в которой вы будете чувствовать себя комфортно, и скажете, что вы никогда не пройдете через нее, что вы всегда жертва, и ничто не будет работать для вас.

– (18)Вот уж не думал ни­ко­гда, что во мне сидит такой скот! (19)Об­речь кого-то на мед­лен­ное и му­чи­тель­ное уми­ра­ние! (20)Ни­ко­гда бы не по­ве­рил, что спо­со­бен на такое! (21)Я думал: по­си­дит, заснёт, как рыба. (22)А боль я дол­жен был по­ни­мать… (23)Этим нель­зя пре­не­бре­гать...

– (24)Слу­шай, - пре­рва­ла его Лина, на­кло­ня­ясь над шля­пой. - (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

Процедура очень удобная, и вы сидите там так долго, что будет очень трудно открыть эту дверь. Это зависит от вас. Свободный выбор всегда был королем. Хотя в подавляющем большинстве всех частей мы встречали людей, которые что-то значили в этой стране, будь то в позитивном или отрицательном выражении, сегодня характер совершенно незначителен, не имеет значения или сомнителен. Благодаря этому, в истории, по крайней мере в тех литературных, люди были заняты, о которых никто никогда не вспоминал.

«Викторка - дочь фермера от Зернова», - начал он рассказывать Викторке в книге под названием «Бабушка охотника за ризмураном» и продолжал: «Ее родители давно похоронены, мой брат и сестра здесь живут, пятнадцать лет назад Викторка была малиновой девушкой, прямо как икра, трудолюбивая, как пчела, никто не мог пожелать лучших женщин ».

(26)Он за­ка­тал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, - ска­зал он. - (28)Ко­неч­но! (29)Но боль­ше я уже не могу. (30)У каж­до­го скот­ства есть какой-то есте­ствен­ный пре­дел. (31)А я перешёл его.

(32)Он на­кло­нил­ся над водой и опро­ки­нул шляпу. (33)Под све­том фо­на­ри­ка по бе­ло­му под­вод­но­му пе­соч­ку бе­га­ли свет­лые из­ви­ли­стые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остал­ся.

Первые следы Викторки привели к Зернову. Он расположен недалеко от Ческе Скалице, на дороге, ведущей к Червену Костелец, в котором находится 60 домов. По соседству находятся Красная Гора, Рымбурк, а также Ратиборжице. Однако Викторка не приехала из Зернова, она служила здесь только с фермером. Другие следы были найдены публицистом Станиславом Мотлем. Он нашел их в старых приходских регистрах. Помимо имен своих родителей, он обнаружил, что у Викторки были братья и сестры. Ее сестра родилась. Немецкий, однако, относится к двум братьям и сестрам в бабушке, а за другой - к земле.

– (35)Мёртв, - ска­за­ла Лина, под­няв на Зы­би­на обес­ку­ра­жен­ный взгляд.

– (36)Да, - тя­же­ло со­гла­сил­ся он. - (37)Позд­но. (38)Ещё вчера... - (39)Смот­ри, смот­ри!

(40)Спер­ва за­ра­бо­та­ли ноги. (41)Краб пе­ре­вер­нул­ся, мед­лен­но, с тру­дом под­нял­ся. (42)Встал, от­ды­хая и от­хо­дя. (43)Он стоял, боль­шой, ко­ря­вый, стоял и на­би­рал­ся сил. (44)И как-то сразу же про­па­ли все белые пятна.

Франтишка позже вышла замуж за Олешнице. Викторка начал учиться в Слатине над Упоу. Должно быть, она была очень изящной, как девочка. В бабушке охотник-рицмур говорит, что «это было похоже на малину или как стручок». Она была довольно крошечной, у нее было круглое лицо и длинные черные волосы. Она часто носила герб, а на голове был алый шарф, привязанный к ее талии. Мальчики могли следить за ней - особенно в сельских занятиях, где она принадлежала известным танцорам. Но она даже не думала о браке. Такая девушка, и когда она все еще имеет долю в ферме, которую можно ожидать, она не останется под шляпой, она понимает себя, и у Викторы есть репутация по всему району, а придворные отдают дверь ее отцу и матери, многим хотелось бы, и дочь пришла бы в полном объеме, но она не хотела этого понимать, только хороший глаз имел ее с ней, тот, кто играл лучший танец и только с музыкой.

– (45)Будет жить, - ска­зал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мел­кая рыбёшка при­плы­ла, сверк­ну­ла го­лу­бой ис­крой и сго­ре­ла в луче фо­на­ря, ис­чез­ла.

(47)Тогда краб дви­нул­ся. (48)Он пошёл не­ук­лю­же, кря­жи­сто, как танк. (49)Шёл и слег­ка ша­тал­ся. (50)Прошёл не­мно­го и оста­но­вил­ся.

– (51)Будет жить, - по­вто­рил Зыбин. - (52)Будет жить!

Этим солдатам была поставлена ​​задача уничтожить формирование врага; они двигались в веревке перед собственной пехотой. Викторка в Жернов служил. Ей было двадцать лет. Это был отец моего отца, что дочь жениха была так же плоха, как и она, и она бросилась к ней, чтобы решить, что она выберет себе жениха и заставит ее выйти за него замуж, но девушка плакала, так что она не выпустила бы ее из своего дома, ее не упустили, ей было двадцать лет, что она не наслаждалась миром, и что Бог знал, кто ее получит и как это произойдет. ее прекрасное лицо, он подумал: У вас есть достаточно времени, чтобы вы могли найти жениха, но люди говорили иначе, говоря им, что Виктор с гордостью ждет, чтобы она подошла к карете, пророчествуя о том, что гордость предшествует падение, которое решает взять на себя ответственность и т. п.

(По Ю. Дом­бров­ско­му) *

* Дом­бров­ский Юрий Оси­по­вич (1909 - 1978) - рус­ский про­за­ик, поэт, ли­те­ра­тур­ный кри­тик.

Пояснение.

Русский язык – один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, прибегая, если потребуется, к специальным средствам выразительности. Лучше всего владеют этими средствами писатели. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием Г.Я. Солганик: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Подтвердим это примерами из текста Юрия Домбровского.

Услуги Викторки для фермера Антонина Шимека были в номере здания. Кстати: много лет спустя это поместье принадлежало семье Чапеков. Отец знаменитых Капсов, Йозеф и Карл, д-р Антонин Чапек родился именно в Жернове. Но не притворяйтесь. В то время они лежали в деревне охотников, один из них начал ходить за Викторкой, когда он пошел в церковь, подошел к ней, в церкви он стоял рядом с ней и смотрел на алтарь, а не смотрел на нее. она была по соседству, и она пошла туда, куда она пошла, везде она следовала за ней как тень, и люди говорили о нем, что у нее нет веских оснований, а Викторка, когда она вошла между ее друзьями и сказала, сказала: Что солдат ходит?

В предложениях 36-39 ((36)Да, - тяжело согласился он. - (37)Поздно. (38)Ещё вчера... - (39)Смотри, смотри!.) диалог Зыбина представлен короткими односложными предложениями, что передаёт состояние героя: его мысли сбивчивы, он переживает, надеется, что краб выживет – и надежды оправдываются.

В предложении 5 используются эпитет к слову бессилие - «грозное», этот эпитет помогает не только описать состояние краба, но и имеет скрытый подтекст: Зыбин ощущает себя убийцей и оправдывает грозность краба, пытающегося сражаться за свою жизнь.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

15.2 Мы часто в жизни совершаем поступки, за которые нам потом становится стыдно. Этот стыд усугубляется, когда ошибку нельзя исправить. Зыбин вовремя остановился, не совершил непоправимого, за что бы потом было стыдно всю жизнь. Вот почему он так обрадовался, когда краб пошёл к воде. Утешая себя, придавая себе уверенности, в первую очередь, Зыбин и произносит финальные слова: «Будет жить!»

В предложениях под номерами 18-20 Зыбин размышляет над своим поступком: «Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! Никогда бы не поверил, что способен на такое!». Герой мучается от своего поступка. Значит, ему не чуждо понятие «совесть».

Когда краб беспомощно лежал на берегу, Зыбин уж было подумал, что краб мёртв. Ему стало очень тяжело (предложение номер 36). Это ещё раз подтверждает, что герой Ю. Домбровского имеет понятие о таких чувствах, как стыд, жалость, сопереживание.

Ситуация нравственного выбора позволяет выявить истинную сущность человека: одни при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, другие - корыстью, эгоизмом, инстинктом самосохранения. Судя по поступкам Зыбина, он принадлежит всё-таки к первым.

15.3 Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. Сейчас эти вопросы не менее актуальны. В настоящее время проблема нравственности и нравственного выбора остро стоит перед современным человеком.

Герой Ю. Домбровского мучается от своего поступка: он хотел засушить краба для сувенира. Но не смог переступить через себя: совершить бесчеловечный поступок - не его выбор. Когда краб беспомощно лежал на берегу, Зыбин уж было подумал, что краб мёртв. Ему стало очень тяжело. Это ещё раз подтверждает, что герой Ю. Домбровского имеет понятие о таких чувствах, как совесть, стыд, жалость, сопереживание.

Очень важно, когда правильные нравственные ориентиры сфор-мированы у наших политиков. Человек, знающий, что такое страдание и боль, желающий оградить своего ребёнка, находясь во главе государства, не станет разжигать огонь войны, потому что война принесёт горе другим людям.

Ситуация нравственного выбора позволяет выявить истинную сущность человека: одни при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, другие - корыстью, эгоизмом, инстинктом самосохранения. Следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: "Нельзя было не послушать её в этот час".Текст - Однажды, когда она стояла на коленях, сердечно беседуя с богом, дед, распахнув дверь в комнату, сиплым голосом сказал: - Ну, мать, посетил нас господь, - горим! - Да что ты! - крикнула бабушка, вскинувшись с пола, и оба, тяжко топая, бросились в темноту большой парадной комнаты. - Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! - строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: - И-и-ы... Я выбежал в кухню; окно на двор сверкало, точно золотое; по полу текли-скользили желтые пятна; босой дядя Яков, обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: - Это Сквозь иней на стеклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью ее вихрится кудрявый огонь. В тихой ночи красные цветы его цвели бездымно; лишь очень высоко над ними колебалось темноватое облако, не мешая видеть серебряный поток Млечного Пути. Багрово светился снег, и стены построек дрожали, качались, как будто стремясь в жаркий угол двора, где весело играл огонь, заливая красным широкие щели в стене мастерской, высовываясь из них раскаленными кривыми гвоздями. По темным доскам сухой крыши, быстро опутывая ее, извивались золотые, красные ленты; среди них крикливо торчала и курилась дымом гончарная тонкая труба; тихий треск, шёлковый шелест бился в стекла окна; огонь всё разрастался; мастерская, изукрашенная им, становилась похожа на иконостас в церкви и непобедимо выманивала ближе к себе. Накинув на голову тяжелый полушубок, сунув ноги в чьи-то сапоги, я выволокся в сени, на крыльцо и обомлел, ослепленный яркой игрою огня, оглушенный криками деда, Григория, дяди, треском пожара, испуганный поведением бабушки: накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него, вскрикивая: - Купорос, дураки! Взорвет купорос... - Григорий, держи ее! - выл дедушка. - Ой, пропала... Но бабушка уже вынырнула, вся дымясь, мотая головой, согнувшись, неся на вытянутых руках ведерную бутыль купоросного масла. - Отец, лошадь выведи! - хрипя, кашляя, кричала она. - Снимите с плеч-то, - горю, али не видно!.. Григорий сорвал с плеч ее тлевшую попону и, переламываясь пополам, стал метать лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках; дед бежал около бабушки, бросая в нее снегом; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, кланяясь вбежавшим людям, говорила: - Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, - наше всё дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, - бог вам на помочь. Она была так же интересна, как и пожар; освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя.… Крыша мастерской уже провалилась; торчали в небо тонкие жерди стропил, курясь дымом, сверкая золотом углей; внутри постройки с воем и треском взрывались зеленые, синие, красные вихри, пламя снопами выкидывалось на двор, на людей, толпившихся пред огромным костром, кидая в него снег лопатами. В огне яростно кипели котлы, густым облаком поднимался пар и дым, странные запахи носились по двору, выжимая слезы из глаз; я выбрался из-под крыльца и попал под ноги бабушке. - Уйди! - крикнула она. - Задавят, уйди... На двор ворвался верховой в медной шапке с гребнем. Рыжая лошадь брызгала пеной, а он, высоко подняв руку с плеткой, орал, грозя: - Раздайсь! Весело и торопливо звенели колокольчики, всё было празднично красиво. Бабушка толкнула меня на крыльцо: - Я кому говорю? Уйди! Нельзя было не послушать ее в этот час. Я ушел в кухню, снова прильнул к стеклу окна, но за темной кучей людей уже не видно огня, - только медные шлемы сверкают среди зимних черных шапок и картузов. Огонь быстро придавили к земле, залили, затоптали, полиция разогнала народ, и в кухню вошла бабушка…

Задание ОГЭ № 10

ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ

1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Конечно,(1) это мне только казалось. Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. Должно быть,(2) и в самом деле тогда я впервые подумал о том,(3) что теперь занимало все мои мысли. Итак,(4) я скрыл свою тайну от всех.

вводном слове .

Я изучил ночные полёты,(1) когда сразу за стартом начинается тьма и всё время,(2) пока набираешь высоту,(3) кажется,(4) ощупью идёшь по тёмному коридору. Внизу,(5) на аэродроме,(6) ярко светятся огни.

вводном слове .

И тут я понял,(1) что если освободить мальчика от честного слова,(2) снять его с караула может только военный,(3) так надо,(4) значит,(5) идти искать военного.

вводном слове .

В свободные часы я уходил в сарай колоть дрова,(1) желая побыть наедине с самим собою. Жизнь,(2) помню,(3) казалась мне всё более скучной,(4) жёсткой,(5) установленной навсегда в тех формах и отношениях,(6) как я видел её изо дня в день.

вводном слове .

Алёшка,(1) ты погляди,(2) – указывает дед,(3) – никак,(4) у чужой калитки родня появилась.

Наверно,(5) – отвечает Алёша и идёт дальше.

вводной конструкции .

Полечи,(1) яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц,(2) можно сказать,(3) спаситель мой: я ему жизнью обязан,(4) благодарность оказывать должен,(5) а ты говоришь – бросить!

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

Однажды после ледостава облетела село весть,(1) будто в полынье плавают гуси и не улетают. Гуси крупные,(2) людей не боятся,(3) птицы эти,(4) должно быть,(5) домашние. Вечером,(6) когда я катался с ребятами на санках,(7) с другой стороны реки послышались тревожные крики.

9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Завтра! А если сегодня огонь захватит лес,(1) который подходит к самой воде?

Их,(2) наверно,(3) спасатели снимут. А может,(4) огонь ещё остановится,(5) – нерешительно сказал Алик.

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Бим,(1) во-первых,(2) поздоровался: повилял хвостом,(3) но с грустинкой,(4) склонив голову сначала на одну сторону,(5) потом на другую. Это,(6) кроме того,(7) означало и вопрос: «А ты – что за человек?»

11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

На этот раз они были первые,(1) никто до них ягоду тут не трогал и не мял,(2) а наросло её на диво,(3) в редкий год,(4) по словам дяди Митяя,(5) удаётся такой урожай. Теперь Саня знал,(6) что это такое – кусты ломятся от ягоды.

12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

И в себе он,(1) оказывается,(2) многого не знал и не подозревал: этого,(3) например,(4) нечеловечески сильного и огромного чувства,(5) пытающегося вместить в себя всё сияние и всё движение мира,(6) всю его необъяснимую красоту и страсть,(7) всю полноту.

13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

Я выбежал на тропу,(1) собака страшно изогнулась,(2) взглянула на меня зелёным взглядом голодных глаз и прыгнула в лес,(3) поджав хвост. Осанка у неё,(4) вне всякого сомнения,(5) была не собачья,(6) и,(7) когда я свистнул,(8) она дико бросилась в кусты.

14. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Действительно,(1) в протоке показалась рыбачья лодка,(2) огибавшая остров. Это и был Тарас. Он плыл,(3) стоя на ногах,(4) и ловко управлял одним веслом. Когда он подплыл ближе,(5) я заметил,(6) к удивлению,(7) плывшего перед лодкой лебедя.

15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Ты,(3) значит,(4) их украл?

Задание ОГЭ № 10

ОБРАЩЕНИЕ

1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении .

Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.

Конём,(2) баба?

Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.

Ответ:_________________________________

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .

Даша легонько трепала его за холку и говорила:

Возьми,(1) Бим,(2) возьми.

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .

С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .

Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.

Ты,(3) значит,(4) их украл?

Ответ:___________________________________

5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .

Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:

Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!

Ответ:__________________________________

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .

В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

Ответ:__________________________________

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении .

Вот тебе и на! – удивился дед. – И у ничьей скамейки хозяин объявился. Знал бы я этого мастера,(1) в пояс бы ему поклонился и руку пожал. Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:

А ты не знаешь этого мастера,(2) внучек?

Ответы к заданию 10

1 – 1,2,4

1 – 2

2 – 3,4

2 – 1,2

3 – 4,5

3 – 1,2

4 – 2,3

4 – 1,2

5 – 4,5

5 – 6,7

6 – 2,3

6 – 2,3

7 – 3,4

7 - 2

8 – 4,5

9 – 2,3,4

10 – 1,2,6,7

11 – 4,5

12 – 1,2,3,4

13 – 4,5

14 – 1,6,7

Задание ОГЭ № 10
ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Конечно,(1) это мне только казалось. Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. Должно быть,(2) и в самом деле тогда я впервые подумал о том,(3) что теперь занимало все мои мысли. Итак,(4) я скрыл свою тайну от всех.

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Я изучил ночные полёты,(1) когда сразу за стартом начинается тьма и всё время,(2) пока набираешь высоту,(3) кажется,(4) ощупью идёшь по тёмному коридору. Внизу,(5) на аэродроме,(6) ярко светятся огни.

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И тут я понял,(1) что если освободить мальчика от честного слова,(2) снять его с караула может только военный,(3) так надо,(4) значит,(5) идти искать военного.

4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В свободные часы я уходил в сарай колоть дрова,(1) желая побыть наедине с самим собою. Жизнь,(2) помню,(3) казалась мне всё более скучной,(4) жёсткой,(5) установленной навсегда в тех формах и отношениях,(6) как я видел её изо дня в день.

5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
– Алёшка,(1) ты погляди,(2) – указывает дед,(3) – никак,(4) у чужой калитки родня появилась.
– Наверно,(5) – отвечает Алёша и идёт дальше.

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Полечи,(1) яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц,(2) можно сказать,(3) спаситель мой: я ему жизнью обязан,(4) благодарность оказывать должен,(5) а ты говоришь – бросить!

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Однажды после ледостава облетела село весть,(1) будто в полынье плавают гуси и не улетают. Гуси крупные,(2) людей не боятся,(3) птицы эти,(4) должно быть,(5) домашние. Вечером,(6) когда я катался с ребятами на санках,(7) с другой стороны реки послышались тревожные крики.

9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Завтра! А если сегодня огонь захватит лес,(1) который подходит к самой воде?
– Их,(2) наверно,(3) спасатели снимут. А может,(4) огонь ещё остановится,(5) – нерешительно сказал Алик.

10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Бим,(1) во-первых,(2) поздоровался: повилял хвостом,(3) но с грустинкой,(4) склонив голову сначала на одну сторону,(5) потом на другую. Это,(6) кроме того,(7) означало и вопрос: «А ты – что за человек?»

11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
На этот раз они были первые,(1) никто до них ягоду тут не трогал и не мял,(2) а наросло её на диво,(3) в редкий год,(4) по словам дяди Митяя,(5) удаётся такой урожай. Теперь Саня знал,(6) что это такое – кусты ломятся от ягоды.

12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И в себе он,(1) оказывается,(2) многого не знал и не подозревал: этого,(3) например,(4) нечеловечески сильного и огромного чувства,(5) пытающегося вместить в себя всё сияние и всё движение мира,(6) всю его необъяснимую красоту и страсть,(7) всю полноту.

13. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Я выбежал на тропу,(1) собака страшно изогнулась,(2) взглянула на меня зелёным взглядом голодных глаз и прыгнула в лес,(3) поджав хвост. Осанка у неё,(4) вне всякого сомнения,(5) была не собачья,(6) и,(7) когда я свистнул,(8) она дико бросилась в кусты.

14. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Действительно,(1) в протоке показалась рыбачья лодка,(2) огибавшая остров. Это и был Тарас. Он плыл,(3) стоя на ногах,(4) и ловко управлял одним веслом. Когда он подплыл ближе,(5) я заметил,(6) к удивлению,(7) плывшего перед лодкой лебедя.

15. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Задание ОГЭ № 10
ОБРАЩЕНИЕ
1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
– Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.
– Конём,(2) баба?
– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.
Ответ:_________________________________

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Даша легонько трепала его за холку и говорила:
– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.
Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.
– Ты,(3) значит,(4) их украл?
Ответ:___________________________________

5. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:
– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!
Ответ:__________________________________

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.
Ответ:__________________________________

7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
– Вот тебе и на! – удивился дед. – И у ничьей скамейки хозяин объявился. Знал бы я этого мастера,(1) в пояс бы ему поклонился и руку пожал. Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
– А ты не знаешь этого мастера,(2) внучек?

Ответы к заданию 10

Вводные слова
Обращения

продолжение занятия № 20

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО».

Данный материал полезен учащимся

  • 8 класса (в процессе изучения темы - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ)
  • 9 класса (для подготовки к ГИА)
  • 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)

В ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА полезно не только решать тесты, но и рассматривать готовый материал - предложения с выделенными синтаксическими конструкциями.

Прочитайте теорию.

ТЕОРИЯ

1.Обстоятельство - второстепенный член предложения, который

  • обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? почему? как? несмотря на что? и др.
  • выражается наречиями, существительными с предлогами, деепричастиями, деепричастными оборотами.

2.Обособленные обстоятельства - обстоятельства, которые в устной речи произносятся с особой интонацией и на письме выделяются запятыми.

3. Различайте!

Деепричастие как часть речи отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Обстоятельство как второстепенный член предложения, выраженное одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, отвечает на вопрос как?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте фрагменты из повести А.М.Горького «Детство».

Деепричастие, входящее в состав обособленного обстоятельства, выделено крупным жирным шрифтом.

Глагол, от которого задаётся вопрос к обособленному обстоятельству, выделен крупным шрифтом.

Используя теорию, постарайтесь доказать, что выделенная синтаксическая конструкция является не обособленным определением, не обособленным дополнением, а обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, выраженным одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.

Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках ООБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, а значит, сэкономите время для других заданий на ГИА и ЕГЭ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для того чтобы содержание фрагментов было более понятным, советуем прочитать информацию о главных героях повести А.М.Горького «Детство».

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО»

Алёша Пешков - центральный герой повести.

Василий Васильевич Каширин - дед Алёши Пешкова, владелец красильной мастерской

Акулина Ивановна - бабушка Алёши Пешкова.

Варвара - мать Алёши Пешкова.

Дядья Михаил и Яков, тётка Наталья

Двоюродные братья Алёши: Саша дяди Якова и Саша дяди Михаила

Григорий Иванович - мастер в красильном заведении деда Каширина.

Иван Цыганок - подкидыш, работник в мастерской деда Каширина.

Хорошее Дело - постоялец.

Постоялец - жилец, квартирант. Квартировать - занимать жильё в чужом доме, квартире.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дядя Яков любовно настраивал гитару, а НАСТРОИВ , ГОВОРИЛ всегда одни и те же слова:
- Ну-с, я начну-с!
ВСТРЯХНУВ кудрями , он СГИБАЛСЯ над гитарой, сгибал шею, точно гусь; круглое, беззаботное лицо его становилось сонным; живые, неуловимые глаза угасали в масленом тумане…
Его музыка требовала напряжённой тишины; торопливым ручьём она бежала откуда- то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, ВОЛНУЯ сердце , ВЫМАНИВАЛА непонятное чувство, грустное и беспокойное. Под эту музыку становилось жалко всех и себя самого, большие казались тоже маленькими, и все СИДЕЛИ неподвижно, ПРИТАЯСЬ в задумчивом молчании .

ОХОРАШИВАЯСЬ , ОДЁРГИВАЯ жёлтую рубаху , Цыганок осторожно, точно по гвоздям ШАГАЯ , ВЫХОДИЛ на середину кухни; его смуглые щёки краснели и, сконфуженно УЛЫБАЯСЬ , он ПРОСИЛ:
- Только почаще, Яков Васильич!
Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, РЕЯЛ коршуном, РАЗМАХНУВ руки, точно крылья , незаметно ПЕРЕДВИГАЯ ноги; ГИКНУВ , ПРИСЕДАЛ на пол и МЕТАЛСЯ золотым стрижом, ОСВЕЩАЯ всё вокруг блеском шёлка , а шёлк, СОДРОГАЯСЬ и СТРУЯСЬ , словно ГОРЕЛ и ПЛАВИЛСЯ.
Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда...

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она ИДЁТ тихонько, ЗАДУМАВШИСЬ, ПОКАЧИВАЯСЬ , ПОГЛЯДЫВАЯ вокруг из-под руки , всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. ОСТАНОВИЛАСЬ, вдруг ИСПУГАВШИСЬ чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. ОТКАЧНУЛАСЬ в сторону, УСТУПАЯ кому-то дорогу, ОТВОДЯ рукой кого-то; ОПУСТИВ голову , ЗАМЕРЛА, ПРИСЛУШИВАЯСЬ, УЛЫБАЯСЬ всё веселее , - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Всё было странно и волновало. Я не знал другой жизни, но смутно помнил, что отец и мать жили не так: были у них другие речи, другое веселье, ходили и сидели они всегда рядом, близко. Они часто и подолгу СМЕЯЛИСЬ вечерами, СИДЯ у окна, пели громко; на улице собирались люди, глядя на них. Лица людей, поднятые вверх, смешно напоминали мне грязные тарелки после обеда. Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. Часто кричали друг на друга, грозили чем-то один другому, тайно шептались в углах. Дети были тихи, незаметны; они прибиты к земле, как пыль дождём. Я чувствовал себя чужим в доме, и вся эта жизнь ВОЗБУЖДАЛА меня десятками уколов, НАСТРАИВАЯ подозрительно, ЗАСТАВЛЯЯ присматриваться ко всему с напряжённым вниманием.

Моя дружба с Иваном всё росла; бабушка от восхода солнца до поздней ночи была занята работой по дому, и я почти весь день вертелся около Цыганка. Он всё так же подставлял под розги руку свою, когда дедушка сёк меня, а на другой день, ПОКАЗЫВАЯ опухшие пальцы , ЖАЛОВАЛСЯ мне:
- Нет, это всё без толку! Тебе - не легче, а мне - гляди-ка вот! Больше я не стану, ну тебя!
И в следующий раз снова принимал ненужную боль.
- Ты ведь не хотел?
- Не хотел, да вот сунул... Так уж как-то, незаметно...

Он (Григорий Иванович) поднялся на ноги, высокий, измождённый, похожий на образ святого, поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:
- Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! Как, бывало, с Максимом Савватеевым хаживала. Утешь!
- Что ты, свет, что ты, сударь Григорий Иваныч? - ПОСМЕИВАЯСЬ и ПОЁЖИВАЯСЬ , ГОВОРИЛА бабушка. - Куда уж мне плясать? Людей смешить только...
Но все стали просить её, и вдруг она молодо встала, оправила юбку, ВЫПРЯМИЛАСЬ, ВСКИНУВ тяжёлую голову , и ПОШЛА по кухне, ВСКРИКИВАЯ :
- А смейтесь, ино, на здоровье! Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
Дядя весь вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, ПОДСКОЧИВ , ПОШЁЛ вприсядку кругом бабушки, а она ПЛЫЛА по полу бесшумно, как по воздуху, РАЗВОДЯ руками , ПОДНЯВ брови , ГЛЯДЯ куда-то вдаль тёмными глазами .

Григорий Иванович, ВЕДЯ меня за руку в мастерскую , ГОВОРИЛ:
- Может, сегодня дедушка не посечёт тебя, - ласково глядит он...
В мастерской, УСАДИВ меня на груду приготовленной в краску шерсти и заботливо ОКУТАВ ею до плеч , он, ПОНЮХИВАЯ восходивший над котлами пар , задумчиво ГОВОРИЛ:
- Я, милый, тридцать семь лет дедушку знаю, в начале дела видел и в конце гляжу. Мы с ним раньше дружки-приятели были, вместе это дело начали, придумали. Он умный, дедушка! Вот он хозяином поставил себя, а я не сумел… Сиротское житьё трудное. Отец твой, Максим Савватеевич, козырь был, он всё понимал, - за то дедушка и не любил его, не признавал.
Было приятно слушать добрые слова…

Я лежу на широкой кровати, вчетверо окутан тяжёлым одеялом, и слушаю, как бабушка МОЛИТСЯ богу, СТОЯ на коленях, ПРИЖАВ одну руку к груди , другою неторопливо и нечасто КРЕСТЯСЬ . На дворе стреляет мороз; зеленоватый лунный свет СМОТРИТ сквозь узорные - во льду - стёкла окна, хорошо ОСВЕТИВ доброе носатое лицо и ЗАЖИГАЯ тёмные глаза фосфорическим огнём . Шёлковая головка, ПРИКРЫВ волосы бабушки , БЛЕСТИТ, точно кованая, тёмное платье шевелится, СТРУИТСЯ с плеч, расстилаясь по полу .
КОНЧИВ молитву , бабушка молча РАЗДЕНЕТСЯ, аккуратно сложит одежду на сундук в углу и подойдёт к постели, а я притворяюсь, что крепко уснул.

Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее:
- Расскажи про бога!
Она ГОВОРИЛА о нём особенно: очень тихо, странно РАСТЯГИВАЯ слова, ПРИКРЫВ глаза и непременно СИДЯ ; приподнимется, сядет, накинет на простоволосую голову платок и заведет надолго, пока не заснешь…
ГОВОРЯ о боге, рае, ангелах , она СТАНОВИЛАСЬ МАЛЕНЬКОЙ и КРОТКОЙ, лицо её молодело, влажные глаза струили особенно теплый свет. Я брал в руки тяжёлые атласные косы, обертывал ими шею себе и, НЕ ДВИГАЯСЬ , чутко СЛУШАЛ бесконечные, никогда не надоедавшие рассказы.

Однажды, когда она СТОЯЛА на коленях, сердечно БЕСЕДУЯ с богом , дед, РАСПАХНУВ дверь в комнату , сиплым голосом СКАЗАЛ:
- Ну, мать, посетил нас господь,- горим!
- Да что ты! - КРИКНУЛА бабушка, ВСКИНУВШИСЬ с пола , и оба, тяжко ТОПАЯ , БРОСИЛИСЬ в темноту большой парадной комнаты.
- Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! - строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл:
- И-и-ы...

Сквозь иней на стёклах было видно, как горит крыша мастерской, а за открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. …огонь всё разрастался… НАКИНУВ на голову тяжёлый полушубок , СУНУВ ноги в чьи-то сапоги , я ВЫВОЛОКСЯ в сени, на крыльцо, и обомлел, ослеплённый яркой игрою огня, оглушённый криками деда, Григория, дяди, треском пожара, испуганный поведением бабушки: НАКИНУВ на голову пустой мешок , ОБЕРНУВШИСЬ попоной , она БЕЖАЛА прямо в огонь и СУНУЛАСЬ в него, ВСКРИКИВАЯ :
- Купорос, дураки! Взорвет купорос...
- Григорий, держи ее! - выл дедушка. - Ой, пропала...
Но бабушка уже ВЫНЫРНУЛА, вся ДЫМЯСЬ, МОТАЯ головой , СОГНУВШИСЬ, НЕСЯ на вытянутых руках ведёрную бутыль купоросного масла .
- Отец, лошадь выведи! - ХРИПЯ, КАШЛЯЯ, КРИЧАЛА она. - Снимите с плеч-то,- горю, али не видно!..

Она была так же интересна, как и пожар: освещаемая огнем, который словно ловил её, чёрную, она МЕТАЛАСЬ по двору, всюду ПОСПЕВАЯ, всем РАСПОРЯЖАЯСЬ, всё ВИДЯ .
На двор ВЫБЕЖАЛ Шарап, ВСКИДЫВАЯСЬ на дыбы, ПОДБРАСЫВАЯ деда ; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, упёрлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и ОТПРЫГНУЛ, КРИКНУВ :
- Мать, держи!
Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, ПОТЯНУЛСЯ к ней, КОСЯСЬ на пламя .
- А ты не бойся! - басом СКАЗАЛА бабушка, ПОХЛОПЫВАЯ его по шее и ВЗЯВ повод. - Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок...
Мышонок, втрое больший её, покорно шёл за нею к воротам и ФЫРКАЛ, ПОГЛЯДЫВАЯ красное её лицо .

Григорий сорвал с плеч её тлевшую попону и, ПЕРЕЛАМЫВАЯСЬ пополам , СТАЛ МЕТАТЬ лопатою в дверь мастерской большие комья снега; дядя прыгал около него с топором в руках, дед БЕЖАЛ около бабушки, БРОСАЯ в неё снегом ; она сунула бутыль в сугроб, бросилась к воротам, отворила их и, КЛАНЯЯСЬ вбежавшим людям , ГОВОРИЛА:
- Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, - наше всё дотла сгорит и ваше займётся! Рубите крышу, сено - в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, - бог вам на помочь.

СПРЯТАВ голову под подушку , я СМОТРЕЛ одним глазом на дверь; хотелось выскочить из перины и бежать. Было жарко, ДУШИЛ густой тяжёлый запах, НАПОМИНАЯ , как умирал Цыганок и по полу растекались ручьи крови; в голове или сердце росла какая-то опухоль; всё, что я видел в этом доме, тянулось сквозь меня, как зимний обоз по улице, и давило, уничтожало...
Дверь очень медленно открылась, в комнату вползла бабушка, притворила дверь плечом, прислонилась к ней спиною и, ПРОТЯНУВ руки к синему огоньку неугасимой лампады , тихо, по-детски жалобно, СКАЗАЛА:
- Рученьки мои, рученьки больно...

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

продолжение следует...

Произведение «Детство», написанное советским писателем Максимом Горьким, является автобиографическим. Это первая часть трилогии о детской жизни героя, которая проходила до революции.

Рассказчик начинает повествование о том, как от тяжёлой болезни скончался его отец. От горя у матери случились роды раньше времени и младенец умер. Рассказчик и его мать едут жить в семью деда.

Там мальчику плохо, дед ругается со своими детьми и жестоко наказывает внуков. Рассказчик подружился с Иваном-Цыганком, который отличался добродушным складом характера, и старался помочь окружающим. Но вскоре друг умирает и рассказчик остаётся один в этой недружной семье деда. Мать не принимала участие в воспитании мальчика. Спасала рассказчика только доброта бабушки, которая постоянно жалеет и балует мальчика. Дед обучает внука грамоте.

Взрослые сыновья всё время требуют от деда разделить имущество, которое он смог получить от работы в своей мастерской. Но старый мужчина не торопится отдавать им нажитое. Он недоволен своими детьми и принуждает мать рассказчика к новому замужеству по расчёту. Но молодая женщина отказывается. Вскоре рассказчик тяжело заболевает, и бабушка ухаживает за ним и рассказывает внуку историю семьи.

Мать снова выходит замуж за мужчину, который не нравится мальчику, и забирает сына жить в новую семью. Бабушка начинает пить, и снова мальчик предоставлен сам себе. Он начинает учиться в школе, но не может поладить с одноклассниками. Семейная жизнь матери не ладится, и рассказчик снова переезжает жить к деду, который отличается чрезвычайной скупостью. Рассказчику приходится самому зарабатывать себе на пропитание.

Вскоре тяжело больная мать мальчика приезжает в дом деда, где вскоре умирает. Дед не собирается дальше держать в своём доме внука и отправляет его в люди работать и кормить себя самому.

Произведение заставляет читателей изменить отношение к собственной жизни, показывая, насколько нелегко жилось рассказчику.

Глава 1

Мои воспоминания начинаются со дня смерти отца. Тогда я не совсем понимал, что произошло. Мать, неприбранная, с большим животом, растрепанная, ползала на коленях вокруг мертвого и плакала.

Недавно я переболел тяжелой болезнью и за мной ухаживала бабушка, приехавшая из Нижнего Новгорода. Сейчас больше всего хотелось уйти с ней, но бабушка бросилась вдруг к матери, как-то по-новому начавшей кричать. Прибежавшим на крик людям сказали, что начались роды.

Второе яркое воспоминание – кладбище и две лягушки, взобравшиеся на крышу гроба. Их там и закопали.

А потом мы уплыли на корабле в Новгород к дедушке, и его дом, как и он сам, мне сразу не понравились.

Глава 2

Дом кишел людьми, постоянно ссорящимися друг с другом. Особенно выделялись мои дядья – Михаил и Яков. Они требовали у деда раздела имущества и выделения их доли. Дрались друг с другом до крови, обитатели дома едва разнимали их. Бабушка смывала кровь, зашивала рваную одежду и молилась Богородице за непутевых сыновей.

Дед заставил меня учить молитвы, это удавалось плохо и он обещал выпороть. Что это такое, я тогда еще не знал.

Выпороли меня за окрашенную в синий цвет праздничную скатерть. Я сопротивлялся и был избит до потери сознания.

Глава 3

Из всех обитателей дома мне нравились бабушка и Цыганок. Был он подкидышем, тем не менее, дед его не порол, а дядья уважали. Как-то незаметно мы с ним сблизились.

Цыганок был хорошим работником и за это его ценили дядья. Каждый мечтал заполучить его в свою мастерскую, когда отделятся от дедовой. А старик любил и за то, что, возвращаясь с рынка, Цыганок привозил провизии на сумму в три раза больше, чем давали денег.

Во дворе стоял дубовый крест, который Яков дал обет установить на могиле забитой им жены. Цыганок выносил его, зацепился за порог. Дядья в испуге отскочили, бросив крест. Цыганка придавило всей тяжестью, и он умер.

Глава 4

Однажды, когда бабушка молилась, в комнату ворвался дед с криками о пожаре. Все стали выбегать из дома. Горела мастерская. Закричав, что взорвется купорос, бабушка метнулась в огонь, завернувшись в попону, и вынесла оттуда ведерную бутыль. Она стала командовать людьми, тушившими пламя. Вскоре все погасили.

Дед гладил бабушку по голове и радовался, что ей на краткое время господь дает разум.

Я уже отправился спать, как в ночи раздался нечеловеческий вой. Это рожала тетка Наталья, вторая жена Якова. Бабушка пошла помогать с родами, невзирая на обожженные руки.

К утру Наталья умерла.

Глава 5

Весной дядья разделились, а дед переехал в новый дом, почти все комнаты сдав квартирантам. Мы с бабушкой жили на чердаке, а квартиранты часто бегали к ней за советом. Она рассказывала мне о своей жизни и как с малых лет вязала кружева.

Дедушка вздумал учить меня грамоте, и наука давалась мне легко. Дед все реже меня бил и часто рассказывал о прошлом. Эти рассказы нравились больше Псалтыря – больше никаких книжек не было. Но он никогда не рассказывал ни об отце моем, ни о матери, поскольку был сердит на нее, вышедшую замуж против отцовской воли.

Глава 6

Дядья требовали от деда разделить между ними и приданое матери. Дед противился.

Как-то прибежал Яков с известием, что пьяный Михаил идет ломать двери и бить отца. Дядю выбросили за ворота, но с тех пор в нашем доме все чаще происходили драки с его участием. Он приходил, крушил все вокруг и сквернословил.

Бабушка пыталась вмешиваться, урезонить разбушевавшегося Михаила, но в одной из таких ссор он поломал ей колом руку. Вызвали костоправа. Ею оказалась маленькая горбатая женщина, и я, испугавшись, что это пришла бабушкина смерть, начал ее гнать из дому.

Глава 7

Бабушка и дедушки каждый день молились. Слушая их, я понял, что Бог у них был разный. Бабушкин был простой и понятный мне, он существовал везде и доброта его жила в каждом существе, одушевленном или нет. Дедушкин был злым и наказывал за каждое злодеяние и целыми днями только и делал, что высматривал людские проступки, чтобы потом изощренно наказать за совершенный грех.

Бабушка каждый день молилась по-новому, и слова эти было приятно слушать, в них почти не было просьб, а больше славословия. Она и в жизни часто говорила с Богом.

Дедушкино утро начиналось с одних и тех же молитв, которые я выучил наизусть и каждый раз искал ошибку в дедовых словах, указывая ему на них. Тот сокрушался и вскоре находил, за что мне отомстить.

Глава 8

Дед купил новый дом, более уютный, но тоже полный постояльцев. Особенно мне понравился Хорошее Дело, считавшийся в доме нахлебником. Вначале он не хотел общаться со мной, но, услыхав сказ моей бабушки, переменил мнение и мы подружились. Я часто ходил к нему в гости. Хорошее Дело был химиком, хотя в доме называли его чернокнижником, и дед наказывал меня за каждый визит в его комнату.

В итоге дед выжил моего друга, соврав, что комната необходима моей матери. Так и завершилась моя дружба с этим удивительным человеком, одним из тех людей, что остаются чужими в родной стране.

Глава 9

После Хорошего Дела я сдружился с дядей Петром. Однажды мы с братьями хотели украсть щенка у соседа и они предложили мне отвлечь его, плюнув на лысину. В итоге я был пойман и отведен на воспитание к деду, а братья играли на улице.

Дядя Петр радовался моему поступку, и стал мне неприятен. Окончательно мы рассорились, когда я сдружился с тремя соседскими ребятами. Дружба наша продержалась до момента, пока не узнал их дед полковник. Меня наказали.

Петр считал, что я должен был побить и ребят за происшедшее. Он ненавидел все господское.

Вскоре он покончил с собой, а мы узнали, что он входил в банду, грабившую церкви.

Глава 10

Приехала мать. Дед был не рад ей. Бабушка заступалась. В тот день я впервые увидел, как дед ее обнял. И от этой картины стало так тепло на душе, что я, рыдая от радости, бросился к ним. Расчувствовавшийся дед позволил матери остаться.

Дед хотел сам выбрать дочери супруга и выдать ее замуж. Она противилась, но когда узнала, что дед бьет заступающуюся бабушку, то переменила мнение. С тех пор в доме часто собирались незнакомые люди. Но выбор деда не понравился маме, и в доме вспыхнул очередной скандал.

Глава 11

После скандала мама сделалась хозяйкой в доме, казалось, вытеснив деда. Мужа она решила выбрать по своему желанию, и теперь часто по вечерам уезжала, разряженная.

Меня определили в школу, но местные порядки мне не понравились.

А потом я заболел оспой и долго лежал в бреду на чердаке, связанный бинтами. Каждый день приходила бабушка и рассказывала мне о матери с отцом, их женитьбе, моем рождении и как дядья Михаил с Яковом хотели сжить отца со свету. Однажды, напившись, они столкнули его в прорубь и били сапогами по рукам, чтоб не держался за края полыньи. Отец кое-как выбрался потом, а в полиции сказал, что упал в воду сам.

Глава 12

Однажды я проснулся здоровым и поспешил спуститься к матери. Возле двери ноги отказали, и я вполз в комнату. Все переполошились, а незнакомая неприятная старуха начала давать указания, как меня лечить.

Я спросил о ней, и дед ответил, что это еще одна моя бабушка. А мать пододвинула одного из гостей, офицера Евгения Максимова, и представила его как моего отца. Новые родственники мне не понравились.

Вскоре мать вышла замуж и уехала в Москву.

Осенью дед продал дом – матери нужно было приданое. Мы переехали в подвал и дед сказал, что с этих пор каждый должен питаться за свои деньги. Так мы прожили два года, пока не приехали отчим с матерью. Отчим промотал приданое, но всем рассказывал, как сгорело его имение со всем добром.

Мы с бабушкой переехали к отчиму. Здесь тоже были ссоры, в школе меня не любили из-за бедной одежды. У матери родился уже один сын, второго она ожидала. Однажды они скандалили, и я увидел, как отчим бьет ее, беременную, ногой в грудь. Я схватил нож и ударил его в бок.

Глава 13

Бабушка и дед снова жили вместе, я был с ними. Она плела кружева, дед продал ростовщикам все, что оставалось, включая одежду. Потом он вложил деньги под процент и прогорел. С этих пор он стал еще скупее, пересчитывая даже чаинки для заварки.

Я тоже помогал добывать деньги, собирая ветошь и кости, воруя дрова. Полученную мелочь отдавал бабушке, и часто она плакала, пересчитывая на ладони мои пятаки. В школе все надо мной смеялись еще больше.

Отчим исчез, больная мать переселилась к нам вместе с новорожденным Николаем. Вскоре она умерла.

Через несколько дней после похорон дед отказался меня кормить и отправил «в люди».

Как бы ни была тяжела и темна жизнь, в ней всегда есть что-то светлое. В бесконечной череде обид, боли, смертей есть и хорошие, памятные мгновения, ради которых стоит жить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • Детство
  • Челкаш

Детство. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание оперы Травиата Верди

    События происходят в позапрошлом веке в Париже. В салоне куртизанки Виолетты Валери намечается ужин по случаю приезда из провинции некоего Альфреда Жермона. Благородный

  • Краткое содержание Голубой карбункул Конана Дойла

    Под Рождество доктор Ватсон зашёл к своему товарищу. Шерлок Холмс отдыхал на диване и рассматривал какую-то шляпу. Он предложил Холмсу послушать про мелкий эпизод, который произошёл с мистером Питерсоном в четыре утра.